10 историй о булгаковской «нехорошей квартире» и героях «Мастера и Маргариты»
Михаил Афанасьевич Булгаков — личность загадочная и притягательная. Во многом его жизнь была связана с Москвой, в которой он жил продолжительное время. На Патриарших прудах, в доме, где располагалась «нехорошая квартира», сейчас открыт музей и театр. О современной популярности «нехорошей квартиры» говорит хотя бы то, что в «Ночь музеев» очередь из посетителей выстроилась на сотни метров и тянулась вдоль Садового кольца.
Кадр из сериала «Мастер и Маргарита» 2005 год. Режиссер — В.В. Бортко1 история о доме на Большой Садовой
Адрес «нехорошей квартиры» — Большая Садовая, дом 10. Дом был построен в 1903 году. Комната в коммунальной квартире №50 — первый московский адрес Михаила Булгакова. Это знаменитый дом Пигита, шедевр стиля модерн. «Нехорошая квартира» стала знаменитой благодаря описанию ее быта и домочадцев в романе «Мастер и Маргарита». Хозяин дома — миллионер, табачный фабрикант, владелец «Дуката» Илья Давидович Пигит купил участок земли, на котором планировал строить табачную фабрику, но рядом стоял несуществующий ныне храм. Церковь выступала против табакокурения, а ссориться с Церковью Пигит не хотел, поэтому решил вместо табачной фабрики построить доходный дом. Пигит заселял в свой дом богему — деятелей культуры. В доме располагались мастерские авангардистов Петра Кончаловского, Аристарха Лентулова. Кстати, именно в этом доме познакомились в одной из мастерских Сергей Есенин и Айседора Дункан.
В «нехорошей квартире»2 история о роли жены Ленина, Надежде Крупской
По приезду в Москву осенью 1921 года тридцатилетний Михаил Булгаков с супругой снимал комнату в квартире №50. Он писал сестре: «…Самый ужасный вопрос в Москве — квартирный… Комната скверная, соседство тоже, оседлым себя не чувствую, устроиться в неё стоило больших хлопот…» Поселиться писателю удалось только после того, как вмешалась супруга Владимира Ильича Ленина, Надежда Крупская, руководившая журналом, где Михаил Булгаков подрабатывал фельетонистом.
Комната Булгакова в «нехорошей квартире»3 история о Фанни Каплан
Интересно, что квартира № 50 нехорошей стала ещё до романа «Мастер и Маргарита». До приезда в Москву Михаила Булгакова, летом 1917 г. там жила эсерка Фанни Каплан — она была подругой племянницы Пигита. У Фанни был роман с братом Ленина Дмитрием Ульяновым. В середине 1918 года было совершено знаменитое покушение на Ленина, официальной виновницей была признана Каплан (хотя она была почти слепой). В скором времени была казнена в Кремле.
Знак на Патриарших прудах «Запрещено разговаривать с незнакомцами»
4 история о том, почему пруды названы Патриаршими
Пруды были названы Патриаршими поскольку они располагались в так называемой Патриаршей слободе (земле, освобожденной от налогов), основанной патриархом Гермогеном (вторым патриархом на Руси). На территории слободы был организован выгул коз, коров. Потому один из близлежащих переулков назван Козихинским.
В романе «Мастер и Маргарита» на Патриарших прудах останавливается Воланд — это начало романа. Не смотря на праведное название («Патриаршие пруды»), в «нехорошей квартире» Булгакова мистика переплетается с реальностью.
Кадр из сериала «Мастер и Маргарита» 2005 год. Режиссер — В.В. Бортко5 история о том, откуда взялся Коровьев?
Фамилия персонажа «Мастер и Маргариты» Коровьев имеет свою историю. Из окна Михаила Булгакова был виден Ермолаевский переулок, народное название которого — Коровьев. Там паслись коровы и в больших количествах сохранялись «остатки их жизнедеятельности».
6 история о том, откуда взялась Аннушка?
Аннушка, вошедшая вместе с «Мастером» в мировую литературу, — это соседка Булгаковых Анна Горячева. Почти все персонажи Булгакова родом из той коммуналки. Автор этот новый советский быт ненавидел и, будучи беспощадным сатириком, обливал его «яростью и злостью». В доме на Большой Садовой писатель провел невероятно плодотворные годы. Именно здесь он работал над «Записками юного врача», «Роковыми яйцами», «Дьяволиадой», «Морфием» и «Белой гвардией».
Патриаршие пруды7 история о том, откуда взялся Кот-Бегемот?
У знаменитого помощника Воланда существовал реальный прототип, только в жизни он был вовсе не котом, а собакой — черным псом Михаила Афанасьевича по кличке Бегемот. Собака эта была очень умна. Однажды, когда Булгаков праздновал со своей женой Новый год, после боя курантов его собака пролаяла 12 раз, хотя её никто этому не учил.
Кадр из сериала «Мастер и Маргарита» 2005 год. Режиссер — В.В. Бортко8 история о том, откуда взялся Театр «Варьете»?
Рядом с домом Пигита на рубеже XIX -XX веков существовал парк «Аквариум» — место увеселительных заведений (сейчас на этом месте расположен Театр Сатиры). Во времена Булгакова там было варьете. В романе «Мастер и Маргарита» в театре «Варьете» «сеанс чёрной магии» идёт в ночь со Страстной пятницы на Великую субботу — все события романа происходят в предпасхальные дни. Люди в эту неделю проводят в храмах и молитвах, но в романе все по-иному.
Михаил Булгаков с третьей женой Еленой Шиловской9 история о сожжении романа
Первый вариант романа «Мастер и Маргарита» 1928 году Булгаков сжёг, как и его герой в романе. Конечно нам сразу вспоминается любимый Булгаковым автор Николай Васильевич Гоголь, спаливший в камине второй том «Мертвых душ».
После сожжения рукописи Булгаков следующие 10 лет неотступно думал о романе: «Точно дьявол меня заколдовал», «я погребён под этим романом». Сказать, что великий текст «романа века» создавался мучительно тяжко, — не сказать ничего. Булгаков выстрадал этот роман. Он шифровал его, прятал, диктовал уже смертельно больным, превозмогая ужасные боли, борясь с ускользающим порой рассудком. И умер со словами о романе, едва выдыхая: «Чтобы знали. Чтобы знали». Взяв с жены Елены Сергеевны клятву, что она сохранит рукопись и «Мастер и Маргарита» увидит свет.
В «нехорошей квартире» БулгаковаРоман был опубликован в сокращенном варианте через 26 лет после смерти автора. С тех пор многократно истолкованный и переведённый на сотни языков роман живёт. «Мастер и Маргарита» воспринимается, особенно на Западе, как одна из вершин русской литературы ХХ века.
10 история о создании музея
Булгаков прожил в «нехорошей квартире» 3 года, с 1921 по 1924-й. В 1994 году она в аварийном состоянии была передана Фонду М. А. Булгакова, чтобы там был создан музей писателя, первый в России (появился в 2007 году). До наших дней в квартире сохранились двери, ручки, овальное окно в стене, щеколды на окнах, которых касалась рука Булгакова.
Михаил Булгаков на балконе квартиры в Нащокинском переулкеВ комнате, где он жил, на стене над письменным столом висит полка, купленная самим писателем. Стол не тот, что стоял здесь при Булгакове, но тоже мемориальный, привезен с Пречистенки, 24, из квартиры родного дяди писателя М.И. Покровского, где он нередко бывал в гостях. Подлинные вещи Булгакова (секретер, гардероб) находятся в соседней комнате квартиры, посвященной последнему постоянному адресу Булгакова в Москве в Нащокинском переулке.
Музей «Булгаковский дом» 302 БИС — на Большой СадовойТайны «нехорошей квартиры». Директор музея Булгакова — о мистике и кодах | КУЛЬТУРА
К Новому году в Кафедральный собор Калининграда привезли выставку из «нехорошей» квартиры в доме на Б. Садовой в Москве. Той самой, описанной в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Журналист «АиФ-Калининград» поговорил с директором музея Петром Мансилья-Крузом о загадочных совпадениях, которые могут случиться в жизни каждого, и о связи романа с Калининградом.
Голливуд работает
Евгения Бондаренко, KLG.AiF.RU: — По данным прошлогоднего опроса Минобрнауки, главной книгой россиян стал роман «Мастер и Маргарита». В чём секрет его популярности у самых разных читателей?
Пётр Мансилья-Круз в 2005 г. окончил истфак МГУ. Работал в ИД «Афиша», на телеканалах НТВ, «Культура», «Первый канал», СТС. С 2013 г. — директор Музея Булгакова в Москве.
Петр Мансилья-Круз: — Булгаков относится к читателю с большим уважением, разговаривает, как с умным собеседником, не выказывая ни малейшего сомнения в том, что он поймёт, кто такой Кант и что такое шестое доказательство. Его сильная сторона — умение «вшивать» в текст огромное количество культурных кодов, коннотаций. Булгаков, безусловно, — медиум, в смысле способности передавать знания и культуру через свои тексты. Я слышал много историй о том, как люди начинали читать философские сочинения Иммануила Канта, например, после романа «Мастер и Маргарита».
— У многих представление о музее, как о мистическом месте. Говорят, там не всякий сможет работать: нужны крепкие нервы.
— Есть какое-то особенное ощущение от этой квартиры (ул. Большая Садовая, 10, п. 6, кв. 50). Его испытывают все: и впервые оказавшиеся, и работающие там много лет. Остро ощущаешь, что находишься внутри этого пространства со всеми его скрипучими дверьми, зеркалами, образами, населяющими квартиру уже больше века. Действительно, некоторых фантазии охватывают настолько, что им начинает мерещиться разное. Но большая часть таинственных событий происходит в воображении людей.
— Современным музеям приходится крутиться, привлекать посетителей. СМИ писали, что вы и плавающие сцены на Патриарших прудах устанавливаете, и звёзд оперной сцены приглашаете. У вас хватает на это средств?
— Крутиться приходится очень быстро. Но мне эта работа тем и нравится, что современный музей — это всё: точка притяжения, медиа, научный центр, театр… Главное, помнить, что цель — распространение знаний о Булгакове. А привлечение посетителей — лишь способ к ней приблизиться. Что касается Патриарших, там начинается действие романа. Мы водим туда экскурсии. Помимо прочего занимаемся темой музыки в произведениях Булгакова. Это огромный пласт информации, которую не передать в рамках традиционной музейной работы. Поэтому организуем музыкальные программы. Три года назад состоялся масштабный оперный концерт на воде: был понтонный зрительный зал, на набережной играл оркестр, выступала Хибла Герзмава и другие замечательные музыканты. Мы деньги не вкладывали. Удалось убедить организаторов городских праздников включить концерт в программу.
Роман с ведьмой. История любви Елены и Михаила Булгаковых
Кстати, недавно к музею присоединилась вторая квартира Булгакова — на Б. Пироговской, 35. Там заканчивают реставрацию. Здесь Булгаков начал писать «Мастера и Маргариту» и сжёг первую редакцию романа. Именно в эту квартиру звонил ему Сталин.
— Много ли проблем вашим соседям по подъезду доставляют фанаты Булгакова? Они стены расписывают, ночуют под дверью…
— Традиция давняя. В знаменитый шестой подъезд начали ходить с конца 60-х. В 80-е это было массовое паломничество. Замечательная традиция оставлять цитаты из Булгакова на стенах живёт. К счастью, в подъезде не осталось жилых квартир. Только офисы.
— В музей приезжают люди с разных концов света. Что интересно россиянам, что иностранцам?
— Посетители мечтают попасть в пространство романа. Они приходят в гости к Степану Лиходееву, к Воланду и его свите, а не к Михаилу Булгакову. В этом читатели не очень отличаются. Вместе с тем в романе жители разных стран видят разные смыслы. Выставка, которую мы привезли в Калининград, посвящена именно этому феномену и истории первой публикации романа в Германии в 1968 году.
Как выяснила Марина Савранская, моя коллега, куратор выставки, у немцев невероятно популярны театральные постановки по мотивам Булгакова, за последние десятилетия сделано много интересного.— А фильмы по Булгакову за рубежом ставят? Успешно?
— Да, прекрасны фильм Вайды, югославская экранизация, итальянское «Собачье сердце», которое вышло раньше нашего, в 1970-х. И есть основания полагать, что в ближайшие годы мы увидим голливудскую экранизацию «Мастера и Маргариты».
«Явление незаконное». Загадочная и необъяснимая судьба Михаила Булгакова
Что увидели немцы
— Что вы почувствовали, оказавшись в Калининграде, у могилы Канта, которому в романе отведено важное место?
— То, что Кафедральный собор существует, что это музей в центре города — потрясающе. В наше время это чудо! Булгаковскими местами в последнее время стало принято называть особенные места, с особенной репутацией. Собор с могилой Канта вполне может считаться одним из них.
— В аннотации к выставке сказано, что история публикации романа в ФРГ почти детективная, в ней много случайностей, без которых ничего бы не состоялось…
— Первое советское издание романа, в журнале «Москва», вышло отцензурированным: вырезали около 13 процентов текста. Эту версию сначала переводили в ГДР. В один прекрасный день переводчик Томас Решке нашёл у себя в почтовом ящике текст с теми самыми ненапечатанными купюрами. Для него это был незнакомый текст, набранный на машинке. Но там встречались имена персонажей, и он быстро понял, что держит в руках. Тогда Решке обращается к Елене Булгаковой (вдове писателя). Готовит полный перевод. Издать его в ГДР не могут, но в ФРГ он выходит. Как он туда попал? У Елены Булгаковой (урождённой Нюренберг) были родственники в ФРГ.
«Нехорошая квартира» Булгакова – место, где мистика переплетается с реальностью | Фотогалерея
О популярности «нехорошей квартиры» говорит хотя бы то, что в «Ночь музеев» очередь из посетителей выстроилась на сотни метров и тянулась вдоль Садового кольца. © Алан Булкаты
Бегемот пользуется особой популярностью у посетительниц © Алан Булкаты
Стены в подъезде и дома № 10, где находится «нехорошая квартира» регулярно пополняются мнениями посетителей музея. © Алан Булкаты
Творчество почитателей таланта Булгакова. © Алан Булкаты
Силуэты и тени придают таинственности музею, но иногда они могут сказать преданному читателю больше, чем живые люди © Алан Булкаты
Стулья под потолком – не самое странное в «нехорошей квартире» © Алан Булкаты
Эта книжная полка единственный предмет в экспозиции, который находился в этой коммуналке при Булгакове © Алан Булкаты
Особое место в музее отведено семейным фотографиям писателя © Алан Булкаты
Особую мистическую атмосферу кваритре придают зеркала © Алан Булкаты
Шкаф «Монашка». Хранители музея уверяют, что до сих пор не могут вскрыть этот предмет мебели, так что его содержимое – тайна даже для них. © Алан Булкаты
Сундук начала 20 века был найден в брошенной коммунальной квартире в одном из сретенских переулков. Сотрудники музея обнаружили внутри надпись, сделанную карандашом: «МОЙ ТRТR УМЕР ДВАЦАТЬ ПЯТОВА НАИБРЯ» (орфография сохранена). © Алан Булкаты
По легенде, существовавшей в доме Булгаковых, этот секретер когда-то принадлежал Гоголю, который работал за ним стоя. По словам сотрудников музея, сидя за этим секретером, Булгаков написал роман «Мастер и Маргарита». © Алан Булкаты
Новый директор музея Валентина Демина: «Если я плохой организатор и менеджер, меня заменят. Главное, что есть музей, что мы его создали, что в лихие 90-е коллекция не стала частной собственностью, что квартира стала государственным музеем. Бороться нам на © Алан Булкаты
«Нехорошая квартира» Булгакова – место, где мистика переплетается с реальностью | Фотогалерея
О популярности «нехорошей квартиры» говорит хотя бы то, что в «Ночь музеев» очередь из посетителей выстроилась на сотни метров и тянулась вдоль Садового кольца. © Алан Булкаты
Бегемот пользуется особой популярностью у посетительниц © Алан Булкаты
Стены в подъезде и дома № 10, где находится «нехорошая квартира» регулярно пополняются мнениями посетителей музея. © Алан Булкаты
Творчество почитателей таланта Булгакова. © Алан Булкаты
Силуэты и тени придают таинственности музею, но иногда они могут сказать преданному читателю больше, чем живые люди © Алан Булкаты
Стулья под потолком – не самое странное в «нехорошей квартире» © Алан Булкаты
Эта книжная полка единственный предмет в экспозиции, который находился в этой коммуналке при Булгакове © Алан Булкаты
Особое место в музее отведено семейным фотографиям писателя © Алан Булкаты
Особую мистическую атмосферу кваритре придают зеркала © Алан Булкаты
Шкаф «Монашка». Хранители музея уверяют, что до сих пор не могут вскрыть этот предмет мебели, так что его содержимое – тайна даже для них. © Алан Булкаты
Сундук начала 20 века был найден в брошенной коммунальной квартире в одном из сретенских переулков. Сотрудники музея обнаружили внутри надпись, сделанную карандашом: «МОЙ ТRТR УМЕР ДВАЦАТЬ ПЯТОВА НАИБРЯ» (орфография сохранена). © Алан Булкаты
По легенде, существовавшей в доме Булгаковых, этот секретер когда-то принадлежал Гоголю, который работал за ним стоя. По словам сотрудников музея, сидя за этим секретером, Булгаков написал роман «Мастер и Маргарита». © Алан Булкаты
Новый директор музея Валентина Демина: «Если я плохой организатор и менеджер, меня заменят. Главное, что есть музей, что мы его создали, что в лихие 90-е коллекция не стала частной собственностью, что квартира стала государственным музеем. Бороться нам на © Алан Булкаты
Нужно было переправить в западную Европу текст с кем-то, кого не будут обыскивать на границе.
Этим человеком стал Святослав Рихтер: во время гастролей в Лондоне он передал текст брату Булгаковой. Тексты, статьи постоянно ходили через границу. В этой истории действительно много невероятных совпадений. Будто вмешивались высшие силы. Так бывает, когда люди объединяются, чтобы сделать какое-то очень хорошее дело. Обязательно помните об этом, загадывая желание в новогоднюю ночь.3061 доллар Мастер Абаимов Владимир
Нашли ошибку? Пожалуйста дай нам знать.
Дом → Художники → Абаимов Владимир → Картины мастера → Плохая квартира («Мастер и Маргарита»)
Картина маслом на холсте «Плохая квартира» написана по мотивам романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», моей любимой книги. В этой картине я постарался представить разнообразие и многоплановость «плохих» квартир, где происходят известные события.
Местонахождение картины : Новосибирск
Категория : Рисование
Стиль : Сюрреализм
Жанр : Символическая композиция
Демонстрационная работа, недоступна для покупки и заказа.
Картина оформлена.
Год: 2003
Размер: 99×120
Материал : холст
Техника : масло
сюрреализм , выражение , Булгаков , Маргарита , квартира , Берлиоз , Воланд.
412 0 0
Оценка деятельности сообщества
Стиль: Оценок пока нет
Сюжет уникален: оценок пока нет
Мастерство: Пока нет оценок
Сообщить модератору
искусства мастера
Медитация на природе перерывов
45×68, Canvas, нефть
Abaimov vladimir
60 000 руб.735 и доллар; 667 € Buy
Apostle Paul
67S48888888888888888888 88888 88888888 гг.
Абаимов Владимир
60 000 руб.735 $667 €купить
Где-то на полпути
100х90, холст, масло
Abaimov vladimir
60 000 руб.735 & доллар; 667 € Купить сейчас
Что вы стоит на том, чтобы раскачивать…
40×60, Canvas, масло
Abaimov vladimir
40 4903; Теперь
зима в Tal’menka 2
45×35, картон, масло
Abaimov vladimir
30 000 руб.0003
Абаимов Владимир
60 000 руб.735 $667 €купить
В ожидании любви (Девушка из весенних снов)
85×60, холст, масло
Абаимов Владимир
0 руб. ;889 €заказать копию
Купол
80×80, холст, масло
Абаимов Владимир
50 000 руб. Дмитрий Рыболовлев (Панорамный/ЗУМАПРЕСС/ТАСС)
Эпическая международная юридическая драма, в которой российский миллиардер противостоит швейцарскому арт-предпринимателю, приняла новый оборот во вторник, когда Дмитрий Рыболовлев предъявил аукционному дому Sotheby’s иск на 380 миллионов долларов в Нью-Йорке.
Рыболовлев, который в 2010 и 2011 годах продал двух российских производителей удобрений почти за $7,5 млрд, уже несколько лет преследует Ива Бувье по всему миру, утверждая, что арт-дилер должен ему более $1 млрд. Рыболовлев обвинил Бувье в завышении цены за 38 произведений искусства, которые он приобрел за 2 миллиарда долларов за более чем десятилетие.
Компании Рыболовлева подали иск против Sotheby’s во вторник в федеральный суд Манхэттена, утверждая, что аукционный дом «оказал материальную помощь крупнейшему мошенничеству в истории искусства».
Рыболовлев говорит, что Бувье солгал ему о стоимости покупки картин и присвоил себе разницу. Согласно жалобе, «Sotheby’s был тем аукционным домом, который сознательно и преднамеренно сделал возможным мошенничество», поскольку знал, сколько Бувье заплатил продавцам.
почти треть из них Бувье, согласно жалобе9.0063
«Г-н. Последний отчаянный иск Рыболовлева совершенно бесполезен», — говорится в заявлении Sotheby’s. «Ложные утверждения, которые выдвигает г-н Рыболовлев, уже рассматриваются в швейцарских судах, которые являются подходящим местом для рассмотрения этого дела».
Sotheby’s заявил, что попросит судью Нью-Йорка отклонить иск
Даниэль Уолтер Леви, адвокат Бувье, сказал, что не может сразу комментировать новый иск
Подробнее о борьбе Рыболовлева в Европе
Sotheby’s и Bouvier подали совместный иск на Рыболовлева в Женеве в 2017 году, чтобы заблокировать запланированный судебный процесс России в Великобритании. Аукционный дом заявил, что будет продолжать дело Швейцарии, где он добивается признания того, что он не участвовал в каких-либо правонарушениях.
Адвокаты Рыболовлева в течение нескольких месяцев добивались более широкого обнародования документов, которые Sotheby’s представил в рамках судебных разбирательств, связанных с враждой между Рыболовлевым и Бувье в Монако, Сингапуре и Франции. Эти документы не были обнародованы. Судебный процесс в Нью-Йорке может позволить Рыболовлеву использовать эти документы.