Населенный пункт косторезного промысла: Назовите населенный пункт, где находится известный центр чукотско-эскимосского косторезного промысла

Село Уэлен

Самый восточный обжитой населенный пункт России и Евразии. Село Уэлен известно изделиями чукотско-эскимосского косторезного промысла и искусством декоративной обработки кожи и меха.

Село Уэлен расположено в восточной части Чукотского полуострова, в непосредственной близости от мыса Дежнева. Расстояние до Уэлена из села Лаврентия составляет около 140 км по суше. Добраться можно на вертолете (актуальное расписание уточняйте на сайте авиакомпании «Чукотавиа» https://chukotavia.com/ ).

Согласно археологическим раскопкам, территория современного Уэлена была заселена эскимосами, однако в конце XVII – начале XVIII веков они были постепенно вытеснены чукчами. На карты Уэлен впервые был нанесен в 1792 году во время экспедиции Иосифа Биллингса.

Есть несколько версий о происхождении названия села. Одна из них говорит, что современное название происходит от чукотского слова Увэлен, означающее «черная проталина».

Уэлен находится у подножия сопки, на склоне которой есть черные бугры. Они хорошо видны в любое время года и в прошлом служили ориентиром путникам.

Согласно другой версии, название связано с именем силача по имени Увэлельын (в переводе с чукотского – «грязнуля»). Как гласит чукотская легенда, Увэлельын в детстве, будучи сиротой, ходил в рваной одежде, за что его часто обижали соседи. Впоследствии он повзрослел и начал мстить прошлым обидчикам. В итоге местные жители решили его убить. А чтобы подобная история не повторилась, они стали помогать беднякам и общими усилиями воспитывать сирот.

Уэлен славится резными изделиями по кости.

В 1930-е годы косторезные мастерские объединились вокруг уэленской артели, что послужило толчком к развитию косторезного промысла на Чукотке. Для чукотской резьбы характерна круговая композиция рисунка, при этом чем выше расположен объект, тем дальше от зрителя он расположен. На поверхность кости наносится цветная гравировка, которая еще дорисовывается мягкими цветными карандашами.

Сейчас при мастерской устроен музей с коллекцией произведений искусства из моржовой кости, кожи, меха и китового уса. Здесь же можно приобрести сувениры.

В 2002 году в селе была построена православная часовня Воскресения Христова в честь памяти русских первопроходцев.

В морской акватории обитают серый и гренландский киты. Есть рыба: лососевые, сайка, камбала, дальневосточная навага. На побережье водятся белый медведь, волк, песец, росомаха, лисица, заяц-беляк.

Недалеко от села Уэлен на северо-восточном побережье Чукотского полуострова расположены Уэленские горячие источники. Их температура колеблется от +39 ˚С до +69˚С. Купаться в ключах рекомендуется не более 15 минут.

Поблизости от села расположены несколько археологических памятников: Уэленский могильник, покинутое поселение Дежнево, древнеэскимосский могильник Эквен. Также сравнительно недалеко находится заброшенный поселок Наукан – старинное и самое многолюдное в прошлом эскимосское поселение на Чукотском побережье.

В 35 км от Уэлена находится село Инчоун. Вблизи от него есть скала с отколовшимся от нее камнем. Говорят, именно эта скала и дала название поселению. С чукотского «Инчувин» так и переводится – «отсеченный нос». Здесь в акватории можно наблюдать серого кита и белуху.

Недалеко от села Инчоун на западной оконечности мыса Утен находится древнеэскимосское поселение. Археологи назвали его Пайпельгак по имени протекающего рядом ручья. Согласно исследованиям, эскимосы жили в этих местах порядка 3 тыс. лет назад.

Здесь же сейчас находится одно из крупных лежбищ моржей на Чукотке.

От Хотьково до Уэлена: где в России живут косторезы

Кость — один из материалов, который сопровождает человека почти всю историю его существования. Наши предки делали из костей животных необходимые бытовые предметы 40 тысяч лет назад, а в XVII-XIX веках превратили обработку кости в подлинное искусство. Промысел был и остаётся настолько самобытным, что иностранные путешественники, проезжавшие по территории нашей страны, прозвали его «резьбой русов». Такое определение можно найти в описаниях промысла до сих пор. 

Иногда мастерство именуется резьбой по «рыбьему зубу». Так в старину называли клык моржа или бивень мамонта, не имея представления, как выглядело ископаемое животное. Позже название закрепилось и за бивнями слонов, которые начали завозить в нашу страну для обработки. 

Рождённое северными народами как способ создания обрядовых статуэток искусство резьбы по кости росло, видоизменялось, усложнялось, а сегодня стало  одним из самых известных промыслов нашей страны. 

Всего Россия насчитывает четыре основных центра косторезного искусства. Традиционно резьбу по кости воспринимают исключительно как часть северной культуры, но география проживания косторезов простирается от небольшого городка Хотьково неподалеку от Москвы, до северных точек нашей страны, вроде чукотского посёлка Уэлен. 

Каждая косторезная мастерская — крупнейшие существуют по сей день — прошла свой путь развития, обогащая традицию резьбы новыми сюжетами, стилями и элементами. В зависимости от региона менялся и материал, из которого мастера создавали свои шедевры. На Чукотке традиционно добывались клыки моржа, а в Сибири до сих пор находят кости мамонта. Правда, оба этих материала становятся всё более редкими, поэтому из них вырезают только высокохудожественные штучные работы. Остальные, которые доступны широкому кругу почитателей, режут из обычной животной кости, «цевки». Само мастерство обработки материала и его подготовки к работе с древних времен не изменилось. 

Для того, чтобы говорить о косторезном искусстве в России, нужно рассматривать каждый центр промысла отдельно. 

Тобольск: фигурки из сердца Сибири

Пожалуй, разговор о косторезном искусстве русских мастеров нужно начинать с упоминания именно этого города. В XVII веке переселенцы из западной части России организовали в Тобольске косторезный промысел. В тот период на прилегающей территории находили огромное количество мамонтовой кости, что в сочетании с косторезным опытом коренного населения создало необходимые условия для развития промысла.  

Первую косторезную мастерскую, которая впоследствии станет фабрикой, в 1874 году открыл губернский землемер И.Е. Овешков. Небольшая мастерская объединила самые передовые технологии того времени и воспитала группу выдающихся мастеров-косторезов. 

Первое время в Тобольске производили небольшие повседневные изделия — гребни, табакерки. Именно здесь появилась традиция инкрустировать белую кость костяными элементами с другими природными оттенками. Со временем тобольские мастера стали делать и первые скульптурные произведения, в мотивах которых преобладали бытовые сюжеты коренных народов Сибири:  ханты, манси, ненцев. Именно их опыт и традиции резьбы по кости легли в основу костяных скульптур Тобольска. Сегодня миниатюрные фигурки с национальным колоритом коренных народов Сибири — визитная карточка Тобольской фабрики. Историю развития промысла в этих краях заботливо хранят — коллекция тобольской резной кости в городском музее насчитывает несколько тысяч экспонатов. 

В современном виде, как закрытое акционерное общество, фабрика существует с 1992 года.

Впервые выпускаемые мастерами изделия отнесены к народным промыслам в 1986 году. 

Хотьково: мамонты в Подмосковье 

Небольшой город Хотьково недалеко от Москвы — самый западный центр косторезного искусства и самый молодой. В 40-х годах прошлого века здесь появилась  столярно-художественная артель, а после войны — ещё и художественно-промысловая артель «Народное искусство». Впоследствии предприятия объединились и преобразовались в знаменитую Хотьковскую  фабрику резных художественных изделий. С распадом Советского Союза фабрика приостанавливала свою деятельность, но, к счастью, в 2013 году была выкуплена новыми хозяевами и возрождена с привлечением лучших мастеров-косторезов со всей России. 

Как и многие годы назад, фабрика выпускает ювелирные изделия и декоративные скульптуры из кости мамонта и моржа. Сюжеты — самые популярные: мамонты, волки, цветы. В стиле работ нет прямых отсылок к северной культуре, скорее, наоборот — у хотьковских мастеров можно найти резной виноград, розу или ёжика.

Авторские работы косторезов все так же популярны как на художественных выставках, так и среди обычных покупателей. 

Холмогоры: не Ломоносовым единым 

Деревня близ Холмогор, родина великого ученого Михаила Ломоносова, также является центром косторезного промысла. Причём вся история резьбы по кости в этом регионе связана с биографией самого учёного. По преданиям, Ломоносов был хорошо знаком с местными мастерами и даже водил с ними дружбу. Позже, став известным учёным, он пригласил некоторых мастеров в столицу, где те продолжали обучение и украшали своими работами царские дворцы. 

Процветание косторезов и поддержка со стороны царственных особ продолжилась до конца XIX века, после чего в промысле наступил  кризис. 

В 1885 году в село наведался младший брат императора Александра III, Владимир Александрович, которого местные жители встретили очень тепло. Великий князь, польщённый приёмом, озаботился интересами села и помог возродить косторезный промысел, который окреп и продолжал развиваться вплоть  до начала войны в 1941 году.

Сразу после объявления призыва все мастера ушли на фронт и работа артели приостановилась. 

После окончания войны промысел оказался на грани исчезновения, но выжившим мастерам удалось вернуться в село, восстановить рабочий процесс, и довоенная артель превратилась в фабрику. 

Характерные черты холмогорской косторезной традиции — изящные завитки — окончательно сложились ещё в петровские времена. Мастера меняли их только по форме и размеру. В остальном, как и в других центрах промысла, главной темой скульптурных произведений становились бытовые сцены северных народов, переданные в тончайшем ажуре. Главным изделием местных мастеров были гребни, но параллельно резались женские украшения, шкатулки, шахматы и многое другое. 

Уэлен: в черном-черном городе…  

У чукотского посёлка Уэлен много титулов. Он — самый северо-восточный населенный пункт России, родина писателя Юрия Рытхэу и самый старый центр косторезного промысла в нашей стране. Самому посёлку более 2000 лет, а название его переводится с чукотского языка как «чёрный».  

Недалеко от Уэлена археологи обнаружили древние костяные статуэтки, в которых угадываются черты голов хищников: белых медведей, тюленей и моржей. Основой для культуры резьбы из кости здесь служили древние культы поклонения животным, которые практиковали местные жители. Кроме изготовления культовых статуэток, наделяемых волшебными свойствами, чукотские мастера стремились отразить окружающий мир в сюжетной гравировке на клыках моржа, которые были популярны в конце XIX — начале XX века. Древние фигурки периода V—VII веков отличаются скромностью, но выразительностью: не передавая мелких деталей, они отражают главные черты создаваемого зверя.  

Полноценная профессиональная мастерская была основана в 1931 году, в ней объединились чукотские и эскимосские резчики. Кроме традиционной резьбы, мастера здешних мест отличались любовью к гравировке по клыку,  традиционному художественному направлению в искусстве северных народов. Сюжеты для гравировок подсказывала повседневность, которую мастера фиксируют на кости.

 

 

 

 

О фабрике

Холмогорская резьба по кости… Что может быть поэтичнее, проще этого вечного ажурного морозного зимнего узора. Стилизованные травы, сплетенные в красивый орнамент, украшающий броши, камеи, вазы, кубки, шкатулки?

На Русском Севере много заповедных мест, известных своей красотой, культурой, искусством, важными историческими событиями. Одно из них — село Ломоносово — родина М.В. Ломоносова и Ф.И. Меховое пальто. Но историческая роль этих мест не только в этом, но и в том, что это родина прекрасного, неповторимого искусства резьбы по кости. Холмогорская резная кость – гордость русской культуры.

Появление искусства резьбы по кости в этих местах не случайно: близость ледяного белого моря, рыбалка и охота на моржей вблизи острова. Вайгач, Новая Земля, Шпицберген (Груман) дали материал — «рыбий зуб». Повлияло на развитие рыболовства и выгодное географическое положение Холмогора. Они находились в центре торговой, промышленной и культурной жизни Севера. С древних времен ремесло оттачивалось и передавалось детям и внукам из поколения в поколение. Долгими зимними вечерами почти все жители деревни занимались резьбой по кости.

Холмогорская резьба по кости получила широкую известность еще в XVII веке. Уже тогда изделия северных мастеров пользовались большой популярностью при царском дворе, а самих мастеров, братьев Шешениных, вызывали в Москву для работы в Оружейной палате. К этому времени относится первое письменное упоминание о холмогорских резчиках.

XVIII век — время расцвета холмогорской торговли. К началу века холмогорские мастера не знали себе равных. Искусно выполненные изделия из моржовой, слоновой кости и мамонта — браслеты, декоративные чашечки, шкатулки, табакерки и шкатулки, гребни, миниатюрные секретеры, тарелочки с портретами пользовались большим спросом, были распространены по всему Северу и далее — по всей России. Изысканные по форме, сочетающие орнамент с сюжетными рельефными изображениями, цветной гравировкой, изящные по технике исполнения изделия пользовались большим спросом. Русские цари почитали это древнее искусство. Согласно протоколам Верховного тайного совета, императрица Екатерина I хранила свои личные вещи в двух холмогорских ларцах. Достоверно известно, что холмогорский резчик Осип Дудин неоднократно покупал шахматы для наследника царского престола великого князя Павла Петровича. В 1798 царствующая чета Павел I и Мария Федоровна получили от резчика Н. С. Верещагина, подолгу жившего и в Архангельске, и в Петербурге, парные вазообразные вазы, хранящиеся ныне в Государственном Эрмитаже.

В творчестве Н. С. Верещагина проявились черты, связанные с зарождением нового художественного стиля эпохи — классицизма. Это строгая графическая резьба, особое изящество геометрического орнамента в противовес причудливым завиткам рококо. Великолепная красочность, как одна из особенностей оформления резных костей XVIII века, постепенно сменяется холодной и суровой красотой искусства. Завитки ракушек, характерные для стиля рококо, уступают место строго узорчатому узору, а сложные формы изделий холмогорских резчиков прошлого века сменяются более простыми. Определенный рисунок узора характерен для северной резной кости первой половины XIX в.век. На мелкой ромбовидной сетке размещены цветочные гирлянды.

Резные изделия были самыми любимыми и популярными у холмогорских мастеров. Но часто вырезают и скульптуры. Достижение значительных успехов в этом направлении. Они не ограничивались одной фигурой оленя, медведя или человека, а нередко создавали целые группы, связанные общей идеей (например, охота на медведей, жертвоприношение Авраама, ненецкий стан и др.).

Вещи, выполненные северными косторезами, разъехались по России и за границу, пользовались успехом на выставках, где мастера получали награды и призы. Если в косторезном искусстве 1820-х гг. отчетливо видны изысканное мастерство и логическая стройность рисунка, которые сочетаются с простой конструктивной формой предмета, то в 1830-х гг. появляется интерес к изящной резьбе, иногда лишенной практического смысла. Это миниатюрные предметы мебели, шкатулки для шитья, в виде паровоза с колесами, бляшки, ящики и т. п., украшенные плоской прорезью тонкого ветвистого растительного узора типа водорослей или трав.

Стремление найти рынок сбыта своей продукции заставило косторезов второй половины XIX века изготовлять большое количество простых изделий — ложки с гладкими ручками, ножи для бумаги, запонки, пуговицы, портсигары, табакерки, ручки для зонтов и тростей и т. д. Это были качественные, но слабые в художественном отношении вещи. Лишь в особых случаях, по заказам или для выставок, создавались высокохудожественные произведения. При этом отдельные мастера по-прежнему продолжают создавать уникальные по композиции и технике вещи. На это время приходится деятельность сына и отца Бобрецовых Ильи Доронина, отмеченного в 1861 году наградой за искусство и познания в резьбе по кости.

Со второй половины 19 века наблюдается резкий спад косторезного дела, которое не выдерживало конкуренции с быстро растущим фабричным производством, выбросившим на рынок массу красивых, и гораздо более дешевых изделий из кости. Искусством резьбы по кости владеют лишь немногие мастера. Пытаясь оживить затухающий промысел, местные власти в 1885 году открыли при Ломоносовской сельской школе класс резьбы по кости. Этот класс просуществовал 15 лет, без существенных результатов, и был закрыт в 1900 из-за отсутствия студентов.

Однако в истории холмогорского искусства класс резьбы по кости сделал свое дело. М.И.

В ХХ веке резьба вновь привлекла к себе внимание, и началось ее планомерное возрождение. 1 октября 1934 года Президиум ВЦИК принял специальное постановление о мерах и путях развития холмогорской резьбы. Целый комплекс мер позволил восстановить былую славу этого искусства, «Золотой диплом» Всемирной выставки в Париже в 1937 привлек к ней дополнительное внимание, а постоянный госзаказ сделал холмогорскую резьбу одной из визитных карточек Советской России. Что касается стилистического развития, то период с 1930-х до начала 1950-х годов прошел под знаменем пышности сталинского ампира на основе классики рубежа XVIII-XIX веков. Конец пятидесятых годов отмечен повествованием жанровых сюжетов, новой декоративностью и укрупнением форм. Шестидесятые годы не избежали влияния «сурового стиля» социалистического строительства. Семидесятые стали временем нового обращения к историческому наследию, когда вновь вернулись к использованию многих традиционных приемов и элементов применительно к современным советским темам и стилистике. Характерная черта 9.0-е годы ХХ века – это рост индивидуального начала в творчестве мастеров. Несмотря на экономические трудности, создаются благоприятные условия для развития творческой мысли и индивидуальности мастеров-художников при сохранении духа и образа традиционной холмогорской резьбы по кости. Художники-косторезы, овладевая виртуозной техникой мастерства, выполняют разнообразные творческие работы, используя как традиционные сюжеты, так и современные подходы к освоению материала, давая новую жизнь, развивая новые направления в косторезном искусстве Севера. Среди ведущих современных косторезов можно назвать мастеров: М. А. Христофорова, Г.Ф. Осипов, В.Н. Хабаров, В.Я. Кузнецов, Н.Д. Буторина, В.С. Лохов, В.А. Просвирнина, Н.И. Зачиняева, В.Т. Ватлина, И.И. Маклакова работы, которые выставлены во многих музеях России и за рубежом.

В селе Ломоносово на заводе художественной резьбы по кости из моржовой, мамонтовой и простой говяжьей кости-предплюсны изготавливают массовые изделия на продажу и уникальные тематические вещи. На рубеже 20 и 21 веков холмогорская промышленность не только сохраняет свои созидательные позиции, но и плодотворно развивается.

Село Уэлен

Село Уэлен — самый восточный населенный пункт Евразии и России

Самый восточный населенный пункт России и Евразии. Деревня Уэлен славится изделиями чукотско-эскимосской косторезной промышленности и искусства декоративной обработки кожи и меха.

Поселок Уэлен расположен в восточной части Чукотского полуострова недалеко от мыса Дежнева. По суше расстояние в 140 км разделяет села Уэлен и Лаврентий. Добраться можно на вертолете (расписание есть на сайте авиакомпании Чукотавиа https://chukotavia. com/).

По сведениям, собранным в ходе археологических раскопок, раньше на этой территории жили эскимосы, но в конце XVII – начале XVIII века ее стали заселять чукчи. Уэлен появился на картах в 179 г.2 во время экспедиции Джозефа Биллингса.

Что касается названия села, то существует несколько версий. По одной из них, название произошло от чукотского слова «уэлен», что означает «черная проталина». Уэлен расположен у подножия вулкана, сбоку которого есть черные бугры. Их хорошо видно в течение всего года, и в прошлом они использовались в качестве ориентира для путешественников.

По другой версии, название произошло от имени спортсмена Увелелина («смазка» по-чукотски). Легенда гласит, что Увелелин был сиротой и носил лохмотья, из-за чего соседи смеялись над ним. Он вырос и начал мстить тем, кто обидел его. В конце концов, местные жители решили его убить. Чтобы избежать подобных ситуаций в будущем, чукчи стали помогать бедным и объединяться в воспитании сирот.

Уэлен славится своими произведениями искусства, вырезанными из костей.

В 1930-е годы вокруг Уэленской гильдии объединились косторезные мастерские, что стало толчком к развитию косторезного дела на Чукотке. Для чукотской резьбы характерна круговая композиция рисунка, при которой чем выше расположен предмет, тем дальше он от зрителя. На поверхность кости наносится цветная гравировка, после чего мягкими цветными карандашами наносятся завершающие штрихи.

Сейчас в мастерской действует музей с коллекцией произведений искусства из моржовой кости, кожи, меха и китового уса. Они также продают сувениры.

В честь памяти русских первопроходцев в селе в 2002 году построена православная часовня Воскресения Христова.

В морской акватории обитают серые и гренландские киты. Встречаются рыбы: лосось, сайка, камбала, дальневосточная навага. На побережье можно встретить белых медведей, волков, песцов, росомах, лис и зайцев.

Уэленские горячие источники расположены на северо-восточном побережье Чукотского полуострова недалеко от поселка Уэлен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *