Наташа сакадо инстаграм гана: Родить двойню в Гане | Батенька, да вы трансформер

Родить двойню в Гане | Батенька, да вы трансформер

Родить двойню в Гане | Батенька, да вы трансформер

Семья

Текст: Анна Попова

/ 10 октября 2018

Семь лет назад Наташа Кокина проснулась от кошмара. Ей приснилось, что она выходит замуж за одного своего знакомого — студента питерского медфака Франка Сакадо, родом из Ганы. «Я решила, что нужно держаться от этого парня подальше. Как видите, не получилось: 29 мая 2011 года я стала Натальей Сакадо», — пишет она в своём блоге. Вскоре после свадьбы Наташа вместе с их 11-месячным сыном Мартином уехала вслед за мужем в Гану. Теперь у неё свой интернет-магазин африканских товаров, популярный блог в Instagram и новая жизнь. С момента переезда у них с Франком родился ещё один сын, и сейчас на подходе двойня.

Автор самиздата записала монолог Наташи о том, как устроены семьи в Гане, что считается позором, а что благословением и почему местные дети носят с собой в школу розги и иногда не видят родителей годами.

В типичной ганской семье чаще всего царит патриархат. Мужчина — глава, женщина — хранительница очага. Хотя многие ганки работают, занимаются бизнесом, становятся пасторами, в доме главный всё равно мужчина. Обычно ганцы даже не заходят на кухню к своим жёнам. Если друзья узнают, что мужчина готовит, это позор.

Правда, это уклад традиционных ганских семей. У нас всё иначе, потому что Франк всегда любил готовить. В Санкт-Петербурге он кормил всё общежитие и мог отложить свидание, если некому больше было заняться обедом.

В традиционных семьях мужья редко занимаются детьми, но у женщин в этом деле обычно много помощников. Тут мать молодой мамы или свекровь должна, согласно традициям, приехать и жить с семьёй первые шесть месяцев жизни малыша. Плюс в доме могут жить дальние родственники или приглашённые помощники. На эту тему в Гане есть поговорка: чтобы воспитать ребёнка, нужна целая деревня.

Дети, розги, вода, старики

С работой по дому помогают подростки, которых отдают в обеспеченные семьи. Их полностью обеспечивают, они ходят в школу, а взамен играют роль бесплатной рабочей силы.

Эти дети могут не видеть своих родственников годами, для нас это странно: как можно отдать своего ребёнка в чужую семью? Или дальним родственникам? Но в Гане это нормальная практика. Ганцы считают, что если в другой семье у ребёнка будет больше возможностей для будущего, то можно отослать его к чужим людям.

Так случилось с младшей сестрой Франка. Родители жили небогато: отец — пастор в пресвитерианской церкви и одновременно с этим фермер, а мать — учительница. Они жили бедно и отправили дочь в другую семью. Она не только выросла с фактически приёмными родителями, но и уехала с ними в Ботсвану. Сейчас в семье Франка тоже живёт чужая девочка. Её зовут Комфорт, ей пятнадцать, и она больше четырёх лет не видела свою семью.

Я не могу назвать её помощницей: мы с ней давно дружим. Семья мужа привезла её из деревни в столицу, устроила в школу, кормит, поит, одевает. За это девочка после учёбы делает всю домашнюю работу. Я до сих пор отношусь к ней как к гостье, краснею за свой бардак, хотя она уже всё перемыла-перестирала. Наверное, непросто жить с чужим человеком, но без неё мне, однозначно, ещё сложнее.

Ганские дети взрослеют рано. Когда ребёнок начинает уверенно держаться на ногах, ему постепенно поручают дела по дому. К десяти-одиннадцати годам ганские дети обычно полностью берут на себя домашние заботы. Они готовят, убирают, моют посуду. Дети в Гане не центр вселенной родителей, к их мнению не прислушиваются. Они едят отдельно от взрослых на кухне, а лучшие куски достаются отцу или старшим родственникам.

В среде антропологов на этот счёт бытует пословица: в Европе, если будут тонуть старик и ребёнок, спасут ребенка. В Африке в аналогичной ситуации спасут старика. То есть если в нашем мире действует принцип «всё лучшее — детям», то в Гане — «всё лучшее — старикам». В нашей семье всё гораздо либеральнее: у Мартина и Давида есть право голоса и, главное, — детство без чересчур взрослых обязанностей.

Мода на празднование детских дней рождения пришла в Гану относительно недавно. Когда Франк был маленьким, вся семья пела ему «Happy Birthday to you» и молилась за него. Подарком было куриное яйцо — символ новой жизни. Сейчас всё изменилось. Когда малышу исполняется год, во дворе натягивают шатры, готовят много еды, включают громкую музыку, зовут фотографа. Гостей приходит много — детей и взрослых. Далеко не все приходят с подарками. В Гане подарки дарит именинник своим гостям.

Кстати, в Гане тоже дёргают именинника за уши, а ещё поливают водой. Мартина тоже поливали, и поливали долго, а когда я сказала, что хватит, дети ответили мне: «Тётя Наташа, не хватит: это благословение! Его много не бывает».

В Гане по-прежнему распространены физические наказания. Эта практика есть даже в некоторых школах. Недавно я была в магазине канцтоваров, и в отделе школьных принадлежностей стояла коробка с розгами. То есть ребёнок идёт в школу и берёт с собой розги, которыми его же будут бить.

АТТА МААМЕ

Однако отношение к новорождённым в Гане трепетное. Бездетность воспринимается как проклятье и достаточная причина для развода. Раньше после рождения ребёнка его не разрешалось никому показывать на протяжении недели, а родители обращались с ним как с гостем. Имя новорождённому давали только на седьмой день — до этого момента непонятно было, останется ли ребёнок с семьей или вернётся в мир предков.

Традиционно выбор имени ограничивается набором особых правил: ребёнка называют в зависимости от дня недели, каким по счёту он появился в семье, есть ли у него близнец. К близнецам, кстати, ганцы относятся с мистическим ужасом и интересом. Меня, например, после родов будут называть Атта Мааме — мать близнецов. По древним верованиям, двойня — это знак особого благоволения бога к женщине. А сами дети — избранные, приближенные к божеству.

Здесь существуют свои суеверия, связанные с беременностью. Считается, что женщина должна быть окружена только прекрасными вещами, иначе ребёнок родится некрасивым. Если будущая мама хочет что-то съесть, она должна это сделать, а то у малыша будет кривая шея. Нельзя носить обтягивающую одежду и завязывать пояс — считается, что это может повлиять на рост плода. Беременной нельзя падать, потому что, согласно поверьям, у ребёнка будут кривые руки.

Здесь считается, что белые жёны блёклые. Детей от смешанных браков называют белыми (а вот в России мои сыновья для всех — чёрные). Тут такие дети на особом счету, они как принцы и принцессы.

Всё я прекрасно вижу. И непокрашенные фасады, и неухоженные дворы, и сточные канавы, и дороги без асфальта. Всё вижу, но предпочитаю не замечать! Знаю, что всё у нас будет хорошо. И фасад покрасим, и двор облагородим. Без оптимизма трудно везде, а в Африке без него невозможно, иначе тебя сломает. Видеть вокруг плохое или хорошее — это мой личный выбор, который я совершаю каждый день. В Африке, России, Америке — мир будет такого цвета, в какой мы сами его покрасим.

Фотографии: instagram.com/natasakado

Текст

Анна Попова

Москва

Добавьте комментарий

comments powered by HyperComments

{{{description}}}

{{/each}} {{#if this.split }} {{/if}} {{/each}}

Нашли ошибку?

Комментарий

«Нельзя плакать ночью — умрешь». Россиянка о суевериях и жизни в Африке | Люди | Общество

Сейчас в их семье четверо детей, при этом младшие — двойняшки. О своей жизни в Африке Наталья рассказывает в блоге. На него подписано более полумиллиона человек.

«Со свадьбы жизнь только началась»

Наталья Сакадо вспоминает: ее знакомство с будущим мужем никак не напоминало историю любви с первого взгляда. Когда в компании друзей-иностранцев появился африканец

Франк, она подумала: неплохо бы держаться от него подальше. Молодой человек тоже не проявлял интерес. Потом Наталье приснилось, что она выходит замуж за Франка. Девушка удивилась, но не придала значения. А вскоре он стал за ней ухаживать.

Пара начала встречаться. Это было необычно для обоих. Когда Наташа привела Франка знакомиться с родителями, он принес в подарок цветы и полфлакона духов. Оказалось, что часть их от волнения Франк пролил на себя у входа в квартиру.

Франк мог опоздать на свидание, так как чувствовал себя ответственным за всех друзей-африканцев, живущих в соседних комнатах питерского общежития: готовил еду на всех в основном он.

Наталья понимала, что, приняв предложение руки и сердца будущего африканского врача, она должна будет и «выйти замуж за его родину — Гану», государство на западе Африканского континента.

Мама легко отпустила Наталью съездить на разведку в Африку, будучи уверенной, что дочь быстро примчится назад.

Но Наталья осталась. Сейчас у семьи Сакадо четверо детей. Девушка разговаривает с ними по-русски, а с мужем — на английском языке. Франк работает терапевтом, а она ведет блог, в котором более полумиллиона подписчиков.

В блоге Наталья рассказывает о Черном континенте. Подписчики часто спрашивают, что подвигло жительницу северной столицу сменить насыщенную культурную жизнь на тихий провинциальный быт Ганы.

«Любовь! — не устает отвечать Сакадо. — Я улетела в Африку по любви. Меня постоянно спрашивают, где лучше, в России или в Гане. Я отвечаю: лучше там, где семья, любимый муж и дети».

Семья Сакадо растит четверых малышей. Фото: Из личного архива

«Здесь не дешевле!»

Наталья подробно описывает разницу в менталитете, быту и нравах африканцев и россиян.

Одно из популярных заблуждений, говорит Наталья, — цены. Многие думают, что в Африке все стоит копейки. Достаточно ста долларов, чтоб быть богатым. Протяни руку — и сорви фрукт, какой хочешь. Да, в Гане действительно растут те же апельсины, но плантации кому-то принадлежат.

Рвать и употреблять можно лишь то, что выросло на твоем приусадебном участке.

«Сравните цены, — показывает нам список Наталья. — Особенно дорого стоит молочная продукция, то же сливочное масло, молоко. На остальные продукты цены сопоставимы с питерскими».

Цены в Гане:

  • 1 л молока — 1,5$
  • 5 кг риса — 6$
  • 1 кг картошки — 2$
  • 1 кг бананов — 1$
  • 1 кг яблок — 4–5$; 1 шт — 0,5$ (1 папайя или 1 кокос, кстати, тоже около 0,5$).
  • 1 кг помидоров — 1,25–1,5$
  • 1 пачка сливочного масла — от 3$
  • 1 бутылка пива — 1$, как и 1 литр бензина
  • 1 авокадо (в сезон) — 0,25$
  • 1 ведро манго (в сезон) — 1,25$
  • 1 ночь в трехзвездочном отеле — от 70$
  • 1 месяц обучения в частной школе — 60$

Средняя зарплата в Гане — 200–250$. Столько получает, например, учитель или медсестра. У очень многих она еще ниже.

instagram.com/p/BKA6Zq6DLEj/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading» data-instgrm-version=»12″>

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

You are invited! Так говорят ганцы, когда собираются кушать, а ты в это время зашел в гости, или просто проходишь мимо. «Мы тебя приглашаем!» Это скорее просто вежливый оборот речи, на который стоит просто ответить «спасибо!» Так вот, я вас приглашаю разделить с нами наш обед! жареный #батат (он же сладкий картофель). Не путать с ямсом, это совершенно разные вещи плантан (#plantain сорт банана, который в Гане употребляют в пишу, как овощ) тоже жареный тущеная фасоль с рыбой А вопрос у меня к вам по поводу батата. Пробовали? Как готовили? Я его очень люблю, но пока пробовала только в жареном виде. #сакадо_гана_кухня

Публикация от Гана. Африка. Путешествия. (@natasakado)

Бог — чан с водой

Наталья говорит, некоторые обычаи и приметы схожи с российскими. Например, беременной женщине следует бояться дурного глаза. Но некоторые из них непонятны россиянам.

«Не стоит удивляться, если на улице к вам подойдут и попросят забрать их с собой в Россию абсолютно посторонние люди, — смеется девушка. — Мне начинает казаться, что мое имя — Оброни (белый человек)».

«У каждой мало-мальски уважающей себя ганской деревни есть свой бог. У кого-то это камень, у кого-то — дерево, у других — обезьяна, у четвёртых — улитка. В родной деревне моего мужа „бог“ — огромный чан с водой, — пишет Наталья. — Говорят, раньше все листья, упавшие в воду чана, превращались в воинов, которые защищали деревню. Сейчас не превращаются, но сейчас богу и не поклоняются с таким усердием, как делали это лет 50 назад».

Свекровь Натальи в детстве служила при святилище этого самого чана. Подметала двор, меняла воду. Потом в деревню пришло христианство, и ее отец стал одним из первых старейшин, которые приняли «религию белого человека». На его деньги закупили чаши для причастия, скамейки и ещё кое-какие мелочи для местного прихода. В доказательство серьезности намерений он даже отдал свою дочь в жены молодому, но многообещающему катехисту по имени Кофи Теофилус Сакадо.

Поэтому муж Натальи Франк вырос в христианской семье. А венчались молодые в лютеранской церкви в Пушкине.

Прошлогодняя «елка» в семье Сакадо. Фото: Из личного архива

Левшам здесь не место

Наталья перечисляет самые необычные приметы у ганцев: «Если обедать, дотронувшись левой рукой до пола, вся польза от еды уйдёт в землю. Особенно актуально для детей, которые часто едят, сидя на полу. Нельзя петь в душе и свистеть в темноте, а не то твоя мать умрёт. А в темноте ещё и нельзя шептать — придут гномы. Если ты идёшь в туалет и по пути встретил знакомого, нельзя с ним здороваться. С этим строго. Нельзя левой рукой трогать пищу, здороваться, подавать вещи или принимать что-то из чужих рук. Протянул левую руку, чтобы взять сдачу на рынке — придётся извиниться. Мужчинам запрещено стирать женское бельё. И вообще женское бельё должна стирать только его хозяйка. Тут не ясно, то ли мужчина, стирающий панталоны своей жены, глуп, то ли глупым станет, эти панталоны постирав. Но лучше не рисковать».

По мнению ганцев, мыться лучше холодной водой, от горячей быстро состаришься. Нельзя плакать ночью, а то умрёшь. Нельзя идти работать на плантацию по вторникам, иначе по пути можно встретить речную богиню и умереть на месте. Беременной женщине нужно смотреть только на все прекрасное, а всего некрасивого избегать — тогда и ребенок родится красивым.

Есть поверье, что неверные жены страдают от продолжительных родов. Новорожденного младше недели от роду не должен видеть никто, кроме родителей и ближайших родственников. Когда малышу исполняется 7 дней, считается, что ребёнок пришёл из мира духов надолго, обратно пока не собирается, и теперь ему можно дать имя и представить миру. На малышах в общественных местах всегда должны быть надеты носочки — чтобы не сглазили.

Наталья научила детей русскому языку. Фото: Из личного архива

В гости в 6 утра

Семья Сакадо живет в арендуемом доме. В провинции ганцы предпочитают именно частные дома, причем строят их практически вручную.

О трудолюбии ганцев можно слагать легенды. Многие встают до восхода солнца. Все важные дела выполняются с утра. Поэтому, смеется Наталья, никто не удивляется, если гости приходят в дом в 6–7 утра. Возможно, это связано с тем, что днем очень жарко и просто легче решить необходимые вопросы пораньше.

«С 6 утра начинается активность, — рассказывает Наталья. — Все госучреждения типа школ, больниц открываются в 8 утра, крупные магазины и лавки — в 9. Причем таких крупных магазинов, типа супермаркетов в нашем понимании, в Гане нет. Многочисленные лавки сполна перекрывают их отсутствие. Пятницы, субботы, воскресенья — дни полурабочие, все разъезжаются по свадьбам и похоронам. В воскресенье закрыты все учреждения, потому что люди идут в церковь. Исключение — мусульманские районы».

Страна в основном сельскохозяйственная. Россиянку удивляет обилие цветущих растений. Монстера, щучий хвост, гибискус, которые она встречала в Санкт-Петербурге лишь в офисах и домах, тут отлично себя чувствуют в открытом грунте. Но привычные нам яблоки, груши, вишня, черешня в Гане не растут, поэтому и стоят дорого — привозные. Нет никаких ягод. Им обязательно нужна смена времен года. А здесь нет деления на зиму-лето, жаркий период времени сменяется очень жарким. Зимы нет вообще, есть только дождливый сезон.

«Рядом океан, — рассказывает многодетная мама. — У рыбаков можно купить рыбу. Но в целом рыбы едят не так много, как у нас. Есть замороженная, даже привычная нам селедка. Популярна сушено-копченая рыба. Сушеная рыба, добавленная в супы и подливы, — деликатес».

Жители африканской деревни. Фото: Из личного архива

Здесь не плачут на похоронах

В Гане другие традиции свадеб и похорон. При прощании с умершим плакать не принято. Напротив, церемония превращается в праздник. Наталья выкладывает многочисленные фотографии и видео, где запечатлены процессии идущих людей. Натянуты шатры, звучит бодрая музыка. На такое событие приезжает родня и знакомые. Непонятно, что празднуют ярче, похороны или свадьбы.

Бракосочетания могут длиться два дня — церковный и мирской. Гостей бывает 300–400 человек. Вполне можно, получив приглашение на свадьбу, привести с собой еще 20 человек гостей из числа друзей.

Сакадо говорит, у россиян неверное представление о Гане и Африке вообще. Она, белая женщина, конечно, привлекает к себе внимание, но никакой агрессии не чувствует и абсолютно не боится выходить из дома. Некоторые подписчики пишут, что представляют Гану или нищей страной, или отставшей в развитии — уровня диких племен. Наталья с этим не согласна.

Россиянка имеет вид на жительство в Гане. Она не исключает, что позже семья сменит место жительства на какое-то другое государство. Возможно, но не факт и точно не сейчас.

«Здесь есть и школы, и детсады, и университеты, — рассказывает Наталья. — Система образования похожа на английскую. Начинают учиться рано, с 2–3 лет. Это, конечно, что-то типа нашего детсада, но здесь называется школой. Дети очень рано начинают читать и писать. Есть государственные учреждения, часто они организованы церквями, там обучение бесплатное или дешевое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *