Ансамбль Ферапонтова монастыря — Базовая организация государств – участников Содружества Независимых Государств в сфере сохранения всемирного наследия
Ферапонтов монастырь располагается на севере европейской части России, в Вологодской области, более чем в 400 км севернее Москвы. В самом конце XIV в. монах московского Симонова монастыря Ферапонт в поисках места уединения побывал в районе обширного Белого озера. Затем он вернулся туда вместе с настоятелем своего монастыря преподобным Кириллом, учеником Сергия Радонежского. Они поселились на берегу небольшого Сиверского озера, где затем Кирилл основал монастырь, названный Кирилло-Белозерским. Но Ферапонт пробыл с Кириллом недолго, и в 1398 г. неподалеку отсюда, на берегу Бородавского озера, основал свой – Ферапонтов монастырь. А в 1409 г. здесь было возведено первое деревянное строение – церковь. После смерти Ферапонта игуменом этого монастыря стал его ученик Мартиниан, при котором монастырь разросся, став к тому же крупным центром просвещения: здесь была большая библиотека, переписывались книги, бывали известные церковные иерархи.
Архитектурный ансамбль Ферапонтова монастыря, по сравнению со многими другими обителями на севере России, отличается компактностью и весьма небольшими размерами, а сложился он преимущественно в период XV — XVII вв. В этот комплекс входит 6 основных каменных строений, обнесенных невысокой стеной: собор Рождества Богородицы (1490 г.), церковь Благовещения с трапезной палатой (1530-34 гг.), Казенная палата (середина XVI в.), церковь Св. Мартиниана (1640-41 гг.), «Святые ворота» с двумя надвратными церквями (1649-50 гг.) и колокольня (1680-е гг.).
Самое старое сооружение этого ансамбля – собор Рождества Богородицы – традиционный для русского Севера одноглавый храм с куполом и крытой галереей. Оно же и самое знаменитое, поскольку примерно в 1502 г. имевший к этому времени уже большой опыт и заслуживший широкую известность живописец Дионисий (рожден ок. 1440, умер после 1503 г.), вместе с тремя сыновьями, создал здесь свои знаменитые фрески, покрывшие все внутреннее пространство храма от пола до потолка.
Общая площадь росписей – 600 кв. м.Искусствоведы отмечают, что «во фресках Дионисия царят грация и мера, согласие и благородство, гармония и свет». И действительно, поражает легкость, «воздушность» всех изображенных фигур, выполненных к тому же с изысканным сочетанием нежных красок – розовых, белых, зеленых, фиолетовых, пурпурных, охристых, при явном господстве синего цвета.
Большая часть фресок посвящена Богородице, к примеру, наружную часть западной стены украшает прекрасное изображение, посвященное празднику Рождества Богородицы. Самое священное место храма – алтарь – также украшено изображением Богородицы: здесь она предстает в царственно-божественном облике, с младенцем Христом на руках, и в окружении коленопреклонных ангелов. Много росписей посвящено евангельским сюжетам – поучительным философским рассказам о рождении и жизни Христа, и о совершенных им чудесах. Это, к примеру, фрески: «Путешествие волхвов», «Поклонение волхвов», «Исцеление кровоточивой», «Исцеление двух слепых», «Притча о десяти девах» и т.
Примечательно, что настенная живопись собора Рождества Богородицы, которой исполнилось уже 500 лет, – это единственное (из дошедших до наших дней) масштабное и целостное произведение Дионисия, величайшего представителя московской средневековой школы живописи. Важно отметить, что фрески эти никогда не подвергались серьезной реставрации, их также пощадило время. Так что сохранились они почти в первозданном виде, в чем и состоит их особенная – общероссийская и также глобальная ценность.
Сам же монастырь являет собой прекрасно сохранившийся образец православного монастырского комплекса XV-XVII вв., т.е. периода, имевшего огромное значение для формирования российского государства и развития его культуры.
Удаленный от центральных районов страны Ферапонтов монастырь нередко становился местом ссылки опальных церковных деятелей. В конце XV в. тут находился в ссылке киевский митрополит Спиридон, а в 1666–1676 гг. здесь томился патриарх Никон, инициатор церковной реформы, вызвавшей раскол в жизни русской православной церкви.
В дальнейшем монастырь начал приходить в упадок, и в конце XVIII в. был закрыт. В начале XX в. он возродился, и стал женским монастырем, но в 1923 г. был закрыт снова. Ныне в Ферапонтовом монастыре действует Музей фресок Дионисия, который является филиалом Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника; сюда, в селение Ферапонтово, ежегодно приезжают тысячи туристов, но здесь также производится богослужение.
Предыдущий Следующий
77 фото и карта, история и фрески
+77 фото
поделиться: |
Ансамбль Ферапонтова монастыря в Вологодской области расположен в 20-ти км к северо-востоку от Кирилло-Белозерского монастыря и в 120 км к северо-западу от города Вологды. Обитель находится между двух озер — Бородаевского и Паского, которые соединяются речкой Паска. Является памятником истории федерального значения. С 2000 года Ферапонтов монастырь включен в список объектов Всемирного наследия Юнеско.
Наиболее удобный способ попасть в Ферапонтов монастырь — во время речного круиза. Большиство теплоходов следующих по маршруту Москва — Санкт-Петербург делают остановку в селе Горицы. Отсюда туристов везут в Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри на автобусе. Обратите внимание, что на посещение обителей отводится всего 2–3 часа. Вы, безусловно успеете насладиться прекрасными пейзажами и фресками, но чтобы более подробно ознакомиться с монастырем лучше остановиться в Кириллове на несколько дней.
История
В 1397 году монахи Кирилл и Ферапонт на берегу Сиверского озера основали Кирилло-Белозерский монастырь. Через год, в 1398 году, в 20 верстах от него Преподобный Ферапонт основал свою обитель, который был назван по имени своего основателя — Ферапонтов монастырь. Через 10 лет он оставил обитель своему ученику Мартиниану. Благодаря преподобному Мартиниану Белозерскому, Ферапонтов монастырь Вологодской области приобрел широкую известность. Он стал местом поклонения русской феодальной знати. В монастырь приезжал царь Василий III со своей женой Еленой Глинской, чтоб помолиться о даровании им наследника. А позже их сын, Иван Грозный, вносил немалые суммы денег на развитие обители. Отсюда вышли известные деятели русской церкви В 16–17 вв. в монастыре строились каменные постройки, но никакие укрепления не возводились. Поэтому монастырь пострадал от нападений польских отрядов в 1614 году.
Постепенно, с конца 17 века обитель приходит в упадок. В 1798 году его закрыли. Многие здания были уничтожены или переустроены. В 1904 году монастырь был открыт как женский. После революции обитель была снова закрыта. С 1975 года становится музейным центром.
Фрески
Расположенный в монастыре Музей фресок Дионисия является филиалом Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
Фрески Ферапонтова монастыря включены в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.Самое старое здание Ферапонтова монастыря — собор Рождества Богоматери. Храм был построен в 1490 году. А в 1502 году всего за 34 дня известный художник того времени Дионисий и его сыновья расписали стены собора фресками. После того, когда известные старинные фрески в Новгороде были уничтожены во время Великой Отечественной войны, росписи Ферапонтова монастыря в Вологодской области стали уникальны. Теперь это самые старейшие уцелевшие фрески древней Руси. Площадь стенописи собора — 600 кв.м. Примечательны выбор мягких цветов росписи и гармония многочисленных сюжетов.
Зимой собор закрыт. А летом, с мая по сентябрь, фрески можно увидеть при подходящих погодных условиях. При высокой влажности воздуха собор может быть закрыт. Фотографировать фрески нельзя, но можно купить иллюстрированный альбом.
Смотрите также
Фотографии
Фотографии фресок
Северная Фиваида
Схема
Карта Северной Фиваиды (окрестности обители)
Запись фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре
Монастырский комплекс в северную «белую ночь» во время записи летом 2017 г. конец 15 века. Он находится в небольшой деревне Ферапонтов, на холме с видом на два озера, в окружении обширных сосновых и березовых лесов. В монастырском комплексе собор Рождества Богородицы (149 г.2) выделяется отчасти своей изящной архитектурой, но также и тем, что интерьер украшен фресками великого иконописца 15 го века Дионисия.
Это один из немногих памятников в России, где фрески этого периода в русском искусстве сохранились почти в целости. Это было связано с переменчивой судьбой монастыря в XVI-XVIII веках (когда не было средств на перекраску) и архитектурными изменениями, внесенными в храм в это время, которые защитили интерьер от сурового климата русского севера. Хотя в некоторых местах фрески сильно повреждены, тем не менее, они создают яркое ощущение света и пространства в небольшом Рождественском соборе.
Надпись на арке северного входа в собор датирует фрески 1502 годом и показывает, что они были написаны всего за тридцать четыре дня. Надпись была заново открыта только в начале 20 века — в ней Дионисий и его сыновья названы художниками, что позволило монастырю стать государственным музеем при Советском Союзе. С середины 20-го века специальная группа реставраторов неустанно работала над сохранением этого места, исследуя его историю и изучая новые научные методы сохранения. В настоящее время внутри церкви поддерживается строгий климатический и беспыльный режим, где экскурсии длятся в среднем всего 15 минут.
Запись фресок
Команда Factum и Peri осматривает фрески Дионисия на входном портале © Шамиль Гаджидадаев
Этот совместный проект Peri Foundation и Factum Foundation представляет собой первую цифровую цветную запись с высоким разрешением вся церковь. Для участия в съемке по конкурсу были выбраны два фотографа из Вологды, Федор Комлев и Саша Смирнова. Они присоединились к Шамилю Гаджидадаеву и Геннадию Викторову, дагестанским фотографам, прошедшим обучение в Factum в апреле 2016 года, которые вместе с фотографами Factum Foundation взяли на себя ведущую роль в документировании. Данные, собранные в рамках этого проекта, послужат основой для дальнейших исследований меняющегося состояния сохранности Рождественского собора и позволят представителям общественности ближе познакомиться с фресками.
Пилотный проект, октябрь 2016 г.
В октябре 2016 г. была проведена 3-х дневная пилотная съемка. Основная цель заключалась в получении 3D-модели интерьера помещения с помощью Faro Focus 3D Scan X130 (LiDAR среднего радиуса действия). сканер). Модель, имеющая цвет низкого разрешения, использовалась при планировании полномасштабной записи и будет необходима при обработке данных о цвете.
Педро Миро из Factum Foundation настраивает сканер FARO
Рендеринг 3D-модели от FARO, показывающий геометрию Рождественского собора
Пилотный проект также использовался для тестирования оборудования, используемого для захвата цветовых данных панорамной фотографии. Это метод, который включает в себя получение изображений поверхности с высоким разрешением из одной статической точки и их объединение с помощью специального программного обеспечения для сшивки изображений, такого как PTGui. Было обнаружено, что сложная геометрия пространства, особенно сводчатые потолки и купола, создают трудности, с которыми Factum редко сталкивалась в прошлых проектах. Таким образом, пилотный проект в основном подчеркивал необходимость гибкости оборудования. Например, для полномасштабного проекта в 2017 году было доступно пять разных объективов (фокусное расстояние от 600 до 50 мм) и различные способы освещения фресок, что гарантировало, что команда была готова практически к любым неожиданностям.
Фотограмметрия была протестирована как потенциальный метод записи трехмерной и цветовой информации в интерьере Рождественского собора. Были сфотографированы два медальона из декоративной ленты: обработанные данные показали, что белая штукатурка, имевшая во многих местах глянцевый блеск, слишком сильно мешала результатам. Также была опробована фотограмметрия как возможный метод оцифровки икон Дионисия для иконостаса, две из которых остались в Ферапонтове (остальные находятся в музеях Москвы и Санкт-Петербурга). Результаты показали, что золотая краска была проблематичной: на фотографиях были блики, а 3D-данные были зашумлены. В 2017 году для записи этих значков использовался лазерный сканер Lucida.
Панорамная съемка, май-июнь 2017 г.
Вся окрашенная поверхность церкви – более 300 квадратных метров – снята с помощью панорамной фотосъемки. За два месяца работы в Ферапонтове было сделано более 50 000 изображений фресок Дионисия, окончательные данные будут иметь разрешение от 254 до 700 dpi. Изображения будут предварительно обработаны для учета изменений света на поверхности, прежде чем сшивать их вместе для создания панорам. Полученные файлы изображений будут геометрически выпрямлены с использованием ортофотоснимков (изображений в едином масштабе, которые можно использовать для измерения истинного расстояния), извлеченных из данных LiDAR среднего диапазона и фотограмметрии. При необходимости панораму можно интегрировать с окружающими, чтобы получить бесшовные изображения целых стен. Архитектурные особенности, в том числе декоративная полоса из кирпичной кладки и керамической плитки на западном портале, были запечатлены в 3D с помощью фотограмметрии.
Команда работала по вечерам с 17:00 до 01:00, после того как монастырь был закрыт для посещения. Для доступа к сводчатому потолку использовались приподнятые платформы — они были расположены так, что фотограф стоял в центре свода, чтобы сделать панораму, примерно на равном расстоянии от каждой точки сферы. Купол снимали в течение двух дней, и фотографы проводили более трех часов на платформе, которая на высоте 11 м находилась внутри барабана. Платформа тряслась под тяжестью оборудования, но работать в окружении фресок Дионисия было привилегированным и незабываемым опытом.
Габриэль Скарпа (Фактум) и Геннадий Викторов (Пери) обсуждают документацию купола
ПРОЧИТАТЬ
Пресс-релиз здесь
WEB
Узнайте больше об истории и иконографии фресок на сайте Ферапонтова монастыря.
Узнайте о работе, которую Фонд «Пери» проводит в России.
Ферапонтов монастырь | Для тех, кто путешествует по объекту Всемирного наследия ЮНЕСКО
для путешественников всемирного наследия
3,29
Фотография в открытом доступе.Ансамбль Ферапонтова монастыря — русско-православный монастырский комплекс, датируемый XV-XVII веками, а его интерьер считается одним из чистейших образцов русского средневекового искусства.
Настенные росписи выполнены Дионисием, крупнейшим русским художником конца XV века.
Ансамбль состоит из шести основных элементов:
- Собор Рождества Богородицы (1490)
- Благовещенская церковь (1530-31) и трапезная
- Казначейская палата (1530-е гг.)
- Церковь Святого Мартиниана (1641 г.)
- Надвратные церкви Богоявления и Феррапонта (1650 г.)
- Колокольня (1680-е гг.)
Карта Ферапонтова монастыря
Загрузить карту
Отзывы сообщества
Написать обзор
3. 50 Словакия — 26.10.17 —
Мой муж Иван и я посетили этот WHS в очень пасмурный и дождливый августовский день 2013 года. Москва — мы сели на ночной поезд в Вологду в пятницу вечером и вернулись обратно ночным поездом в воскресенье утром, что дало нам один длинный день. Что касается размещения, если у вас ограниченный бюджет, это может сэкономить вам деньги, потраченные на две ночи в отеле.
Прошли от вокзала до центра города, сделали несколько снимков, посмотрели церковь. Затем мы сели на экскурсионный автобус на однодневную экскурсию, которая отвезла нас в Ферапонтов монастырь и Кирилло-Белозерский монастырь. Это честный и недорогой вариант, вас доставят до обоих мест, и даже обед включен в стоимость. Единственным недостатком является то, что он на русском языке, в автобусе полно русских бабушек, а гиды рассказывают об истории этих мест в мельчайших подробностях, о жизни святых, связанных с этими двумя монастырями, и так далее. Мы забронировали место заранее по телефону, а потом расплатились в офисе агентства, который находился в холле гостиницы Спасская в Вологде.
Что касается Ферапонтова монастыря, то посещение мне очень понравилось. Бело-черный ансамбль, примостившийся на зеленой траве у реки, очень живописен, если не обращать внимания на состояние легкой ветхости некоторых частей. Основанный в 1389 году, он многое пережил. Я ценю эту надпись и, повидав много русских церквей, позвольте мне сказать вам, что оригинальные фрески так хорошо сохранились и находятся в процессе тщательной и деликатной реставрации, что-то очень уникальное. Как нам сказали, места, где плесень заразила фрески, были выявлены и очищены — это белые точки. Но в отличие от обычной практики добавления нового слоя красок на фрески, когда они начинают тускнеть, из-за чего они кажутся очень неаутентичными, эта фреска хранится в прекрасном размытом состоянии, чтобы мы могли увидеть, как она выглядела шестьсот лет назад. . И в таких случаях, как этот, я очень ценю усилия по сохранению таких драгоценных камней для будущих поколений.
3.50 Польша — 02. 10.16 —
Самостоятельно добраться до Ферапонтова непросто. Хотя из Вологды ежедневно ходит три автобуса (направление Липин Бор и Петрозаводск), от остановки нужно пройти около двух километров. И автобус обратно в Вологду либо через 1-1,5 часа (вряд ли выполнимо, если вы не очень хороший ходок), либо примерно через 9 часов, и последнее означает долгое время ожидания в глуши или попытки поехать автостопом (что я и сделал успешно).
Монастырь Ферапонтов — единственный из многих известных храмов поблизости, который был внесен в список WHS. Одна из причин в том, что он сохранился почти без изменений с момента своего создания в XIV-XV веках. В монастыре хранится шедевр русского религиозного искусства — фрески Дионисия, который считается вторым по значимости после Андрея Рублова иконописцем (или, как говорят русские, иконописцем). Фрески очень хорошо сохранились, хотя идет постоянная реставрация. Перед походом в церковь можно посмотреть небольшой фильм о фресках и их непростой реставрации (ученые ищут оригинальные компоненты краски, иногда включающие драгоценные камни). Фильм на русском языке, я не знаю, есть ли у них английская версия.
Помимо фресок, стоит посетить две сохранившиеся церкви и небольшой музей икон (с гораздо более интересными образцами, чем многие в церквях Золотого Кольца).
Кстати, находясь в Вологде, нельзя пропустить прекрасный Софийский собор. У него самая большая стена, покрытая фресками во всей России, и, что крайне маловероятно для этой страны, фотографировать внутри можно без ограничений.
Ян Ове Лангой
Норвегия —
При посещении Вологды этой весной мы спросили местного гида, что посмотреть, и она порекомендовала поездку в Ферапонтов. Поскольку это было не в сезон, у нас была частная экскурсия по монастырю с директором. Какое место; так тихо и спокойно, а картины в церкви просто потрясающие.
Это место стоит того, чтобы туда добраться.
Лучший способ увидеть монастырь — договориться с инфоцентром в Вологде, и это относительно недорого.
Ваш рейтинг
Оценка
Информация о сайте
- Полное имя
- Ансамбль Ферапонтова монастыря
- Юнеско ID
- 982
- Страна
- Россия
- Зарегистрировано
- 2000 г.
- Тип
- Культура
- Критерии
- 1 4
- Категории
- Религиозная структура — христианская
- Ссылка
- По идентификатору
История сайтов
2000 Ревизия
ранее появлялся в списке T в качестве росписных картин Dionsiy в Rojdestva Bogoroditsy Cathedral (1996)