Наровчат монастырь пещеры: Сканов Пещерный мужской монастырь прпп. Антония и Феодосия Печерских

Наровчат пещеры (Наровчатский пещерный монастырь)

На расстоянии пешей прогулки от Троице-Сканова монастыря Пензенской области находится еще один — Наровчатский пещерный монастырь, во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, основателей русского монашества. История пещерной обители, теперь самостоятельной, теснейшим образом связана с историей Сканова пещерного монастыря. В сущности, можно сказать, что последний пророс, вышел на поверхность из этих пещер, вырытых в Плодской горе, как некогда из своих пещер выросла Киево-Печерская Лавра.

Предание доносит до нас, что некогда, в более или менее глубокой древности, когда в здешней местности еще жили татары, Плодская гора имела значение укрепленного пункта и сами пещеры были вырыты в ней с оборонительными целями.

Потом, когда оборонительные цели сделались достоянием истории, опустевшие пещеры облюбовали монахи, «перекопавшие» их в соответствии с собственными нуждами, а уже в XVII веке в некотором удалении появились наземные монастырские постройки.

Сканов пещерный монастырь превратился в скит, куда удалялись иноки, желавшие более сурового подвига, чем тот, что предлагала им жизнь в «обычном» монастыре.

До революции скит представлял собой следующий вид (цитируем описание):

«При подошве горы находился источник с деревянной часовней над ним. Отсюда по довольно крутой лестнице, как и сейчас, восходили на гору, с которой во всей красе открывалась окрестность с ее полями и лугами. На плоском месте горы возвышалась величественная каменная пятиглавая церковь во имя Киево-Печерской иконы Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев, построенная при настоятеле архимандрите Амвросии в 1870 году.
А в 1886 году с правой стороны от этой церкви тщанием настоятеля архимандрита Гедеона и петербургской мещанки Варвары Якимовой устроен придельный храм в честь св. великомученицы Варвары. Также на вершине горы при входе в пещеры и выходе из них были устроены часовни, беседки и кельи для братии.

Вход и выход были хорошо оборудованы. Внутри же горы в разных направлениях были искоаны пещеры шириною в 18 вершков (80 см), высотою в 40 вершков (178 см), длиною же 256 саженей (546 м) и на манер малых комнат сделаны затворни без всяких украшений».

В первые послереволюционные годы обитателей пещерного скита не трогали (или почти не трогали). Но уже в 1920 году на заседании наровчатского уисполкома было принято решение об открытии на его территории лечебницы санаторного типа «для нервнобольных служащих советских учреждений и рабочих на 20—30 человек для поправки их здоровья».

Санаторий в скиту ни тогда, ни после так и не устроили. Монахи жили на (в) Плодской горе приблизительно до 1928 года. Как рассказывали местные старожилы, конец пещерного монастыря Наровчат был страшен. Иноков, отказавшихся уходить добровольно, гепеушники буквально «выкуривали» из пещер, а затем закалывали вилами. Рассказы эти можно счесть преувеличенными в своей макаберности, однако в 1980 году московские спелеологи обнаружили в одном из пещерных ходов семнадцать черепов с пулевыми отверстиями.

Тогда никто не решился делать предположений, кому могли принадлежать эти черепа… Но теперь мы свободны от этой нерешительности, и за предположениями далеко ходить не нужно. И оттого, что монахи были расстреляны, а не заколоты, история не становится менее страшной.

Последним монахом, остававшимся в скиту (непонятно, как удалось ему уцелеть при описанных выше событиях, но надо быть готовым к тому, что многие подробности этого периода так и останутся нераскрытыми), был Тихон (Жучков), семидесятичетырехлетний старец, несший послушание хранителя пещер. Его убили топором неизвестные люди.

С того времени и до самой недавней поры Плодская гора пустовала. Часть пещер в советские годы была взорвана, часть обвалилась «самостоятельно». Входов, оборудованных до революции, не осталось, и лишь редкие любопытствующие умели проникнуть в пещеры через неприметные узкие лазы.

В 2007 году по благословению архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета (Карагодина) началось возрождение пещерного скита как самостоятельного мужского монастыря во имя прпп. Антония и Феодосия.

Времени прошло сравнительно мало, но плоды трудов монашествующих и тружеников уже очевидны: поставлена часовня над источником, есть деревянная церковь, к пещерам устроена лестница, а сами они хотя бы отчасти приведены в должное состояние и — больше того — получили собственный «внутренний» храм, освященный, как нетрудно догадаться, в честь Новомучеников и Исповедников Российских.

Монастыри Пензенской области.


Скановы пещеры Наровчата — история | Православие

В Пензенской области, недалеко от районного центра Наровчат, есть удивительное место — село Сканово, где расположен Троице-Сканов женский монастырь. До 30-х годов XX века монастырь был мужским, а потом его закрыли, разместив на территории птицефабрику. К концу века все постройки восстановили и вновь открыли монастырь, но уже женский. Место это святое и историю свою ведёт с давних времён. Согласно летописям, в начале XVII века в этих краях уже был действующий монастырский комплекс. Но ещё дольше существуют Скановы пещеры, расположенные в двух-трёх километрах от наземного монастыря. Учёные-спелеологи утверждают, что они древнее знаменитых пещер Киево-Печерской лавры.

Преданья старины глубокой

О происхождении этих пещер сложено немало легенд, но найти какие-то достоверные факты практически невозможно — в 1667 году пожар уничтожил почти весь местный летописный архив. Но есть то, что сохранилось в летописях соседних земель, то, что передавалось из уст в уста многими поколениями.

По одной легенде, подземный монастырь находится на месте гибели княгини Норчатки. В 1237 году здесь развернулось страшное сражение между степным племенем буртасов и татаро-монгольским войском. Княгиня буртасов Норчатка храбро сражалась с захватчиками, но бой был неравным, и большая часть буртасского племени была уничтожена.

Когда монголы стали окружать Норчатку, княгиня бросилась в озеро и утонула. После этого сражения и поселились в пещерах монахи, чтобы просить господа за смелую княгиню. Говорят, её можно увидеть в самый ранний час перед рассветом: женская фигура в белом одеянии верхом на лошади выезжает из тумана.

Наряду с этой очень романтичной легендой существуют мнения историков, согласно которым подземный монастырь был основан в начале XIV века, когда первый монах-отшельник прорубил себе в камне келью. Активно строиться и расширяться монастырь начал с середины XVII века. Об этом говорят и пензенские епархиальные ведомости 1877 года: «Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений, который почти всегда и жил здесь».

В XIX веке развернулось активное строительство, а над землёй была сооружена деревянная часовня. В начале XX века пещеры были благоустроены. В архиве села Сканова можно найти записи со слов старожилов, в них сказано, что вход в пещеры тогда был очень красивым, кельи внутри белёные, повсюду горели свечи, стояли иконы, а на стенах выписаны фрески.

В монастырь пускали посетителей, но только на первый уровень, ниже спускаться запрещалось, монахи говорили, что там хранятся святые мощи.

В 1930 году монастырь был частично разрушен, «пришли русские люди» — как говорят сейчас монахини о большевиках, в наземных постройках обосновался совхоз, каменную кладку местные жители разобрали. Последние монахи были расстреляны за нежелание отречься от веры и своей обители. В Ска-нове пошли слухи, что убиенные монахи продолжают жить в пещерах, и по ночам слышны их молитвы. Чтобы пресечь эти разговоры, часть ходов взорвали.

В конце 70-х годов XX века началось изучение пещер, а с 1990-х годов здесь ведутся работы по восстановлению келий и ходов. Но работы идут медленно, а монастырь не торопится раскрывать все свои тайны.

Прикоснуться к вечности

Вход в монастырь — в горе Плодской. У её подножия бьёт родник, который, по преданию, появился, чтобы облегчить первым монахам жизнь. Вода в роднике целебная, ею умываются, смывая все мирские заботы и горести, пьют, очищаясь от скверны. Для того чтобы попасть в монастырь, нужно подняться по лестнице из 236 ступенек, но как только усталый путник входит в пещеру, он попадает в особый мир, где воздух всегда свежий, температура около 12 градусов даже летом, но холода не чувствуется.

В помещении царит абсолютная тишина, сразу появляется уверенность, что ты в церкви, никакого страха или тревоги нет. Посетитель зажигает свечу — единственный источник света, но даже при этом слабом колеблющемся огоньке виден высеченный лик Богородицы с младенцем. Каждый, кто попадает сюда, непременно удивляется, как здесь десятилетиями могли жить люди, практически не выходя на поверхность: высота потолков от 1 до 2 метров, проходы узкие, минимум света. Кельи размером 1,4 на 2,2 метра, высотой чуть более полутора метров, в них только лежанка и маленький пятачок для молитвы, где отшельники часами стояли на коленях. В стенах вырублены ниши для икон. Некоторые кельи соединены с коридором небольшими окошечками, для того чтобы отшельник, проводя время в непрерывных молитвах, мог получать еду.

Первый ярус, куда беспрепятственно могут заходить туристы, вытянут в северном направлении (более 100 метров ходов) и почти не имеет ответвлений. Считается, что он был связан с наземными постройками и являлся неким связующим «коридором» между нижними ярусами.

У второго яруса есть отдельный вход, были и каменные «переходники», но сейчас они завалены. Сюда не пускают никого, кроме историков-исследователей, потому что именно здесь находятся основные помещения монастыря, здесь хранятся его тайны. На втором ярусе ещё холоднее — около 10 градусов.

Третий ярус самый холодный (температура не поднимается выше 6 градусов). Считается, что именно здесь хранились мощи, хотя ниши с захоронениями встречаются и на втором уровне, кроме того, на втором уровне есть специально оборудованная усыпальница, которая по какой-то причине пуста. Мощи монахов-отшельников замуровывали прямо в стены монастыря, и после исследований было принято решение не трогать их.

Чудеса монастыря

Учёные исследуют Скановы пещеры с 1976 года. Выяснено, что протяжённость подземных ходов составляет более 670 метров. Объём работы, проделанной монахами, просто поражает — с помощью самых примитивных инструментов они вырыли подземный — Лйбиринт, уходящий под землю почти на десять этажей. Спелеологи определили, что кроме упомянутых выше трёх ярусов есть ещё более глубокие ходы, ныне разрушенные. С этими подземными ярусами связано множество разных историй.

Например, есть легенда о подземном озере глубоко внизу, где якобы жили (или живут?) древние старцы. Ещё рассказывают, что где-то под землёй, глубже третьего яруса была найдена аптека монахов, наполненная разными снадобьями. Самые известные легенды — о кладах, якобы хранящихся в каменных стенах. Выдумка это или нет — неизвестно, но искателей сокровищ было очень много.

Самое достоверное необычное явление, связанное с пещерами, — воздух. Потрясающе чистый и свежий воздух, ни намёка на затхлость или сырость. Учёные и рабочие, восстанавливающие и укрепляющие стены, говорят, что вода и еда, принесённые с собой, не портятся здесь очень долго, а найденные во время работ трупы животных (летучих мышей и грызунов) не подвергаются разложению длительное время. Паломники называют воздух целебным и проводят многие часы в молельном зале.

Удивительная акустика — ещё одно чудо монастыря. Камень, как живой, передаёт здесь звуки, посетителей просят говорить тихо, но слово, сказанное шёпотом, разносится по узким коридорам. Нетрудно представить, какое звучание приобретала эта гора, когда все монахи начинали молиться: тихий шелест голосов, разносящийся по каменным помещениям.

Но самое главное чудо — сам монастырь, мёртвый камень, ставший пристанищем для живых душ. В подземелье спускались люди в поисках тишины, одиночества и Боха_Монахи обрекали себя на затворничество, терпя неудобства, ограничения, а часто и муки. Земные страсти не властны были над ними, годами отшельники молили Господа за всех оставшихся в миру. Эту отрешённость от суеты, это присутствие Бога можно почувствовать и сейчас.

В пещерах постоянно ведутся работы по восстановлению, но в Сканове ходят тревожные разговоры о новом вмешательстве в их судьбу. Монахини наземного Троице-Ска нова монастыря молятся, чтобы восстановление продолжалось, чтобы не пришли новые «русские люди» и не открыли у подножия горы Плодской туристическую базу, чтобы святость и чистота этого места сохранялась ещё долгие годы.

Журнал: Тайны 20-го века №14, апрель 2012 года
Рубрика: Монастыри России
Автор: Ирина Стёпкина


Метки: Тайны 20 века, пещера, подземелье, монастырь, обитель, Наровчат, Пенза

Пещерный монастырь Ванис Квабеби | Archiqoo

  • ► Амулет Молот Тора обнаружен в Швеции
  • ► Свидетельства доисторической охоты обнаружены в Аравийской пустыне
  • ► В Турции обнаружено древнее поселение
  • ► В Словакии обнаружена древняя могила
  • ► В Великобритании обнаружены средневековые четки
  • ► Гробницы династии Цин обнаружены в Китае
  • ► В соборе Нотр-Дам 9 обнаружены древние гробницы0004
  • ► В Верхнем Египте обнаружен административный центр
  • ► В Венгрии обнаружена редкая золотая монета
  • ► В Англии обнаружен доисторический курган

Дом