Население мурома: Население Мурома 2023 — численность населения Мурома (Россия)

Муром (Владимирская область)

Название города Мурома напоминает нам о сказочной былинной Руси и об ее седой древности, об очень давних временах, когда в дремучих непроходимых лесах свирепствовал Соловей-разбойник и произошла знаменательная и роковая для последнего встреча с главным древнерусским богатырем – Ильей Муромцем. Но и у незапамятной фольклорной древности есть хронологические реперы. Русские летописи впервые упоминают Муром в 862 г., то есть тогда же, когда и самые древние русские города – Новгород, Ладогу, Ростов, Изборск, Белоозеро и Полоцк.

Бассейн реки Ока в тех местах, где был основан город Муром, был заселен с глубокой древности. Еще в 70-е годы XIX в. сам знаменитый граф А. С. Уваров – один из родоначальников археологии в России, обнаружил здесь следы жизни человека времен каменного века. В эпоху бронзы, на рубеже III–II тыс. до н. э. здесь проживали племена широко известной фатьяновской археологической культуры. Но собственно история города Мурома связана уже с муромой – племенем финно-угорского происхождения, расселившегося на Оке не позднее V–VI вв.

нашей эры.

Название города происходит от названия племени. Хотя В. Н. Татищев в свое время и полагал, что название Муром – от обилия болот или от имени народа, который пришел с моря, но современная наука считает, что оно означает «гора у воды», то есть люди, которые проживали на каких-то возвышенностях у воды.

Летописи отличают мурому от славян, относят не к «словенам», а к «иным языкам». Первые славяне, возможно, появились здесь в VIII–IX вв., но массовая славянская колонизация охватила этот край только со второй половины Х в.

Неуловимый Муром IX в.

Даже самые ранние русские летописи – Лаврентьевско-Суздальская и Ипатьевская, отмечают, что Муромом в 862 г. завладел знаменитый варяжский конунг Рюрик, приглашенный на княжение народами будущей северной Руси. Однако так же, как и в случае с некоторыми другими упомянутыми городами, городские слои IX в., равно как и следы присутствия скандинавских варягов, здесь все еще остаются археологически неуловимы.

Данные раскопок свидетельствуют, что для IX в. пока нет возможности говорить о городе. Никаких следов «града», то есть фортификации, для этого периода еще не обнаружено. Как считают муромские археологи, только после походов киевских князей – Святослава на Волгу и Оку (965 г.) и Владимира на Волжскую Булгарию (985 и 997 гг.), посреди муромских поселений во второй половине Х в. возник город. Он стал выполнять функции опорного пункта княжеской администрации и центра притяжения для славяно-русских поселенцев.

Кто из князей правил в Муроме почти до конца Х в, нам не известно. В. Н. Татищев отметил в некоторых русских летописях сведения о том, что Муромом владел полоцкий князь Рогволод (ок. 920–978 гг.), принявший активное участие в междоусобной войне между братьями – Ярополком, княжившим тогда в Киеве, и Владимиром. Но сам же ученый и отметил, что это ошибка, и в Муроме был свой князь, имя которого не было показано. Труды В. Н. Татищева потому так и важны для изучения истории Мурома, поскольку он использовал не дошедшие до современных исследователей источники.

В частности, историк говорит о некоей Муромской летописи, которая неизвестно кем была сочинена, но наполнена многочисленными «баснями», иногда «непристойными», и которую взял у него в 1722 г. Петр I перед отъездом в Персию.

Языческое гнездо Ильи Муромца

После утверждения Владимира на великом киевском столе он назначает в 988 г. княжить в Муром одного из своих 12 сыновей. Большинство летописей называют Глеба, будущую жертву и христианского великомученика братоубийственной войны 1015–1019 гг. Но тот же В. Н. Татищев отмечает, что в некоторых летописях указано, что первоначально в Муром был назначен Борис и только потом, после перевода последнего в Ростов, здесь был утвержден Глеб. Правда, появился он здесь, видимо, не скоро, так как в тот период был крайне мал и питался грудным молоком.

Подробности пребывания Глеба в городе Муроме содержатся в произведении «Повесть о водворении христианства в Муроме» (XVI в.). Муромцы, не желая становиться христианами, не пустили князя в город, а пришедшего вместе с Глебом митрополита Иллариона обесчестили, отрезав ему бороду. Князь поначалу сбежал в Чернигов, так как едва избежал смерти, но затем вернулся и устроил себе резиденцию за городскими пределами. Но «Повесть» включает элементы поздних местных преданий. Такой источник как «Сказание о Борисе и Глебе» не содержит известий о пребывании Глеба в Муроме, согласно ему он находился в Киеве. Поэтому некоторые исследователи подвергают сомнению сам факт реальной связи Глеба с Муромом, а вопрос о времени христианизации Муромской земли остается открытым. В любом случае она проходила позднее времени жизни Глеба.

Наверное, в самом Муроме и возникло предание о том, что у Глеба на службе состоял сам Илья Муромец, который получил в качестве награды за победу над страшным змеем дочь князя.

Видимо отчасти нужно признать достоверность подобных представлений. Муром видимо виделся, особенно из стольного Киева, отдаленным, пустынным, затерявшимся в дремучих лесах медвежьим уголком. Недаром во времена Ярослава Мудрого Муром был местом ссылки неугодных ему людей. Так в 1020 г. он сослал сюда «за непослушность» новгородского посадника Константина. Любопытно, что данные археологии свидетельствуют об интенсивном развитии и богатстве города в XI – первой воловине XII вв. По насыщенности находками Муром в это время не уступает другим крупнейшим городам Руси. Основной тип застройки – просторные усадьбы. Раскопки на Кремлевской горе выявили и остатки многочисленных ремесленных мастерских, в которых обрабатывали янтарь и производили изделия из цветных металлов. Лишь в предмонгольское время развитие города несколько замедлилось.

Жертва междоусобных войн

Муром не раз становился объектом дележа и разменной картой в междоусобных распрях. Еще в 1023 г. тмутараканский князь Мстислав просил у Ярослава Мудрого «прибавки» из братних уделов, которыми сумел тот завладеть. Ярослав отдал Мстиславу Муром, но последнему показалось этого мало, и он стал готовиться к походу на Ярослава, дожидаясь для этого удобного момента.

Но основная борьба разгорелась после смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. Муром сначала переходит к его сыну Святославу, а позднее к его брату Всеволоду, а в последней четверти XI в. уже между их сыновьями и внуками разразилась длительная междоусобица. Основная схватка происходила между Олегом Святославичем (Гориславичем) и Изяславом, сыном Владимира Мономаха. В 1096 г. Олег Святославич с большим войском направился к Мурому, в котором в это время находился Изяслав. Битва произошла в открытом поле под стенами города. Изяслав погиб, и Муромом овладел его противник. В 1097 г. по итогам знаменитого съезда в Любече, который должен был положить конец длительной междоусобной войне на Руси, Муром был передан родному брату Олега – Ярославу Святославичу. С последним, в отличие от его брата, связывают мирный и конструктивный период в истории Мурома.

Ярослав был образованным и глубоко верующим человеком, переписывался с митрополитом, строил храмы на Руси и в частности монастырь Спаса в Муроме. Не случайно, именно 1097 г., дата получения Ярославом Святославичем Мурома, признана Русской православной церковью как дата христианизации Мурома и Муромской земли.

Но по некоторым косвенным данным начало христианизации этого края – безусловно, протяженный по времени процесс, следует отнести все же к более раннему периоду – правлению Святослава Ярославича (1054–1076 гг.).

Ярослава считают родоначальником ветвей рязанских и муромских князей. После съезда князей в Любече междоусобицы на Руси не прекратились, но они приняли более локальный характер. В результате раздробления Черниговского княжества из него выделилось Муромско-Рязанское, которое распалось на два независимых – Рязанское и Муромское. В отношении сына Ярослава Святославича – Юрия впервые в летописях звучит эпитет муромский князь.

Под покровительством князей Владимирских

Период полной независимости Муромского княжества длился недолго, и уже во второй половине XII в. оно попадает в зависимость от постепенно усиливающегося Владимиро-Суздальского княжества. Эпоха Юрия Долгорукого, а особенно владимирских князей – Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо сказалась очень положительно на развитии княжества и города.

Особое значение князей Владимирских для Мурома имело в связи с внешними угрозами. Находясь на восточном пограничье русских земель, Муром часто вовлекался в военные действия против Волжской Болгарии и половцев.

Первые стычки Мурома с волжскими булгарами происходили еще при князьях Олеге и Ярославе. Причем, если верить В. Н. Татищеву, то муромцы сами спровоцировали один из походов булгар, так как местные разбойники ограбили булгарских купцов. Позднее Волжская Болгария стала совершать многочисленные походы на муромские и рязанские земли, со временем к ним присоединились набеги мордвы и половцев. Подчинение Владимиро-Суздальскому княжеству привело к тому, что муромские отряды принимали активное участие в походах Андрея Боголюбского и его преемников, причем не только на врагов внешних, но и на другие русские земли – на Киев (1168, 1174 гг.), Новгород (1169 г.), Чернигов ( 1188 г.) и Рязань (1186–1187 гг.).

В час нашествия

Раздробленность, разобщенность, вражда на Руси имела гибельные последствия. В таком состоянии она не могла противостоять мощному и организованному врагу, когда на Русь в 1237 г. двинулись монгольские полчища.

Подступив к Рязани, хан Батый предложил русским князьям сдаться без боя и заплатить дань в размере десятины. На совещании рязанского, пронского и муромского князей обсуждалось это условие монголов. Муромский князь Юрий, понимая колоссальное превосходство татар, предложил согласиться с требованиями врага, так как поражение было неизбежно, равно как и последующее полное разорение не подчинившихся русских земель. Но рязанский князь Игорь обвинил Юрия в трусости, и уязвленный муромский князь со словами «увидим нынче храбрость и трусость каждого» ринулся в кровопролитную битву с татарами. Он дважды храбро и дерзко кидал свои полки в гущу расположения монгольских войск, противник нес значительные потери, но огромное численное превосходство татар неизбежно привело к поражению русских войск. Юрий был тяжело ранен «стрелами и копьями» и, видимо, умер на поле боя.

После этого монголы захватили Рязань. Путь на другие русские княжества был открыт. В 1239 г. войско Батыя овладело и Муромом, и город был сожжен.

Едва восстановившись, город подвергался жестокому игу. В 1257 г. было переписано население города и обложено данью.

Монголы умело осуществляли принцип «разделяя и властвуй», провоцировали русских князей на продолжение усобиц. В истории Мурома имели место и привод к городу татар русскими князьями, например, городецким князем Андреем Александровичем (сыном великого Александра Невского). Дважды, в 1281 и 1293 гг., именно действия Андрея способствовали тому, что Муром грабили и сжигали монголы.

Существует в среде историков гипотеза о том, что татарские набеги в XIII – начале XIV в. имели настолько гибельный характер для Мурома, что основное население города покинуло его. Возможно, оно нашло временный приют в поселке, отождествляемым с современным селом Борисоглеб. Видимо, не случайно муромского князя Василия в 1345 г. погребли в борисоглебской церкви. Однако для 1351 г. есть сведения об обновлении мурома, о том, что горожане возвращаются на прежнее место жительства.

И возродившийся Муром опять становился добычей в междоусобной борьбе. Так, в 1355 г. население города оказалось втянутым в борьбу пришлого князя Федора Глебовича, заявившего права на муромский стол, и его родственника, местного владетеля Юрия. В конфликт вмешалась Орда, ярлык на княжение достался Федору.

Возвышение Москвы

Почти весь XIV век в срединной части русских земель благодаря гибкой политике взаимоотношений с Ордой неуклонно усиливалось Московское княжество. Начался процесс собирания земли Русской. Муромские князья все чаще выступают в роли союзников Москвы и участвуют в процесс объединения русских земель. Муромские отряды приняли участие в совместном походе объединенного московского войска против татар в 1377 г., окончившемся поражением в битве на реке Пьяне. Но участие муромской дружины во всем известной Куликовской битве, несомненно, было героическим и удачным. Муромцы входили в состав того самого знаменитого засадного полка, с помощью которого русские войска одержали блистательную победу. Среди сложивших голову в этой битве русских воинов было и сорок муромских «бояринов».

Куликовская битва имела огромное патриотическое и психологическое значение в плане борьбы Руси с татарским игом, но власть Орды она не устранила. Поэтому московские князья умело продолжали политику маневрирования с татарами. В 1392 г. московскому князю Василию Дмитриевичу путем подкупа татарской верхушки удалось получить в Орде ярлык на княжение в ряде русских земель, в том числе и на Муром. Так Муромское княжество навсегда закончило свое существование, а Муром вошел уже официально в состав Московского княжества.

Верный и преданный

В XV – первой половине XVI в. история Мурома тесно связана с борьбой московских князей за укрепление централизованной власти в государстве и за спасение от внешних врагов. В начале XV в. Муром управлялся наместниками московского князя Василия I (1389-1425). Город имел важное оборонительное значение, так как был пограничной крепостью на востоке Московского княжества. В связи с этим Муромская крепость, как писал Н. М. Карамзин, была укреплена больше других пограничных городов. После смерти князя Василия Муром оказался вовлечен в длительную, продолжавшуюся двадцать пять лет, междоусобную войну – законного наследника трона, Василия II Темного с его родственниками, главным из которых был Дмитрий Шемяка.

В ходе смуты в Муроме, как сильно укрепленном и сохранявшем верность Василию городе, какое-то время прятались его малолетние сыновья – Иван (в будущем великий князь Иван III) и Юрий. После кончины Василия Темного (1462 г.) Ивану был пожалован по завещанию отца Муром. Иван III, помня о своем спасении, приложил все силы для восстановления Мурома от очень сильного пожара 1458 г., в котором он сгорел почти весь. Первая жалованная грамота Мурому была дана именно Иваном III.

Во время правления Ивана III в Муром ссылали непокорных новгородцев, в том числе и Федора Борецкого – сына знаменитой Марфы Посадницы, возглавлявшей сопротивление Новгорода Москве. Восемь тысяч бояр и купцов из Новгорода были переселены в Муром, Владимир, Нижний Новгород и другие города.

В это время продолжаются и набеги татар. Муром часто первым встречал вражеские нашествия. Крупный карательный поход Золотой Орды, возглавляемый Эдигеем, произошел в 1408 г. Муром был взят и разграблен. В 40-е гг. XV в. главным врагом стало новообразованное Казанское ханство. Осенью 1444 г. казанский хан Улу-Махмет захватил город и удерживал его до весны 1445 г. Вся вторая половина этого столетия и первая половина XVI в. проходила в постоянной борьбе с казанскими татарами. Муром неоднократно подвергался нападениям и разорению, а муромцы постоянно участвовали в составе войск великого московского князя во время его походов против Казани. Только после окончательного завоевания Казани царем Иваном IV в 1552 г. для Мурома наступил долгожданный мир, начался стабильный мирный период его истории.

Опричный город

Правление Ивана IV запомнилось Мурому не только покорением Казани. В ходе опричнины (1564–1572 гг.) Муром оказался в особых опричных царских владениях Грозного.

Во время Ливонской войны (1558–1583 гг.), в 1571 г. Иван Грозный в Муром сослал всю службу шведского посольства – 50 человек. За год ссылки 15 посольских умерли от эпидемии моровой язвы, которая унесла немало жизней и муромчан. Оставшихся в живых шведов по приказу царя вывезли в Москву.

XVII век начался для Муромской земли годами массового голода и неурожаев. Последовал социальный взрыв. Муромцы приняли активное участие в крестьянской войне Ивана Болотникова в 1606 г. В частности хорошо известна история Ильи Горчакова (Илейки Муромца). Он был провозглашен восставшими «царевичем» Петром – якобы был сыном Федора Иоанновича. Горчаков занял со своими приверженцами Тулу и наладил тесную взаимосвязь с главой всего восстания Болотниковым.

Надо сказать, что и в подавлении восстания Болотникова отличились муромчане. Так, при осаде царскими войсками Тулы осенью 1607 г. муромский дворянин по имени Иван Сумин Кравков подсказал царю Василию Шуйскому идею затопить город, используя сооруженную из мешков с грунтом плотину. Тула оказалась обречена. Илейка Муромец был казнен.

В Смутное время Муром не запятнал себя изменой. Его жители активно участвовали в борьбе с польскими интервентами, были в составе обоих народных ополчений – Ляпунова (1611 г.) и Минина и Пожарского (1612 г.). Но и после освобождения Москвы по России передвигались польские отряды. В 1616 г. отряд польских интервентов Лисовского совершил нападение на Муром. Окраины были ограблены и сожжены. Поляки беспощадно убивали даже священников.

Город калачей

Последствия Смутного времени тяжело отразились на положении населения Мурома. В первой половине XVII в. к уже имевшимся бедам горожан прибавились произвол, лихоимство, воровство воевод, которыми с 1620–1630-х гг. царская администрация стала укреплять власть на местах.

Экономическое развитие Мурома шло крайне медленно. Согласно городской писцовой книге 1636–1637 гг. Муром к этому времени хоть и оправился от потерь времен Смуты, но положение большинства его жителей было крайне бедственным.

В то время Муром остается по-прежнему деревянным городом. В центре на Воеводской горе была расположена бревенчатая крепость с 14-ю башнями и с довольно мощным по тем временам артиллерийским вооружением. Крепость окружали сплошь деревянные посады, на фоне которых выделялись церкви и колокольни. Но семь городских храмов были сооружены из камня. Наиболее известны: Богородицкий собор, Спасский монастырь и поражающий красотой Спасо-Преображенский собор, храм Кирилла Белозерского и Покровская церковь, Козьмодемьянский храм и др.

Основу городской экономики составляли посадское ремесло и торговая деятельность. В Муроме было развито около 60 различных ремесел: пекари, солодники и пивовары, мясники, люди, занимавшиеся рыболовным промыслом, кожевники, кузнецы, На всю Россию славились своим вкусом знаменитые «никогда не черствеющие» муромские калачи. В XVII в. широкое развитие в Муроме приобрело изготовление свечей.

В Муроме, как и в других местах России, ремесло часто сочеталось с занятиями сельским хозяйством. Развитие ремесел способствовало торговле: в городе насчитывалось несколько сот лавок. XVII век отмечен широким появлением торговых бань, кабаков и харчевен. Для этого времени Муром можно отнести к мелким городам, ремесло и торговля которых обслуживали исключительно нужды местных жителей.

Город всеобщей торговли

Начало XVIII в. ознаменовалось петровскими административными реформами. В 1708 г. Муром вошел в состав Казанской губернии, а в 1719 г. был отнесен к Владимирской провинции в составе Московской губернии. Во время административной реформы Екатерины Великой (1775 г.) Муром стал центром одного из 14 уездов Владимирской губернии.

А в конце XVIII столетия Муром был выделен в самостоятельную территориально-административную единицу, в связи с чем получил в 1781 г. герб. Кроме геральдического льва с короной на нем изображались три калача – в знак того, что город ими очень славился. Во времена Екатерины в городе было создано «городское общество» и городское самоуправление. Но до реформ 1870 г. городское самоуправление было очень ограниченным реальной властью назначаемого в Петербурге губернатора.

В начале XVIII в. в Муроме стало развиваться металлургическое производство. На предприятиях использовался, в основном, труд крепостных. В середине века вольнонаемные работники не составляли даже 2% от общего количества работающих. Экономическое лицо Мурома все же определили кустарные промыслы. Развитие городской промышленности базировалось на купеческих капиталах. Поэтому, когда во второй половине XVIII в. изменилось положение купцов – они были освобождены от подушного налога и получили ряд прав – это дало существенный толчок развитию промышленности. В Муроме появились десятки крупных предприятий металлургической и текстильной отраслей. К середине XIX столетия на некоторых крупных производствах появились паровые машины.

Основным занятием многих горожан была торговля. Если население города в 1770-х гг. насчитывало 2599 человек мужского пола, то купцами в 1795 г. числились 1340 человек. В среднем в городе приходилась одна лавка на тридцать горожан.

Идет война священная…

Вторжение в Россию в 1812 г. войск Наполеона вызвало небывалый патриотический подъем в Муроме. Муромские дворяне и помещики приняли активное участие в формировании знаменитого Владимирского ополчения князя Голицына. Ради спасения Отечества они не жалели ни своей жизни, ни своей собственности – крепостных крестьян, которые были основой ополченцев. В ходе войны ополчение выполняло разведывательные задачи, охраняло транспорты с продовольствием для действующей армии, дороги, имения, фабрики, уничтожало отряды французских фуражиров и мародеров.

В октябре 1812 г. ополчение по приказу М. И. Кутузова заняло разоренную врагом Москву и занималось восстановлением жизнедеятельности города до прибытия властей. В этот период в шестом Муромском полку Владимирского ополчения насчитывалось ок. 2600 участников.

Во время войны 1812 г. в Муроме властью была также сделана попытка сформировать кавалерийские резервные ресурсы. С этой целью в город тогда приезжал Александр Сергеевич Грибоедов, назначенный адъютантом к генералу Кологривову, которому и было поручено создать кавалерийские резервы. Грибоедов изучив местные возможности, писал, что данная задача не может быть выполнена в виду отсутствия нужного количества лошадей и фуража в окрестностях Мурома.

Кроме участия в ополчении Муром в Отечественной войне 1812 г. во время Бородинского сражения прославил Муромский полк, которым командовал генерал-лейтенант Н. А. Тучков, погибший в этом бою.

Известно, что накануне вступления французов в Москву из нее были вывезены многие святыни. Две знаменитые иконы – Владимирская и Иверская, на какое-то время были доставлены в Муром.

Муром в эпоху реформ

60–80 е гг. XIX в. в Муроме, как и во всей России ознаменовались очень серьезными преобразованиями, охватившими все сферы жизни империи. Важнейшее значение для города имела земская реформа. Хотя с самого начала земства были ограничены в основном хозяйственными функциями и они контролировались губернатором, их деятельность привела к бурному развитию местных систем здравоохранении, образования, путей сообщения и т. д., способствовала росту культуры горожан.

По сведениям Списка населенных мест Владимирской губернии за 1863 г. в уездном городе Муроме было 1 126 домов и 10 328 жителей обоего пола – 4 938 мужского и 5 390 женского. В городе располагались: 18 православных церквей, 3 монастыря, уездное и 2 приходских училища, духовное уездное училище, больница, богадельня, почтовая станция, ярмарка, базар, пристань, 25 фабрик и заводов.

Реформы второй половины XIX в. способствовали промышленному перевороту и росту городов. В этот период население города Мурома существенно выросло. В 1896 г. оно насчитывало 15 600 человек.

Промышленный потенциал Мурома в это период составляла металлургическая, текстильная и пищевая отрасли. Но самые разительные перемены коснулись сферы транспорта. Муром стал перекрестком железнодорожных и пароходных путей. Первая железная дорога связала его с Ковровом. Московско-Казанская железная дорога начала действовать в 1912 г. По плотности железнодорожной сети Муром занимал перед первой мировой войной одно из первых мест в России. Бурное развитие переживало и местное судостроение. На заводе промышленника П. Ф. Валенкова начали собирать суда с паровым ходом.

В 1914 г. городские власти намеревались пустить трамвай и не на конной, а на электрической тяге, для чего предполагалось строительство электростанции. Но этим планам в связи с началом войны не дано было осуществиться.

Первая мировая война 1914 г. привела к массовой мобилизации мужчин Мурома в армию. К концу года в городе были развернуты госпитали. Часть раненных солдат и офицеров больных проходила лечение за счет благотворительных пожертвований местных богатых горожан. Постепенно война измотала город: он лишался наиболее квалифицированной образованной производительной части населения. Определенный рост испытала только текстильная промышленность благодаря военным заказам.

В марте 1917 г. в Росси произошла буржуазно-демократическая революция. В Муроме установилась система двоевластия: Исполнительный комитет, подчинявшийся Временному правительству, и Совет рабочих и солдатских депутатов.

В октябре новая социальная революция. В Мурооме не было ожесточенных классовых боев, вооруженных акций, большевикам, пришедшим к власти не было оказано сопротивление людьми, у которых было что терять. Зато события в июле 1918 г. в Муроме стали самыми яркими проявлениями борьбы против власти большевиков. В 1918 г. эсерами во главе с Б. В. Савинковым во многих города России была развернута контрреволюционная организация. Она была раскрыта чекистами, но арестовать активистов движения не удалось. Везде, где были отделения организации, в том числе и в Муроме вспыхнули антибольшевистские восстания, которые были подавленны Красной Армией. Подавление мятежей дало возможность большевикам установить единолично власть в стране. Началась советская эпоха.

Муром советский

Как и во многих городах по всей стране, в Муроме с установлением советского строя развернулись процессы индустриализации и культурной революции. В конце 1920–1930 гг. в городе в результате промышленного строительства был заложен фундамент для всего последующего развития, в том числе и современной промышленности Мурома. Перед началом Великой Отечественной войны Муром стал одним из самых крупных промышленных центров Нижегородского региона.

Началась Великая Отечественная война. К счастью, до Мурома линия фронта не дошла. Однако в городе стояли военные подразделения, в основном, части ПВО. В них принимали муромских девушек-добровольцев, около 50 человек. Когда линия фронта переместилась далеко на запад, эти части также перебрасывались поближе к новому театру военных действий.

В Муроме был сформирован 497 гаубично-артиллерийский полк, в его составе было много местных жителей. Этот полк принимал участие в самых жарких сражениях Великой Отечественной. Особенно в годы войны прославил Муром знаменитый бронепоезд «Илья Муромец», сделанный на заводе им. Ф. Э. Дзержинского, который в феврале 1942 г. отправился с муромского вокзала бить врага. Победу над фашистской Германией «Илья Муромец» встретил под Берлином.

За годы войны более 30 тысяч жителей Мурома были призваны на фронт, почти 6 тысяч из них не вернулись домой.

Визитной карточкой-подвигом Мурома в годы Великой Отечественной стал в первые дни войны подвиг муромчанина Н. Ф. Гастелло, направившего горящий самолет в гущу вражеской бронетехники. Двадцать четыре муромца получили звание Героев Советского Союза.

Смирнов Ю. М. Муром и мурома

Первое население на Муромской земле появляется в эпоху верхнего палеолита, о чем свидетельствует открытая в 1877 г. А. С. Уваровым Карачаровская стоянка1 (ныне место стоянки входит в черту города), и все последующее время до средневековья территория была хоть и слабо, но заселена. В ходе Великого переселения народов IV-V вв. н. э. с запада сюда переместились балтские племена мощинской археологической культуры и, слившись с местными финскими племенами, встретили волну переселенцев с востока — финно-угров. Этот конгломерат и образовал особую этническую группу, называемую в современной науке летописным племенем мурома2. Первоначальным основанием для отнесения муромы к отдельному племени стали слова летописи «мурома — язык свой», а свидетельством принадлежности к финно-угорской общности стало единственное, как считалось, оставшееся от языка племени слово — его название, которое племя в действительности получило по ранее существовавшему названию местности, т. е. название племени, этноним, не является подлинно автохтонным, а принято извне3. Топо- и гидронимика региона, — а все реки бассейна Оки, например, имеют древние финские названия, — позволяют отнести мурому к поволжско-финскому племени, по языку близкому к мордве, но отличавшемуся заметным своеобразием4.

У отечественных исследователей нет единой точки зрения по поводу этнической принадлежности муромы. Пожалуй, самое оригинальное и радикальное мнение высказал еще в ­30-е годы XIX в. Н. М. Макаров. Полагая, что мурома была родственной волжским булгарам, поскольку все время соседствовала с ними, а те, в свою очередь, были славянами (этого мнения придерживался и один из создателей славистики Ю. И. Венелин), Макаров возводит происхождение муромы к далеким санскритским временам, когда две индийские секты сапван и созвучная муроме мура были вынуждены из-за войн покинуть свою родину. «Верно и то, — пишет Макаров, — что Мурома не была соплеменницею ни Мордве, ни Черемисам, ни Финнам и, особенно этому последнему народу: Финны своим выходом в Европу очень далеко опередили и Славян и Мурому»5. В. Ф. Генинг и С. К. Кузнецов считали мурому близкородственной мери6, А. А. Гераклитов отождествлял ее с мордвой7, А. Е. Алихова и А. Ф. Дубынин видели в муроме родственников мордвы8, А. П. Смирнов и Е. И. Горюнова рассматривали мурому как одно из мордовских племен9, В. Н. Мартьянов и Д. Т. Надькин полагали, что мурома входила в состав предков мордвы-эрзи10.

Открытые в Муромском регионе в конце XIX в. археологические памятники — могильники и селища — были отнесены к культуре этого племени, которое в IX-XI вв. по сумме археологически установленных этнографических признаков выступает как самостоятельная этническая общность11.

VII-IX вв. могут характеризоваться как время проникновения на территорию муромы славянских племен — кривичей, новгородских словен с северо-запада Руси и в небольшом количестве вятичей — с юго-запада, причем, проследить территории, занимаемые ими, весьма сложно. Видный историк XIX в. Д. А. Корсаков считал, что славяне, составившие «великорусское население Муромо-Рязанской земли», пришли в верховья Оки с юга, а в среднее течение — из Ростово-Суздальской ­земли12.

В отличие от С. К. Кузнецова, считавшего вятичей основными славянскими насельниками Муромской земли13, В. В. Седов, основываясь на данных археологии, высказал мнение, что вятичи вообще лишь слегка затронули Муромскую землю14. Исходя из постулата А. П. Щапова, одного из первых сторонников теории социоестественного подхода в изучении истории, о том, что «русская колонизация сама носит на себе глубоко пассивный отпечаток топографических условий местностей»15, В. Семенов-Тян-Шанский объясняет, почему славяне двигались именно в этом направлении. «Годные для земледелия полосы уходили на северо-восток в суровый климат. Что же здесь могло развиться, при неудержимом стремлении славян в сторону наименьшего сопротивления — к мирным финским дикарям, — как не промысловая славянская жизнь со спорадическим земледелием на себя, где последнее было возможно. Эта жизнь и требовала преимущественного сосредоточения у главных путей сообщения, по которым пришли промышленники, т. е. у водоемов, по мере удаления к северо-востоку все более приобретающих речной характер… восточно-славянская колонизация, первый толчок которой дало по-видимому готское меридиональное движение, двигалось по расположению наиболее удобных для земледелия почв и притом в сторону наименьшего сопротивления, т. е. на северо-восток к финнам. Но ведь сама финская среда имела в различных своих частях различную степень сопротивляемости, давая возможность отдельным своим частям, как например мордве, сопротивляться до самого XVII века. Поэтому естественно, что славяне наперед занимали наиболее ослабленные вследствие борьбы с более ранними врагами части финской территории, или вернее даже спорной между финнами и тюрками с одной стороны и между финнами и литовцами с другой. Так обтекла древняя русская колонизация сначала двумя языками — кривицким и вятицким — московское междуречье Оки и Волги, на котором почва едва ли многим хуже, чем на конечных моренах великого ледника, но зато там сидели более сильные финны, опиравшиеся основанием своего треугольника на могущественное Волжско-Камское Булгарское царство. Языкообразная форма русской колонизации объясняет, почему половцы так легко оттеснили вятичей, прорвав поперек узкую южную лопасть колонизации. Но в свою очередь вятичи, наперев с юга на западную часть основания финского треугольника, обеспечили этим беспрепятственный рост Муромско-Суздальско-Ростовского славянского оплота, обратившегося впоследствии в Московский»16.

Тогда же, видимо, начинается и постепенное слияние близких по типу хозяйства и языческим верованиям пришлых славянских и автохтонных финно-угорских племен. Этот процесс носил мирный характер.

Основным типом поселений у муромы были неукрепленные селища. Укрепленных же поселений муромы — городищ — на Нижней Оке пока не известно. Если возникала острая необходимость в убежище, население могло использовать городища, сооруженные еще в эпоху раннего железного века. Строго говоря, основой для такого предположения В. В. Гришакова и Ю. А. Зеленеева послужило обнаруженное Н. Н. Ворониным удлиненное углубление на Кремлевской горе Мурома, которое, возможно, было оборонительным рвом. Причем, как отмечают исследователи, «если функционирование ранних селищ муромы достаточно достоверно с VIII-IX вв., то время использования городищ-убежищ определить затруднительно»17.

В то же время финно-угорское население соседних территорий — меря и мари — сооружало фортификации вокруг своих стационарных поселений уже в ранний период их существования. Другие соседи муромы — мордва — на рубеже ­I-II тыс. н. э., стали строить укрепленные городища18. По мнению исследовавшего их В. Н. Мартьянова, это были упоминаемые в русских летописях «тверди», которые возводились мордвой для противодействия русской колонизации19.

Во всяком случае, нет никаких свидетельств о крупных столк­новениях между славянами и муромой, а данные археологии говорят о совместном проживании муромы и славян на одних селищах, использовании общих мест захоронения20. К XI в. рядом с поселениями муромы появились многочисленные славянские поселки21. Недостаток фактического материала пока не позволяет сделать определенного вывода о причинах складывания такой ситуации. Так или иначе, характерной чертой славянской колонизации на данной территории было не вытеснение автохтонных племен, как это произошло, например, в Рязанской земле22, а некий синтез пришлых и местных народностей. Нечто сходное происходило и в будущей Новгородской земле. Поскольку эта территория изучена несравнимо лучше археологически, академик В. Янин так характеризует процесс: «На обширных пространствах русского северо-запада, изобилующих лесами, озерами, болотами и весьма бедных пахотными землями, со времен неолита и бронзового века обитали племена угрофинской языковой группы. Начиная с VI-VII вв. сюда начали переселяться славянские племена. Основным занятием местных жителей были рыболовство и охота, однако славяне уже умели пахать землю и возделывать злаки. Обе части населения, не мешая друг другу, заняли определенные участки территории, и, поскольку каждый занимался тем, что не умел другой, вскоре возникла взаимная заинтересованность»23. Вполне вероятно, что так же обстояло дело и на Муромщине, тем более, что из славян здесь, как и на северо-западе, присутствовали кривичи и новгородские словене. «Сам муромский этнос, сформировавшись практически одновременно с другими этносами поволжских финнов, просуществовал сравнительно небольшой исторический период времени и в XI-XII вв. фактически прекратил свое существование, будучи ассимилированным пришедшим сюда славянским населением и частично переселившись в восточном и юго-восточном направлениях — в мордовские, марийские и болгарские (булгарские. — Ю. С.) земли, где также был ассимилирован»24.

Традиционно Муром называют одним из пяти древнейших русских городов, поскольку он фигурирует в списке городов Начальной русской летописи под 862 г. Однако уже в самой летописи он обозначен как город, точнее, место или территория, принадлежавшее племени м€урома. Собственно летописные сведения о племени этим и ограничиваются. При этом следует отметить, что ни одного муромского города, включая сам летописный Муром (IX в.), пока не обнаружено25; общее же число известных на сегодня поселений со следами проживания племени мурома достигает сорока четырех26.

Еще в прошлом веке было отмечено, что до прихода славян местное население городов не строило; поэтому создание городских поселений считалось несомненной заслугой славян-пришельцев27. «До конца XI в. вся эта северо-восточная окраина Русской земли представляла собою глухой и слабо населенный край, в лесах которого разбросаны были финские поселки. Меря и Мурома не строили городов, не имели никакого гражданского устройства и не были политически объединены», — писал С. Ф. Платонов28. Но ведь и мигрировавшие сюда славяне далеко не сразу бросились строить города. Скорее всего, вопрос об этнической прерогативе возведения города Мурома не сто€ит. Просто был период, в течение которого — я не буду сейчас останавливаться на причинах этого — ни для муромы, ни для славян города не были необходимыми. С изменением экономических, политических и социальных условий — развитием ремесла, торговли, разложением родоплеменных отношений и возникновением новых институтов управления, необходимостью защиты от внешней опасности и соблюдения своих выгод, включением региона в сферу интересов более влиятельных административных образований, возникающих или меняющихся условий уплаты или получения дани — такая необходимость возникает. М. Н. Тихомиров когда-то заметил, что из более чем двух десятков русских городов, возникших в IX-X вв. и упомянутых в летописях, только два — Ладога и Муром — носят неславянские названия29. Было бы странно, если бы славяне, основав свой город, назвали его чужим непонятным именем, как если бы князья называли города ни в честь своего тезоименитого святого патрона, а, к примеру, в честь покровителя соперника. В связи с этим автоматически встает вопрос об этнической принадлежности города (в частности, Мурома) как в момент его возникновения, так и в период дальнейшего развития.

По времени первого упоминания в летописи Муром, если и существовал, едва ли мог считаться городом в полном смысле слова, хотя, по мнению М. Н. Тихомирова, он был уже в IX в.30 А. Л. Монгайт к IX в. относит только поселение31. Поскольку археологически пока не подтверждено даже существование поселения этого времени на территории, ставшей впоследствии городом32, наиболее правомерной представляется точка зрения Е. И. Горюновой, согласно которой на этом месте был ряд деревенских поселков с центральным поселением племени мурома33. Вслед за И. Я. Фрояновым М. В. Кривошеев считает, что это поселки родовых общин, которые в XI — начале XII вв. стали превращаться в посад Мурома34. Однако, что это было — протогородской комплекс или конгломерат поселков — пока неясно. Следует отметить, что сделанные на основе археологического материала выводы во многом носят предварительный или дискуссионный характер, поскольку раскопки в регионе проводились от случая к случаю, планомерных и долговременных работ не велось35.


страница 1 из 7 Вперед →

МУРОМ География Население Карта города координаты расположение

Всемирный индекс

17 июня 2023

Главная

Поиск

Обзор

Глоссарий

90 008

Добро пожаловать! Tageo. com — это база данных с информацией о географических координатах.
Tageo.com предоставляет информацию о 2 667 417 городах по всему миру !!

>>Мир>>Россия>>Муром

Европа/Россия/Владимирская область

  Основные аэропорты | Погодные станции | Основные горы | Город Население
Население
1 38 082 178
Площадь земли
17 098 242 км2
Капитал
Москва
Валюта
9 0012 Российские рубли (RUB) В
ВВП (ППС) на душу населения
16 700 $ 9000 8

Альтернативные названия: Муром-на-Оке — Координаты
UTM: LG16
Географические координаты в десятичных градусах (WGS84)
Широта: 55,566
Долгота: 42,042
Географические координаты в градусах, минутах, секундах (WGS84)
Широта : 55 33′ 56»
Долгота : 42 02′ 30»

Световой день
Восход : 02:27:50
Закат : 19:57:32

Окрестности Мурома
Александровка — Дмитриева слобода — Карачарово — Ковардицы — Лазарево — Левашиха — Лопатино — Малое окулово — Муромский — Нежловка — Панфилово — Подболотня — Репино — Треховицы — Вербовский —

Муром в других странах
Финляндия —

Муром со спутника

Экспорт KML для Google Планета Земля
Карты Google вид Мурома
Ссылки Google для Мурома


  | Свяжитесь с нами  | Tageo. com GPS-указатель городов и спутниковая карта  | Посещенные места  |

Copyright 2004-2023 |Cyrille Korsakoff |

МУРОМ География Население Карта города координаты расположение

Всемирный индекс

17 июня 2023

Главная

Поиск

Обзор

Глоссарий

Добро пожаловать! Tageo.com — это база данных с информацией о географических координатах.
Tageo.com предоставляет информацию о 2 667 417 городах по всему миру !!

>>Мир>>Россия>>Муром

Европа/Россия/Белгородская область

  Основные аэропорты | Погодные станции | Основные горы | Город Население
Население
1 38 082 178
Площадь
17 ,098 242 км2
Столица
Москва
Валюта
Российские рубли (RUB)
Широта / Долгота
60 00 100 00 E
ВВП (ППС) на душу населения
16 700 $

Координаты
UTM: CR37
Географические координаты в десятичных градусах (WGS84)
Широта: 50,311
Долгота: 36,706
Географические координаты в градусах минутах секундах (WGS84)
Широта : 50 18′ 41»
Долгота : 36 42′ 21»

Дневной свет
Восход солнца : 03:21:40
Закат : 19:46:24

Места рядом с Муромом
Зиборовка —

Муром в других странах
Финляндия —

Вид Мурома со спутника

Экспорт KML для Google Earth
Вид Мурома на карты Google
Гугл ссылки для Мурома


  | Свяжитесь с нами  | Tageo.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[18+] ©2019 При копировании любых материалов с нашего сайта, ссылка обязательна.

Карта сайта