Нечистая сила в русских народных сказках: Образ нечистой силы в русских волшебных сказках

Исследовательская работа «Сказочная нечисть» • Наука и образование ONLINE

Главная Работы на конкурс Предметное образование Искусство и культурология Исследовательская работа «Сказочная нечисть»

Автор: Титенок Ирина Викторовна

Место работы/учебы (аффилиация): МБОУ «Локотская СОШ №3», Брянская область, 6 класс

Научный руководитель: Черепова Елена Владимировна

Испокон веков не даёт покоя русскому народу нечистая сила. С ней встречаются как лицом к лицу, так и на уровне бесконечных легенд, былей и сказок. Редко в какой семье не услышишь бросающего в дрожь рассказа о встрече с нечистой силой. Историям этим нет числа, как нет числа и самой нечисти, обитающей в умах и на просторах земли русской. Но не только фольклорная традиция отличалась вниманием к этим персонажам. Художественная литература также не раз обращалась к подобным загадочным существам. Достаточно вспомнить произведения классиков русской литературы: Александра Сергеевича Пушкина или Николая Васильевича Гоголя.

Не раз находила отражение эта тема и в изобразительном искусстве. Например, во многих полотнах таких русских художников как Михаил Врубель, Виктор Васнецов, Николай Рерих и Иван Билибин присутствуют персонажи нечистой силы. А при раскопках древних славянских поселений часто встречаются деревянные фигурки домовых. В народном искусстве — в лубке, в резьбе по дереву — также можно видеть изображения сказочной нечисти: русалок, леших, водяных и т.п.

Цель работы: исследовать представителей сказочной нечисти в русских народных сказках и выяснить их роль в них.

Задачи:

  • дать понятие «сказка»;
  • изучить понятие «нечистая сила»;
  • изучить и проанализировать русские народные сказки, в которых присутствуют данные персонажи;
  • дать характеристику их образов;
  • изучить версии их происхождения, если возможно;
  • выявить особенности представителей сказочной нечисти;
  • провести анкетирование, выяснить, знают ли учащиеся типичных представителей нечисти.

В ходе нашего исследования мы прочитали много русских волшебных сказок, в которых действующими лицами являются представители сказочной «нечисти», рассмотрели образы, в которых они предстают в различных сказках. Проделанная работа позволила нам сделать следующие выводы:

  1. В нашей работе мы рассмотрели практически всех наиболее часто встречающихся в сказках и русском народном фольклоре представителей «сказочной нечисти» — все они оказались вымышленными образами, кроме ведьм и колдунов.
  2. Главное их занятие в сказках – по мере сил вредить главным героям, делать различные волшебные пакости. Хотя, ничто человеческое им не чуждо, и иногда им надоедает быть отрицательными персонажами и они помогают героям сказки.
  3. В процессе работы мы узнали немало интересных фактов о сказочной нечисти, познакомили с этими фактами одноклассников и учеников младших классов. Подготовили для них рекомендательный список сказок, мультфильмов и киносказок, в которых встречаются рассмотренные нами персонажи.
  4. Можно сказать, что наша гипотеза о том, что отношение наших предков к нечисти как к бывшим, «падшим» людям, которые смогут спастись, если будут делать добрые дела подтвердилась. Видимо в большинстве представителей «нечистой силы», пусть даже и сказочной, все равно заложено стремление к очищению… Вот нечисть и старается!
  5. Сказки помогают не только накапливать знания, но и применять их на практике. Сказки, изображая вымышленные ситуации и персонажей, которым приходится проходить различные испытания, чтобы повзрослеть, могут реально показать те варианты поведения, которые присущи героям и вызывают различную реакцию других персонажей. Сказки любят все. Даже те, кто не любит сознаваться в этом. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять (не так обидно, не так больно). Для сказочного героя легче придумать выход из положения – ведь в сказке все можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя. К тому же всем известно, что сказки всегда хорошо кончаются.
Загрузка…

Исследовательский проект «Сказка по мотивам произведений Редьярда Киплинга»

Доступна к просмотру полнотекстовая версия работы

Сказки пишутся не только для детей, на самом деле они адресованы ребенку, который находится в душе каждого взрослого. Я изучаю английский язык, и поэтому, когда мне захотелось перечитать сказки, я решила обратиться к сказкам Киплинга на английском яз…

Посмотреть работу

Проект «Сказки с бродячим сюжетом»

Целью проекта «Сказки с бродячим сюжетом» является определение причин сходства и различия сказок «Красавица и чудовище» Шарля Перро и «Аленький цветочек» Сергея Аксакова, задачи — знакомство с понятием «бродячий сюжет», историей возникновения бродячи…

Посмотреть работу

4″>Исследовательская работа «Карлсоны — такие разные и такие одинаковые (по творчеству Астрид Линдгрен)»

Доступна к просмотру полнотекстовая версия работы

Основой в жизни каждого ребенка играют роль сказки, которые рассказывают им родители. Сказки – это литературный жанр. В русской традиции сказки бывают волшебные, бытовые и сказки про животных и, безусловно, они все нам хорошо знакомы. Каждая сказка,…

Посмотреть работу

Проект по пропаганде чтения «Смысловое чтение. От картинок к исследованию»

Доступна к просмотру полнотекстовая версия работы

Актуальность темы. Международная практика показывает, что чтение- живительный нектар, который наполняет душу человека. Тот материал, который проникает сквозь осознание и восприятие со страниц книг во многом становится основополагающим в жизни ребенка…

Посмотреть работу

4″>Исследовательская работа «Добро и зло в русских народных сказках»

Абсолютно каждый человек, каждый из нас, находясь в раннем детстве, слушал сказки. Нашим бабушкам, когда они были детьми, сказки рассказывала их бабушка, той, в свою очередь, её бабушка. Народ передавал из уст в уста знания о мире, его устройстве и з…

Посмотреть работу

Мероприятие завершено

Фу-фу, сила нечистая! Театрализованная викторина по русским народным сказкам

Действующие лица:

Баба Яга, ведущий.

Предварительная подготовка:

учитель сообщает детям названия сказок, по которым будет проводиться викторина. (Список можно повесить в классном уголке.)

  • «Искушение»,
  • «Хитрая наука»,
  • «Черт и горшечник»,
  • «Черт-заимодавец»,
  • «Неосторожное слово»,
  • «Лихо одноглазое»,
  • «Чудесная рубашка»,
  • «Казак и ведьма»,
  • «Кошей Бессмертный»,
  • «Ведьма-сестра»;

проводится конкурс рисунков на тему «Сила нечистая в русских народных сказках».

Перед викториной рисунки детей выставляются на стенде.

Ведущий.

Сегодня, ребята, мы проводим викторину по русским народным сказкам о нечистой силе. Чем же могут привлечь нас сказки о Кощее Бессмертном и оборотнях, о колдунах и леших, о чертах и прочей нечисти? Зачем русский народ не только придумал эти сказки, но и передает их из поколения в поколение? К тому же подобных сказок довольно много. Значит, они интересны, нужны. Опять же возникает вопрос: зачем, если приятного в них мало? Наверное, затем, что жизнь состоит не только из радостей, а если в ней есть зло, то с детства надо знать о нем, уметь его распознать, бороться с ним.

Например, сказка о Горе горемычном — это, прежде всего, сказка о зависти, о том, как один брат позарился на богатство другого, стал желать ему зла, а пострадал сам.

А такие сказки, как «Черт и горшечник», «Золотой хлеб» и другие, — разве они не о том, что легкого богатства не бывает, за все надо платить?

Значит, сказки о нечистой силе нужны не для того, чтобы прославлять ее, а для того, чтобы знать об ее существовании и быть готовым к встрече с ней.

Не зря же ее называют хоть и нечистой, но все же — силой, давая понять, что не. так-то просто справиться с нею. Цель у зла разноликого одна: перессорить добрых людей, погубить их, сделать несчастными. И сказки о силе нечистой учат нас не поддаваться обаянию льстивых речей и пустых обещаний, размышлять над тем, почему непослушание и гордыня иногда губительны, и над тем, кто друг, а кто только притворяется другом.

Итак, начинаем викторину «Фу-фу, сила нечистая!»

Дверь класса открывается. Появляется большой мешок с надписью «Подарок». Мешок шевелится, двигается вперевалочку.

Ведущий.

Это еще что такое? (Подходит к мешку, рассматривает его со всех сторон.) Странно. Здесь написано: «Подарок». Очевидно, этот подарок предназначается нам. Давайте-ка развяжем мешок и посмотрим, что там.

(Развязывает.)

Из мешка вылезает Баба Яга, на голове у нее красивая корона.

Баба Яга.

Здорово, люди добрые! Поклон вам от меня, Василисы Прекрасной! (Кланяется.) Привет вам от Кощея-царевича! Тьфу ты! От Ивана-царевича! Встретилась я с ним на болоте. Тьфу ты, в полете! Когда, стало быть, к вам сюда спешила. Говорят, тут есть ребятишки — объедение. Тьфу ты, заглядение! И у меня для вас подарок — представление. Вот, глядите, какая я красавица-раскрасавица! Щечки румяные, глазки окаянные … Тьфу ты, совсем запуталась! Глазки…

Ведущий.

Постой-постой, что-то тут не так. Эй, Василиса Прекрасная! А есть ли у тебя документ, подтверждающий твою личность?

Баба Яга.

Документ? Есть! Во, глядите, мой «пачпорт».

(Показывает.) Подпись есть!

Ведущий.

Ну-ка, ну-ка, что тут за подпись? (Берет «паспорт», читает).

«Назначается Василисой Прекрасной. Подпись: Кощей Бессмертный». Э-э, голубушка, да ты, оказывается, самозванка. Уходи-ка подобру-поздорову, не хотим знать тебя, и Василисой Прекрасной признать не можем.

Баба Яга.

Как же так? Я сто лет готовилась, недоедала, недосыпала! Можно, я побуду немного с вами? Ну хоть чуть-чуть, а?

Ведущий спрашивает мнение детей. Те, конечно, соглашаются, чтобы Баба Яга осталась.

Ведущий.

Ну, раз ты, Василиса Прекрасная, сто лет готовилась к встрече с нами, тогда не сиди сложа руки, а помогай мне проводить викторину «Фу-фу, сила нечистая!»

Баба Яга.

Завсегда готова. Я так понимаю, что викторина-то про моих закадычных друзей. Тьфу ты, про закадычных недругов!

Ведущий.

Точно. Про твоих закадычных друзей. Внимание, вопросы!

1.

Из какой сказки этот отрывок?

«Смотрит девица: на одном блюде все золото, на другом серебро кусками, на третьем камни самоцветные рассыпаны. А жених ее — уж не красавиц-королевич: у него рога выросли, весь он шерстью оброс, ноги конские, на руках когти железные. … Поняла она тут, что к самому нечистому в ад попала, и взмолилась». («Золотой хлеб».)

Баба Яга.

Ну и страшилище: и когти-то железные, и ноги-то конские, и в шерсти-то весь. Да кто же этот раскрасавец будет-то? (Черт.)

2.

Кем был тот встречный, кому отдал бедный старик своего сына в ученики в сказке «Хитрая наука»? (Злой колдун.)

Баба Яга.

И зачем только люди отдают своих детей в ученики колдунам? Отдавали бы лучше мне, Василисе Прекрасной, уж я бы научила уму-разуму: и как Ивана в печи изжарить, тьфу ты, попарить, и как…

Ведущий.

Василиса Прекрасная, дети ждут следующий вопрос викторины.

Баба Яга.

Молчу, молчу.

3.

Что находилось в той миске, которую черт запретил открывать мужику с бабой в сказке «Искушение»? (Мышь.)

4.

Как сложилась дальнейшая жизнь у мужика с бабой после того, как баба нарушила запрет черта и открыла миску? (Каждый день ссоры, драки. )

Баба Яга.

Вот до чего любопытство-то доводит! Черту ведь только этого и надо было. Глядите, люди добрые, какая хитрая эта сила нечистая, как она умеет людей смущать. Срамота прямо!

Ведущий.

Тут я с тобой соглашусь: умеет нечистая сила людей на зло наводить.

5.

Почему люди перестали покупать изделия у горшечника в сказке «Черт и горшечник»? (Черти изготовили за горшечника горшки красивые, а нальешь воды — и развалятся.)

Баба Яга.

Вот обманщики! А я ведь тоже попалась на их удочку. Перекосило окно в моей избушке на курьих ножках…. Тьфу ты! В тереме! Позвала я их ремонт, значит, произвесть… Они изладили все красиво-красиво. Уж и благодарила я их, уж и благодарила… Ушли они, значит, я присела к окну-то, облокотилась — да как брякнусь! Вся их работа в щепки разлетелась! Уж и ругала я их, уж и ругала! Попадитесь только мне, уж я вам всыплю по первое число! (Обращается к ведущему. ) А можно мне у ребят спросить кой-чего?

Ведущий.

Спрашивай. (Баба Яга задает следующие вопросы.)

6.

Как называется сказка о сметливом батраке и глупом чертенке в красной курточке и красной шапочке? («Шабарша».)

7.

Что хитростью выманил Шабарша у чертей? (Полную яму золота.)

Баба Яга.

Вот видите, и чертей перехитрить можно, если с умом в дружбе жить. (Обращается к ведущему.) Правильно я говорю?

Ведущий.

Правильно. Ты позволишь мне, Василисушка, вести викторину дальше?

Баба Яга.

Дак я хотела еще кой-чего спросить, загадки ребятам загадать.

Ведущий.

Давай загадаем их позже, хорошо?

Баба Яга.

Да ладно уж, задавай дальше свои вопросы.

8.

Как выглядело Лихо одноглазое? (Огромная баба, страшная, об одном глазе. )

9.

Каким образом кузнец выбрался из избы Лиха одноглазого? (Вывернул свой тулуп шерстью вверх, надел его и пошел на четвереньках, как баран.)

10.

Назовите те неосторожные слова, произнеся которые поп лишился своей дочери и драгоценной посуды в сказке «Неосторожное слово»? («Черт возьми!», «Чтоб тебя черти побрали!»)

Баба Яга.

Думать надо, прежде чем языком болтать, что ни попадя!

Ведущий.

Опять ты права, Василиса!

Баба Яга.

Я ведь не только Прекрасная, но и Премудрая, во!

Ведущий задает вопросы викторины.

11.

Кого вызволил охотник из избушки Лешего в сказке «Леший»? (Красну девицу.)

12.

Чем закончилась для Лешего встреча с охотником? (Он был убит.)

Баба Яга.

Так ему и надо, лешаку старому. Говорила ведь ему: на кой тебе эта девка? Придет за ней какой-нибудь Иван, и тебе несдобровать. Так и вышло. Пусть это будет наукой для всех леших: неча над людьми хозяйничать!

Ведущий.

Продолжим нашу викторину.

13.

Какие слова были написаны хитрым мужиком на воротах для черта, давшего ему взаймы тысячу в сказке «Черт — заимодавец»? («Вчера приди».)

14.

С какой нечистой силой боролся Иван — купеческий сын в сказке «Чудесная рубашка»? (Со Змеем Горынычем.)

Баба Яга.

Опять Горынька на рожон полез. Сколько раз говорила ему, что связываться с Иваном — себе дороже. Но ему говорить что в решете воду носить. А борьба-то в чью пользу закончилась? (Иван убил Змея.)

15.

Как была наказана ведьма задела свои неправедные в сказке «Белая уточка»? («Ведьму привязали к лошадиному хвосту, размыкали по полю: где оторвалась нога — там стала кочерга, где рука — там грабли , где голова — там куст да колода». )

16.

Как казак помог определить людям, кто в их селе является ведьмой в сказке «Казак и ведьма»? (Отсек ведьме руку по самое плечо, когда она пришла ночью в дом, где казак остановился на ночлег.)

17.

Из какой сказки этот вопрос: «Отчего тебя, Кощеюшка, бессмертным зовут?» («Кощей Бессмертный».)

18.

Вспомните, какая сказка заканчивается словами:

«Вдруг налетела ведьмина голова и впилась коню в спину зубами. … Обратился царевич ясным месяцем и взлетел ко дворцу Зари-Заряницы, Солнцевой сестрицы, — до того времени на земле месяца не было. … Стой поры стал он месяцем, собаки — его охраной, а ведьма — лютым врагом месяцу. В год раза два засыпают верные собаки, и ведьма на месяц накидывается. Темнеет месяц. Начнут на земле люди кричать — проснутся верные псы и оттащат от хозяина ведьмину голову. Опять месяц светлеет. Ученые люди это месячным затмением зовут». («Ведьма-сестра».)

Ведущий.

А ты что приуныла, Василиса?

Баба Яга.

Да вот жду, когда мой черед настанет загадки про нечисть загадывать.

Ведущий.

Можешь загадывать. У меня нет больше к ребятам вопросов.

Баба Яга.

Тады слушайте.

Железные зубы, из кости нога,
И дети все знают, что это… (Яга.)

Века он проживает,
И страха он не знает,
С богатырем дерется,
«Бессмертным» он зовется,
Никого он не боится,
Смерть его в яйце таится. (Кощей Бессмертный.)

Выше леса стоячего,
Выше облака ходячего
Летит не птица и не зверь —
Многоголовый страшный змей.
Во все стороны глядит,
Из ноздрей-то дым валит.
Всех врагов он примечает,
Изо ртов огонь пускает. (Змей Горыныч.)

Он хозяин рек, болот
И всегда в воде живет.
Весь, как рыба, в чешуе,
Ездит на большом соме. (Водяной.)

Баба Яга.

Ох, спасибо, Мои золотенькие! Обрадовали вы старушку, тьфу ты, Василисушку! А я вам за это — подарочки: шоколадки, мармеладки, конфетки-вкуснетки. (Угощает детей.) А мне пора к Ивану-царевичу возвращаться, заждался меня, небось, касатик. Прощевайте! (Уходит.)

Ведущий подводит итоги викторины, поощряет наиболее отличившихся.

Русские Демоны: Феномен кликушества

Эйвери Аймс

Один из многих Функция культуры состоит в том, чтобы обеспечить основу для того, как понимать и ориентироваться в мире, в котором живут люди. Фольклор, включающий поверья, обычаи и истории данной культуры могут как влиять, так и объяснять ежедневная жизнь. Одним из увлекательных примеров является феномен кликушества . Как описанная русским писателем Андреем Синявским, эта форма одержимости бесами обычно поражает молодых женщин и проявляется в виде неразборчивых криков, выкрикивать непристойности или припадки физической корчи, особенно в ответ на святое действия или места. [1] Однако, несмотря на типично невыносимое поведение кликуша , она к нему часто относились с добротой и воспринимали как безгрешную жертву.[2] Такая трактовка, вероятно, является продолжением более широкого убеждения, что дураки или лунатики особенные для Бога. Восприятие дураков представлено на примере Ивана Великого. Дурак в сказке «Соль», где тип персонажа иллюстрирует повторяющийся Славянский фольклорный образец, что дурак может преуспеть, несмотря на то, что бросает вызов традиционным ожидания.[3] Фольклор включает в себя как сказки, так и поверья; эти формы перекликаются и усиливают каждый другое, как видно из особого статуса обоих кликуш и самцы дураки. Статус кликуши , вероятно, происходит от «древней традиции почитания женщин-прорицательниц, которые… в состоянии бесовской одержимости, раскрывать тайны и делать пророчества недоступными для других».[4] Таким образом, существует широко распространенная поведенческая система, подкрепляемая различными аспектами фольклора в том, как относиться к странному и иррациональному поведению некоторых людей. Само состояние также объясняется народными поверьями, что обеспечивает рамки, в которых сообщество может идентифицировать поведение, отклоняющееся от нормы, и реагировать на него. от нормы.

            С внешней точки зрения, кликушество , вероятно, возникло как объяснение различных состояний. Научные подходы утверждают, что такое поведение может быть вызвано эпилепсией, вздрагивающим рефлексом, различными психологическими расстройствами или даже типом грибкового отравления, называемого эрготизмом, когда пораженная жертва употребляет в пищу испорченную рожь и испытывает многие из симптомов, описанных выше. Однако эти различные расстройства не полностью охватывают феномен кликушества. Некоторые из этих состояний названы и идентифицированы на местных языках, в отличие от концепции кликушество .[6] Таким образом, многие ученые обращаются к антропологическим интерпретациям. Синявский утверждает, что это состояние является результатом «великой мистичности женской природы». [7] Эта позиция является откровенно сексистской, опираясь не только на ложные стереотипы о женщинах как на иррациональных по своей сути, но и игнорируя тот факт, что это состояние иногда поражает мужчин. . Другая научная позиция состоит в том, что это состояние было просто реакцией на чрезвычайно тяжелые условия, в которых жили молодые крестьянки, поскольку, вероятно, это было их единственным выходом для их значительного эмоционального бремени. Я бы сказал, что реальность, скорее всего, представляет собой комбинацию объяснений; кликушество , возможно, было разработано для объяснения различных необъяснимых или нежелательных состояний, от физиологических и психологических расстройств до эмоциональных срывов, но оно стало широко используемой системой диагностики и лечения, способной принести этим женщинам некоторое облегчение. Эта интерпретация хорошо сочеталась с устоявшимися верованиями, такими как юродивый мужчина, и, таким образом, эта вера укреплялась и сохранялась на протяжении веков. Хотя фольклор может развиваться как объяснение непонятных событий в обычной жизни, окончательное восприятие этого события становится для людей реальным. Таким образом, кликушество нельзя четко классифицировать как одно расстройство, поскольку оно эволюционировало, чтобы стать реальностью, используемой для описания и навигации по различным аспектам нормальной жизни.

Эйвери Аймс изучает микробиологию в Майами. Этот пост был написан для курса русского фольклора доктора Бенджамина Сатклиффа.

Процитированные работы

Афанасьев Александр. Русские сказки . Перевод Норберта Гутермана, иллюстрации

Александра Алексеев, комментарий Романа Якобсона, Pantheon Books, 1976, стр. 40-44.

Христофорова Ольга. «Одержимость духом в современной русской деревне». Фольклорика , том 15,

нет. 0, 2010, стр. 27-59. Канзасский университет , doi:10.17161/folklorica.v15i0.4024.

Синявский Андрей. Иван Дурак: русское народное поверье. История культуры . Переведено 

Джоанн Тернбулл и Николай Формозов, Глас, 2007, стр. 128-132.


[1] Синявского 128-9.

[2] Там же, 130.

[3] См. Афанасьев 40-44.

[4] Синявского 131.

[5] См. Христофорова 31-32.

[6] Там же.

[7] Синявский 130.

Баба-Яга: злая ведьма из славянского фольклора

Несмотря на свою двусмысленность и безобразие, Баба-Яга — аномалия. В славянском фольклоре Баба-Яга является одновременно фигурой матери, матери-природы и злой злодейкой, которая похищает и ест детей. Многочисленные интерпретации ее сказки изображают ее как предвестницу трансформации , обладающая способностью либо помогать, либо мешать тем, с кем она сталкивается, и поедать тех, кто не может удовлетворить ее требования. Альтернативная злая ведьма из русских и славянских легенд, Баба-Яга изображается летящей по лесу в гигантской ступе с пестиком.

Хотя происхождение ее имени так же неясно, как и ее цель, считается, что баба означает что-то вроде «старуха» или «бабушка», в то время как значение яга , как говорят, означает что-то от от «змеи» до «зла». Несмотря на это, даже имя Бабы Яги подчеркивает странность ее личности, что делает ее интересным персонажем для расшифровки.

  • Причудливая сказка древнего фольклора: Василиса Прекрасная и Баба Яга
  • Домовой: оставайтесь на хорошей стороне этого озорного славянского домашнего духа

История Бабы Яги впервые была зафиксирована в письменной форме в 1755 году, хотя легенды о ней появились гораздо раньше и встречаются в произведениях искусства как минимум XVII века. Современные интерпретации, такие как В лес: Сказки о Бабе Яге , подчеркивают ее роль как возможного «прототипа».0030 феминистская икона ».

«Сущность Бабы-Яги существует во многих культурах и во многих историях и символизирует непредсказуемую и неукротимую природу женского духа, Матери-Земли и отношения женщин к дикой природе», — пояснил Райан, редактор журнала коллекция, в интервью BBC . «Она шаманский обманщик, категория и нарушительница границ, [напоминание] о том, что свобода находится немного за пределами социальных норм, и что мы можем научиться как у тьмы, так и у света».

Баба Яга в ступе, Иван Билибин. ( Общественное достояние )

Изображения мифической Бабы-Яги

Чаще всего Бабу-Ягу изображают либо в виде одной старухи, либо в виде трех старых сестер, каждая из которых изображена тощей, с железными зубами и носы такие длинные, что касаются потолка, когда спят. Бабу-Ягу обычно изображают разъезжающей на ступе, а не на метле, с пестиком в руках как в качестве летающей помощи, так и в качестве жезла.

Историй о Бабе Яге множество, и большинство из них происходят в ее хижине, расположенной глубоко в лесу. Чтобы сделать историю еще более жуткой, легенда гласит, что ее хижина была окружена забором из человеческих костей и стояла на волшебных куриных ножках с головой петуха наверху.

В сказках о Бабе-Яге обычно рассказывается, что герои, отважившиеся войти в ее скромную обитель, находили ее распростертой на кухонной плите. Огромная печь описывается как тянущаяся от одной стороны избы к другой, тонко подчеркивая ее размеры и магическую силу.

Печь — еще одна частая деталь, фигурирующая в сказках о Бабе-Яге , как место, где готовят и едят ее жертвы. Однако, несмотря на честолюбивый аппетит, Баба-Яга всегда изображается тощей и костлявой, с собственным прозвищем «костлявая».

Благодетель или злодей? Неоднозначный характер Бабы-Яги

Большинство известных повествований с участием Бабы-Яги вращаются вокруг героев, встречающихся на ее пути, а не ее личных подвигов. Именно характеристика Бабы Яги вносит большую часть двусмысленности, окружающей ее, поскольку она колеблется между ролью благодетель и злодей , помогающие или мешающие героям славянского фольклора.

Хотя кажется, что Баба-Яга никогда не инициирует конфронтации, так как она реагирует только тогда, когда кто-то отваживается войти в ее хижину, ее моральный компас, похоже, отсутствует. Тем не менее, несмотря на свою сомнительную этику, она остается верной своему слову и сдерживает все обещания, данные герою, который триумфально выполняет поставленные перед ней задачи.

Жуткая и непредсказуемая натура Бабы-Яги только добавляет захватывающей загадочности ее характеру, делая ее встречи со славянскими богатырями еще более захватывающими и непредсказуемыми.

Иллюстрация Бабы-Яги 1925 года Ивана Малютина . ( Общественное достояние )

Баба Яга в сказке о Василисе Прекрасной

В одной сказке, известной как Василиса Прекрасная , Василиса — персонаж типа Золушки с волшебной куклой, у которой умерла мать и отец. женился повторно на ужасной женщине с такими же недобрыми дочерьми. Когда отец Василисы уезжает в путешествие, новая мачеха продает их дом и переселяет ее и трех девочек в коттедж в лесу, давая дочерям невыполнимые задания при свечах.

Когда Василиса прислушивается к требованию сводных сестер найти огонь для их дома, она невольно натыкается на Бабу Ягу, которая поручает ей ряд трудных задач в обмен на пламя, которое она должна вернуть своей семье. С помощью волшебной куклы Василиса триумфально завершает все испытания и получает в награду огонь, спрятанный в фонаре-черепе, который сразу же испепеляет ее мерзких сводных сестер по ее возвращении домой.

История Василисы в конечном счете завершается, когда Царь России или Король, в зависимости от того, какая версия истории рассказана, глубоко влюбляется в нее, обеспечивая классический счастливый конец. Однако по-настоящему пленяет воображение загадочная роль Бабы-Яги в сказке.

В Василисе Прекрасной Баба Яга олицетворяет для Василисы и препятствие, и спасительницу. Без фонаря она так и осталась бы в тисках своей злобной сводной семьи. Однако ужасные методы освобождения Василисы Бабой Ягой подчеркивают ее аморальность и опасный характер.

В отличие от доброжелательной феи-крестной из оригинальной сказки о Золушке, Баба-Яга напоминает злую мачеху , которая позволяет дочери изувечить собственную ногу, чтобы надеть стеклянную туфельку. Баба-Яга идет на все, чтобы освободить Василису, убивая ее тремя мучительными смертями и причиняя ей много страданий, прежде чем, наконец, позволить ей покинуть хижину. Ее действия превосходят простую задачу помочь Василисе сбежать от ее угнетающей семьи, оставляя пугающее впечатление об истинных мотивах и характере Бабы Яги.

Героиня Василиса у избушки Бабы Яги в изображении Ивана Билибина (1902). ( Общественное достояние )

Баба-Яга в роли Матери-Земли

Баба-Яга также играет роль Матери-Земли, оказывая влияние на мир природы через трех своих слуг, о чем свидетельствует Василиса. Дважды Василиса видит трех всадников — первого белого, второго красного и третьего черного. На вопрос, кто они такие, Баба Яга отвечает, что это День, Солнце и Ночь соответственно, каждый из которых контролируется ею.

Этот конкретный эпизод истории демонстрирует огромную власть Бабы-Яги, намекая на то, что она обладала способностью освободить Василису из хватки ее семьи с помощью менее крайних мер. Однако ее решение использовать такую ​​ужасную тактику подчеркивает ее злобный характер и склонность к безжалостному поведению.

Баба Яга и крестьянские дети

Еще одна басня о Бабе Яге рассказывает о двух несчастных крестьянских детях, ставших жертвами мачехи-тирана. В этом повествовании злая мачеха отправляет детей в обитель Бабы Яги, надеясь избавиться от них навсегда.

Находчивым ребятам помогают сбежать животные, растения и предметы, которыми Баба Яга пренебрегла. Черный кот помогает им спланировать побег, так как они кормили его, а Баба-Яга — нет; ворота запирают Бабу Ягу, потому что она ими пренебрегала; Даже лесные деревья преграждают ей путь из-за подобного жестокого обращения.

  • Она приносит плохие новости: страшный славянский домашний дух по имени Кикимора
  • Снегурочка из славянского фольклора: Волшебные персонажи зимы из России

Дети благополучно возвращаются домой целыми и невредимыми, а Баба Яга бросает преследование, когда оно становится слишком трудным. И снова эта сказка заканчивается благополучно: отец изгоняет жестокую мачеху и защищает своих детей. И снова Баба Яга играет роль препятствия, беспокоя детей только потому, что они первыми вторглись в ее владения.

Это иллюстрирует парадоксальный аспект характера Бабы-Яги , поскольку ее часто считают божеством, олицетворяющим силу и непредсказуемость Матери-природы. Несмотря на то, что считается божеством, родственным Матери-природе, мир природы все еще восстает против нее из-за боли, которую она ему причинила. Это одна из причин, по которой ученым сложно классифицировать ее, поскольку она играет множество разных ролей и демонстрирует противоречивые черты.

Загадочный характер Бабы-Яги делает ее такой очаровательной фигурой в мифологии и объектом постоянных научных исследований. Ее неоднозначный характер заставляет читателей задуматься, будет ли она действовать как злобная сила или доброжелательный спаситель в различных сказках, в которых она появляется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *