Народ эвены: география, язык, традиции, история, быт от журнала «Национальный акцент»

Содержание

Эвены

Эве́ны (эвенск. эвен, устар. ламуты; муж.род — эвен, жен.род — эвенка) — сибирский тунгусо-маньчжурский народ, родственный эвенкам.

Общая численность — около 20 тысяч человек. Проживают преимущественно на востоке РФ. Так по данным переписи 2002 года в Республике Саха (Якутия) проживало 11 657 эвенов, в Магаданской области — 2527, в Камчатской области — 1779 (из них в Корякском автономном округе — 751), в Чукотском автономном округе — 1407, в Хабаровском крае — 1272.

Также согласно переписи 2001 года, 104 эвена проживало на Украине.

В 1930—1934 годах на Дальнем Востоке СССР существовал Охотско-Эвенский национальный округ.

Численность эвенов в России:

Эвенский язык относится к тунгусо-маньчжурской группе алтайской семьи; имеет более десятка говоров, которые объединяются в три наречия — восточное, среднее и западное. 52,5 % эвенов свободно владеют русским языком, 27,4 % считают его родным. Расселение тунгусских племён (предков эвенов) из Прибайкалья и Забайкалья по Восточной Сибири началось в 1-м тысячелетии нашей эры. В процессе расселения эвены включили в себя часть юкагиров, впоследствии были подвергнуты частичной ассимиляции якутами. Под влиянием якутского языка сформировалось западное наречие эвенского языка. С началом контактов с русскими в 17 веке эвены испытали их сильное влияние. С 20-х годов XX века большинство эвенов переходит к оседлости, массовому двуязычию.

До 1932 года эвенский язык не имел письменности. Отдельные эвенские тексты записывались исследователями на русском алфавите (например, ламутско-русский словарь 1925 года). Алфавит на латинской основе для эвенского языка был утверждён в 1932 году на I Всероссийской конференции по развитию языков и письменностей народов Севера. В 1936 была создана письменность на основе русского алфавита. В 1932—1934 были разработаны школьные программы и учебники для преподавания эвенского языка.

В 1990-е годы стала проводиться активная политика, направленная на возрождение языка и культуры эвенов. На эвенском языке ведутся радиопередачи, издаются полосы газет, оригинальная и переводная литература. Ведётся преподавание эвенского языка в школах, педучилищах, ВУЗах. Преподавание национальных языков в школах ведется на языке титульной национальности, обучение в интернатах ведет к утрате родного языка, в том числе и на бытовом уровне, распространение русского языка в качестве языка межнационального общения, все эти факторы влияют на функциональность эвенского языка в их культуре.

Эвены были одним из наиболее христианизированных народов Севера, чему способствовала активная миссионерская деятельность. В местах расселения эвенов строились православные церкви и часовни. В 50-е годы ХIХ в. протоиерей С. Попов издал на эвенском языке тексты молитв, Евангелие и «Тунгусский букварь» на церковной основе. Священник А. И. Аргентов, указывал, что на Колыме «язычники вывелись» уже в начале ХIХ в. Христианство охватывало практически все стороны жизни эвенов. Рождение, брак, смерть, бытовое поведение, исполнение обрядов и праздников, все регулировалось православной традицией. Характерно, что гижигинские эвены заключали браки с коряками только в том случае, если они принимали православие. Обязательными в убранстве жилища, вне зависимости от его типа, были иконы, которые при перекочевке перевозились на специально предназначенном для этой цели олене. Ещё в 1925 г., на съезде эвенов Ольской волости ими была высказана просьба «дать приходского священника на Олу, а то родится ребенок, не знаешь как его назвать и крестить некому».

В религиозных представлениях эвенов существовал культ «хозяев» природы и стихий: тайги, огня, воды и т.д. Особое место занимало поклонение солнцу, которому приносили в жертву оленей. Были развиты промысловые культы, духов-хозяев природы, шаманизм. До XVIII—XIX вв. практиковалось воздушное захоронение на деревьях или свайных помостах. После принятия православия, эвены начали хоронить умерших в земле, ставя над могилой кресты. В XVII-XVIII вв. эвены одевали покойника в самое лучшее платье, сообразно времени года, укладывали в деревянную колоду и ставили её на деревья или на столбы. Заколов несколько оленей, их кровью обагряли гроб и деревья. Чум умершего, его утварь и прочее оставляли под деревьями. И. А. Худяков писал, что индигирские ламуты (эвены) хоронили покойников головой на запад, ибо верили, что он «отправится на восток«. Томпонские эвены, по материалам В.А.Туголукова, обряжали покойников в одежду, сшитую без узлов — «чтобы облегчить душе освобождение от тела, когда она начнет своё путешествие». Обычай удушения оленей у эвенов, как предполагают ученые, является наиболее древним тунгусским способом умерщвления жертвенных животных при похоронном обряде .

В эвенском фольклоре большое значение придавали сказкам и былям-преданиям. Причем среди сказок особо выделяются сказки о животных и птицах, близкие по содержанию к сказкам эвенков. Некоторые части сказаний о героях-богатырях, например, речи героев, обычно поются. Среди былин особенно интересны былины о героях-женщинах, побеждающих в состязаниях мужчин. Вообще следует отметить, что при исполнении произведений эпического характера широко использовалась песенная передача былины и для каждого героя существовала своя, особая мелодия.

В традиционном народном искусстве эвенов значительное место занимал хороводный танец “hээдьэ”, имеющий религиозно-обрядовый характер. Такие коллективные танцы проводились весной и летом при ежегодных традиционных встречах. Они вселяли небольшим этногруппам эвенов чувство единения, коллективного разума, уверенность в преодолении невзгод, веру в добро. Был распространен культ солнца, которому в жертву приносили оленей. поводом для жертвоприношения обычно была болезнь кого-либо из членов общины. Жертвоприношение совершалось всеми общинниками, мясо съедалось, шкура вешалась на шест. Оленя для жертвоприношения указывал шаман или выбирали с помощью гадания.

В настоящее время есть эвенские писатели и поэты (Н. С. Тарабукин, А. А. Черканов и др.), пишущие на родном языке. Возрождаются традиционные праздники эвенов (Эвинэк, Уркачак, Праздник оленевода и др.).

В хозяйственной деятельности эвенов сочетались кочевое оленеводство, охота на мясного и пушного зверя, рыболовство. Интегративные процессы лежали и в основе формирования эвенской культуры, оценка которой соответствует обще сибирской закономерности. «У народов, в большей степени сохранивших традиционное хозяйство, особенно оленеводство, больше сохраняется национальная культура и, как правило, родной язык.» Потребностями оленеводства определялся образ жизни и атрибутика эвенской культуры. Исторически, хозяйство эвенов формировалось в виде комплексной экономики, сочетавшей занятия таежным промыслами, рыболовством и оленеводством. У эвенов Охотского побережья фиксируется три зональные группы хозяйств: горно-таежная, с приморской территорией практически не связанная (оленеводческая), промежуточная, к которой относились около 70% эвенских хозяйств (оленеводческо-промысловая) и приморская, состоящая из эвенских хозяйств утративших оленей (промысловая). Хозяйственный цикл эвенов делился на шесть периодов, четыре из которых соответствовали основным временам года и два дополнительных, предвесенний и предзимний, имевших важное значение для оленеводческого хозяйства. Каждый из этих периодов определял приоритеты и сочетание видов хозяйственной деятельности, способов кочевания, организации поселений и т. п. Счет месяцев велся по месяцам, с использованием двух видов календарей. Один, более традиционный, “по частям тела”. У охотских эвенов год начинался с сентября, который назывался месяцем “подымающейся тыльной поверхности кисти руки” (левой) и заканчивался августом, месяцем “подымающейся кисти руки, сложенной в кулак” (правой). Другой календарь был собственно православный и изготавливался он в виде деревянной дощечки, на которой метками обозначались дни, месяцы, сезоны года и церковные праздники, в него вносились и семейные даты.

По территории расселения значительно варьировал транспорт, особенно олений. Для эвенов на Охотском побережье, вьючно-верховое оленеводство сибирского типа. В местах распространения упряжного оленьего транспорта, он, как правило, сосуществовал с традиционным для тунгусов вьючно-верховым оленеводством.

Традиционные поселения и жилища. Как и хозяйство, материальная культура эвенов сочетает в себе элементы различного происхождения. При наличии мобильных кочевых стойбищ, эвены-скотоводы устраивали летние скотоводческие стоянки дьугадьак. Разнообразными были и жилища – тунгусский чум с берестяным или ровдужным покрытием. Заимствованные типы жилища, обычно в деталях, адаптировались в связи с эвенской традицией: ориентировка входа жилища в пространстве зимой на юг, летом на северо-запад, отсутствие, в отличие от палеоазиатов, в жилище пологов, устройство очага, социализация пространства жилища и т.п. Во время зимних кочевок охотились на пушного и мясного зверя. В старину на волка не охотились, т.к. он считался запретным животным.

У эвенов бытовали два типа жилищ: эвено-эвенкийский чум и чукотско-корякская яранга. Одежда этого народа по составу костюма и покрою была подобна эвенкийской. Вышивка располагалась по швам и краям одежды, чтобы «мешать» проникновению злых духов в одежду. Орнамент в одежде (у тунгусоязычных наблюдается преобладание в орнаменте геометрических узоров) обладал определенной сакральной силой, внушающей владельцу данной вещи чувство уверенности и неуязвимости, силу и мужество.

В XVII-XVIII вв. эвены продолжали жить в условиях патриархально-родовых отношений. Они разделялись на экзогамные патрилинейные роды, которые часто были рассеяны на большом пространстве. Поэтому эти роды дробились, и поэтому части их дополнительно к родовому названию получали ещё и порядковые номера. Уже по данным XVII в. можно констатировать у них далеко зашедшее разложение кровного рода и имущественную дифференциацию. В её основе, как у любого кочевого скотоводческого народа, лежало владение оленями. Существовал обычай «нимат», коллективного распределения продуктов охоты и рыболовства. Так, охотник по возвращении с мясной охоты должен был отдавать свою добычу одному из соседей по стойбищу, который распределял её между всеми семьями, оставляя охотнику лишь незначительную часть туши и шкуру. Особенно строго нимат соблюдался в случае добычи медведя, который у эвенов также считался священным животным.

В XVII в. семья эвенов была патриархальной. Тем не менее в отношениях отмечалось независимое положение женщин в семье. Сыновья до раздела с отцом были в полной зависимости от него.

Свадебная обрядность у эвенов в основном схожа с эвенкийской. За невесту уплачивали калым — тори. Его стоимость превосходила приданое в два-три раза. После уплаты калыма родители и другие родственники невесты привозили её с приданым к родителям жениха. Невеста три раза объезжала по солнцу вокруг чума, а затем родители вручали её жениху. После этого обряда невеста входила в чум, где уже был подвешен новый полог для молодых. Она вынимала свой котел и варила мясо убитого оленя. Приданое развешивали вне чума на обозрение.

При рождении ребенка ему выделяли в стаде определенное количество оленей. Выходя замуж, девушка получала в приданое стадо, образовавшееся от размножения этих оленей.

Более традиционной является эвенская одежда, соответствующая общетунгусскому костюму. Заимствование отдельных элементов и деталей, фиксируется, прежде всего, в виде промысловой одежды у мужчин, это палеоазиатская одежда «глухого» кроя. Эвенскую женскую одежду, вероятно, в связи с её эстетической ценностью (она богато декорирована) охотно использовали палеоазиатские женщины. В качестве материала для изготовления одежды использовались шкуры морских животных. Головным убором был плотно облегающий голову ка-нор, расшитый бисером. Зимой поверх него носили большую меховую шапку. Женщины иногда надевали платок.

Модель питания эвенов определялась видами хозяйственной деятельности, но в основе имела общетунгусские истоки. Это преобладание мясной пищи, причем, несмотря на значительный удельный вес в хозяйстве домашнего оленеводства, в пищу предпочитали использовать мясо диких животных, специфичной является и технология приготовления мяса способом жарения. Спецификой системы питания эвенов является увеличение доли рыбных блюд и их разнообразие, а также региональное распространение молочной пищи. Наряду с привозным чаем употребляли заваренные кипятком цветы, листья и плоды шиповника, засушенные листья иван-чая.

Безоленные эвены на Охотском побережье (самоназв. — мэ-нэ, «оседлые») занимались прибрежным рыболовством, охотой и тюленьим промыслом, разводили ездовых собак.

Прибрежные эвены ловили проходную рыбу лососёвых пород, в среднем течении и верховьях рек — кунжу, гольца, хариуса. Основным орудием лова рыбы была крючковая снасть, сети и невода стали доступны эвенам лишь в 20-х гг. ХХ в. Рыбу заготавливали впрок вялением юколы, квашением, сушили. Ели также сырую и мороженую рыбу. По воде передвигались на лодках-долблёнках, которые покупали у соседних народов.

Общетунгусские черты в организации эвенского общества представлены его родовой организацией. В ХVIII в. у эвенов формируются, так называемые, административные роды, в состав которых входят не только кровные родственники, но и соседи по территории проживания. Эти объединения выступают в качестве субъектов экономического права в сфере организации хозяйственной жизни, уплаты ясака и т.п. Традиционные родовые связи реализуются через нормы экзогамии, институты родовой взаимопомощи, по перераспределению мясной добычи между всеми членами стойбища (обычай «нимат»), что обеспечивало патронат над всеми сородичами, систему родовых культов. Внутренняя структура эвенского общества базировалась на половозрастной стратификации, которая и определяла социальные роли каждого человека . В эвенском обществе отмечается особая мягкость в отношении к детям, они «глаза» матери, «душа» отца. Их не принято было наказывать, гость вошедший в жилище, здоровался за руку даже с маленькими детьми, если они уже умели ходить. Имянаречение проводили, когда ребенок начинал «лепетать», угадыванием имени родственника, воплотившегося в нём. Эти имена, в детском возрасте, не членами семьи не применялись. В 3-5-и летнем возрасте детей крестили и православное имя становилось официальным, а традиционное использовалось в домашнем обиходе. Социализация детей происходила через игры, имитирующие основные виды взрослой деятельности в соответствии с половой принадлежностью. До 7-8 лет дети были связаны с домом, мальчиков после этого начинали брать на ближнюю охоту или на выпас оленей, с 14-15 лет мальчики могли охотиться самостоятельно.

Брачный возраст устанавливался в 16-17 лет, были возможны и ранние браки. Воспитание детей, в случае отсутствия родителей, возлагалось на сородичей, был распространен обычай аванкулата. При заключении брака обязательно выплачивался калым, обычно оленями. Основным типом семьи эвенов была малая с четкими сферами разделения труда, но паритетными ролями супругов в принятии общесемейных решений. Для эвенского общества характерен высокий статус женщины в общественной жизни, в то время как в экономической и имущественной сферах, в условиях патриархальных отношений и начал социальной дифференциации, главенствующее положение занимает мужчина. Большую роль в общественной жизни эвенов играли люди старшего поколения, знатоки и хранители традиции. Неформальной была роль старейшины рода, локальной группы, организатора хозяйственной и общественной жизни.

В процессе совершения ритуала шаман или шаманка поднимаются из среднего мира (он назван по-якутски Орто-Дойду) вверх, к божеству Айыы, или вниз, в мир злых духов, с целью извлечения оттуда души заболевшего человека. Уникальным свидетельством для шаманской практики является описание своеобразного обмена — возвращения злого духа, вызвавшего болезнь, в нижний мир и возвращения души заболевшего человека в мир живых людей.

Яркой особенностью ритуальных текстов являются слова-подражания крику различных птиц, а также возгласы, не имеющие непосредственного значения: хэруллу, хэруллу, хэруллу, дергэл-дергэл-дергэл (ср., впрочем, монг. dergel sara «полная луна») и т.п. Вероятнее всего, такие возгласы либо воспроизводят текст на языке, который не был понятен при заимствовании ритуала, либо, скорее всего, служат имитацией значимых словесных элементов обрядового текста, что наряду с использованием иноязычных элементов характерно для шаманских текстов всех народов Крайнего Северо-Востока.

Эвены – АРКТИЧЕСКИЙ МНОГОЯЗЫЧНЫЙ ПОРТАЛ

Эвены проживают в шести административно-территориальных образованиях Российской Федерации: Республике Саха (Якутия), Магаданской, Камчатской областях, Хабаровском крае, Корякском и Чукотском автономных округах.

По данным Всероссийской переписи 2010 г. численность эвенов в Российской Федерации составляет 22383. Более половины эвенов – 15071 человек проживает в Республике Саха (Якутия) в Абыйском, Аллаиховском, Булунском, Верхнеколымском, Верхоянском, Кобяйском, Момском, Нижнеколымском, Среднеколымском, Томпонском, Усть-Янском, Эвено-Бытантайском улусах (районах). В Магаданской области 2635 эвена проживают в Ольском, Северо-Эвенском, Среднеканском, Сусуманском. Тенькинском районах. 

На Чукотке 1392 эвена проживают в пределах Анадырского, Билибинского, районов и г. Анадыре. В Корякском автономном округе эвены проживают в Олюторском, Пенжинском и Тигильском районах и п. Палана.

В дореволюционной этнографической литературе эвены были известны под названием ламуты. Официальное единое название народа “эвены” стало использоваться в советское время.  Распространены региональные самоназвания: магаданские эвены называют себя «орочонами», «орочил» (оленные), нижнеколымские эвены – «илкан» (настоящие люди). Самоназвание «эвен» произносится различными территориальными группами эвенов по-разному: эвэн, эбөн, өбөн, эвын, ыбын.

Статьи

Персоналии эвенов

Василий Дмитриевич Лебедев (1934 — 1982), поэт и ученый, родился в Догдо-Чебогалахском наслеге Момского района в семье охотника. ..

Платон Афанасьевич Степанов (1920 — 1986) был младшим современником и ближайшим последователем традиций Николая Тарабукина…

Павлова Айталина Валентиновна родилась 11 января 1996 года в п. Андрюшкина Нижнеколымского района. По национальности Эвенка…

Телеуроки по эвенскому языку

Проект «Йоҥчэдиэ» (с юкагирского яз. Колокольчик) состоялся благодаря поддержке гранта главы Якутии среди средств массовой информации. Всего подготовлено 200 выпусков, по сорок пятиминутных телеуроков на каждом языке.
Проект рассчитан на людей, не владеющих или слабо владеющих родным языком.

Автор и руководитель проекта — Наталья Сметанина, режиссер – Нина Корнилова.

Благодарим Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия), Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), ГБУ Национальная вещательная компания «Саха», Акционерное Общество «Алмазы Анабара» за помощь и содействие в реализации проекта «Йоҥчэдиэ».

(Чтобы посмотреть весь список уроков по юкагирскому языку нажмите )

Словари по эвенскому языку

Риск сердечно-сосудистых заболеваний резко возрастает после COVID — даже при легкой форме заболевания

Риск сердечно-сосудистых заболеваний резко возрастает после COVID — даже при легкой форме заболевания

Скачать PDF

  • НОВОСТИ

Массовое исследование показывает долгосрочное значительное повышение риска сердечно-сосудистых заболеваний, включая сердечный приступ и инсульт, после заражения SARS-CoV-2.

  • Сайма Май Сидик
  1. Сайма Мэй Сидик

    Посмотреть публикации автора

    Вы также можете искать этого автора в PubMed Google ученый

У вас есть полный доступ к этой статье через ваше учреждение.

Скачать PDF

Скачать PDF

Риск 20 заболеваний сердца и кровеносных сосудов высок в течение как минимум года после постановки диагноза COVID-19. Предоставлено: Living Art Enterprises/Science Photo Library

Новое исследование 1 показывает, что даже легкий случай COVID-19 может увеличить риск сердечно-сосудистых заболеваний в течение как минимум года после постановки диагноза. Исследователи обнаружили, что частота многих состояний, таких как сердечная недостаточность и инсульт, была значительно выше у людей, выздоровевших от COVID-19, чем у аналогичных людей, не болевших этим заболеванием.

Более того, риск был повышен даже для тех, кто был моложе 65 лет и не имел таких факторов риска, как ожирение или диабет.

«Неважно, молоды вы или стары, неважно, курили вы или нет», — говорит соавтор исследования Зияд Аль-Али из Вашингтонского университета в Сент-Луисе, штат Миссури. и руководитель отдела исследований и разработок по делам ветеранов (VA) системы здравоохранения Сент-Луиса. «Риск был».

Аль-Али и его коллеги основывали свои исследования на обширной базе данных о состоянии здоровья, курируемой Министерством по делам ветеранов США. Исследователи сравнили более 150 000 ветеранов, которые прожили не менее 30 дней после заражения COVID-19.с двумя группами неинфицированных людей: группой из более чем пяти миллионов человек, которые использовали медицинскую систему VA во время пандемии, и группой аналогичного размера, которая использовала систему в 2017 году, до распространения SARS-CoV-2.

Проблемы с сердцем

У людей, выздоровевших от COVID-19, в течение года после заражения резко возросло 20 сердечно-сосудистых заболеваний. Например, вероятность инсульта у них была на 52% выше, чем у современной контрольной группы, а это означает, что из каждой 1000 изученных человек было примерно на 4 человека больше больных COVID-19.группе, чем в контрольной группе, перенесшей инсульт.

Риск сердечной недостаточности увеличился на 72%, или примерно на 12 человек в группе с COVID-19 на 1000 обследованных. Госпитализация увеличивала вероятность будущих сердечно-сосудистых осложнений, но даже люди, избежавшие госпитализации, подвергались более высокому риску многих заболеваний.

«Я действительно удивлен этими выводами о том, что сердечно-сосудистые осложнения COVID могут длиться так долго», — написал Хоссейн Ардехали, кардиолог из Северо-Западного университета в Чикаго, штат Иллинойс, в электронном письме на номер 9.0053 Природа.

Поскольку тяжелое заболевание увеличивает риск осложнений гораздо больше, чем легкое заболевание, пишет Ардехали, «важно, чтобы те, кто не был вакцинирован, получали вакцину немедленно».

Сердечная связь COVID

Ардехали предупреждает, что наблюдательный характер исследования имеет некоторые ограничения. Например, людей из современной контрольной группы не тестировали на COVID-19, поэтому вполне возможно, что у некоторых из них действительно были легкие инфекции. И поскольку авторы рассматривали только пациентов с ВА — группу, состоящую преимущественно из белых и мужчин, — их результаты могут не распространяться на все группы населения.

Ардехали и Аль-Али согласны с тем, что поставщики медицинских услуг во всем мире должны быть готовы справиться с ростом сердечно-сосудистых заболеваний.

Но поскольку большое количество случаев заболевания COVID-19 по-прежнему истощает медицинские ресурсы, Аль-Али опасается, что органы здравоохранения слишком долго будут откладывать подготовку к последствиям пандемии. «Мы коллективно отказались от COVID», — сказал он. «И я чувствую, что мы вот-вот покончим с длинным COVID».

Природа 602 , 560 (2022)

doi: https://doi.org/10.1038/d41586-022-00403-0

Ссылки

  1. Xie, Y., Xu, E., Bowe, B. & Al-Aly, Z. Nature Med . https://www.nature.com/articles/s41591-022-01689-3 (2022).

    Артикул пабмед Google ученый

Скачать ссылки

  • Согласно израильским данным, симптомы длительного COVID менее вероятны у вакцинированных людей

  • Продолжительные страдания дальнобойщиков коронавируса

  • Защищают ли вакцины от затяжного COVID? Что говорят данные

  • Четыре самых актуальных вопроса о затянувшемся COVID

Субъекты

  • SARS-CoV-2
  • Медицинские исследования
  • Эпидемиология
  • Здравоохранение
  • Инфекционное заболевание

Последнее:

Работа

  • Постдокторский сотрудник — биология рака

    Медицинский колледж Бейлора (BCM)

    Хьюстон, Техас, США

  • Заслуженные докторанты JSG

    Техасский университет в Остине (Юта, Остин)

    Остин, Техас, США

  • Постоянный ассистент профессора или адъюнкт-профессор

    Университет Питтсбурга (Питт)

    Питтсбург, Пенсильвания, США

  • Аналитик биоизображений и инженер-программист-исследователь — Исследовательский центр вычислительной биологии

    Fondazione Human Technopole

    Милан, Италия

Получение вакцины против COVID-19 | CDC

Важное обновление: Медицинские учреждения

Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) обновили избранные способы эффективной работы систем здравоохранения в ответ на вакцинацию против COVID-19. Учить больше

Получение вакцины против COVID-19

Обновлено 22 сентября 2022 г.

Распечатать

Все в возрасте 6 месяцев и старше должны получить вакцину против COVID-19

Вакцинация против COVID-19 имеет много преимуществ и является важным средством защиты от тяжелых заболеваний, госпитализации и смерти.

Получение вакцины против COVID-19 после перенесенного COVID-19

Даже если вы или ваш ребенок переболели COVID-19, вам все равно следует сделать прививку себе или своему ребенку.

  • Получение вакцины против COVID-19 после перенесенного COVID-19 обеспечивает дополнительную защиту от вируса, вызывающего COVID-19..
  • Люди, которые уже переболели COVID-19 и не проходят вакцинацию после выздоровления, с большей вероятностью снова заразятся COVID-19, чем те, кто вакцинирован после выздоровления.
  • Если вам вводили моноклональные антитела или реконвалесцентную плазму во время болезни COVID-19, вам не нужно ждать вакцинации.

Если вы недавно переболели COVID-19, вы можете рассмотреть возможность отсрочки введения следующей дозы вакцины (первичной или бустерной) на 3 месяца с какого момента:

  • у вас начались симптомы,
  • вы сначала получили положительный результат теста, если у вас не было симптомов.

Повторное заражение COVID-19 вскоре после того, как вы только что переболели COVID-19, может произойти, но не часто в течение нескольких недель или месяцев после того, как вы заболели.

Причины сделать прививку как можно раньше включают :

  • ваш личный риск серьезных проблем со здоровьем,
  • ваш местный уровень сообщества COVID-19 и
  • наиболее распространенный вариант COVID-19, вызывающий в настоящее время заболевание

Если у вас COVID-19

Если у вас COVID-19

Людям с COVID-19, которые находятся в изоляции, следует дождаться вакцинации до :

у вас были симптомы) и
  • Ваши рекомендации по изоляции соблюдены.
  • Людям с COVID-19, находящимся в изоляции, следует дождаться вакцинации до :

    • Симптомы исчезли (если у вас были симптомы) и
    • Ваши рекомендации по изоляции соблюдены.

    Если у вас мультисистемный воспалительный синдром

    Если у вас мультисистемный воспалительный синдром

    Детям и взрослым, страдающим (или недавно перенесшим) мультисистемный воспалительный синдром (МВС), следует дождаться вакцинации до :

    • Выздоровление после болезни и
    • Прошло 90 дней с момента постановки диагноза MIS-A или MIS-C.

    Дети и взрослые, страдающие (или недавно перенесшие) мультисистемный воспалительный синдром (MIS), должны отложить вакцинацию до :

    • Восстановление после болезни и
    • Прошло 90 дней с момента постановки диагноза MIS-A или MIS-C.

    Поговорите со своим врачом, если у вас есть вопросы о получении вакцины против COVID-19.

    Найти вакцины или бустеры против COVID-19

    Чтобы найти ближайший к вам пункт вакцинации против COVID-19: выполните поиск по сайту вакцины.gov, отправьте свой почтовый индекс на номер 438829 или позвоните по номеру 1-800-232-0233.

    Найдите вакцину или бустер

    Перед вакцинацией

    Если вы не принимаете лекарства, отпускаемые без рецепта регулярно, вам следует а не принять их до того, как вы сделаете прививку от COVID-19.

    Неизвестно, как лекарства, отпускаемые без рецепта (OTC), такие как ибупрофен, аспирин или ацетаминофен, могут повлиять на эффективность действия вакцины. Вы можете принимать эти типы лекарств, чтобы уменьшить лихорадку или боль после вы получаете вакцину, чтобы облегчить любую боль или дискомфорт, вызванные возможными побочными эффектами.

    Регулярный прием одного из следующих препаратов сам по себе не является причиной для отказа от вакцинации против COVID-19:

    • Лекарства, отпускаемые без рецепта (без рецепта)
    • Нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП) (напроксен, ибупрофен, аспирин и др. )
    • Ацетаминофен (тайленол и др.)
    • Биопрепараты или модификаторы биологического ответа для лечения аутоиммунных заболеваний
    • Химиотерапия или другие препараты для лечения рака
    • Противовирусные препараты
    • Антибиотики
    • Статины
    • Лекарства от артериального давления/антигипертензивные средства (амлодипин, лизиноприл и т. д.)
    • Диуретики
    • Препараты для щитовидной железы
    • Антидепрессанты
    • Метформин
    • Диабетические препараты
    • Инсулин
    • Стероиды (преднизолон и др.)

    Это не полный список. Вот несколько примеров распространенных лекарств.

    Если у вас есть вопросы о лекарствах, которые вы принимаете , поговорите со своим лечащим врачом или поставщиком вакцин.

    Если вы принимаете лекарства, подавляющие иммунную систему , вам следует поговорить со своим лечащим врачом о том, что в настоящее время известно об эффективности вакцины против COVID-19. Спросите, когда вам лучше всего сделать прививку.

    Получите вакцину против COVID-19 во время плановых медицинских процедур и обследований

    Вы можете совмещать большинство процедур, обследований и прививок на одном приеме, когда будете проходить вакцинацию от COVID-19вакцинация. Поговорите со своим врачом, если у вас есть вопросы.

    Дети, подростки и взрослые могут одновременно получать вакцину против COVID-19 и другие вакцины, включая вакцину против гриппа .

    Подготовка детей и подростков к вакцинации

    Если вы делаете прививку своему ребенку или подростку, узнайте, как вы можете поддержать их, и поговорите с ними о том, чего ожидать. Опыт получения вакцины от COVID-19 будет очень похож на опыт получения обычных вакцин.

    Запрос на размещение в пунктах вакцинации против COVID-19

    • При записи на прием или прибытии на вакцинацию вы можете сообщить персоналу и/или волонтерам, что вам или вашему ребенку могут понадобиться некоторые приспособления.
    • Люди с ограниченными возможностями могут воспользоваться линией информации и доступа к вакцине против COVID-19 (DIAL), чтобы получить помощь в вакцинации против COVID-19.

    Если у вас аллергия на вакцины

    Поговорите со своим врачом, если вы:

    • у вас была сильная аллергическая реакция на предыдущую дозу, чтобы узнать, следует ли вам получить другой тип вакцины против COVID-19,
    • имеют аллергию на полиэтиленгликоль (ПЭГ) и вам следует , а не получить вакцину Pfizer-BioNTech или Moderna COVID-19,
    • имеют аллергию на полисорбат и вам следует , а не получить вакцину Novavax или J&J/Janssen COVID-19
    • , если у вас аллергия на другие типы вакцин или инъекционные препараты для лечения других заболеваний.
    • Если у вас была немедленная аллергическая реакция (реакция, которая началась в течение 4 часов после вакцинации) на вакцину против COVID-19, но медицинский работник не признал ее тяжелой, вы можете получить еще одну дозу той же вакцины. вакцина при определенных условиях . Ваш врач может направить вас к специалисту по аллергии и иммунологии для получения дополнительной помощи или совета.
    • Если у вас была немедленная аллергическая реакция, даже если она не была тяжелой, на вакцину или инъекционную терапию для другого заболевания, вам следует обсудить это со своим врачом, чтобы определить, какой COVID-19вакцина лучше всего подходит для вас.

    Если у вас аллергия, не связанная с вакцинами

    Вам следует сделать прививку, если у вас аллергия, не связанная с вакцинами или инъекционными лекарствами, например, пищевая аллергия, аллергия на домашние животные, яд, окружающую среду или латекс. Люди с историей аллергии на лекарства, принимаемые внутрь, или в семейном анамнезе тяжелых аллергических реакций также могут пройти вакцинацию.

    В пункте вакцинации

    • Вы должны получить бумажную или электронную версию информационного бюллетеня , в котором содержится дополнительная информация о вакцине против COVID-19, полученной вами или вашим ребенком. Каждая одобренная и разрешенная вакцина против COVID-19 имеет собственный информационный бюллетень, который содержит информацию, которая поможет вам понять риски и преимущества этой вакцины.
    • Плата за вакцину против COVID-19 не взимается. Ваша вакцина от COVID-19 предоставляется бесплатно. Вакцины против COVID-19 оплачиваются из долларов налогоплательщиков и предоставляются бесплатно всем людям, проживающим в Соединенных Штатах, независимо от медицинской страховки или иммиграционного статуса. Если кто-то попросит вас заплатить за COVID-19вакцина, это мошенничество.

    После получения вакцины против COVID-19

    • Оставайтесь на месте для наблюдения не менее 15 минут.
    • Убедитесь, что поставщик услуг по вакцинации обновил вашу карту прививок (или выдал ее вам, если это ваша первая прививка).
    • Будьте в курсе рекомендуемых вакцин и бустеров COVID-19.
    • После вакцинации против COVID-19 у вас могут возникнуть побочные эффекты.
    • Побочные эффекты (серьезные проблемы с безопасностью) и тяжелые аллергические реакции встречаются редко.
    • Чтобы сообщить о любых побочных эффектах, вы можете подписаться на v-safe. V-safe — это инструмент для смартфона, который обеспечивает быструю и конфиденциальную проверку состояния здоровья с помощью текстовых сообщений и веб-опросов, чтобы вы могли быстро и легко поделиться с Центром контроля заболеваний, как вы или ваш иждивенец чувствуете себя после вакцинации против COVID-19.

    Смотреть видео: Используйте v-safe, чтобы сообщить CDC, как вы себя чувствуете после вакцинации против COVID-19 [00:00:34]

    Ваша карта вакцинации CDC COVID-19

    Сохраните свою карту CDC COVID-19прививочная карта для подтверждения вакцинации. Подумайте о том, чтобы сфотографировать свою карту после каждой вакцинации против COVID-19 в качестве резервной копии.

    • Приносите свою карточку на прием всякий раз, когда вы получаете дозу первичной серии или бустерную дозу, чтобы ваш врач мог заполнить информацию о вашей прививке.
    • Если ваша карточка вакцинации заполнена, поставщик вакцины может выдать вам другую карточку.
    • Если вы не получили карточку вакцинации CDC COVID-19 на первом приеме, свяжитесь с центром вакцинации, где вы сделали первую прививку, чтобы узнать, как вы можете получить карточку вакцинации. Вы также можете обратиться в департамент здравоохранения штата, чтобы получить копию вашей истории вакцинации.
    • Некоторые поставщики вакцин и отделы здравоохранения могут предложить вам доступ к QR-коду или цифровой копии вашей карты вакцинации против COVID-19 в дополнение к выдаче физической карты вакцинации CDC COVID-19. Свяжитесь со своим поставщиком вакцин или местным отделом здравоохранения, чтобы узнать, доступна ли вам цифровая копия вашей карточки.
    • Если вы были привиты за границей, вы можете обновить свою запись о прививках в США.
    • Чтобы сообщить о подозрительной активности, связанной с поддельным CDC COVID-19карты вакцинации, посетите раздел «Предупреждение о мошенничестве: мошенничество с COVID-19» или позвоните по телефону 1-800-HHS-TIPS.
    • Обратитесь непосредственно к поставщику вакцин, чтобы запросить карту вакцинации или получить копию вашей истории вакцинации.
    • Если вы не можете напрямую связаться со своим поставщиком вакцин, обратитесь в информационную систему иммунизации вашего департамента здравоохранения (IIS). Поставщики вакцин должны сообщать о прививках от COVID-19 в свои IIS и связанные с ними системы. IIS вашего штата не может выдаст вам карту прививок, но они могут предоставить цифровую или бумажную копию вашей истории прививок.
    • Если вам нужна еще одна доза вакцины против COVID-19 и вы не можете получить копию своей карты вакцинации или записи о прививках, поговорите с поставщиком услуг по вакцинации.

    Если у вас есть дополнительные вопросы о записях о прививках, обратитесь в отдел здравоохранения вашего штата. Ваш местный или государственный отдел здравоохранения также может предоставить дополнительную информацию о законах или правилах вашего региона.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *