На какой реке произошло крещение руси: На какой реке происходило крещение Руси??)))

Содержание

Крещение киевской руси дата празднования. День крещения руси. Традиции, обряды, приметы

Произошло в 988 году и связано с именем князя Владимира, которого историки назвали великим, церковь — святым равноапостольным, а народ прозвал Владимиром Красное Солнышко.

Князь Владимир был внуком великой княгини Ольги и сыном князя Святослава и «вещей девы» Малуши, ставшей христианкой вместе с княгиней Ольгой в Константинополе. Править самостоятельно он начал с 17 лет и первые шесть лет провел в походах. По преданию, в эти годы князь был язычником, любителем военных походов и шумных пиров.

Как повествует летописное «Сказание об испытании или выборе вер», в 986 году к князю в Киев приходили посольства от разных народов, призывавшие обратиться в их веру. Сначала пришли волжские болгары мусульманской веры и хвалили Магомета, потом иноземцы из Рима от папы проповедовали латинскую веру, а хазарские евреи — иудаизм. Последним, согласно летописям, прибыл проповедник, присланный из Византии, который рассказал Владимиру о православии.

Чтобы понять, чья вера лучше, князь Владимир отправил девять посланников побывать в тех странах, откуда приходили проповедники. Возвратившись, послы рассказали о религиозных обычаях и обрядах этих стран. Они побывали и в мусульманской мечети у болгар, и у католиков‑немцев, но самое большое впечатление на них произвела патриаршая служба в Царьграде (Константинополе).

Однако Владимир не сразу принял христианство . В 988 году он захватил Корсунь (ныне территория города Севастополя) и потребовал в жены сестру византийских императоров — соправителей Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, братья прислали в Корсунь Анну. Там же, в Корсуни, Владимир с дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II.

Есть предание , что в Корсуни князь ослеп, но сразу после крещения был исцелен и воскликнул: «Ныне познал я Бога истинного!» После женитьбы на царевне Анне Владимир отпустил всех своих жен и наложниц.

Возвратившись в Киев в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир крестил своих сыновей от предыдущих жен в источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре.

Он приказал разгромить устроенное им некогда в Киеве капище. Кумиры были изрублены в щепки и сожжены. Затем он велел собрать всех жителей Киева на берег Днепра. Накануне князь объявил по городу: «Если кто не придет завтра на реку ‑ богатый или бедный, нищий или раб ‑ будет мне враг».

Массовое крещение киевлян произошло у места впадения в Днепр реки Почайны. Летописи гласят: «На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, малые дети же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте…» Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, в 988 году.

Вслед за Киевом постепенно христианство пришло в другие города Киевской Руси: Чернигов, Волынский, Полоцк, Туров, где создавались епархии. Крещение Руси в целом затянулось на несколько столетий — в 1024 году Ярослав Мудрый подавил восстание волхвов во Владимиро‑Суздальской земле (аналогичное восстание повторилось в 1071 году; тогда же в Новгороде волхвы противостояли князю Глебу), Ростов был крещен только в конце XI века, а в Муроме сопротивление язычников новой вере продолжалось до XII века.

Дольше всех славянских племен оставалось в язычестве племя вятичей. Их просветителем в ХII веке был преподобный Кукша, Печерский инок, принявший у них мученическую смерть.

Принятие новой, единой, веры стало серьезным толчком к объединению русских земель.

Крещение Руси обусловило и цивилизационный выбор России, нашедшей свое место между Европой и Азией и впоследствии ставшей самой мощной евразийской державой.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Россия-это самая большая и многонациональная страна. Наряду с этим, в нашей стране существует множество религий. Однако самой главной из них считается православие, которое считается самым правильным и верным учением на планете, во всех нравственных отношениях. Но далеко не православие могло бы стать основной религией в России и других странах, а ислам, ведь рассматривали несколько религий для принятия на Руси. И всё же, именно благодаря князю Владимиру, наша Русь известна своим колокольным звоном, золотыми куполами с православными крестами, украшающие церкви, пением церковного хора и непоколебимой верой русского народа.

История праздника День Крещения Руси

Лишь совсем недавно в Российской Федерации утвердили закон о принятии праздника День Крещения Руси. Всего лишь пять лет прошло с момента принятия праздника. Пожалуй, первой датой, которую стоит, отметить, это первый день лета 2010 года. На тот момент в России действующим президентом был Дмитрий Анатольевич Медведев, именно в этот день в законодательстве внесли некоторые поправки в 11 статью Федерального закона, в которых говорится о поправках в отношении дней воинской славы и памятных датах России.

Еще до того, как этот праздник утвердили, было событие, которое сыграло главенствующее значение в его принятии. Это произошло в далёком 2008 году, когда к президенту Беларуси и президенту России обратились с просьбой внести в календарь официальных важных дат еще одну, а именно 28 июля — День памяти князя Владимира, о котором мы уже немного упомянули. Проигнорировать это событие никто не решился, да и не было особой нужны. И вот уже в августе 2009 года в министерстве начали разрабатывать проект федерального закона, который гласил о принятии нового православного праздника. После этого, благодаря стараниям представителей Государственной Думы, закон был официально утверждён и вступил в силу.

Отныне, каждый год 28 июля отмечается праздник Крещения Руси. Центром празднества считается Киев, а бразды правления передают Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. В этот день на главных площадях городов идут торжества, а в храмах идут торжественные богослужения.

Крещение Руси как историческое событие

Из истории известно, что 988 год считается годом Крещения Руси. Именно с этой датой связывает многие исторические события, такие как прекращение существования языческих божеств, которые известны своими мифологическими обрядами и жертвоприношениями, и старт новой эпохи в истории духовного развития страны. Существует на земле также и историческая летопись, которая сохранилась и до наших дней, именуемая «Повестью временных лет». В ней говорится о том, что само Таинство проходило в реках Днепра, под руководством византийских священнослужителей.

В начале статьи мы упомянули, что у Руси главной религией могло быть и вовсе не православие, а совсем иная, так почему же князь Владимир остановил свой выбор именно на ней? Давайте разберемся. Быть может, кого-то такая правда разочарует, ведь далеко не благородные цели преследовали Владимира в принятии этого решения. В то время, Русь очень сильно нуждалась в укрепление мирового статуса, поэтому, выгодные союзы нашей стране отнюдь не помешали бы. Именно в это время, византийский император обратился к помощи Руси, он хотел сохранить власть в своих руках, а для этого ему нужно было победить своего соперника — мужественного Варды Фоки. Конечно, союз с Византией был бы весьма выгодным, ведь эта страна была крайне мощной державой во всех отношениях. За то, что войска князя Владимира помогли бы ему в своих делах, тот бы выдал ему в жёны свою сестру- Анну. Так и случилось. Но было одно примечание, свадьба не состоялась бы, если бы Владимир не принял крещение. Таким образом, Русь и стала православной.

Но не только корыстные цели преследовали князя всея Руси. Известно, что ещё до правления князя Владимира, на Руси правила его прабабушка, именуемая княгиней Ольга. Из истории также следует, что эта княгиня была истинной верующей христианкой и неоднократно пыталась обратить Русь в свою веру, но, увы, безуспешно. Хотя, всё могло бы получиться, если бы её сын, Святополк, помогал бы своей матери. Существует также версия о том, что князь Владимир долго колебался между православием и исламом. В первой религии его привлекали убранства и красота византийских храмов, пение в его стенах, во втором-многоженство. И, пожалуй главной причиной отказа от Ислама послужило правило запрета употреблять свинину в свою пищу.

Правильный ли выбор сделал князь Владимир, мы не можем сказать, однако благодаря тому, что вся Русь стала крещенной, уровень развития страны начал резко подниматься. Так, начали с катастрофической скоростью развиваться искусство, зодчество, образовательная система поднялась на новый уровень, начали выпускаться книги. Культура Руси не стояла на месте.

Владимир Ясное Солнышко

Пожалуй, также стоит немного рассказать и о самом князе Владимире. Это довольно яркая фигура в истории. Он был весьма умен и хитер. Изначально, правил этот князь в Новгороде, но благодаря своим качествам правителя и лидера, он добился успехов и перешел на Киевский престол. Правление шло вместе с родным братом-Ярополком. До того как князь Владимир принял крещение, он был известен своей жестокостью и жадностью, историки также утверждают о его любви к блудству (теперь не стоит сомневаться в том, что он не мог определиться между православием и исламом). Известно также, что Владимир поклонялся языческим божествам и совершал жертвоприношения.

Именно поэтому, как только он пришел к власти в Киеве, он приказал соорудить статуи шести главных богов, они располагались в клапище. Существует мнение о том, что именно этот князь привил к руссичам любовь к человеческому жертвоприношению, что весьма сомнительно.

Князь Владимир был прирожденным лидером. У него также имелись завоевательские способности, благодаря ним он пытался как можно лучше укрепить и расширить границы. Если бы не православие, этого князя можно было бы без колебаний называть самым кровожадным и жестоким правителем своего времени, если бы так вовремя на его пути не появилось православие. Именно оно так в корне изменило его душу, приведя его к истинному пути. Он словно заново родился и посмотрел на жизнь. И теперь князь Владимир известен нам как Владимир Великий и Владимир Креститель. Но именно благодаря народным былинам, он приобрел звание: Владимир Ясное Солнышко.

День Крещения Руси считается поистине светлым и великим праздником, отмечать его нужно всей семьей, расширяя свой кругозор.

Он приходится на второй месяц лета, проведите его все вместе. Прекрасной затеей было бы съездить в столицу Украины и посетить всевозможные достопримечательности: музеи, дворцы, парки и т. д. В нашей истории также существуют множество праздников, о которых вы должны узнать. Проводите этот праздник с пользой, не сидя в доме. Читайте также про заслуги этого великого князя и углубляйтесь в историю вместе с нами! Это всё весьма интересно и увлекательно и подарит вам массу положительных новых впечатлений. Развивайтесь и не стойте на месте!

В конце июля в России и на Украине отмечается важнейшая историческая дата — День крещения Руси (на Украине праздник называется День крещения Киевской Руси ).

День крещения Руси в Российской Федерации — дата

День крещения Руси — это государственная памятная дата Российской Федерации, официально установленная в 2010 году в память о крещении Руси князем

Владимиром , которое историки относят к 988 году. Поскольку точная дата этого события неизвестна, День крещения Руси отмечается в день памяти Святого равноапостольного великого киевского князя Владимира — крестителя Руси (15 июля по юлианскому календарю). Таким образом, по григорианскому календарю этот праздник всегда приходится на 28 июля .

История появления праздника День крещения Руси

27 июня 2008 года, в год празднования 1020-летия крещения Руси, Собор Русской православной церкви обратился с посланием тогдашнему президенту России Дмитрию Медведеву с предложением отмечать день памяти князя Владимира Крестителя как государственный праздник. В письме указывалось, что крещение Руси было крайне значимо для народов России, Украины и Белоруссии, поскольку это событие определило их исторический путь.

26 мая 2010 года соответствующий законопроект был одобрен Советом Федерации, а 31 мая того же года президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон, согласно которому в России была установлена новая памятная дата — День крещения Руси, отмечаемая 28 июля.

В этот день ежегодно проходят крестные ходы, культурные, благотворительные и просветительские мероприятия, цель которых — донести до россиян важность крещения Руси для всех славянских народов.


Легенда о крещении Руси

Праздник День крещения Руси установлен в честь одной из главных вех в истории Руси — провозглашения в 988 году христианства в качестве государственной религии.

Креститель Руси — князь Владимир, известный в истории под именем Владимир Красное Солнышко , — был внуком великой княгини Ольги , которая сама приняла крещение в Константинополе и старалась направить на христианский путь своего наследника.

Существует легенда, что Владимир выбирал для своего народа подходящую религию, устроив своего рода «тендер» среди представителей разных конфессий. В летописи «Повесть временных лет» древнерусского летописца Нестора рассказывается, что в ходе этого опроса Владимир отказался от мусульманства, поскольку оно запрещает употребление алкоголя и сказал: «Руси есть веселие пити, не можем без того быти». С тех пор ставшее, как сейчас бы сказали, мемом, выражение «Веселие Руси есть пити» используют для самооправдания все любители «заложить за воротник».

Также утверждается, что Владимира склонило к христианству, а точнее к православию, великолепие церковной службы, о которой ему рассказали посланцы, отправленные им в Константинополь.

На самом деле крещение Руси было обусловлено исторически. Во-первых, пора было расстаться с язычеством и ввести более прогрессивную монотеистическую религию, которая соответствовала принципу «одно государство, один князь, один Бог». Во-вторых, вся Европа была уже христианской, а Владимир не хотел отставать от «продвинутых» западных соседей. И, в-третьих, христианство стало серьезным стимулом к развитию Руси, как политическому, так и культурному.

Как известно из истории, Владимир насаждал христианство достаточно жесткими методами, так, всех киевлян (а правил он, как известно, в Киеве) по приказу князя буквально силой загнали в Днепр, где над неофитами был совершен обряд крещения. Владимир старался распространить христианство и за пределы Киева, в завоеванных или построенных городах он активно строил храмы. Вслед за Киевом православие начали принимать и другие города, но весь процесс крещения Руси затянулся на несколько столетий — до тех пор, пока христианство окончательно не вытеснило языческие верования. Однако в так называемой народно-христианской традиции отголоски язычества сильны до сих пор. Это явление находит отражение в до сих пор живучих народно-христианских традициях и праздниках.


День крещения Киевской Руси на Украине

Отмечается день памяти Владимира — крестителя Руси — и на Украине. Там праздник, который официально называется «День крещения Киевской Руси — Украины», был учрежден в 2008 году. Соответствующий указ был подписан 25 июля 2008 года третьим президентом Украины Виктором Ющенко . День Крещения Киевской Руси — Украины также отмечается 28 июля и проходит приблизительно по тому же сценарию. Однако каноническая связь православных украинцев и русских омрачена расколом. Дело в том, что на Украине главенствующую роль сейчас играет Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП), которая возникла в 1992 году в результате раскольнических действий бывшего предстоятеля Украинской православной церкви Московского патриархата митрополита Филарета (Денисенко) и Украинской автокефальной православной церкви, поддержанных руководством Украины. В настоящее время УПЦ КП не признана ни одной из канонических православных церквей.

Поздравления с Днем крещения Руси

***
Люди православные,
День крещения Руси
Сегодня наступил.
Радуйтесь, что славно
Господь благословил
Нас и землю грешную.
А то были б безутешные.
Поздравляю всех и вся,
С нами Бог и русская земля!

***
Князь Владимир Русь крестил,
Храмы всюду возводил.
Православной веры люди
Его подвиг не забудут.
И с тех пор мы каждый год
Ходим все на крестный ход.

***
В праздник, День Руси крещенья
Мы хотим вам пожелать,
Чтобы точно все обряды
Удавалось выполнять.

Чтобы верили смиренно,
Ведь, всё в жизни неспроста,
Снизойдет благословенье
Вам от господа Христа.

***
Со дня крещения Руси
Прошло уже веков немало.
В воде Днепра народ святил
Владимир-князь, что не бывало.

Но и доныне сей обряд
В народе чтут и уважают.
Крестя младенцев, в церкви их
В купели также окунают.

Мы поздравляем православных
С возникновеньем новой эры.
Мы вместе праздник сей отметим.
Желаем всем любви и веры.

День крещения Руси — это праздник всех верующих людей и представителей Верховного духовенства.

Дата празднования.

День крещения Руси — государственная памятная дата Российской Федерации, законодательно установленная 31 мая 2010 года в память о крещении Руси, отнесённом к 988 году. Отмечается ежегодно 28 июля, как день памяти cвятого равноапостольного великого князя Владимира — крестителя Руси (15 июля по юлианскому календарю). Как и все памятные даты в России, День крещения Руси не является выходным днём.

День крещения Руси закреплён в законодательстве Российской Федерации «в качестве памятной даты важного исторического события, оказавшего значительное влияние на общественное, духовное и культурное развитие народов России и на укрепление российской государственности».

История праздника.

Событие совпадает с православной датой — днем памяти равноапостольного князя Владимира — крестителя Руси. В РФ с идеей об учреждении официального государственного праздника выступила Русская православная церковь.

Как повествуют летописи, в 986 году к князю в Киев приходили посольства от разных народов, призывавшие обратиться в их веру. Сначала пришли волжские болгары мусульманской веры и хвалили Магомета, потом иноземцы из Рима от папы проповедовали латинскую веру, а хазарские евреи — иудаизм. Последним, согласно летописям, прибыл проповедник, присланный из Византии, который рассказал Владимиру о православии. Чтобы понять, чья вера лучше, князь Владимир отправил девять посланников побывать в тех странах, откуда приходили проповедники. Возвратившись, послы рассказали о религиозных обычаях и обрядах этих стран. Они побывали и в мусульманской мечети у болгар, и у католиков-немцев, но самое большое впечатление на них произвела патриаршая служба в Царьграде (Константинополе).

Однако Владимир не сразу принял христианство. В 988 году он захватил Корсунь (ныне территория города Севастополя) и потребовал в жены сестру византийских императоров — соправителей Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, братья прислали в Корсунь Анну. Там же, в Корсуни, Владимир с дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II.

Есть предание, что в Корсуни князь ослеп, но сразу после крещения был исцелен и воскликнул: «Ныне познал я Бога истинного!» После женитьбы на царевне Анне Владимир отпустил всех своих жен и наложниц.

Возвратившись в Киев в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир крестил своих сыновей от предыдущих жен в источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре.

Он приказал разгромить устроенное им некогда в Киеве капище. Кумиры были изрублены в щепки и сожжены. Затем он велел собрать всех жителей Киева на берег Днепра. Накануне князь объявил по городу: «Если кто не придет завтра на реку — богатый или бедный, нищий или раб — будет мне враг».

Массовое крещение киевлян произошло у места впадения в Днепр реки Почайны. Летописи гласят: «На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, малые дети же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте…» Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, в 988 году.

Вслед за Киевом постепенно христианство пришло в другие города Киевской Руси: Чернигов, Волынский, Полоцк, Туров, где создавались епархии. Крещение Руси в целом затянулось на несколько столетий — в 1024 году Ярослав Мудрый подавил восстание волхвов во Владимиро-Суздальской земле (аналогичное восстание повторилось в 1071 году; тогда же в Новгороде волхвы противостояли князю Глебу), Ростов был крещен только в конце XI века, а в Муроме сопротивление язычников новой вере продолжалось до XII века.

Дольше всех славянских племен оставалось в язычестве племя вятичей. Их просветителем в ХII веке был преподобный Кукша, Печерский инок, принявший у них мученическую смерть.

Принятие новой, единой, веры стало серьезным толчком к объединению русских земель.

Крещение Руси обусловило и цивилизационный выбор России, нашедшей свое место между Европой и Азией и впоследствии ставшей самой мощной евразийской державой.

Традиции празднования.

Сегодня представители религиозных объединений продолжают свою просветительскую деятельность. 28 июля 2018 года, в День крещения Руси, на территории России и Украины проходят православные праздники, молебны, культурные мероприятия, в которых задействуется все большее количество участников. Это говорит о том, что люди, уставшие от бездуховности, результатов разрушения моральных и нравственных устоев, нуждаются в возрождении идей добра и мира.

На русской земле почитали и любили православные торжества. До революции их отмечали на государственном уровне. В такие дни приостанавливались производственные и сельскохозяйственные работы, и огромной толпой народ валил в церковь. Каждый из праздников оброс многовековыми обрядами и традициями, которые бережно передавались от мудрых отцов и седых дедов к их детям и подрастающим внукам. Отмечаемый с недавних пор 28 июля День крещения Руси не входит в число прославленных и известных религиозных торжеств. Именно поэтому настало время поговорить подробнее об этом празднике.

Дата федерального значения

Людям не столь памятны исторические вехи, сколь интересны рождественские гадания и пасхальные застолья. Но знаменательные этапы формирования русской нации знать необходимо. В 2010 году по просьбе представителей Русской Православной Церкви, действующий тогда президент Д. А. Медведев дал старт новой эпохе. День крещения Руси — 28 июля: история праздника, получившего государственный статус, начала свой отсчёт. С согласия представителей других религиозных конфессий это торжество отнесено к числу знаменательных памятных дат федерального значения. Толчком к подобному событию было желание отдать дань духовному и культурному наследию наших предков.

Владимир Святославич

Крещение Руси, как значимое и яркое историческое событие, произошло в X веке. Точную хронологию тех далёких лет составить не представляется возможным, но дата торжества выбрана совсем неслучайно. И связана она с памятью равноапостольного князя Владимира. Следует рассказать о том, чем была так знаменита эта неординарная личность, и почему провозгласили именно 28 июля Днем крещения Руси.

Данная фигура в истории считается крайне противоречивой, но уникальной. С одной стороны, прозванный в народе Красным Солнышком, князь Владимир — лидер весьма почитаемый, а с другой — характер и поступки его далеко не всегда способны вызывать симпатию и гордость потомков. Он вполне мог остаться в истории кровожадным, свирепым и необузданным политиком, но по ряду обстоятельств стал тем, кого отдалённые потомки вспоминают 28 июля — в День крещения Руси — добрым словом.

Характеристика исторической личности

Если верить летописям, матерью Владимира была простая ключница Малуша, удостоенная внимания великого князя Киевского. Поэтому, являясь наследником могущественного Святослава Игоревича, мальчик был в раннем возрасте отвезён в столицу. Там воспитанием его занялся воевода Добрыня, более известный современным людям не из учебников истории, а из народных сказаний и былин.

Обладая большими амбициями, недюжинным умом и прирождённым коварством, чтобы расчистить себе путь к престолу, Владимир переступил через родного брата. Не гнушаясь в средствах, он завоёвывал и получал хитростью новые земли, стремясь к единоличной власти в государстве. был ярым язычником по воспитанию и убеждению. Однако, состоявшийся в истории 28 июля День крещения Руси, связан с волей именно этой, весьма колоритной личности. После поездки в Византию, которая имела место в 988 году, Владимир сменил веру сам, повелел сыновьям и дружине, а затем и своему народу сделать тоже самое.

О причинах кардинальных перемен

Многие историки полагают, что произошло это событие по политическим соображениям. Единый Бог больше подходил для властителя, чьей целью было объединение государства из разрозненных княжеств. А поклонения многочисленным идолам лишь способствовало разобщению между различными группировками на религиозной почве.

Но, возможно, князь Киевский действительно искренне раскаялся в своём языческом прошлом. Как бы там ни было, с тех пор его народ считается православной нацией. Хотя отголоски идолопоклонства долгое время не были забыты, давая о себе знать вплоть до нынешних времён, несмотря на то, что отмечаемый 28 июля День крещения Руси ознаменовал более чем тысячелетнюю историю христианства.

События летописей и традиции

Крещение наших предков проводилось в массовом порядке в водах Днепра и некоторых других рек, и далеко не всегда по их добровольному согласию. Однако, спустя столетия, подводя итог, возможно сделать вывод, что мера эта была огромным шагом вперёд в продвижении Руси на мировой арене в политическом и культурном плане, оказалась толчком для развития наук, искусств, письменности и зодчества. Христианство освятило семейные узы, а несколько позднее сильно укрепило связи государства с просвещённой Европой.

Строго говоря, 28 июля — крещения Руси — приходится по юлианскому календарю на 15-е число указанного месяца. В это время испокон было принято чтить память Святого Владимира. И так оставалось вплоть до 1918 года, но послереволюционное правительство отменило старые устои, введя новый григорианский счёт числам и месяцам. Указанный религиозный праздник был забыт. А эпохальная дата смены древнеславянской языческой веры была затемнена другими историческими событиями, которые по тем временам казались более важными. Но служители церкви продолжали чтить былые традиции. А в XXI веке об описываемых событиях вновь вспомнили и заговорили.

Эпохальная историческая веха и современность

Переход древнеславянских народностей от языческих обычаев к заветам Христа отмечается ныне не только в России, но и на территории Беларуси и Украины. Торжественную дату в День крещения Руси — 28 июля — мероприятия знаменуют самые разные: церковные, просветительские и культурные. Среди них теперь памятными являются: крёстный ход, массовые крещения, Божественная литургия и колокольный звон. Молодой праздник приобретает всё большую известность, укрепляя в общественном сознании представление об истоках нашей религиозной культуры и традициях предков. Вполне возможно также, что вскоре эта дата станет тёплым семейным торжеством и обрастёт своими традициями.

Князь Владимир и Крещение Руси

28 июля православные всего мира празднуют 1030-летие со дня крещения Руси. В сотнях городов России, Белоруссии и Украины праздник встречают крестным ходом. Считается, что именно православная религия объединяла восточнославянские народы более тысячи лет.

Первым князь Владимир крестил свою столицу — Киев, затем православная вера распространилась по остальной Древней Руси.

Конечно, реформа проходила не просто. За успешное обращение народа в новую веру было в первую очередь то, что греческих священников вели не чужие, не завоеватели, а свои русские люди, облеченные к тому же авторитетом княжеской власти. При этом всегда славившийся своей вольностью Новгород и здесь оказал сопротивление. Возникали еще на поверхности разных смутных событий возмутители спокойствия волхвы, но по настоящему серьезного и  какого-то длительного сопротивления официальному установлению «княжеской веры» не было, как не было и страшных гонений, – иначе народ не забыл бы мучителей. Он же в своих песнях назвал Владимира «Красным Солнышком», поэтому представление о постепенности и безболезненности распространения веры можно считать исторически справедливым.

Академик Дмитрий Лихачев говорит об этом так: «Как было принято христианство на Руси? Мы знаем, что во многих странах Европы христианство насаждалось насильно. Не без насилий обошлось крещение и на Руси, но в целом распространение христианства на Руси было довольно мирным, особенно если вспомним о других примерах. Насильно крестил свои дружины Хлодвиг. Карл Великий насильно крестил саксов. Насильно крестил свой народ Стефан I, король венгерский. Он же насильно заставлял отказываться от восточного христианства тех, кто успел принять его по византийскому обычаю. Но у нас нет достоверных сведений о массовых насилиях со стороны Владимира I Святославича.

Ниспровержение идолов Перуна на юге и на севере не сопровождалось репрессиями. Идолов спускали вниз по реке, как спускали впоследствии обветшавшие святыни — старые иконы, например. Народ плакал по своему поверженному богу, но не восставал. Восстание волхвов в 1071 году, о котором повествует Начальная летопись, было вызвано в Белозерской области голодом, а не стремлением вернуться к язычеству. Более того, Владимир по-своему понял христианство и даже отказывался казнить разбойников, заявлял: “…боюсь греха”.

Христианство было отвоевано у Византии под стенами Херсонеса, но оно не превратилось в завоевательную акцию против своего народа».

Более того, Крещение Руси сделало ее вполне европейским государством: «Христианизация Руси и родство правящего рода с византийским двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно равных основаниях. Сын Владимира Святославича Святополк женился на дочери польского короля Болеслава Храброго. Дочь Владимира Мария Доброгнева была выдана за польского князя Казимира I. Дочь Ярослава Мудрого Елизавета вышла за норвежского короля Гарольда Смелого, несколько лет добивавшегося ее руки. Другая дочь Ярослава, Анна, была королевой Франции, оставшись вдовой после смерти своего мужа Генриха I. Третья дочь Ярослава, Анастасия, была замужем за венгерским королем Андреем I. Можно было бы еще долго перечислять родственные связи русских князей XI—XII веков, сами по себе они свидетельствуют об огромном престиже Руси среди всех народов Европы».[i]

Вопреки всему Русь не разрушилась и не потонула в пучине междоусобиц. Православие распространялось неимоверно быстро. Уже при жизни Владимира в Киеве были возведены сотни церквей. Из Византии на Русь пришли живопись, архитектура, письменность и письменная литература. Практически всем своим историческим наследием наш народ обязан христианству.

По слову Льва Николаевича Гумилёва («От Руси до России»),  «Крещение дало нашим предкам высшую свободу — свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю».

На севере – в Новгороде, Ростове Великом, язычество держалось крепче и дольше. Но и там, после исторически непродолжительного времени, православие восторжествовало.

Произошло чудо – в условиях, крайне неблагоприятных для Церкви, в среде народа, дикого и не расположенного к обращению, в стране, враждебной Православной Византийской империи, произошло событие, не объяснимое естественным ходом вещей – Крещение Руси.

Замечательно говорит об этом архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Русь приняла путь Креста, путь разрыва со всем дурным, со всем тем, что приковывает к земле. А живой пример князя Владимира, в котором все увидели чудо преображения великого грешника в праведника, призвал к жизни целый великий народ. И святой князь Владимир, прославленный этим чудом, стоит у истоков христианской Руси. Владимир Красное Солнышко – так назвал русский народ своего духовного родоначальника. И в этой оценке все: и признание, и благодарность за дарованное тепло, за радость и саму жизнь.

В X веке от угодника Божия и государственного мужа началась новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура. И если мы теперь проследим жизнь русского народа от Святого Крещения и доныне, то увидим, что шла Русь путем, который определил ей дух и пример ее крестителя».[ii]

Необходимо отметить и еще одно событие – 30 лет назад, в 1988 году, в атеистическом государстве, партийное руководство официально разрешило праздновать 1000-летие Крещения Руси. Миллионы людей, боявшихся пусть уже не физической расправы, как в первые годы советской власти, но не менее жестких политических и экономических репрессий, которым подвергались верующие в Советском союзе, поняли этот «сигнал» — снова можно безбоязненно идти в Церковь. Они  пришли в храмы на праздничные мероприятия. Они пошли креститься – в те годы священники крестили людей сотнями в день. Это стало началом духовного возрождения России, которое продолжается и сейчас.

«Приобщение к православной духовности стало мощным импульсом и для развития самобытной восточнославянской культуры. Религиозный выбор князя Владимира был, кроме того, и выбором образа мышления, христианского уклада общественной жизни и стиля культуры. Это был выбор цивилизационного пути. Теперь мы уже не можем представить себе нашу литературу, изобразительное искусство, архитектуру или музыку без евангельских мотивов и сюжетов. Пронизанные христианскими нравственными идеалами и ценностями, эти произведения вводят нас в богатый духовный мир православной веры и призывают задуматься о вечных вопросах бытия и смысле человеческой жизни.

Но не принадлежность к православной культуре лишь по рождению делает нас христианами. Быть православным христианином — это не дань традиции из «любви к отеческим гробам» и национальной истории. Быть православным христианином — это в первую очередь сознательный выбор жизненного пути, это непрестанное искание Христа и Его правды. Подобно тому как равноапостольный князь Владимир, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового (Кол. 3, 9–10), навсегда отдал своё сердце Господу Иисусу, так и мы, помня, какого мы духа (Лк. 9, 55), призваны быть не слышателями только, но исполнителями слова (Иак. 1, 22), вполне осознавая, что жизнь наша сокрыта со Христом в Боге (Кол. 3, 3).» — так говорит в своем послании в связи с 1030-летием Крещения Руси Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Пресс-секретарь Рыбинской епархии протоиерей Евгений Глазунов

На снимке: Празднование 1030-летия Крещения Руси в Москве. Фото Михаила Терещенко_ТАСС

[i]Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев «Крещение Руси и Государство Русь» Новый мир. 1988. №6. С. 249-258

[ii]Слово в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших (1000-летие Крещения Руси)  30 мая (12 июня) 1988 года

Как князь Владимир Русь крестил

28 июля мы отмечаем памятную дату – День крещения Руси. Конечно, историки не могут с точностью установить день, когда произошло это событие, повернувшее ход истории нашей страны. Да и само оно было достаточно протяженным во времени. Но праздник решено было отмечать в день, в который православная церковь чтит память святого равноапостольного князя Владимира. Именно он в 988 году принял историческое решение о крещении Руси и крестился сам, с дружиной и боярами.

Князь Владимир был младшим сыном киевского князя Святослава и внуком великой княгини Ольги. Почему же выбор Владимира остановился на восточном христианстве?

Поначалу Владимир делал ставку на язычество

Как следует из летописных источников, в частности, из «Повести временных лет» древнерусского летописца Нестора, в 980 году Владимир Святославич попытался провести религиозную реформу язычества. Он установил единый пантеон языческих божеств. Во главе этой структуры стоял Перун. Также туда вошли Стрибог, Даждьбог, Семарг, Хорс и Мокошь.

«Владимир сперва пытался укрепить и консолидировать язычество. Но как человек, бесспорно, умнейший, он скоро понял, что сделать это невозможно. Язычество всегда приводило не к объединению народа, а лишь к еще большим распрям между разными группами. История показала, что те народы, которые остались языческими, быстро растворились в христианском или исламском мире. Или вообще исчезли – например, это произошло с балтийскими славянами. Владимир же быстро понял, что усилия по консолидации язычества не будут плодотворными, и совершил исторический выбор в пользу православия, объединения всего народа и политической самостоятельности», – рассказывает настоятель московского храма святого Феодора Студита у Никитских ворот, сооснователь сообщества «Русская миссия» Всеволод Чаплин.

картина «Владимир-язычник» / Васнецов Виктор

Почему другие религии не понравились князю

Летописи повествуют, что к Владимиру пришли представители самых сильных религий, дабы обратить его в свою веру.

«Это были представители греческого и римского христианства, а также мусульмане из Волжской Булгарии (не путать со славянскими болгарами) и хазарские иудеи. И начался богословский спор. Каждый выступал, расписывая преимущества своей религии и критикуя все прочие. Самое пространное из приведенных в летописи – выступление так называемого Философа, который, судя по всему, опирается на кириллические источники – святые книги, уже переведенные на славянский язык», – говорит специалист по истории Древней Руси, профессор, доктор исторических наук Игорь Данилевский.

После этой беседы князь Владимир обращается к боярам за советом. Те говорят, что надо посмотреть на все это своими глазами. И вот в каждую из стран отправляется депутация для того, чтобы посмотреть, как совершаются богослужения и на то, как каждая из религий отражается в жизни.картина «Великий князь Владимир избирает религию» / Эггинк Иван

Вернувшись, бояре рассказывают обо всем, что видели. Например, при выборе принимались во внимание, среди прочего, и пищевые запреты. Владимира не устроило то, что и мусульманам, и иудеям нельзя есть свинину, а мусульманам – еще и пить вино. Летопись приписывает ему знаменитую фразу: «Руси есть веселие пити, не можем без того быти».

«Тем не менее, многое в каждой из религий понравилось, – говорит историк. – Например, князю Владимиру вполне импонировало то, что мусульманам можно иметь несколько жен. Послы с восторгом рассказывали также о том, что такой красоты, как в Греции, они больше нигде не видели. То есть, на этом этапе все происходит во многом на эмоционально-оценочном уровне. С другой стороны, надо понимать, что связи Руси с Византией были постоянными и, скорее всего, христианская вера хорошо соответствовала некой принятой на Руси ментальности, совокупности культурных представлений и норм».

Во всем виновата женщина?

По словам Игоря Данилевского, есть и другая версия, как все это происходило. В 987 князь Владимир захватил греческий город Корсунь, который находился на юго-западном побережье Крыма (позже он получил название Херсонес). Владимир обещал вернуть город грекам, если их императоры отдадут за Владимира замуж их сестру, византийскую царевну Анну. Это, среди прочего, значительно повышало статус самого Владимира, который оказывался сразу вровень с византийскими императорами. Однако Анна отказалась выходить замуж за Владимира до тех пор, пока он будет язычником.

Далее в летописных источниках следует упоминание о слепоте, которая поражает Владимира в тот момент, когда Анна прибывает в сопровождении духовенства в Корсунь для встречи с Владимиром. Она предлагает ему немедленно креститься в надежде на исцеление. И слепота действительно спадает с его глаз, когда князь принимает христианство.

«Действительно, это очень красивый образ, когда душевная слепота оставляет Владимира: благодаря крещению он «прозрел», – говорит Игорь Данилевский.

Крещение – это выбор независимости

Что же принес с собой исторический выбор князя Владимира?

картина «Крещение князя Владимира на Корсуни» / Фёдор Бронников

«Крещение – это выбор пути. Вместе с православием князь Владимир выбрал для народа настоящую свободу, самостоятельность, и в этом состоит главный вектор развития Руси. Князь не случайно отверг западную линию христианства, поскольку очевидно было стремление подчинить Русь давлению Рима. Такое жесткое давление всегда было свойственно представителям так называемого католицизма. Восточная римская империя, которую сейчас именуют Византией, была тоже сильным государством, но все же она не претендовала на духовно-политическую власть над Русью. Поэтому выбор православия в действительности был политическим. Это было решение независимого властителя и свободного народа. Православие – не аполитичная религия, оно предполагает определенный общественный идеал. Выбор католицизма, ислама или иудаизма обрекал бы страну на внешнюю зависимость, погружение в идейную и духовную орбиту одного из сильных государств, будь то Арабский халифат, Хазарский каганат или папский Рим. Не случайно многие народы, которые сделали свой исторический выбор в пользу Рима или в пользу исламского мира, оказались в дальнейшей истории гораздо более зависимы, чем Русь», – говорит протоиерей Всеволод Чаплин.

«Это был выбор, который решительно отделил Россию от Запада, – говорит Игорь Данилевский. – Но вместе с христианством пришла книжная культура, и это величайшее достижение, которое включило Русь в культурное поле всех христианских стран и невероятно подвинуло страну на пути ее развития».

Православие изменило и внешние границы Руси. После принятия христианства Русь начинает восприниматься как центр богоспасаемой земли. И ее границы стали постепенно расширяться.

Был ли Владимир первым

картина «Крещение князя Владимира» / Васнецов Виктор

Летописи сохраняют и другие, более ранние версии крещения Руси.

«Считается, что самым первым человеком, который объявил, что Русь примет крещение, но не крестил ее, был апостол Андрей. Он первым из апостолов приходит на территорию Руси и говорит, что на том месте, где он остановился, будет большой город и множество храмов. А остановился он там, где позже был построен Киев», – говорит Игорь Данилевский.

В одном летописном источнике есть упоминания о крещении Руси при патриархе Константинопольском Фотии. Это произошло после нападения русов на Константинополь в 860 году. Фотий направил миссионеров в Киев. Историк Данилевский предполагает, что это, скорее всего, касалось дружинников и отдельных русичей. По некоторым данным, в этот период были крещены киевские князья Аскольд и Дир c боярами. Поэтому эти события иногда называют фотиевым, или аскольдовым крещением Руси.

«Историки расходятся в оценке роли князя киевского Аскольда, в оценке того факта, способствовал ли он распространению христианства. Но церковное предание утверждает, по крайней мере, о его личном крещении – есть даже сторонники его причисления к лику святых. Многие народы, племена, которые пытались осаждать Восточную римскую империю, поражались ее культуре, мудрости, духовности и сами часто принимали восточное христианство. Так что весьма вероятно, что после крещения Аскольда состоялось и крещение некоторого количества людей в его окружении. Известно, что до Владимира на Руси были христиане. Святая княгиня Ольга, внуком которой был Владимир, была христианкой, посещала в Киеве богослужения. Но православие принимали отдельные люди. Очевидно, что до Владимира и в первый период его княжения Киев оставался языческим», – рассказывает Всеволод Чаплин.

Огнем и мечом?

картина «Крещение киевлян» / Клавдий Лебедев

После крещения Владимира массовые крещения происходят и в Киеве, и в Новгороде, и по всей русской земле. При этом есть источники, которые говорят, что князь новгородский Добрыня крестил Новгород огнем и мечом.

«Это поздние источники, – говорит Игорь Данилевский. – Более ранние летописи говорят об этом намного более спокойно. А во многих этот процесс представлен как триумфальное шествие христианства, массовое принятие. Так, в одном летописном сюжете даже присутствует рассказ, как всенародно сбрасывают с пьедесталов в реку языческих богов. Это может свидетельствовать о том, что тот пантеон языческих богов, который ранее создает Владимир, является чем-то инородным, привнесенным сверху. И христианство воспринимается народом как избавление от этих чужеродных богов».

По мнению историка, часть этих богов имеют даже неславянские имена и чуждую суть. В частности, Даждьбог и Стрибог связаны с культом Солнца, а все этнографы отмечают, что солнечного культа на Руси не было. Хорос и Симмаргл – вообще божества с иранскими корнями, так что они вполне могли быть отвергнутыми в народе. Так что крещение, возможно, сместило тех языческих богов, которые были чужеродными, и против которых уже росло раздражение и протест.

«Большинство же так называемых славянских богов, таких как Лель, Лада, Каляд, Курент и другие – это в большинстве своем представители так называемой кабинетной мифологии, – говорит Игорь Данилевский. – То есть, мифологии, написанной в XIX и XX веке в кабинетах ученых. Проводились исследования этих источников. Их выдают, в частности, междометия, которые не употреблялись в то время, когда писались древние летописи, а также то, что в ранг богов возводятся некие домашние духи, которые упоминаются совсем отрывочно и про которых в древних источниках почти ничего нет».картина «Крещение Руси» / Василий Перов

Скорее всего, в реальности язычество на Руси не было зрелым, не были выяснены отношения между языческими богами, не устоялись их функции. Поэтому эти функции легко были перенесены на христианство. Цельные представления христианства хорошо наложились на то, что было в народной традиции, и произошла христианизация язычества.

«Неоязычники обычно не могут ответить, какими источниками они пользуются, когда говорят о том, что Русь крестилась огнем и кровью. Но называют цифры: девять миллионов погибших. Однако археологические изыскания не подтверждают того, что на территории Руси были массовые истребления населения. По всему миру, там, где сотни и тысячи людей погибали насильственным путем, археологи находят явные подтверждения тому. Как же девять миллионов-то остались незамеченными? Раскопаны уже несколько древних капищ, и уж где и быть этим массовым захоронениям безвинно погибших насильственной смертью, как не там? Но их нет», – говорит историк церкви, священник Георгий Максимов.

Часто ссылаются на так называемую Акимовскую летопись. В ней описано, как воевода, присланный из Киева, силой принудил новгородских язычников креститься, рассказывает историк. «Даже если принять ее за достоверный источник, то именно она и является доказательством того, что такие случаи были исключением. Кроме этого инцидента, бывшего в Новгороде, в других местах христианство принималось мирно и полюбовно», – поясняет Максимов.

«Кроме того, начиная со второй половины XX века, археологи начали находить берестяные грамоты. Их сейчас найдено очень много, около четырехсот, они писались в основном по бытовым поводам и явно не подлежали никакой цензуре. Самые ранние берестяные письма относятся ко временам крещения Руси. Ни в одном из таких писем не упоминаются славянские боги. Их просто не вспоминают, поскольку они не были нужны нашим предкам. О них никто не горевал! Все это показывает несостоятельность мифа о насильственном крещении Руси. Не надо считать наших предков безвольными слабаками! Миллионы людей нельзя принудить силой принять чужую веру», – говорит священник.

Наши предки добровольно приняли христианство и это определило в дальнейшем свободу Руси от всех внешних влияний, ее самостоятельный путь развития. Так что сегодня мы празднуем, по сути, День независимости, только древний, с историей, насчитывающей уже 1030 лет.

Российская тенденция к понижению детей в замороженных реках

  • Опубликовано

от Katia Moskvitch

BBC News

, когда Amateur Wide в прорубь в Сибири появилось в Сети, оно вызвало массовый резонанс в российских СМИ и блогосфере.

На вид мальчику не больше пяти или шести лет.

Сначала его видят завернутым в одеяло, уже плачущим, как взрослые в шубах несут его к проруби, вырубленной в замерзшем озере или реке.

Затем его трижды разворачивают и полностью погружают в воду — явно против его воли — пока православный священник проводит обряд крещения.

«Где это произошло? Кто священник? Кто родители?» — написал один блогер, заявив о своей решимости собрать информацию о «садистском» инциденте и обнародовать ее.

Церемония прошла недалеко от сибирского города Иркутска 19 января, в православный праздник Крещения Господня, посвященный крещению Иисуса Христа.

В советское время к религии относились неодобрительно, но после падения коммунизма она снова вернулась.

Сейчас нет недостатка в людях всех возрастов, желающих поститься во время Великого поста, отметить воскресение на Пасху традиционным хлебом, обвенчаться в церкви и креститься в святой воде.

А поскольку Иисус Христос был крещен в январе, согласно Русской православной церкви, многие считают раздевание и погружение в ледяную воду хорошим способом стереть свои грехи.

Не чихать

Некоторые берут с собой детей, купая как новорожденных, так и детей постарше.

Image caption,

Врачи не советуют окунать ребенка добровольно или невольно

Однако не все делают это по религиозным соображениям.

«Моему сыну было восемь, когда я впервые отвел его к проруби на реке четыре года назад, — говорит Андрей Ролецкий, музыкант, живущий в Санкт-Петербурге.

Теперь каждые зимние выходные они плавают, прорубая топорами лунки во льду.

Но он никогда не заставлял сына нырять в ледяную воду — Игорь даже спросил отца, может ли он пойти с ним.

«Я сам начал плавать под льдом пять лет назад, и в то же время я начал приучать Игоря к холодной воде, каждый вечер брызгая ее на ноги в ванне. Его это устраивало», — говорит г-н Ролецкий.

«Потом, однажды, он попросил меня облить его холодной водой, чтобы он полностью промок, а через несколько месяцев, когда я сказал, что собираюсь нырнуть в январе, он сказал, что тоже хочет приехать. »

Г-н Ролецкий говорит, что Игорь получил удовольствие и «за последние два года ни разу не чихнул, так как его организм стал гораздо более устойчивым к простудным вирусам и инфекциям».

Сильный шок

Но Ирина Ефремова, педиатр Московского центра спортивной медицины, предупреждает, что погружение ребенка в прорубь даже на несколько секунд может привести к самым разным проблемам – от насморка до потери сознания. сознание.

Сердце может просто перестать биться, говорит она.

У новорожденных, в частности, поясняет она, недоразвита система терморегуляции.

«Такая сильная смена температуры — это огромный шок для организма — вот ребенок одет, через минуту — в ледяной воде. Это очень большой стресс для организма, особенно для сердца.»

Наталья, 22 года, в этом году нырнула в крестообразную прорубь на замерзшей Москве-реке.

Это решение было принято в последнюю минуту, подсказанная подругой, которая показала ей страничку купания Крещения в социальной сети vkontakte.ru.

«До этого я никогда даже не принимала холодный душ и немного испугалась, но все говорили, что вода священна и она смывает все твои грехи, так что я согласилась», — говорит она.

Она прыгнула в воду ногами вперед, проваливаясь с головой, и ей это понравилось, хотя при температуре воздуха -26°C она признает, что это было болезненно.

«Это было похоже на то, как если бы тебя одновременно укололи тысячей иголок — и моя голова была очень, очень холодной», — говорит она.

Созидание прошлого

Image caption,

Церковь должна быть задействована только при желании ребенка, говорит отец Кротов Православной церковью.

И крестить не обязательно на улице, на морозе, или вообще на Крещение, объясняет отец Яков Кротов, православный священник из Москвы.

«Крещение полезно для души, но не обязательно вредно для тела», — говорит он.

«И хотя в древности крестили в реках, это не значит, что в наши дни крестить в церкви, обливая голову теплой водой, как-то менее полезно», — добавляет он.

Кроме того, по его словам, практика ныряния в проруби на Крещение на самом деле не является многовековым ритуалом. До Октябрьской революции 1917 года этим занимались лишь несколько человек — ничто по сравнению с теми числами, которые занимались этим с 19-го века.90-е.

«Это не возврат к нашим традициям — нет, это просто попытка [масс] создать какое-то великое прошлое», — говорит он.

А по поводу случая с насильственным крещением мальчика в проруби где-то в Сибири г-н Кротов говорит, что он не одобряет тех родителей — и священников, — которые не считаются с мнением ребенка, который уже достаточно взрослый, чтобы иметь свое или ее собственное отношение к крещению.

«Неважно, в проруби это происходит или в церкви, священник никогда не может оскорблять», — говорит он.

«Это неправильно.»

Река Иордан, место крещения Иисуса, сегодня едва струится. Ей нужно было время, чтобы подумать, осознать, что она только что ненадолго окунула ноги в воду, где, как говорят, крестился Иисус, в реке Иордан.

«Это очень глубоко», — сказал 53-летний посетитель из Индианы. «Я никогда не ходил там, где ходил Иисус, во-первых».

Сюда съезжаются туристы и паломники из ближнего и дальнего зарубежья, многие из которых движимы верой, чтобы пойти по стопам Христа, прикоснуться к речной воде, приобщиться к библейским событиям.

Символически и духовно река имеет огромное значение для многих. Физически низовья реки Иордан сегодня гораздо более скудны, чем могучи.

К тому времени, когда он достигает места крещения, его убывающая вода выглядит вялой, тусклого коричневато-зеленого оттенка.

Его упадок, вызванный стечением факторов, переплетается с трудностями многолетнего арабо-израильского конфликта и соперничеством за драгоценную воду в долине, где так много споров. Бороться за возрождение трансграничной Иордании, не углубляясь в дебри споров, которые подпитывают ее ухудшение, может быть сложной задачей.

РЕКЛАМА

Участок реки, например, был враждебной границей между некогда воюющими Израилем и Иорданией; речные воды также отделяют Иорданию на ее восточном берегу от оккупированного Израилем Западного берега, захваченного Израилем в войне 1967 года и разыскиваемого палестинцами для создания государства.

«Это определенно жертва конфликта. Это жертва людей, потому что это то, что мы, люди, сделали с рекой, в основном, и теперь, добавляя ко всему этому, это жертва изменения климата», — сказала Яна Абу Талеб, иорданский директор EcoPeace Middle East, который объединяет иорданские , палестинские и израильские защитники окружающей среды и лоббируют региональное сотрудничество по спасению реки. «Так что это жертва во всех смыслах».

EcoPeace уже много лет заявляет, что нижняя часть реки Иордан, которая течет к югу от Галилейского моря, находится под особой угрозой из-за того, что в течение десятилетий отвод воды для сельскохозяйственных и бытовых нужд, а также из-за загрязнения. Только крошечная часть его исторического водного потока теперь достигает своего конца в Мертвом море, недалеко к югу от места крещения, которое посетил Буркхарт.

Это одна из причин, по которой Мертвое море сокращается.

Стоя на иорданском месте крещения Вифании за Иорданом, Буркхарт, пресвитерианка, сказала, что речная вода ощущалась на ее коже холодной, предлагая передышку от изнуряющей жары вокруг нее. В мешанине эмоций, с которыми она боролась, она также могла чувствовать печаль из-за истощения реки.

«Я уверен, что Бог наверху тоже печален».

___

Библия говорит, что Иисус был крещен в реке Иордан.

На восточном берегу реки, современной Иордании, и на ее западном берегу расположены места крещения, где разворачиваются религиозные ритуалы, отражающие непреходящую религиозную, историческую и культурную привлекательность реки.

Река имеет еще одно значение как место чудес в Ветхом Завете; Говорят, что после многих лет скитаний по пустыне древние израильтяне пересекли Иордан по суше после того, как вода остановилась, чтобы они могли пройти.

Недавно на месте крещения в Иордании на восточном берегу женщина окунула ноги в воду, а затем набрала немного воды в чашу руками, растирая ею лицо и голову. Другие касались реки и крестились или наклонялись, чтобы наполнить пустые бутылки.

РЕКЛАМА

Чарли Уоттс, турист из Англии, погрузил в воду деревянный крест — подарок и благословение для его матери-христианки, оставшейся дома. «Я снял видео… чтобы показать ей, что это правда», — сказал Уоттс.

Несмотря на то, что он не так религиозен, как его мать, 24-летний парень все же считает свое посещение иорданского места особенным: «Сюрреалистичным было то, что он думал, что именно это положило начало мировому движению христианства».

В интервью Рустом Мхджян, генеральный директор Комиссии места крещения в Иордании, страстно говорил о претензиях иорданского места на подлинность и его сохранение таким, каким оно было во времена Христа и Иоанна Крестителя. ЮНЕСКО объявила его объектом Всемирного наследия, «имеющим огромное религиозное значение для большинства конфессий христианской веры, которые признали это место местом, где был крещен Иисус».

«Каждый год мы празднуем межконфессиональную гармонию, и одним из самых счастливых дней в моей жизни являются дни, когда я вижу, как евреи, христиане и мусульмане посещают это место и все трое плачут», — сказал Мхджян. «Сейчас место, где мы находимся, — это место с важным посланием: давайте строить человеческие мосты любви и мира».

Участки в Иордании и на Западном берегу предоставляют посетителям доступ к реке, где они встречаются лицом к лицу, а между ними проходит узкий участок водоема. Флаг Израиля на Западном берегу реки Каср аль-Яхуд служит напоминанием жителям Иордании о том, что река является границей, разделяющей два мира.

Это место также считается местом, где, согласно традиции, крестился Иисус. Иордания и Израиль конкурируют за туристические доллары этих людей.

Несколько человек в развевающихся белых одеждах недавно пришли с Западного Берега, позируя полукругом для фотографий. Посетители из другой группы стояли на ступенях берега реки или в самой воде, а двое мужчин в черной, по-видимому, церковной одежде лили речную воду на их головы.

На заднем плане кто-то пел, их голоса были слышны с иорданской стороны:

«О, Братцы, спускаемся вниз. … Вниз по реке помолиться».

___

Такие безмятежные моменты контрастируют с военными действиями, развернувшимися на берегах реки в рамках арабо-израильского конфликта. История реки и ее вода были столь же политизированы, сколь и священны, и на протяжении десятилетий мины угрожающе скрывались на берегах, которые когда-то были зоной боевых действий.

На восточном берегу после 1994 мирный договор между Иорданией и Израилем.

РЕКЛАМА

На Западном берегу команда британо-американской благотворительной организации The HALO Trust совсем недавно, в 2020 году, разминировала районы, где расположены церкви в окрестностях Каср аль-Яхуд. Сам объект открылся. для публики несколько лет назад, после того как Израиль расчистил узкую дорогу к реке, в то время как территория церквей оставалась закрытой и застыла во времени на десятилетия.

Работа по разминированию началась в 2018 году, но только после трех лет укрепления доверия и привлечения всех участников, от израильских и палестинских властей до нескольких христианских конфессий, которым принадлежат церкви и земли, сказал Ронен Шимони, который был частью HALO усилие.

— Здесь, на Западном берегу, все непросто, — сказал Шимони.

___

Именно на этом неспокойном фоне EcoPeace Middle East призывает к региональному сотрудничеству на Иордане между соперниками, у которых уже давно есть все основания выжимать как можно больше воды из реки или ее притоков.

«Любая пресная вода, оставшаяся в реке, в прошлом рассматривалась как усиление врага. … Вы берете все, что можете», — сказал Гидон Бромберг, израильский директор группы.

«Есть законная потребность в воде. … Воды мало», — сказал он. «Но конфликт создает стимул брать все».

В результате, согласно отчету, опубликованному в 2013 году комиссией ООН и немецким федеральный институт. Bromberg оценивает текущую цифру не более чем в 70 миллионов кубических метров.

«Израиль, с исторической точки зрения, забрал около половины воды, а Сирия и Иордания забрали другую половину», — сказал Бромберг. «Загрязнение, попадающее в реку, происходит с иорданской, палестинской и израильской сторон, а также немного из Сирии».

Водопользование в бассейне реки Иордан развито неравномерно, говорится в отчете ООН и Германии, добавляя, что палестинцы больше не могут получить доступ или использовать воду из самой реки Иордан. Сирия не имеет доступа к реке, но построила дамбы в суббассейне реки Ярмук, который является частью бассейна реки Иордан, говорится в сообщении.

Для палестинцев на Западном берегу единственный способ увидеть реку Иордан — это посетить находящееся там место крещения, управляемое Израилем, — сказала Нада Мадждалани, палестинский директор EcoPeace.

«В прошлом река Иордан для палестинцев означала средства к существованию, экономическую стабильность и рост, — сказала она. Теперь, добавила она, это сводится к «стремлению к государственности и суверенитету над водными ресурсами».

РЕКЛАМА

Упадок реки, по ее словам, особенно разочаровывает пожилых палестинцев, «которые помнят, как выглядела река… и как они ходили на рыбалку, как купались в реке».

Бромберг сказал, что EcoPeace документирует «проигрышный» характер ухудшения состояния реки для всех сторон.

«Из еврейской традиции, знаете ли, река и ее берега — место чудес», — сказал он. «Ну, это не отражает место чудес в его нынешнем истощенном состоянии».

___

В конце июля израильское правительство утвердило планы реабилитации участка Нижней Иордании, решение, которое министр охраны окружающей среды Тамар Зандберг назвала «историческим» и началом исправления.

«В течение десятилетий им пренебрегали, и большая часть его воды была забрана, и он фактически превратился в канализационный канал», — говорится в заявлении Зандберга. «В эпоху климатического кризиса и серьезного экологического кризиса восстановление реки Иордан и возвращение ее природе, населению и туристам имеет двойное значение».

Говоря по телефону, Зандберг сказал, что план сосредоточен на участке, который проходит на территории Израиля, и отражает улучшение ситуации с водой в Израиле, учитывая его программу опреснения, которая сделала его гораздо менее зависимым от воды, которую он использовал из Галилейского моря.

«Теперь мы более подготовлены для этого», — сказала она. «У нас есть вода».

Она добавила, что надеется, что это решение продемонстрирует потенциал реки и проложит путь к более широкому сотрудничеству в остальной части Нижнего Иордана, а также пошлет Иордании сигнал о том, что «мы привержены … нашим общим активам», включая река.

«Это может стать историей успеха в этом сегменте, а затем обеспечит более успешное партнерство в будущем».

Это не всегда дается легко.

«Иногда вмешивается политика, а также вопросы бюджета и доверия… между партиями», — сказал Зандберг.

Региональный генеральный план восстановления и развития, объявленный в 2015 году EcoPeace и другими, был принят правительством Иордании, но не израильтянами или палестинцами из-за нерешенных вопросов мирного процесса с «окончательным статусом», по данным группы.

РЕКЛАМА

В этом плане говорилось, что нижней части реки Иордан потребуется не менее 400 миллионов кубометров пресной воды в год для достижения «приемлемого уровня реабилитации».

Создание целевого фонда для финансирования проектов по борьбе с загрязнением окружающей среды — усилия, которые EcoPeace считали менее политически спорными — застопорились после дипломатического кризиса 2017 года между Израилем и Иорданией и на фоне многолетних напряженных отношений при правительстве бывшего премьер-министра Израиля. Министр Биньямин Нетаньяху. С тех пор появились признаки улучшения отношений.

Не все в регионе приветствуют призывы EcoPeace к сотрудничеству или верят им.

«У нас тяжелая работа. Наши сообщения оспариваются», — сказал Абу Талеб, иорданский директор группы.

«Из-за того, что у нас есть, знаете ли, израильское отделение, нас всегда обвиняют в том, что мы «нормализаторы»» или в том, что у нас нормальные отношения с Израилем, — сказал Абу Талеб. Это спорная тема, непопулярная среди многих простых арабов, ссылающаяся на такие факторы, как бессрочная оккупация Израилем земель, захваченных им в 1967 году, и отсутствие решения палестинского вопроса. «Вода не знает границ, — сказал Абу Талеб.

Бромберг сказал, что он тоже столкнулся с критикой со стороны того, что, по его словам, громкое меньшинство в Израиле «неуместно» клеймит свою работу как приносящую пользу иорданцам и палестинцам за счет интересов Израиля. «К сожалению, есть люди, которые думают, что если вы работаете с другой стороной, вы должны работать исключительно на другую сторону», — сказал он.

Если оставить в стороне политику, то нагрузка на некоторые правительства, связанная с удовлетворением потребностей в воде, усложняет призывы добавить воды в реку.

Иордания, например, является одной из стран мира с наибольшим дефицитом воды, и ее проблемы усугубляются растущим населением, которое увеличивается за счет волн беженцев.

«Мы находимся в состоянии стресса, поэтому у нас нет излишков, чтобы добавить воду в реку Иордан и оживить ее, несмотря на то, что это имеет большое значение для иорданцев», — сказал Халил Аль-Абси, представитель администрации долины реки Иордан. .

«Решения требуют согласованных (региональных) усилий и помощи международного сообщества», — сказал иорданский чиновник.

«У нас есть много прекрасных идей для реки Иордан, но есть ограничения».

Изменение климата грозит усугубить такие проблемы. «Воздействие изменения климата серьезно влияет на водные ресурсы», — сказал Аль-Абси.

По данным Всемирного банка, регион Ближнего Востока и Северной Африки понесет самые большие ожидаемые экономические потери из-за нехватки воды, связанной с изменением климата, которые, по оценкам, составят от 6% до 14% ВВП к 2050 году9.0005

Защитники, такие как Бромберг, признают, что изменение климата затрудняет возрождение Иордании, но утверждают, что восстановление реки и ее берегов дает экономические стимулы.

«Климатический кризис заставляет задуматься о том, что восстановление реки — это, возможно, единственный способ предотвратить дальнейшую нестабильность в долине, — сказал Бромберг, — потому что это может создать альтернативные источники дохода за счет туризма».

При всех проблемах реки Аль-Абси, иорданский чиновник, сказал, что он остается оптимистом. Альтернатива может быть мрачной.

«Если не будет воды, люди не придут, несмотря на (наличие) религиозных объектов», — сказал он. «Вода это жизнь. Без воды нет жизни».

___

Семья сообщает из Вифании за Иорданом и Аммана, Иордания. Автор Associated Press Илан Бен Цион из Иерусалима внес свой вклад.

___

Религиозное освещение Ассошиэйтед Пресс получает поддержку благодаря сотрудничеству AP с The Conversation US при финансовой поддержке Lilly Endowment Inc. AP несет единоличную ответственность за этот контент.

Война России с Украиной из-за религии?

СЛОЖНОЕ ЕДИНЕНИЕ: Толпа перед Софийским православным храмом в Киеве на Объединительном соборе Украины 2018 года. (Фото Kharkivian по лицензии Creative Commons)

21 февраля Владимир Путин изложил российскому народу свои доводы в пользу войны против Украины. В часовой телевизионной тираде российский президент высмеял понятие украинской государственности и независимости. Современная Украина была придумана большевиками, сказал Путин, и она никогда не должна была становиться независимой от России после распада Советского Союза.

Путин выразил свою тираду не только в политических, но и в религиозных терминах. Он утверждал, что Россию и Украину объединяет одна культура и одна православная вера. Военные действия России исправят катастрофические исторические ошибки, разделившие две страны и их единую религию. Он утверждал, что украинские националисты завладели несколькими православными приходами, принадлежащими Московскому патриархату, и что Россия должна защищать свои церкви в Украине.

Чтобы понять, что он имел в виду, вам нужно вернуться к 988 г. н.э. На территории нынешнего Крыма князь Владимир (по-украински Владимир) решил креститься в официальную христианскую веру Византийской империи. По преданию, такое решение Владимир принял после того, как его посланники в Константинополь посетили собор Святой Софии и описали ему православную литургию с ее задействованием физических чувств и направлением их в святое присутствие Божие. «Мы уже не знали, находимся ли мы на небе или на земле», — восклицали они. Когда Владимир вернулся в Киев, его воины и их семьи массово крестились в Днепре.

И украинцы, и русские считают эти события рождением своих наций. Христианство Владимира объединило разрозненные, соперничающие племена в один народ. С этого момента православие будет формировать искусство, архитектуру, музыку, литературу и мышление восточных славян.

Проблема Путина с Украиной связана не только с политикой, но и с религией.

Возник также социально-политический идеал, имеющий глубоко духовное значение: Святая Русь, где все творение и человеческие общественные отношения станут прозрачными для божественной красоты. Это видение будет и под угрозой, и обновлено историческими событиями. В средние века по этим землям пронеслись монголы, опустошив Киев. Когда московские князья сбросили монгольское иго, на смену Киеву в качестве центра славянского православия пришла Москва, и эти князья претендовали на идею Святой Руси. Исламское завоевание Константинополя в 1453 году еще больше укрепило уверенность Москвы в том, что она унаследовала мантию защитника истинного христианства. Рождается мифология Москвы как Третьего Рима.

Владимирская икона Божией Матери — одна из самых любимых икон русского православия, сейчас находится в московской Третьяковской галерее — представляет собой путешествие православия в Россию. По преданию, икону написал апостол Лука. В Константинополь он попал в пятом веке, в Киев в 1130 году, во Владимир (к северо-востоку от Москвы) в 1155 году и в Москву в 1395 году.

А Киев? Так сложилась история, что кивианские земли стали окраинами под господством соперничающих европейских держав: Австро-Венгерской, Польско-Литовской и Российской. Украинская идентичность и украинское христианство впитали в себя влияние каждого из них.

В западных областях Украины, находящихся под влиянием польских католиков, господствовала Украинская Греко-Католическая Церковь. Основанная в 1596 году, эта церковь сохраняет православные формы богослужения, но поддерживает папу. Когда Сталин подавил возрождающийся украинский национализм после Второй мировой войны, он ликвидировал эту церковь. Некоторые священники и приходы ушли в подполье; большинство было вынуждено стать православным.

В центральной и восточной Украине существовало автономное украинское православное движение, а во время большевистской революции и последовавшей за ней гражданской войны на короткое время утвердилась автокефальная Украинская православная церковь, которая была вынуждена уйти в подполье, когда к власти пришли коммунисты. (В Православии, автокефальный означает, что патриархи относительно автономны и равны во власти.)

С распадом Советского Союза в 1991 году религиозная картина в теперь уже независимой Украине становилась все более сложной. Автономные украинская православная и греко-католическая церкви восстановили юридический статус. Внутри Русской православной церкви проукраинская фракция объявила о своей независимости от Московского патриархата, но в течение многих лет независимость этой группы не признавалась ни одной из православных церквей мира. Между тем религиозные инвестиции России в регионе были и остаются высокими: треть всех православных церквей, лояльных Московскому патриархату, находится на территории Украины. Все эти церкви видят себя законными наследниками Святой Руси.

Когда Петр Порошенко стал президентом Украины после революции на Майдане в 2014 году, он и украинский парламент обратились к Вселенскому патриарху Варфоломею в Стамбуле с призывом об автокефальной Православной церкви Украины (ПЦУ), и Варфоломей сделал это в 2018 году. Лозунгом Порошенко стало: «Одна армия, одна церковь, один народ». Украинские православные церкви вывесили украинский флаг и собрали средства для украинской армии.

Это специфически украинское выражение православной гражданской религии привело в ярость и Путина, и Московскую Патриархию. Московская патриархия разорвала отношения со вселенским патриархом, и Путин добавил это воображаемое предательство в свой список поводов для войны.

После указа некоторые наблюдатели ожидали массового перехода храмов Московского Патриархата в новую автокефальную ПЦУ. Украинское законодательство позволяет приходам выбирать, но, поскольку приходы не ведут официальных списков членов, трудно определить, кто именно может участвовать в принятии таких решений. Каждая церковная организация обвиняла другую в краже приходов. Однако сравнительно немного священников и приходов сменили принадлежность, и лишь несколько архиереев Московского Патриархата присоединились к ПЦУ.

Многие украинцы не замечают различия между двумя церквями. Они остаются верными своему конкретному священнику и приходу и не могут сказать вам, к какой юрисдикции он принадлежит. До прошлого месяца это, возможно, не имело большого значения.

И в России, и в Украине православие функционирует прежде всего как культурный идентификатор, к которому обращаются люди (в том числе политические и религиозные лидеры), чтобы отличать свои общества от Запада с его (предположительно декадентскими) ценностями индивидуализма и свободы выбора. Декларируемая Путиным поддержка «традиционных» религиозных ценностей находит отклик у многих украинцев, как и у многих россиян.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *