Уважение культурного разнообразия – ключ к выживанию в многополярном мире — Клуб «Валдай»
Азия и Евразия
Уважение культурного разнообразия – ключ к выживанию в многополярном мире
© РИА Новости / Пресс-служба МИД РФ
В экономическом отношении большой азиатский континент, который включает в себя Восточную и Юго-Восточную Азию, Центральную Азию, Индийский полуостров и Ближний Восток, не только густонаселён, но и является домом для некоторых из самых быстроразвивающихся стран мира, которые будут движущей силой грядущей эры – Азиатского века. О культурных особенностях азиатских наций и важности культурного разнообразия пишет Нельсон Вонг, вице-президент шанхайского Центра стратегических и международных исследований. Статья подготовлена специально к XIII Азиатской конференции Международного дискуссионного клуба «Валдай».
Многими на Западе Восточная и Юго-Восточная Азия обычно воспринимается как обширный регион, относительно спокойный, вмещающий относительно слабые и малые нации, которые оставались покорными западным колонизаторам на протяжении сотен лет.
Люди разные. Большинство азиатских народов, особенно в Восточной и Юго-Восточной Азии, развивали свои цивилизации на полях, поскольку наши предки были в основном земледельцами. У нас есть своя философия, свои манеры поведения, мы разработали собственные социальные ценности и стратегии построения нации, которые, возможно, существенно отличаются от тех, что существуют в большинстве европейских стран. В западоцентричное время, когда почти все социальные и политические мысли и теории пришли с Запада, мы, азиаты, взяли на себя обязательство учиться и понимать, сохраняя при этом наши традиции.
XIII Азиатская конференция Международного дискуссионного клуба «Валдай»
13.12.2022 — 14.12.2022
Подробнее о событии
Возьмём, к примеру, мою страну – Китай. Мы считаем себя нацией, которая верит в мирное сосуществование и уважает разнообразие мира.
Мы ценим помощь и сотрудничество всех стран, которые помогли нам достичь того, что мы имеем сегодня. В древние времена у нас были Сунь Цзы, чье «Искусство войны» известно во всем мире, и Конфуций, чьи учения до сих пор передаются нашим детям в школах и семьях по всей стране и во многих частях мира. И в современном Китае у нас также есть прекрасные, чрезвычайно осведомлённые и красноречивые государственные деятели и мыслители, но многие из вас, возможно, даже не слышали о них, не говоря уже о том, чтобы ценить их мудрость, главным образом потому, что они не говорят по-английски или вы не понимаете китайский – между прочим очень красочный и красивый язык. Например, в политических и дипломатических беседах мы склонны использовать очень короткие предложения или фразы, иногда прибегая к идиомам или эвфемизмам, чтобы избегать неприятных замечаний. Мы, китайцы, привыкли к этому и считаем само собой разумеющимся, что другие могут оценить эти тонкости. Главный недостаток в том, что иногда люди могут даже не знать, о чём мы говорим. Добавлю, что никакой «дипломатии волков-воинов» не существует, а то, что было, порождалось, скорее всего, неточными переводами. Так что давайте обвинять переводчиков.
Конечно, у нас есть свои проблемы и иногда даже споры между собой, но разве это не естественно для всех людей? Почему мы, азиаты, должны быть другими в этом смысле? Даже если некоторые из бывших западных колонизаторов в регионе оставили нам в наследство пограничные споры или эти споры сохранились с тех времён, когда Китай был слабым и бедным и неспособным защищать свои собственные территории, самое лучшее – не мешать нам, азиатам, решать собственные проблемы. Эпизодические споры о суверенитете над некоторыми островами в Южно-Китайском море, которые иногда вскипают, в настоящее время находятся на пути к мирному урегулированию благодаря совместным усилиям Китая и стран АСЕАН по подписанию Кодекса поведения в Южно-Китайском море. Но если кто-то из нас захочет пригласить стороны за пределами региона для участия через сомнительно мотивированное посредничество, всегда найдутся люди, которые хотели бы навязать принцип «разделяй и властвуй». Здесь я бы ещё раз сказал, что именно азиаты должны понимать правдивость заявлений Китая о стремлении к мирному подъёму. А те, кто утверждает, что не верит в Китай и не признаёт наши азиатские традиции и ценности, просто притворяются, что они не те, кто они есть.
По вопросу о Тайване, следует сказать о стратегической двусмысленности США в отношении политики «одного Китая» и их продолжающейся продаже оружия этому острову, который, как ожидается, всё равно будет воссоединён с материковым Китаем.
Неоднократные провокационные визиты высокопоставленных чиновников США и некоторых их союзников вопреки их приверженности политике одного Китая направлены на то, чтобы вызвать раздражение у Китая и создать ложное впечатление, будто это Китай нарушает статус-кво и нагнетает напряжённость в Тайваньском проливе. Но опять же, эта «тайваньская карта», которую США когда-то считали своим смертоносным оружием для сдерживания Китая или дискредитации нашего руководства, похоже, уже не работает так эффективно, как кажется некоторым. Это связано с тем, что большинство людей во всём мире, и особенно в странах региона, точно знают историю Тайваня и то, почему он всё ещё отделен от материковой части Китая, и почему право и решимость Китая добиваться национального воссоединения и защищать свой территориальный суверенитет не подлежат сомнению. Тем не менее, несмотря на терпение и сдержанность Китая, тайваньский вопрос остаётся весьма чувствительным и представляет собой потенциальную угрозу в контексте нашей региональной безопасности.В экономическом отношении большой азиатский континент, который включает в себя Восточную и Юго-Восточную Азию, Центральную Азию, Индийский полуостров и Ближний Восток, не только густонаселён, но и является домом для некоторых из самых быстроразвивающихся стран мира, которые будут движущей силой грядущей эры – Азиатского века. Многие страны этого региона не относятся негативно к России, которая уже извлекает выгоду из дружественных и стратегических партнёрских отношений с Китаем, Индией, Индонезией, Вьетнамом и Ираном – и это лишь начало. Однако для России как для самой большой страны по территории на Земле может оказаться долгосрочной проблемой завоевать доверие к искренности своего стратегического «поворота на Восток» с учётом сосредоточенности её политической и экономической базы в основном на Западе. Поэтому данная Азиатская конференция клуба «Валдай», уже тринадцатая по счёту, чрезвычайно важна, и мы должны отдать должное организаторам мероприятия и нашим российским коллегам и друзьям за их усилия и отличную работу.
Азия и Евразия
Отношения России и Азии в формирующемся международном порядке
Ниведита Дас Кунду
Отношения с Азией считаются одним из приоритетных направлений российской внешней политики. Поворот России в сторону Азии имеет широкую региональную повестку с участием ключевых азиатских государств, пишет Ниведита Дас Кунду, старший научный сотрудник Йоркского университета, академический директор Колледжа Liaison. Статья подготовлена специально к XIII Азиатской конференции Международного дискуссионного клуба «Валдай».
Мнения экспертов
В недавнем документе Goldman Sachs говорится, что к 2050 году пятью крупнейшими экономиками нашего мира будут Китай, США, Индия, Индонезия и Германия. Не углубляясь в логику рейтингов, которые использовались для обоснования того или иного вывода или прогноза, сам факт различия, а не сходства только этих пяти стран уже является доказательством разнообразия нашего мира. Возможно, поэтому канцлер Германии недавно заявил, что разногласия с Китаем по многим вопросам не означают, что Германия (и, я бы добавил, ЕС) должны выбрать путь размежевания. Столь же очевиден тот факт, что потенциал роста Индонезии широко признаётся во всём мире не из-за её лояльности какой-либо из держав, которые больше и сильнее её, а из-за её прагматизма и независимости, когда дело касается международных отношений. То же самое, возможно, верно и для Индии.
Стоит отметить, что всё больше людей во всем мире осознают, что США использовали свою валюту, свою военную мощь, свою разведывательную сеть, а также свой культурный экспорт для поддержания превосходства и гегемонии в мире на протяжении десятилетий. За недавнее и растущее глобальное пробуждение мы должны благодарить Эдварда Сноудена и, возможно, также Джулиана Ассанжа. Мы также не должны забывать, что продолжающийся процесс дедолларизации в целом был запущен заявлением России о продаже своей нефти и газа в рублях в ответ на санкции, наложенные на Россию Западом во главе с США. Более того, точно так же, как распад Советского Союза начался изнутри, возможный упадок США как единственной мировой сверхдержавы не будет вызван предполагаемым вызовом мировой безопасности со стороны России или спровоцирован китайской угрозой так называемому порядку, основанному на правилах. Это всегда систематическая ошибка и сбой в работе самой страны, которые в конечном итоге приводят к ослаблению великой державы, что, я уверен, хорошо понимают многие из наших друзей в Америке.
Признание разнообразия культур является первым шагом к пониманию друг друга.
Мы, азиаты, будем и впредь оставаться вежливыми и сдержанными, что является частью наших добродетелей, и я искренне надеюсь, что наши друзья и деловые партнёры из других частей мира не будут принимать это за признак слабости. Мирное возвышение Китая, благодаря мудрым решениям нашего руководства, таланту и трудолюбию нашего народа, докажет, что выгода одной страны может быть достигнута не за счёт разрушения или потери экономического успеха других – это не обязательно игра с нулевой суммой. Симбиотическая и гармоничная модель, основанная на концепции Давида Рикардо 1817 года – законах сравнительного преимущества, когда каждая страна экспортирует то, что у неё получается лучше всего, – выгодна для всех, независимо от вероисповедания, цвета кожи или национальности.
«Диалог за круглым столом 1+6», состоявшийся на прошлой неделе в Китае между премьер-министром Китая и руководителями Всемирного банка, МВФ, ВТО, ОЭСР, Международной организации труда и Совета по финансовой стабильности, – чёткое сообщение миру о том, что Китай стал неотъемлемой и важной частью мировой экономики и что наша страна привержена своей политике открытых дверей. Китай готов объединить усилия с остальным миром для восстановления мировой экономики, в котором мы все так нуждаемся.
На этой ноте я хотел бы закончить цитатой из известного немецко-американского антрополога Франца Боаса, который, изучая развитие человечества, сделал следующие наблюдение:
«История человечества доказывает, что успехи культуры зависят от предоставленных социальной группе возможностей учиться у других. Чем разнообразнее контакты, тем больше возможностей учиться. Племена с наиболее простыми культурами были изолированы в течение очень долгого времени и, следовательно, не могли пользоваться достижениями своих соседей».
Тимофей Бордачёв о международной связанности. Подкаст по итогам четвёртой сессии XIII Азиатской конференции
14.12.2022
XIII Азиатская конференция Международного дискуссионного клуба «Валдай»
13.12.2022 — 14.12.2022
Подробнее о событии
Данный текст отражает личное мнение автора, которое может не совпадать с позицией Клуба, если явно не указано иное.
Азия
Китай
культура
международные отношения
Распечатать
Опубликовать в блоге
Опубликовать в блоге
Ближний Восток и будущее полицентричного мира
20. 02.2023
Клуб «Валдай» при поддержке Института востоковедения РАН проведёт XII Ближневосточную конференцию
16.02.2023
Ближний Восток без гегемонии и универсальности
20.02.2023
Борьба с неравенством в повестке международных институтов
16.02.2023
Китайский трансфер: от мягкой культурной силы к дискурсивной
15.02.2023
Зачем Зеленскому нужна долгая война с Россией?
13.02.2023
в чём отличие от Европы? — Клуб «Валдай»
Дипломатия после институтов
Конфликты в Восточной Азии: в чём отличие от Европы?
© Reuters
Государства Восточной Азии, будучи продуктом национального освобождения от колониальной или полуколониальной зависимости от Запада, ценят свою независимость и национальный суверенитет в гораздо большей степени, нежели европейские страны, которые зачастую спокойно передают часть своих прерогатив на надгосударственный уровень, как в случае с ЕС или НАТО. Об особенностях восточноазиатского восприятия международной безопасности пишет Дмитрий Стрельцов, один из ведущих российских японистов, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой востоковедения МГИМО МИД РФ.
Как в Европе, так и в Восточной Азии периодически вспыхивают международные кризисы, таящие в себе угрозу перерастания с регионального на глобальный уровень. Конфликтность в системе международных отношений Восточной Азии проявляет себя в не меньшей, если не в большей степени, нежели в Европе. Однако в её основе лежат несколько иные причины, чем в Старом Свете.
Условный Восток (и Восточную Азию, в частности) отличает гораздо более высокая степень цивилизационно-исторической, этноконфессиональной и национально-психологической гетерогенности. В отличие от условного Запада, который развивался под эгидой единой христианской цивилизации, в Восточной Азии сосуществуют между собой такие конфессионально-культурные ареалы, как конфуцианско-буддистский, исламский, христианский. Более разнообразны в Восточной Азии и формы общественно-политического строя: авторитарные режимы там сосуществуют с демократиями, причём шкала «авторитарности» и «демократичности» здесь гораздо шире, чем на евроатлантическом пространстве. В этих условиях оказывается практически невозможным обеспечить консенсус по поводу единых «норм и правил», которые должны лежать в основе общего порядка, что становится источником конфликтности на системном уровне.
Если же говорить о неких«общих ценностях», которые могли бы стать в Восточной Азии основой международного сотрудничества, они гораздо менее очевидны, чем на Западе. Например, считается, что азиатские культуры отдают предпочтение интересам группы над индивидом, порядку над свободой и обязательствам над правами. Однако в реальности этические нормы в различных странах Востока могут быть основаны как на приоритете традиционной социальной иерархии, так и находиться ближе к западным стандартам с их акцентом на эгалитаризм и равенство возможностей.
По этой причине строительство неких «коллективных» или «многосторонних» систем безопасности, основанных на общем понимании принципов, лежащих в их основе, оказывается на Востоке гораздо более сложной задачей, нежели в Европе.
Следует учесть и то, что, в отличие от Европы, где кризисы, подобные украинскому, связаны с проблемным и неоднозначным наследием холодной войны и постбиполярного мироустройства,значительная часть конфликтов в Восточной Азии уходит корнями в более отдалённые исторические эпохи – колониальную и даже доколониальную. К их числу можно отнести территориальные споры в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, конфликты в связи с проблемами сепаратизма, религиозного и этнического экстремизма, особенно в связи с подъёмом национализма «нетитульных наций» и обострением межконфессиональных противоречий, а также конфликты, связанные с так называемыми «историческими обидами», какие можно наблюдать во взаимоотношениях между Японией, Китая и государств Корейского полуострова. Такие конфликты, даже если они находятся в тлеющем состоянии, имеют склонность периодически выходить на поверхность по причине повышенной чувствительности к ним со стороны общественного сознания.
Нередко «исторические конфликты» насаждаются сверху из внутриполитических соображений. Используя травматическую память о событиях прошлого, связанную с допущенными в отношении собственных стран несправедливостями, в том числе и теми, которые имели место десятилетиями и даже столетиями ранее,руководство стран Восточной Азии добивается с помощью нарративов «исторических обид» консолидации населения своих стран вокруг действующей власти и обеспечения его лояльности. Формируя соответствующий внутриполитический фон, такие нарративы становятся существенным фактором конфронтационности в отношениях этих стран с государствами – источниками этих обид, приводя к серьёзным дипломатическим конфликтам.
Для внедрения исторических нарративов в общественное сознание используется широкий инструментарий образовательных, медийно-популяризаторских и политико-идеологических методов и средств, которыми располагает государство. Эта цель достигается с помощью образовательных практик в рамках системы школьного и вузовского образования, в частности, учебных программ и школьных учебников.Они воспроизводятся в средствах массовой информации, выступлениях общественных деятелей и лидеров общественного мнения, публикациях и комментариях представителей экспертно-академического сообщества, становясь мощным средством патриотического воспитания масс. Большую роль также играют мнемонические мемориалы и исторические музеи,призванные обеспечить «правильное» историческое просвещение их посетителей.
Например, в Китае дискурс вокруг «исторических обид» тесно связан со «столетием унижения» (1840–1949) и необходимостью возрождения величия страны, что в современной идеологии выражено в концепции «китайской мечты о великом возрождении китайской нации» – идее преодоления «исторической несправедливости» по отношению к Китаю, ответственность за которую несут как «великие державы» – государства Запада, так и соседи (и прежде всего Япония). Доминирующая в общественно-политическом дискурсе Республики Корея«теория колониальной эксплуатации» (однозначно негативная оценка периода японского колониального правления 1910–1945 годов) не позволяет провести полноценную нормализацию отношений с Японией, несмотря на принадлежность обоих стран к лагерю военно-политических союзников США и наличие общих угроз безопасности. Аналогично страны ЮВА не могут договориться с Китаем о «кодексе поведения» в Южно-Китайском море во многом по причине своего имеющего многовековые корни глубинного недоверия к азиатскому гиганту. Есть и «исторические обиды» в отношениях Китая и Республики Корея, в основе которых лежат различия в оценке субъектности Кореи как независимого государства в период синоцентричного мира.
Ещё один источник конфликтогенности в регионе – неурегулированность многих границ между странами Восточной и Юго-Восточной Азии (особенно морских). Территориальные проблемы Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей стали постоянным источником неутихающих конфликтов в отношениях между Китаем и Японией, Китаем и Вьетнамом, Китаем и Филиппинами и так далее. Эта конфликтность связана с наследием колониальной системы: колониальные державы устанавливали границы между своими заморскими территориями достаточно произвольно, без учёта исторических, географических, популяционно-демографических, экономических и иных факторов – главным критерием были их договорённости между собой.К тому же закреплённого вестфальской системой понятия «государственных границ» в Восточной Азии не существовало –в рамках синоцентричной вассально-даннической системы его просто не требовалось. Свою роль играет и то, что Сан-Францисский мирный договор 1951 года, не указав чёткие географические координаты территорий, от которых отказалась Япония по итогам Второй мировой войны, и не обозначив страны, в пользу которых был сделан этот отказ, по сути, закрепил неурегулированность границ между Японией и её странами-соседями (Китаем, Республикой Корея и СССР) и заложил бомбу замедленного действия под всю региональную систему международных отношений. Положение здесь коренным образом отличается от Европы, где в результате послевоенного урегулирования и заключения Хельсинкского заключительного акта, провозгласившего незыблемость границ на континенте, отсутствуют какие-либо территориальные конфликты, связанные с итогами Второй мировой войны.
При отсутствии общих подходов к границам не до конца приемлемой, а потому фактически нереализуемой является идея запуска в Восточной Азии некоего регионального Хельсинкского процесса, который бы закрепил принцип нерушимости границ и недопустимости войн из-за территорий. Это создаёт дополнительные проблемы для безопасности стран региона, вынужденных считаться с реальными возможностями изменения статус-кво путём военной силы.
Следует учесть и то обстоятельство, что государства Восточной Азии, будучи продуктом национального освобождения от колониальной или полуколониальной зависимости от Запада, ценят свою независимость и национальный суверенитет в гораздо большей степени, нежели европейские страны, которые зачастую спокойно передают часть своих прерогатив, в том числе касающихся вопросов внешней политики и безопасности,на надгосударственный уровень, как в случае с ЕС или НАТО.
В восточноазиатских странах принятие внешних обязательств в области военной безопасности и передача части суверенных прав внешним субъектам рассматривается как частичная утрата суверенитета, а значит и переход к зависимому состоянию.
При недостатке ценностного и особенно морально-этического обоснования для такого шага собственные национальные интересы на национально-психологическом уровне на этом фоне имеют явный приоритет перед общерегиональными и межгосударственными.
Забыть о европейской обороне, думать о европейской безопасности
Тимофей Бордачёв
Уходящий 2019 год стал для Европы важным как в плане осмысления собственного непростого положения в мировых делах, так и в дискуссии о том, каким образом из этого положения выходить. По мнению программного директора клуба «Валдай» Тимофея Бордачёва, если Европейский союз сможет в своём внешнеполитическом мышлении перейти от философии конкуренции к философии сотрудничества и поощрения любых устремлений налаживать межгосударственные отношения на основе права, а не силы, то у Европы может появиться шанс. В том числе и на решение таких вопросов, как, например, безопасность на европейском географическом пространстве, которые пока выглядят как безнадёжные.
Мнения экспертов
На этом фоне ситуация в сфере международной безопасности, которая принципиально не изменилась здесь с периода холодной войны, коренным образом отличается от Европы. Это пресловутая система оси и спиц, для которой характерно наличие страны гегемона и его младших партнёров. Ослабление США и уменьшение военного присутствия – процесс, наблюдаемый на протяжении нескольких десятилетий, так и не привёл к созданию в Восточной Азии действенных механизмов обеспечения безопасности. Региональные форматы безопасности в афро-азиатском мире носят сугубо диалоговый характер и не предполагают решений обязывающего характера. В силу приверженности принципу незыблемости суверенитета страны Востока не хотят стеснять себя какими-либо ограничениями и лишаться пространства для манёвра. К тому же эффективность многосторонних мер в сфере безопасности оказывается непредсказуемой в силу волатильности и непредсказуемости перспектив развития международной ситуации, страха перед появлением новых «чёрных лебедей».
По мере нарастания процессов деглобализации и снижения управляемости глобальной международной системы усиливается тенденция к автономизации политики в сфере безопасности стран Восточной Азии. Одним из сильных мотиваторов движения в этом направлении стала пандемия коронавируса. Государства вновь подтвердили свою особую роль в реагировании на кризисы и защите своего суверенитета, использовании чрезвычайных методов управления экономикой в периоды кризисов, при явном отказе от возможностей международного сотрудничества. Усиление «пандемийного национализма» подорвало авторитет институтов глобализации и международного порядка, которые опираются на принципы многосторонности в решении проблем безопасности.
Однако имеется в Восточной Азии и источник конфликтности, сходный с тем, что существует в Европе. В Восточной Азии речь идёт о назревающем в течение нескольких десятилетий конфликте между Китаем и его странами-соседями, обеспокоенными ростом напористости в региональной политике Пекина, в первую очередь с объединёнными общими ценностями восточноазиатскими союзниками США, которые пытаются координировать усилия по «сдерживанию Китая». В Европе это конфликт между Россией с коллективным Западом. И там, и там две страны, противостоящие «демократическому лагерю», выступают за пересмотр установленных Западом «норм и правил», считая их несправедливыми. Обе они психологически испытывают схожий комплекс обиды на коллективный Запад: Китай за «сто лет унижения» и за доминирование Запада в институтах глобального управления, Россия – за отказ Запада считаться с её интересами после распада СССР и за расширение НАТО на Восток. Близость интересов России и Китая здесь касается не регионального, а общемирового порядка, и потому именно эти конфликты и порождаемые им международные кризисы можно связать в единое целое как проявление «антиревизионистской» конфликтности глобального уровня.
Дипломатия после институтов
Китай и кризис европейской системы безопасности
Иван Зуенко
Если бы не было активного сближения Москвы и Пекина все последние десятилетия, не появилось бы азиатской альтернативы европейским рынкам сбыта российской нефти и газа, то не случилось бы никакое «двадцать четвёртое февраля». Является ли Китай главным выгодополучателем из европейского кризиса? Развивается ли ситуация по китайскому плану? Об этом пишет Иван Зуенко, старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России, доцент кафедры востоковедения МГИМО МИД России.
Мнения экспертов
Данный текст отражает личное мнение автора, которое может не совпадать с позицией Клуба, если явно не указано иное.
Восточная Азия
Европа
Китай
конфликты
Распечатать
Опубликовать в блоге
Опубликовать в блоге
Ближний Восток и будущее полицентричного мира
20.02.2023
Клуб «Валдай» при поддержке Института востоковедения РАН проведёт XII Ближневосточную конференцию
16. 02.2023
Ближний Восток без гегемонии и универсальности
20.02.2023
Борьба с неравенством в повестке международных институтов
16.02.2023
Китайский трансфер: от мягкой культурной силы к дискурсивной
15.02.2023
Зачем Зеленскому нужна долгая война с Россией?
13.02.2023
Архипелаг Юго-Восточной Азии — WCS.org
Архипелаг Юго-Восточной Азии занимает третье место по площади тропических лесов, включает в себя три страны мира с огромным разнообразием (Индонезию, Малайзию и Филиппины) и большую часть Кораллового треугольника, глобального центра морского биоразнообразия. Для многих таксономических групп более половины видов, встречающихся в регионе, являются эндемиками. В состав региона входят второй, третий и шестой по величине острова в мире (Новая Гвинея, Борнео и Суматра соответственно).
Challenges
На архипелаге Юго-Восточной Азии темпы вырубки лесов выше, чем где-либо еще на Земле. Леса региона находятся под угрозой из-за преобразования земель в сельскохозяйственные или другие виды землепользования (например, плантаций масличной пальмы), вырубки леса (как законной, так и незаконной) и последствий изменения климата. Дикой природе угрожает потеря среды обитания, браконьерство и незаконная торговля дикими животными. Морские экосистемы деградируют из-за незаконных и неустойчивых методов рыболовства, изменения климата, которое способствует обесцвечиванию кораллов, и вырубки тропических лесов, что вызывает эрозию почвы и влияет на качество воды. Ежегодные пожары в регионе, связанные с вырубкой лесов для нужд сельского хозяйства и усугубляемые климатическими явлениями, такими как Эль-Ниньо, Южное колебание, вызывают значительное загрязнение воздуха в регионе, что оказывает серьезное негативное воздействие на здоровье человека и приводит к миллиардному экономическому ущербу Индонезия, Малайзия и Сингапур.
Фото: Билл Мэн © WCS
Наша цель
Поддерживать репрезентативные экосистемы этого глобально незаменимого биоразнообразия, уделяя особое внимание как морским, так и наземным системам, сохраняя при этом некоторые из последних оставшихся популяций самого знакового биоразнообразия Юго-Восточной Азии — носорогов, тигров, слонов, орангутанов, уникальных эндемичных видов Wallacea ( anoas, babirusas и maleos) и скатов манта.
Как мы туда доберемся?
Для этого мы используем несколько основных стратегий:
- Сохранение харизматической мегафауны, находящейся под угрозой исчезновения (суматранские носороги, тигры, орангутаны, слоны): WCS работает на Суматре и Борнео, чтобы помочь улучшить управление охраняемыми территориями и правоохранительные органы, смягчить конфликт между человеком и дикой природой, а также провести тщательный мониторинг и исследовать.
- Борьба с незаконной торговлей дикими животными с помощью отдела по борьбе с преступлениями против дикой природы, инновационного партнерства между Индонезией и гражданским обществом, которое несет ответственность за большинство арестов и осуждений незаконных торговцев в Индонезии.
- Охрана морских ресурсов Кораллового треугольника путем создания сетей охраняемых территорий, пользующихся поддержкой местных сообществ.
- Устранение причин обезлесения и чрезмерной эксплуатации рыбных ресурсов путем консультирования правительств по улучшению политики и работы с частным сектором над способами смягчения их воздействия как на наземные, так и на морские экосистемы.
- Воспитание следующего поколения лидеров охраны природы путем поддержки гражданского общества, привлечения средств массовой информации, а также обучения и поддержки в рамках исследовательских программ.
Почему WCS?
Фото: © Ретт Батлер/Mongabay.com
Что поставлено на карту?
Экосистема Лейзер на индонезийском острове Суматра — последнее место на Земле, где сосуществуют носороги, тигры, слоны и орангутаны. Оффшорный Коралловый треугольник является глобальным центром морского биоразнообразия, в котором обитает 75% мировых видов кораллов, 40% всех видов рифовых рыб и шесть из семи видов черепах.
Эти морские ресурсы обеспечивают средства к существованию более 120 миллионов человек, принадлежащих к невероятному множеству местных культур. В регионе говорят более чем на 2000 языков. Читать далее:
WCS Индонезия
WCS Малайзия
Партнерство BBS по устойчивым сырьевым товарам
Дикая природа
Юго-Восточная Азия
Сеть Юго-Восточной Азии (ЮВА) была первой сетью, созданной в 1993 году при поддержке Шведского агентства по международному сотрудничеству в целях развития (Sida) на основе опыта стран Северной Европы. Начиная с 2010 года сеть СЭО поддерживается Многосторонним фондом при ЮНЕП, Программа содействия соблюдению (CAP). Это способствовало дальнейшему включению Сети СЭО в СПП ЮНЕП наряду с девятью другими региональными сетями.
В настоящее время в сеть ЮВА входят 11 стран, подпадающих под действие статьи 5: Бруней-Даруссалам, Камбоджа, Индонезия, Лаосская Народно-Демократическая Республика, Малайзия, Мьянма, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Восточный Тимор и Вьетнам. Две страны, не подпадающие под действие статьи 5, Австралия и Швеция, поддерживают Сеть.
Сеть СЭО расширяет возможности национальных специалистов по озону (НОО) по разработке и реализации политики, стратегий и программ поэтапного отказа/поэтапного отказа, соответствующих условиям в их странах. Сеть укрепила возможности и доверие НОО и, таким образом, выявила дополнительных заинтересованных сторон в соответствии с Кигалийской поправкой, укрепила сотрудничество с национальными заинтересованными сторонами и ускорила разработку политики и правил в странах-членах. Эта сеть способствует обмену опытом и обмену информацией и подходами между членами сети, партнерами из развитых стран, техническими экспертами, секретариатом по озону, секретариатом Многостороннего фонда, учреждениями-исполнителями и другими организациями и отдельными лицами, имеющими опыт работы с озоноразрушающими веществами ( поэтапный отказ от ОРВ и поэтапный отказ от гидрофторуглеродов (ГФУ) в соответствии с Кигалийской поправкой.
Страны сети ЮВА уже прекратили потребление хлорфторуглеродов (ХФУ) с 2010 года. Потребление гидрохлорфторуглеродов (ГХФУ) в сети ЮВА снижается по сравнению с уровнем замораживания в 2013 году. На основе потребления ГХФУ в 2021 году сеть ЮВА достигла сокращение на 64% по сравнению с базовым уровнем ГХФУ (средний уровень потребления в 2009-2010 гг.), что задолго до выполнения их юридических обязательств по Монреальскому протоколу. По состоянию на ноябрь 2022 г. шесть стран Сети ЮВА ратифицировали Кигалийскую поправку: Лаосская Народно-Демократическая Республика (2017 г.), Вьетнам (2019 г.), Малайзия (2020 г.), Камбоджа (2021 г.), Сингапур (2022 г.) и Филиппины (2022 г.).
С 2021 года по настоящее время для Сети СЭО были организованы следующие региональные/субрегиональные мероприятия. Справочная информация об этих и прошлых мероприятиях доступна на Портале встреч OzonAction.
2021
- Виртуальное совместное тематическое совещание сети Южной Азии и Юго-Восточной Азии по национальным стратегиям координации поэтапного отказа от ГХФУ и поэтапного отказа от ГФУ, 23 февраля 2021 г.
- Виртуальное совместное тематическое совещание сетей Южной Азии и Юго-Восточной Азии по вариантам политики поэтапного отказа от ГФУ, 28 апреля 2021 г.
- Виртуальный совместный тематический семинар сетей Южной и Юго-Восточной Азии по установлению системы квот на ГФУ в соответствии с Кигалийской поправкой, 17 июня 2021 г.
- Виртуальные объединенные сети Южной Азии, Юго-Восточной Азии и островных стран Тихоокеанского региона, посвященные региональному совещанию, посвященному Всемирному дню озона, 29 июня 2021 г.
- Виртуальные совместные тематические семинары Южной Азии и Юго-Восточной Азии по сбору и сверке данных, 22 июля 2021 г.
- Виртуальное совещание сети Юго-Восточной Азии национального специалиста по озону, 19 августа 2021 г.
- Виртуальное совместное тематическое совещание сетей Южной Азии и Юго-Восточной Азии по разработке и обеспечению соблюдения стандартов безопасного обращения с легковоспламеняющимися и токсичными альтернативами, 22 сентября 2021 г.
- Виртуальный ознакомительный семинар для национального специалиста по озону/сотрудников сетей Южной Азии, Юго-Восточной Азии и островных стран Тихоокеанского региона, 12 и 14 октября 2021 г.
- Виртуальный совместный тематический семинар сетей Южной Азии, Юго-Восточной Азии и островных стран Тихоокеанского региона по цифровизации системы лицензирования и квот, 20 октября 2021 г.
- Виртуальный совместный тематический семинар сетей Южной Азии, Юго-Восточной Азии и островных стран Тихоокеанского региона по усилению соблюдения законодательства о национальном Монреальском протоколе, 23 ноября 2021 г.
- Виртуальный совместный тематический семинар сетей Южной и Юго-Восточной Азии по интеграции ВСП в системы ТПОП и развитию систем сертификации RAC, 8 декабря 2021 г.
2022
- Виртуальный совместный тематический семинар сетей Южной Азии и Юго-Восточной Азии по азиатско-тихоокеанскому региональному конкурсу Ozone2Climate Art, 10 февраля 2022 г.
- Виртуальный совместный тематический семинар сетей Южной Азии, Юго-Восточной Азии и островных стран Тихоокеанского региона по внедрению руководства по ТПО и усилению регулирования управления RSS — особенно RPL, 17 марта 2022 г.
- Виртуальное совместное совещание сетей национальных специалистов по озону Южной Азии, Юго-Восточной Азии и тихоокеанских островных стран, 27 апреля 2022 г.
- Виртуальное тематическое совещание по принятию и внедрению Согласованной тарифной номенклатуры АСЕАН 2022 г. (AHTN2022) для ГФУ, 10 мая 2022 г.
- Совместное совещание сетей национальных специалистов по озону Южной Азии, Юго-Восточной Азии и тихоокеанских островных стран, 17–19 июля 2022 г., Бангкок, Таиланд
- Совместное сетевое совещание сетей национальных специалистов по озону Южной Азии и Юго-Восточной Азии и обучение новых сотрудников НОО, 3–7 октября 2022 г., Чиангмай, Таиланд.
Усиление контроля за торговлей ОРВ:
- Добровольное предоставление и обмен информационными листками об официальных импортерах/экспортерах через iPIC при содействии ЮНЕП OzonAction. Обмен информацией о годовой торговле ОРВ привел к двустороннему сотрудничеству для устранения различий в данных между странами-импортерами и странами-экспортерами.
- Сеть SEA усилила контроль над торговлей ОРВ/ГФУ за счет оцифровки системы лицензирования и квотирования ОРВ/ГФУ, т. е. разработки автономной электронной системы лицензирования и квот или разработки модуля ОРВ/ГФУ в рамках Национальной системы «единого окна», которая взаимодействует с таможенной службой. Система автоматизации. Цифровизация улучшила не только применение, утверждение и выдачу квот и разрешений/лицензий на торговлю контролируемыми веществами, но также укрепила отслеживание и мониторинг данных о торговле через базу данных в режиме реального времени. Это также свело к минимуму различия в данных между источниками, что облегчает сверку данных перед представлением данных и делает страны готовыми к контролю над торговлей ГФУ в соответствии с Кигалийской поправкой.
- Сеть SEA изучает «комплексные подходы», которые используют существующие механизмы в стране, особенно таможенные органы, для дальнейшего усиления контроля за соблюдением системы лицензирования при минимизации рабочей нагрузки на сотрудников, такой как профилирование рисков, пост-таможенный аудит, проверка рынка и т. д. Интегрированный подходы будут дополнять обучение сотрудников таможни и правоохранительных органов и расширять сферу правоприменения за пределы таможенного поста.
- Установление специального кода Гармонизированной системы (ГС) для ГФУ и смесей для облегчения эффективного мониторинга данных и отчетности по ГФУ: 10 стран ЮВА являются членами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), которая приняла региональный код ГС, известный как «АСЕАН Гармонизированная тарифная номенклатура (АГТН)». ЮНЕП «ОзонЭкшн» тесно сотрудничала со странами сети ЮВА, чтобы присвоить национальные цифры для указания кода ГС для ГФУ и смесей в рамках AHTN22, чтобы облегчить странам ЮВА точное отслеживание и мониторинг фактического импорта ГФУ.
- Обучение импортеров и таможенных брокеров: Сеть SEA признала важность обучения импортеров и таможенных брокеров, чтобы они знали о последствиях неправильного декларирования и наращивали свой потенциал для точного указания описания кода ТН ВЭД и страны происхождения в процессе таможенного оформления. Эта инициатива позволит решить проблему неправильного/неполного декларирования поставок ОРВ/ГФУ, что подрывает эффективный мониторинг и согласование данных.
Управление холодильным оборудованием и кондиционированием воздуха (RAC) Обслуживание Раздел r: Стороны, действующие в рамках статьи 5 Монреальского протокола, прилагают усилия для обеспечения поэтапного отказа от ГХФУ и, в свете Кигалийской поправки, внедрения альтернативных хладагентов с более низким ПГП, безопасного поддержания и повышения энергоэффективности посредством:
- Варианты политики для эффективного регулирования сектора неформального обслуживания RAC – страны сети SEA работали с национальными заинтересованными сторонами над изучением существующих законодательных рамок/нормативных актов для эффективного управления сектором неформального обслуживания RAC, например, требуя, чтобы мастерские RAC нанимали сертифицированных технических специалистов RAC в качестве предварительного условия для регистрировать/продлевать бизнес-лицензии и требовать, чтобы мастерские RAC были оснащены инструментами/оборудованием, необходимыми для надлежащей практики обслуживания и т. д.
- Поддержание потенциала технических специалистов RAC в области надлежащей практики обслуживания для обеспечения их компетентности в области сокращения использования и выбросов ГХФУ, повышения/поддержания энергоэффективности и безопасного использования альтернативных хладагентов с низким ПГП во время установки и обслуживания оборудования RAC с использованием следующих подходов:
- Институционализация передовой практики обслуживания в национальной учебной программе и программах сертификации технического и профессионального образования и обучения (ТПОП) и разработка признанного предварительного обучения (ППО), чтобы квалифицированные и опытные технические специалисты RAC могли быть признаны в рамках системы ТПОП.
- Для стран, где ТПОП не предлагает курсы RAC, продолжение обучения передовым методам обслуживания и содействие разработке всесторонней программы обучения и сертификации на основе компетенций.
- Приложение и база данных сертифицированных технических специалистов RAC – некоторые страны сети SEA продвигают управление неформальным сектором обслуживания RAC с помощью подхода цифровизации. Регистрация для участия в программе обучения и сертификации может быть завершена в режиме онлайн, чтобы привлечь к программе больше участников. Это позволило властям иметь всеобъемлющую базу данных соискателей, стажеров и сертифицированных технических специалистов, которая также может быть доступна для общего пользования.
Первоначальные обязательства в соответствии с Кигалийской поправкой своевременная отчетность о потреблении ГФУ за базовый год и своевременное создание системы лицензирования ГФУ в соответствии со статьей 4В, параграф 2bis Монреальского протокола.
Сотрудничество Юг-Юг : Сеть ЮВА имеет очень хорошие инициативы по сотрудничеству Юг-Юг. Благодаря тесному сотрудничеству с национальными органами по озону (НОО)/странами, имеющими опыт решения конкретных вопросов, ЮНЕП успешно содействовала нескольким видам сотрудничества Юг-Юг для обмена практическим опытом и извлеченными уроками в следующих областях:
- Наращивание потенциала НОО и национальных заинтересованных сторон в реализации Монреальского протокола;
- Надлежащая практика, таможенное и правоприменительное обучение;
- Разработка национальной учебной программы и системы сертификации;
- Разработка системы электронного лицензирования для контроля импорта и экспорта ОРВ.
Одним из самых больших достижений Сети стало доверие, которое возникло между офицерами по озону благодаря тесному взаимодействию во время встреч сети и сотрудничества Юг-Юг. Во время COVID-19пандемии не было физического сотрудничества Юг-Юг. Сотрудничество возобновится более полно в 2023 году, когда в регионе будут сняты ограничения на поездки.
Учет гендерной проблематики : Сеть СЭО включила учет гендерной проблематики в реализацию Монреальского протокола, например, сбор гендерных данных, повышение осведомленности о гендерных проблемах и деятельность по продвижению гендерной проблематики, и поставила продвижение гендерной проблематики в качестве одной из целей своей деятельности, где это возможно. Пункты повестки дня, посвященные учету гендерной проблематики, были включены в сетевое совещание СЭО как в виртуальном, так и в очном формате. Специальные сессии по гендерным вопросам также будут включены в запланированные на 2023 год сетевые встречи.
ОзонЭкшн ЮНЕП через CAP в настоящее время поддерживает сеть SEA для поэтапного отказа от потребления ГХФУ и ратификации Кигалийской поправки, а также для замораживания ГФУ к 1 января 2024 года с учетом следующих возникающих проблем:
- Более высокое потребление ГФУ после пандемии COVID-19 : Во время пандемии в определенной степени пострадала экономика стран Юго-Восточной Азии, что привело к сокращению потребления ГФУ в 2020, 2021 и частично 2022 годах. в связи с ослаблением пандемии и возобновлением бизнеса потребление ГФУ потенциально увеличивается, и поэтому важно внимательно следить за его ростом, чтобы обеспечить выполнение странами ЮВА обязательств по замораживанию в 2024 году при сохранении экономического роста.
- Лицензирование и квоты на ГФУ более сложны, чем контроль ГХФУ l: Управление системой лицензирования и квот на ГФУ будет более сложным, поскольку странам потребуется управлять несколькими ГФУ и смесями, которые имеют разные значения ПГП при соблюдении национального предела в тонн эквивалента СО2. Странам необходимо решить этот вопрос в консультации с национальными заинтересованными сторонами.
- Обеспечение соблюдения системы лицензирования ОРВ/ГФУ : После ратификации Кигалийской поправки будет контролироваться больше веществ, что может стать проблемой для стран Сети ЮВА. Более того, учитывая пористую сухопутную границу в сети, будет больше проблем с предотвращением несанкционированной торговли ГФУ в дополнение к ОРВ. Следовательно, требуется укрепление установленных механизмов для эффективного управления дополнительными веществами.
- Возобновить взаимодействие с предыдущими заинтересованными сторонами и наладить сотрудничество с новыми : В соответствии с Кигалийской поправкой необходимо повторно привлечь заинтересованные стороны в области мобильного кондиционирования воздуха (MAC), которые участвовали во время поэтапного отказа от ХФУ. Кроме того, необходимо наладить сотрудничество с вновь выявленными заинтересованными сторонами, чего никогда не было во время поэтапного отказа от ГХФУ.
- Параллельные обязательства по поэтапному отказу от ГХФУ и ГФУ : С 1 января 2024 года все страны Сети ЮВА должны будут выполнять обязательства как по поэтапному отказу от ГХФУ, так и по поэтапному отказу от ГФУ. Учитывая, что некоторые секторы являются сквозными, для стран крайне важно определить стратегию эффективного управления дополнительными обязанностями по поэтапному отказу от ГФУ в сочетании с поэтапным отказом от ГХФУ.
- Управление сектором обслуживания RAC : Как и в большинстве развивающихся стран, большинство технических специалистов в регионе не получают надлежащей профессиональной подготовки, за исключением обучения на рабочем месте. Некоторые специалисты до сих пор не имеют надлежащих навыков для установки и ремонта кондиционеров. Существует настоятельная необходимость интегрировать компоненты передовой практики в основанную на компетентности сертификацию для техников по обслуживанию, особенно когда будут введены альтернативы с более низким ПГП.
- QPS и не-QPS : Некоторые страны Юго-Восточной Азии все еще используют бромистый метил (MBr) для карантинной обработки и обработки перед отправкой (QPS). Хотя использование MBr для приложений QPS в настоящее время не подпадает под действие Монреальского протокола, странам необходима поддержка, чтобы предотвратить риск переключения QPS на приложения, не относящиеся к QPS, что запрещено с 2015 года.
Для решения проблем ЮНЕП OzonAction использует несколько подходов к предоставлению своих услуг странам. Ниже приведены будущие цели сети СЭО:
- Поддержка ратификации и выполнение первоначальных обязательств по Кигалийской поправке : UNEP CAP будет продолжать оказывать техническую и политическую поддержку странам для содействия ратификации и реализации Кигалийской поправки. Страны, ратифицировавшие Кигалийскую поправку, получат поддержку UNEP CAP для выполнения своих первоначальных обязательств в соответствии с Поправкой.
- Параллельные обязательства по поэтапному отказу от ГХФУ и поэтапному отказу от ГФУ : UNEP CAP будет поддерживать Сеть СЭО для определения стратегии эффективного управления новыми обязанностями по поэтапному отказу от ГФУ в сочетании с поэтапным отказом от ГХФУ, например, определение вариантов политики для стран для решения проблемы роста ГФУ, сохраняя при этом следующую цель по сокращению ГХФУ по достижению сокращения на 67,5% по сравнению с базовым уровнем к 1 января 2025 года9.0020
- Обеспечение соблюдения системы лицензирования ОРВ/ГФУ : UNEP CAP будет продолжать предоставлять необходимые рекомендации и поддержку по эффективному обеспечению соблюдения системы лицензирования, законодательства и правил посредством следующего:
- Внедрение комплексных подходов для укрепления сотрудничества с таможенными органами в дополнение к обучению сотрудников таможни и правоохранительных органов, т. е. профилирование рисков, пост-таможенный аудит, специальный код ГС для ГФУ и т. д.
- Усиление мониторинга, отчетности, проверки и правоприменения (MRVE) путем поощрения регулярной сверки данных об импорте/экспорте между различными источниками данных, такими как НОО, лицензирующие органы, таможня и импортеры и т. д., для проверки потребления ГХФУ/ГФУ для отчетности в Многосторонний фонд Секретариат и Секретариат по озону.
- Предоставление технической поддержки при разработке автономной электронной системы лицензирования и квот или модуля ОРВ/ГФУ в рамках национального «единого окна».
- Наращивание потенциала НОЦ/таможенных органов в проведении обучения импортеров и таможенных брокеров.
- В сотрудничестве с Юридическим отделом, оказание поддержки странам в создании правовой базы для судебного преследования правонарушителей.
- Создание системы квот на ГФУ : UNEP CAP будет продолжать оказывать поддержку Сети SEA для настройки системы квот на ГФУ, подходящей для условий страны, принимая во внимание меры контроля в тоннах эквивалента CO2, а также привязку назначенных Квота ГФУ при существующей системе лицензирования.
- Управление сектором обслуживания : UNEP CAP продолжит оказывать поддержку странам сети SEA в официальном оформлении секторов обслуживания RAC и MAC посредством их существующей инфраструктуры и механизмов, созданных в странах. К ним относятся:
- Изучение регулирующих механизмов, таких как требование, чтобы технические специалисты были компетентны, прежде чем разрешить им выполнять работу в сервисных мастерских, и требование, чтобы они были оснащены хорошими сервисными инструментами/оборудованием для деловых операций.
- Интеграция передовой практики обслуживания в ТПО и внедрение RPL, чтобы квалифицированные и опытные технические специалисты RAC могли быть признаны в системе ТПО.
- Наращивание потенциала инструкторов для обеспечения передовой практики обслуживания и экспертов для проведения оценки на основе компетенций.
- База данных инвентаризации крупных устройств RAC для эффективного управления утечками хладагента.