Подводные тайны Второй мировой Журнал Министерства обороны Российской Федерации
АРМЕЙСКИЙ СБОРНИК №07 2022 Г
«Прозвище «Летучий Голландец» заслужено нами в самом начале войны за умение исчезать и появляться неожиданно. Вдобавок, поручения, которые мы выполняли тогда, были сугубо секретными. Именно поэтому наш командир не ввязывался и не ввязывается первым в бой. Для заурядного потопления вражеских кораблей существуют обычные подводные лодки под номерами. Предназначение «Летучего Голландца» — иное».
«Секретный фарватер», Л.Д. Платов, 1971 год, роман.
В. КУЛИНЧЕНКО
В юности, наверное, многие читали увлекательный приключенческий роман Леонида Платова, написанный в 1971 году «Секретный фарватер», который впоследствии был экранизирован и сегодняшним телезрителем смотрится с большим интересом. Тайны, которые хранят океаны и моря, скрывают в глубинах своих тайников то, что и сегодня способно перевернуть взгляды на источники и последствия II Мировой войны.
Автор Вадим Кулинченко — ветеран-подводник, капитан 1 ранга — неоднократно обращался к читателям с этой темой. Его исследовательский подход, опытный и аргументированный взгляд морского офицера позволяет в черно-белой хронике неизвестных для нас событий увидеть интересный, а может быть, и страшный сюжет прошлого, который как джинн способен появиться в неожиданных для нас реалиях.
УВОЗИТЕ ЗОЛОТО
СУБМАРИНАМИ
Шеф 6 отдела Главного управления имперской службы безопасности бригаден фюрер СС Вальтер Шелленберг, взглянув на часы, мысленно представил, на сколько миль уже удалились подводные лодки «особого назначения» от северо-западных берегов Рейха.
Достав из сейфа служебную карту мира, он взглянул на Западное полушарие. Никаких особых пометок на конусообразном пространстве Южной Америки он не делал, доверяя лишь своей памяти. Она точно подсказывала Шелленбергу пункты назначения, куда следовали отборные экипажи из «волчьих стай» гросс-адмирала Деница.Загрузка немецких субмарин в порту Киля в 1943 году
Еще до начала войны гитлеровское правительство поставило перед собой цель, опираясь на «АО» («Аусланде-организацион» управление «Абвер/Аусланд», преобразованное 18 октября 1939 года, в рамках которого существовал отдел «Аусланд» (Заграница)), превратить немцев региона Южной Америки в своих агентов. Аргентине придавалась особая роль. Членам «АО» гитлеровцы давали установку: «Вербуй в свои ряды каждого честного немца. Убеди его в необходимости обеспечения нашей победы во имя того, чтобы Германия могла хорошо жить и править всем миром». Главным организатором и вдохновителем тотальной системы шпионажа стал Рудольф Гесс.
ТАЙНЫЙ ТРАНСПОРТ
В прессе не раз появлялись материалы об использовании подводных лодок во второй мировой войне в качестве транспортных. Они, в частности, обеспечивали секретный канал сношений между Германией и Японией, союзников по оси Берлин — Рим — Токио. Эти сведения просочились в печать и стали известными, отнюдь не из воспоминаний фашистских бонз и адмиралов, их раскопали и предали огласке вездесущие журналисты. Дениц и другие «подводные асы» третьего Рейха об этом не упоминают, а между тем известны почти все номера немецких субмарин, доставлявших в Японию цейсовскую оптику, новейшие приборы и вооружение, даже снаряды «Фау» в разобранном виде, и специалистов. Обратно на борт немецкие субмарины брали стратегическое сырье: каучук, вольфрам, молибден, олово, хинин, опиум. Обычно для этих целей использовались лодки IX серии, различных модификаций, водоизмещением около 1300 тонн, по прозвищу «Морская корова».
В конце 1943 года на Восток были направлены с ценными грузами и торпедами шесть подлодок. На обратном пути они должны были взять каучук и другие виды сырья. Однако из них прибыли в Пенанг (остров в 3 км от северо-западного побережья Малайзии) и Джакарту (Индонезия) лишь U-1062, U-219 и вспомогательный танкер U-195. Судьба остальных малоизвестна. Возможно, на одной из них была и тонна урановой руды, которую так ждали в Японии.
Транспортным лодкам строжайше было запрещено соприкосновение с противником, но противник уже знал о них и отслеживал их на большом пути на Восток.
СЕКРЕТНЫЕ ПЕРЕХОДЫ
Как известно, Япония еще до начала войны на Тихом океане (7.12.1941 г.) работала с ураном-235, но для полноценных опытов у нее не хватало его запасов. В 1943 году японское правительство вынуждено было обратиться к Германии с просьбой о выделении ей двух тонн урановой руды. После уяснения столь интересной просьбы в конце 1943 года одна тонна урановой руды была загружена на борт немецкой субмарины. Но до адресата она не дошла. Номер и судьба этой субмарины неизвестна до сих пор; по всей вероятности, она лежит где-то у берегов Малайзии. До настоящего времени считалось, что больше немцы не посылали урана своим союзникам. Оказалось, что это не так.
УРАНОВЫЙ ПОХОД «U-234»
Когда Гитлер понял, что война проиграна, он стал надеяться на любой вид «секретного оружия». Немцы явно не успевали с созданием атомной бомбы. Возможно, это сделают союзники японцы, если им помочь ураном-235.
Подводный танкер XIV серии представлял собой довольно удачную попытку глубокой модернизации больших океанских лодок IX серии.
Субмарина являлась специализированным судном снабжения, предназначенным для пополнения запасов подводных лодок, находящихся на боевом дежурстве, вдали от якорных стоянок и морских баз.
В среднем передача топлива обеспечивала дополнительные две недели боевого дежурства. Так как во главу угла ставилось снабжение топливом, подводные танкеры получили негласное меткое прозвище «Дойные коровы» (Milchkühe).
И вот 25 марта 1945 года под покровом ночи субмарина U-234, загруженная полутонной обогащенного урана-235 незаметно покидает Киль и отправляется в свой опасный поход.
Кроме урана на борт субмарины были загружены в разобранном виде первый в мире реактивный самолет Ме-262 и детали ракет ФАУ-2. О цели похода знали только два человека на лодке — ее командир капитан-лейтенант Йоханн-Хейнрих Фехлер и второй офицер Карл-Эрнст Пфафф, руководящий загрузкой лодки.Однако факт переделки субмарины в транспортную, загрузка ее секретными ящиками и контейнерами, наличие на ней высокопоставленных пассажиров стали достоянием разведки союзников. Не зная ничего о конкретном грузе, тем не менее американцы поняли, что на лодке находится важный стратегический материал и кто его получатель. Судьба субмарины была предрешена.
U-234 везла на борту сырье для создания оружия, призванного круто изменить военно-политическую ситуацию в мире в пользу стран оси. Путь неблизкий. Война продолжается, и 2 мая 1945 года советскими войсками взят бункер Гитлера. Дениц отдает приказ подводным лодкам в море сложить оружие и сдаться.
Однако не все субмарины сдались. Для некоторых война продолжается, в том числе и для U-234. Подводная лодка следует своим нелегким маршрутом через Атлантику. Командир успешно уклоняется от американских и английских противолодочных сил, но понимает, что до Японии им уже не добраться.
Командир Фехлер собрал своих офицеров и задал единственный вопрос: что делать? Единогласно принимается решение — выполнить приказ Деница и сдаться союзникам. Но кому? Конечно, американцам.
14 мая 1945 года U-234 появилась на экране радаров американских эсминцев. Со скоростью 14 узлов субмарина неслась на встречу с эсминцем «Саттон». Встреча состоялась. Эсминец подошел к борту субмарины и высадил на нее призовую партию….
И ужасная гримаса истории: уран, предназначенный для спасения Японии, поверг ее в шок 6 августа 1945 года. В тот день бомбардировщик «Энолла Гей» обрушил атомную бомбу на Хиросиму, в которой был и уран с подводной лодки U-234.
КОД «ОГНЕННАЯ ЗЕМЛЯ»
Если уран был нужен для союзников, то золото для себя. Фюрер-фанатик готов был сражаться до конца, но бонзы, стоявшие за ним, думали о своем безбедном будущем….
Шел 1944 год. До страсбургского секретного совещания промышленных магнатов в отеле «Мезон руж» днем, а ночью до этого в другом отеле Страсбурга «Ротен хауз» состоялось тайное совещание нацистской верхушки. К тому времени в «белорусских котлах» были окружены и перемолоты отборные дивизии вермахта из группы армий «Центр». Неизбежность поражения нацистской Германии стала очевидна не только военным, но и финансово-промышленной олигархии.
Капитулировавшая немецкая подводная лодка U-234 (тип
Протоколы на обоих совещаниях 10 августа 1944 года не велись, но договоренности были крепче всяких протокольных обязательств. Участники страсбургской «тайной вечери» позаботились о том, чтобы все утвержденные в Страсбурге предписания и рекомендации не остались лишь буквой. Возможно, сегодня, почти через 80 лет мы пожинаем последствия этих тайных совещаний. Перефразируя некогда известное высказывание, можно сказать: «Фюреры приходят и уходят, а подлецы остаются!. .».
Основным плацдармом для возрождения «четвертого рейха» должна была стать Южная Америка, куда еще в 1936 году по заданию Гитлера отправились пять особенно доверенных агентов, каждому из которых вручался капитал в 20 миллионов долларов. Им предписывалось: ассимилироваться, установить связи с местными фашистскими организациями и приступить к созданию националистических групп, которые в «день икс» должны оказать любую необходимую помощь рейху в Южной Америке….
Еще до страсбургских секретных совещаний, где замысел операции «Огненная земля» был переведен на язык конкретных директив, берлинская штаб-квартира СС уже приступила к ее реализации.
Под покровом темноты на пирсах северогерманских баз рейха, оцепленных отборной охраной СС, специально уполномоченные Главного управления имперской службы безопасности, прибывшие из Берлина, контролировали погрузку на подводные лодки опломбированных контейнеров, доставленных из нацистской столицы. Ящики опускались в торпедные отсеки и минировались. Если бы в открытом океане возникла опасность захвата субмарин, этот секретный груз был бы взорван вместе с торпедами. Приказ на этот чрезвычайный случай был отдан самый строгий, а в состав экипажей включены нацисты-фанатики из спецотрядов СС, на которых можно было положиться: эти предпочтут пойти на дно, нежели оказаться в плену.
За трансатлантическим «подводным» плаванием спецгруза из рейха следили Гиммлер и Кальтенбруннер. От начала и до конца переброску к берегам Южной Америки контейнеров с валютой и сокровищами держал под своим личным контролем Мартин Борман.
Главным штабом, руководящим всеми мероприятиями по укрытию награбленного, стала резиденция Шелленберга, находившаяся в особняке на Беркерштрассе в Берлине. Отсюда за границу отправлялись центнеры золота, миллионные суммы в фальшивой валюте, мешочки с драгоценными камнями; сюда поступали шифрованные донесения об удачных финансовых операциях. По неполным данным, опубликованным американцами вскоре после войны, только с 1944 по 1947 годы за счет вывезенного нацистами капитала в Центральной и Южной Америке была куплена подставными лицами 331 фирма (всего в мире 750 — В. К.).
На Латиноамериканский континент в итоге операции «Огненная земля» были переправлены поистине гигантские богатства, какие никогда не снились испанским конкистадорам. В одну лишь Аргентину было доставлено, не говоря о валюте: 2 511 кг золота, 87 кг платины, 4 638 каратов бриллиантов.
И для чего все это? Для возрождения в будущем идей нацизма?
И только?! (Идеи бессмертны — старый философский постулат — В.К.).
«КРЫСИНАЯ НОРА»
Незадолго до своей смерти бывший глава разведки СД Шелленберг скупо сказал в своих мемуарах: «В Южной Америке (1943 год — В.К.) мы располагали большим числом сотрудников. В выполнении наших задач нам помогало и то, что здесь немецкие промышленники создали сферу своего влияния, из которой мы черпали персональную и материальную помощь».
В прессе, литературе и кинофильмах сегодняшнего дня оживают старые сюжеты о таинственных субмаринах Третьего райха, всплывающих у берегов Латинской Америки. Особенно привлекательной для них оказалась Аргенина
Этот регион лично контролировал «серый кардинал» третьего рейха Мартин Борман, где, по почти достоверным версиям, он скрылся после войны и затерялся в «джунглях» Аргентины. И не только он, а и шеф гестапо Генрих Мюллер и не менее 10 тысяч военных преступников спокойно проживали в Южной Америке уже в 1987 году (данные мировой прессы 1989 года — В.К.).
Именно для таких, как они, кадровых «наследников» фашизма и для его возрождения была заложена в Латинской Америке в ходе операции «Огненная земля» мощная финансовая база, сплетена подпольная сеть неонацистских ячеек, конспиративных центров, явок и подставных фирм.
Сегодня можно предположить, что непопулярный после войны фашизм мог, при покровительстве некоторых стран-победительниц, возродиться под иным названием, например, «терроризм». Не исключено, что основные его центры ищут не в той части света….
Первые скудные сообщения о прибытии в Южную Америку немецких подводных лодок с драгоценным грузом и нацистскими беглецами попали англо-американским разведслужбам уже в 1944 году. Это, в частности, подтвердил в 1983 году журнал «Монд дипломатик». В связи с выдачей Франции гестаповца Барбье журнал развернул, как он писал, «занавес молчания», задернутый рядом стран Запада, влиятельные круги которых «беззастенчиво дали приют нацистским преступникам».
Капитан U-977 Хайнц Шеффер и его подводная лодка
Поднятая в 90-х годах прошлого столетия тема тайны «нацистского золота» заинтересовала мировую общественность и вызвала громкий резонанс в СМИ многих стран. Но это было не в интересах влиятельных людей Запада и, как по мановению волшебной палочки, она быстро заглохла. А сегодня уже мало кто знает об этих событиях, выросло новое поколение, но его кто-то опять упорно толкает на «крысиную тропу».
ПИСЬМА МЕРТВЫХ
Владельцы несметных богатств не могут обходиться без рядовых исполнителей. А исполнители обычно подчиняются властям, то есть начальникам и командирам. Этому нет альтернативы, и на этом уровне происходит сращивание власти и капитала.
Подводники подчинялись гросс адмиралу, а Карл Дениц был слугою фюрера и его власти. И он нашел выход. Чтобы ввести противника в заблуждение, он подставлял свои субмарины под атаки противолодочных сил врага.
Командир подлодки подводит преследователей к затонувшему кораблю, выпускает немного соляра — для приманки, потом, резко отвернув, уходит переменными галсами или использует слои воды разной плотности. Он не притворяется мертвым, нет. Вместо себя под удар подставляет мертвеца! На поверхность вздымаются обломки от удара глубинных бомб. Соляр и обломки — лучшее свидетельство гибели субмарин!
Назавтра в победных реляциях появятся сообщения о потопленной немецкой лодке. А она цела, но уже не числится в списках флота. В дальнейшем ее используют в спецрейсах. Государственная необходимость! Так объяснялось командирам субмарин и их экипажам. И против этого, понятно, никто не мог возразить….
Эта идея вынашивалась с января 1943 года, когда битва на берегах Волги сыграла роковую роль в судьбе многих немецких подводников.
Из письма штурмана одной из безликих субмарин: «Под Новый год на борт доставили груз особой важности. С минуты на минуту, выполняя свою историческую миссию, мы покинем порт…. Я пишу эти строки отрывочно, наспех. Можно же пренебречь самыми строгими запретами, если война уже проиграна? Тем более, сейчас, когда мы готовимся в этот дальний поход. Вернемся ли еще в Германию? В лучшем случае пройдет, наверное, не один год…».
Нет, в Германию из них никто не вернулся. Они нашли покой вдали от своей Родины: одни в чужой, неизвестной им стране, другие на дне океана — таких исполнителей никогда не оставляют в живых!
И ПРИЗНАНИЯ ЖИВЫХ
Только недавно стало известно, что в годы Второй мировой войны существовало сверхсекретное соединение немецких подводных лодок, получившее наименование «Конвой Фюрера». В него входило 35 субмарин, но на сегодня известна более-менее судьба только 3-х лодок: U-977, U-530, U-465, которые участвовали в заключительной стадии операции «Огненанная земля».
В самом конце войны в порту Киля (имеется в виду конец 1944 года — В.К.) с субмарин «Конвоя Фюрера» сняли торпеды и прочее вооружение, поскольку им строжайше запрещалось вступать в бой во время этого плавания. Команды подлодок были подобраны так, что никто не был женат, и ни у кого не оставалось живых родственников. Согласно предписаниям от Гитлера и Деница командирам лодок, они должны были взять у каждого члена команды «обет вечного молчания».
На эти лодки погрузили контейнеры, содержащие ценности и документы, огромные запасы провизии. В Киле субмарины приняли на борт таинственных пассажиров, некоторых даже под видом членов экипажей.
Командир одной из этих подлодок U-977 Хайнц Шеффер попал в плен. На многочисленных допросах, проводимых представителями американских и британских спецслужб, он так и не выдал существенной информации о субмаринах «Конвоя Фюрера».
Написанная им в 1952 году книга мемуаров, под названием U-977, также не содержала чего-то сенсационного. Но то, что он знал тайну, подтверждает его письмо, адресованное «старому товарищу» капитану цурзее (капитан 2 ранга) Вильгельму Бернхарту, датированное 1 июня 1983 года: «… Чего ты добьешься, когда скажешь правду о том, в чем заключалась наша миссия? И кто пострадает из-за твоих откровений? Подумай об этом!
Конечно, ты не намериваешься сделать это просто из-за денег. Я повторяю еще раз: пусть правда спит с нашими подлодками на дне океана. Таково мое мнение…».
Много еще тайн хранят события второй мировой войны, особенно связанных с подводными лодками. Одни верят, а другие нет в «подводную чепуху». Но мне, кажется, что не только «за красивые глаза» Гитлер назначил К. Деница своим преемником, ведь были и другие, более значимые фигуры. Это один из поводов к размышлению на обозначенную тему.
ТАЙНА СУБМАРИНЫ
«U — 534»
Были ли «сокровища рейха» на затонувшей подлодке или что иное, так и остается тайной, хотя с момента ее обнаружения на дне Датских проливов прошло уже много лет. Еще в 1986–87 годах все газеты мира пестрели материалами об этой сенсационной находке Оге Енсена, датчанина, профессионально занимающегося поисками затонувших судов. На дне Каттегата он обнаружил, сомнений не было, знаменитую U-534. Как известно, обнаруженная еще в 1976 году им же подлодка примерно в этом месте, неподалеку от Анхольта, оказалась обычной немецкой субмариной U-251. В 1942 году она участвовала в боевых действиях в Советском Заполярье, под командованием известного фашистского подводного аса Тимма, и была потоплена в апреле 1945 года. Никакой ценности она не представляла.
Командир U–534 Герберт Ноллау
Сенсационность находки U-534, скрытой под водой, по мнению газет, заключалась в том, что на борту подлодки, вышедшей из Киля 5 мая 1945 года, и уходившей от расплаты в самом конце войны, находились солидный запас золота третьего рейха, секретные архивы и около сорока видных нацистов. Командиру U–534 Герберту Ноллау было приказано взять курс на Латинскую Америку. Однако тысячи морских мин, поставленных союзниками вдоль побережья Германии и североевропейских стран, не позволяли субмарине идти ночью или в подводном положении. На оперативный простор надо было выйти в надводном положении. Но не удалось. Подлодку атаковали английские самолеты близ датского острова Анхольт в проливе Каттегат, где она и затонула на глубине 60 метров. 47-ми членам экипажа удалось спастись. Специальную комиссию, созданную по затопленной лодке и взятому в плен экипажу, интересовало содержимое якобы погруженных на нее 11 алюминиевых ящиков. Однако немцы упорно стояли на своем: не знаем ни о каком золоте. А что же в ящиках? Зенитные снаряды там держали. Капитан Герберт Ноллау вообще отказался давать показания. Он был единственным человеком, который знал цели и маршрут подводной лодки, но унес тайну в могилу вскоре после войны, покончив жизнь самоубийством. Официальное расследование пришлось закрыть. Уже позже историки выдвинули предположение (возможно, базирующееся на каких-то реальных фактах), что следующей же ночью после гибели U-534 в тот район прибыла команда водолазов «Кригсмарине» и изъяла наиболее ценную часть груза. Впоследствии члены команды распространили рассказы о богатствах затонувшей подлодки U-534. Неожиданно проектом заинтересовался крупный датский бизнесмен Карстен Рее. По версии главной целью были секретные документы, свидетельствующие о преступлениях нацистов. После нескольких лет дипломатических препирательств в августе 1993 года U-534 была поднята на поверхность. Но никакого золота на лодке не обнаружили. Истлевшие мундиры, россыпи ржавых орденов, прокисшее вино 1936 года — все что угодно, но не «благородный металл»! Утешением для кладоискателей стал сейф капитана Ноллау с секретными документами и дневниками военного руководства рейха. Пухлые пачки документов в непромокаемых пакетах лежали так плотно друг к другу, что даже попавшая в сейф морская вода за многие десятилетия не смогла их испортить. Пакеты с величайшей осторожностью были загружены в переносные холодильники, и уже в лаборатории документы обработали консервирующими составами, прочли и классифицировали. Люди во многих странах, понятно, ждали новостей о дальнейшей судьбе субмарины, но они так и не поступили. Изучение новых «свидетельств преступлений» нацистов сразу взяли под контроль спецслужбы, которые и сегодня не спешат раскрыть результаты исследований. Последовали лишь общие фразы — якобы на борту U-534 сделана одна из важнейших документальных находок, относящихся к нацистской Германии. Специалисты из Дании сделали предположение, что в сейфе, помимо приказа капитану Ноллау относительно курса субмарины и пунктов назначения, находились планы руководства рейха о заключении сепаратного мира с союзниками. Возможно, были и чертежи секретного немецкого оружия. Однако это не единственная тайна U-534. Было ли на борту подлодки золото, что стало с сокровищами рейха и куда направлялась субмарина с ценным грузом?
Карта мест затопления подводных лодок «Кригсмарине» в Северной Атлантике, немного в Средиземном,
Черном и Балтийском морях
Стиг Торнсон — руководитель проекта по подъему подводной лодки, — считает, что экипаж вообще мог не знать груза. По словам Торнсона, U534 находился на верфях в Щецине четыре с половиной месяца, прежде чем покинуть Киль. При этом даже две недели считались очень долгой остановкой на верфях для такой подлодки. К чему готовились «подводные волки» адмирала Деница перед своим походом? Осталось тайной. По словам Торнсона, перед U534 стояла важная задача.
Поднятая U-534
Было ли это транспортировкой ценностей, реликвий, а может быть, даже артефакта — «священного копья», или одного из главных нацистских чиновников, мы, вероятно, никогда не узнаем, но документы показывают, что старшие немецкие офицеры намеревались бежать на подводных лодках в Гренландию или Южную Америку в конце войны, а на борту U-534 как раз находились морские карты Южной Америки.
ПОСТСКРИПТУМ
Поднятая выше тема тянет на большое документальное исследование. При тщательной работе такое исследование займет уйму времени и может не дать желаемых результатов. Сильные мира сего в буквальном смысле умели и умеют «прятать все концы в воду». До сих пор мы мало знаем о планах Гитлера по достижению мирового господства. Например, скрывая свои планы относительно разгрома в первую очередь Англии и России, вождь фашизма хотел поднять на высокую ступень движение нацистов в Латинской Америке. Через Мексику Гитлер собирался перебросить основные силы к границам США, задумав разбить американцев. Развернутый план удара по Америке под кодовым названием «С юга на север» был доложен Гитлеру лично Борманом. Аргентине в нем отводилась роль плацдарма и форпоста германского фашизма.
В небольшой статье можно только обозначить контуры интересной буквально для всех темы.
Во Второй мировой войне слухи о врагах придумывали спецслужбы
«Серые волки» адмирала Дёница. Так во время Второй мировой войны в Европе называли подводником Кригсмарине – военно-морского флота фашисткой Германии. Когда Дёниц, как командующий подводным флотом Германии, объявил неограниченную подводную войну, направленную на создание морской блокады Великобритании, обстановка на море резко обострилась.
Сюжет: Армия
До конца войны в глазах мирных жителей европейских стран-участников антигитлеровской коалиции немецкие подводники стали олицетворением жестокости и коварства. Заработала военная пропаганда. В результате, появилось много мифов, связанных с подводниками и подводными лодками Кригсмарине. В этой статье мы расскажем о некоторых из них, и постараемся объяснить, почему они появились.
Миф №1. Немецкий шпион в Скапа-флоу
Линкор HMS Royal Oak в 1937 году (Фото: Wikimedia Commons/ Royal Navy)
Сразу оговоримся. В ряде случаях можно утверждать и доказать, что какого-то события не происходило. В некоторых случаях – вероятнее всего, что-то было, но со временем, и под воздействием военной пропаганды событие приобрело вид, дошедший до нас.
В самом начале Второй мировой войны подводники Германии одержали громкую победу – в Главную базу английского флота Скапа-флоу прорвалась немецкая подводная лодка U-47, под командованием капитан-лейтенанта Гюнтера Прина. Результатом прорыва стало потопление английского линейного корабля «Роял Оук» – HMS «Royal Oak». Прорыв якобы стал возможен благодаря некому Альфреду Верингу – Alfred Wehring – офицеру военно-морской разведки Германии, который прибыл в Великобританию из Швейцарии в 1927 году под именем Альфреда Ортеля, часовщика. Он открыл часовую мастерскую в Керкуолле – городке на Оркнейских островах, недалеко от военно-морской базы. Двенадцать лет он скрупулезно собирал информацию об охране рейда базы, и о возможности прорыва в базу немецких подводных лодок. Именно благодаря этой информации прорыв и атака Гюнтера Прина была успешной. Подробно об этой истории смотри статью «Взрыв в Скапа-Флоу».
Конечно, это был миф. Впервые он был опубликован в швейцарской газете «Falken Verlag» в 1946 году. Материал был, что называется «жаренный», и его с удовольствием распространяли европейские газеты многих стран. Удивительно, но первыми возмутились и подвергли материал критике бывшие немецкие офицеры-подводники, командиры подводных лодок. Окончательно этот миф был развеян двумя журналистами – немцем Вольфгангом Франком и англичанином Александром Макки. Они независимо друг от друга пришли к выводу, что эта история выдумана, и никакого Веринга-Ортеля в природе не существовало.
По теме
4937
Вертолеты и автожиры Второй мировой войны. СССР и Германия
В СССР был создан боевой автожир, участвовавший в двух войнах
Но кто это придумал и почему? Можно предположить две причины появления этого, говоря современным языком, фейка. Во-первых, в 1939 году командованию английского флота необходимо было объяснить руководству страны и своим гражданам – как могла немецкая подводная лодка прорваться внутрь Главной базы ВМФ Великобритании? Адмиралы не хотели брать на себя ответственность за промахи службы по охране рейда базы, и была придумана версия о немецком разведчике, который долгих 12 лет собирал секретную информацию по системе защиты базы. А, во-вторых, что весьма вероятно, немецкая разведка всё-таки интересовалась Скапа-Флоу. Этот интерес входил в круг её обязанностей. Возможно, у британской контрразведки была какая-то информация об этом, и её использовали для создания легенды. После войны, в 1946 году информацию «слили» в швейцарскую газету, и она стала распространяться по миру.
Миф №2. Маскировка подводных лодок
Афиша Фильма «Морской ястреб» (Фото: Wikimedia Commons/Одесская киностудия)
Это тот случай, когда доказывается отсутствие события, и возможно даже определить источник появления ложной информации. В январе 1942 года на советские экраны вышел художественный фильм «Морской ястреб». Фильм рассказывает о поединке советского Q-ship – судна ловушки и немецкой подводной лодки, которая была замаскирована в трюме большого парусного судна. Фильм для своего времени получился интересный Вот эта творческая находка сценариста и стала основой слухов, что немецкие подводные лодки для увеличения своей автономности стали маскироваться внутри больших торговых судов.
Архивы говорят, что ни одна из немецких субмарин ничем подобным не занималась, а единственный советский Q-ship не потопил ни одной немецкой подводной лодки. Об этой истории смотри статью «Неизвестные бои на Балтике».
Миф №3. Ловля на живца
В этом случае событие иногда происходило, но его масштабы в исторической и художественной литературе сильно преувеличены. Речь идет о тактическом приеме, когда подводная лодка после потопления торгового судна, успевшего дать сигнал SOS, не уходила, а продолжала оставаться в районе атаки, в надежде, что этот сигнал примут другие транспортные суда, и придут спасать экипаж в шлюпках. Прием получил широкую известность после выхода в свет книги Алистера Маклина «Корабль Его Величества «Улисс»». Справедливости ради нужно сказать, что немецкие подводники пользовались этим тактическим приемом, но не всегда. При подозрении, что на сигнал SOS подойдет не транспорт, а противолодочный корабль, лодка, после потопления транспорта, уходила.
Миф №4. Расстрел экипажа торгового судна
Этот миф один из самых устойчивых. Причиной его появления стала пропаганда союзников, которая после войны перешла в исторические труды некоторых авторов. Вообще, в пропаганде стран антигитлеровской коалиции, в части творимых злодеяний, подводники занимали третье место после эсесовцев и гестаповцев. Это было связано с тем, что в первой половине Второй мировой неограниченная подводная война серьёзно осложняла как военные операции, так и жизнь мирного населения. Реальность же была такова, что Кригсмарине был наименее затронутой нацисткой идеологией частью вооруженных сил фашисткой Германии. Конечно, офицеры и адмиралы Кригсмарине не выступали против Гитлера, но и особо рьяно военных преступлений не совершали. Возможно, это было связано со спецификой войны на море, когда противника наблюдали только в перископ, или дальномер. Автор не голословен. После войны в Западной Европе объявили охоту на командиров немецких подводных лодок, чтобы предать их суду. В случае, если удавалось доказать, что командир подводной лодки участвовал в преступлениях против человечества, его судили как военного преступника. К 1 сентября 1939 года в составе ВМФ Германии было 57 подводных лодок, во время войны флот пополнился 1 113 лодками. Осуждены как военные преступники только несколько командиров немецких подводных лодок. В наше время, историки из стран антигитлеровской коалиции (в частности, в США) в своих исторических исследованиях с помощью документов опровергают официальные американские же данные о расстрелах экипажей потопленных торговых судов немецкими подводниками.
По теме
4713
Вертолеты во Второй мировой войне. США
Раненые солдаты были шокированы видом вертолетов
Сколько было расстреляно экипажей потопленных торговых судов – неизвестно. Достоверно установлен один факт – расстрел экипажа греческого парохода SS «Peleus». Он был потоплен подводной лодкой U-853 под командованием капитан-лейтенанта Хайнца-Вильгельма Экка – Heinz-Wilhelm Eck. Тогда погибли 33 моряка. После войны Экка судили. Автор считает нацизм и фашизм преступной идеологией, и не является поклонником гитлеровских подводников. Но справедливости ради нужно сказать, что охоту за людьми с потопленных судов и их расстрел с воздуха проводили летчики Люфтваффе, чьи нацистские убеждения были гораздо сильнее. Немецкие подводники, конечно, то же были не ангелы, и войну по правилам они прекратили вести еще в Первую мировую. Они просто равнодушно оставляли спасшихся моряков в шлюпках посредине океана. Моряки умирали не от пуль с подводной лодки, а от голода, холода и жажды.
Миф №5. Немцы в Америке
С этим мифом понятно, когда он появился, и что в нем является правдой. В первой половине 1942 года немецкие субмарины начали боевые действия в водах, омывающих атлантическое побережье США. Для американского обывателя это был шок. Ведь жители США так привыкли, что война идет где-то там, за океаном. А тут торговые суда начали топить у побережья США. Среди населения атлантического побережья стали циркулировать слухи о немецких подводниках, которые высаживались на побережье, и даже (о, ужас!) заходили в небольшие магазины. Мощной подпиткой этим слухам стала информация (достоверность её определить невозможно), что на одной то ли потопленной, то ли захваченной у американского побережья подводной лодки нашли американские продукты на камбузе. Реальной подпиткой этого мифа является факт высадки на побережье США агентов Абвера, которых в конечном итоге поймали. Таких высадок за всю войну было несколько.
Миф №6. Подводные лодки у острова Рюген
Остров Рюген (Фото: Wikimedia Commons/Klugschnacker)
Этот миф отечественный, долго «гуляющий» по рунету. Суть его в следующим. В 1955 году в советскую комендатуру острова Рюген пришел пожилой немец, который рассказал, что в одной из бухт острова на дне лежат немецкие подводные лодки. Сначала ему не поверили, но проверить всё же решили. Спущенные под воду водолазы доложили о 12-ти подводных лодок серии XXIII. Они были тщательно законсервированы и готовы к использованию. Поднять их помешали осенние шторма. Весной, водолазы обнаружили отсутствие двух лодок. Они исчезли. Несколько лодок подняли. Подробнее об этом мифе смотри статью «Тайна острова Буяна». Поскольку публикация появилась в начале «нулевых», можно предположить чьё-то творчество в жанре альтернативной истории.
По этому мифу можно дать два комментария. Во-первых, в отличие от шпионских мифов, действие которых разворачивается на суше, морские мифы легко проверяются. Дело в том, что любое перемещение любого корабля фиксируется в десятках документах, подделать которые практически невозможно. Особенно это касается историй, в которых рассказывается о каких-то не известных кораблях. После войны, в состав советского флота вошли десять трофейных немецких подводных лодок. Среди них была только одна лодка серии XXIII – Н-31, впоследствии М-31, бывшая немецкая U-2353. Надо сказать, что все трофейные лодки проходили через международные комиссии, и судьба каждой лодки известна. Никаких других немецких лодок в составе советского флота не было.
Во-вторых, как ни парадоксально, в этом мифе есть и элементы правды. 8 мая 1945 года у датского острова Анкольм были затоплены несколько подводных лодок. В 1956 году три из них подняли, и они стали первым подводными лодками в составе Бундесмарине. Кроме этого, в 1985 году, в одном из заброшенных бетонных бункеров в Гамбурге (а этот город, подвергавшийся мощным бомбардировкам союзников, имел многочисленные защитные сооружения, достойные отдельной статьи) – «Эльба-II» («Elbe II») были обнаружены три немецкие подводные лодки – U-2505, U-3004 и U-3506 – затопленные 3 мая 1945 года. Интересно, что работы по расчистке завалов начались в 1949 году, и только в 1985 удалось добраться до субмарин. Правда, эти подводные лодки были в недостроенном состоянии. Такие находки, и факт ввода в строй затопленных немецких субмарин, могли стать основой этого фейка.
История о лодках у острова Рюген – явно российская выдумка. Но у неё есть и аргентинский вариант – истории о «личном конвое фюрера» и о подводных лодках у берегов Аргентины. В них много пересекающихся сюжетов.
Чем дальше уходит в прошлое Вторая мировая война, тем замысловатее становятся мифы и легенды о ней.
Захваченная немецкая подводная лодка времен Второй мировой войны показана на драматических фотографиях поверхности К Джеймс Роджерс, | Fox News
Невероятные фотографии захвата знаменитой немецкой подводной лодки во время Второй мировой войны будут выставлены на аукцион в Великобритании в эти выходные.
Фотографии являются частью обширного архива артефактов, принадлежавших капитану группы офицеров Королевских ВВС Монтегю Уиттлу, который командовал базой Королевских ВВС в Исландии во время Второй мировой войны.
«Это невероятный архив материалов», — объяснил аукционист Henry Aldridge & Son Эндрю Олдридж в электронном письме Fox News. «Исходя из офицера Королевских ВВС такого важного уровня, вы переходите на совершенно другой уровень».
НЕМЕЦКАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ВРЕМЕНИ МИРОВОЙ ВОЙНЫ ОБНАРУЖЕНА НЕВОЗМОЖНО С 23 ТЕЛАМИ ВНУТРИ
Невероятные аэрофотоснимки показывают захват британскими войсками подводной лодки U-570 в августе 1941 года. белый флаг после повреждения субмарины глубинными бомбами, сброшенными с британского бомбардировщика 27, 19 августа41.
«Эта подводная лодка была одной из немногих, которые были захвачены во время Второй мировой войны, и изображения подводных лодок показаны в графических деталях, а дата и время их съемки указаны на каждом снимке», — пояснил Олдридж.
Некоторые сообщения связывают подводную лодку с попытками союзных войск взломать знаменитый нацистский код «Энигма», хотя существуют противоречивые сведения о том, что случилось с шифровальной машиной «Энигма» и кодовыми книгами подлодки.
ОБЛОМКИ ПОТЕРЯННОГО БОМБАРДИРОВЩИКА ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ, ОБНАРУЖЕННЫЕ В СЕВЕРНОМ МОРЕ
Было публично заявлено, что после капитуляции экипаж U-570 уничтожил и выбросил за борт машину «Энигма» подлодки и кодовые книги. Однако конфиденциальный отчет офицеров ВМС США от 28 сентября 1941 г. предполагает, что ценное кодирующее устройство, возможно, не было уничтожено. Согласно Defense Media Network, в отчете отмечалось, что «по крайней мере одно немецкое приемное или передающее устройство было удалено. . . англичанами». В отчете добавлялось, что «большой шкаф был вынесен из переднего угла диспетчерской персоналом адмиралтейства вскоре после захвата и отправлен в Англию. . . Ввиду расплывчатости информации на сайте относительно точного характера этого инструмента считается важным получить точную информацию от военно-морского атташе в Лондоне».
К тому времени, когда U-570 была захвачена, британские войска уже располагали ценными материалами Engima. Несколькими месяцами ранее, в мае 1941 года, машина Enigma и кодовые книги были захвачены с немецкой подводной лодки U-110 после ее сдачи Королевскому флоту.
Тем не менее, захват U-570 примечателен тем, что подводная лодка была захвачена самолетом. Экипаж подлодки поднял белый флаг перед бомбардировщиком Lockheed Hudson, которым управлял командир эскадрильи RAF Джеймс Томпсон.
USS WARD, КОРАБЛЬ, КОТОРЫЙ СДЕЛАЛ ПЕРВЫЕ АМЕРИКАНСКИЕ ВЫСТРЕЛЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ, НАЙДЕН НА ФИЛИППИНАХ
Другие артефакты Уиттла в лоте включают 5 бортовых журналов пилотов, личные записные книжки и личные письма, включая письмо короля Георга VI с соболезнованиями в связи со смертью капитана группы в 1942 году. Наплечники командира звена и капитана группы Уиттла включены в архив, вместе с фотографиями офицера.
Предварительная оценка лота, который будет выставлен на аукцион в субботу, составляет от 2686 до 4030 долларов.
Подписывайтесь на Джеймса Роджерса в Твиттере @jamesjrogers
Волк под волнами: U-505 присоединяется к битве за Атлантику | Национальный музей Второй мировой войны
Артикул
Для лидеров союзников 1942 год был годом невероятной опасности и беспокойства в битве за Атлантику.
Верхнее изображение: 4 июня 1944 г. Абордажная группа с авианосца «Пиллсбери» (DE-133) работает над креплением буксирного троса к носу U-505. Фотография ВМС США, 80-G-49172.
Вторая мировая война закончилась для 58 выживших на борту немецкой подводной лодки U-505 4 июня 1944 года, примерно в 150 милях от Рио-де-Оро, Западная Сахара. Первое вражеское судно, захваченное в море ВМС США после войны 1812 года, нападение на подводную лодку оперативной группой 22.3 капитана Дэниела В. Галереи, захват экипажа (впоследствии они были переведены в Кэмп-Растон в северной Луизиане) , и работа абордажной группы с эскортного авианосца USS Guadalcanal 9Моя коллега Кали Мартин так умело описала меры 0066 , чтобы он не затонул, и не нуждается в дальнейших разъяснениях.
С 1954 года подводная лодка Type IX C является экспонатом в помещении площадью около 35 000 квадратных футов в замечательном Музее науки и промышленности Чикаго в южной части города. В июне 1996 года я посетил музей и совершил поездку по U-505 . Это было незабываемо. Никогда в жизни я не испытывал такой клаустрофобии. Этот тур и просмотр фильма режиссера Вольфганга Петерсена «19 лет».81 фильм Das Boot (Лодка) о немецкой подводной лодке времен Второй мировой войны в Атлантике развеял у меня все стереотипы о подводной жизни.
Вид в каюте капитана сразу после того, как U-505 была захвачена ВМС США 4 июня 1944 года. Фотография ВМС США, 80-G-324334.
На протяжении многих лет я размышлял о U-505 и ее пути к судьбоносному столкновению с отрядом капитана Галереи. Здесь я просто хочу задокументировать начальную часть этого пути, включая вторую миссию подводной лодки и вступление в битву за Атлантику.
Американцы часто упускают из виду тот факт, что 8 декабря 1941 года Адольф Гитлер приказал гросс-адмиралу Эриху Редеру Кригсмарине (ВМС) атаковать корабли Соединенных Штатов, а также корабли стран Центральной и Южной Америки, которые выразили поддержку для США после нападения императорской Японии на Перл-Харбор. Это было за три дня до фактического объявления войны нацистской Германией 11 декабря.0065 Bismarck Королевского флота в мае прошлого года продемонстрировал — и подвергался огромному риску, совершая дальние плавания, что задача вести войну с американским судоходством легла на подводные силы. Вот-вот должна была начаться новая фаза битвы за Атлантику.
Ведение боевых действий на подводных лодках входило в компетенцию адмирала Карла Дёница, командующего подразделением немецких подводных лодок, который служил капитаном подводной лодки во время Первой мировой войны. До вступления США в конфликт он уже столкнулся с не слишком легкими миссия по удушению способности Британии вести войну посредством блокады подводных лодок. Фактически, Дёниц расширил периметр наступления против Соединенного Королевства 19 апреля.41, отправив свои суда вглубь центральной Атлантики.
Теперь, восемь месяцев спустя, он также столкнулся с ужасной задачей разрушения американского судоходства. Сначала подводный флот Дёница одерживал триумф за триумфом. 1942 год оказался временем огромной опасности для военных действий союзников, когда германский военно-морской флот оказался частью вооруженных сил Гитлера, которая могла склонить чашу весов в пользу держав Оси.
Дёниц может использовать недавно построенные подводные лодки, такие как У-505 . Введенный в эксплуатацию в конце августа 1941 года, он был построен рабочими гамбургской фирмы Deutsche Werft , которая в мирное время строила торговые суда. Весом более 1100 тонн, около 250 футов в длину, 22 фута в ширину и способный погружаться на несколько сотен футов, он был одним из технологических ужасов первой половины двадцатого века.
Два дизельных двигателя с морским охлаждением, мощностью 2170 лошадиных сил каждый, приводили в движение корабль. Как Тип IX C, U-505 имел дальность действия почти 17 000 миль, а это означало, что он мог появиться в самых неожиданных для торговых судов местах. На самом деле патрулирование могло длиться 100 дней и более. В то время как на поверхности он мог развивать скорость 18 узлов, максимальная скорость, которую можно было достичь под водой, составляла 8 узлов. Под водой он был чрезвычайно уязвим для более быстрых преследователей.
При посадке на цель подводная лодка могла навести шесть 21-дюймовых торпедных аппаратов (четыре в носу, два в корме). На борту находились 22 таких корабля-убийцы. U-505 также имел 4,1-дюймовую палубную пушку и два зенитных орудия (20-мм и 37-мм).
Передние торпедные аппараты подводной лодки диаметром 53,3 см (21 дюйм), снятые фотографом USS Guadalcanal (CVE-60) 14 июня 1944 года. Фотография ВМС США, 80-G-324373.
Условия для экипажа вряд ли вызовут зависть у студентов Великой Отечественной войны. Хотя Type IX C был больше, чем предыдущие типы, и мог перевозить около 60 человек, нехватка места всегда преследовала членов экипажа. В крошечной кухне одновременно мог стоять только один моряк. Смена койки не могла быть предотвращена, потому что 9В 0065 Кригсмарине было всего 35 коек. Материалы, созданные Музеем науки и промышленности, подробно описывают, насколько обременительными стали со временем длительные патрули.
Все продукты (яйца, сыр, рис, лапша, вяленый картофель, мясные консервы и консервы, кофе и пиво) в конце концов стали на вкус как дизельное топливо, которым питались двигатели. Назвать жизнь на борту антисанитарной было бы большим преуменьшением, поскольку запахи, связанные с неадекватной гигиеной тела, смешивались с выхлопами дизельного топлива. Более того, это было, казалось бы, бесконечное время, чтобы идти, не видя дневного света и не дыша свежим воздухом.
После завершения U-505 не был брошен в бой. С конца августа 1941 г. до января 1942 г. интенсивные тренировки с 4-й флотилией подводных лодок отняли у экипажа время. Абсолютное владение всеми приборами на борту, разделение обязанностей, ныряние, приемы штурма надводных кораблей, отработка выхода из строя торпеды, как избежать обнаружения и что делать в случае нападения и повреждения — вот основные цели — цели жизни или смерти — инструкции.
Дизельные двигатели U-505 в машинном отделении подводной лодки, 14 июня 1944 г. Фотография ВМС США, 80-G-324368.
Затем, вскоре после начала нового года, в середине января U-505 под командованием Акселя Лёве отправилась на свою первую миссию — обогнула Британские острова и прибыла во Францию. Это он сделал. Новым домом подлодки стал Лорьян в Бретани. Однако терять времени было недолго. Ожидается вторая миссия.
900:02 11 февраля 1942 года Лёве и U-505 приступили к своей второй миссии. Его пунктом назначения были воды у берегов Западной Африки. Эта подводная лодка наконец вступила в битву за Атлантику.Это 86-дневное патрулирование было вполне «успешным». U-505 потопила четыре корабля (один американский, один британский, один норвежский и один голландский). Американский грузовой корабль West Irmo был поражен одной из 21-дюймовых торпед подводной лодки 3 апреля 1942 года примерно в 300 милях к юго-западу от Секонди-Такоради в Гане.
Эти жертвы U-505 были среди более чем 1100 кораблей союзников, потопленных подводной лодкой Дёница в 1942 году. опасность для лидеров США и Великобритании.
Однако благодаря гигантским технологическим и организационным инновациям союзники переломили пресловутый «ход» в битве за Атлантику в 1943 году. И эти инновации сделали патрулирование Атлантики особенно опасным предприятием для экипажа из 9 человек.0065 U-505 задолго до захвата подлодки в июне 1944 года.
Участник
Джейсон Доуси, доктор философии
Джейсон Доуси, доктор философии, историк-исследователь в Институте Дженни Крейг по изучению войны и демократии.
Узнать больше
Темы
Европейский театр военных действий
Атлантический театр военных действий
Тип статьи
Статья
Луизиана В центре внимания: U-505 и Кэмп Растон
Экипаж немецкой подводной лодки попал в плен в лагерь для военнопленных в Северной Луизиане, тайно удерживаемый для защиты союзной разведки.
Тип статьи
Статья
Девятая армия США генерала Уильяма Х. Симпсона и форсирование Рейна
Многое было сделано в исторических записях о захвате Людендорфского моста через реку Рейн в Ремагене, Германия, в начале марта из 1945. Однако имеется меньше сообщений об операции «Точка воспламенения» — штурмовом форсировании Рейна 9-й армией США, которая началась 24 марта. Генералу Уильяму Х. Симпсону, командующему 9-й армией, в историографии Второй мировой войны уделялось мало внимания.
Тип изделия
Артикул
II корпус в Эль-Геттаре
После битвы при Кассеринском перевале II корпус США перешел под командование 18-й группы армий генерала Гарольда Александера. Когда Александр принял командование 20 февраля 1943, одной из его первых задач была оценка боевой готовности 2-го корпуса после его неудач во время первых боев у Кассеринского перевала.
Артикул Тип
Артикул
Чернокожие добровольческие пехотные взводы во Второй мировой войне
Многие историки писали о знаменитых «солдатах-бизонах» 92-й пехотной дивизии полностью чернокожих, которые отличились во время Второй мировой войны.
Тип статьи
Статья
Кассеринский перевал: немецкое наступление, американская победа
На Аркадийской конференции, проходившей в Вашингтоне, округ Колумбия, с 24 декабря 1941 г. по 14 января 1942 г., западные союзники согласились на «Германия прежде всего». политику управлять глобальной стратегией, но вопрос, где и когда вступать в бой с Германией, оставался нерешенным.
Артикул Тип
Артикул
Доблесть вопреки всему: подполковник Джордж Маршалл и операция «РЕЗЕРВИСТ»
Кампания в Северной Африке началась с дерзкого рейда англо-американских коммандос под кодовым названием «Операция РЕЗЕРВИСТ».