На какой реке произошло крещение руси: К истокам. День крещения Руси

В России, Белоруссии и на Украине в День крещения Руси молятся о духовном единстве. Новости. Первый канал

Годовщина крещения Руси. День, который почитает как великий праздник Русская православная церковь и в который установлена государственная памятная дата. Вера, которую выбрал князь Владимир, определила будущее и уже больше тысячи лет остается общей ценностью русского, украинского, белорусского народов. Вместе молятся и о духовном единстве — события на современной Украине дают повод.

От Москвы и до самых до окраин. Первый удар колокола на звоннице Храма Христа Спасителя — ровно в полдень. А затем благовест волнами плывет по всей стране. Величественные соборы и небольшие деревенские церкви, всем миром, возвещают о великом празднике.

Эстафету праздничного перезвона подхватывают на Украине и в Белоруссии. Эта традиция появилась почти девять лет назад по инициативе патриарха Московского и вся Руси Кирилла. В своем праздничном обращении предстоятель Русской православной церкви подчеркнул духовное единство наших народов.

«Молитвами Святого равноапостольного Великого князя Владимира, да хранит Господь землю Русскую, да сохраняет в единстве весь наш исторический народ, ныне живущий в разных государствах, но вышедший из одной киевской купели Крещения», — сказал патриарх.

Сердце праздника — в Херсонесе, где, по преданию, князь Владимир принял крещение. Божественная литургия в главном храме — Свято-Владимирском соборе.

«Для нас это светлый, хороший праздник, радостный, с настроением хорошим. Помыслы тоже у нас хорошие. Просить, чтобы мир был на земле, чтобы этот коронавирус уже ушел, здоровья всем своим близким просим», — говорит Антонина Евсеева.

Устраивать ли сегодня массовые мероприятия, в каждой епархии решали самостоятельно — в соответствии с коронавирусной обстановкой в регионе. Где можно — старались после службы организовать и Крестный ход. День-то особенный.

«Это самый главный праздник в жизни Руси, потому что на вере православной, на наших традициях, которым уже 1033 года, и произошло строительство государства Российского. Наши предки говорили: «Ты настолько русский, насколько ты православный», — отмечает Вячеслав Гиревой.

В нижегородском селе Сартаково сегодня престольный праздник. Крещение Руси еще и День памяти князя Владимира. От небольшого деревянного Владимирского храма — Крестный ход к святому источнику.

«Слезы на глазах, душа поет и радуется. Мурашки по спине бегут, аж от самого затылка до пят», — делится Фатинья Жесткова.

С особым чувством звучит молитва и в строящейся Владимирской церкви в московском районе Тушино. Величественный храм стоит на берегу Москва реки. Стены пока без росписей. Но молитвенному настрою это не мешает. Здесь будет духовно-культурный центр имени Святого князя Владимира. Строители трудятся даже в выходные.

Колокольный звон раздается и в древнем Дивногорском монастыре в Воронежской области. Первые иноки поселились в здешних пещерах более пяти веков назад.

А в Белоруссии — в Лавришевском мужском монастыре — особая, Крещальная литургия. В память о том, как более тысячи лет назад киевляне крестились в Днепре, таинство крещения совершают в реке Неман. И здесь, в братской Белоруссии, тоже говорят о духовном единстве православных народов.

«Это единство очень глубоко в наших сердцах и в нашей крови, и неоднократно наше единство было испытано на прочность; и есть вера в то, как мы раньше преодолели искушение, и современные проблемы будут преодолены», — отмечает председатель Синодального информационного отдела Белорусской православной церкви Игорь Васько.

Сегодня утром во всех украинских канонических православных храмах служили божественную литургию. Накануне в Киеве состоялся масштабный Крестный ход. В нем участвовали более 300 тысяч человек.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил поздравления не только белорусскому президенту Александру Лукашенко, но и украинскому главе государства.

Сегодня Владимир Зеленский в соцсетях обратился к верующим по случаю «Дня Крещения Киевской Руси — Украины» — именно так, по его словам, следует называть сегодняшний праздник. Хотя никакой Украины во времена князя Владимира, разумеется, не существовало.

Эксперты увидели в этом обращении косвенный ответ на статью Владимира Путина о единстве русского и украинского народов:

«Великий князь Владимир окрестил Киевскую Русь. Киевскую Русь — Украину — это не часть нашей истории, это и есть наша история. Нам не надо доказывать это историческими трактатами, работами, статьями. Потому что наши доказательства не на бумаге, а в металле и камне. Киевская Русь — это мать нашей истории. 24 области Украины и полуостров Крым — ее родные дети. И они по праву — ее наследники. А двоюродным племянникам и очень дальним родственникам не нужно посягать на ее наследство. И пытаться доказать свою причастность к истории тысячи лет и тысячи событий, находясь от мест, где они происходили, за тысячи километров», — заявил Владимир Зеленский.

Судя по всему, пассаж Зеленского про «очень дальних родственников» обращен уже к россиянам. И утверждая эту мысль, украинский президент отдаляется прежде всего не от нас, а от своего народа. По данным опроса украинской социологической службы «Рейтинг», более 40% украинцев согласны с тезисом Владимира Путина о том, что мы — единый народ. Причем на востоке и юге страны цифры еще выше — 65% и 56% соответственно.

И это несмотря на попытки киевских властей вбить клин между нами. В том числе путем создания организаций вроде ПЦУ. В статье Владимир Путин подчеркивал, что у церковного противостояния на Украине политические корни:

«Ударили и по нашему духовному единству. Как и во времена Великого Княжества Литовского, затеяли новое церковное размежевание. Не скрывая, что преследуют политические цели, светские власти грубо вмешались в церковную жизнь и довели дело до раскола, до захвата храмов, избиения священников и монахов. Даже широкая автономия Украинской православной церкви при сохранении духовного единства с Московским патриархатом их категорически не устраивает. Этот зримый, многовековой символ нашего родства им надо во что бы то ни стало разрушить».

В числе таких многовековых символов и образ Святого князя Владимира. Можно разрушить памятники и церкви, но то, что в душе у христиан, отобрать невозможно.

«Политические изменения пройдут, политическая конъюнктура исчезнет, а вот это братство, которое скреплено единой системой ценностей, единым представлением о добре и зле, оно сохранится, если, конечно, мы сохраним верность тем ценностям, которые в свое время выбрал наш великий предок — князь Владимир», — подчеркнул председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда.

Под этими словами подписалась бы и внушительная часть жителей Украины. Чтобы это понять, даже соцопросы не нужны. Достаточно одного взгляда на Крестный ход в Киеве.

Начало Православной Руси. 8.Крещение Руси

Крещение Руси было осуществлено князем Владимиром Святославичем в 988 году. Впрочем, некоторые ученые и богословы считают, что христианизация Руси началась значительно раньше. Они ссылаются на то, что еще во времена Аскольда и Дира, княгини Ольги христианство стало проникать в Киев, и в последующем в другие города. Не будем оспаривать этот факт, он действительно имел место. Были и среди дружинников русских князей христиане, но в большей степени варягов, т.е. наемных войск, скандинавов. Это были немногочисленные случаи принятия христианства жителями Руси. Повлияли ли они на общую ситуацию в княжествах? Отнюдь нет, больше того, из древнерусских летописях известно, что языческое население Руси крайне негативно относилось к христианам, а часто и убивало их. Это происходило на протяжении длительного времени и до Владимира, и во время его правления, и даже позже.

Поэтому князю Владимиру надо было иметь большое мужество и прозорливость, чтобы ввести христианство на Руси.

Уже в начале своего правления на Руси князь Владимир стал пользоваться широкой популярностью. И не только потому, что он тогда выступал как приверженец язычества. Его личность не могла не возбудить интерес и даже восхищение как у знати, так и у простых людей древнерусского государства. В са­мом деле, сын рабыни, находившейся в немилости у великой киев­ской княгини Ольги, сумел каким-то образом завоевать доверие новгородцев, которые решили сделать его своим князем и в связи с этим оказали давление на отца Владимира князя Святослава. В резуль­тате всех этих хорошо продуманных действий Владимир получил обширное Новгородское княжение. Затем он захватил у князя Рогволода Полоцкую землю и тем самым значительно расширил свои владения. И наконец, спустя несколько лет превратился в верховного властелина Руси, отняв великокняжеский престол у законного владельца князя Ярополка.

Это была головокружительная карьера! Владимир выглядел в глазах жителей древнерусского государства удачливым, счаст­ливым князем, ловким и умелым политиком.

В дальнейшем Владимир Святославич приобрел еще больший авторитет у населения Руси. В первое десятилетие своего княже­ния он показал себя как крупный полководец. Ему удалось на­нести ощутимое поражение польскому князю и отобрать у поляков важнейшие стратегические и торговые центры — Перемышль и Червень «и иные грады…». Он совершил два победоносных похода на не желавших подчиняться Руси вятичей и принудил их к уплате дани. По свидетельству В. Н. Тати­щева, почерпнутому из не дошедшего до наших дней источника, в 982 г. Владимир «иде в поле и, покорив землю, град Суздаль утвердил». Здесь речь идет о завоевании богатого земледельческого района, расположенного к северу от среднего тече­ния реки Клязьмы и населенного славянскими выходцами из Новгородской и других северных земель. В следующем 983 г. Владимир совершает удачный поход на прусское племя ятвягов. А потом были и другие походы — на радимичей, дунайских болгар и сербов и т.д.

Став киевским князем, Владимир объединил русские земли под своей властью. Он создал большую державу, но она оставалась языче­ской в то время как в соседних странах уже утвердились религии, ос­нованные на монотеизме. Будучи проницательным политиком, князь прекрасно понимал, что, пока Русь исповедует язычество, она не сможет встать вровень с другими сильными государствами.

Чтобы скрепить единство Руси, Владимир, по всей видимости, сначала решил создать единый пантеон славянских богов. Под 980 го­дом рассказывая о первых годах княжения Владимира, «Повесть вре­менных лет» отмечает: «И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их бо­гами и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бе­сам и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И оскверни­лась кровью земля Русская и холм тот». В исторических исследованиях эти деяния Владимира обычно именуют «языческой реформой».

«Но язычество, даже „организованное“, — пишет российский историк Е. Пчелов, — уже не могло отвечать потребностям времени. Оно тормозило развитие Руси и обрекало ее на безвестное прозябание, подобно другим аборигенным племенам. Единство государства требовало единства веры и единого Бога» [Пчелов Е. Рюриковичи. История династия. М. «ОЛМА-ПРЕСС. 2001. С. 76].

В предыдущих статьях мы уже писали о том, как Владимир осуществлял выбор веры, говорили, как сам он принял веру Христову. Но настало время вводить христианство и в самой Руси.

Что об этом сообщает нам «Повесть временных лет»?

По возвращении из Корсуни (Херсонеса) «повелел опрокинуть идолы — одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с го­ры по Боричеву взвозу к Ручью, и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-ни­будь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, чтобы принял он возмездие от людей. «Велик ты, Господи, и чудны дела твои!» Вчера еще был чтим людьми, а сего­дня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакива­ли его неверные, так как не приняли еще они Святого Крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его». Они же ис­полнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и про­шел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья Отмель, как и до сих пор зовется. Затем послал Владимир по всему городу со словами: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый или бедный, или нищий, или раб — да будет мне враг». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы это князь и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, моло­дые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спа­саемых душ; а дьявол говорил, стеная: «Увы мне! Прогоняют меня отсюда! Здесь думал я обрести себе жилище, ибо здесь не слышно было учения апостольского, не знали здесь Бога, но радовался я служению тех, кто служил мне. И вот уже побежден я невеждой, а не апостолами и не мучениками; не буду уже царствовать более в этих странах». Люди же, крестившись, разошлись по домам. Влади­мир же был рад, что познал Бога сам и люди его, посмотрел на небо и сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих, и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них пра­вильную и неуклонную веру, и мне помоги, господи, против дьяво­ла, да одолею козни его, надеясь на тебя и на твою силу». И, ска­зав это, приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Васи­лия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них, ибо не утвердились еще они в вере, и плакали о них, как о мертвых.

Когда отданы были в учение книжное, то тем самым сбылось на Руси пророчество, гласившее: «В те дни услышат глухие слова книжные и ясен будет язык косноязычных». Не слышали они раньше учения книжного, но по Божьему устроению и по милости своей помиловал их Бог; как сказал пророк: «Помилую, кого хочу». Ибо помиловал нас святым крещением и обновлением духа, по Божьему изволению, а не по нашим делам. Благословен Господь Иисус Хри­стос, возлюбивший Русскую землю и просветивший ее крещением святым…» [Повесть временных лет. «Библиотека всемирной литературы. Изборник (Сборник литературы Древней Руси под редакцией Д.С. Лихачева) М. 1969].

«Читая этот текст, удивляешься, как же гладко проходила смена мировоззрения у жителей Киева! — пишет доктор исторических наук О. П. Рапов.- Язычники, накануне оплакивавшие Перуна, спустя совсем немного времени с радостью принимают учение Христа! Такого рода быстрые превращения вызывают недоумение и сомнение в правдивости источника. Кроме того, сообщение летописца о крещении киевского населения в Днепре противоречит «Житию Владимира особого состава», где местом крещения названа Почайна — приток Днепра. А последний памятник, как показали исследования ученых, более достоверно отразил многие исторические факты, связанные с корсунским походом Владимира и другими его мероприятиями, чем «Повесть временных лет» [Рапов О.П. Крещение Руси в конце Х века. В кн. Введение христианства на Руси. М. «Мысль» 1987. С. 108].

Несколько в ином свете христианизация киевского населения предстает в «Истории Российской» В. Н. Татищева: «По опровержении идолов и крещении множества знатных людей, митрополит и попы, ходящие по граду, принимали, но множайшии размышляя, отлагали день за день; инии же закоснелые сердцем неслышати учения хотели. Тогда Владимир послал по всему граду, глаголя: „Заутра всяк изидет на реку Почайнукреститися; а ежели кто от некресченых заутра на реке не явится, богат или нищ, вельможа или раб, тот за противника повелению моему причтется“. Слышавше же сие, людие мнозии с радостию шли, разсуждая междо собою, ежели бы сие не было добро, то бы князь и бояра сего не прияли. Инии же нуждою последовали, окаменелыя же сердцем, яко аспида, глуха затыкаюсче уши своя, уходили в пустыни и леса, да погиб­нут в зловерии их. Наутрие вышел Владимир сам с митрополитом и иереи на реку Почайну, где сошлося бессчисленное множество народа, мужей, жен и детей. И входя в воду, стояли иные до шеи, другие до персей, инии по колена, родители же мнозии младенцев держали на руках; а презвитери, стоя на брегу, читали молитвы и каждой купе давали имена особыя мужем и женам. Крестив­шимся же людем отходили каждой в домы своя, которых число так великое было, что не могли всех исчислить» [Татищев В.Н. История Российская. т.2. М.-Л. 1962 с. 63].

Картина, нарисованная здесь, выглядит намного убедительнее летописной. Ни В. Н. Татищеву, ни автору источника, который он использовал и включил в состав «Истории Российской», не было никакого резона преувеличивать трудности, с какими столкнулся великий русский князь, проводя крещение киевлян. Источник объективно отразил, как на самом деле происходило обращение в христианство жителей столицы, а летописец Нестор или, что более вероятно, его редакторы сгладили все углы, не пожелали упоминать о том сопротивлении, какое оказало население Киева акции крещения. И это понятно. Помещение в летопись негатив­ных материалов, связанных с крещением киевлян, было чревато серьезными последствиями. У ознакомившегося с ними читателя не могли не возникнуть «крамольные», с точки зрения правящих верхов, вопросы: а правильно ли сделал Владимир, отказавшись от древней народной религии и силой насаждая христианство, что привело к серьезнейшим столкновениям в русском обществе как в его правление, так и в более поздние времена? Может быть, сле­довало остаться при прежней вере, тогда бы и никаких конфликтов не было? Чтобы таких вопросов не возникало, все негативные материалы, связанные с обращением в христианство населения Руси, и были удалены со страниц официального летописания.

По версии, зафиксированной татищевской «Историей Россий­ской», крещение киевлян происходило в Почайне, а не в Днепре, что согласуется и с «Житием Владимира особого состава». Этот факт опять-таки свидетельствует в пользу приведенного В. Н. Та­тищевым источника, который, судя по отдельным деталям, в нем содержащимся, является более ранним, чем «Повесть временных лет».

Зачем понадобилось создателям летописи, изображая крещение киевлян, переносить место действия с Почайны на Днепр? Ясно, что это было вызвано никакими политическими соображениями.

Летописец Нестор писал под 6453(945) г.: «…тогда вода текла возле Киевской горы, а на Подоле не жили люди, но на горе» [Повесть временных лет. «Библиотека всемирной литературы. Изборник (Сборник литературы Древней Руси под редакцией Д.С. Лихачева) М. 1969].

Позднее ситуация изменилась. Днепровское русло сместилось влево от Киевской горы. Изменился до некоторой степени и рельеф киевского правобережья, о чем свидетельствуют найденные при создании линии Киевского метрополитена на глубине 12–14 м хорошо сохранившиеся деревянные постройки, жилые и хозяйственные, датирующиеся X в. и принадлежавшие жителям Подола [Толочко П.П. Древний Киев. М. 1976. М. с. 39]. Эти находки, сделанные в 1972 г., опровергают утверждение Нестора о необитаемости Подола в X столетии.Перемены в рельефе местности должны были сказаться и на акватории реки Почайны, правого притока Днепра. Во времена княжения Ольги Почайна представляла собой вместительную гавань русских и иностранных судов. Позднее эта река совсем не упоминается в источниках, и потому создается впечатление, что прежняя насыщенная жизнь почайнинской гавани прекратилась. В плане Киева 1695 г. мы видим Почайну очень небольшим днепровским рукавом, расположенным в заболоченном районе. Вероятно, такой она стала уже к рубежу XI и XII столетий. Поэтому у создателей «Повести временных лет», хорошо знакомых с киевской гидрографией, не могло не возникнуть сомнений относительно того, что в этом неудобном и небольшом по площади произошло крещение тысячных масс киевского люда. К тому же редакторам «Повести временных лет», опиравшимся на категорическое заявление Нестора о том, что в X в. Днепр протекал у самой Киевской горы, где сидели люди, а Подол, по которому протекала Почайна, не был заселен, крещение в этой отдаленной центра города реке жителей Киева должно было показаться невозможным. И они заменили в летописном рассказе Почайну Днепром.

«Таким образом, получается, что автор приведенного В. Н. Татищевым известия лучше знал обстоятельства обращения в христианство киевлян, чем создатели „Повести временных лет“. Не исключено, что он был не только современником, но и участником события, поскольку ему были известны многие мелкие детали, сопровождавшие обряд крещения. Автор, например, знал, что крестильные имена давались священниками сразу группам новообращенных, как стояли киевляне в воде Почайны, что после крещения предпринята неудачная попытка подсчитать всех крестив­шихся». [Рапов О.П. Крещение Руси в конце Х века. В кн. Введение христианства на Руси. М. «Мысль» 1987. С. 108]

После этого последовали хождения по городу христианских миссионеров с целью уговорить людей принять новую веру. Часть киевского населения поддалась уговорам и крестилась, большинство жителей испытывало колебания, откладывая креще­ние со дня на день, некоторые язычники, «закоренелые сердцем», не желали и слушать проповедей священнослужителей.

31 июля 990 г., в четверг, князь Владимир обратился ко всему языческому населению Киева с требованием выйти на следующий день на берег Почайны для свершения обряда крещения. В его послании содержалась прямая угроза. Он недвусмысленно заявил киевлянам-язычникам, что все отказавшиеся креститься будут рассматриваться им как личные враги. Приказ князя был обращен не только к рядовым гражданам, но и к части киевской знати, до 31 июля 990 г. не проявившей желания креститься. Следова­тельно, не только простые люди, но и частично знатные киевляне не хотели расставаться с языческими верованиями.

1 августа 990 г., в пятницу, в торговый день недели, на реке Почайне, там, где расположились главные киевские рынки, со­стоялось крещение основного населения Киева. Число крестив­шихся, судя по источнику, приведенному В. Н. Татищевым, было велико.

Тем не менее, несмотря на все проведенные мероприятия, не­которые киевляне крещения избежали. Закоренелые язычники покинули столицу в надежде, что они не будут обнаружены кня­жеской администрацией и их никто не сможет принудить силой принять чуждую им веру.

Таким образом, уже крещение киевлян показало, с какими колоссальными трудностями предстоит столкнуться великому рус­скому князю при обращении в христианство населения страны. Как для большинства киевлян, так и для большинства жителей Руси поворот князя от язычества к христианству не был понятен. Народ недоумевал, зачем нужно менять религию отцов и дедов на веру в Христа. Практика показала, что заставить широкие народные массы креститься можно было лишь под угрозой приме­нения насилия. Христианские проповеди миссионеров имели очень малый успех. Источники показывают, что авторитет Владимира и его бояр, завоеванный ими во многих победоносных походах, доверие к этим людям, к их действиям со стороны киевлян сыграли в крещении людей не последнюю роль. Киевляне считали, что Владимир и его приближенные не могут поступить плохо, не мудро. «Аще бы се не добро было, не бы сего князь и боляре прияли,» — говорили киевляне, идя на крещение, как бы доказывая самим себе, что в данном случае княжеской воле следует подчиниться. Однако так рассуждали далеко не все. На некоторых киевлян не подействовали ни княжеский авторитет, ни угроза применения силы. И это было признаком появления серьезной «оппозиции» религиозной политике князя Владимира. «Оппозиция», как бы мы сейчас сказали, таила в себе большую опасность для великокняжеской власти. «Оппозиционеры» могли объединиться с язычниками в других регионов страны и совместными усилиями свергнуть Владимира Святославича с великокняжеского престола.

Князь Владимир и его христианское окружение не могли не учитывать возможности такого поворота событий. Чтобы этого не случилось, Владимир Святославич должен был в кратчайший срок заставить подчиниться себе хотя бы главные городские центры Руси, где проживала местная знать со своими дружинниками.

«Одним из таких важнейших городских центров Руси X в. был город Новгород Великий, расположенный на пути «из варяг в греки», имевшим первостепенное значение. Новгородцы осуществляли также свой контроль над торговыми и иного рода связями, имевшими место между населением центральных и восточных районов между народами Балтийского Поморья. Жители Новгорода поддерживали весьма тесные отношения с язычниками Прибалтики и с помощью последних могли не только оказать серьезное сопротивление новой религиозной политике Владимира Святославича, сплотить вокруг себя всех недовольных для похода на столицу ­древнерусского государства с целью реставрации там прежних верований».[ Всемирная история.т 3. М. 1958. С. 221]

Хорошо сознавая значение Новгорода в жизни Руси, Владимир уже летом 990 г. направил туда христианских миссионеров, которые с помощью войска, возглавляемого дядей великого князя Добрыней, а также вспомогательного отряда воеводы Путяты должны были заставить его жителей принять крещение.

Этот „крестильный“ поход на Новгород запечатлен в особой повести, попавшей в состав Иоакимовской летописи. Правдивость данного источника в настоящее время не вызывает сомнения у историков.

Из повести, а также из исследования В. Л. Янина видно, что городе еще в период господства там язычества существовала христианская община в Неревском конце, возле церкви Преображения. Следовательно, в городе были как сторонники, так противники христианства. Последних было подавляющее большинство — этот вывод можно сделать из Иоакимовской летописи. [Раушенбах Б. В.. Сквозь глубь веков. В кн. Как была крещена Русь. М. 1988].

Новгородчане отчаянно сопротивлялись как княжеским войскам, так и попыткам крещения. Только часть жителей поддалось на уговоры принять новую веру. Но и после этого в Новгороде оставалось много язычников, которые, как сообщает летопись, «поведуха о себе кресчеными быти», а на самом деле крещения избежали.Этих некрещеных постепенно выявляли по отсутствию на шеях христианских крестов. Их массовое крещение состоялось 26 сентября 990 г.

Ни «Память и похвала Владимиру» Иакова Мниха, ни «Повесть временных лет» — древнейшая русская летопись вообще не содержат в себе сведений о крещении новгородцев. Нет в них никаких подробностей и относительно того, как происходило обращение в христианство жителей других городов страны. И это, конечно, не случайно. По всей видимости обращение в христианство населения иных регионов страны происходило также совсем не гладко, сопровождалось вооруженными выступлениями язычников и применением к ним вооруженной силы. Потому-то монахи-летописцы и постарались скрыть довольно неприглядную картину крещения русского народа.

«Но быть может, во времена Владимира Святославича, как это полагал российский ученый Н. С. Гордиенко, и в самом деле приняла крещение лишь „малая часть“ Руси? Н. С. Гордиенко признал только креще­ние киевлян и новгородцев, а также отметил построение в княжение Владимира Святославича христианских храмов в Чернигове, Белгороде, Переяславле, Турове, Полоцке и „ряде других древне­русских городов“, сославшись в самой общей форме на якобы су­ществующие на этот счет свидетельства древнерусских источников. Однако ни „Повесть временных лет“, ни другие древнейшие рус­ские летописи как раз и не содержат в себе никаких материалов о сооружении в этих городах христианских храмов в 990–1015 гг. Поэтому данная ссылка не может быть признана. И другой вывод этого автора: „Остальную территорию Киевской Руси реформа­торская деятельность князя Владимира Святославича не затро­нула даже поверхностно — там по-прежнему оставалось в силе язычество“ — остался не обоснованным источниками» [Рапов О.П. Крещение Руси в конце Х века. В кн. Введение христианства на Руси. М. «Мысль» 1987. С. 108].

Насколько же в действительности была охвачена христиани­зацией Русь в правление князя Владимира?

Автор «Памяти и похвалы Владимиру» отметил: «Крести же ся сам князь Володимер и чада своя… Крести же и всю землю Рускую от конца и до конца… всю землю Рускую и грады вся украси свя­тыми церквами…» Ниже он же приписал: «…бещи сладушь по всей земли Руской приведены к богу святым крещением».

Иаков Мних писал это для людей, живших в 70-е гг. XI в., когда с начала обращения в христианство жителей Руси прошло 80 с не­большим лет. Вряд ли он мог сказать читателям неправду. Ведь многие из них со слов отцов и дедов— свидетелей крещения знали, какого размаха достигло дело христианизации страны при Вла­димире Святославиче.

Создатель другого древнего произведения — «Сказания о Бо­рисе и Глебе», работавший в конце XI в., также утверждал, что Владимир Святославич «святыимь крещениемь въсю просвети сию землю Русъску…».

А вот что записано в «Повести временных лет» под 6496(988) г. сразу же за сообщением о крещении киевлян: Владимир «начаставити по градом церкви и попы, и люди на крещенье приводитипо всем градом и селом». Под тем же годом далее сказано: «Володимер же просвещен сам, и сынове его, и земля его».
Таким образом, показания самых разнообразных, разновре­менных, не связанных друг с другом источников дают основания заключить, что князем Владимиром была крещена большая часть населения древнерусского государства. Это не означает, что все поголовно жители Руси были обращены в христианство. Не­которые из язычников обосновались в труд­нодоступных местах. Уцелела и часть языческого жречества. Не только в XI, но даже и в XIII столетии языческие волхвы появлялись в древнерусских городах, пытаясь своими проповедями повернуть население к старой вере. И судя по летописным материалам, их деятельность на этом поприще нередко была успешной.

Александр Медельцов
историк, член Союза писателей Беларуси

Русская Православная Церковь Заграницей

 

Слово на Богоявление святителя Иоанна,
Архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Празднуя Богоявление, мы вспоминаем, как Бог явил Себя Троицей, что Иисус явился людям как Христос. Где явился Христос? Где Он начал Свою миссию? Вошел ли Он в великий город и открыл Себя во славе Своей? Взошел ли Он на великую гору, как многие тысячи людей смотрели на Него снизу, дивясь чуду? Нет! Христос ушел в пустыню, к реке Иордан, где Иоанн крестил народ. Иоанн проповедовал покаяние и призывал грешников в знак покаяния креститься в Иордане. И как грешник пришел Христос и попросил крещения. И все же у Него не было греха. Иоанн испугался: «Надобно мне креститься от тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Матфея 3:15). Адам согрешил гордыней, он хотел возвыситься, уподобиться Богу. Но Христос пришел исполнить истину Божию, исправив через смирение гордыню Адама. Христос вошел в воду и принял крещение от Своего слуги. Содрогаясь, Иоанн возложил руку на своего Бога и Учителя, а Христос смиренно склонил голову. Смирение Христа разверзло небеса, и раздался голос Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17). Это Мой Сын, Который смирил Себя, чтобы исполнить Мою волю, Мой истинный Сын, Который смирил Себя, чтобы возвысить человечество. Кротость Христа открыла небеса и открыла человечеству тринитарную природу Бога.

Но почему Он сделал это в воде, а не в другом месте? Давайте вспомним, как Бог создал вселенную.

Когда Бог сотворил небо и землю, «земля была безвидна и пуста; и тьма была над бездною» (Бытие 1:2). Затем Бог разделил твердь и воду, но вода осталась везде, ибо она необходима для всей жизни. Человек не может жить без воды, как и никакое существо; в воздухе есть вода (влага); каждая горсть земли содержит воду; в скале есть вода, хотя мы ее и не видим, и, когда Богу угодно, из нее выходит вода, как это было с Моисеем. «ГОСПОДНИ земля и что наполняет ее; мир и живущих в нем. ибо Он основал его на морях и на реках утвердил его» (Псалтирь 24:1-2). «Ибо они добровольно не знают того, что словом Божиим небо было издревле, а земля стояла из воды и в воде, вследствие чего существовавший тогда мир, быв потоплен водою, погиб (2 Пет. 3:5-6).

Согрешив, человек навлек гнев Божий не только на себя, но и на всю природу. Человек есть венец Божьего Творения; ему была дана власть над природой. Когда царь — человечество — стал врагом самого Царя, его царство стало царством врага.

Наказание было обрушено не только на человечество, но и на природу. Мы знаем, что «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Римлянам 8:22). Но творение покорилось хаосу не добровольно, «но по причине покорившего его в надежде» (Римлянам 8:20). По этой причине прощение виновных освободит все творение от рабства к смерти. Эта смертная природа прекратится и преобразится в новое небо и новую землю, «на которых обитает правда» (2 Петра 3:12-13). Для того чтобы облегчить это преображение, подготовить природу к бессмертию, которое состоится после Страшного Судного Дня, Христос пришел в воды Иордана.

Погружаясь в реку Иордан, Христос освятил не только воды Иорданские, но и самое естество воды, как восклицает Церковь в песне: «Христос явился в Иордане, чтобы освятить воды его» (тропарь в Крещенский сочельник). А так как вода находится везде, то, освятив воду, Христос освятил все Творение, всю вселенную. Христос подготовил всю природу к испытанию благословенных последствий жертвы, которую Он пришел принести.

Но это еще не все. Он дал воде силу смыть грехи человечества. Христианское крещение есть возрождение, прощение всех грехов. Водой Бог наказал грехи первобытного человека и уничтожил человечество во время Потопа. Теперь водой Бог спасает человечество в Таинстве Крещения.

И так Христос сокрушил голову змея в водах Иордана, как мы поем в церкви, змия, который прельстил Адама и Еву, но был побежден смирением Иисуса; Он открыл человечеству, что Бог есть Троица, Он освятил воду и через воду освятил все творение, приготовив его к принятию слов прощения и бессмертия. И одержав очередную победу над диаволом в пустыне, Христос пошел уготовить человечество к Своему будущему Царству, и начал Свое служение словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17), или, как и в Евангелии сказано: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:15).

До тех пор Иоанн Креститель проповедовал покаяние, готовя путь Господу. Теперь Сам Господь восклицает: «Покайтесь!» Это слово обращено не только к тем, кто жил во времена Христа, но ко всем людям во всех местах и ​​веках. Мы слышим это слово в Евангелии. Еще до окончания дней празднования Богоявления слово напоминает нам о том, что время покаяния близко.

Будем внимательны! Это слова не пророка или ангела, а Самого Господа. Покаемся и с приближением Великого поста постараемся победить свои страсти и получить прощение грехов, чтобы провести вечность в бессмертном Царстве, которое уготовил нам Господь. Аминь!

Битола, Сербия, 1928 г.

 

Реконструкция сайта крещения Иисуса призвана привлечь миллион христиан к 2030 г.

BBC News, Аль-Магтас, Иордания

Сегодня река Иордан утратила свои библейские пропорции, но около 200 000 посетителей по-прежнему стекаются в традиционное место христианского крещения в Иордании в обычный год.

Я наблюдаю, как группы из США и Европы по очереди осторожно окунаются в узкую полосу мутной воды и фотографируются вдоль заросших тростником берегов.

«Когда вы находитесь в районе, который вы должны посетить. Это часть истории», — с энтузиазмом говорит Оливер, француз. Марк из Мэриленда говорит, что приехал за «духовностью, чтобы иметь возможность идти по стопам Иисуса».

В этом месяце пик сезона паломничества, поскольку западные, а затем и восточные православные церкви празднуют Крещение Господне. Праздник знаменует собой как визит трех волхвов, или волхвов, к новорожденному Иисусу, так и его более позднее крещение пророком Иоанном.

Недавно Иордания объявила об амбициозном плане стоимостью 100 миллионов долларов (83 миллиона фунтов стерлингов), направленном на привлечение миллиона христиан в Аль-Магтас в 2030 году в ознаменование 2000-летия крещения Иисуса.

Он обещает библейскую деревню и крупнейший христианский паломнический и межконфессиональный центр в регионе, признавая, что река Иордан и ее долина также имеют религиозное значение для евреев и мусульман.

Источник изображения, MK Associates

Подпись к изображению,

Архитектурная иллюстрация, показывающая, как может выглядеть часть нового места крещения

«Всегда приятно, когда наши посетители, наши паломники переживают то, что сделали Иоанн и Иисус, — говорит Растом Мхджиан, генеральный директор места крещения в Иордании.

«Я называю это «пятым евангелием», поскольку вы физически видите то, что читаете во всех четырех евангелиях. Вы действительно чувствуете себя посреди религиозной истории и веры.»

Среди многих особенностей, на которые он указывает, есть местное растение, популярное среди пчел, называемое янбут или стручок саранчи, напоминая мне, что Библия описывает святого Иоанна, одетого в одежду из верблюжьей шерсти, который ел «саранчу и дикий мед».

Место крещения, также известное как Вифания за Иорданом, является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, где среди пустыни недалеко от самой низкой точки Земли сохранились руины римской и византийской церквей, монастыря и купален для крещения.

Они были обнаружены в 1995 году после заключения мирного договора между Иорданией и Израилем.

До этого оба берега реки были закрытой военной зоной после ближневосточной войны 1967 года, когда Израиль захватил Западный берег Иордана и оккупировал его.

Image caption,

Небольшая пещера на холме Илии, где, как говорят, жил Иоанн Креститель. «Представьте, разминировано 11 огромных минных полей. Я говорю о десятках тысяч вывезенных мин. Разве не здорово иметь миллионы паломников вместо мин?»

Хотя иорданцы соперничают с контролируемым Израилем берегом реки за туристов, за последние два десятилетия Аль-Магтас посетили три папы-католика, два папы из коптской церкви и церковные лидеры со всего мира.

Богатые и знаменитые крестили здесь своих детей, а королевский двор Иордании послал святые воды для британских королевских крестин.

По приглашению иорданских властей различные христианские конфессии построили здесь новые церкви, а в планах еще несколько. Это редкое зрелище на Ближнем Востоке.

«Это очень приятно», — говорит мне гостья из Америки Шарон, высоко оценивая инициативу мусульманской королевской семьи Иордании.

«Мы узнаем, как много у всех нас общего, и что иорданское правительство создает все это, чтобы дать каждой конфессии, которую они могут найти, право на долю в собственности здесь.»

Image caption,

Исторический крестообразный баптистерий, построенный в том месте, где, как считается, крестился Иисус, теперь в 300 метрах от реки

Генеральный план новой зоны крещения площадью 340 акров рядом с объектом ЮНЕСКО был обнародован последним месяц королем Абдаллой.

Самир Мурад, возглавляющий некоммерческий фонд, созданный правительством Иордании для наблюдения за проектом, настаивает на сохранении целостности территории.

«Было бы глупо и неразумно пытаться создать туристическое направление, основанное на коммерциализации и проблемах типа тематического парка в таком священном месте», — говорит он.

«Давайте помнить, что это третье по святости место в христианстве. Это место, где Иисус получил свое призвание, и поэтому было бы крайне неуместно, если хотите, искажать его или каким-либо образом нарушать его.»

Источник изображения, информационное агентство Petra

Подпись к изображению,

Место крещения, известное как Вифания за Иорданом, включает систему сбора воды еда. Интернет и электрические кабели будут скрыты под землей.

Большая часть зоны будет отведена под сельское хозяйство и птичий заповедник для защиты окружающей среды. Помощь запрашивается у Королевских ботанических садов в Кью в Великобритании, чтобы повторно ввести некоторые библейские растения.

Иордания обращается к международным донорам, в том числе правительствам и религиозным организациям, с просьбой внести свой вклад в расходы.

В регионе, наполненном конфликтами, частично вызванными религиозными разногласиями, есть надежда, что проект вдохновит других своей демонстрацией культурной открытости и межконфессиональной гармонии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *