Народы россии костюмы: Национальные костюмы народов России с фото и названиями

Национальная одежда народов Севера | ДетиАрктики.РФ

Поделиться

Вконтакте Одноклассники Twitter

Культура и быт

Национальная одежда народов Севера

Традиционный костюм многое рассказывает о народе. Какой образ жизни ведут эти люди, где живут, чем занимаются. Главное предназначение одежды на Севере – сохранять тепло. Но не только! Если приглядеться повнимательнее, национальные узоры расскажут целую историю.

Содержание

  • Тепло и удобно
  • Эстетика и смысл
  • Малица, кухлянка, аткук
  • К – камлейки и кафтаны
  • Унты, пимы, торбаса
  • Головные уборы
  • Коколдо и другие рукавицы

Тепло и удобно

Эскимосский костюм.

Коренные жители северной тайги и тундры – оленеводы и морские охотники – веками используют для изготовления верхней одежды шкуры и мех.

Ведь большую часть времени в Арктике холодно, поэтому костюм должен хорошо сохранять тепло, быть функциональным, удобным и не стеснять движений. Дополнительная функция – защита: прочный материал убережет от ссадин и ран.

Одна из главных примет традиционной одежды народов Севера – многослойность. Чем больше слоев одежды, тем больше между ними «прослоек» воздуха, благодаря которым и сохраняется тепло.

Оленные чукчи долгое время использовали для изготовления обуви и штанов старые покрытия яранги – как следует продымившись, они становятся устойчивы к воздействию влаги.

Чаще всего жители Арктики из шкур морских млекопитающих делают штаны и обувь, из оленьих – верхнюю одежду и утепляют ее лисьим, беличьим, песцовым мехом. Морские охотники шьют дождевики (камлейки) из кишок моржа и нерпы. У чукчей широко распространена ровдуга – замша из лосиных или оленьих шкур.

Правильная выделка шкур – тяжелая работа и требует мастерства, поэтому умелые скорняки пользуются уважением. Качественная одежда из натуральных материалов не только удобна, но и за счет правильной терморегуляции предотвращает излишнее потоотделение. А это важно в условиях, когда возможность принять душ и устроить стирку бывает не всегда.

Современная версия традиционного ительменского костюма.

На Таймыре живет несколько коренных народов Севера. На фото представители долган, нганасан и энцев в национальных костюмах.

Эстетика и смысл

Традиционный костюм вепсов.

Мужчина в традиционном костюме эвенков на праздновании Дня оленеводов.

Помимо функциональности, в традиционной одежде коренных народов Севера не менее важна и эстетическая составляющая. Национальные костюмы обильно украшают вышивкой, аппликациями, бисером, тесьмой. Например, отличительная черта вепсской вышивки – почти полное отсутствие изображений животных. При этом один из самых распространенных мотивов – тема дерева. Традиционную одежду вепсов шьют из шерсти или льна; в старину ткацкий станок был в каждом доме.

Декор на национальной одежде не только для красоты: вышивка, украшения, узоры всегда рассказывают народное предание, историю или миф.

Для декорирования сумок, поясов, колчанов коренные народы Севера используют протяжку узких ремешков через прорези, создавая искусное плетение и разнообразные орнаменты. На кожаную обувь наносят роспись со сказочными сюжетами, сценками из жизни охотников и рыбаков.

Отделка традиционных костюмов носит не только декоративный, но и прикладной характер: она сообщает массу информации о том, к какому народу человек принадлежит, его семейном положении, наличии или отсутствии детей, занятиях и социальном статусе. Один из древних способов украшения одежды – вышивка подшейным волосом оленя. Его собирают в пучок и прикрепляют к основе жильными нитками. Получаются рельефные накладные швы, из которых складывается узор.

Еще одна функция декора – ритуальная. Узор может выступать в роли оберега или талисмана: например, изображение следов зверя должно принести удачу охотнику. А звон монет или колокольчиков отпугивает злых духов.

Национальный орнамент, который для непосвященного человека просто красив – на самом деле целая система знаков, своего рода «текст», который рассказывает о владельце одежды.

Куклы в эвенкийском костюме. Практически вся старинная национальная эвенкийская одежда и утварь украшены бисером.

Малица, кухлянка, аткук

Житель Ямала в традиционной ненецкой малице.

Главная одежда коренных народов Севера – просторная меховая куртка, бывает короткая и удлиненная. Состоит из двух слоев: верхний носят мехом внутрь, нижний – наружу. Летом кухлянку носят в один слой. Рукава свободные, но плотно прилегающие на запястьях: так лучше сохраняется тепло и удобнее работать.

Глухую меховую куртку из шкуры оленя чукчи, коряки и ительмены называют кухлянкой, ханты – малицей, эскимосы – аткуком, саамы – пеццк, или печок (мехом наружу) и торрк (мехом внутрь). Верхняя женская одежда у энцев и нганасанов – распашная парка – называется лифарие.

У селькупов распашную оленью парку (паргы) мехом наружу носят и мужчины, и женщины. А вот глухой сакуй из оленьих шкур, который в сильные морозы надевают поверх парки – предмет мужского костюма.

По форме все меховые куртки – и кухлянки, и малицы и т. д. – на первый взгляд имеют похожий дизайн у разных народов Севера, но разница в деталях. Например, в одном регионе повязывают пояс, в другом пришивают особые капюшоны или варежки, в третьем к поясу прикрепляют разные полезные вещи: ножи, футляры со спичками, кисеты для табака и так далее.

У энцев наружные пояса не носят. Еще одна особенность – нательный комбинезон без рукавов, который женщины надевают под верхнюю одежду.

Корякская летняя женская кухлянка мехом внутрь с вышивкой бисером и меховой мозаикой.

Кухлянка настолько теплая, что нередко ее используют как спальный мешок, глубоко надвинув капюшон и плотно затянув воротник.

К – камлейки и кафтаны

Эскимосская камлейка из коллекции Музея Анкориджа, Аляска.

Сегодня нарядные камлейки с вышивкой или рисунками современных художников часто носят на праздники и торжественные мероприятия.

Интересный элемент одежды коренных народов Севера – камлейка. Это прародитель современного дождевика. Глухая непромокаемая одежда с наголовником надевается поверх меховой для защиты от дождя, водяных брызг, мокрого снега.

Эскимосы и чукчи делают традиционные камлейки из кишок и горловой ткани сивучей, нерпы, моржей, а эвены – из ровдуги или ткани. Современные камлейки шьют также из брезента или синтетических материалов.

Национальные костюмы эвенов и юкагиров похожи, их основополагающий элемент – кафтан. Главное отличие – в крое: у эвенского кафтана сзади широкая внешняя складка, а у юкагирского – внутренняя. Поэтому юкагиров соседи называли людьми «с хвостами куропатки», а те эвенов – людьми «с хвостами гагары».

Под кафтан у юкагиров принято надевать нагрудник. Летний называется нгеун, зимний – ниниэдабун.

Унты, пимы, торбаса

Девушка в традиционном долганском костюме, Таймыр.

Пимы, или кисы – традиционная обувь коренных народов Севера. Шьют их обычно высотой до колена и выше.

«Унты», «пимы», «торбаса» – все это названия зимней обуви коренных народов Севера. Распространенный материал для такой обуви – оленьи шкуры, но на Чукотке также используют шкуру нерпы.

Коренные народы Севера шьют обувь из меха и, как и одежду, украшают вышивкой и аппликациями.

Ворс должен быть направлен вниз, чтобы вода стекала с меха. Высота голенища может быть разной; если унты высокие, их подвязывают под коленями специальными вздержками. Подошва может быть из войлока или стриженой оленьей шкуры, внутрь для дополнительного тепла кладут войлочную стельку.

Традиционная обувь хантов украшена геометрическими орнаментами.

Головные уборы

Девушка в традиционном костюме нганасан, Таймыр.

Саамские женские головные уборы украшают яркой тканью, вышивкой и бисером.

Традиционный головной убор коренных народов Севера – капорообразная меховая шапка. Мех используют разный: беличий, олений, лисий, бобровый, соболий. Женщины также носят цветные платки – как вместо шапки, так и под нее, например, на Ямале. В прежние времена ительменские мужчины надевали шапки из птичьих перьев, похожие на головные уборы североамериканских индейцев.

У долганов есть обычай: если девушка наденет избраннику собственноручно сшитую нарядную шапку, они считаются помолвленными.

Очень интересные головные уборы в народном костюме саамов. Саамские девушки носят перевязку из бересты, обтянутую красным сукном. А замужние женщины – шамшуру, напоминающую русский кокошник. Чаще всего их делали из красного сукна, для каркаса использовали бересту или картон, а в финале украшали бисером, пуговицами и лентами.

Девушки на Ямале предпочитают носить теплые яркие шерстяные платки.

Традиционный корякский головной убор.

Коколдо и другие рукавицы

Дети в национальных костюмах на праздновании Дня оленевода на Ямале.

Зимние рукавицы шьют из шкуры оленя мехом наружу. Существуют также летние – из тюленьей кожи или ровдуги. У юкагиров распространены ровдужные перчатки с красно-белой вышивкой волосом оленя. Ительменские женщины часто носят перчатки без пальцев.

Рукавицы легко потерять, так что либо к ним пришивают полоску кожи, чтобы можно было повесить на пояс, либо сами рукавицы прикрепляют к одежде.

Если рукавицы наглухо пришиты к рукаву, в месте сгиба кисти делают разрез, прикрытый клапаном. Клапан прикрывает щель от мороза и ветра, сохраняя тепло, и в то же время благодаря разрезу руку можно при необходимости легко высвободить. Удобно для выполнения различных работ, которые сложно или невозможно выполнить в рукавицах.

Меховые варежки – часть саамского народного костюма.

Пример ненецкой малицы из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами.

Эвенк в национальном костюме, Якутия. Зимние рукавицы у эвенков называются коколдо (или кололло).

Теги

  • # Арктика
  • # Север
  • # КрайнийСевер
  • # Одежда
  • # Костюм
  • # НациональныйКостюм
  • # Культура и быт
  • # Вепсы
  • # Саамы
  • # Ханты
  • # Селькупы
  • # Ненцы
  • # Эвенки
  • # Юкагиры
  • # Эскимосы
  • # Чукчи
  • # Энцы
  • # Нганасаны
  • # Долганы
  • # Эвены
  • # Коряки
  • # Ительмены
  • # КМНС
  • # МурманскаяОбласть
  • # Карелия
  • # Ловозеро

Костюмы народов России.

Интерактивная игра — Иркутская областная детская библиотека имени Марка Сергеева

Новые поступления

Мероприятия

Май 2023

ПнВтСрЧтПтСбВс

1

2

  • org/Event»> Час истории «Мы вспомним все сражения за Родину свою». 6+

3

  • Час истории «Мы вспомним все сражения за Родину свою». 6+
  • Литературно-исторический час «Письмо, пришедшее с войны». 12+

4

  • Час истории «Мы вспомним все сражения за Родину свою». 6+

5

  • «Подвиги маленьких героев».
  • Поэтический час «По дорогам войны». 6+

6

7

8

9

10

  • Час истории «Мы вспомним все сражения за Родину свою». 6+

11

  • Литературное путешествие по страницам книг Марка Сергеева «Вот так чудеса!». 6+
  • Информационная акция единого действия, посвящённая Международному дню детского телефона доверия «Здесь тебе помогут». 6+

12

  • org/Event»> Живая природа Прибайкалья. Встреча с писателем-экологом Майей Тропиной. 12+
  • Беседа-игра по профилактике безнадзорности и беспризорности «Дисциплина и порядок – наши верные друзья». 6+

13

14

  • Акция «Семейный выходной в библиотеке». 0+

15

  • Проект «PROчтение и PROкниги» для школьников 5–8 классов.

16

17

  • org/Event»> Проект «Мир детских книг. Художники-иллюстраторы».
  • Проект приобщения детей к народной культуре и фольклору «К мудрости ступенька».

18

  • Проект «Литературный сундучок» для школьников 1–4 классов.

19

20

21

  • Мастер-класс «Книжная закладка в технике оригами». 6+

22

23

24

  • org/Event»> Поэтическое путешествие к 120-летию со дня рождения Елены Благининой «Поэзия, как лучик золотой». 6+

25

26

  • Библиосумерки «Читаем вместе. Секрет золотого ключика». 6+

27

28

29

30

31

Литературная мини-викторина

Писателей Приангарья, руководитель литературного кружка школьников, результатом работы которого стала знаменитая книжка «База курносых. Пионеры о себе», написанная детьми.

  • Василий Стародумов
  • Юрий Самсонов
  • Иван Молчанов-Сибирский

 Загрузка . ..

Наши друзья

Традиционный русский костюм

АНГЛИЙСКАЯ ВЕРСИЯ


Что нового: Подпишитесь на новости нашего сайта
  • 14.08.2014 — абзац:
    Одежда пожилых людей (после 40 лет)

После 40 лет российский фермер прошел через 3 социальные роли/статуса. Итак, одежда человека точно отражала эти роли.
подробнее >>>>>


  • 11.08.2013 — реплика:
    Парадная рубаха воина Ярославского дворового отдела, Ярославская область, XVII век. Фото и описание.

  • 04.06.2013 — пункт:
    Стежки, используемые в традиционной русской вышивке. Обзор.

Клише традиционного русского шитья – полотенце, вышитое липкими красными петушками (в технике вышивки крестиком). Это неверно (по крайней мере, не совсем так). Этнографам известно немало швов, накладываемых русскими деревенскими жителями. Некоторые стежки были широко распространены по всей стране, тогда как другие были строго локальными. Наиболее часто используемые методы описаны ниже
подробнее >>>>>


  • 12.06.2012 — талисман:
    Стеновая Плата, оберег для жилища. Фото и описание.

  • 20.08.2012 — реплика:
    Сорока (головной убор замужней женщины)
    (после того, как подлинный головной убор принадлежал Рыбинскому краеведческому музею)
    Реплика изготовлена ​​в рамках проекта по изучению костюма Верхневолжска в Ивановском отделе этнографии (www.zapowednik.ws).
    Художник Лариса Смышляева.

  • 08. 11.2012 — пункт:
    Женская рубашка (нижнее платье).

Русское слово рубаха (рубаха — роо-бах-хах) происходит от древнеславянского слова руб — руб — кусок ткани. Вероятно, хитоноподобная рубашка (как мы, русские, «мешок с рукавами») была первой модой на Земле из волокнистой ткани. (никто действительно не отрезал меньшие куски ткани от большего). Вместо…
подробнее >>>>>


  • 04.03.2012 — пункт:
    Одежда для взрослых (25-40 лет).

Являясь своеобразным «удостоверением личности», русский традиционный наряд тщательно указывал на все изменения семейного и социального положения человека. Традиционно 25-летний возраст считался самым поздним возможным возрастом для вступления в брак для деревенских жителей. Итак, основное отличие, отражавшееся в одежде взрослых, было «замужем/не замужем».
подробнее >>>>>


  • 12. 01.2011 — подлинный наряд:
    Украинский свадебный наряд
    (1890-1910-е гг., собственность семьи Ветушко)
    (больше фото)

  • 10.12.2011 — Одежда «по идее»:
    Шляпа, украшенная «детским» талисманом
    Благословение семи стихий
    Вязание
    Соня Круглофф

  • 10.12.2011 — новая папка: «Одежда «по идее»».

  • 10.08.2011 — абзац:
    Сарафан (женское платье).

несмотря на то, что слово «сарафан» было заимствовано из персидского языка, сам предмет одежды имел европейское происхождение. В Россию оно попало в XIII веке. Оригинальное название платья звучало как «ферязь» (фе-РЯЗЬ). Это слово означает «одежда ферягов» («Феряг/Фряг/Варяг» — древнерусские названия варягов).
Первоначально фреязь была МУЖСКОЙ одеждой, разновидностью легкого пальто. Неразгаданная этнографическая загадка, почему и как пальто стало женским платьем
Давайте взглянем на этапы перехода от феряза к русскому сарафану, как это знакомо публике…
подробнее >>>>>


  • 08.12.2011 — реплика:
    Наряд белорусской девушки, Могилевская область, 1850-1870-е гг. Фото и описание.

  • 31.07.2011 — реплика:
    Ритуальное платье «Сенокос», Вологодская область, 1870-1890-е гг. Фото и описание.

  • 14.04.2011 — оригинальный комплект:
    Рубаха мужская, Сибирь, Красноярский край (вероятно), 1920-1940-е гг. Фото и описание.


, как рассказал нам владелец рубашки, его дедушка привез эту вещь «откуда-то из Сибири». Учитывая особенности кроя и вышивки, мы предположили, что эта рубашка изготовлена ​​в Красноярском крае. Владелец рубашки подтвердил эту догадку: по его словам, его дедушка долгое время работал в Красноярском крае. Итак, специфические черты, указывающие на Красноярский край, читать дальше >>>


  • 24.02.2011 — реплика:
    Повседневная одежда молодой карельской деревенской женщины, Прибалтика/Карельский регион, 900-1000 гг. Фото и описание.

Это не русский костюм, но мы позволяем себе разместить здесь эту реплику по следующей причине. В этот период времени (900-1000 гг. н.э.) Прибалтика (северо-восточная Европа плюс северо-западная Россия) была заселена несколькими различными этническими группами. Их образ жизни определялся климатическими условиями и доступными природными ресурсами и, следовательно, был сходным. Похожим был и стиль их одежды. Гардероб состоял из одних и тех же предметов, близких по крою, но весьма разнообразных по отделке. Представленный здесь наряд молодой карелки включает в себя те же предметы, что и самый древний и архаичный славянский костюм (поневой).
подробнее >>>


  • 02.02.2011 — реплика:
    Наряд девушки, Курская область, деревня Плехово, 1910-1940-е гг. Фото и описание.

  • 12.10.2010 — пункт:
    Вышивка в быту русской деревенской семьи. Вышитые талисманы.

для русских крестьян вышивка никогда не была просто украшением. Напротив, его считали мощным магическим инструментом для формирования реальности и создания Порядка из Хаоса. С магической точки зрения, чтобы получить желаемый результат в физическом мире, человек должен сначала создать для него сверхъестественную причину. Вышивальные узоры работали как причина…
подробнее >>>>>


  • 23.09.2010 — реплика:
    Серьги «Бабочка» (Север России, 1850-е гг.). Фото и описание.

  • 27.07.2010 — реплика:
    Наряд молодой женщины, Архангельская область, 1890-е гг. Фото и описание.

  • 25.04.2010 — абзац:
    Головной убор

… все члены деревенской общины должны были полностью покрывать голову (а для женщин — волосы) при выходе из дома. Непокрытая голова была позором (для женщин), а для окружающих оскорблением (для мужчин) головной убор был своего рода паспортом для деревенских жителей. Он отражал возрастную группу владельца (точнее, его способность иметь потомство), его семейное положение, количество детей и т. д.
подробнее >>>>>


  • 03.03.2010 — реплика:
    Рубаха мужская украшена ритуальной купальской вышивкой. Фото и описание.

  • 28.01.2010
    Имитация русского деревенского наряда, 1900-е гг. Фото и описание.

  • 01.05.2010 — абзац:
    Словарь символов: Солнечная ладья и Солнечная колесница.

Солнечные боги многих индоевропейских пантеонов считались едущими на колеснице или лодке. Среди них можно назвать греческого Гелиоса, египетского Ра, ведического Индру. Самые древние изображения Солнечной ладьи относятся к наскальным рисункам, обнаруженным на Скандинавском полуострове. Изображенную там лодку влечет за собой пара водоплавающих птиц, вероятно, лебедей. ..
подробнее >>>>>


  • 17.12.2009 — фото старинной вышивки:
    Узоры «Солнечная колесница»

  • 25.11.2009 — новинки нашего магазина:
    подвески-талисманы с древними символами

  • 15.10.2009 — реплика:
    ритуальный костюм для обряда «русалка», XII-XVI вв. Фото и описание.

  • 21.09.2009 — реплика:
    Сарафан девочки-подростка, Харьковская область, 1860-е гг. Фото и описание.

Русский костюм — Guide For You Tours

Национальные костюмы народов России

Будучи многонациональной страной, Россия может похвастаться богатством и разнообразием культур. На просторах, простирающихся от гор Северного Кавказа до северной вечной мерзлоты, проживают десятки народов со своим особым бытом, своей культурой, своими традициями. Эти различия между ними обусловлены географическими и историческими особенностями, религией, климатом регион и многие другие факторы. Они проявляются во всем, в том числе и в национальных костюмах народов России. Предлагаем узнать немного больше об особенностях некоторых из них.

Русский костюм

Начнем с национального костюма самого многочисленного народа России. Исторически основой гардероба русского мужчины или женщины была рубаха, на которую в зависимости от пола надевался кафтан или сарафан.

Отделка и материал одежды различались, поэтому праздничный наряд отличался обилием вышивки. Основным ее мотивом были народные узоры, но ограничений не было: благодаря этому вышивка стала своеобразной «визитной карточкой» хозяина, рассказывающего свою историю. Также по одежде можно было понять, к какому сословию принадлежит человек (например, вышивка золотыми и серебряными нитями была популярна среди богатого населения) или каково его семейное положение (например, головной убор типа кичка носили исключительно замужние женщины). Еще одной особенностью национального костюма является его многослойность. Это связано с переменчивой погодой в большинстве регионов и холодами, поэтому неотъемлемой частью гардероба был кафтан и телогрейка.

Татарский костюм

Татарский национальный костюм представляет собой интересное сочетание двух тенденций: на него повлияли общие традиции восточных народов и ислам. Основой одежды было платье-рубаха, называемое кулмек, и штаны.

Другими составляющими гардероба были бешмет чекмен и казакин — это разновидности верхней одежды. Также поверх часто надевался халат, изначально считавшийся предметом рабочего гардероба. У женского населения жилетки и фартуки, носовые платки (как обязательная часть мусульманского гардероба) и массивные украшения также были популярны как аксессуар. Национальная мужская шапка — тюбетейка — и по сей день носится некоторыми представителями народа для совершения религиозных обрядов.

Башкирский костюм

Башкирский костюм, как и национальные костюмы многих других народов России, шился по одной выкройке для мужчин и женщин. Характерно, что башкиры использовали не только традиционные растительные волокна, но и также кожа и мех в качестве основного материала. В качестве верхней одежды этого народа в первую очередь были распространены еловые и казачьи глухие костюмы на подкладке с длинными рукавами.

Важным компонентом праздничной одежды был халат или шуба (в зависимости от времени года). Халаты расшивались драгоценностями, яркой вышивкой, камнями. У женщин также был праздничный комплект одежды и передник с вышитыми узорами.

Якутский костюм

Якуты исторически проживают на севере территории России, поэтому их национальный костюм был призван не только украшать, но и защищать от воздействия экстремально низких температур. Уникальность якутского национального костюма в том, что он жив и продолжает исторические традиции и сегодня, среди современного населения края. Культура якутской одежды сочетает в себе множество различных элементов.

Верхняя одежда такого костюма очень плотная, из меха, кожи, ткани и других материалов. Традиционно гардероб украшают вышивкой бисером, орнаментом, металлом, подвесками. Такой декор получается ярким: даже повседневные комплекты смотрятся очень нарядно. Особенность праздничной одежды – гораздо более сложный фасон.

Дагестанский костюм

Последний национальный костюм народов России, который мы рассмотрим, — дагестанский костюм как один из самых ярких и характерных элементов северокавказской культуры. Он сформировался под влиянием двух факторов: мусульманской традиции и горного климата. Элементы дагестанского костюма часто претерпевали изменения, но основа оставалась неизменной.

Традиционный комплект для мужчин – белая рубашка, черные брюки и черкеска (кафтан), обычно красного цвета. Завершали костюм тонким ремнем, на котором крепились оружие, сапоги и шапка — меховая шапка. Дагестанки одевались по мусульманской традиции — в платье, полностью закрывающее тело, и платок, такая одежда часто была из шелка и отличалась разнообразием цветов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *