где в России увидеть самые древние наскальные рисунки – Москва 24, 28.08.2021
28 августа 2021, 10:57
Туризм
С самых давних времен человечество стремилось оставить после себя какой-то след. Искусство не было чуждо даже самым древним представителям рода человеческого, и свидетельства этому – многочисленные петроглифы, которые сохранились до наших дней. В переводе с древнегреческого петроглифы означают рисунки, высеченные на камнях. Они есть по всему миру, в том числе, в разных регионах России, а петроглифы Карелии в конце июля 2021 года были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Тревел-эксперт Екатерина Васильева рассказывает, куда отправиться, чтобы увидеть петроглифы.
Фото: Илья Тимин/РИА Новости
Беломорск и Онежское озеро, Карелия
Самые известные комплексы петроглифов были обнаружены в 1920-х годах в Карелии на Белом море неподалеку от города Беломорск, которые впоследствии таки и назвали – беломорскими. На местных скалах можно увидеть изображения людей, животных, а также сцены охоты и быта. Эти петроглифы считаются самыми древними в регионе – им более 5 тысяч лет.
Всего в этом регионе около 40 комплексов разных петроглифов, но самый известный – фигура человека на лыжах, которая до сих пор является древнейшим изображением лыжника в Европе.
Еще одно примечательное изображение – «Бес» на берегу Онежского озера. Эта фигура выглядит довольно устрашающе, во-первых, из-за своего двухметрового роста, а во-вторых, из-за довольно реалистичного изображения. Во рту у «беса» можно заметить небольшую ямку, вероятно, древние люди «кормили» его, чтобы задобрить, а позже местные монахи выбили рядом с бесом христианский крест.
Калбак-Таш, Горный Алтай
Крупнейший комплекс петроглифов на Горном Алтае находится на берегу реки Чуи между селами Иня и Иодро. Всего более 5 тысяч рисунков, самые древние из которых появились здесь в эпоху неолита. Чаще всего тут изображали животных, обитающих на Алтае: быков, оленей, волков и других. Также встречаются сюжеты охоты, шаманских ритуалов и родовые фамильные знаки – тамги — которые относят к древнетюркской эпохе.
Фото: Павел Балабанов/РИА Новости
Шульга-Таш, Башкирия
На территории природного заповедника Шульга-Таш в Башкирии находится Капова пещера, где в конце 50-х годов прошлого века сотрудник заповедника случайно обнаружил наскальную живопись. С тех пор и по сей день там продолжают работать археологи, которые находят время от времени все новые и новые рисунки, которых сегодня уже обнаружено около 200. В основном, это изображения мамонтов, лошадей и людей, а также геометрические фигуры и предметы быта. Археологи считают, что самым древним рисункам, которые сохранились на верхнем ярусе пещеры, около 35 тысяч лет, а самым молодым – около 15 тысяч лет.
В Башкортостане есть еще одна пещера, где сохранились древние рисунки – Идрисовская. Местные жители оставили здесь не только свою живопись, но и следы кострищ и предметы, предположительно используемые при ритуалах.
Кольский полуостров, Мурманская область
Самые древние свидетельства жизни человека на Кольском полуострове нашли в 1997 году на берегу Канонира в Мурманской области. Эти изображения китов, рыб, медведей и других животных, которые населяют этот край, датируются примерно 2-3 тысячелетием до нашей эры. Что любопытно, древние люди рисовали не только сцены охоты и быта, но также и довольно пикантные сюжеты, включая сцены любви.
«Писаная гора», республика Хакасия
Название «Писаная гора» говорит само за себя – в середине 19 века здесь нашли тысячи рисунков древних людей, самым старшим из которых более 4 тысяч лет. Местные жители любили рисовать разных языческих идолов, самым ценным считается изображение богини Умай в головном уборе с тремя рогами. Предположительно, люди высекали на скалах эти рисунки в качестве подношения божествам. Помимо этого здесь можно видеть и вполне стандартный наскальный «фольклор»: сцены охоты, изображения людей и животных.
Фото: Игорь Подгорный/РИА Новости
Якутские руны
Якутия знаменита среди археологов не только обнаруженным в 2015 году крупнейшим в мире кладбищем мамонтов, но и наскальными рисунками. Как и во многих других регионах, здесь любили изображать людей, животных (особенно часто тут рисовали лосей – поймать его было для местного охотника огромной удачей), а также языческих идолов и сцены из бытовой жизни.
Однако самое любопытное в этом регионе другое: у заповедника «Ленские столбы», на берегу реки Лены можно увидеть тысячи изображений якутских рун, разгадать значение которых ученым до сих пор не удалось. Исследователи предполагают, что скорее всего, в этих текстах нет ничего загадочного – инструкции проведения религиозных ритуалов, или как правильно завалить лося, однако достоверной информации на этот счет пока нет.
«Томская писаница», Томск
«Томская писаница» – первый в Сибири памятник наскальной живописи. Местные петроглифы выбиты острыми предметами и закрашены охрой, большинство из них изображает животных, обитающих в этих краях – медведей, лосей, сов, журавлей и прочее, а также людей и сцены охоты и прочих характерных для древних людей занятий. Археологи отмечают удивительную для той эпохи (бронза и неолит) натуралистичность изображений, четкое соблюдение всех пропорций и детальное прорисовывание тел человека и животных.
Васильева Екатерина
туризм
Петроглифы в России
Содержание
- Русские писаницы
- Древние художники
- Список самых интересных мест с петроглифами в России
- Утраченное мастерство
- Фотографии
С глубокой древности и по сегодняшний день прослеживается прочная связь искусства и человека. Подтверждением тому служат многочисленные наскальные рисунки, которые есть по всему свету. Даже в ту далекую эпоху, человек требовал моральной и духовной пищи, помимо физической. Стремление к прекрасному выливалось в самой причудливой наскальной живописи, которую по сей день находят ученые.
Древние люди хотели поделиться своей мудростью, поэтому выбрали наиболее понятную форму – рисунок. Сквозь тысячелетия петроглифы дошли к нам и поведали нам о том, как жили наши предки в те суровые времена.
Русские писаницы
Петроглифы в России часто называют писаницы, то есть расписанные камни, валуны и стены пещер. В отличие от европейских петроглифов, которые находят чаще всего в пещерах, писаницы в основном находят на открытой местности.
Огромное количество наскальных изображений расположены по всей России: Алтай, Урал, Якутия, Забайкалье, Карелия. Впервые писаницы обнаружили в начале XIX века, когда ученые минерологи проводили разведку полезных ископаемых.
По сегодняшний день открывают новые шедевры древних художников по всей территории РФ. Чаще всего их находят на берегу водоемов: озера Байкал, Онежское, река Выг, Белое море. Для нанесения наскальных рисунков выбирали укромные места (гроты, небольшие пещеры), которые были защищены от попадания атмосферных осадков. Такие места в древности часто имели сакральное значения, поэтому к рисункам постоянно приходили люди. Они проводили разные ритуальные обряды согласно своим первобытным верованиям.
Древние художники
Первобытные художники в качестве краски использовали оксиды железа или охру. В охру добавляли продукты животного происхождения – жир и кровь, что делало рисунки более долговечными и красочными. Оксиды железа использовали по причине доступности. Палитра цветов разнообразна, но наиболее популярным был красный.
Состав некоторых цветов до сих пор не раскрыт, поэтому остается лишь догадываться об ингредиентах.
Охра имеет хорошее свойство – хорошо впитываться в скальную породу. Именно поэтому до наших дней сохранилось так много петроглифов. Сцены быта, охоты, разные ритуальные действия – все это можно встретить на петроглифах России. Главными героями изображений выступали звери, рыбы, звезды, разные знаки, символы, птицы и люди.
Тематика рисунков очень разнообразна, некоторые даже изображают схематически звезды нашей солнечной системы. Возникает много вопросов, ведь высеченные небесные тела были обнаружены совсем недавно с помощью современной техники.
Список самых интересных мест с петроглифами в России
- Томская писаница
- Сулекская писаница
- Северская писаница
- Петроглифы Сикачи-Аляна
- Титовская сопка
- Калбак-Таш
- Онежские петроглифы
- Канозерские петроглифы
- Сыдинская писаница
- Шалаболинская писаница
- Чальмны-Варрэ
- Бесов Нос
- Беломорские петроглифы
- Залавруга
- Щеглец
- Шишкинские писаницы
- Боярская писаница
- Шайтанская писаница
- Бага-Заря
- Капова пещера
Утраченное мастерство
На некоторых наскальных рисунках можно четко увидеть, что в их создании использовался разный инструмент. Сколы, царапины, высеченные формы говорят о мастерстве первобытных людей, несмотря на столь почтенный возраст некоторых петроглифов. Техника рисования также вызывает уважение, ведь пропорции животных хорошо соблюдены, сохраняется реалистичность и прослеживается схожая стилистическая манера.
Изображения наносились на стены, как на уровне человеческого роста, так и под потолком. Это говорит о том, что древние люди пользовались примитивными лестницами-лесами.
Русские петроглифы могут много рассказать о жизни и культуре наших предков, главное услышать и понять древнее послание.
Фотографии
Щеглец — гранитный валун, один из самых известных камней Новгородской области. Солярные знаки прорисованы для наглядности белой гуашью:
Томская писаница, фрагмент наскального рисунка на берегу реки Томь:
Художественное творчество тагарской археологической культуры в Боярской писанице:
«Адам и Ева» — наскальные изображения, мыс Пери Нос:
Наскальные рисунки первобытного человека в Каповой пещере на территории национального заповедника «Шульган-Таш»:
Базальтовый валун с петроглифом недалеко от нанайского села Сикачи-Алян:
Фрагмент с антропоморфными и зооморфными изображениями на одном из камней в урочище Калбак-Таш:
Знаменитый петроглиф под названием «Бес». Находится на берегу Онежского озера, на мысе Бесов Нос. Христианский крест выбит местными монахами гораздо позже, дабы обезвредить «беса»:
Воин, стреляющий из лука, один из тысячи рисунков Сулекской писаницы:
Археологический памятник Шишкинские писаницы:
Как вам статья?
Раскрыто древнее прошлое Арктики: доисторические наскальные рисунки и первые поселения людей — Наука и космос
10 июля. /ТАСС/. В уникальном музее «Петроглифы Канозера» (Канозеро — название озера) в российской Арктике представлены древнейшие в регионе наскальные рисунки, которым более шести тысяч лет. Вскоре к этому месту приведет дорога, вымощенная по древнеримской технологии, а рядом с петроглифами посетителям будет предложено посетить реконструированный античный лагерь и обучиться первобытным ремеслам. Эксперт музея Татьяна Кострова сообщила ТАСС, что музей подавал заявки на гранты для финансирования работ по этим проектам.
Защитить от туристов и сохранить для туристов
Петроглифы Канозера — наскальные рисунки, выполненные в четвертом тысячелетии до нашей эры. Они входят в пятерку крупнейших памятников эпохи неолита в мире. Уникальный комплекс петроглифов расположен на островах и по берегам Канозера на юго-востоке Мурманской области. Он включает около 1200 изображений животных, людей, лунных и солнечных символов, сцен охоты и рыбалки. Комплекс открыт в 1997 году.
Читайте также
Однако находка едва не повлекла за собой утрату уникального памятника истории. При естественном освещении изображения не всегда видны, поэтому заезжие туристы их просто затоптали.
Их спасло ноу-хау: над кладом возвели двойной купол из многослойного стекла. Диаметр купола 20 метров. Он стоит на металлических опорах. Купол защищает самый большой набор рисунков — примерно 640 изображений.
Деньги на защиту стекол — более 14 миллионов рублей ($233 000) — поступили от правительства Москвы по договору с Мурманской областью.
На данный момент проект полностью завершен, сообщил эксперт музея. «Купол защищает петроглифы», — сказала она. «Следующим шагом будет создание туристического маршрута к этому месту».
Древнеримская дорога в прошлое
Доступ к петроглифам непрост для туристов. Объекты находятся в труднодоступном месте, расстояние от ближайшей трассы Кандалакша-Умба около 20 километров, но добраться туда очень проблематично из-за торфа — только на лодке или вездеходе или по временному настилу.
Срок службы настила очень короток, сказал эксперт музея, добавив, что местные жители хотят построить более прочную дорогу. И это будет еще одно ноу-хау. Дорога будет построена на основе опыта греко-римской цивилизации. Настилы из хвороста, уложенные особым образом, еще существуют в Европе, но в этой стране технология будет применяться впервые. Таким образом, петроглифы будут доступны как для пешеходов, так и для велосипедистов. По маршруту туристы будут отдыхать в двух павильонах. «Новый путь прокладывается уже сейчас», — сказала она.
Как сообщил ранее ТАСС директор музея Владимир Перевалов, ведется сбор информации о районе и изображения на сайте, издаются экскурсионные буклеты и другая полиграфическая продукция для туристов. «Мы приглашаем археологов и историков в качестве консультантов в проект», — сказал директор. На этот проект музей получил грант в размере 480 тысяч рублей (8000 долларов США) по программе «Музеи Русского Севера».
Как высечь огонь и вырубить топор
Читайте также
Музей разработал несколько необычных проектов, которые дополнят выставку наскальных рисунков. Рядом с петроглифами музей реконструирует стоянку древних людей, где туристы увидят, как жили наши предки.
Кроме того, в музее будет открыта интерактивная площадка первобытных ремесел, где посетители научатся изготавливать каменные орудия труда, гончарное дело или высекать огонь из камня. Внутри музея экспозиция представит 3D-изображения тяги. Таким образом, музей надеется привлечь больше людей. «В 2015 году сам остров, где находятся петроглифы, посетило 1500 человек, а в 2016 году — уже 2000», — сообщили в музее. «По мере готовности пути количество туристов будет расти, заявки уже принимаются».
Новые открытия
Музей продолжает научные исследования петроглифов. Еще несколько изображений были найдены годом ранее. Специалисты продолжают исследования близлежащей территории. Они заботятся о сохранности петроглифов. «Камни с рисунками мы очищаем, а потом будем промывать и обрабатывать специальными растворами, которые предотвратят рост лишайников», — рассказал эксперт музея.
На границе с Россией обнаружена галерея палеолитического наскального искусства возрастом 15 000 лет
Обновлено 28 апреля 2020 г. — 14:00 Ancient-origins
Палеолитические наскальные рисунки, найденные в Сибири и Монголии, примерно на 7000 лет старше, чем считалось ранее, и древние художники использовали один и тот же художественный стиль в обоих местах.
Ученые внимательно изучили и сравнили интригующие наскальные рисунки на плато Укок в Российской Республике Алтай и Бага-Ойгур и Цагаан-Салаа на северо-западе Монголии.
Новые открытия решают вопросы, оставшиеся без ответа
Рисунки в основном были найдены в 1990-х и начале 2000-х годов, но многие вопросы в то время оставались без ответа. В частности, между экспертами возник спор о том, изображены ли на рисунках вымершие шерстистые мамонты, когда-то бродившие по этим краям, — или фантастические существа с хоботами.
Палеолитическое наскальное изображение двух мамонтов, обнаруженное на Бага-Ойгур II в начале 2000-х гг. (Дмитрий Черемисин и др. / Siberian Times )
В новом исследовании российских и французских ученых были обнаружены новые петроглифы, которые помогли найти ответ на эту загадку. Например, у Бага-Ойгура II было найдено изображение давно исчезнувшего шерстистого носорога. Однако большая часть изображения теряется из-за нарезки породы, но животное вполне узнаваемо по удлиненному приземистому туловищу, коротким мощным ногам, характерному хвосту и вытянутой морде с преувеличенно увеличенными двумя рогами.
Группа археологов осматривает палеолитические наскальные рисунки в Калгутинском руднике, Россия. (Хью Плиссон и Лидия Зоткина / Siberian Times )
Это открытие было полезным, поскольку животные, такие как мамонты, вымерли в этом регионе около 15 000 лет назад, что сделало рисунки работой палеолитических художников. На другом новом изображении Бага-Ойгур III явно изображен мамонтенок.
Палеолитическое наскальное изображение детеныша мамонта, обнаруженное на Бага-Ойгур III в 2017 г. (Дмитрий Черемисин и др. / Siberian Times )
Ученые пришли к выводу, что художники работали каменными орудиями, а не металлическими. Они также заметили «пустынный лак» на камнях — темную корку, которая образуется на камнях в сухих условиях, что указывает на больший возраст, чем предполагалось ранее, от 8000 до 10000 лет.
Палеолитические наскальные изображения показывают сходство в разных регионах
Стилистическое сходство между монгольскими и сибирскими петроглифами также указывает на то, что рисунки Укока представляют собой шерстистых мамонтов. Свои петроглифы они делали в так называемом калгутинском стиле.
Сопоставление палеолитического наскального искусства стоянки Калгутинский Рудник с петроглифами стоянок Бага-Ойгур и Цагаан-Салаа. ( Вячеслав Молодин и др. / Siberian Times )
Специалисты пришли к выводу: «петроглифы мы относим к финальному верхнепалеолитическому периоду, поскольку образцы с типичными чертами этого стиля изображают плейстоценовую фауну (мамонты, носороги). Эти стилистические особенности находят параллели среди типичных образцов наскального искусства верхнего палеолита Европы».
Российский ученый Вячеслав Молодин добавил: «Это новое прикосновение к тому, что мы знаем о необъяснимой деятельности доисторических людей в Центральной Азии. Науке уже известно об искусстве эпохи палеолита в этом регионе, к которому относится знаменитая серия скульптур из Мальтийского археологического памятника в Иркутской области Сибири, возраст которых датируется от 23 000 до 19 000 лет назад, а также несколько образцов из Ангары. . Поэтому предположение о том, что плейстоценовые жители занимались наскальной живописью на открытых поверхностях, вписывается в этот контекст».
Совместная российско-французская научная группа по изучению палеолитического наскального искусства на Калгутинском руднике. (Хью Плиссон и Лидия Зоткина / Siberian Times )
- Десять таинственных примеров наскального искусства из древнего мира
- Искусство до фараонов: картины 10 000 г. до н.э., найденные в Египте
- Археологи обнаружили первое доисторическое фигуративное наскальное искусство на Балканах – это символично!
Исследование проведено Вячеславом Молодиным, Дмитрием Черемисиным и доктором наук Лидией Зоткиной из Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Жан-Мишель Женест (Университет Бордо) и Екатерина Кретен (Национальный музей предыстории, Франция).
Их статья «Калгутинский стиль в наскальном искусстве Средней Азии» была опубликована в конце 2019 года в журнале «Археология, этнология и антропология Евразии» (издание Института археологии и этнографии СО РАН).
Верхнее изображение: палеолитический наскальный рисунок мамонта, обнаруженный на Бага-Ойгур III в начале 2000-х гг. Источник: Институт археологии и этнографии СО РАН / Siberian Times
Статья с первоначальным названием « Художественная галерея Alfresco «показывает шерстистых мамонтов и носорогов, изображенных нашими предками 15 000 лет назад » впервые появилась в The Siberian Times от 24 апреля 2020 года и была переиздана с разрешения.
Связанные статьи о древнем происхождении
21 ноября, 2022 — 13:50 Молли Даудсвелл
Нельзя отрицать, что индустрия похудения и диетического питания в западном мире огромна. Многие люди черпают вдохновение у наших очень ранних предков, которые, как считается, ели простую…
24 августа, 2022 — 14:53 Nathan Falde
Многочисленные исследовательские проекты доказали, что ДНК неандертальца можно найти в геноме современного человека.