Принятие христианства на Руси: причины, значение, последствия, кратко
Принятие христианства на Руси способствовало расцвету русского государства и в дальнейшем определило направление ее развития.В Х веке объективные причины предшествовали принятию христианства на Руси и в этом, прежде всего, было заинтересовано государство, раздираемое междоусобными распрями многочисленных внешних врагов.
Назрела необходимость объединения народа, чтобы противостоять языческому многобожию, для чего и потребовалась единая идеология. В то время христианство было во всех европейских государствах, и Русь рисковала остаться в их глазах «варварской» страной со своим язычеством.
Принятие христианства усилило международный престиж Руси, способствовало расширению и укреплению взаимоотношений с Византией, дальнейшему развитию связей со странами Запада и южным славянским миром.
Предпосылки для принятия христианства на Киевской Руси
Согласно данным исторических источников принятие христианства на Руси имело свои предпосылки. На фоне социальных и политических факторов назрела необходимость укрепления молодого государства единой идеей и становления его мировой державой.
Князь Владимир со своей дружиной, в конце 980-х годов, принял решение сменить веру, после продолжительных переговоров с государствами, имеющими разное вероисповедание.
Владимир при выборе государственной религии проводил «испытание вер», когда в Киев были направлены посольства от мусульман. От иудаизированных хазар и из Византии – все убеждали князя принять их веру. Но Владимир сам отослал свои посольства «в немцы», «в болгары», «в греки» для «испытания их служб».
Послов поразила красота православного богослужения, что повлияло на выбор князя Владимира, он принял решение в пользу христианства.
Однако принятие христианства в православном варианте из Константинополя связано и с необходимостью сохранения важных связей, установившихся с Византией ранее. Также имело большое значение авторитет Византийской империи, в то время она находилась в зените могущества, являясь центром цивилизации среди европейских государств.
Причины принятия христианства
Произошедшие основные события в Византии поспособствовали принятию христианства на Руси. Византийская империя переживала трудные времена в конце 90-х годов X века. Императору Василию II для подавления мятежа необходима была помощь, и он решил обратиться к киевскому князю Владимиру. На что князь дал согласие, но при условии заключения брака с сестрой императора, принцессой Анной.
Обязательным условием со стороны императора стало принятие князем христианства. В 988 году князь Владимир со своей дружиной приняли крещение в Херсонесе, и только после этого произошло венчание с принцессой Анной.
Владимир, возвратившись в Киев, обратился к киевлянам с предложением принять крещение. Это произошло в 988 году, поэтому этот год крещения отмечается как принятие христианства на Руси.
Есть и другие причины, способствующие принятию христианства. К ним относятся:
- назревшая потребность в формировании единой идеологии в государстве, которая духовно объединила бы разноплеменные народы Руси;
- укрепление связей с народами западных стран;
- достижение стабильного положения Руси;
- упрочение власти Князя Владимира;
- приобретение в союзники Византии.
Выбор киевского князя Владимира пал на христианство потому, что были противоречия в исламе сформировавшемуся образу жизни, такие как, запрет на употребление в еде вина, свинины, а также специфические восточные обряды (обрезание, забой лошадей).
Так как князь Владимир поставил себе цель укрепить свою власть, то и к католицизму у него не было симпатии. Ведь в Византии православная церковь в те годы была политически беспомощна и полностью подчинялась императорам.
Еще больше запретов оказалось в иудаизме.
Христианская же религия призывала к терпимости и всепрощению, она не требовала жертвоприношений, не делила народы по национальности, и поэтому русский князь остановил свой выбор на православии.
Значение крещения Киевской Руси
Потребовалось несколько столетий для укрепления христианской веры, однако язычество не ослабляло своего влияния, что способствовало возникновению двоеверия. Люди и в церкви молились, и праздники языческие продолжали отмечать. Так Рождество слилось с праздником Коляды, а Великий Пост с масленицей.
Получив земли, Церковь организовывала свои хозяйства и в основном монастыри, их возглавляли игумены. В монастырях соблюдались определенные правила: уход от всего земного, обет безбрачия.
Крещение киевской Руси было очень важным для укрепления институтов государственной власти и для социальной жизни древнерусского народа, это выражалось в следующем:
- Церковь, укрепив свои экономические отношения, начала принимать участие и в политической жизни, она выступала за единство Руси и боролась с междоусобицами;
- Стали создаваться школы при церквях. Было положено начало бурному развитию церковного искусства: иконописи, составлению летописей;
- Князья поручали церквям судопроизводственные семейные и религиозные дела;
- Церковь способствовала распространению грамотности и развитию православной культуры, признав языческие праздники веселья Коляды и Масленицы бесовскими.
Историческое значение принятия христианства
Принятие христианства имеет свое историческое значение, а именно:
- христианская религия укрепила власть государства и способствовала единству территорий Киевской Руси. Государь («Божий слуга») стал во внутренних государственных делах справедливым судьей, а во внешних выступал как доблестный защитник границ своей державы;
- изменился статус Руси в сфере международных отношений. Киевское государство стало цивилизованным субъектом, соблюдающее общепризнанные нормы и правила поведения;
- произошел расцвет Киевской Руси и распространение новой культуры, это выразилось в строительстве церквей и развитии письменности. Образованные болгары, бежавшие в Киевскую Русь после покорения их страны Византией, передавали свои знания. Старославянский язык становился почитаемым всеми и в религиозной литературе тоже. Сочетание этого языка и восточнославянского дало начало развитию древнерусского языка, на нем позже были написаны летописи и литературные произведения.
- произошло смягчение нравов, если раньше грабеж и убийство считались признаками доблести, то после принятия православия — величайшим грехом;
- так как христианство было принято на Руси в византийском варианте (позже получившее наименование «православие»), то оно помогало человеку духовно преображаться, что оказывало большое влияние на развитие общественного сознания (менталитета) древнерусского общества;
- появилось православное миропонимание, выражающееся в стремлении к осознанию смысла жизни во внутреннем духовном единстве, а не в мирском богатстве. Традиции русского народа получили свое одобрение в христианстве (внимание к больным, нищим и убогим, в помощи людям, попавшим в беду).
Выбор киевской Русью государственной религии византийского православия целиком определил дальнейшее развитие российской цивилизации. В стране постепенно формировались экономические, политические и культурные обычаи, аналогичные византийским.
Однако Русь пассивным дополнением византийской культуры не стала. Приобретя византийское наследство, она сама оказала большое влияние на политический миропорядок.
Велико цивилизационное значение крещения киевской Руси. Филолог В.Н.Топоров свою оценку значения принятия христианства для русской цивилизации выразил так:
Эти два события – принятие христианства Русью и Литвой, сыгравшие исключительную роль в истории этих стран и предопределившие на многие столетия их место в истории, должны расцениваться и как события вселенского характера.
Обряд крещения
По воле князя Владимира 28 июля 988 года население Киева было собрано на берегу Днепра для крещения в его водах. Кто крестил киевскую Русь? Обряд проводился византийскими священниками, приглашенными для этого специально. Теперь эта дата отмечается как официальный праздник крещения Руси.
Владимир начал крещение с сыновей и своих приближенных. Потом приказал уничтожить всех идолов, а Перуна (главного идола) – скинуть в Днепр.
В определенный день киевлян массово крестили в реке Почайна, в том месте, где она впадала в Днепр.
С этой даты было положено начало распространению христианства, которое растянулось на несколько столетий. Причиной этому было язычество, оно оставалось во многих княжествах ещё очень сильным. Приходилось преодолевать много распрей, прежде чем православная вера целиком утвердилась как официальная религия.
Так в 1024 году во Владимиро-Суздальском княжестве произошел мятеж сторонников старой веры, а в 1071 году восстание в Новгороде они были подавлены. Ростов принял христианство только к концу ХI века, а Муром еще позже, ближе к ХII веку.
Культурные и политические последствия
Русь приняла Крещение раньше, чем произошел раскол Восточной и Западной церквей (в 1054 году), но он уже был в стадии вызревания и выражался и в вероучении, и в отношении церкви и светской власти.
В Византии церковное и государственное правосознание подразумевало императора, как хранителя и верховного защитника Церкви (эпистимонарха). Таким образом, он считался единым самодержцем (автократором) всего православного народа. Правителям других христианских государств он дарил титулы князей, архонтов, стольников.
Следовательно, Владимир после принятия киевской Русью христианской веры от византийцев, автоматически ввел свою страну в структуру византийского государства.
В XII веке великому Киевскому князю в Константинополе от византийского императора был присвоен титул стольника. Место Киевской же митрополии в диптихах Константинополя было одно из последних, первоначально – 61-е, в последующие годы (1306-1328) -77-е место.
Принятие христианства имело и культурные последствия, это выразилось в развитии (в формах средневековья) архитектуры и живописи, проникновении византийской культуры, являющейся наследницей древних традиций.
В особенности важно было развитие кириллической письменности и появление книг. Собственно, крещение Руси способствовало появлению первых памятников древнерусской письменности.
Заключение
Как следствие, оставаться Киевской Руси языческой среди христианских стран было уже невозможно. Статус Древней Руси зависел от выбора религии, и этот шаг необходимо было сделать.
Принятие христианства князем Владимиром как государственной религии имеет огромное историческое значение. Конечно, православие утверждалось постепенно, растянувшись на столетия. Сохранялось двоеверие как историко-культурный феномен жизни народов средневековой Руси.
Огромное значение имело христианство для утверждения нового социального общества. Понемногу искоренялись местные различия среди племен, это содействовало их консолидации.
Наряду с этим, вариант византийского православного христианства, выбранный Русью постепенно помог привести к отчуждению (в политике и культуре) от латинской, католической Европы, и утвердиться как совершенно новая исторического модель развития.
Благодаря принятию христианства, стала выстраиваться иерархическая церковь, которая в дальнейшем имела большое влияние на древнерусское общество.
youtube.com/embed/ZtYS9d37Z_w» frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»/>Список литературы
- Сухов А.Д., Введение христианства на Руси.,
- Соловьев С.М. История России с древнейших времен.
- Рапов О.М. Русская церковь в IX- первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988.
- Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X – XII вв. СПб., 1913.
- Фроянов И.Я. Древняя Русь IX-XIII вв. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М., 2012.
- Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси X – XIII вв. М., 1989.
- Вернадский Г.В. Россия в средние века / Под ред. Е.П. Беренштенйа. — М, 1997.
- Греков Б.Д. Киевская Русь. — М, 1953.
- Древняя Русь: пересечение традиций / Под ред.В. В. Милюкова. — М, 1997.
- Иеромонах Никон (Лысенко). Начало христианства на Руси // Вопросы истории. — 1990. — №6.
- Котляр Н.Ф. Древнерусская государственность. — СПб, 1998.
- Литаврин Г.Г. Русско-византийские связи в середине 10 в. // Вопросы истории. — 1986. — №6.
- Мадорский А. Русский хронограф: Вся православная Россия времен от Рюрика до Николая II. — М., 1999.
- Мезин С.А., Рапов О.М. Русская церковь в 9 — первой трети 12 в. Принятие христианства // Вопросы истории. — 1990. — №1.
- Скрынников Р.Г. История Российская. IX — XVII вв. — М, 1997.
- Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси 14 — 16 вв. — Новосибирск, 1991.
- Погодин А.Л. Краткий очерк истории славян. — М, 2003.
- Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. — Самара, 1993.
- Платонов Д.М. Лекции по русской истории. — М., 2000.
- Протоиерей Владислав Цыпин. От крещения Руси до нашествия Батыя. Вопросы истории. — 1991. — №4-5. — С.34 — 42.
Принятие христианства на Руси -(кратко конспект)
Впервые христианство начало распространяться при княгине Ольге, бабушке князя Владимира Святославича. Этим она добилась подписания договора с Византией. Князь Святослав не разделял стремлений матери и оставался язычником. Официально христианство (православие) стало государственной религией при Владимире.
Предпосылки
Когда Владимир стал единоличным правителем, он пригласил к себе представителей:
- Католичества;
- Ислама;
- Иудаизма;
- Православия.
Каждый рассказывал о своей вере. Католическая вера была отвергнута потому, что ее не приняли даже предки русичей. Ислам не дозволял пить вина. Иудеи признали, что в тот момент у них не было своей земли (их каганат разгромил Святослав, отец Владимира). Выслушав православного священника, князь велел приближенным побывать у всех на богослужениях.
По итогу выбор пал на православие.
Интересный фактИоанн и его отец Феодор стали первыми христианскими мучениками на Руси. Дело в том, что после неудачного похода Владимир, будучи тогда язычником, велел принести жертву. Выбрали Иоанна. Отец мальчика воспротивился этому. Он начал ругать языческие идолы. В итоге собравшиеся убили обоих.
Отношения с Византией
Византийская империя с давних времен использовала христианство против язычников, чтобы избежать набегов и сделать их союзниками. В тот момент в империи бушевало восстание. Императоры заключили с Владимиром договор о военной помощи. Тот потребовал в жены сестру императоров.
Получив отказ, Владимир захватил город Корсунь. Византийские правители согласились с его требованием, но с условием принятия им христианства. В 988 году князь Владимир крестился под именем Василий. Крещение приняли и его дружинники.
Крещение Руси
В Киев Владимир вернулся со священниками. Своих домочадцев он покрестил в Крещатике. Киевлян крестили там, где Почайна впадает в Днепр. Далее православие пришло в города:
- Полоцк;
- Чернигов;
- Туров;
- Волынский и т.д.
Везде были созданы епархии. Строились храмы. Но процесс этот не был быстрым и безболезненным. Некоторые племена категорически не хотели принимать новую веру. Повсеместно уничтожали языческих идолов. Происходили восстания. Например, в Муроме до 12 века шла борьба за сохранение старой языческой веры.
Последствия
Принятие православия поспособствовало:
- Объединению земель;
- Развитию культуры и зодчества;
- Распространению письменности на кириллице;
- Моральные взгляды общества стали меняться в лучшую сторону
Крещение Руси: причины и последствия
Часто День крещения Руси – 28 июля — понимается как дата начала внедрения православной веры на Руси или как день крещения равноапостольного (то есть равного апостолам Христа) князя Владимира. Эти представления неверны.
На самом деле День крещения Руси не связан с каким-либо историческим событием. Это дань памяти киевскому князю Владимиру Святославовичу, при котором началось крещение страны. В этот день (по старому стилю – 15 июля) он скончался.
Многое в процессе крещения Руси было легендой. Например, нет надежных летописных свидетельств так называемому «испытанию вер». Предание гласит, что накануне крещения в Киев прибыли «посольства различных религий» — и по поводу каждого из вероисповеданий якобы князь высказал свое негативное суждение.
В частности, в ответ на рассказ мусульман о религиозном запрете на алкоголь, Владимир якобы ответил «Питие есть веселие России» и отказался следовать Корану.
У крещения Руси было много прагматических оснований — неудовлетворённость языческими культами в качестве национально-консолидирующего фактора, необходимость вступления Древнерусского государства в число мировых держав и др.).
Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано не только с этим, но и с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время в зените могущества.
В отношении обстоятельств и времени крещения князя Владимира в древнерусских источниках нет единства. Согласно «Корсунской легенде» – преданию, которое с рубежа XI–XII веков вошло в древнерусское летописание, князь принял крещение в 988 году в захваченном им городе Корсунь (сейчас – Керчь), центре византийских владений в Крыму. Однако, фактически захват Корсуни реально случился на год позже.
Процесс крещения страны начался на столетие ранее Владимира (так называемое Аскольдово крещение — всего через несколько лет после призвания варягов) и продолжился как минимум на три столетия – еще в XIII веке некоторые территории продолжали «перекрещиваться». Чащевсего это делалось силой.
По выводу историков, крещение Руси было важно для социальной жизни древнерусского общества. Важнейший постулат христианства исходил из принципа божественной природы верховной власти. Постулат православия о «симфонии властей» превращал церковь в сильную опору власти, давая возможность духовного объединения всего государства и освящения всей системы общественных отношений. Принятие христианства способствовало быстрому укреплению государственных институтов.
Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.
#аг
ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ КИЕВСКОЙ РУСЬ — 28 июля 2023
День Крещения Киевской Руси отмечается 28 июля в странах, где большинство населения исповедует восточное православное христианство. В этот день исполняется тысячелетие со дня кончины святого князя Владимира, средневекового правителя, принесшего православие в Киевскую Русь и крестившего ее народ.
День посвящен празднованию христианизации регионов Киевской Руси. В этот день люди могут посещать церковь и/или размышлять об истории и изменениях, произошедших еще в 9 году.88.
История Крещения Киевской Руси
Первоначально это празднование относилось к крещению Киевской Руси, условно отнесенному к 988 г. н.э., дате, когда Владимир Великий крестился в Херсонесе и приступил к крещению своей семьи и человек в Киеве. Поскольку точная дата первой официальной массовой крещения неизвестна, а крещение происходило в несколько этапов на протяжении десятилетий, Церковь решила установить этот праздник в День святого Владимира, деяния которого сделали христианство фундаментальной частью самобытности России.
Согласно сборнику сочинений, являющихся основным источником истории восточных славян до начала XX века, также известному как Русская Полевая летопись, Киев был христианским уже в середине X века, хотя правившее князья продолжали следовать языческим обычаям.
Сборник писаний описывает действия в середине X века правящего киевского князя княгини Ольги Киевской, посетившей Константинополь со священником Григорием. Хотя неясно, когда и где она крестилась, она стала православной христианкой и попыталась обратить Святослава, своего сына. Однако, пока он не умер в 972 г. н.э., он остался язычником. Когда Ярополк I, его первый сын и преемник, умер в 980 году нашей эры, его второй сын Владимир стал правящим князем.
Владимир тщетно пытался возглавить языческую реакцию на попытки христианизации, прежде чем понял, что ему необходимо принять новую религию. Христианское имя Василий было его именем при крещении. После этого он призвал киевлян принять крещение в Днепре. Во-первых, крестились 12 сыновей Владимира и многие бояре. Затем всех киевлян на следующий день позвали на реку, где православные священники совершили таинство крещения. Церемония в последующие дни наблюдалась во всем Владимирском царстве, в том числе у великого князя киевского и новгородского. Эти события вошли в историю как иконическое Крещение Руси, которым Владимир возвестил о принятии православия в качестве своей государственной религии.
День Крещения Киевской Руси. Хронология
958 г. н.э.
Рождение Владимира Великого
Владимир — внебрачный младший сын Святослава I Киевского от домработницы Малуши.
972
Смерть отца Владимира
После смерти отца Владимир вынужден бежать в Скандинавию после того, как его брат Ярополк убивает своего другого брата Олега из Дрелинии, чтобы завоевать Русь.
980
Владимир объединяет Русское царство
Объединение Руси от современной Беларуси, России и Украины до Балтийского моря.
988
Язычник до Крещения
Киевская Русь язычник до крещения.
День Крещения Киевской Руси
FAQ sЧто означает слово Русь?
Русь, также пишется «Рос» — древние люди, давшие свое имя землям России и Белоруссии.
Почему Киевскую Русь часто называли Третьим Римом?
Москву называли «третьим Римом», потому что она стала центром этой церкви.
На каком языке говорила Киевская Русь?
Говорили на древневосточнославянском, традиционно также древнерусском; белорусский.
Как отметить День Крещения Киевской Руси
Сходить в храм
В этот день во всех храмах Москвы в полдень звонят в колокола, исполняя мелодию «Слава Тебе, Боже!». поется в России и патриарших церквях Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана и Азербайджана.
Посетить Святую Литургию в Кафедральном соборе
В самый день праздника митрополит Онуфрий совершил Святую Литургию на площади перед Успенским соборным храмом. Вы можете использовать этот день как возможность поехать туда и повеселиться.
Молитесь
Другой способ отпраздновать этот день – молиться. Если вы католик, лучший способ отпраздновать этот день — поговорить с Богом.
5 Факты о Крещении
Крещение Руси
Относится к знаменательному событию массового крещения киевлян в 988 году, когда великий князь Владимир принял православие как религию своих земель.
Значение крещения
Формы и ритуалы различных христианских церквей различаются, но крещение почти всегда включает использование воды и тринитарное заклинание.
Универсальные символы крещения
Пять символов: крест, белая одежда, масло, вода и свет.
Погружение
Ритуальное погружение традиционно играет важную роль в христианстве как символ очищения.
Христианская вера
Частью христианской веры является то, что для того, чтобы стать членом Божьей семьи, человек должен креститься.
Почему важен день крещения Киевской Руси
Владимир был важен для России
Первой целью Владимира было вернуть завоевания отца, утраченные во время гражданской войны, и прибавить к своим собственным завоеваниям. Территория вятичей и радимичей была возвращена ему.
Он сделал христианство официальной религией своего государства.
После крещения он приказал и заставил своих подданных принять крещение. Он также приказал уничтожить языческих идолов и построить христианские церкви, школы и библиотеки. Это день, чтобы показать любовь к Богу и христианству.
Baptism Day of Kyivan Rus dates
Year | Date | Day |
---|---|---|
2023 | July 28 | Friday |
2024 | July 28 | Sunday |
2025 | July 28 | Monday |
2026 | July 28 | Tuesday |
2027 | July 28 | Wednesday |
Православная вера — Том III — История Церкви — X век — Святой Владимир Киевский
Том III — История Церкви
Десятый век
Святой ВладиирКнязь Владимир Киевский (годы правления 978–1015) правил областью, которая простиралась от Новгорода на севере до Киева на юге. Он понимал важность религии не только для духовной жизни своего народа, но и для его политического, социального и культурного развития. Сначала он пропагандировал поклонение древним богам и богиням славян, таким как Перун, Хорс, Дажьбог, Стрибог, Симаргл и Макошь.
Но в 986 году он начал интересоваться религиями других стран — исламом в Старой Болгарии, иудаизмом в Хазарии, католицизмом в Священной Римской империи и греческим православием в Византии. В следующем году он послал своих эмиссаров, чтобы они своими глазами увидели эти различные религии в действии. Их отчет по возвращении в Киев дан в Русской Повести (самый ранний письменный исторический отчет о славянах, традиционно приписываемый святому Нестору, монаху Киево-Печерского монастыря, умершему в начале XII века):
Святой Нестор Летописец‘Когда мы путешествовали среди булгар, мы видели, как они поклоняются в своем храме, называемом мечетью, пока они стоят без пояса. Булгар кланяется, садится, глядит туда-сюда, как одержимый, и нет среди них счастья, а только печаль и ужасный смрад. Их религия нехороша. Затем мы пошли к немцам и видели, как они совершали множество церемоний в своих храмах; но мы не видели там никакой славы. Затем мы отправились в Грецию, и греки (включая самого императора) привели нас к зданиям, где они поклоняются своему Богу, и мы не знали, находимся ли мы на небе или на земле. Ибо нет на земле такого великолепия и такой красоты, и мы не знаем, как это описать. Мы знаем только, что Бог обитает там среди людей, и их служба прекраснее, чем обряды других народов. Ибо мы не можем забыть эту красоту».
Затем Летопись повествует: «Тогда бояре [дворяне] говорили Владимиру и сказали: «Если бы греческая вера была лукавой, то не была бы принята бабка твоя Ольга, которая была мудрее всех других». мужей.» Тогда Владимир спросил, где им всем принять крещение, и они ответили, что решение остается за ним».
Решив принять православие для себя и своего народа, Владимир с войском подошел к византийскому городу Херсону на Крымском полуострове, осадил и захватил его. Затем он отправил послание императору Василию II Византийскому (год правления 976–1025) и его брат Константин VIII, прося руки их сестры принцессы Анны в браке. Они ответили: «Христианам не подобает жениться на язычниках. Если ты крестишься, она будет твоей женой, ты унаследуешь Царство Божие и будешь нашим спутником в Вере. Однако, если вы этого не сделаете, мы не можем отдать вам нашу сестру замуж». Владимир ответил, что уже изучил греческую веру и готов креститься. Греки ответили, сказав Владимиру приехать в Константинополь для крещения. Но когда он затем попросил, чтобы его крестили в Херсоне священники, привезенные самой Анной, они пошли навстречу его желанию.
Согласно Хронике , до прибытия Анны и священников в Херсон князь заболел очень тяжелой болезнью глаз. Но когда он крестился, приняв имя Василий, он не только получил духовное исцеление, но и его телесный недуг был чудесным образом исцелен, подобно святому Павлу, когда он был крещен Ананией после того, как был ослеплен видением Христа. по дороге в Дамаск (Деяния 9:17–19). Через несколько дней князь Владимир соединился с Анной узами брака.
По возвращении его в стольный град свой Киев, весной 988 года, жители города и окрестностей с радостью приняли крещение на Днепре в новую Веру любимого князя. Так началась история Православной Церкви на землях Руси.
Начиная с крещения, Владимир пережил подлинное духовное обращение. Он отказался от своих многочисленных наложниц и своего в остальном дикого и жестокого образа жизни и жил в трезвой и уважительной моногамии с принцессой Анной. Вместе они много сделали для утверждения христианских начал в своих владениях и для просвещения своих подданных православной верой. За свои личные и служебные праведности как христианского князя Владимир прославлен как святой Церкви, как «равноапостольный, просветитель земель русских».
Бабка святого Владимира, великая княгиня Ольга (ум. 969), была женой князя Киевского государства Игоря. После смерти Игоря в 945 г. Ольга правила регентом их сына Святослава, пока он не пришел к власти в 961 г.