Нечистая сила в русских народных сказках: Образ нечистой силы в русских волшебных сказках

Фу-фу, сила нечистая! Театрализованная викторина по русским народным сказкам

Действующие лица:

Баба Яга, ведущий.

Предварительная подготовка:

учитель сообщает детям названия сказок, по которым будет проводиться викторина. (Список можно повесить в классном уголке.)

  • «Искушение»,
  • «Хитрая наука»,
  • «Черт и горшечник»,
  • «Черт-заимодавец»,
  • «Неосторожное слово»,
  • «Лихо одноглазое»,
  • «Чудесная рубашка»,
  • «Казак и ведьма»,
  • «Кошей Бессмертный»,
  • «Ведьма-сестра»;

проводится конкурс рисунков на тему «Сила нечистая в русских народных сказках».

Перед викториной рисунки детей выставляются на стенде.

Ведущий.

Сегодня, ребята, мы проводим викторину по русским народным сказкам о нечистой силе. Чем же могут привлечь нас сказки о Кощее Бессмертном и оборотнях, о колдунах и леших, о чертах и прочей нечисти? Зачем русский народ не только придумал эти сказки, но и передает их из поколения в поколение? К тому же подобных сказок довольно много.

Значит, они интересны, нужны. Опять же возникает вопрос: зачем, если приятного в них мало? Наверное, затем, что жизнь состоит не только из радостей, а если в ней есть зло, то с детства надо знать о нем, уметь его распознать, бороться с ним.

Например, сказка о Горе горемычном — это, прежде всего, сказка о зависти, о том, как один брат позарился на богатство другого, стал желать ему зла, а пострадал сам.

А такие сказки, как «Черт и горшечник», «Золотой хлеб» и другие, — разве они не о том, что легкого богатства не бывает, за все надо платить?

Значит, сказки о нечистой силе нужны не для того, чтобы прославлять ее, а для того, чтобы знать об ее существовании и быть готовым к встрече с ней. Не зря же ее называют хоть и нечистой, но все же — силой, давая понять, что не. так-то просто справиться с нею. Цель у зла разноликого одна: перессорить добрых людей, погубить их, сделать несчастными. И сказки о силе нечистой учат нас не поддаваться обаянию льстивых речей и пустых обещаний, размышлять над тем, почему непослушание и гордыня иногда губительны, и над тем, кто друг, а кто только притворяется другом.

Итак, начинаем викторину «Фу-фу, сила нечистая!»

Дверь класса открывается. Появляется большой мешок с надписью «Подарок». Мешок шевелится, двигается вперевалочку.

Ведущий.

Это еще что такое? (Подходит к мешку, рассматривает его со всех сторон.) Странно. Здесь написано: «Подарок». Очевидно, этот подарок предназначается нам. Давайте-ка развяжем мешок и посмотрим, что там. (Развязывает.)

Из мешка вылезает Баба Яга, на голове у нее красивая корона.

Баба Яга.

Здорово, люди добрые! Поклон вам от меня, Василисы Прекрасной! (Кланяется.) Привет вам от Кощея-царевича! Тьфу ты! От Ивана-царевича! Встретилась я с ним на болоте. Тьфу ты, в полете! Когда, стало быть, к вам сюда спешила. Говорят, тут есть ребятишки — объедение. Тьфу ты, заглядение! И у меня для вас подарок — представление. Вот, глядите, какая я красавица-раскрасавица! Щечки румяные, глазки окаянные . .. Тьфу ты, совсем запуталась! Глазки…

Ведущий.

Постой-постой, что-то тут не так. Эй, Василиса Прекрасная! А есть ли у тебя документ, подтверждающий твою личность?

Баба Яга.

Документ? Есть! Во, глядите, мой «пачпорт». (Показывает.) Подпись есть!

Ведущий.

Ну-ка, ну-ка, что тут за подпись? (Берет «паспорт», читает).

«Назначается Василисой Прекрасной. Подпись: Кощей Бессмертный». Э-э, голубушка, да ты, оказывается, самозванка. Уходи-ка подобру-поздорову, не хотим знать тебя, и Василисой Прекрасной признать не можем.

Баба Яга.

Как же так? Я сто лет готовилась, недоедала, недосыпала! Можно, я побуду немного с вами? Ну хоть чуть-чуть, а?

Ведущий спрашивает мнение детей. Те, конечно, соглашаются, чтобы Баба Яга осталась.

Ведущий.

Ну, раз ты, Василиса Прекрасная, сто лет готовилась к встрече с нами, тогда не сиди сложа руки, а помогай мне проводить викторину «Фу-фу, сила нечистая!»

Баба Яга.

Завсегда готова. Я так понимаю, что викторина-то про моих закадычных друзей. Тьфу ты, про закадычных недругов!

Ведущий.

Точно. Про твоих закадычных друзей. Внимание, вопросы!

1.

Из какой сказки этот отрывок?

«Смотрит девица: на одном блюде все золото, на другом серебро кусками, на третьем камни самоцветные рассыпаны. А жених ее — уж не красавиц-королевич: у него рога выросли, весь он шерстью оброс, ноги конские, на руках когти железные…. Поняла она тут, что к самому нечистому в ад попала, и взмолилась». («Золотой хлеб».)

Баба Яга.

Ну и страшилище: и когти-то железные, и ноги-то конские, и в шерсти-то весь. Да кто же этот раскрасавец будет-то? (Черт.)

2.

Кем был тот встречный, кому отдал бедный старик своего сына в ученики в сказке «Хитрая наука»? (Злой колдун.)

Баба Яга.

И зачем только люди отдают своих детей в ученики колдунам? Отдавали бы лучше мне, Василисе Прекрасной, уж я бы научила уму-разуму: и как Ивана в печи изжарить, тьфу ты, попарить, и как.

..

Ведущий.

Василиса Прекрасная, дети ждут следующий вопрос викторины.

Баба Яга.

Молчу, молчу.

3.

Что находилось в той миске, которую черт запретил открывать мужику с бабой в сказке «Искушение»? (Мышь.)

4.

Как сложилась дальнейшая жизнь у мужика с бабой после того, как баба нарушила запрет черта и открыла миску? (Каждый день ссоры, драки.)

Баба Яга.

Вот до чего любопытство-то доводит! Черту ведь только этого и надо было. Глядите, люди добрые, какая хитрая эта сила нечистая, как она умеет людей смущать. Срамота прямо!

Ведущий.

Тут я с тобой соглашусь: умеет нечистая сила людей на зло наводить.

5.

Почему люди перестали покупать изделия у горшечника в сказке «Черт и горшечник»?

(Черти изготовили за горшечника горшки красивые, а нальешь воды — и развалятся. )

Баба Яга.

Вот обманщики! А я ведь тоже попалась на их удочку. Перекосило окно в моей избушке на курьих ножках…. Тьфу ты! В тереме! Позвала я их ремонт, значит, произвесть… Они изладили все красиво-красиво. Уж и благодарила я их, уж и благодарила… Ушли они, значит, я присела к окну-то, облокотилась — да как брякнусь! Вся их работа в щепки разлетелась! Уж и ругала я их, уж и ругала! Попадитесь только мне, уж я вам всыплю по первое число! (Обращается к ведущему.) А можно мне у ребят спросить кой-чего?

Ведущий.

Спрашивай. (Баба Яга задает следующие вопросы.)

6.

Как называется сказка о сметливом батраке и глупом чертенке в красной курточке и красной шапочке?

(«Шабарша».)

7.

Что хитростью выманил Шабарша у чертей? (Полную яму золота.)

Баба Яга.

Вот видите, и чертей перехитрить можно, если с умом в дружбе жить. (Обращается к ведущему.) Правильно я говорю?

Ведущий.

Правильно. Ты позволишь мне, Василисушка, вести викторину дальше?

Баба Яга.

Дак я хотела еще кой-чего спросить, загадки ребятам загадать.

Ведущий.

Давай загадаем их позже, хорошо?

Баба Яга.

Да ладно уж, задавай дальше свои вопросы.

8.

Как выглядело Лихо одноглазое? (Огромная баба, страшная, об одном глазе.)

9.

Каким образом кузнец выбрался из избы Лиха одноглазого?

(Вывернул свой тулуп шерстью вверх, надел его и пошел на четвереньках, как баран.)

10.

Назовите те неосторожные слова, произнеся которые поп лишился своей дочери и драгоценной посуды в сказке «Неосторожное слово»? («Черт возьми!», «Чтоб тебя черти побрали!»)

Баба Яга.

Думать надо, прежде чем языком болтать, что ни попадя!

Ведущий.

Опять ты права, Василиса!

Баба Яга.

Я ведь не только Прекрасная, но и Премудрая, во!

Ведущий задает вопросы викторины.

11.

Кого вызволил охотник из избушки Лешего в сказке «Леший»? (Красну девицу.)

12.

Чем закончилась для Лешего встреча с охотником? (Он был убит.)

Баба Яга.

Так ему и надо, лешаку старому. Говорила ведь ему: на кой тебе эта девка? Придет за ней какой-нибудь Иван, и тебе несдобровать. Так и вышло. Пусть это будет наукой для всех леших: неча над людьми хозяйничать!

Ведущий.

Продолжим нашу викторину.

13.

Какие слова были написаны хитрым мужиком на воротах для черта, давшего ему взаймы тысячу в сказке «Черт — заимодавец»? («Вчера приди».)

14.

С какой нечистой силой боролся Иван — купеческий сын в сказке «Чудесная рубашка»? (Со Змеем Горынычем. )

Баба Яга.

Опять Горынька на рожон полез. Сколько раз говорила ему, что связываться с Иваном — себе дороже. Но ему говорить что в решете воду носить. А борьба-то в чью пользу закончилась? (Иван убил Змея.)

15.

Как была наказана ведьма задела свои неправедные в сказке «Белая уточка»? («Ведьму привязали к лошадиному хвосту, размыкали по полю: где оторвалась нога — там стала кочерга, где рука — там грабли , где голова — там куст да колода».)

16.

Как казак помог определить людям, кто в их селе является ведьмой в сказке «Казак и ведьма»? (Отсек ведьме руку по самое плечо, когда она пришла ночью в дом, где казак остановился на ночлег.)

17.

Из какой сказки этот вопрос: «Отчего тебя, Кощеюшка, бессмертным зовут?» («Кощей Бессмертный».)

18.

Вспомните, какая сказка заканчивается словами:

«Вдруг налетела ведьмина голова и впилась коню в спину зубами. … Обратился царевич ясным месяцем и взлетел ко дворцу Зари-Заряницы, Солнцевой сестрицы, — до того времени на земле месяца не было. … Стой поры стал он месяцем, собаки — его охраной, а ведьма — лютым врагом месяцу. В год раза два засыпают верные собаки, и ведьма на месяц накидывается. Темнеет месяц. Начнут на земле люди кричать — проснутся верные псы и оттащат от хозяина ведьмину голову. Опять месяц светлеет. Ученые люди это месячным затмением зовут». («Ведьма-сестра».)

Ведущий.

А ты что приуныла, Василиса?

Баба Яга.

Да вот жду, когда мой черед настанет загадки про нечисть загадывать.

Ведущий.

Можешь загадывать. У меня нет больше к ребятам вопросов.

Баба Яга.

Тады слушайте.

Железные зубы, из кости нога,
И дети все знают, что это… (Яга.)

Века он проживает,
И страха он не знает,
С богатырем дерется,
«Бессмертным» он зовется,
Никого он не боится,
Смерть его в яйце таится. (Кощей Бессмертный.)

Выше леса стоячего,
Выше облака ходячего
Летит не птица и не зверь —
Многоголовый страшный змей.
Во все стороны глядит,
Из ноздрей-то дым валит.
Всех врагов он примечает,
Изо ртов огонь пускает. (Змей Горыныч.)

Он хозяин рек, болот
И всегда в воде живет.
Весь, как рыба, в чешуе,
Ездит на большом соме. (Водяной.)

Баба Яга.

Ох, спасибо, Мои золотенькие! Обрадовали вы старушку, тьфу ты, Василисушку! А я вам за это — подарочки: шоколадки, мармеладки, конфетки-вкуснетки. (Угощает детей.) А мне пора к Ивану-царевичу возвращаться, заждался меня, небось, касатик. Прощевайте! (Уходит.)

Ведущий подводит итоги викторины, поощряет наиболее отличившихся.

Былины — Сказка о русских богатырях и нечистой силе

Автор: Сергей Боровский

Обгоняя скорость света,
Разум мчится сквозь века;
В глубине души поэта
За строкой бежит строка.

И ложатся на страницы,
Отряхнув седую пыль,
Чудеса и небылицы,
И загадочная быль.

Как-то, споря с океаном,
Славный русский богатырь
Воду вычерпал стаканом;
И земля раздалась вширь.

А другой силач – тихоня,
Задремав у бережка,
Маясь жаждою, спросонья,
Выпил море в три глотка.

Третий – еле умещался
Посреди высоких гор
И в народе прозывался —
Грозный витязь Святогор.

Он мечом владел и пикой,
Равных не было ему;
И страна была великой,
И в узде держали Тьму.

Русский дух царил повсюду,
Как сначала повелось.
Никакому Чуду-юду
Здесь спокойно не жилось.

Заползут какие гады,
Или птицей налетят —
Святогор не даст пощады —
Только косточки трещат.

Много лет ходил дозором —
Караулил землю-мать.
Русь жила за Святогором —
Не обидеть, не сломать.

Все набеги басурманов
Отражал Батыр-гора.
И в стране великих ханов
Невзлюбили бога Ра.

Этот бог служил защитой
Великану Русь-земли.
В битве честной и открытой
С ним тягаться не могли.

Брали подкупом, обманом,
Злыми чарами, вином;
Шли на приступы тараном,
Выжигали Русь огнем.

Всяко землю-мать пытали,
Извели немало стрел.
Дни и годы пролетали,
Грозный витязь постарел.

Трудно стало Святогору
Воевать на склоне лет,
Отдыхать с почётом в пору,
А ему покоя нет:

То Ростов защиты просит,
То из Киева послы.
Но земля уже не носит,
И доспехи тяжелы;

Не поставить в стремя ногу,
Не взобраться на коня.
Богатырь с молитвой к богу:
“Отпустил бы ты меня

За моря, за океаны,
За дремучие леса,
За широкие поляны —
В голубые небеса.

По стране твоей далекой
Извелась душа тоской”.
И, застыв горой высокой,
Богатырь обрёл покой.

Говорят, что сила божья
С той поры ушла в гранит;
Добрый камень у подножья
Тайну бережно хранит.

Много молодцев вспотело,
Сдвинуть камушек горя,
Но осилить это дело
Не нашлось богатыря.

Кто к нему не подступался
И пупка не надрывал —
Никому он не поддался —
Век без малого стоял.

Русь тогда, меняя бога,
Новых радостей ждала,
И к святой горе дорога
Тёмным лесом заросла.

Талисманы, обереги
Крест немного потеснил,
Но пожары и набеги
Новый бог не отменил.

Вера толком не окрепла,
За бедою шла беда.
И, бывало, что из пепла
Вновь вставали города;

Уводили басурманы
Русских девушек в полон,
А князья в чужие станы
Отправлялись на поклон.

Только в Киеве богатом,
У днепровских берегов,
Чистым серебром и златом
Откупались от врагов.

Век покоя Русь не знала,
Но совсем не поддалась —
За морями воевала,
В споре с ханами сошлась.

С давних пор ей досаждали
Кочевые племена:
И поля вокруг страдали,
И дружины, и казна.

А с проклятьем чародея
На Руси другое зло —
Огнедышащего Змея
Тёмной силой занесло:

У чудовища три пасти,
Три огромных головы.
Хуже не было напасти,
По свидетельству молвы.

По болотам леший бродит,
Лес русалками кишит —
Сильных чарами изводит,
Слабых шорохом страшит.

А у города Ростова
Кто-то встретился с ягой.
Говорит – жива, здорова,
Только трудности с ногой,

Да укачивает в ступе,
И кружится голова,
И от старости в тулупе
Прохудились рукава.

Сам я врать-то не умею,
Но в народе был слушок,
Что везла она Кощею
Тяжелёхонький мешок.

В том мешке спала девица —
Белолица и стройна;
А кощеева темница
Без того полным полна.

Любит разные забавы
Полувысохший скелет;
Нет на лютого управы
И на Змея силы нет:

Не одну унес девицу
Он за синие моря.
Постоять за Русь-землицу
Встали два богатыря.

Первым вызвался Алеша —
Сын ростовского попа.
Для него любая ноша
Легче мелкого клопа.

Ни один лихой боярин
Перед ним не устоит;
Под мечом его тугарин
Потерял копьё и щит.

С детства он к тугому луку
Приучаем был отцом
И, любя развеять скуку,
Слыл весёлым молодцом.

На уме мечту лелея,
В жёны высватать княжну,
Одолеть поклялся Змея
И собрался на войну.

Снарядил седлом высоким
Богатырского коня,
Сам – под поясом широким
Сыромятного ремня,

Слева меч висит булатный,
За плечами лук тугой…
И хотел бы на попятный,
Да уж в стремя стал ногой.

В теремке девица плачет,
Тужит ночи у огня;
Богатырь по лесу скачет,
Медным стременем звеня.

Лес всё гуще да темнее,
И тропинки не видать.
Где тут думать о злодее —
Самому б не пострадать.

Вот и конь стреляет ухом,
Может, чует где беду?
Витязь слез, собрался с духом,
Конь пошёл на поводу.

Ночь брели, как будто спьяну,
Продираясь напролом.
Утром вышли на поляну;
На поляне – дом не дом –

Кособокая избушка
Без окошек, без крыльца.
У двери сидит старушка,
Неприметная с лица.

В доме кот, сова, два гуся…
Богатырь хитрить не стал,
Говорит: “Скажи, бабуся, —
Змей давно ли пролетал?

Мне б найти к нему дорожку,
Заблудились мы слегка,
Да поесть какую крошку,
И воды б по два глотка”.

Бабка фыркнула сначала,
Встав, туда-сюда прошлась,
Для порядка поворчала,
Но, в конце концов, сдалась:

“За добро ко мне, убогой,
Помогу тебе, милок.
Вы не той пошли дорогой;
Ты возьми себе клубок.

Он тебя на день десятый
Приведёт к большой горе;
Там и Змей – мой враг заклятый —
Прячет головы в норе.

Но едва ли ты сумеешь
Чудо-юдо одолеть,
А, случится – одолеешь —
Самому не уцелеть.

Как не станет силы биться —
Пустишь в небо голубка —
Друг на выручку примчится,
Взмылив конские бока.

Но и вместе против Змея
Вам едва ли устоять —
Три головки у злодея,
Знать, троим и воевать”.

Не послушался Алешка,
Хоть и не был дураком.
Замелькала путь – дорожка
Вслед за бабкиным клубком.

На десятый день похода
Подошли они к горе:
Чёрный дым валит из входа,
Змей шевелится в норе,

Черепа вокруг да кости;
Конь на месте не стоит.
“Хороши на завтрак гости, —
Чудо-юдо говорит, —

Сорок дней не ел мясного,
Даже брюхо подвело.
И ежа бы съел живого,
Если б так не повезло”.

“Помолчал бы, жив покуда, —
Богатырь ему в ответ, —
У тебя, у Чуда-юда,
И зубов-то толком нет.

Будто крот, забился в нору —
Выходи на честный бой!”
Затрясло большую гору,
Из норы раздался вой.

Вылез аспид трёхголовый —
За спиною два крыла.
Богатырь – за лук дубовый,
Только стрелочка мала –

Не достать ей сердце Змея —
Застревает в чешуе.
Защищаясь от злодея,
Вспомнил витязь о копье:

Разогнав коня, наскочит,
Целя в голову врага,
Да ноздрю едва щекочет.
Не врала, видать, яга-

И копьём не дотянуться,
И стрелою не достать;
Не на жизнь, а насмерть бьются,
Начал Змей одолевать.

Не поднимется, устала,
Богатырская рука.
Он, как бабка наказала,
Кинул в небо голубка.

Голубок стрелой пустился
За подмогой в Киев-град,
А Попович всё рубился,
Но и сам уже не рад:

Не побить ему злодея,
Не потешиться с княжной,
И зачем пошел на Змея,
На проклятого войной?

В Киев-городе княгиня
Принимала голубка,
Славный молодец Добрыня
Взмылил конские бока,

Прямоезжую дорогу
Одолел в четыре дня
И примчался на подмогу,
Не загнав едва коня.

О его победах слава
На Руси давно гремит;
Налетел, ударил справа,
Под огонь подставил щит,

Оттеснил к пещере Змея;
Тут Алеша подскочил —
Навалился на злодея,
От земли набравшись сил.

То мечом удар наносит,
То копьём с размаху бьёт;
Но пощады враг не просит,
Тоже спуску не даёт.

Десять дней земля горела
Под ногами у коней.
Сталь булатная звенела,
И не видно – кто сильней —

И друзья устали биться,
И у Змея мощь сдала.
Порешили сговориться —
Не чинить друг другу зла:

Змей на время крылья сложит,
(Обещал – на целый год),
И его не потревожит
Ни дружина, ни народ.

Порешив, погоревали,
Что напрасно подрались.
Отдохнув, коней седлали;
Попрощавшись, разошлись.

Возле города Ростова,
Возвратившихся с войны,
Попадья – жена попова —
Приглашала на блины,

Чарку с квасом подносила
В полтора больших ведра,
Чтобы мать-земля носила
И сегодня, как вчера.

Гости чарку поднимали,
Угощались всем подряд
Да коней опять седлали,
Отправляясь в Киев-град,

Рассказать о договоре,
Заключённом на войне;
Хоть князья и жили в ссоре —
Всяк мечтал о тишине.

Князь ростовский, расставаясь,
Дочь Алеше обещал,
А к Добрыне обращаясь, —
На помолвку приглашал.

С тем они и ускакали,
Поднимая пыль столбом.
Вскоре башни замелькали
В чистом небе голубом.

За высокою стеною,
Меж садами – терема,
Мост высокий над водою,
У ворот – народу тьма.

Добрых молодцев встречали,
Провожали ко дворцу.
Князь, забыв свои печали,
Дал обоим по кольцу,

Подносил хмельные чарки
Под зернистую икру
Да раздаривал подарки.
Был и я на том пиру,

Но ни чем не отличился,
В этот раз не повезло —
Пиво пил, да не напился —
Мимо рта, видать, текло.

Русские Демоны: Феномен кликушества

Эйвери Аймс

Один из многих Функция культуры состоит в том, чтобы обеспечить основу для того, как понимать и ориентироваться в мире, в котором живут люди. Фольклор, включающий поверья, обычаи и истории данной культуры могут как влиять, так и объяснять повседневная жизнь. Одним из увлекательных примеров является феномен кликушества . Как описанная русским писателем Андреем Синявским, эта форма одержимости бесами обычно поражает молодых женщин и проявляется в виде неразборчивых криков, выкрикивать непристойности или припадки физической корчи, особенно в ответ на святое действия или места. [1] Однако, несмотря на типично невыносимое поведение кликуша , она к нему часто относились с добротой и воспринимали как безгрешную жертву.[2] Такая трактовка, вероятно, является продолжением более широкого убеждения, что дураки или лунатики особенные для Бога. Восприятие дураков представлено на примере Ивана Великого. Дурак в сказке «Соль», где тип персонажа иллюстрирует повторяющийся Славянский фольклорный образец, что дурак может преуспеть, несмотря на то, что бросит вызов традициям. ожидания.[3] Фольклор включает в себя как сказки, так и поверья; эти формы перекликаются и усиливают каждый другое, как видно из особого статуса обоих кликуш и самцы дураки. Статус кликуши , вероятно, происходит от «древней традиции». почитания женщин-прорицательниц, которые… в состоянии бесовской одержимости, раскрывать тайны и делать пророчества недоступными для других».[4] Таким образом, существует широко распространенная поведенческая система, подкрепляемая различными аспектами фольклора в том, как относиться к странному и иррациональному поведению некоторых людей. Само состояние также объясняется народными поверьями, что обеспечивает рамки, в которых сообщество может идентифицировать поведение, отклоняющееся от нормы, и реагировать на него. от нормы.

            С внешней точки зрения, кликушество , вероятно, возникло как объяснение различных состояний. Научные подходы утверждают, что такое поведение может быть вызвано эпилепсией, вздрагивающим рефлексом, различными психологическими расстройствами или даже типом грибкового отравления, называемого эрготизмом, когда пораженная жертва употребляет в пищу испорченную рожь и испытывает многие из симптомов, описанных выше. Однако эти различные расстройства не полностью охватывают феномен кликушества. Некоторые из этих условий названы и идентифицированы на местных языках, в отличие от концепции кликушество .[6] Таким образом, многие ученые обращаются к антропологическим интерпретациям. Синявский утверждает, что это состояние является результатом «великой мистичности женской природы». [7] Эта позиция является откровенно сексистской, опираясь не только на ложные стереотипы о женщинах как на иррациональных по своей сути, но и игнорируя тот факт, что это состояние иногда поражает мужчин. . Другая научная позиция состоит в том, что это состояние было просто реакцией на чрезвычайно тяжелые условия, в которых жили молодые крестьянки, поскольку, вероятно, это было их единственным выходом для их значительного эмоционального бремени. Я бы сказал, что реальность, скорее всего, представляет собой комбинацию объяснений; кликушество , возможно, было разработано для объяснения различных необъяснимых или нежелательных состояний, от физиологических и психологических расстройств до эмоциональных срывов, но оно стало широко используемой системой диагностики и лечения, способной принести этим женщинам некоторое облегчение. Эта интерпретация хорошо сочеталась с устоявшимися верованиями, такими как юродивый мужчина, и, таким образом, эта вера укреплялась и сохранялась на протяжении веков. Хотя фольклор может развиваться как объяснение непонятных событий в обычной жизни, окончательное восприятие этого события становится для людей реальным. Таким образом, кликушество нельзя четко классифицировать как одно расстройство, поскольку оно эволюционировало, чтобы стать реальностью, используемой для описания различных аспектов нормальной жизни и навигации по ним.

Эйвери Аймс изучает микробиологию в Майами. Этот пост был написан для курса русского фольклора доктора Бенджамина Сатклиффа.

Процитированные работы

Афанасьев Александр. Русские сказки . Перевод Норберта Гутермана, иллюстрации

Александра Алексеев, комментарий Романа Якобсона, Pantheon Books, 1976, стр. 40-44.

Христофорова Ольга. «Одержимость духом в современной русской деревне». Фольклорика , том 15,

нет. 0, 2010, стр. 27-59. Канзасский университет , doi:10.17161/folklorica.v15i0.4024.

Синявский Андрей. Иван Дурак: русское народное поверье. История культуры . Переведено 

Джоанн Тернбулл и Николай Формозов, Глас, 2007, стр. 128-132.


[1] Синявского 128-9.

[2] Там же, 130.

[3] См. Афанасьев 40-44.

[4] Синявского 131.

[5] См. Христофорова 31-32.

[6] Там же.

[7] Синявского 130.

Русская мифология и сказки/Миф

http://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/myth/russianmythologyandtales

Следующий

Перейти к

Змей Горыныч рисунок Виктора Васнецова.

Русские мифы и фольклор происходят из двух источников: дохристианского славянского язычества и легенд и сказаний, сложенных после того, как Русь стала православной.

Обратите внимание, что в этом контексте Русский используется в его устаревшем значении и относится к Киевской Руси, средневековому народу, от которого также произошли украинцы и белорусы.

Языческие духи

Языческие мифы древней Руси повествуют о множестве богов (в основном божествах природы) и многих видах духов и фей. Мы перечислим некоторые из них.

  • Баба Яга — самый известный за рубежом персонаж русской мифологии. Фольклористы расшифровывают ее образ как хранительницу границы между приземленным миром и потусторонним. Как полуслышимый полутам персонаж, она описывается как чудовищно уродливая ведьма, иногда полугнилая, с костлявой ногой и склонностью к человеческому мясу. Ее редко, если вообще когда-либо описывают, как идущую, обычно либо прыгающую, либо скользящую в большой магической ступе. В советское время многие народные сказки были смягчены для анимационных и литературных экранизаций, поэтому ее часто изображали в более семейном образе, иногда становясь откровенно положительным персонажем. Баба Яга известна своей волшебной избочкой на ножках. В современных изображениях это куриные ножки, а в оригинальных сказках они «копченые». Хижина может быть обращена как в земной, так и в волшебный мир (мир мертвых), что позволяет переходить главному герою, и фольклористы считают, что это обветшавшее изображение небесного захоронения.
  • Жар-птица соперничает с Бабой Ягой за известность. Жар-птица — это птица, похожая на павлина, с перьями, которые светятся, как костер, красным, оранжевым и желтым. Обычно она выступает в роли Макгаффина в славянских сказках, ворует что-то, обычно фрукты, или пытается кому-то помочь, но в конечном итоге оставляет единственное перо, чтобы квестор пришел и нашел ее. Ее перья продолжают светиться после потери и сами по себе считаются очаровательными.
  • Кощей Бессмертный примечание  Кощей означает просто «пленник» на древнерусском языке, поскольку изначально он был им, хотя некоторые производные могут означать, что «хтонический» является возможным источником вдохновения для личей D&D. Изможденный, костлявый, злодей-колдун, которого можно было убить, только уничтожив иглу, в которой была сокрыта «его смерть». Игла была внутри яйца, яйцо внутри птицы, птица внутри зайца, заяц внутри сундука, сундук высоко на дереве, дереве, растущем на волшебном острове, который, как известно, трудно найти. Удачи в поисках, герой. Кроме того, несмотря на скелет, Кощея часто изображают возбужденным, похищающим прекрасных принцесс, чтобы жениться на них. В других сказках у Кощея было огромное количество золота.
    • Балет «Жар-птица » на музыку Стравинского сочетает в себе легенды о Жар-птице и Кощее и является одной из самых известных версий русского фольклора на Западе.
  • Нежит примечание не-жизнь и Нечист примечание нечистый первоначально относился к классу природных духов, таких как леший и домовой (хотя существовала подкатегория нежит, называемая заложный , люди, ставшие сверхъестественными существами после смерти), хотя в современном русском языке слово нежит обычно означает «нежить», а нечист «демон». После распространения христианства на Руси их происхождение несколько переосмыслили: эти духи стали считаться ангелами, падшими, но недостаточно злыми, чтобы стать демонами. Тип духа, которым они становились, зависел от точного физического места, куда они падали. Например, попавшие в человеческие усадьбы становились…
    • Домовой , домашними духами, похожими на английских домовых домовых или домовых эльфов из Гарри Поттер . Вера в домового была очень стойкой и сохранилась до наших дней. Говорят, что это маленькие пушистые гуманоиды в домотканых одеждах, которые обладают способностью становиться невидимыми (и невидимы большую часть времени). Эти духи часто бывают добрыми и полезными, хотя и несколько озорными. В день Пасхи Домовой спит весь день и его видно, поэтому в этот день можно поймать и выселить нечистого.
    • Банник , банный дух, известен своей ревнивостью и мстительностью: он может заставить неугодного ему человека сесть на раскаленные камни или поскользнуться на мокром полу и упасть. Также он купается со своей семьей в «третьем паре», в то время, когда огонь догорает, и может убить того, кто придет в баню в это время, так что вы можете видеть в нем олицетворение угарного газа (и все другие опасности, которые могут случиться в бане). Обычно разумно оставить ему таз с горячей водой и веник, когда все закончат мыть.
    • Кикимора , недобрый тип домашнего духа, иногда жена Домового. Они почти всегда невидимы, очень быстро бегают и никогда не отдыхают. Они могут общаться с людьми посредством стука. Кикимора любит заниматься домашними женскими делами, вроде вязания или прялки, но делает их так плохо, что утром приходится все расстегивать и переделывать. Он также вырывает клочья волос или меха у людей и крупного рогатого скота, перья у птиц, издает всевозможные звуки, нарушающие сон, воет в трубах. Современные россияне часто называют кикимору лесным или болотным духом, но это исторически неверно. Слово «кикимора» иногда используется в современном русском языке для описания несколько насмешливой некрасивой и / или вспыльчивой женщины (сравните с «ведьмой»).
    • Духи управляют почти каждым строением в хозяйстве: Овинник в гумне, Дворовой во дворе и хлеву, Юник в углу сушки снопов и так далее.
    • Леший , лесные духи, владыки лесов. Легенды гласят, что каждым лесом (по крайней мере, каждым русским лесом) управляет леший, который командует в нем всеми животными. Говорят, что Леший обычно безразличен к людям, но готов защищать леса, если они будут разграблены (аналогично энтам Дж. Р. Р. Толкина). Вполне естественно, что люди, живущие в основном в лесах, имели в своих мифах существо, похожее на энта. Лешием приписывают несколько злобное чувство юмора: они любят сбивать с пути путешественников и собирателей. Лешии описываются либо как гуманоиды с повернутыми назад ногами, либо как ходячие древесные существа в стиле энтов, и они обладают способностью изменять свой размер и создавать иллюзии.
      • Если вы чувствуете, что Леший заставляет вас ходить кругами по лесу, наденьте верхнее платье, вывернутое наизнанку, и поменяйте сапоги. И не ругайтесь, лешие ненавидят людей, которые ругаются в лесу.
      • Лешие, как известно, играют в азартные игры с себе подобными, и они играют в азартные игры на животных в своих лесах, весь вид как ставку (мыши, затем белки, зайцы и так далее, наконец, медведи). Так что если охотник возвращается с пустыми руками, то это потому, что местный леший проиграл кому-то другому всю дичь.
    • Водяной и Болотница , водные духи, первые — духи чистой воды, вторые — болот. Говорят, что всегда женские Болотницы откровенно злобны по отношению к людям. Они похожи на красивых женщин с лягушачьими лапками и заманивают мужчин в болото, где топят их.
    • Русалки , духи утонувших девушек, часто утопившиеся после того, как их бросили любовники. Любят заманивать молодых самцов в свою водянистую могилу. Стало синонимом «Русалки» в современном языке, что часто приводит к печальному мифу, когда иллюстрация к Руслан и Людмила изображает русалку с рыбьим хвостом, сидящую на ветке. Славянская русалка, естественно, была двуногой, как живой человек.
    • Полудница , полудница, ходит по полям летом и наказывает тех, кто работает или путешествует, когда солнце высоко и жарко.
  • Змеи (Змеи) были русскими драконами, которые были злыми и дышали огнем, как и их европейские собратья. Самым известным был Змей Горыныч (последнее буквально означает «сын горы»), трехглавый дракон. Некоторые исследователи считают их олицетворением иноземных захватчиков, прежде всего Золотой Орды — например, некий сказочный татарский разбойник, не обладавший сверхъестественными качествами, заслужил себе прозвище «Тугарин Змей».
  • Василиса Премудрая , хоть и не дух, но сверхъестественно мудрая молодая женщина. Часто является родственницей Бабы-Яги, поэтому ее истинная природа зависит от читателя. Есть еще Василиса Прекрасная, которая может быть сестрой Мудрой, одним лицом с Мудрой или вовсе не родственной Мудрой, в зависимости от сказочной версии.
    • Обратите внимание, что «Василиса» — это современная нота   новогреческого языка, в отличие от женской формы греческого титула «Василеос» в классическом греческом языке, и в основном переводится как «царица».
  • Лихо (дословно «невезение»), дух невезения, изображаемый в виде уродливого одноглазого существа, иногда старухи, иногда еще и одноногой. Время от времени появляется в сказках и некоторых современных книгах, но не очень известен. Типичные сюжеты показывают, что Лихо присоединяется к герою, который затем должен либо обманом вырваться из его хватки, либо передать его другому неудачнику (часто заслуженно).
  • Упир (или Упир ), вампир или, в более современном понимании, упырь. Россия была одной из стран, где вера в вампиров была традиционной. Упайры, как и все другие традиционные фольклорные вампиры, были далеко не джентльменскими или сексуальными, они были глупыми, голодными зомбиподобными упырями. Слово «вурдалак» часто используется как синоним, но это не совсем традиционный термин для обозначения вампира, он был придуман Александром Пушкиным и произошел от греческого «вриколакас». В современном русском языке слово «упырь» может использоваться как легкое оскорбление, похожее на «осел».
  • Большая часть славянской мифологии, не перечисленная здесь, в той или иной форме существовала на средневековой Руси.

Богатыри

С распространением христианства на Руси появился новый легендариум — сказания о богатырях, примечание несмотря на сходство имеет отношение не к славянскому корню «богатый», а к тюркскому «бахатур» — «борец». героические воины, защищавшие землю от зверей, чудовищ и нашествия степных кочевников. Сказания о Богатырях называются былины (почти непереводимое старорусское слово, примерно означающее «истории, которые действительно были»; их не следует путать с блинами , вкусными блинами). примечание В некоторых русских переводных источниках былины считаются эквивалентом былины . Как в «Эпосе о Гильгамеше». Это оправдано, учитывая, что и то, и другое говорит о прошедших временах и о героических подвигах. Следовательно, менее серьезные источники применяют перевод «Слепой идиот» к любой английской фразе, в которой используется epic точно так же, как Dungeons & Dragons . Многие легендарные богатыри действительно были историческими личностями (самый известный из них Илья Муромец — православный святой). Но более малоизвестные легенды рассказывают о вымышленных или даже нечеловеческих Богатырях, таких как великан Святогор или собачоголовый Полкан, чье имя является популярной собачьей кличкой в ​​современной России. Легенды часто помещают Богатырей при дворе князя Владимира I, как и рыцарей короля Артура, игнорируя тот факт, что исторические Богатыри жили в разное время и не могли встретиться (блин, они даже не могли назвать себя Богатырями, потому что жили задолго до первой встречи русских с тюркскими племенами половцев.Исходное славянское слово хоробр ).

Знатные Богатыри включают:

  • Святогор. примечание  Имя означает «Святая гора». Древний богатырь огромного роста и силы, что оказывается слишком много для Матери-Земли, поэтому ему приходится уходить в горы, чтобы не провалиться под землю. Он часто играет роль наставника Старшего и Мудрого для младших Богатырей, особенно для Ильи Муромца.
  • Илья Муромец («Илья Муромец»). Считающийся самым крутым среди богатырей, Илья проводит первые 33 года своей жизни полупарализованным и лежащим на печи, пока однажды двое паломников не исцеляют его, предсказывают, что он «в бою не падет», и отправляют его надрать задницу. В дополнение к Суперсиле, которую он «наследует» от Святогора, Илья полагается на здравый смысл и боевую тактику, чтобы победить даже самых смертоносных врагов Руси.
    • Вероятно, это сплав нескольких исторических персонажей, таких как монах-воин и православный святой Илия Печерский (Илья Печерского монастыря), до сих пор погребенный в Киево-Печерском монастыре, но живший через пару столетий после Владимира I время, и Добрыню Маловича, дядю Владимира по материнской линии, воспитателя, генерала и обер-министра во время его царствования, который сам стал знаменитым богатырем .
    • Этот фильм был экранизирован в 50-х годах СССР. Хотя это далеко не плохо, но… несколько несовершенный перевод позже появится в MST3K.
    • Там это касается немецкой/скандинавской мифологии, где якобы тот самый Илья фигурирует как дядя Хартнита (или Ортнита). Согласно одной саге, Ортнит правил в Хольмгарде (Новгороде) и выиграл в Engagement Challenge за Валькирию . Что может быть отсылкой к тому времени, когда племя германского или скандинавского происхождения под названием «русь» наполовину завоевало, наполовину ассимилировало своих славянских соседей, превратившись во что-то новое.
      • Хартнит также упоминается в «Саге о Тидрексе»: Мимир отдал Сигурду (в качестве извинения за попытку убить его) доспехи, которые он сделал для Хартнита из Хольмгарда.
  • Добрыня Никитич. примечание  Имя означает примерно «Праведный/Добрый, сын Никиты». Культурный воин из Рязани, который показывает себя Достойным противником самого Ильи Муромца и щеголяет «виновным листом» почти таким же обширным, как у Ильи. Основан на одноименной исторической фигуре, несмотря на также является одним из прототипов Ильи, хотя его отца (и деда Владимира по материнской линии) в реальной жизни звали Мал (маленький), а не Никита. Вероятно, подвергался таким же гонениям, как и сам Владимир, потому что сестра его, Малуша, была любимой домработницей княгини Ольги, рабское положение в Киевской Руси, примечание Такое рабское положение было скорее административным: считался продолжением своего хозяина, поэтому экономка, будучи таким рабом, могла отдавать приказы от имени своего хозяина и не несла никакой личной ответственности ни перед кем, кроме хозяина. Русская ключница была рабыней со многими привилегиями: ей доверяли ключи от всех дверей в доме и большие суммы денег; как правило, их моментально освобождали, когда они покидали такую ​​должность, так что у него были все основания поддерживать своего племянника.
    • Отец его и Малуши, Мал (или Малк) Любечанин, по-видимому, был иностранцем при киевском дворе то ли немцем (как предполагает его Любечанин одно из любекских апелляций), то ли, как утверждает один историк, древлянским атаманом, древлянами являясь главными соперниками полян, славянского племени, проживающего вокруг Киева. Этим, а также тем фактом, что он, вероятно, был военнопленным (и, следовательно, рабом), можно объяснить снисходительное отношение киевлян к своей семье, которое вынудило Владимира и Добрыню стать Шахматистами, которыми они были.
  • Алеша Попович. Родившийся в Ростове в семье священнослужителя («Попович» буквально означает «сын священника»), он Ловкач и Герой-малыш среди богатырей, который замыкает знаменитое Силовое трио с Ильей и Добрыней.
  • Волга/Волга Всеславович (в некоторых версиях Святославович). Магический рыцарь и оборотень, он наносит превентивный удар по индийскому королю, спасая Русь от его надвигающегося вторжения.
  • Микула Селянинович («Селянин Микула сын»). Он имеет общее происхождение, но, тем не менее, обладает чистой силой самой Матери-Земли, что делает его физически даже сильнее, чем Святогор. Есть также баллада, в которой Вольха познакомился с ним и подружился с ним, и был весьма впечатлен, особенно когда несколько его людей не смогли поднять золотой плуг, который Микула поднял одной рукой. Однако, кроме этого, он не заработал большой славы. При всей своей силе он пахарь, а не воин (в одном из былин Святогору не удалось поднять мешок со «всей сущностью земли», а Микуле это удалось легко).
  • Михайло Потык. Буйный Громила и Большой Парень, который, например, выигрывает Бухарское царство… в игре в шашки с его ханом.
  • Принцесса Настасья Литовская. Одна из немногих женщин-богатырей, которых вы встретите (обычно женщины играют либо враждебные роли, либо верные советчицы в былины ), она исключительный лучник, но ее случайно убивает собственный муж.
  • Сокольник. Внебрачный сын Ильи, который пытается его убить, но терпит неудачу.
    • В некоторых версиях (и в вышеупомянутом фильме) он выжил. Также в другом рассказе его заменяет дочь Ильи. В любом случае, после момента «Люк, я твой отец», ребенок пытается убить Илью во сне… из-за того, что он оскорблен их внебрачным прошлым (иногда сначала убивает маму). Илья выживает благодаря своему кресту, который служит карманным защитником.
  • Василиса Микулична, еще одна женщина-воин. Она явилась, переодевшись мужчиной, ко двору князя Владимира, чтобы потребовать своего мужа Ставра Годыновича из владимирской остроги, затем бросила вызов его лучшим воинам и победила их, затем прошла состязание в остроумии, а затем выиграла игру-загадку, наконец вернув мужа в рамках пари, сделанное принцем. Кроме того, ее загадка имела очень эротический оттенок; в ней рассказывалось об игре серебряного шипа и золотого кольца, так что неудивительно, что решить ее мог только Ставр. По отчеству ее можно считать дочерью Микулы Селяниновича. Легенда была экранизирована в 1975… без загадки, конечно.
  • Александр Пересвет. Полуисторический, а не легендарный монах-воин, участвовавший в Куликовской битве и убитый крымским воином по имени Челубей (или Темир-мурза, в зависимости от версии) во взаимном убийстве.
  • Бова-королевевич (Бова сын короля) — фольклорная переделка французского поэмного персонажа Бово д’Антона (в XVII — XVIII вв. была очень популярна серия цветных гравюр на дереве его рассказа, впервые напечатанная в Хорватии по мотивам итальянский перевод стихотворения, затем переведенный на белорусский, а затем на русский язык).
  • Воевода Полкан, персонаж одноименной поэмы. Находясь там, его звали Пуликан, и он был получеловеком-полусобакой, его русское имя звучало так похоже на «полуконь», что он превратился в кентавра. Лучший друг и военачальник Бовы позже пожертвовал своей жизнью, чтобы спасти семью Бовы от разъяренных львов.

Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич — самые известные богатыри, которые на современных изображениях часто изображаются втроем. Однако ранние рассказы НЕ делили Богатырей на «знаменитое трио» и «всех остальных», как это, вероятно, делают современные рассказы. Одна из возможных причин изменения — картина «Три богатыря».

Артефакты

В разных мифах и сказках упоминаются довольно специфические артефакты, которыми обладают герои.

  • Скатерт-самобранка (скатерть самораскладывающаяся), это (очевидно) скатерть. Всякий раз, когда он разворачивается, он предлагает разнообразные продукты и напитки (с почти обязательным ведром водки). Иногда он подает еду на богатых серебряных тарелках, но требует, чтобы все блюда возвращались после того, как они съедены; если что-то будет взято, оно будет давать гнилую еду, пока не будет возвращено все столовое серебро. Также иногда требуется, чтобы кости и другие остатки также клались обратно при перекатывании.
  • Ковер-самолет (самолет). Ковер-самолет как он есть.
  • Шапка-невидимка (шапка-невидимка), тоже довольно прямолинейная, это шапка или шлем, который при ношении делает своего владельца невидимым.
  • Сапоги-скороходы (сапоги на бегу) или семимильные сапоги (семимильные сапоги), оба обеспечивают большую скорость, позволяя владельцу преодолевать большие расстояния за один шаг.
  • Волшебный клубок (волшебный клубок ниток), обычно подарок Бабы Яги. Он катится перед героем, указывая ему путь. Не оставляет нити при скручивании, но почему-то становится тоньше по мере приближения к месту назначения.
  • Яблочко на блюдечке (яблоко на блюдце), иногда обозначаемое как «спелое яблоко на блюдце с золотым краем», — еще один инструмент Бабы Яги. Перекатывая яблоко на блюдце, она способна предсказывать и видеть, что происходит в дальних странах.
  • Алатырь-камень (Алатырский камень), или Бел-горюч камень (белый горящий камень), отец всех камней, священный камень, иногда исписанный буквами, содержащими всю мудрость мира, может исцелить любого рану или болезнь и зажечь любовь в самом холодном сердце.
  • Мех-кладенец (меч-кладенец) довольно свежее дополнение к славянской мифологии, слово, скорее всего, появилось только в XVIII веке (из вышеупомянутой гравюры Бова-королевича, меч первоначально назывался Кларенца). Это не название меча, а его разновидность. Название подразумевает «спрятанный» или «сокровище» меч; обычно это реликвия прошлых времен, найденная в кургане или тайнике. Меч кладенец не выкуешь, его найдешь, выкопав; или, как вариант, Святогор-богатырь-предтеча может дать вам своего.
  • Аспид-змей (Аспид-змей), меч, способный превращаться в черную, очень ядовитую змею, или даже в огнедышащего дракона.
  • Мех-самосек (самомахающийся меч), ​​меч с собственной волей, который может размахивать и рубить даже без держащей его руки. В других легендах он убивает любого одним взмахом, но если вы попытаетесь ударить труп еще раз, он отрубит вам голову.
  • Неразменный рубль (неразменный рубль), серебряная монета, которую человек может получить от демонических существ, которая всегда возвращается в карман своего владельца. Тут сказки разнятся: один говорит, что делает это только в том случае, если после оплаты им возьмете сдачу (тогда одна из самых мелких монет в сдаче превратится в ту серебряную монету), другой запрещает брать сдачу при оплате таким монета (которая используется, чтобы показать, что жадность — это плохо).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *