Сканов пещерный монастырь | Марийские Лесоходы
Троице-Сканов монастырь — женский монастырь Сердобской епархии Русской православной церкви, расположенный в 4 км от районного центра Наровчата Пензенской области. памятник архитектуры переходного периода от барокко к классицизму.
Троице-Сканов монастырь основан в середине XVII века как мужской монастырь. Точных документов о названии Сканова монастыря не сохранилось. По одной из версий название произошло от речки Скановой, якобы протекавшей недалеко от монастыря. По другой версии, по преданию, Скановым монастырем его назвали по фамилии боярина Исканского, местного землевладельца.
Пожар 26 апреля 1676 года уничтожил все деревянные строения монастыря. После пожара были вновь построены деревянная церковь во имя Святой Троицы, которая просуществовала до пожара 1785 года, и церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, которая в 1802 году была разобрана в связи с ветхостью колокольни, в которой она находилась. В 1795 году на их месте был заложен новый каменный пятиглавный двухэтажный храм с наружной росписью. Первым строителем нового храма был настоятель монастыря иеромонах Арсений I, а после его смерти — игумен Корнилий, при нем собор расписан иеромонахом Парфентием, он же писал для собора иконы. В нижнем этаже храма был размещён престол во имя Успения Божией Матери, который был освящен настоятелем-строителем Корнилием 8 октября 1801 года. В верхнем храме размещён престол во имя Живоначальной Троицы, освященный 29 мая 1808 года настоятелем архимандритом Израилем. Вокруг храма были возведены многочисленные жилые, служебные и хозяйственные постройки. После 1917 года монастырь был закрыт.
Пещерный монастырь
В горе Плодской, расположенной в живописном месте в 1,5 км от Троице-Сканова монастыря, находится Пещерный монастырь, который представляет собой трехуровневые ходы с небольшими кельями по сторонам, вырытые монахами в горе. Общая протяженность пещерных ходов больше, чем в Киевско-Печёрской лавре. Основатель пещерного монастыря — Арсений II, удалившийся в 1826 году в пещеры.
У подножия горы источник. На горе в 1866—1880 гг. был построен пятиглавый каменный храм с шатровой колокольней. После закрытия пещерного монастыря в 1917 году постройки были разрушены. Сейчас ходы сохранились протяженностью более 600 м, а всего было 2,5 км.
Возрождение монастыря
С 1985 года постройки переданы в ведение Русской Православной Церкви и монастырь возобновил свою деятельность уже как женский.
12 апреля 1990 года произошло первое после перерыва богослужение, а в октябре 1999 года монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Ныне в монастыре около 60 насельниц. Особо почитаемой святыней в монастыре является икона Божией Матери, именуемая «Трубчевской», которая была написана в 1765 году монахом Евфимием в Чолнском мужском монастыре близ города Трубчевска (ныне Брянской области).
ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ
Дату основания монастыря определить уже практически невозможно. Бывший пожар в 1676-м году 26 апреля истребил все документы, по которым можно было бы проследить его первоначальную судьбу. Из грамот Патриарха Иоакима, данных на построение церквей, известно, что до пожара были три церкви и другие монастырские строения. На этом основании можно заключить, что этот монастырь существовал задолго до 1676-го года, и в это время уже имел вид благоустроенный. Первоначально эта обитель находилась в ведении Патриархов, в позднее время перешла в ведение Преосвященных Тамбовского, Нижегородского. По открытии же Пензенской губернии и утверждении г.Пензы в 1801-ом году губернским, упраздненный г. Наровчат был восстановлен к Пензенской губернии, с ним и Сканов монастырь перешел в ведение Пензенских епархиальных Преосвященных, в коем и доныне состоит.
Название Сканова монастыря, как значится в «Истории церковной Российской иерархии» (т.5,стр.136), произошло от речки Скановой, которой в настоящее время нет поблизости к монастырю. А также существует предание старожилов: название монастыря произошло от фамилии некоих бояр Исканских, которым принадлежала местность пустыни. Точных документов о названии Сканова монастыря не сохранилось.
После пожара 1676 года были вновь построены деревянная церковь во имя Святой Троицы и церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. Но Троицкая церковь около 1785 года опять сгорела, а Николаевская в 1802 году за ветхостью колокольни, в которой она находилась, была разобрана. Было принято решение строить все строения в монастыре каменные.
В 1795 году по резолюции Преосвященного Феофила, епископа Тамбовского, был заложен посреди обители новый соборный храм двухэтажный, о пяти главах, с росписью снаружи. В нижнем этаже храма престол во имя Успения Божией Матери, который был освящен настоятелем-строителем Корнилием 8 октября 1801 года. В верхнем храме престол во имя Живоначальной Троицы, освященный 29 мая 1808 года настоятелем архимандритом Израилем. Иконы в иконостасе, священные изображения на стенах и столпах были писаны казначеем монастыря иеромонахом Парфением.
На северной стороне, среди ограды, прямо против собора, в колокольне, над святыми вратами была устроена небольшая церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Она была освящена 23 апреля 1796 года.
На южной стороне монастыря находится больничная церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Устроена она в 1809 году игуменом монастыря Корнилием и им освящена в 1812-м году.
Божественная служба в монастыре совершалась по общему’ церковному уставу неопустительно. Всенощное бдение здесь бывало довольно продолжительно, пение стихир всегда совершалось по нотам, постоянно читалось толковое Евангелие… В воскресные дни перед позднею литургиею служился молебен Божией Матери настоятелем со всею братиею…
В летнее время братия занималась землепашеством и рыбной ловлею в реке Мокше. Недалеко от обители находился пчельник (до 80 ульев), дающий мед и воск для монастырских свечей. На реке Шелдаисе находилась пожалованная монастырю императором Павлом 1-ым в 1797-м году водяная деревянная мельница. Вне ограды, для посетителей были построены четыре 2х-этажных каменных гостинных корпуса. В одном из корпусов находилась больница для братии и посетителей, и иконописня. На берегу реки Мокша стояла деревянная кузница. Близ монастыря были расположены: хлебный амбар, каменная рига, скотный двор, каменный ледник и хозяйственные строения. Монастырь имел во владении землю для посева ржи, овса, гречихи. При монастыре был разведен сад, огород, и имелись сенокосные луга и лесные угодья.
Из настоятелей особенного внимания заслуживают четыре.
Арсений 1-ый был из дворян, рода Левитских. Он первый положил начало тому устройству обители, до которого она доведена. Построил красивой архитектуры колокольню, заложил нынешний двухэтажный собор, но скорая смерть не позволила ему достроить оный. Перед кончиною же принял схиму и погребен был в притворе собора. Отличался особой богобоязненностью и строгою подвижническою жизнью.
Игумен Корнилий много употребил трудов на благоустроение обители: достроил собор, соорудил больничную церковь с келиями, приобрел колокола и лучшую церковную утварь. По монастырю завел лучший порядок в употреблении времени, церковного имущества и занятий братии. Он был старец ума тонкого, полный благодатной кротости, приветливый и ласковый ко всякому и никого из приходящих не отпускал без духовного назидания.
Арсений 2-ой из военных нижних чинов, был муж простодушный, кроткий, труженической жизни, за что был уважаем и любим братией и другими знавшими его. За благочестивую жизнь он был удостоен иеромонашества и настоятельства. Впрочем настоятелем монастыря он был недолго. По собственному желанию удалился в пещеры, в коих трудился и устроил в них несколько келий и место для церкви. Погребен возле соборной церкви с южной стороны.
Настоятель Филарет, из духовного звания… Тщанием Филарета была построена кладбищенская церковь, приобретены образа в серебряных окладах, прекрасное Евангелие, лучшие напрестольные кресты, сосуды и другие церковные вещи. За такое попечение об обители, трудолюбие, кроткий нрав и терпеливое добродушие был любим и уважаем всеми, возведен в сан игумена и награжден наперстным крестом. Скончался 4 февраля 1854 года.
Имена этих замечательных попечителей обители, старцев и настоятелей останутся вечным памятником в монастырской летописи…»
В 30-ые годы прошлого столетия монастырь был закрыт и разорен. Монастырский храм превращен в склад и птицеферму, кладбищенская церковь в кормокухню для птиц, с колокольни сброшены колокола, надгробные памятники с монастырских склепов утоплены в реке Мокше. Ценности, иконы, библиотека частью разграблены, частью переданы в местный музей. В храме Усекновения главы Иоанна Предтечи был организован клуб: играла музыка и устраивались танцы. В других зданиях были магазин, гараж, столовая и жили рабочие местного совхоза.
Ранее монастырь был мужским. В 1990 году по ходатайству и требованию общественности обитель была передана Русской Православной Церкви. По благословению Владыки Серафима, Архиепископа Пензенского и Кузнецкого, был учрежден женский монастырь. После 60-летнего запустения обитель вновь обрела свое первоначальное назначение, в ней возобновилась монашеская жизнь.
Но теперь продолжателями монашеского делания в этом святом месте стали уже не насельники, а насельницы.12 марта 1990 года приехала из Рижского женского монастыря монахиня Митрофания (Перетягина), назначенная в этот монастырь на настоятельскую должность. С ней и первые насельницы. Всего было 7 сестёр и игумения. А к концу первого года возрождения обители насельниц насчитывалось уже около тридцати.
Первое богослужение в монастыре было совершено 12 апреля 1990 года в Великий Четверг на Страстной недели. На клиросе монастырский хор состоял всего лишь из трех человек. Регентовала сама матушка Митрофания. На первой Божественной Литургии присутствовало много прихожан и паломников.
Матушка Митрофания приняла обитель в разорении. Центральный храм до уровня первого этажа был завален землей. В нижнем храме не было полов, окна затянуты пленкой. Настенная роспись специально забелена, местами соскоблена. В некоторых местах не было крыши. Во время дождя вода лилась прямо на молящихся, на полу были лужи.
Насельницы с утра до позднего вечера проводили в труде: расчищали территорию от хлама и завалов, засыпали ямы и разравнивали землю, разгружали машины с кирпичом, досками, копали землю под огород, сажали картофель и другие овощи. С первых же дней начались восстановительные работы. Первыми объектами стали сестринский корпус, котельная и храм. Все заботы, трудности, а также финансовые затраты возложил на себя Владыка Серафим. По его благословению из г. Пензы была прислана бригада строителей. Он часто приезжал в обитель, по-отечески ободрял сестер и укреплял в них монашеский дух.
В этот период приезжало много паломников из разных мест, которые бесплатно, во Славу Божию, трудились и помогали из руин поднимать монастырь.
В 2-3 км к северо-востоку от наземного монастыря расположены пещеры, где в прошлом подвизались монахи-отшельники. Гора Плодская, в которой и расположены подземные ходы, обрамлена лесом. Место живописное. У подножия находится целебный источник в честь святых Преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев. Когда-то здесь был вход в пещерный лабиринт, стояла часовня. На вершине горы были построены каменная церковь в честь этих святых, часовня и несколько келий для братии.
В 1990 году, когда в обители еще только начала возрождаться монашеская жизнь, монастырь посетил ныне почивший в Бозе Владыка Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. В разное время монастырь посетили высокие светские гости и духовенство. Были гости из зарубежных стран: Индии, Голландии, США.
В настоящее время в обители около 70 насельниц из разных городов и сел России: 3 схимонахини, 20 монахинь, 7 инокинь, 15 послушниц, кандидаты в послушницы и постоянные паломницы. В монастыре ежедневно совершаются богослужения, читается «неусыпаемая» Псалтирь.
По монастырскому уставу в монашеском житии на первом месте стоит молитва. Каждое утро со звоном в колокол в половине шестого утра в обители начинается новый день. Насельницы собираются вместе в храме на утреннее молитвенное правило. По окончании — получают благословение матушки игумении на послушания. Вечером трудовой день также заканчивается общей храмовой молитвой. Молитва сопровождает всякое богоугодное дело.
9 мая 1993 года по благословению Патриарха Алексия II благочинная монахиня Евстолия была назначена настоятельницей обители. А первая настоятельница матушка Митрофания, как более опытная в деле устроения монашеского уклада, была переведена в город Пенза игуменией во вновь открывшийся Троицкий женский монастырь. С этого времени жизнью Скановой обители управляет игумения Евстолия. Настоятельская должность ответственна и хлопотна: забота о душевном состоянии и материальных нуждах сестер, хозяйственные проблемы, встреча многочисленных гостей, посещающих обитель. Каждый день матушки Евстолии начинается с раннего утра и заканчивается около полуночи, когда сестры уже отдыхают. К матушке часто обращаются за духовным советом и помощью прихожане и паломники. И каждый приходящий получает от нее утешение, доброе наставление, пример милосердия и душевного участия.
ПЕЩЕРЫ МОНАСТЫРЯ
В комплекс монастыря входят и известнейшие пещеры.
Наровчатский Троице-Сканов женский монастырь село Сканово
Старожилы рассказывают, что в начале века скановские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен красивым орнаментом. Сводчатые потолки и стены пещер были побелены, в маленьких нишах перед каждой кельей в проходах стояли зажженные свечи. «Когда я была еще совсем молодая, — рассказывает одна из жительниц села Сканово, — работала я на монастырском огороде. Однажды к вечеру повел нас монах показывать пещеры. Вошли — кругом чистота, побелено, свечи горят. Кельи показали. Далеко вниз ушли. Внизу прямо в пещере родник был. Вода чистая-чистая. Около родника скамеечки. Мы подходили к какой-то двери. Монах туда не пустил. Сказал: «Нельзя. Там святые мощи хранятся».
В годы разорения пещерный храм был полностью разрушен.
Кирпич разбирали местные рабочие для ремонта своих печей, а также для совхозного коровника.
В августе 1980 года пещеры исследовала московская спелеологическая экспедиция, которая установила, что пещерный комплекс имеет искусственное происхождение, что подтверждается тщательным осмотром всех доступных полостей.
Этот факт подтверждается и сведениями из «Пензенских епархиальных ведомостей» (№ 13 от 01.07.1877 г., стр. 20-21). «… Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений, который почти всегда и жил здесь».
На протяжении столетий подземные сооружения расширялись и перестаивались, появились новые галереи и кельи. В настоящее время лабиринт пещер представлен ходами и кельями, расположенными в трех ярусах, соединяющимися между собой. В различных ярусах зафиксирована устойчивая температура: 1-ый ярус — 11-12 градусов, 2-ой — 8-9 град. , 3-ий -6-7 град. Эта температура сохраняется неизменной и зимой, и летом. Внутренний микроклимат пещер неповторим. В подземелье воздух целительный, свежий и чистый.
В ходе экспедиционных работ была определена протяженность подземных полостей — 670 метров (нынешняя протяженность в результате многих завалов составляет 590 метров). Скановские пещеры превосходят подземные сооружения знаменитой Киево-Печерской Лавры (507 метров). Ученые-спелеологи с уверенностью утверждают, что пещерный комплекс Троице-Сканова монастыря аналогичен пещерам Киево-Печерской Лавры и Псково-Печерского монастыря, а также пещерному комплексу Вардзиа на юго-западе Грузии.
… Внутри пещер вековая тишина. Необъяснимая свежесть воздуха отгоняет мысль, что находишься в подземелье, нет чувства страха. Наоборот, на душе мир и спокойствие. И невольно склоняется голова в благоговейном молчании перед памятью подвизающихся здесь ранее монахов — старцев высокой духовной жизни и монашеского подвига, тружеников, молитвенников за православную веру, за святую Русь.
Особо почитаемой святыней в монастыре является икона Божией Матери, именуемая «Трубчевская», которая была писана в городе Трубчевске (Брянская область) монахом Челнского мужского монастыря Евфимием в 1765 году, как значится в надписи на иконе.
Монастырь — это «пристань спасения», «островок» истинной православной веры и благочестия, где под сводами храма неустанно звучит слава Богу-Творцу и молитва Господу нашему Иисусу Христу за каждого христианина, за православную Русь, за весь мир.
Обитель живет в основном трудами самих насельниц. Есть в монастыре свое хозяйство: поля для посадки картофеля и посева зерновых культур, огород, посажен сад и ягодный участок, луга, скотный двор с домашними животными и птичник. Сестры монастыря несут разные послушания: клиросное пение, церковница, в трапезной, в просфорне, в швейной, в ризной, на скотном дворе, делают из воска свечи. Летом — ухаживают за цветником, пасут скот, косят сено, обрабатывают поля, на огороде выращивают овощи и ягоды, ухаживают за садом. В монастыре есть сестры, умеющие водить грузовые и легковые машины.
В свободное от послушания время сестры занимаются рукоделием: плетут четки и пояса, вышивают бисером иконы, делают поделки из природного материала, учатся золотошвейному мастерству, разрисовывают красками и обплетают бисером пасхальные яйца, разучивают церковные песнопения.
Где находится, как доехать:
Адрес: 442637, Пензенская область,
Наровчатский район, село Сканово.
Телефон: +7 (84163) 2-18-50, 2-19-97.
Как добраться:
от города Пенза до Троице-Скановой обители возможно рейсовым автобусом до посёлка Наровчат, или от города Ковылкино республики Мордовия рейсовым автобусом (25 км) до посёлка Наровчат.
От п. Наровчат на попутном транспорте 5 км.
Координаты: N53° 51′ 58.28″ E43° 45′ 12.07″
СВЯТОЙ ИСТОЧНИК
«Пещерский» родник, святой источник преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских у села Сканово
Родник освященный в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских находится у села Сканово Наровчатского района Пензенской области. Святой источник хорошо обустроен.
В 2 км юго-восточнее от наземного Троице-Сканова монастыря, в горе Плодская, расположены пещеры с подземными ходами, где в прошлом подвизались монахи-отшельники. Гора обрамлена лесом, словом, место живописное, у подножия находится целебный источник в честь святых Преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев.
Первая купальня и колодец с навесом, напоминающим крышу часовни, разобраны по причине ветхости и построена новая купальня. На источнике раньше служили водосвятные молебны. В струе источника можно увидеть икону.
Главная достопримечательность села Сканово – это величественный пятиглавый Троицкий собор. В его нижнем этаже находится Успенская придельная церковь, где хранится чудотворная Трубчевская икона Божией Матери, написанная в 1765 г. В 1920-х годах монастырь, в числе прочих, был закрыт и вновь возрожден лишь в 1990 году.
Не менее знамениты расположенные неподалеку святой источник и пещерный монастырь, созданный в XIX веке. Он представляет собой трехъярусные подземные лабиринты протяженностью свыше 600 м, где сохранилась подземная церковь и кельи, ставшие сегодня местом паломничества.
«Пещерский» родник преподобных Антония и Феодосия Печерских расположен по дороге к монастырским пещерам.
Впервые он упоминается в 1877 г.: «При подошве горы находится источник и над ним деревянная часовня…». Раньше вход в пещеры находился здесь же, а еще один родник, по воспоминаниям старожилов, был в глубине самих пещер. Сейчас силами монастыря тут устроен колодезный сруб, на другой стороне асфальтированной площадки вытекает живительная струя. Отсюда же начинается подъем на гору, к нынешнему лазу в пещеры. Иногда родник упоминается как Живой или Саранский – по горе, у которой расположен.
Координаты:
53°51’32.3″N 43°46’38.7″E
ВОЗРОЖДЕНИЕ МОНАСТЫРЯ
Руководством Пензенской области было принято решение о реконструкции исторического места, расширении и обустройстве входа в пещеры, укреплении сводов и стен.
О возникновении пещер близ посёлка Наровчат ходят легенды. Согласно одной из них, давным-давно на берегу реки жил монах-отшельник по имени Скан. По преданию, он вырыл себе пещеру, стал в ней жить и служить Богу. Там были кельи и церковь, поскольку сохранились церковно-славянские надписи. В пещерах даже захоронены святые мощи, как и в Киево-Печерской Лавре
На трёх ярусах наровчатских пещер насчитывается около 20-ти больших и малых келий, сводчатые потолки и стены которых, как вспоминают очевидцы, были побелены, а в маленьких нишах в проходах перед каждой кельей стояли зажженные свечи. В одной из келий хранится старая икона. Все три яруса наровчатских пещер — это около 635 метров, уходящих на глубину 14-ти-этажного дома. 4-й и 5-й ярусы пока не открыты. Температура внутри пещер не поднимается выше 4 градусов тепла. В некоторых местах можно даже обнаружить лёд. Старожилы вспоминают, что в начале XIX века наровчатские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен камнем с красивым орнаментом.
Под горой, у входа располагался своеобразный архитектурный комплекс: пещеры, две часовни и церковь. Под тенистыми развесистыми деревьями у прозрачного холодного родника стояла скамейка, где могли отдохнуть уставшие путники. Со строительства пещер началась история знаменитого Троице-Сканового монастыря, расположенного в паре километров отсюда. На горе у входа в пещеры при настоятеле монастыря архимандрите Амвросии была построена церковь во имя Киево-Печерской Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия, Печерских чудотворцев. Начата постройкой в 1866 году и окончена в 1870 г.
Освящена 6 сентября 1870 г. преосвященным Григорием. По словам патриарха Алексия II, монастырь — это жемчужина всего Пензенского края. Впрочем, весь этот неоглядный край наполнен отзвуками событий и подвигов столь стародавних, что не помнят их ни красавец-монастырь, ни таинственные Скановы пещеры. В 1237 году, когда монгольские орды двинулись на запад, их передовые части быстро достигли Скани. Здесь в то время жило легендарное племя буртасов. Отказавшись подчиниться батыевым полчищам, храбрые степняки, во главе со своей княгиней, прекрасной Норчаткой, решили дать бой захватчикам.
Неравное сражение развернулось в этих местах, вдоль древнего оборонительного вала. Вал этот сохранился до сих пор, он пролегает в полукилометре от пещер. Сейчас он зарос вековым лесом и осыпался, но до сих пор является трудным препятствием для всякого путника или грибника. Недавно пензенскими властями было принято решение о реконструкции исторического места. В настоящее время строители расширяют вход в пещеры, чтобы люди могли заходить в полный рост, делают свод и стены. На данный момент уже выложена арка при входе.
___________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ИНФО:
Команда Кочующие
Монастыри Российской империи. СПб., 1887.
«Наровчатскiй Троицкiй Скановъ монастырь»
Пензенская епархия. Стр. 302.
Пензенская энциклопедия. М., 2001, стр. 372—373
Православные русские обители. СПб., 1908.
Троицкий Сканов мужской монастырь // Пензенские епархиальные ведомости, 1869, № 2, 4; 1877, № 11-13.
«Истории церковной Российской иерархии» (т.5, стр.136)
Наровчатский Троице-Сканов женский монастырь
«Пензенские епархиальные ведомости» (№ 13 от 01.07.1877 г., стр. 20-21)
Достопримечательности Пензенской области.
Святые места Пензенской области
Свято-Троицкий Сканов
Вид Троицкого Сканова мужского монастыря с северо-запада. 1912 год.
Возникновение Свято-Троицкого Сканова монастыря следует отнести ко времени начала XVII века. Бывший пожар в 1676 году 26 апреля истребил все документы, по которым можно было бы проследить его первоначальную историю. По преданиям старожилов, перешедших к потомству, эта обитель существует более 350 лет, ибо из патриарших Грамот, данных в 7184 (1676) году на построение церквей, известно, что до пожара были три церкви и другие монастырские строения. Так в Грамотах патриарха Иоакима о построении церквей во имя Николая Чудотворца, Живоначальныя Троицы, между прочими говорится, что «в оном 7184 (1676) году апреля в 26-й день в Скановой пустыни сгорели три церкви, и монастырь мало не весь выгорел» (Грамоты между актами монастыря). На этом основании можно заключить, что этот монастырь существовал еще задолго до 1676 года и в это время уже имел вид благоустроенный.
Первоначально эта обитель находилась в ведении патриархов, в позднейшее же время перешла в ведение преосвященных тамбовского, нижегородского. По открытии же Пензенской губернии и утверждении г. Пензы в 1801 году губернским, упраздненное с. Наровчат было восстановлено и присоединено к Пензенской губернии. Из монастырских указов видно, что под ведением тамбовского преосвященного обитель состояла с 1748–1800 гг., нижегородского – с 1800–1804 гг. и с оного по настоящее время принадлежит Пензенской епархии. (Указы между актами монастыря). Вместе с селом Наровчат и Сканов монастырь перешел в ведение Пензенских епархиальных преосвященных, в коем и доныне состоит.
Наровчатский уезд. План генерального межевания земель, где видна Сканова пустынь.
Название Сканова монастыря, как значится в истории Российской иерархии, произошло от речки Скановой. («История церковной Российской иерархии», т. 5, стр. 136). По преданию старожилов, местность пустыни вместе с селом, находящимся поблизости, принадлежала боярам Исканским, которые приняли участие в становлении монастыря. По правильному произношению обитель должна именоваться «Исканская пустынь», а слово «Сканова» есть уменьшенное впоследствии. В народе эта пустынь называлась «Скань».
Свято-Троицкий Сканов монастырь имел основательное устроение как в XVII веке, так и в последующее время. Он твердо сохранял свою жизнеспособность в течение XVIII века, когда многие монастыри, особенно после учреждения монастырских штатов (1764 год), упразднялись и приходили в запустение. Так, после 1764 года в Свято-Троицкий Сканов монастырь были переведены монашествующие упраздненных обителей: Краснослободского Предтеченского монастыря и Инсарской пустыни.
Около 1786 года в монастыре вводится Устав строгого общежития, как значится об этом в Представлении Святейшему Правительствующему Синоду Пензенского епископа Афанасия на предмет увеличения штатного числа монашествующих. В XIX веке штатное число монашествующих в обители еще более увеличилось. Хранение монашеских традиций и духовная жизнь в монастыре привлекали в обитель всех, ищущих вечного спасения.
Божественная служба совершалась в обители по общему Церковному Уставу неопустительно. Всенощное бдение было довольно продолжительное, потому что в продолжение его читалось постоянно Толковое Евангелие и житие святого по Прологу. Ранние Литургии совершались в 5 часов утра: зимою – в больничной, а летом – в кладбищенской церкви. В зимнее время, с Покрова Божией Матери, к Литургии благовест начинался в 9 часов в праздники и в летнее время – в 8 часов. В воскресные дни перед поздней Литургией всегда служился молебен Пресвятой Богородице настоятелем со всей братией перед чудотворным Трубчевским образом Божией Матери.
Геометрический специальный план Троицкого Сканова монастыря. 25 ноября 1783 года.
На Литургиях всегда читалось поучение. Вечерня начиналась летом в 17, а зимой в 16 часов. После вечернего богослужения читалось правило: канон Иисусу Сладчайшему, канон Божией Матери и Ангелу Хранителю. Акафисты же читались накануне воскресного дня, на среду и пятницу – акафист Спасителю, на понедельник же, вторник, четверг и субботу – акафист Божией Матери. После вечерней трапезы, по звону малого колокола, братия опять собиралась в церковь, где читалось малое повечерие, затем – помянник и вечерние молитвы.
Крестных ходов, кроме совершаемых по всей России в три известные дня, т. е. 6 января, 1 августа и в день Преполовения Пятидесятницы, совершалось в Скановом монастыре еще три: два – вокруг монастыря в храмовые праздники Святой Троицы и Успения Божией Матери (эти ходы введены издревле) и один – в честь Трубчевской иконы Божией Матери, во вновь построенную кладбищенскую церковь, в день освящения ея (3 октября). Этот ход введен по устному благословению епископа Амвросия II с 1854 года.
Монастырь обладал богатой ризницей, основательной библиотекой и архивом. Среди архивных рукописей замечательны следующие восемь.
1. Две рукописи от 31 октября и 4 ноября 7181 (1673) года об отводе Скановой обители «земли пашенностей и лесной поросли в полянках девяносто десятин, да сенных покосов по смете на семьсот копен», по Указу Царя Алексея Михайловича, вследствие «челобития черного попа Феодосия с братией да старца Кирилла».
2. Две выписки с писцовых 7187 (1679) и 7188 (1680) годов в книге Семена Секиотова на отведенную выше землю «20-ти десятин с полдесятиною»: первая – от 19 декабря 7189 (1681) года, данная «черным попом Феодосию и строителю Иоанну с братией», вторая – от 31 июля 7197 (1689) года, данная строителю иеромонаху Моисею с братией.
3. Два Указа Великих Государей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Великой Государыни Софии Алексеевны. Содержание их изложено в Грамоте, из Приказа Большого двора: «против челобития Нижеломовского уезда Наровчатского городища, Живоначальные Троицыскановой пустыни строителя старца Кирилла с братиею, велено им в Наровчатском городище из пустого огороду, на котором, прежде всего севали на обиход Великих Государей анис, отвесть под двор и часовню 40 саженей в длину и 20 саженей в ширину». Первый дан строителю старцу Кириллу с братией 7192 (1684) года 19 февраля, второй – строителю иеромонаху Иоанну с братией 7196 (1688) года 10 февраля.
4. Две Грамоты патриарха Иоакима, данные по «челобитию черного попа Феодосия с братией, да казначея старца Кирилла»: первая от 28 августа 7184 (1676) года на построение деревянной церкви во имя Святителя Николая.
Указ Тамбовской Духовной консистории о закладке в монастыре колокольни. 1792 год.
После пожара 1676 года были вновь построены деревянные церкви во имя Святой Троицы и во имя Святителя Николая Чудотворца. Но Свято-Троицкая церковь около 1785 года опять сгорела, а Свято-Никольская в 1802 году за ветхостью колокольни, в которой она находилась, была разобрана. В 1792 году на северной стороне, среди ограды, была заложена, а затем построена высокая каменная колокольня. В ней над святыми вратами, с 1793 до 1796 года устроена была Свято-Никольская церковь, которая, по благословению епископа Тамбовского Феофила, строителем монастыря иеромонахом Назарием 23 апреля 1796 года была освящена.
С 1795 года посредине монастыря на месте разобранной одноэтажной каменной Свято-Троицкой церкви началось строительство каменного двухэтажного, о пяти главах, Свято-Троицкого собора.
Нижний храм собора с двумя престолами: в честь Успения Божией Матери и Трех святителей был освящен 8 октября 1801 года строителем монастыря игуменом Корнилием.
Указ Тамбовской Духовной консистории о постройке нового Троицкого собора. 25 января 1795 год.
29 мая 1808 года, по благословению епископа Пензенского Моисея, архимандритом Израилем был освящен верхний храм собора во имя Святой Живоначальной Троицы.
На южной стороне монастыря в 1809 году была построена трапезная церковь Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, которая игуменом монастыря Корнилием в 1812 году была освящена.
В 1853 году при игумене монастыря Филарете, по благословению епископа Пензенского Амвросия, была построена и тем же Преосвященным освящена каменная кладбищенская церковь Трубчевской иконы Божией Матери.
В 7181 (1673) году по Указу Царей Алексея Михайловича, Феодора, Петра Алексеевича и Царицы Софии Алексеевны была отведена монастырю земля: «а по мере той земли в той округе, что отказано Сканову монастырю, пашенной и лесной поросли в полянках девяносто десятин, да сенных покосов по смете по семьсот копен, и как сказано в другом документе, распашные земли и редколесья сорок десятин с полутретью десятиною в поле, а в дву потому ж», т. е. как яснее выражено еще в ином акте, «распашной земли и редколесья сто двадцать десятин с полдесятиною подле черного большого леса около нея».
Земля, пожалованная в 7192 (1684) году в селе Наровчат и составляющая треть десятины, имела площадь в длину 40, а в ширину 20 сажень. Со времени же генерального межевания монастырь имел во владении 480 десятин, 820 квадратных сажень для посева ржи, овса и гречихи.
Вид Сканова монастыря с севера. Начало ХХ века.
В летнее время братия занималась землепашеством и рыбной ловлею в реке Мокше. Недалеко от обители находился пчельник (до 80 ульев), дающий мед и воск для монастырских свечей. На реке Шелдаис, при селе Монастырское находилась пожалованная монастырю в 1797 году Императором Павлом I водяная деревянная мельница.
Вне ограды, для посетителей были построены четыре двухэтажных каменных гостиных корпуса. В одном из корпусов находилась больница для братии и посетителей, и иконописная. На берегу реки Мокши стояла деревянная кузница. Близ монастыря были расположены: хлебный амбар, каменная рига, гостиный, скотный и конный двор, каменный ледник и хозяйственные строения. При монастыре был разведен сад, огород и имелись сенокосные луга и лесные угодья.
Монастырская часовня в честь святителя Николая Чудотворца в г. Наровчате.
В поселке Наровчат, на углу базарной площади, на пожертвованной Царями: Иоанном, Петром и Софиею Алексеевичами, усадебной земле (40 саженей длины и 20 саженей ширины), где был ранее огород, на котором для обихода Царей сеяли анис, устроена была прежде деревянная, а затем – каменная часовня в честь Святителя Николая Чудотворца, покрыта железом, внутри коей был поставлен иконостас со святыми иконами, местами позлащенный. При часовне имелось две келлии для живущего из числа братии монаха. Рядом с часовней в 1857 году построен был двухэтажный с надворными строениями дом настоятеля монастыря архимандрита Амвросия, который после пожара в 1872 году вновь был возобновлен. Часовня, принадлежащая монастырю, сохранилась. В настоящее время в ней находится монастырская церковная лавка.
В двух километрах от обители монахи Сканова монастыря ископали пещеры, в которых подвизались. У подножия Плодской горы, в которой и расположены подземные ходы, находится источник в честь Преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев. Здесь монахи устроили главный вход в пещеры и соорудили часовню. На вершине горы также были построены часовня и несколько келлий для братии.
Фотография-открытка начала ХХ века. Вид обители с севера.
В XIX веке на пещерах была построена каменная церковь с колокольней. Постройка этой церкви начата при настоятеле монастыря архимандрите Амвросии в 1866 году, а окончена в 1870 году, в котором 6 сентября и освящена. Один престол в ней – во имя Киево-Печерской иконы Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия Печерских чудотворцев (1870 год), второй – во имя св. вмц. Варвары (1886 год). При пещерах, кроме часовен, имелись 5 деревянных флигелей с келлиями для братий.
Старожилы рассказывают, что в начале века Скановские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен красивым орнаментом. Сводчатые потолки и стены пещер побелили, в маленьких нишах перед каждой келлией в проходах стояли зажженные свечи. «Когда я была еще совсем молодая, – рассказывает одна из жительниц с. Сканова, – работала на монастырском огороде. Однажды к вечеру повел нас монах показывать пещеры. Вошли: кругом чистота, побелено, свечи горят. Далеко вниз ушли. Там прямо в пещере был родник. Вода чистая-чистая. Около родника скамеечки. Мы подошли к какой-то двери. Монах туда не пустил. Сказал: «Нельзя. Там святые мощи хранятся».
Карта Наровчатского уезда. XIX век.
В годы разорения пещерный храм был полностью разрушен. Кирпич разбирали местные рабочие для ремонта своих печей, а также для совхозного коровника.
В августе 1980 года пещеры исследовала московская спелеологическая экспедиция, которая установила, что пещерный комплекс имеет искусственное происхождение, что подтверждается тщательным осмотром всех доступных полостей.
Этот факт подтверждается и сведениями из «Пензенских епархиальных ведомостей» (№13 от 01. 07.1877 г., стр. 20-21). «… Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений, (строитель иеромонах Арсений II), который почти всегда и жил здесь».
На протяжении столетий подземные сооружения расширялись и перестраивались, появились новые галереи и келлии. В настоящее время лабиринт пещер представлен ходами и келлиями, расположенными в трех ярусах, соединяющимися между собой. Везде зафиксирована устойчивая температура: 1-й ярус – 11-12º, 2-й – 8-9º, 3-й – 6-7º. Эта температура сохраняется неизменной и зимой, и летом. Внутренний микроклимат пещер неповторим, воздух там свежий и чистый.
Церковь в честь Киево-Печерской иконы Божией Матери на Плодской горе. 1912 год.
В ходе экспедиционных работ была определена протяженность подземных полостей – 670 м (нынешняя протяженность по причине многих завалов, составляет 590 м). Скановские пещеры по протяженности превосходят подземные сооружения знаменитой Киево-Печерской Лавры (507 м). Ученые-спелеологи утверждают, что Скановский пещерный комплекс аналогичен пещерам Киево- Печерской Лавры и Псково-Печерского монастыря, а также пещерному комплексу Вардзиа на юго-западе Грузии.
На месте пещерного комплекса по благословению Высокопреосвященнейшего Филарета, архиепископа Пензенского и Кузнецкого, открыт мужской монастырь в честь прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских. Наместником пещерного монастыря является игумен Серафим (Попов).
Братия совершают службы в деревянном храме, который освящен, как и прежде, во имя Киево-Печерской иконы Божией Матери (празднование 3/16 мая).
Внутри пещер вековая тишина. Необъяснимая свежесть воздуха отгоняет мысль, что находишься в подземелье, нет чувства страха. Наоборот, на душе мир и спокойствие. И невольно склоняется голова в благоговейном молчании перед памятью подвизавшихся здесь ранее монахов-старцев высокой духовной жизни, аскетов, тружеников, молитвенников за Православную веру, за святую Русь, за весь мiр.
Пещерный монастырь Вардзиа | Archiqoo
- ► Амулет Молот Тора обнаружен в Швеции
- ► Свидетельства доисторической охоты обнаружены в Аравийской пустыне
- ► В Турции обнаружено древнее поселение
- ► В Словакии обнаружена древняя могила
- ► В Великобритании обнаружены средневековые четки
- ► Гробницы династии Цин обнаружены в Китае
- ► В соборе Нотр-Дам 9 обнаружены древние гробницы0004
- ► В Верхнем Египте обнаружен административный центр
- ► В Венгрии обнаружена редкая золотая монета
- ► В Англии обнаружен доисторический курган
Дом Грузия Регион Самцхе-Джавахети Пещерный монастырь Вардзиа
Лидия Илона, CC BY 2. 0, через Wikimedia Commons
Согомон Матевосян, CC BY-SA 4.0, с Викисклада
Автор Bolo77, CC BY 4.0, с Викисклада.
Предыдущий СледующийПещерный монастырь Вардзиа — пещерный монастырь, расположенный в Самцхе-Джавахети, Грузия. На этом месте были выявлены четыре различных этапа строительства: первый во время правления Георгия III (1156–1184 гг. н.э.) и второй во время правления его преемницы Тамары в 1186 г. н.э.
Информация о сайте
Страна: Грузия
Район: Регион Самцхе-Джавахети
Категория: Церкви и монастыри
История места: 12 век н.э.
Древнейшая культура: Христианство
Поздние культуры: Христиане
Особенности объекта: Памятники Грузинской православной церкви
Предварительный список ЮНЕСКО
Часть: Вардзиа-Хертвиси
Дата подачи: 2007
Предыдущая | Далее
Точное местоположение
Высота над уровнем моря: 1324 м
ЮНЕСКО
Объекты Всемирного наследия в Грузии Предварительные списки в Грузии Нематериальное наследие в Грузии
Погода на сайте
Powered by: OpenWeatherMap
Рейтинг
Ваш рейтинг
4,3 в среднем на основе 45 отзывов.
Похожие сайты
Монастырь Джвари Монастырь Питарети Монастырь Ларгвизи Собор Тбилисского Сиони Церковь Квахврели Монастырь ТигваТакже в Грузии
21
29
75
1
2
1
1
4
3
11
Добавьте ваш комментарий
Монастырь Гегард и Верхний Азат
Выдающаяся всемирная ценность
Краткое обобщение
Монастырь Гегард и Верхний Азат содержит ряд церквей и гробниц, большинство из которых вырезано в живая скала, которая иллюстрирует армянскую средневековую архитектуру в ее самой высокой точке. Комплекс средневековых зданий вписан в живописный ландшафт у входа в долину Азат. Высокие скалы с северной стороны окружают комплекс, а остальную часть окружает оборонительная стена.
Памятники, входящие в состав объекта, датируются 4-13 веками. В ранний период монастырь назывался Айриванк (монастырь в пещере) из-за его вырубленной в скале постройки. Монастырь был основан, по преданию, святым Григорием Просветителем и построен после принятия христианства в качестве государственной религии в Армении (начало 4 века н.э.). Основной архитектурный комплекс был завершен в 13 веке н.э. и состоит из собора, примыкающего к нему притвора, восточной и западной скальных церквей, фамильной усыпальницы князей Прошян, усыпальницы-часовни Папака и Рузукана, а также различных келий и многочисленных каменные хачкары (хачкары). Катогике (главная церковь) классической армянской формы представляет собой равноконечный крест, вписанный в квадрат в плане и перекрытый куполом на квадратном основании, соединенным с основанием сводами. Восточная сторона креста заканчивается апсидой, а остальная часть имеет квадратную форму. По углам небольшие двухъярусные часовни со сводчатыми сводами. На внутренних стенах много надписей, фиксирующих пожертвования. Кладка наружных стен особенно тщательно отделана и подогнана. Гавит (прихожая) связывает его с первой вырубленной в скале церковью.
Первая вырубленная в скале церковь была построена до 1250 г., полностью выдолблена в скале и имеет крестообразную форму с равными плечами. На востоке примерно квадратная камера, вырубленная в скале, была одной из княжеских гробниц (жаматун) династии Прошян. Это дает доступ ко второй высеченной в скале церкви, построенной в 1283 году. Во втором жаматуне, куда ведет внешняя лестница, находятся гробницы князей Мерика и Григора. Оборонительная стена окружала монастырский комплекс в 12-13 веках. Большинство монахов жили в кельях, вырытых в скале за пределами главной оборонительной стены, которые сохранились вместе с некоторыми простыми молельнями.
Часовня Св. Аствацацин (Пресвятой Богородицы) является самым древним сохранившимся памятником за пределами валов и расположена на западной стороне. Он частично вырублен в скале. На стенах выгравированы надписи, самые ранние из которых относятся к 1177 и 1181 годам нашей эры. Жилые и хозяйственные постройки были построены позже, в 17 веке.
Монастырь Гегард является известным церковным и культурным центром средневековой Армении, где помимо религиозных построек находились школа, скрипторий, библиотека и множество высеченных в скале жилых келий для священнослужителей. Историки Мхитар Айриванеци, Симеон Айриванеци, жившие и работавшие здесь в 13 веке, внесли свой вклад в развитие армянского рукописного искусства. Он также был известен реликвиями, размещенными там. Самым прославленным из них было копье, которым был ранен Христос на Кресте и которое якобы принес туда апостол Фаддей, от чего и произошло его нынешнее название Гегардаванк (Монастырь Копья). Копье хранилось в монастыре 500 лет. Мощи апостолов Андрея и Иоанна были подарены в XII веке, а набожные посетители в последующие века неоднократно дарили землю, деньги и рукописи.
Критерий (ii): Монастырь Гегард с его замечательными скальными церквями и гробницами является исключительно хорошо сохранившимся и полным образцом средневековой армянской монастырской архитектуры и декоративного искусства со многими новаторскими чертами, которые имели сильное влияние на последующее развитие региона.
Целостность
Комплекс Гегард является исключительно полным и хорошо сохранившимся образцом средневекового монастыря в отдаленном районе с удивительной природной красотой. С момента внесения изменений в состав вписанного имущества не вносилось. Кроме того, объект окружен значительной буферной зоной, установленной в 19 году.86, в рамках которого существует строгий контроль над любыми формами развития и изменения.
Однако его расположение в активной сейсмической зоне, загрязнение окружающей среды, опасность камнепадов, а также активный туристический маршрут являются основными угрозами целостности объекта.
Подлинность
Монастырь Гегард с его замечательными скальными церквями и гробницами до сих пор сохранился в своем естественном окружении. Подлинность группы высока, не в последнюю очередь потому, что собственность постоянно использовалась как монастырь на протяжении многих веков. Все конструкции, входящие в состав объекта, а также ландшафт не находятся под угрозой, несмотря на проводимые в течение времени реставрационные работы. Для решения проблем сохранения были предприняты научные исследования, реконструкция, укрепление, проектирование и профилактические меры, чтобы гарантировать сохранение подлинности. Со временем часть стены, примыкающая к вспомогательному строению, обрушилась и была реконструирована в 2006-2007 годах с сохранением исходных материалов. С целью укрепления комплекса были разработаны проекты гидроизоляции высеченной в скале части и комплексных мероприятий для монастыря Гегард.
Требования к охране и управлению
Недвижимость находится в собственности Армянской Апостольской Святой Церкви. Независимо от формы собственности памятники охраняются Законом Республики Армения «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры и исторической среды» и Положением «О государственной регистрации, изучении, охране, фортификации, реставрации, реконструкция и использование недвижимых памятников истории и культуры». Дополнительные статьи существуют также в Гражданском, Административном, Земельном и Уголовном кодексах Республики Армения по охране памятников.
Министерство культуры Армении со своими специализированными подразделениями, действующими как уполномоченные республиканские органы, и Армянская Апостольская Святая Церковь со своими специализированными подразделениями и епархией как собственником, а также неправительственные, природоохранные подразделения и лица, интересующиеся армянским языком охраны наследия занимаются охраной монастырского комплекса.
Вопросы сохранения, восстановления и использования памятников обсуждаются на специализированных советах, образованных Министерством культуры РА (методический и архитектурный советы) и Первопрестольным Святым Эчмиадзином, где в равной степени представлены представители обеих сторон.
Правительство Республики Армения проводит последовательную политику всестороннего изучения технического состояния составных частей имущества. Агентство по охране памятников истории и культуры Республики Армения несет ответственность за содержание и защиту буферной зоны от имени национального правительства.