Финно-угорские народы на торговом пути
Основную массу населения на значительном по протяженности участке Великого Волжского пути занимали финно-угорские народы. Это достаточно обширная этническая группа делилась на финские и угорские народы, отсюда и название данного этноса. Финно-угорские языки входят группу родственных языков, образующих ветвь в составе уральской языковой семьи, все финно-угорские языки имеют общие особенности и общий базовый словарный запас. Среди исследователей наиболее распространено мнение, что в древности существовала единая группировка людей, говоривших на общем финно-угорском праязыке. Предки нынешних финно-угров до конца третьего тысячелетия до н. э. сохраняли относительное единство. Они были расселены на Урале и западном Приуралье, а возможно, также и в некоторых прилегающих к ним районах.
В IV-III тысячелетии до н. э. они занимали не только основные территории современной России полностью, но и распространились в Европу.
К I тысячелетию финно-угорские племена заняли территории Центральной и Восточной (бассейн Дуная) Европы, Среднего Поволжья и в Волго-Камского бассейна, а также некоторые районы Западной и Восточной Сибири.
На территориях, прилегающих к Великому Волжскому пути, проживали такие финно-угорские народы, как мордва, марийцы, мурома, меря и удмурты.
Их основным занятием издревле было земледелие. Важное место в хозяйстве мордвы и марийцев занимало животноводство и птицеводство, бортничество, охота, рыболовство.
Охота была организована загонным способом. Для этого собиралось несколько поселений вместе, и охотники гнали животных в какой-нибудь водный тупик (место со всех сторон, окруженное водными преградами), из которого невозможно было выбраться, а там все вместе забивали топорами, копьями, например, бизона. Мясо делили поровну и разносили к месту селения. Кроме полеводства и охоты мордва издавна занималась огородничеством. Выращивали лук, чеснок, морковь, свёклу, капусту, огурцы, хмель. Садоводство у финно-угорских было развито слабее, чем огородничество, в основном в пищу употреблялись дикорастущие ягоды и фрукты.
Жилище — один из основных и сложных элементов материальной культуры. Оно возникло и совершенствовалось с общим ходом развития человечества, его культуры и конкретными историческими судьбами каждого народа. Постоянные изменения жилища связаны со сменой климата, географической среды, с уровнем общественного и экономического развития, влиянием соседних культур, развитием семейных и религиозных отношений.
Так как основными занятиями были земледелие, охота и огородничество, сами поселения находились вблизи рек. Речные долины привлекали населения своими плодородными почвами под пашни, лугами для сенокоса, водоемами для рыбной ловли и в качестве водопоя для скота. Планировка поселений была разнообразна – беспорядочная, круговая, рядовая, радиальная и уличная.
Для северных районов проживания был характерен гнездовой тип расселения, при котором деревни располагались группами.
Представители финно-угорского народа
Дома финно-угров были похожи на дома славян – как минимум, треть дома находилась под землей, окна и дверь были небольшими. Строили дома из дерева, для отопления использовались дрова, собранные в округе. Зола, получавшаяся в результате такого способа обогрева дома, выбрасывалась рядом с жилищем, отсюда сохранившийся до сих пор темный оттенок почвы рядом с бывшими стоянками. Внутренняя планировка была обычно среднерусской: печь стояла в одном из углов при входе.
Одежда финно-угорских племен отличалась разнообразием и интересными деталями. Древний костюм финно-угров представлял собой систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, из которых до нас дошла только ее часть. Сакральных цветов в финно- угорской традиции было несколько, но они могли быть сведены к трем основным: белому, красному и черному. Все финно-угорские костюмы (особенно мордовские и марийские) отличаются обилием вышивки, которая несет основную символическую нагрузку.
Также широко использовалось украшение вышивкой головных уборов.
Основу питания финно-угорских народов Великого Волжского пути, как и других земледельческих народов, составляли продукты земледелия. Повседневным и обрядовым блюдом были разнообразные каши. Их варили на молоке, воде, заправляли коровьим или растительным маслом. Из ржаной муки готовили кулагу: муку разводили водой и ставили в печь томиться, для улучшения вкуса в неё добавляли ягоды. Мёд употребляли в основном при приготовлении обрядовых и праздничных блюд. Его использовали и как лекарственное средство. Из продуктов пчеловодства готовили различные напитки: медовую брагу, хмельное пиво — пуре.
Религия, традиции и обряды
Финно-угорские племена были язычниками с культом водоплавающих птиц, лошадей, других животных. На формирование религии и уклада жизни каждого этноса оказывали влияния условия окружающей среды и образ жизни народа. Информацию о верованиях этой этнической группы историки черпают из фольклора, который был зафиксирован в форме народных эпосов и легенд.
Большинство богов, которым поклонялись финно-угры, были связаны либо с природными явлениями, а также со скотоводством и земледелием — основными занятиями финно-угров. Верховным божеством считался бог неба, которого финны называли Юмала, эстонцы — Таеватаат, марийцы — Юмо, удмурты — Инмар, а саами — Ибмел. Также финно-угры чтили божества солнца, луны, плодородия, земли и грома; представители каждого народа звали своих божеств по-своему, однако общие характеристики богов, помимо имен, имели не слишком много отличий.
Большинство культов проходило в виде общинных молений, когда в проведении обряда участвовало все поселение. Свершались такие моления в священных рощах или кереметях. В качестве подарков богам и духам, олицетворяющим природные силы, делались жертвоприношения в виде еды и домашнего скота или птицы.
Священная роща
Одной из самых характерных форм старинных религиозных верований и обрядов финно- угорских народов был семейно-родовой культ, связанный с культом умерших. При погребении умершему клали украшения с собой в захоронение, одев их на шею, положив в руку или закрепив на поясе. Считалось, что в загробном мире языческие символы также будут помогать их владельцу. Хоронили людей, закапывая в землю, либо кремируя. Причем при втором способе все украшения сгорали вместе с усопшим. У финно-угров было немало традиционных обычаев и обрядов, к сожалению, не все их них дошли до наших дней.
Вы познакомились с седьмой лекцией образовательного интенсива проекта «Великий Волжский путь». Следующая лекция — «Средневековые государства и Великий Волжский путь: Волжская Булгария». До новых встреч!
Что объединяет финно-угорские народы? (Республика)
В последнее воскресенье октября отмечается День родственных финно-угорских народов. Их родство прослеживается прежде всего в языках, что существенно влияет на формирование мышления и мировоззрения этих народов. Своеобразная психология финно-угров обогащает общечеловеческую культуру уникальным видением мира. Так, в отличие от индоевропейцев представители финно-угорских народов с исключительным уважением относятся к природе. Другая характерная черта финно-угров – открытость к этнокультурному обмену. Они поддерживают культурные контакты со всеми, кто их окружает, предпочитают не воевать, а мирно приспособиться к соседям или мигрировать, сохраняя свою самобытность. На ваш взгляд, сохраняется ли такая общность финно-угорских народов в наши дни?
Галина Габушева, министр национальной политики Республики Коми:
– Взаимосвязь между родственными народами, конечно, должна сохраняться. Самобытность народов, их традиции, языки – это неотъемлемая часть мирового культурного многообразия. Общие языковые корни вкупе с историческими и культурными особенностями финно-угров позволяют говорить об определенной общности, которая мирно сосуществует с общностями других народов уже на протяжении многих веков. А иначе и не может быть.
Дмитрий Шатохин, член Совета Федерации РФ:
– На мой взгляд, все меньше и меньше. Еще лет 10-15 назад чаще слышал о работе молодежных движений финно-угорских народов, и межрегиональное общение было почаще. Теперь регионы, народности больше сами по себе.
Елена Иванова, директор Финно-угорского культурного этнопарка:
– Однозначно сохраняется. Даже на примере кухни. Все желающие могли убедиться в этом на недавно прошедшем у нас «ШаньгаФесте». Фестиваль показал, насколько схожи наши гастрономические традиции и по сей день.
Алексей Рассыхаев, руководитель Сыктывкарского представительства МОД «Коми войтыр»:
– С конца 1980-х годов была вторая попытка (первая – после Октябрьской революции 1917 года) объединить финно-угорские народы и наладить взаимодействие. В сфере науки, культуры и образования были существенные продвижения. Именно в этот период начали проводить различные всероссийские фестивали и конкурсы, конгрессы финно-угорских народов, конгрессы писателей, всероссийские научные мероприятия (конгрессы финно-угроведов начались раньше). Финно-угорский мир, на мой взгляд, существует, хотя связи держатся лишь на отдельных активистах.
Игорь Жеребцов, директор Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН, доктор исторических наук:
– В наши дни все хотят мирно жить, а не воевать, причем жить в своей собственной природной и этнокультурной среде. В этом отношении мы ничем не отличаемся от других народов. Наша самобытность в том, что мы никому не навязываем свой образ жизни, но и не хотим, чтобы нам кто-то навязывал чужое. Общность финно-угров, безусловно, есть. Но пока она существует в основном либо в генетической и языковой памяти, либо (для чиновников) на бумаге. Для простого же человека и гражданина такая общность должна иметь более зримые и ощутимые черты. Благодаря, например, образованию, культуре, науке, целенаправленному патриотическому воспитанию, наконец. Иначе наш с вами потомок превратится в человека, полагающего, что он коми, финно-угр, русский, японец, американец, хоббит или кто угодно еще, лишь потому, что услышал об этом по телевидению. Давайте сделаем все для того, чтобы напомнить всем и самим себе в первую очередь, кем мы были вчера, кто мы есть сегодня и кем мы хотим быть завтра. Иначе придут другие, которые постараются научить нас совсем другому.
Елена Козлова, председатель Союза писателей Коми:
– Очень точная характеристика финно-угорских народов дана уже в постановке вопроса. Остается только подтвердить это. Была на многих конгрессах, конференциях, в том числе и писательских, и могу отметить большой интерес всех к культуре и языкам родственных народов, желание больше узнать друг о друге. И еще хочется отметить искреннюю доброжелательность этих встреч, даже, можно сказать, радость общения. Это тоже говорит о дружелюбном менталитете финно-угорских народов.
Мария Кузьбожева, член исполкома МОД «Коми войтыр»:
– Да, сохраняется. Я бы еще к объединяющим финно-угорские народы характеристикам добавила удивительную способность соединять в своих культурах языческое и православное мировосприятие. Две веры не враждуют, а дополняют друг друга, и это удивительный феномен! Обожествление природы, совершение традиционных обрядов, связанных с духами природы, с духами предков, – это вполне современное поведение многих удмуртов, мари, эрзя и мокша, да и коми тоже. Правда, у коми не принято проводить какие-то массовые языческие ритуалы, но внутри у нас, у коми, обращение к силам природы как к одушевленным субстанциям при разных жизненных ситуациях – это норма. По себе сужу, по своим родственникам и знакомым. При этом мы все православные.
Христина Александрова, поэт, журналист газеты «Ямде лий» (Марий Эл):
– Сохраняется. Я по национальности марийка. Поэтому могу отметить, что марийцы и сейчас относятся к природе с уважением, язычники молятся в рощах. В Республике Марий Эл также проживают татары, удмурты, чуваши, русские. С ними тоже живут дружно, совместно проводят праздники, концерты. С уважением относятся к культуре соседей.
Валерий Марков, член Совета Федерации РФ:
– Финно-угры представляют собой небольшую группу людей в большой семье, которой является человечество. В мире их насчитывается около 25 миллионов. Они объединены прежде всего принадлежностью к одной языковой семье, а также определенной общностью черт традиционной культуры и быта. Финно-угорские народы внесли большой вклад в развитие человеческой цивилизации. К примеру, глубокое понимание природы, являющееся их духовным наследием, давно стало достоянием мировой культуры. Культурное многообразие – ценный общественный ресурс. В нашей стране уделяется самое серьезное внимание развитию национальных культур. В России проживает 193 народа, 13 из них относятся к финно-угорской группе. Все они совместно с другими народами России активно участвовали в истории строительства Российского государства. Буквально на днях об этом в своем интервью напомнил президент Владимир Путин.
Финно-угорский мир подарил России множество выдающихся деятелей в самых разных сферах: патриарха Никона, социолога Питирима Сорокина, скульптора Степана Эрьзю, композитора Андрея Эшпая, поэтов Ивана Куратова и Кузебая Герда, олимпийских чемпионов лыжников Галину Кулакову, Раису Сметанину, Василия Рочева, гимнаста Алексея Немова. И это далеко не полный перечень. Надеюсь, что список будет продолжен следующими поколениями.
Не думаю, что базовые ценности финно-угров сильно изменились, хотя ассимиляция, безусловно, повлияла на культуру всех этносов. У коми-ижемца и устьцилема, возможно, больше общих черт в восприятии природы, чем у коми и венгров. Финно-угры разбросаны по разным странам мира, и вместе с тем они не утратили стремления узнать историю, культуру своих родственных по языку народов. В определенной степени это привело к проведению Всемирных конгрессов финно-угорских народов. И все это способствует расширению взаимовыгодного международного сотрудничества, укреплению понимания и доверия между гражданами различных стран.
Алексей Арзамасов, доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Удмуртского института истории, языка и литературы УдмФИЦ УрО РАН (Ижевск):
– Реальность такова, что финно-угорский мир на современном этапе существования все больше кажется фикцией, миражом. Такое ощущения, что взаимный интерес у финно-угорских народов ослабевает. Причин у этого явления много. Настоящее культурное сотрудничество, на мой взгляд, в рамках финно-угорского мира имело место в 1990-е – начале 2000-х. Сейчас же оно затухает.
Лилия Чупрына, заведующая отделом этнокультурного развития филиала ГРДНТ имени В. Д.Поленова «Финно-угорский культурный центр Российской Федерации»:
– Хочу отметить, что, осуществляя разноформатное взаимодействие с различными учреждениями и общественными организациями регионов России, где проживают финно-угорские и самодийские народы, мы с уверенностью можем сказать, что общность, взаимоуважение, особенное отношение ко всему окружающему, стремление к взаимодействию характерны для финно-угорских народов. Взаимодействие всегда было и есть. И чувство общности – оно есть, оно внутри нас, и это видно, когда люди встречаются, общаются, налаживают новые контакты. Отмечу также, что финно-угорские народы всегда соседствовали и тесно взаимодействуют в настоящее время с представителями других народов нашей огромной страны, перенимая друг у друга все хорошее. И это общение обогащает всех нас, позволяет понять их особенности традиций, культуру, при этом сохраняя все самое ценное у себя и передавая будущему поколению.
Ольга Кузиванова, директор Центра «Наследие» имени Питирима Сорокина:
– Современные финно-угорские народы, несмотря на лингвистическое родство, подчас очень далеки друг от друга даже географически. Конечно, финно-угорские народы России более близки по схожести исторической судьбы, да и географически можно выделить районы традиционного проживания этих народов. Финно-угры имеют особенную связь с местностью, где проживают, хорошо знают родные леса и реки. В условиях постоянного сосуществования с миром природы у них выработалась особая этноэтика, которая сохраняется в мифах и преданиях. Сегодня культурологи с большим интересом рассматривают этот феномен. В традиции финно-угорских народов считалось, что жить надо тихо, незаметно, не оставляя следов, не разрушая окружающую среду, что вообще-то очень противоречит современным разрушительным практикам взаимодействия с природой. Противоречит это и воспитательным идеям, что молодежь с малых лет должна стремиться к лидерству. По меркам коми, мордвы, мари, удмуртов, надо жить мирно и в согласии с окружающей природой и людьми.
Вклад финно-угорских народов в развитие русского народа и культуры огромен, вместе с русскими финно-угры создавали огромное государство, разделили общую историческую судьбу. И, может, сейчас, когда наше государство ищет национальную идею, особенное традиционное мировоззрение финно-угорских народов, сохранивших древнюю народную мудрость, поможет отыскать нравственные приоритеты общественного развития. В культуре народов, сохранивших традиционную культуру, сокрыт настоящий кладезь мудрости и стремления к познанию истины и справедливости.
Источник: http://respublika11.ru/2018/10/24/chto-obedinyaet-finno-ugorskie-narodyi/
Москва стремится изолировать финно-угорские народы в России от жителей Запада
1 июля 2016 г., 20:49 Возраст: 6 лет
Пол Гобл
Двадцать из 24 финно-угорских народов проживают на территории Российской Федерации, и более 3 миллионов из 25 миллионов жителей финно-угорского мира являются гражданами этой страны. С 1991 года три финно-угорские страны на Западе — Эстония, Финляндия и Венгрия — стремились развивать отношения со своими соотечественниками в России. Последние приветствовали такие инициативы и участвовали в различных совместных мероприятиях, включая серию всемирных конгрессов финно-угорских народов. В целом члены этой группы продолжают с энтузиазмом относиться к этим контактам. Но последняя такая встреча, состоявшаяся 15–17 июня в финском городе Ляхти, высветила тревожную новую тенденцию: попытки Москвы отрезать финно-угорские народы России от их западных собратьев. Такие действия России не только напоминают о худших эксцессах советского периода, но и бросают тень на будущее финно-угорских народов, находящихся под контролем Москвы.
Андрей Туоми, карельский журналист Вести Карелии , говорит, что в результате политики Москвы и вопреки желаниям финно-угорских народов в России зияет «пропасть» «между русскими и Западные части финно-угорского мира, ранее составлявшего единое целое». Он утверждает, что это означает, что такие сессии, как недавний съезд, как бы они ни радовали всех делегатов и наблюдателей, учитывая личные контакты, которые они могут установить, стали «диалогом глухих со слепыми» между «двумя мирами и двумя реальностями». ” Слова Туоми — сокрушительный вывод для человека, посвятившего так много своей карьеры развитию контактов между всеми финно-угорскими народами (Finugor.ru, 24 июня).
Три европейские финно-угорские страны были представлены на конгрессе их президентами и делегациями, которые были столь же многочисленны, как и все, что они направляли в прошлом. А Россию представлял заместитель министра культуры Александр Журавский и делегации, численность которых Москва сократила, чтобы в них было больше чиновников и меньше активистов. Но именно то, что сказал Журавский, дает наиболее четкое представление о том, куда движется Москва в этой области.Если финно-угорские президенты говорили о проблемах и возможностях, говорит Туоми, то у российского представителя был посыл, который можно свести к одной фразе: «Россия сделала все возможное для сохранения национальных культур и языков, но европейские партнеры не могут этого понять». Речь Журавского была «достаточно агрессивной и обвинительной, в ней не обошлось без упоминания о санкциях».
Колыбель русских, явный финно-волжский генетический очаг
Карлос Килес Алтайская, антропология, балто-финская, балто-славянская, финно-пермская, история, индоевропейская, языкознание, монгольская, северо-западная индо- Европейская, популяционная геномика, самодийские, угорские, уральские
Первый взгляд на принятую рукопись (за платным доступом), Полногеномный анализ последовательностей этнических популяций по всей России, Жернакова и др. . Геномика (2019).
Интересные выдержки:
Родство образцов на основе данных генотипа. Евразия : График основных компонентов 574 современных геномов России. Цвета отражают географические регионы сбора; формы отражают источник выборки. Красные кружки показывают местонахождение образцов Genome Russia.Продолжаются дискуссии о происхождении русского населения. Предки этнических русских находились среди славянских племен, отделившихся от ранней индоевропейской группы, включавшей предков современных славян, германцев и балтов, появившихся в северо-восточной части Европы ок.
1500 лет назад. Славяне были обнаружены в центральной части Восточной Европы, где они вступили в непосредственный контакт (и, вероятно, ассимиляцию) с популяциями, говорящими на уральских (волжско-финских и балтийско-финских), а также балтийских языках [11–13]. В последующие века славяне взаимодействовали с ирано-персидскими, тюркскими и скандинавскими народами, все из которых последовательно могли внести свой вклад в нынешнюю картину геномного разнообразия в разных частях России. В конце Средневековья и в начале Нового времени произошло разделение восточнославянского единства на русских, украинцев и белорусов. Именно русские гнали колонизационное движение на Восток, хотя в этом движении принимали участие и другие славянские, тюркские и финские народы,г., когда миграции на восток занесли их в Уральские горы и далее в Сибирь, на Дальний Восток и на Аляску. За это время русские столкнулись с носителями финского, угров и самодийцев на Урале, а также с носителями тюркского, монгольского и тунгусского языков в Сибири. Наконец, на огромном пространстве между Алтайскими горами на границе с Монголией и Беринговым проливом они столкнулись с палеоазиатскими группами, которые могут быть генетически наиболее близкими к предкам коренных американцев. Сегодняшнее сложное лоскутное одеяло человеческого разнообразия в России продолжает дополняться современными миграциями с Кавказа и из Центральной Азии по мере формирования современных экономических миграций.
Родство образцов на основе данных генотипа. Западная Россия и сопредельные страны: Главный компонент участка 574 современных русских геномов. Цвета отражают географические регионы сбора; формы отражают источник выборки. Красные кружки показывают местонахождение образцов Genome Russia.В настоящем исследовании мы аннотировали полногеномные последовательности лиц, проживающих в настоящее время на территории России и идентифицирующих себя как этнических русских или как представителей названного этнического меньшинства (рис. 1). Мы проанализировали генетическую изменчивость в трех современных популяций России (этнические русские из Псковской и Новгородской областей и этнические якуты из Республики Саха) , и сравнили их с недавно опубликованными последовательностями геномов, собранными из 52 коренных русских популяций. Распространенность мутаций, изменяющих функцию, была исследована путем выявления известных вариантов и новых вариантов, а также частот их аллелей по сравнению с вариациями в соседних популяциях Европы, Восточной Азии и Южной Азии. Геномная изменчивость далее использовалась для оценки генетической дистанции и взаимоотношений, исторического потока генов и барьеров для потока генов, степени примеси популяции, исторического сокращения популяции и паттернов неравновесия по сцеплению. Наконец, мы представляем демографические модели, оценивающие исторические события основателей в России, и предварительную HapMap этнических русских из европейской части России и якутов из Восточной Сибири.
Структура населения по выборкам в 178 популяциях из пяти основных географических регионов (k=5). Выборки объединены в рамках трех различных исследований, охватывающих территорию Российской Федерации (Mallick et al. 2016 [36], Pagani et al. 2016 [37], это исследование). Оптимальное значение k было выбрано по величине ошибки перекрестной проверки. Российские выборки из всех исследований (выделены жирным темно-синим цветом) показывают небольшой градиент от восточноевропейских (украинских, белорусских, польских) к североевропейским (эстонским, карельским, финским) структурам, что отражает историю расширения населения на север. Образцы якутов из разных исследований (выделены жирным красным) также показывают небольшой градиент от монгольских к сибирским народам (эвенам), как и ожидалось из-за их первоначальной примеси и экспансии на север. Образцы, полученные в результате этого исследования, выделены и нанесены на график в отдельных прямоугольниках ниже.Коллекция идентифицированных SNP была использована для проверки количественных различий между 264 особями со всей Евразии (рис. 1) с использованием анализа главных компонентов (PCA) (рис. 2). Первый и второй собственные векторы графика PCA связаны с долготой и широтой, соответственно, мест выборки и точно разделяют евразийские популяции в соответствии с географическим происхождением. Образцы из Восточной Европы группируются рядом с образцами из Пскова и Новгорода, которые попадают между северными русскими, финно-угорскими народами (карелами, финнами, вепсами и т. д.) и другими народами Северо-Восточной Европы (шведы, среднерусские, эстонцы, латыши, литовцы и украинцы). ) (рис. 2б). Как и ожидалось, якутские особи сопоставляются с кластером сибирской выборки (рис. 2а). Чтобы получить расширенное представление о взаимоотношениях популяций, мы выполнили оценку происхождения и структуры популяции на основе максимального правдоподобия с использованием ADMIXTURE [46] (рис.
2c). Популяции Новгорода и Пскова имеют сходные профили с их северо-восточными европейскими предками , в то время как этническая группа якутов показала смешанное происхождение, аналогичное группам бурят и монголов.
Тепловые карты барьеров потока генов показывают для каждой точки на географической карте интерполированные различия частот аллелей (AF) между расчетными AF в точке с AF в окрестностях этой точки.Возможные источники примеси популяций Genome Russia были рассмотрены более формально путем расчета статистики F3, которая представляет собой меру, основанную на частоте аллелей, позволяющую проверить, может ли целевая популяция быть смоделирована как смесь двух исходных популяций [48]. Результаты показали, что якутов лучше всего моделировать как смесь эвенов или эвенков с различными европейскими популяциями (дополнительная таблица S4). Псков и Новгород показали примесь европейцев с сибирскими или финно-угорскими популяциями
, при этом литовское и латвийское население является доминирующим европейским источником для псковских образцов.