Нечисть на руси: Русская нечисть. Главные образы и их трансформация в культуре

Содержание

Русская нечисть. Главные образы и их трансформация в культуре

Славянские предания, мифы и поверья дошли до нас в очень скромных объемах. И несмотря на это, в них мы обнаруживаем целый сонм существ и персонажей, обращающихся к нашим страхам и подавленным тревогам в отношении мироздания. Среди многочисленных анчуток, леших, кикимор, шишиг и банщиков все-таки можно выделить четыре архетипических фигуры, появляющихся даже в современной культуре. Concepture рассказывает об образах Бабы Яги, Вия, черта и ведьмы, их истории и культурных трансформациях.

Темная история

«…в избе осталась одна малая внучка, и видится ей: вылезли вдруг из-под печки два черта – большой да крохотный, подбежали к мертвой колдунье. Старый черт схватил ее за ноги, как дернул – сразу всю шкуру сорвал, и говорит чертенку: «Возьми себе мясо, тащи под печку!». Чертенок подхватил мясо в охапку и унес под печь. Оставалась одна старухина шкура, старый черт залез в эту шкуру и лег на том самом месте, где лежала колдунья» – так звучит кульминация сказки о ведьме из сборника «Народные русские сказки» Александра Афанасьева.

Не слишком распространенный для русского фольклора сюжет, но в нем присутствуют два важных архетипа нечистой силы славянской мифологии – мертвая ведьма и черт. Литература по фольклористике содержит подробное описание отрицательных героев, но какое значение Баба Яга, Вий, черт и ведьма приобретают сегодня? Почему их до сих пор «эксплуатируют» в кинематографе, видеоиграх и комиксах, и как эти архетипы трансформировались в современном сознании?

Для того, чтобы ответить на такие вопросы, нужно выяснить, почему у славянских народов сложился именно такой фольклор. Эта тема охватывает не одну монографию.  Ясно, что наш фольклор восходит к славянской мифологии и язычеству, о которых благодаря стараниям христианских просветителей известно не так много. До появления письменности на Руси языческие поверья нигде не фиксировались, а деятели Церкви старались без надобности про них не вспоминать.

«Повесть временных лет» и другие летописи тоже дают лишь общее описание ритуалов и пантеона древних славян. Нарративных славянских мифов мы не знаем, и некоторые исследователи предполагают, что их не было вовсе. Заговоры, приметы, гадания – были, но четких, сложившихся представления о космогоническом устройстве мира, как в античной мифологии, не было. Это объясняется тем, что славяне не достигли такой стадии развития общества. Ни доказать, ни опровергнуть этот тезис невозможно.

В XVII-XIX веке, в период становления национального государства, интерес к народному творчеству резко возрос. Для обоснования русской идентичности нужно было подчеркнуть характерные черты славянской культуры и, если надо, сделать из них некий культ. Новоиспеченная империя нуждалась в обосновании величия своей нации, которая, по идее, должна иметь развитый эпос, мифологию и героев.

Начались «хождения в народ»: публицисты, среди которых Андрей Кайсаров и Григорий Глинка, записывали сказки, былины и песни, чтобы потом буквально сочинить из них полноценные мифы. В «Кратком мифологическом лексиконе» Михаила Чулкова, а затем и в трудах Глинки впервые перед читателем предстает такая традиционная нечисть, как домовые духи или Кикимора. Стоит отметить, что эти книги представляют собой сбор из летописных фактов, поверий разных народов и сравнительной мифологии. Русское народное творчество воссоздано несколько искусственно и не без авторской фантазии.

Так как славянская мифология развивалась в контексте индоевропейской, многие персонажи русских сказаний имеют «предков» из других культур. Если вспомнить произведения, основанные на скандинавской мифологии – например, Старшую и Младшую Эдду – то даже там сам мир сотворен из трупа великана Имира, которого убили собственные сыновья. Западноевропейский фольклор залит кровью. Неудивительно, что вышедшие из него истории переполнены насилием (в собрании народных сказок братьев Гримм издания 1812 года волк в «Красной шапочке» не только убивает бабушку, но и делает из нее разные блюда). Поздние версии многих русских сказок вышли из-под пера классиков и оказались более адаптированными и поэтизированными.

Скандинавский эпос сфокусирован на жестокости самих людей, русский – на опасности сил сверхъестественных. Однако отечественная нечисть чаще пакостит, чем наносит серьезный вред. Еще одно отличие: русские былины и сказания часто заканчиваются победой положительных героев и восстановлением утраченного порядка. Сказка изначально для детского чтения не предназначалась. Она передавала память поколений, содержала моральные ориентиры и являлась способом описания вселенной: это тот самый жанр, который способен в локальном показать глобальное и сжать большой семантический пласт.

Русская сказка подчиняется четким сюжетным законам – их обозначил Владимир Пропп в «Морфологии русской сказки». Он показал, что даже персонаж с отрицательным амплуа может даровать волшебное средство, с помощью которого главный герой достигает своей справедливой цели. Именно так происходит, например, в сказке «Марья Моревна», в которой Баба Яга дарует Ивану-царевичу коня.

Миф не является основой русской культуры, он – лишь ее часть. Со многими фольклорными жанрами мы познакомились благодаря профессиональным писателям, а русское мифоэпическое пространство долгое время было ограничено из-за отсутствия глубокого взаимодействия социальных слоев – господствующий класс, интеллигенция и народ жили в совершенно разных мирах, и не было возможности как следует изучить жизненные представления масс. Помимо этого, из-за национального многообразия страны фольклорные традиции разных народов пересекались, а в эпоху Петра I некоторые дворяне считали исконно русскую культуру чуть ли не деградирующей, не говоря уже о ее преданиях и суевериях.

Фольклористика – творческая наука. Каждый плод народной фантазии имеет десятки аватаров и трактовок. Многие образы берут начало в мифологии других, порой очень далеких и древних народов, другие появились относительно недавно благодаря слиянию друг с другом. Сегодня этими архетипами пользуются разные люди, начиная от создателей онлайн-игр и психологов и заканчивая идеологами сект. Черты инфернальных героев сказаний разных стран во многом схожи. Пройдемся по галерее портретов представителей темных сил.

Ведьма: пугающее женское начало

Елена Левкиевская в книге «Мифы русского народа» приводит такой стих умирающей ведьмы:

От коровушек молочко отдаивала,

Промеж межи полоску прожиновала,

От хлебушка спорынью отымывала.

Среди русских крестьян ходило поверье, что у ведьмы есть три вида вредительства – доить до изнеможения чужих коров, портить урожай и накликать беду или смерть. Интересно, что малороссийская ведьма отличалась от великорусской: среди первых встречались обольстительные молодые женщины, вторые же изображались в виде мерзких старух с костяными ногами, бородавками и прочими атрибутами.

Вероятно, в дохристианский период ведьмы были связаны с знахарскими и другими знаниями («ведьма» – возможно, от слова «ведать»), что видно по оставшимся рудиментам – историям про чары, зелья, снадобья ведьм. Стихийность женских проявлений в патриархальном укладе были уже достаточным поводом для подозрений в том, что она как-то связана с иными порядком или неизвестными силами.

В христианском мировидении ведьма – женщина, продавшая душу дьяволу, поэтому этот архетип ассоциируются с кощунством и пугающей вседозволенностью. «Ведьмы, по общему мнению, имеют хвост и владеют способностью летать по воздуху на помеле, кочергах или ступах. Отправляются они на темные дела из своих жилищ непременно через печные трубы и, как все чародеи, могут оборачиваться в разных животных, чаще всего в сорок, свиней, собак и желтых кошек», – писал этнограф Сергей Максимов в сборнике «Нечистая, неведомая и крестная сила». Он отмечает, что из-за этого поверья «подозрительных» женщин и перечисленных животных нередко жестоко избивали.

Осознание, что в магическом пространстве не действуют христианские заповеди, пугало простых людей. Там, где откровенно поступаются законами добродетели, нет Бога, нет защиты от огромного непознаваемого мира. Этим объясняется эмоциональная сила рассказов о перевернутых иконах в доме. Вторая внутренняя причина страха перед подобными персонажами ясна – посягательство на основные жизненные ценности крестьян.

Особый «вид» ведьмы – мертвая ведьма. Она необычайно сильна из-за того, что обладает двумя душами – человеческой и демонической. Во время смерти человеческая душа покидает тело, а демоническая остается до тех пор, пока не найдет себе следующий сосуд.   От этого ведьма не может полностью уйти в мир иной и мучает окружающих.

Такой образ представлен в еще одной сказке из сборника Афанасьева, когда королевна-колдунья мстит сыну попа за то, что тот узнал ее тайну: «Расхворалась-разболелась королевская дочь, призвала отца и стала ему наказывать: «если я помру, то заставьте поповского сына три ночи сряду надо мною псалтырь читать

». Далее мертвая ведьма изводит мальчика, желая вселиться в его тело, но у нее ничего не выходит.  Эта сцена напоминает нам о гоголевском «Вие».

Вий: губительный взгляд

Известно, что Николай Гоголь при создании повести использовал сюжеты украинского фольклора. Однако в произведениях малороссийского простонародья не встречается существо с подобным именем, но есть некий Буняк, появление которого также, как и Вия, сопровождается воем волков. Он – житель подземелья с гигантскими глазами и аномально длинными ресницами, их можно поднять разве что вилами.

Левкиевская предполагает, что свое название существо получило от имени половецкого хана Боняка, который помог галицким князьям в борьбе против угров. В Ипатьевской и Лаврентьевской летописи упоминается о том, что наступление его рати сопровождалось волчьим воем. Впрочем, точный прототип Вия установить, видимо, не удастся.

После публикации повести образ с новым названием внесли в фольклорные сборники, теперь он олицетворял непонятную, стихийную силу. Вий стал выражением экзистенциального ужаса, символом бессилия человека перед окружающим хаосом. Хому Брута ничего не защищает – ни молитва, ни очерченный круг. Если в сказке про сына попа и колдунью эти средства еще работали, то здесь бездна и одиночество подошли вплотную. Можно подумать, что крестьяне из-за малообразованности попадали под влияние подобных историй, но и читающая публика такими сюжетами не брезгала, наполняя народные образы очерченным смыслом. Благодаря этому они становились еще более яркими – именно так произошло с Вием, архетип которого до сих пор используется в фильмах ужасов.

Убедительность образу Вия придает, вероятно, психологический эффект, который иногда испытывают люди при участии взгляда другого.

Даже в безобидной ситуации чужой взгляд или даже мысль о его возможности приводит человека в тревожное состояние, с легкостью будящее в нем его сокровенные переживания и опасения. На этом переживании основываются и суеверия по поводу сглаза. Конечно, христианский мир живет под взглядом милосердного и справедливого Бога, но именно поэтому где-то на маргиналиях культуры должен существовать антипод. Безжалостный убивающий взгляд уродливого и неправдоподобного монстра.

Баба Яга: между мирами мертвых и живых

Баба Яга – один из самых многогранных героев русского эпоса. Она находится где-то на грани между добром и злом, хотя очевидно – Яга связана с миром мертвых, на что указывает костяная нога. Этот образ встречается в черногорском, хорватском и чешском фольклоре, а в России он стал наиболее неоднозначным. В первую очередь, это хозяйка леса. Михаил Забылин в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» пишет, что славяне представляли Ягу кровавой богиней в ступе и приносили ей жертвы.

Считалось, что она пришла из подземного царства в облике змеи.

В русских сказках Баба Яга выполняет важные функции: дарительную, карающую и охранительную. Ее характер меняется в зависимости от сюжета и нельзя сказать, что это непременно злобный персонаж. Пропп считает, что Яга – посредник между нашей и «альтернативной» вселенной, ведь именно через избушку на курьих ножках герой попадает в мир мертвых – образное «Тридевятое царство». Перед этим Яга совершает над ним несколько похоронных ритуалов: омовение и поминальный прием пищи («баньку затопи, накорми и спать уложи»). После того, как герой якобы умирает, он может действовать в том самом Тридевятом царстве.

В пользу этого предположения говорит и то, что «избушка на куриных ножках» восходит к домовине – деревянному дому на высоких пнях, где западные славяне хоронили умерших. Есть и еще одна довольно оригинальная трактовка этого известного всем с детства образа: в народе «курьей ножкой» называли перекресток, развилку дорог.

А мифологическое сознание самых разных народов наделяет это место особыми свойствами, часто благоприятствующие искушениям и разной нечисти.

Сложно сказать наверняка, но временный переход в царство мертвых также может быть отсылкой к обрядам инициации у славян (может поэтому она и ест детей, т. к. инициирующийся символически «умирает» в одном статусе и рождается в другом). В сказках также присутствует множество вполне бытовых отсылок к функциям бабушек, старших женщин в роду: например, лечение, передача знаний, проверка навыков (сшить, спрясть, сготовить, убрать дом и т. д.).

Баба Яга непредсказуема, ее природа неподвластна человеческой логике. В русском эпосе она была особенно опасна для детей и мужчин. Возможно, это связано с языческим социальным устройством – «доминантным» матриархатом, остающимся в коллективной памяти даже спустя столетия. Кроме того, черты Яги свойственны аллегорической фигуре Смерти, чьи интересы Яга и представляет. В русском сознании этот персонаж ассоциировался с умершими предками, а они всегда вселяли страх.

Черти, бесы, бесенята

Черта от остальных персонажей отличает происхождение – это библейский образ, и зона его «применения» в культуре невероятно широка: от средневековых мистерий до современных поэм. В Толковом словаре Владимира Даля записано около 40 имен черта – славяне считали, что эти существа сидят чуть ли не в каждом углу, так как не ограничены ни пространством, ни временем.

Так, например, согласно легенде, святой Василий Блаженный бросал камни в дома добропорядочных жителей и целовал углы домов, где жили явные грешники. Объяснялось это тем, что святой видел, как на домах праведных снаружи висели бесы, не смевшие войти внутрь, а у стен домов грешников плакали ангелы.

Градус злости черта колеблется и зависит от его ранга. Искусные черти могут принести большие беды, тогда как другие способны лишь на мелкие бытовые неприятности. В русском искусстве черт либо символизирует абстрактные понятия (чаще это встречается в литературе), либо выступает как волшебный помощник или соучастник, которого потом все же побеждают или обманывают – вспомним «Вечера на хуторе близ Диканьки» или «Сказку о попе и о работнике его Балде».

Помешанные, воры, пьяницы и разбойники в народе считались одержимыми бесами. Любое деструктивное поведение объяснялась участием нечистых духов. Из-за этого самоубийц хоронили без креста, а душевные недуги лечились аскезой и молитвой. Главным оружием черта всегда был обман.

Народное сознание рисовало отвратительные сцены подчинения беззащитных людей воле дьявола – например, существовало поверье, что черти сотрудничают с другой нечистой силой, русалками или ведьмами, отдавая им похищенных младенцев. Эти дети потом сами становились мелкой нечистью вроде домовых.

Христианство не одобряло веру в таких существ, поэтому задабривание домовых духов считалось грехом. Но странные явления типа скрипучего пола надо было как-то объяснять, а из-за незнания или запрета предназначенных для этого ритуалов простой люд лишался самоуспокоения, что только увеличивало его страх – эмоции мешали подойти к проблеме рационально.

В образе злого духа наиболее сильно выражен синтез народных, полуязыческих представлений и христианских канонов: именно в русском фольклоре они не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют.

Люди не знали, как объяснить некоторые психические метаморфозы, и черт отождествлялся с темным началом человека, со скрытыми неконтролируемыми порывами. Этот образ сравним с юнговской Тенью, он содержит отрицаемые и социально неприемлемые желания, которые при воплощении оправдывались одной фразой – «черт попутал».

Четыре неизменных страха

Итак, есть четыре образа и четыре переживания: боязнь потерять защиту в виде Бога и христианских законов (ведьма), неконтролируемый хаос и, как следствие, слом устойчивой картины мира (Вий), страх смерти и неизвестности (Баба Яга) и ужас человека перед проявлениями собственной теневой личности. Эти чувства всегда переплетаются друг с другом, образуя невероятно сильное влияние.

Сегодня домовые, ведьмы и прочие существа русского фольклора едва ли способны напугать даже маленьких детей, поэтому их образы обычно используются в произведениях только ради антуража. Но то, что за ними стоит, никуда не делось, а лишь перешло в более сложную форму воздействия и в новом виде попало в современное массовое искусство. Такие мифологемы были средством объяснения непонятных ощущений и свойств окружающего мира, играя, по сути, ту же роль, что и персонажи древнегреческого эпоса.

В наше время они, утратив свои первоначальные обязанности, служат маркером традиционной русской народной культуры. Колдуньи, черти и банники нужны для активации коллективного бессознательного и универсальных понятий, заложенных в нас с раннего возраста. Такие образы – результат многовекового творчества, ничем не ограниченной фантазии, поэтому полностью отказаться от них нельзя.

Непонятно, что при первом знакомстве в раннем детстве заставляет нас относить того или иного героя к легиону темных сил – социальное принуждение (Бабу Ягу принято бояться) или неосознанное понимание того, что эти существа выражают. Как бы то ни было, эти архетипы до сих пор действуют на определенном уровне. Новая форма выражения экзистенциальных страхов утратила четкие очертания, рассредоточилась по всему пространству культуры и искусства и приобрела большую вариативность, проще говоря – ушла в невыразимое.

Для оформления использованы иллюстрации Бориса Забирохина. На превью – иллюстрация Николая Кочергина.

Нечистая сила в славянской и русской мифологии

    Как известно, тьма сгущается перед рассветом. Так и нечистая сила имеет свойство особенно разгуливаться накануне главных христианских праздников. Ночь перед Рождеством — то самое время, когда всяческая нечисть особенно опасна. Именно так верили наши предки (см: хотя бы, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя). Поэтому мой сегодняшний пост расскажет всем, кому это интересно, о так называемых НЕЧИСТИКАХ, о том, какие они бывают, а также о том, что делать, если вам не посчастливится повстречаться с кем-нибудь из них.


  Нечистиками или нечистой силой у древних славян и в среде предков современных русского, белорусского и украинского народов было принято называть вообще все потусторонние создания, вредоносные человеку, всех злых духов и божеств. Много веков христианства на Руси и в России при сложившейся системе двоеверия нисколько не мешали верить в реальность существования всего этого неисчислимого сонма духов зла.
    В народном сознании глубоко укоренилось, что очень мало на свете таких заповедных мест, в которые нечистики не решились бы проникнуть; даже православные храмы не были освобождены от их дерзких нашествий.  Эти бесплотные существа, олицетворявшие собой само зло являлись исконными врагами человеческого рода. Они не только наполняли все пространство Вселенной, не только проникали в жилища, делая многие из них необитаемыми, но и даже вселялись в людей, преследуя их беспрестанными искушениями.
    Насколько многочисленны эти нечистики, можно судить по богатству самых разнообразных прозвищ этой нежити, лукавой и нечистой силы. Так, более сорока имен только одного черта насчитывается в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля: нежить, нечисть, злой дух, демон, сатана, дьявол, князь тьмы, царь ада, ворог, лукавый, нелегкий, морока, лихой, шут, шайтан, черная сила, бес и так далее и тому подобное.

    Так как на землю было свержено несчетное множество нечистой силы, то она, во избежание вражды и ссор между собой, очертила свои владения определенными кругами. Эти круги возымели особое действие и силу: всякий попавший в них и переступивший след нечистого будет обязательно блуждать в них и без помощи особых средств не выйдет, не избавится от дьявольского навождения.

  Нечистая сила вездесуща, однако особенно предпочитает так называемые нечистые места: пустоши, дебри, чащобы, трясины, непроходимые болота, заброшенные церкви и перекрестки дорог (отсюда маленький совет: стоит ли накануне Рождества закупаться в магазине с названием «Перекресток»?). Любит она мосты, границы сел и полей, всякие пещеры и земные провалы, неприкрытые сосуды с водой, колодцы. Особенно любимы нечистиками такие деревья как осина, сухая верба, орех и груша.


  Как уже говорилось, нечистая сила особенно опасна в нечистое время года и суток: на рождественские святки, в ночь на Ивана Купалу (в христианстве Троицын день), в глухую полночь и самый полдень, сразу же после захода солнца и перед его восходом. Время особенного разгула нечисти, кроме кануна Рождества, Страстная пятница перед Пасхой, когда вся злая сила предается безудержному ликованию. Особенно в это время веселятся ведьмы. Берегитесь их!

   Остерегаться нечисти следует в периоды от рождения ребенка до его крещения, а особенно от самих родов до посещения молодой матерью церкви. Иначе быть беде!


  Все нечистики обожают менять облик и морочить человеку голову даже своим видом: у русалок рыбий хвост, у водяного порой тоже, да и туловище его покрыто чешуей, а борода зеленая, а домовой покрыт шерстью. Также нечистая сила может явиться в облике вороха сена или катящегося клубка, пыльного столба, колеса или синего блуждающего огонька.

  Как правило, нечистая сила враждебна человеку, но иногда, некоторые из нечистиков из-за длительного общения с людьми могут подобреть и даже оказывать людям разные услуги. Например, домовой почти всегда привязан к хозяевам дома, в котором он живет, хотя, если разозлиться на что-нибудь, то начинает так пакостить, что хоть из дому беги. Разновидностями домового являются банник, овинник и прочие духи.


   Конечно, поскольку нечистая сила обладает волшебной силой, находится немало желающих вступить с ней в союз. Так охотники норовят подружиться с лешим, чтобы он нагонял им дичь в силки, а рыбаки — с водяным, надеясь увеличить свой улов. Любвеобильные парни часто попадают под чары русалок или омутниц, хотя их любовь крайне опасна.


  Всегда следует помнить, что любые привязанности нечистой силы недолговечны, а связавшиеся с нечистиками после смерти отправляются напрямую в ад.

    Вообще всякий нечистый так и норовит вовлечь человека в грех. Он навлекает позорные болезни, искушает и смущает соблазнами, побуждает к самоубийству (а это особенно угодно дьяволу), вынуждает проклинать непослушных детей, после чего ему их легче похитить и принести вместо них своих обменышей.



  Чтобы не поддаваться нечистикам, следует всячески оберегаться. Например, не купаться в реке до Троицы и после Ильина дня (иначе водяной может утащить на дно), не покидать дома в полночь и уж тем более не ходить в это время на перекрестки дорог. Нельзя оставлять открытой посуду с водой или едой (нечистик обязательно туда плюнет). Обязательно нужно занавешивать колыбель, иначе кикимора подменит ребенка, а также закрывать на ночь окна, а не то упырь, оживший мертвец, заглянет в них и напугает до смерти. При похоронах нужно завешивать зеркала, чтобы не увидеть в них плачущего покойника, который может вернуться, но уже как нежить.


  Очень полезны также молитвы-обереги, особенно своему ангелу-хранителю. плевать через левое плечо, поскольку именно там всегда стоит нечистая сила, почаще осенять себя крестным знамением, а при встрече с нечистым приговаривать: «Аминь, аминь, рассыпься!». При непосредственной опасности следует очерчивать себя волшебным кругом (впрочем, как мы помним, гоголевскому Хоме Бруту все это в конце концов не слишком помогло).


  Следует также знать, что нечистая сила боится пения петуха, четных чисел, чертополоха, мака, полыни, всех металлических режущих и колющих предметов (например, полезно носить на одежде булавку). Большое оберегающее значение от нечистой силы имеет и рыболовная сеть, поскольку всякий нечистик имеет влияние только на известные предметы и вообще любит считать, а если ему не известно сколько именно узелков и ячеек в сети, то пока он займется подсчетом, от него можно избавиться с помощью молитвы или заговора.

Самым сильным заговором от нечистой силы, который нужно наговаривать на воск, а затем этот воск прилепить к нательному кресту, является следующий (рекомендуется к заучиванию и ежедневному повторению):

  «Знаменуйся, раб Божий (имярек) Крестом Животворящим, одесную и ошую, спереди и сзади. Крест на мне, рабе Божьем (имярек), крест передо мною, крест за мною, крест — дьявола и все враги победиша. Да бежит бесове, вся сила вражия от меня, раба Божия (имярек), видевшу, яко молнию, крестную силу опаляющую. Близ меня Христос и вся сила небесная: Михаил, Гавриил, архангелы и ангелы, начала, власти, престолы, Господни силы и нерушимо страшные серафимы и святые ангелы-хранители, преданные мне на соблюдение души и телу моему от Святого Крещения. А далече от меня со своей темнообразною силою стоит, и со всеми человеки прогнан бысть третьюстами и шестьюдесятью ангелы стали Божии. Молитв ради Пречистыя Твоея Матери, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного раба Твоего (имярек), всегда и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

  С Рождеством Христовым!


    Благодарю за внимание.

    Сергей Воробьев.

«Нечисть в каждой избе». Чем на Руси заменяли Хеллоуин

https://ria.ru/20211031/khellouin-1756895388. html

«Нечисть в каждой избе». Чем на Руси заменяли Хеллоуин

«Нечисть в каждой избе». Чем на Руси заменяли Хеллоуин — РИА Новости, 31.10.2021

«Нечисть в каждой избе». Чем на Руси заменяли Хеллоуин

В воскресенье во многих странах — Хеллоуин. В России этот западный праздник не популярен, однако похожие традиции не чужды и отечественной культуре. О русских… РИА Новости, 31.10.2021

2021-10-31T08:00

2021-10-31T08:00

2021-10-31T14:39

религия

праздник

сша

аналитика — религия и мировоззрение

россия

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/realty/40168/54/401685421_0:160:3072:1888_1920x0_80_0_0_5634f0b0fed490093b54dcc49ba65a6c.jpg

МОСКВА, 31 окт — РИА Новости, Никита Бизин. В воскресенье во многих странах — Хеллоуин. В России этот западный праздник не популярен, однако похожие традиции не чужды и отечественной культуре. О русских народных аналогах «торжества нечисти» — в материале РИА Новости.В России не прижилсяДома опутаны сеткой паутины. Повсюду — вырезанные из тыквы светильники. По улицам с призывами «Угощай или пожалеешь» ходят люди в костюмах ведьм, призраков, вампиров и мертвецов. Причем не только дети, но и взрослые. Так отмечают Хеллоуин в канун Дня Всех Святых.По словам историков, у праздника языческие корни. Древние кельты, жившие на Британских островах, называли его «Самайн», что переводится как «Закат лета». Отсюда — ассоциация со смертью. Согласно поверьям, в праздничную ночь вся нечисть вылезала наружу.С приходом христианства на острова в V веке Самайн объединили с церковным Днем Всех Святых. В народном сознании традиции слились. Со временем дату в просторечии стали называть Хеллоуин (All Hallows Eve) — канун Дня Всех Святых.Но остальной мир узнал о нем лишь в XX столетии. Причем из США, где он приобрел знакомые многим черты и стал одним из самых массовых.С 1990-х праздник отмечают и в России. Правда, немногие: согласно соцопросам, — всего три процента жителей страны.»Это связано с модой на кельтскую культуру. Сейчас интерес к ней пошел на спад. Поэтому и от Хеллоуина остался лишь эстетический аспект: тыквы, наряды и прочее», — поясняет фольклорист Екатерина Дорохова.Празднование одинаково порицают все христианские конфессии. Часто Хеллоуин называют чуждым для России. Действительно, у наших предков его не было, однако они отмечали аналоги западного торжества нечисти.Осторожно, темные силыУченые обращают внимание, что любой переходный период — будь то календарный или климатический — издревле связывали с проникновением темных сил.»Это были важные в году даты. Например, окончание жатвы — в это время природа увядала, чтобы затем воскреснуть. Или более глобальные дни солнцестояния. Тогда в народном сознании возникала некоторая неопределенность: что же будет дальше», — рассказывает Дорохова.По ее словам, это порождало у славян веру в кратковременное соединение мира живых и потусторонних сил. Такое происходило, например, в канун летнего солнцестояния в конце июня. Сегодня праздник известен как Иван Купала. Специалисты считают, что его многое роднит с западным Хеллоуином.В купальскую ночь не ходили в лес и избегали водоемов, дабы не стать жертвой леших и русалок. Рискованно было бродить в одиночку — заплутавших путников повсюду подстерегали души «заложенных покойников» (тех, кто умер неестественной смертью). Да и дома сидеть небезопасно: в любой момент могла подкрасться кикимора.Оставалось одно — бодрствовать всю ночь. Поэтому древние славяне жгли костры и пели песни, чтобы не было так страшно.Как и Хеллоуин, Иван Купала соединил в себе две традиции — языческую и христианскую. Однако, отмечают исследователи, в этом случае календарные даты совпали ненамеренно. Общая черта — акцент не на день праздника, а на канун. В народе, в отличие от Церкви, этому придавали большее значение.Нечисть проникала в мир людей и на Ильин день, который отмечают второго августа.»Народ, — объясняет Екатерина Дорохова, — по-своему переиначил образ ветхозаветного пророка. У славян он ассоциировался с богом Перуном — повелителем молний. Отсюда и пошли разные присказки о грозном Илие».В старину верили, что нечистая сила, спасаясь от огненных стрел святого, обращается в животных — зайцев, лисиц, волков. А значит, встретившись с ними, нужно быть очень осторожным. Как и на Купалу, второго августа нельзя было залезать в водоемы — русалки не дремлют.Русская бесовщинаНо, пожалуй, самый близкий к западному Хеллоуину славянский праздник — Святки, период между Рождеством и Крещением Господним. Его отмечали огромным количеством сугубо языческих ритуалов.В дохристианские времена на эти дни приходилась Коляда — зимнее солнцестояние. И многие ритуалы сохранились с той поры.Верили, например, что с шестого по 19 января мир еще не крещен. А значит, по земле свободно расхаживает нечисть. Ее, кстати, можно расспрашивать о будущем — гадать.Очень любили святочные гадания молодые девушки — старались узнать, кого судьба пошлет в мужья.»Чаще всего поочередно бросали за ворота валенок или сапог. И по направлению носка смотрели, в какую сторону выйдут замуж. Еще популярнее было гадание с двумя зеркалами. Девушка садилась между ними, зажигала свечи и, вглядываясь в череду отражений, пыталась увидеть суженого», — уточняет фольклорист.Но еще больше в деревнях любили наряжаться в жуткие одежды и личины (маски) животных. Изображая злых духов и чертей, сельчане с песнями и плясками обходили родственников и соседей, выпрашивали угощение. В старину верили, что это принесет в дом удачу и достаток, подарит хороший урожай. Поэтому обделить ряженых — плохая примета.Кроме того, они могли немало насолить нерадушным хозяевам. Если угощение было скудным или веселую толпу не пускали на порог, ряженые вымазывали дверь и окна избы сажей.»Заводить игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски» православная церковь всегда запрещала. Однако веселая народная традиция, которую впору назвать «Хеллоуином по-русски», жива по сей день.

https://ria.ru/20211023/startsy-1755860693. html

сша

россия

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/realty/40168/54/401685421_171:0:2902:2048_1920x0_80_0_0_cc405efc4bd5e6465ecef294496ff043.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4. 7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

праздник, сша, аналитика — религия и мировоззрение, россия

Религия, Праздник, США, Аналитика — Религия и мировоззрение, Россия

МОСКВА, 31 окт — РИА Новости, Никита Бизин. В воскресенье во многих странах — Хеллоуин. В России этот западный праздник не популярен, однако похожие традиции не чужды и отечественной культуре. О русских народных аналогах «торжества нечисти» — в материале РИА Новости.

В России не прижился

Дома опутаны сеткой паутины. Повсюду — вырезанные из тыквы светильники. По улицам с призывами «Угощай или пожалеешь» ходят люди в костюмах ведьм, призраков, вампиров и мертвецов. Причем не только дети, но и взрослые. Так отмечают Хеллоуин в канун Дня Всех Святых.

По словам историков, у праздника языческие корни. Древние кельты, жившие на Британских островах, называли его «Самайн», что переводится как «Закат лета». Отсюда — ассоциация со смертью. Согласно поверьям, в праздничную ночь вся нечисть вылезала наружу.

С приходом христианства на острова в V веке Самайн объединили с церковным Днем Всех Святых. В народном сознании традиции слились. Со временем дату в просторечии стали называть Хеллоуин (All Hallows Eve) — канун Дня Всех Святых.

Но остальной мир узнал о нем лишь в XX столетии. Причем из США, где он приобрел знакомые многим черты и стал одним из самых массовых.

С 1990-х праздник отмечают и в России. Правда, немногие: согласно соцопросам, — всего три процента жителей страны.

© РИА Новости / Роман Махмутов / Перейти в медиабанкУчастники ежегодного парада по случаю праздника Хеллоуин в Нью-Йорке

Участники ежегодного парада по случаю праздника Хеллоуин в Нью-Йорке

«Это связано с модой на кельтскую культуру. Сейчас интерес к ней пошел на спад. Поэтому и от Хеллоуина остался лишь эстетический аспект: тыквы, наряды и прочее», — поясняет фольклорист Екатерина Дорохова.

Празднование одинаково порицают все христианские конфессии. Часто Хеллоуин называют чуждым для России. Действительно, у наших предков его не было, однако они отмечали аналоги западного торжества нечисти.

Осторожно, темные силы

Ученые обращают внимание, что любой переходный период — будь то календарный или климатический — издревле связывали с проникновением темных сил.

«Это были важные в году даты. Например, окончание жатвы — в это время природа увядала, чтобы затем воскреснуть. Или более глобальные дни солнцестояния. Тогда в народном сознании возникала некоторая неопределенность: что же будет дальше», — рассказывает Дорохова.

© Фото : public domainКартина Генриха Семирадского «Ночь на Ивана Купалу»

© Фото : public domain

Картина Генриха Семирадского «Ночь на Ивана Купалу»

По ее словам, это порождало у славян веру в кратковременное соединение мира живых и потусторонних сил. Такое происходило, например, в канун летнего солнцестояния в конце июня. Сегодня праздник известен как Иван Купала. Специалисты считают, что его многое роднит с западным Хеллоуином.

В купальскую ночь не ходили в лес и избегали водоемов, дабы не стать жертвой леших и русалок. Рискованно было бродить в одиночку — заплутавших путников повсюду подстерегали души «заложенных покойников» (тех, кто умер неестественной смертью). Да и дома сидеть небезопасно: в любой момент могла подкрасться кикимора.

Оставалось одно — бодрствовать всю ночь. Поэтому древние славяне жгли костры и пели песни, чтобы не было так страшно.

Как и Хеллоуин, Иван Купала соединил в себе две традиции — языческую и христианскую. Однако, отмечают исследователи, в этом случае календарные даты совпали ненамеренно.

Общая черта — акцент не на день праздника, а на канун. В народе, в отличие от Церкви, этому придавали большее значение.

© РИА Новости / Юрий Каплун / Перейти в медиабанкРепродукция картины «Русалки» художника Ивана Николаевича Крамского

Репродукция картины «Русалки» художника Ивана Николаевича Крамского

Нечисть проникала в мир людей и на Ильин день, который отмечают второго августа.

«Народ, — объясняет Екатерина Дорохова, — по-своему переиначил образ ветхозаветного пророка. У славян он ассоциировался с богом Перуном — повелителем молний. Отсюда и пошли разные присказки о грозном Илие».

В старину верили, что нечистая сила, спасаясь от огненных стрел святого, обращается в животных — зайцев, лисиц, волков. А значит, встретившись с ними, нужно быть очень осторожным. Как и на Купалу, второго августа нельзя было залезать в водоемы — русалки не дремлют.

Русская бесовщина

Но, пожалуй, самый близкий к западному Хеллоуину славянский праздник — Святки, период между Рождеством и Крещением Господним. Его отмечали огромным количеством сугубо языческих ритуалов.

© РИА Новости / Александр Кондратюк / Перейти в медиабанкДевушки во время святочных гаданий в казачьем поселке Черноречье Челябинской области

Девушки во время святочных гаданий в казачьем поселке Черноречье Челябинской области

В дохристианские времена на эти дни приходилась Коляда — зимнее солнцестояние. И многие ритуалы сохранились с той поры.

Верили, например, что с шестого по 19 января мир еще не крещен. А значит, по земле свободно расхаживает нечисть. Ее, кстати, можно расспрашивать о будущем — гадать.

Очень любили святочные гадания молодые девушки — старались узнать, кого судьба пошлет в мужья.

«Чаще всего поочередно бросали за ворота валенок или сапог. И по направлению носка смотрели, в какую сторону выйдут замуж. Еще популярнее было гадание с двумя зеркалами. Девушка садилась между ними, зажигала свечи и, вглядываясь в череду отражений, пыталась увидеть суженого», — уточняет фольклорист.

© Фото : public domainКартина Карла Брюллова «Гадающая Светлана»

© Фото : public domain

Картина Карла Брюллова «Гадающая Светлана»

Но еще больше в деревнях любили наряжаться в жуткие одежды и личины (маски) животных. Изображая злых духов и чертей, сельчане с песнями и плясками обходили родственников и соседей, выпрашивали угощение. В старину верили, что это принесет в дом удачу и достаток, подарит хороший урожай. Поэтому обделить ряженых — плохая примета.

Кроме того, они могли немало насолить нерадушным хозяевам. Если угощение было скудным или веселую толпу не пускали на порог, ряженые вымазывали дверь и окна избы сажей.

«Заводить игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски» православная церковь всегда запрещала. Однако веселая народная традиция, которую впору назвать «Хеллоуином по-русски», жива по сей день.

23 октября 2021, 08:00Религия

«Многое уже сбылось». О чем старцы предупреждали Россию

Россия как Зло: Ложные исторические параллели. Некоторые особенности российской политической культуры

Сегодня многие пытаются сравнить путинский режим в России с гитлеровской Германией. Действительно, у двух государств много общего, в частности человеконенавистнический характер обоих режимов, чрезвычайно эффективные системы пропаганды и наличие устойчивых политических мифологий, способных даже поглотить религии. Не следует забывать, что даже нацистские концлагеря были технологией, заимствованной у русских коммунистов, создававших их раньше, во времена Владимира Ленина.

Нацистская Германия, путинская Россия: в чем разница?

Несмотря на очевидное сходство, между нацистской Германией и путинской Россией есть существенные различия. Нацистский лидер Адольф Гитлер использовал реваншистские настроения Германии, униженной и разрушенной Первой мировой войной, захватив власть до того, как настроения немцев изменились и уровень жизни которых уже в 1933 году повышался. Президент России Владимир Путин, с другой стороны, начал вторжение в Украину в 2022 году от безысходности и из-за своей неспособности успешно управлять страной, которой он управляет.

Путин, как самопровозглашенный идейный преемник Советского Союза, не видел иного выхода, кроме как создать чрезвычайно напряженные условия войны для населения своей страны, большая часть которого живет в нищете. Точно так же во времена СССР советским людям приходилось отказываться от своих личных интересов в пользу общественных, забывать о повседневных жизненных потребностях и вместо повышения зарплаты получать бумажные грамоты.

Вся логика действий путинского режима уходит своими корнями в советскую традицию. Технологически нападение на Украину в 2022 году можно сравнить с абсурдным проектом БАМ, который имел прежде всего идеологическое, а не военное или экономическое значение. Столь масштабное строительство позволило вновь использовать риторику мобилизации «максимальных человеческих сил», «новых побед» СССР, «героизма» рабочего класса, «мудрости» Коммунистической партии и т. д. Точно так же Путину нужна была короткая успешная война на Украине, которая укрепила бы его имидж «собирателя» либо русских, либо советских земель.

Оба режима, один из которых возглавляют немецкие нацисты, а другой — российские коммунисты, по-разному относятся к коррупции. В нацистской Германии коррупция не была такой всеобъемлющей, как в СССР. В частности, гитлеровская система управления, в отличие от сталинской модели, могла предложить немцам определенный уровень благосостояния. Советский Союз же был построен на рабском труде крестьян-колхозников, заключенных ГУЛАГа и массовой эксплуатации других групп населения. В СССР русским жилось не лучше, но у них была определенная психологическая компенсация за счет ошибочной веры в то, что они живут в «великом» (на самом деле коррумпированном, преступном и нищем) государстве.

До сих пор ведутся споры о том, как лучше идентифицировать гитлеровский режим: был ли он авторитарным или тоталитарным, как в СССР? На мой взгляд, благодаря этой попытке прояснения мы можем обнаружить некоторые важные типологические особенности. По словам профессора Богдана Осадчука, жившего в Берлине во время Второй мировой войны, Гитлер никогда не мог иметь такой тотальный контроль над редакциями германских средств массовой информации, как Сталин имел над советской прессой.

Традиции свободы слова в Германии были настолько сильны, что берлинские журналисты свысока смотрели на провинциальных parteigenossen (товарищей по партии), делегированных нацистами в редакции столичных газет. После окончания войны немецкому обществу было куда вернуться в период денацификации и последующей модернизации политической культуры страны. В обществе еще сохранялись определенные демократические ориентиры, связанные с ценностями свободы слова и другими политическими правами и свободами.

Российское же общество никогда не знало уважения к личности, не имело традиций индивидуализма, уважения к человеческому достоинству вообще. Это иллюстрируют многие русские интеллектуалы, начиная с писем Андрея Курбского к Ивану Грозному (16 век) и заканчивая дневниками Зинаиды Гиппиус. Небольшое количество независимо мыслящих россиян советской эпохи было полностью маргинализовано сталинским режимом. Их было меньшинство даже в ГУЛАГе, вместе с украинцами, прибалтами, евреями и прочими.

Дело в том, что русская политическая культура всегда была самодержавной и деспотической. Исторически оно стремилось подчинить себе и подавить инициативы более широких социальных групп. Этот печальный исторический опыт может лишь свидетельствовать о том, что смена политического режима в России не принесет результатов, подобных послевоенной Германии. В случае с Россией все выглядит намного хуже. Преступники путинского режима уверены в собственной безнаказанности.

Однако не Путин повлиял на российское общество, это россияне нашли себе кумира и создали политический феномен Владимира Путина. Теперь они гордятся им. Уничтожение российской пропагандистской машины не упразднит русскую политическую культуру, ибо она вырастает из русской национальной культуры и основывается на тех особенностях, которые делают ее уникальной. Мир также должен понять, почему так превозносимое «великое» русское искусство каким-то образом породило демоническое общество тиранов, рабов и садистов.

Украинский философ и публицист Владимир Ермоленко обращается именно к этому вопросу в недавней статье «Foreign Policy» «От Пушкина к Путину: имперская идеология русской литературы» , (Русская классическая литература, переполненная дегуманизирующим национализмом, сегодня читается тревожно знакомой. Foreign Policy, 26.06 .2022). Он пишет: «…если вы ищете корни насилия России над соседями, ее желания стереть их историю и ее неприятие идей либеральной демократии, вы найдете некоторые ответы на страницах Пушкина, Лермонтов и Достоевский».

Украина не Россия

Роман Ратушный, видный и уважаемый украинский активист, участник и волонтер Революции Достоинства, погиб на фронте, сражаясь с российским вторжением под городом Изюм 2 июня в возрасте 24 сказал: «Только помните: чем больше русских мы сейчас убьем, тем меньше русских придется убивать нашим детям. Эта война продолжается уже более трехсот лет. Когда нас побеждают, мы становимся пушечным мясом для русских. Когда мы его победим, у нас будет время отдохнуть перед следующим этапом этой войны» («Твой город», 14 июня 2022).

Эти слова резюмируют всю историю отношений между Украиной и Россией. Говоря об отношении украинцев к русским, важно четко прояснить некоторые моменты. Во-первых, это не война племен. То есть русская фамилия не является в Украине признаком врага. Граждане Украины русского происхождения защищают свое государство так же, как этнические украинцы и другие граждане Украины.

Во-вторых, врагами являются не только граждане России, приехавшие в Украину с оружием в руках, но и все владельцы паспортов РФ, поддерживающие режим Путина. Эта поддержка необычайно высока (Левада-центр сообщает о 83%, по данным опроса 24-30 марта) настолько высока, что позволяет сделать обобщение обо всей России: это враждебное Украине государство, враждебное общество и враждебное политическая культура. В большинстве случаев российские противники Путина (если они есть) не выступают против его политики. Им не нравится отсутствие результатов, а именно неспособность Путина достичь заявленной цели: обновление Российской Империи/Советского Союза.

В-третьих, учитывая слова Романа Ратушного, а также весь предшествующий исторический украинско-российский опыт, Россия не может смириться с существованием независимой Украины, потому что этот факт разрушает политическую мифологию России, согласно которой Киев является «матерью русских города». Поэтому война против Украины означает священную войну для всего российского общества, в результате которой Киев должен стать русским городом.

В-четвертых, почему сравнение путинской России с нацистской Германией не является сравнением равных? Потому что российская проблема намного больше. Россия — проблема для всего западного мира. Смена политического режима не изменит ни российскую политическую культуру, ни русскую национальную культуру, ни самих россиян. Не имея другого исторического и политического опыта, они воспримут потерю «русизма» (тоталитаризма, русского коммунизма, «суверенной демократии», «православной цивилизации», «русского мира» и т. д.) как потерю собственной идентичности. Поэтому «политические русские» (если можно применить такой термин) немедленно начнут искать нового Путина, который снова и снова будет играть на «особой гордыне» холопов.

Что делать?

Есть только одно решение проблемы. Ведь нельзя надеяться на модернизацию, демократизацию и какую-либо цивилизованную интеграцию России в мировое сообщество. Вот почему необходимо избавиться от иллюзии, что Россия — страна несомненной целостности. Также следует понимать, что не все с российским паспортом на самом деле русские. Придет время, когда каждая нация, заключенная в этой федеративной «тюрьме наций», провозгласит свое право на достоинство и самоопределение. Тогда та Россия, которую мы знаем, перестанет существовать в ее нынешних границах, и мы будем относиться к бурятам не как к вооруженным Путиным варварам (именно так они вели себя на украинских территориях, временно оккупированных российской армией в 2022 году), а как к малочисленный народ, существование которого находится под угрозой в результате целенаправленной преступной политики Москвы.

Сергей Квит, 

Президент Национального университета «Киево-Могилянская академия»

Профессор Могилянской школы журналистики

Российская идентичность и «Империя зла» — Kyiv Post

ОП-ЭД

К Аскольд Лозинский .

Убийство, совершенное оккупационными российскими войсками. Погребение в братской могиле в городе Буча. под Киевом 3 апреля 2022 года. 3 апреля Украина и западные страны обвинили российские войска в военных преступлениях после обнаружения массовых захоронений и казненных мирных жителей, что вызвало клятвы действий в Международном уголовном суде. Мэр Бучи Анатолий Федорук подтвердил, что в братских могилах захоронено не менее 280 тел. (Фото Сергея Супинского / AFP) (Фото Сергея Супинского / AFP через Getty Images)

. Фото . AFP через Getty Images. паляница (разновидность хлеба) как надежный показатель русского или украинского воспитания. Кажется, русские не могут произносить «лиа», а произносят «ля». Многие русифицировали ее имя, и она стала Роксоланой, к моему большому раздражению.

Но то, что кажется тривиальной разницей в произношении, становится еще более разительным при сравнении данных о поведенческих чертах между украинцами и русскими. Более того, эти наблюдения в совокупности дискредитируют заявления президента России Владимира Путина о том, что украинцы и русские — это «один народ», в его эссе от июля 2021 года.

Недавно украинский суд приговорил молодого российского солдата к пожизненному заключению не только за убийство более 10 мирных жителей Украины, но и за убийство в стиле экзекуции. Убийца очень молод, глубоко встревожен, явно дегенерат, но, похоже, не отклонение от нормы ни в российской армии, ни в обществе.

В том же номере «Нью-Йорк Ревью оф Букс» есть статья американского журналиста Тима Джуды под названием «Русский террор ».   Суть анализа Джуды заключается в том, что российские солдаты нападают на мирных жителей, особенно на женщин и детей, и подвергают их жестоким казням.

Лишенный морали

Американское общество недавно пережило две большие трагедии: во-первых, расистская стрельба психически больного подростка в Буффало; а потом убийство 19маленькие дети и два учителя в школе в Техасе.

Первый убийца, сторонник превосходства белой расы, оправдывал свое преступление манифестом почти на 200 страницах. Помимо его болезни, свою роль сыграли болезненность и влияние американских белых расистских группировок.

Второй случай был результатом болезни техасского общества, поддерживаемой его губернатором Грегом Эбботтом. На пресс-конференции Эббот решил защитить позицию, согласно которой штат Техас разрешает 18-летним покупать оружие.

Это напоминает советника бывшего президента Джорджа Буша-младшего Карла Роува, защищавшего полуавтоматическое оружие, отличая его от автоматического, в то время как бывший президент Дональд Трамп был главным спикером Национальной стрелковой ассоциации.

Общество может болеть, но в сочетании с капризами и страстями личной душевной болезни это может привести к трагическим событиям.

Это легко усугубляется во время войны, когда одна сторона полностью лишена морали.

Заключенный российский солдат, упомянутый выше, возможно, не является психически больным в традиционном медицинском смысле, а является результатом общества, израненного влиянием Путина, Кремля и общества, построенного на жажде власти и империи.

Еще в 2012 году кандидат в президенты США Митт Ромни заявил, что Россия представляет собой самую большую угрозу миру. Его наивно высмеивал тогдашний президент США Барак Обама, в то время как преемник Дональд Трамп часто хвалил Путина. Они удобно забыли, что их предшественник Рональд Рейган «справедливо назвал советскую систему, в которой доминирует Россия, с подчиненными ей государствами «империей зла» и сделал так много, чтобы разрушить ее.

Российская идентичность в традиционном понимании не формировалась. Он сложился на дикой местности и в условиях неволи, будучи вассальным государством Золотой Орды и ханства. Новгородский князь XIII века Александр Невский очень почитается московской православной церковью, но он был просто завоевателем земель, а не мучеником ни за какую веру.

Западный мир, начиная с Америки, никогда этого не понимал. Очень немногие американские президенты видели то, что все это время могли видеть украинцы — что Россия была олицетворением зла, — но теперь они начинают прозревать.

Если бы не героизм украинского народа, мир выглядел бы совсем иначе. Украина спасла мир и, казалось бы, несмотря ни на что.

Воссоздание российского общества

Во-первых, эта война должна быть окончена, и она должна быть победоносной для Украины.

Масштаб и темпы реконструкции должны повторить то, что было сделано с Германией и Европой после Второй мировой войны.

Немногие из нас могут себе представить, какая часть Европы ранее была разрушена не только нацистами, но и Красной Армией. Таким образом, Украина должна быть перестроена как европейская страна, которой она является, и аналогичным образом ей будет предоставлен аналогичный план Маршалла.

При этом нужно будет не усмирять, а воссоздавать Россию и ее общество. Это должно начаться с Кремля и закончиться русскими матерями, которые приказывали своим сыновьям насиловать и убивать женщин и детей.

Московская Православная Церковь, как пятая колонна и один из столпов этого злого режима, должна быть ликвидирована, начиная с ее многочисленных приходов в Украине.

Все международные институты, включая ООН, должны как минимум начать процесс нейтрализации Москвы и ее расчленения хотя бы на входящие в ее состав федеративные республики и, возможно, на входящие в ее состав национальные меньшинства.

Доступ России к международным спортивным соревнованиям как на личном, так и на национальном уровне должен быть приостановлен на неопределенный срок. Постепенное снятие некоторых из самых основных санкций должно зависеть от прогресса в либерализации российского общества и демилитаризации страны.

Очевидно, будет большое сопротивление не только со стороны Кремля, но и со стороны имперских матерей России. Здесь может понадобиться программа психологического лечения.

Западная культура может и должна иметь моральный компас добра над злом, равенства, справедливости и основных прав человека.

Мы не должны возвращаться к «обычному бизнесу», существовавшему до 24 февраля.

Больная Россия, вооруженная ядерным оружием, представляет собой величайшую угрозу для нашей планеты. И это самый главный урок нынешней войны.

Аскольд Лозинский — адвокат из Нью-Йорка. Он бывший президент Всемирного конгресса украинцев.

 

Мнения, выраженные в этой статье, принадлежат автору и не обязательно принадлежат Kyiv Post.

 

Это Зло. Когда нас подводят юридические понятия, помогает литература «Путешественник во времени из 1930-х годов, — пишет историк Тимоти Снайдер, один из ведущих сторонников этой точки зрения, — без труда определил бы режим Путина как фашистский». Украинские СМИ регулярно используют слово

ruscist (смесь слов «русский» и «фашист») для описания явления. Некоторые считают нынешний российский режим преступным. Если использовать термин венгерского социолога Балинта Мадьяра, это мафиозное государство. Но мафиозных государств в мире довольно много.

Желание навесить на преступный, дегуманизирующий режим унизительные эпитеты понятно, но сам набор эпитетов наводит на мысль, что здесь происходит что-то более глубокое. У этого режима есть качество, которое исторические или юридические термины не могут уловить. Я назову это качество зло .

Есть разница между преступником и злом. Преступник выбирает презренные средства для достижения целей, которые часто являются приземленными, такими как деньги, статус и власть. В преступлении могут быть соучастники, а во зле можно быть только рабом. Преступник способен заключить взаимовыгодную рыночную сделку, тогда как зло никогда не может доверять никому, если оно не принадлежит ему. Преступник будет пытать людей, чтобы найти спрятанное сокровище, тогда как кто-то злой будет мучить людей, потому что с замученными людьми легче иметь дело. Преступник может остановиться, а злодей — нет.

Это особое свойство зла было зафиксировано писателями. « Тьма в полдень » Артура Кестлера (1940), « 1984 » Оруэлла (1948) и « Мятежник » Альбера Камю (1956) — все они подчеркивают невозможность воли (не говоря уже о свободе воли) в тоталитарном обществе. Ханна Арендт писала об ограниченности правовых понятий в описании действий зла. В то время как убийство может разрушить конкретную человеческую жизнь, преступления против человечности направлены на искоренение «универсальной концепции человека», писала она.

Методы дегуманизации, используемые тайной полицией в тоталитарных системах, как фашистских, так и коммунистических, хорошо известны. Анна Фундер, автор книги Stasiland: истории из-за Берлинской стены , писала о «инженерном психологическом разрушении» человека. Для этого Штази отказывала людям в работе, распространяла о них слухи или даже врывалась в их дома и подменяла банку варенья другой маркой, просто чтобы возиться с ними и довести их до безумия. Это было чистое зло, лишенное амбиций и легко определяемой преступной цели, конвейерная лента разрушения воли. Владимир Путин, безусловно, является наследником этих методов и, похоже, разделяет соответствующее ему мировоззрение.

В наши дни политологи используют разные слова для описания сходных явлений. Они называют это «размыванием институтов», «вооружением» (чего-то безобидного) или «плохим управлением». Ведь все эти вещи являются столпами российского режима. Но не нужно быть политологом, чтобы сразу распознать движущую силу всего этого: нежелание или неумение иметь дело с людьми, обладающими свободой воли.

Российскому государству никогда не бывает достаточно воспользоваться человеком; оно хочет владеть вами. Это качество настолько глубоко укоренилось, что не может не подтверждать это снова и снова. Деньги, шантаж, захват заложников, угрозы насилием: все, что работает для достижения этой цели, уходит. Диапазон широк: от скупки иностранных политиков до захвата атомной станции и угроз Европе ядерной катастрофой. В этом нет никакой выгоды, кроме ощущения, что теперь Кремль держит всех под прицелом и может ими командовать.

Сделка с дьяволом

Евгений Пригожин, бизнес-магнат из Санкт-Петербурга, старый дружок Путина и государственный подрядчик. Ему приписывают управление группой Вагнера, квазичастной военной компанией, которая в настоящее время воюет на Украине. По данным «России за решеткой», уважаемого борца за права заключенных, Пригожин вербует заключенных, в том числе отбывающих срок за убийство, в качестве бойцов на украинский фронт. Эта практика является незаконной по российскому законодательству. Во время недавней кадровой поездки по российским тюрьмам Пригожин носил золотую звезду Героя Российской Федерации, высшую награду страны.

Как минимум в двух случаях, как сообщили двое заключенных из двух разных исправительных учреждений, заключенных заставляли выходить во двор тюрьмы, чтобы Пригожин мог заявить о себе и предложить им то, что он назвал «сделкой с дьяволом». Если верить этим сообщениям, он казался более честным или, по крайней мере, гораздо более красноречивым, чем в своих редких комментариях в СМИ. Его слова, известные только по показаниям свидетелей, были переданы так: «Мы не вооруженные силы, мы настоящая военизированная ОПГ. Мои мальчики уезжают в африканские страны, и через пару дней там никого нет в живых. Точно так же крушат врагов на Украине. Если ты последуешь за мной, ты либо вернешься домой свободным, либо умрешь. Вам придется убивать врагов и выполнять приказы. Тех, кто повернется спиной к врагу, расстреляют на месте». По словам основателя организации «Россия за решеткой» Ольги Романовой, на данный момент завербовано от 7 до 10 тысяч осужденных.

Я не могу выкинуть картинку из головы; толпа осужденных, убийц и грабителей среди них, которые настолько беспечны или отчаянны, что подумывают о заключении сделки с дьяволом, чтобы поставить призрачный шанс на свободу против реальной перспективы смерти. Точнее, доведены до отчаяния, потому что условия в российских тюрьмах адские по любым меркам. Они уже принадлежат системе, и это делает их идеальным пушечным мясом для группы Вагнера, где с ними никогда не будут обращаться как с равными. Их воля воспринимается как уже сломленная.

Что бы заключенные ни делали в своих прошлых жизнях, настоящее, осязаемое зло стоит перед ними с золотой звездой на груди. Он рекламирует группу Вагнера как возможность, которая выпадает раз в жизни, и многие люди в группе, кажется, гордятся собой. Но они платят цену за свое особое отношение и безнаказанность. Они существуют вне нормального порядка вещей, они не могут ослушаться даже самого неосторожного и преступного порядка, и их никогда не будут открыто хвалить за мужество или хоронить с почестями.

Показательно, что даже сам Пригожин, личный друг Путина, впервые публично надел свою золотую звезду во время обхода мест лишения свободы: он был награжден секретным указом. Сделка с дьяволом не является чем-то изначально аморальным. Аморальность часто является частью сделок. Сделка с дьяволом особенная, потому что мы знаем, что подписавшие будут обмануты и дорого заплатят за свое отчаянное решение. Этот вид сделки разработан с единственной целью владения агентством подписывающей стороны, а не для какой-либо взаимной выгоды. Сокрушительные души — его главная цель.

Зло не приносит пользы

Есть ли в этой войне победители? Официально объявленной целью войны была защита жителей Донецкой и Луганской областей. Им сейчас лучше? Им хуже. С 2014 года «народные республики» еще больше отдалились от нормальности. С началом полномасштабной войны они превратились в ГУЛАГи. Россия владеет своим населением. Российские войска выслеживают мужчин и насильно призывают их в штрафные батальоны. В течение последних восьми лет тонко скрытый план всегда заключался в том, чтобы сохранить это место как можно более жалким, без формальной аннексии, и заставить Украину притворяться, что она является одним из ее регионов. Таким образом, Россия могла бы владеть всей страной, а не только ее частью. Но поскольку план провалился, местное население было сочтено ненужным.

Население России в целом ничего не выигрывает от войны, это точно. Но может быть, только может быть, есть какой-то узкий круг людей, которым война выгодна? Есть ли доверенные друзья, добровольно вступившие в эту войну?

Экономист Бранко Миланович, исследователь неравенства, после начала войны в Украине заметил, что мы должны пересмотреть значение слова олигарх . Многие страны ввели санкции против олигархов на том основании, что они могут повлиять на политику, а под угрозой убедить государство прекратить войну. Но их политическое влияние оказалось недостаточным. Теперь они в собственности. Большинство олигархов, которые поддерживали Путина в течение 20 лет, в итоге стали менее влиятельными и менее богатыми, чем раньше. Они также чувствуют себя преданными — настолько, что некоторые из них даже обнародовали свое недовольство.

Когда российские войска оккупируют украинский город, они начинают искать любое агентство, чтобы найти его, а затем уничтожить, похищая выборных должностных лиц, пытая активистов и сажая в тюрьмы журналистов. Наблюдатели говорят, что российское государство вооружает газопроводы, зернохранилища и электростанции, но на самом деле оно вооружает людей — своих и чужих — используя трубопроводы как простые системы связи. Российское государство держит людей в заложниках и превращает атомные станции в бомбы замедленного действия, потому что страх и сострадание — человеческие слабости, и поэтому их можно использовать для управления людьми.

Мое поколение искало метафоры борьбы добра и зла во время просмотра фильмов «Звездные войны». Там зло было искушением, соблазнительным выбором для некоторых честолюбцев. Мои младшие коллеги, вся жизнь которых совпала с правлением Путина, воспитывались на Гарри Поттере. В книгах Дж. К. Роулинг зло затрагивает всех и портит как хороших, так и плохих персонажей, и каждый чувствует себя немного виноватым, и всем приходится много работать, чтобы сохранить свою свободу воли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *