Наскальные рисунки алтай: Наскальные рисунки Алтая

Содержание

Наскальные рисунки Алтая

  •   Главная
  • Всё о Горном Алтае
  • Наскальные рисунки Алтая

Наскальные рисунки Алтая

Археологические памятники встречаются на Алтае повсеместно, это и курганы, где при раскопках находят множество предметов быта и деятельности древних людей, и пещеры, служившие когда-то жильем для человека. К отдельной группе можно отнести петроглифы — выбитые на скалах, камнях и других твердых поверхностях рисунки, возраст которых может достигать более тысячи лет.

«Послания», оставленные далекими предками и сохранившиеся до наших времен несут в себе массу информации, при этом эта информация понятна не только специалистам, может быть поэтому знакомство с «писанными» («бичикту») скалами вызывает такой интерес у обычных туристов.

Местность Алтая в древности была пристанищем кочевников, основным занятием которых была охота, на большинстве рисунков мы видим диких животных (косуль, например).

Для нанесения рисунков требовалось время, люди могли делать их во время длительных стоянок, поэтому четко прослеживается «притяжение» больших групп петроглифов к источникам питьевой воды — рекам, озерам, большим ручьям.

Встретить наскальные рисунки можно практически везде, даже просто прогуливаясь вдоль реки вы можете наткнуться на камень с изображением оленей или сцены охоты. Особенно много таких камней и небольших скал в долинах Катуни и Чуи.

Где чаще всего встречаются наскальные рисунки? Обозначим несколько наиболее интересных мест, которые можно посетить как в рамках экскурсии, так и самостоятельно.

Калбак-Таш, Чуйский тракт, Онгудайский район, ближайший населенный пункт — село Иодро (7 км)

Один из самых крупных комплексов петроглифов (более 8000 изображений) интересный не только их разнообразием, но и разным временем нанесения.

Турочакская писаница, ближайший населенный пункт — село Турочак (5 км), левый берег реки Бия

Здесь находится более десяти изображений, выполненных в цвете, что довольно редко для Алтая, размер одного из рисунков — более 2 метров.

Урочище Сетерлю, Онгудайский район, долина реки Каракол, ближайшие населенный пункт- село Боочи.

Скала, на которую нанесены рисунки, имеет отвесную форму с выступом внизу, это дает возможность предположить, что она использовалась как святилище, специалисты относят этот памятник к пазырыкской эпохе (1 тыс. лет до н.э.)

Рисунки Кара-Ойука, река Чаган (долина Чуи)

Здесь находится более 1200 композиций петроглифов и помимо исторического интереса туристов привлекает сюда природа алтайских высокогорий.

Бельтиртуюк, Чемальский район

Водопад Бельтиртуюк («конечная точка») — место «притяжения» археологических памятников, здесь расположены несколько древних стоянок, погребальные комплексы и, конечно, петроглифы. Они нанесены мелкой точкой, часть датируется каменным веком.

Скалы Джурамала, река Карагем, Усть-Коксинский район

Скалы Джурамала («нарисованный скот») — две гладкие плиты, на которых хорошо видны рисунки животных.

Бертекская писаница, плато Укок, урочище Кызылтас, река Акалаха

Более 100 фрагментов изображений животных и людей, сцен охоты, выполнены в технике «точечной выбивки».

Ханы Алтая

В далекие времена правили на Алтае богатые ханы, было их множество и враждовали они друг с другом, пытаясь удержать свои земли и завоевать новые. Долг

Алтайский государственный природный заповедник

В Горном Алтае около десятка заповедников и национальных парков и это не случайно. Это и известный всему миру природный парк «Зона покоя Укок», и мало

Алтайские легенды: Телецкое озеро

«Алтын-Кёль» — «золотое озеро», так называют самое крупное на Алтае и одно из крупнейших озер России местные жители. Современное название, Телецкое, и

Ущелье Арья-Ярык или Сухой водопад

Когда говорят «каньон», то большинство сразу представляет себе горные массивы Кордильер в США. Но, уверяем вас, чтобы увидеть настоящий каньон, не обя

Как организовать поездку на Алтай

Планируя поездку на Алтай прежде всего нужно понимать, а чего, собственно, вы от этой поездки ожидаете? Масса турагентств предлагают свои услуги по о

Горный Алтай: куда поехать на машине

Алтай всегда манил людей своей загадочной красотой, живописной природой. В этой статье мы разберем наиболее популярные маршруты для автомобильного пут

Достопримечательности Горно-Алтайска

Горно-Алтайск — уютный городок в небольшой долине по берегам рек Майма и Улалушка, окруженный невысокими горами. История города ведет свой отсчет с

Выходные на Алтае из Новосибирска

Устав от суеты большого города, мы порой хотим вырваться из него хотя бы на время чтобы отдохнуть и набраться сил для дальнейшего «бега по кругу». Нов

Зубровый питомник на Алтае

Понаблюдать за самыми большими животными, обитающими в Сибири, можно в Зубровом питомнике на Алтае. В 1982 году из Московского заповедника сюда были з

Соленые озера Алтайского края

Любое озеро в летний период времени будет привлекать к себе любителей отдохнуть и покупаться. Алтай, где расположено более 7000 озер, вызывает особый

Майма в Республике Алтай

Майма — отличное место, если хотите получить максимум от поездки на Алтай. Рядом и цивилизация — крупный Горно-Алтайск со всеми его развлечениями, дос

Легенды и сказания о Горном Алтае

«Однажды Бог решил создать на земле Золотой Край — обитель мира и счастья. Он призвал Оленя, Сокола и Кедр и приказал каждому искать для себя лучшее м

Поделиться:

Наверх

Петроглифы Алтая — Наскальные рисунки Горного Алтая

Содержание

  1. Петроглифы долины Елангаш
  2. Петроглифы Калбак-Таш
  3. Турочакская писаница
  4. Святилище Сетерлю

Более двух веков ведется изучение наскальной живописи Горного Алтая, но ни один ученый не может назвать точное количество уже обнаруженных петроглифов. Исследования продолжаются. Ясно одно – рисунки, выполненные древними художниками, хранят бесценную информацию о жизни древних народов Центральной Азии.

Петроглифы долины Елангаш

Более 30 тысяч петроглифов, выполненных древними художниками на отдельных камнях и скалах, можно увидеть в долине Елангаш. В древности тут проходили популярные торговые маршруты. Ученые считают, что места скоплений наскальной живописи появились на местах пересечения дорог.

Археологическая находка была сделана в конце девятнадцатого века. Первым петроглифы обнаружил исследователь М. А. Брещинский. Серьезное изучение живописи долины Елангаш советскими археологами и краеведами началось в сороковые годы двадцатого века. Позже Алтайским отрядом ИИФФ СО АН СССР была проведена масштабная работа, результатом которой стали несколько монографий с 30 тысячами скопированных рисунков. Однако до сих пор зафиксированы не все петроглифы, общей карты пока тоже нет.

На скалах и камнях в долине можно увидеть рисунки вымерших животных – мамонтов и саблезубых тигров. Часто встречаются изображения лошадей, быков, оленей, волков, верблюдов и козлов. Художники передали нам знания и о своих соплеменниках – перед глазами туристов предстают картины всадников на конях.

Петроглифы Калбак-Таш

В 723 километров от Чуйского тракта находится еще одно место скопления древних рисунков. На плоских скалах правого берега реки Чуя находится большое скопление петроглифов, самым древним из которых около шести тысяч лет. Художники эпохи неолита изображали крупных зверей – оленей, козлов и верблюдов. Позже появились изображения мужчин и женщин, колесниц и телег, фантастических хищников. В VIII-III веках до нашей эры изображали сцены охоты на оленей.

Открыта наскальная живопись у реки Чуя была в 1912 году. Художники Д.И. Кузнецов и Г.И. Гуркин выполнили первые зарисовки. Подробное изучение рисунков, как и в случае с петроглифами долины Елангаш, началось только во второй половине двадцатого века.

До этого ученые не придавали должного значения изучению рисунков урочища Калбак-Таш – описания его были скудными. Исследователи не могли даже представить, что обнаружат более трех тысяч рисунков. Особый интерес представляют изображения фантастических зверей и загадочных объектов, которые кажутся некоторым туристам похожими на космические корабли.

Турочакская писаница

На берегу реки Бия в 1975 исследователь Б. X. Кадиков обнаружил десять уникальных рисунков. Они выделяются из всех изображений Горного Алтая способом нанесения – картины выполнены минеральной краской. Размеры животных поражают. Высота одного из зверей – более двух метров. Детально изучить находку не получилось сразу из-за бурного течения реки. Однако исследователь сделал несколько фотографий.

Ученые вернулись зимой, когда можно было добраться до рисунков по льду. Во время обследования удалось обнаружить два неизвестных ранее скопления петроглифов. Лучше всего сохранилась верхняя часть композиций. Нижняя стала под воздействием негативных факторов светло-оранжевого цвета, сильные потеки испортили изображение. Исследователи провели калькировку рисунков, зарисовали их и сфотографировали.

Через десять лет недалеко от села Турочак Е. П. Маточкиным найдено еще одно место, где можно увидеть древнюю живопись. Чаще всего на скалах в этом районе встречаются изображения лосей. Сначала художники древности обозначали контур фигуры, потом заливали его или делали полную выбивку.

Характерные признаки Турочакской писаницы – непропорционально большие головы у животных и перпендикулярные полосы на их туловище.

Святилище Сетерлю

На отвесной скале в Каракольской долине найдено природное святилище Сетерлю с уникальной древней живописью. Его название происходит от слова «сэтэр», что в переводе с монгольского значит «лента». Речь идет о специальной ленте, которую использовали во время ритуалов – привязывали к гриве лошадей.

Предполагают, что рисунки были нанесены в первом тысячелетии до нашей эры. Все скопление петроглифов сосредоточено в одном месте – скала прошла специальную подготовку перед нанесением рисунка. Ученые считают, что перед работой древние художники заровняли ее, в некоторых местах видны следы жирового покрытия.

В основном изображены животные: козлы, бараны, собаки. Больше всего изображений оленей. Иногда встречаются фигуры людей.

Две особенности выделяют обнаруженные здесь рисунки:

  • Головы изображенных направлены вправо;
  • Все звери располагаются друг за другом в три длинных ряда.

Коренное население Алтая считает гору священной издревле. В древности тут проходили курганные захоронения, которые можно сегодня обнаружить по специальным родовым камням.

Важный вопрос, который предстоит решить в ближайшее время, – сохранение наскальной живописи Горного Алтая. Состояние многих рисунков оставляет желать лучшего, а от воздействия неблагоприятных факторов они продолжают разрушаться.

Как вам статья?

Высокий Алтай — Центральная Азия — Петроглифы — Доисторические наскальные рисунки — Фотографии Альбиса

— Каталог (в наличии)
— Back-Catalog
— Почтовый заказ
— Онлайн заказ
— Звуки
— Инструменты
— Проекты
— History Face
— десять лет 87-97
— Обзор Face
— наши друзья
— Albis Face
— Albis — Фото
— Albis Work
— Ссылки

— Главная

— Контакт

 
— Профиль YouTube
— Сеть Овертона

P&C Декабрь 1998 г.
— Face Music / Albi

— последнее обновление 03-2016

  • Горы / Природа
  • Растения
  • Юртэ — Гер — Тшум — Беседка
  • Орнаменты тюрко-монгольского племени
    (ковры, ткани, керамика, сумки, инструменты и т. д.)
  • Доисторические наскальные рисунки — петроглифы

Текст на немецком языке

На Высоком Алтае имеются многочисленные петроглифы (доисторические наскальные рисунки). Примеры, как показано на плане ниже, можно найти в Русском Алтае, в Чуйской степи — Калбак-Таш (сегодня частично автономная Республика Алтай) и в Монгольском Алтае в Аймарке Баян Ольгии.

На основании результатов исследований в настоящее время предполагается существование двух объяснительных теорий: Индоиранская теория утверждает, что эти наскальные рисунки служили иллюстрацией к древним текстам. Но есть, правда, и шаманская интерпретация, и здесь петроглифы считаются выражением древних религий и обрядов. Были сделаны четкие интерпретации отдельных форм, таких как животные, оружие, люди, повозки и т. д.

Петроглифы доисторического времени тщательно вырезаны в каньонах у подножия священных пиков Алтайского хребта в Западной Монголии (наскальная живопись). Рисунки были найдены вырезанными и нарисованными как на скалах, так и на скалах. Мотивы: животные, сцены охоты и колесницы. медитации и ритуальные сцены тенгеризма (шаманизма) древнего народа. На них изображен древний мир, в котором доминируют олени, медведи, охотники, волки и живность. Гравюры имеют размеры от крошечной овцы архара в два сантиметра до лошади в натуральную величину в полете. Изображения часто вырезаются через окисленную породу.

Использование цветов разных слоев скалы, чтобы резные фигурки выделялись на фоне окружающей среды. Петроглифы в Баян Ольгии в Западной Монголии включают изображение оленя, на которого напали волки, сцены охоты и множество диких животных. Другие изображают более домашние сцены яков, тащащих повозки, колеса и лошадей, сплющенных боком, как иероглифы, и двухмерных пастухов верхом на лошадях.

— см. дополнительную информацию о: Петроглифы и мотивы раннего шаманизма
— см. дополнительную информацию о древнем искусстве Монголии — История монгольского традиционного искусства и произведений искусства

Русский Высокий Алтай — старые петроглифы

Монгольский Высокий Алтай — петроглифы
эпохи неолита (эпоха неолита) с 4000 по 1700 г. до н.э.
и из бронзового века с 1700 по 800 г. до н.э.

Русский и Монгольский Высокий Алтай —
петроглифы скифской эпохи с 800 по 700 г. до н.э.

Монгольский Высокий Алтай —
петроглифов животных (парное изображение)

Русский и Монгольский Высокий Алтай —
петроглифы в священных изображениях животных

Русский Высокий Алтай —
Граффити гунно-сарматского периода — 200 г. до н.э. — 700 г. н.э.

Русский Высокий Алтай —
Граффити из полевых этнографических исследований
— Древнетюркский период — 300-400 гг. н.э.

Монгольский Высокий Алтай —
Граффити из полевых этнографических исследований

В Европе

30 000 лет до нашей эры

Натуралистическое искусство, в котором животные должны быть представлены в их анатомических формах и движениях как можно более естественно; он встречается на инструментах и ​​стенах в резном, а также живописном изображении. Он тесно связан с магическими обрядами для удачной охоты.

Период палеолита

Цель — выживание: Охота на крупную дичь с помощью ловушек, а именно с помощью каменных орудий, деревянных копий, лука и стрел. Сбор фруктов, ягод, кореньев, травы и дикой кукурузы. Живут нуклеарными семьями, в лагерях, под уступами скал, в пещерах. Кочевничество.

9000 лет до Рождества Христова

Искусство в натуралистической традиции, но всегда с целью упростить формы, абстрагировать их и избавиться от всего ненужного; но все же коренится в необходимости реалистического представления.

Период мезолита

Цель — выживание, связанное с охотой и сбором фруктов. Поселение происходит в естественных укрытиях или сезонных лагерях.

5000 лет до Рождества Христова

Символическое и абстрактное искусство, для которого характерна стилизация фигур. Человек и символ солнца являются основными объектами изображения. Сцены с символическим содержанием также приобретают повествовательную ценность. Искусство настенной росписи, наскальной живописи и граффити на орудиях из камня и костей.

Период неолита

Внедрение сельского хозяйства, следовательно, создание постоянных жилищ. Выращивание различных сортов кукурузы. Приручение некоторых видов животных. Изготовление и обжиг глиняных сосудов. Охота, чтобы обеспечить себе жизнь. Проживание в расширенных семьях.

2800 лет до Рождества Христова

Символическое искусство, схематическое в неолитической традиции. Сцены также с элементами повествования. Компенсация фигур в культовых сценах. Идеализированное представление. Развитие мегалитов.

Каменно-медный век (период аннеолита)

Рост земледелия и животноводства. Охота, чтобы обеспечить себе жизнь. Открытие металлов и их обработка. Торговля.

2000 лет до Рождества Христова

Схематическое и фигуративное искусство, направленное на возобновление изображения в реалистичных формах. Изобилие ритуальных фигур и символов. Заметно стремление к композиции и святые скалы монументальной ценности. Феномены мегалитов распространяются. Сцены также повествовательного характера, изображающие ситуации как религиозной, так и физической жизни.

Бронзовый век

Внедрение бронзы, отсюда рост ремесла, торговля сырьем и готовыми изделиями: инструментами, оружием, украшениями. Рост земледелия и скотоводства. Консолидация частной собственности. Строительство вагона. Охота. Сплошные поселения в деревнях и на столбах. Расширенные семьи.

1000 лет до Рождества Христова

Продолжение символического искусства в связи с фетишистским выражением. Рост правдиво повествовательного искусства в репрезентации древних человеческих практик, т.е. интеллектуальных, мануальных и религиозных практик. Упадок как следствие контакта этрусской и римской цивилизаций в Европе.

Железный век

Развитие торговли. Внедрение железа, отсюда и новый импульс ремеслу. Земледелие, скотоводство и охота в горных районах. Сплошные поселения с сельским хозяйством. Добыча полезных ископаемых и создание крупных торговых центров. Распространение средиземноморских культур в Европе.

Английский перевод Гермелинды Штайнер

Начало страницы

Алтайские наскальные изображения раскрывают суть древней кочевой культуры

Обновлено 2 декабря, 2020 — 00:38 Эшли Коуи

Исследователи из Сербии изучили коллекцию древних петроглифов, раскрывающих связь между средневековой кочевой культурой и животными. Коллектив исследователей из Горно-Алтайского государственного университета опубликовал новую статью в научном журнале Археология, этнография и антропология Евразии представляют свое исследование средневекового наскального искусства Алтая, расположенного вблизи знаменитых Пазырыкских курганов. Алтайские наскальные мастера, вырезая неглубокими линиями остроконечными орудиями, создавали изображения людей с различным оружием в руках в сценах охоты и даже древних жилищ.

Пазырыкские могильники — погребения скифского (сакского) железного века, расположенные в Улажонском районе Пазырыкской долины, в Горном Алтае Сибири, недалеко от границы с Китаем, Казахстаном и Монголией. Эти «курганные гробницы скифского типа», датируемые IV–III веками до н.э., представляют собой курганные курганы с внутренними деревянными камерами, перекрытыми большими валунными пирамидами. Именно в этих древних усыпальницах создавалось и оставлялось для понимания другими алтайское наскальное искусство.

Многие изображения, встречающиеся в наскальной живописи Алтая, связаны с оленеподобными животными. ( Горно-Алтайский государственный университет )

Алтайские наскальные рисунки изображают традиции древних животных

Самым известным нетронутым захоронением в Пазырыке, когда-либо обнаруженным, было знаменитое открытие 1993 года «Ледяной девы» или «Алтайской дамы». Она была похоронена с шестью лошадьми в церемониальном захоронении в деревянной камерной гробнице в пятом веке до нашей эры. На внешней стороне ее выдолбленного деревянного гроба, изготовленного из сибирской лиственницы, были стилизованные изображения оленей и снежных барсов. Новые наскальные изображения Алтая, хотя и более поздние, следуют этому традиционному почитанию животных.

Памятник впервые осмотрен кемеровским археологом А.С. Васютиным еще в 1980 году. Тогда было установлено, что петроглифы датируются ранним средневековьем (тюркская эпоха), а одно более древнее изображение колесницы относится к эпохе поздней бронзы (2-1 тыс. до н.э.). Но только сейчас, с новыми технологиями визуализации, исследователи смогли изучить древнее наскальное искусство Алтая в комплексе.

Это алтайское наскальное изображение потрясающе четкое. ( Горно-Алтайский государственный университет )

Специальная техника, используемая для фотографирования наскальных рисунков Алтая

Несмотря на то, что площадь, охваченная наскальными рисунками Алтая, обширна, каждое из отдельных наскальных рисунков на этом участке довольно мало. И вырезаны они были так давно, что линии, определяющие изображения, очень тусклые. Одна из причин, по которой изучение этих изображений заняло три десятилетия, заключается в том, что безопасные неинвазивные методы до сих пор не были доступны. Тем не менее, используя ряд различных методов цифровой фотографии и 3D-изображения, исследователи завершили полное судебно-медицинское исследование произведения искусства на этом участке.

Согласно статье в Archeology News Network , древние петроглифы были сфотографированы в условиях «бокового освещения», утром и вечером, когда солнце было низко над горизонтом. Это означало, что слабые линии резьбы, которые практически исчезают под прямыми солнечными лучами, отбрасывают тени. В этих улучшенных условиях освещения исследователи смогли сделать фотографии с высоким разрешением. Каждое из изображений затем было увеличено на графических планшетах и ​​увеличено, обнаруживая даже самые изношенные детали. С помощью этих улучшенных изображений ученые смогли определить, что древние ремесленники хотели изобразить в своих формах.

Два охотника с оружием охотятся на крупную дичь. ( Горно-Алтайский государственный университет )

Визуальный журнал древних кочевников Алтая

Большинство изображений относятся к раннему средневековью, а их мотивы и темы имеют многочисленные параллели в искусстве Центральной Азии. Есть сцены охоты, вооруженные бойцы, изображения луков и колчанов, которые относятся к культу оружия и милитаризма . Изображены два воина, держащие копья со знаменами, в окружении горных козлов, северных оленей и кабанов. На некоторых мотивах даже изображены древние жилища, похожие на «юрты». На другом изображении пара самцов и самок сибирских оленей бегут друг на друга, и это связано с культом плодородия.

Прочтите вместе, древнее наскальное искусство Алтая говорит о воинах, сценах охоты и оружии, и отголоски жестокого, враждующего народа, жившего на стыке нескольких древних народов. Но, в конечном счете, новое исследование — это еще один том в нашем понимании жизни в невероятном алтайском регионе, который, как говорится в новом исследовании, «охраняет огромные пласты жизнеобеспечивающей деятельности человеческой цивилизации».

Почему этот регион так важен с исторической точки зрения, так это то, что он является местом «формирования и культурной эволюции» этнических групп, которые сегодня разбросаны по Евразии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *