Немецкая подлодка: Загадочная немецкая подлодка времен Великой Отечественной войны случайно отыскалась в Дании

Подводные тайны Второй мировой Журнал Министерства обороны Российской Федерации

АРМЕЙСКИЙ СБОРНИК №07 2022 Г

 

«Прозвище «Летучий Голландец» заслужено нами в самом начале войны за умение исчезать и появляться неожиданно. Вдобавок, поручения, которые мы выполняли тогда, были сугубо секретными. Именно поэтому наш командир не ввязывался и не ввязывается первым в бой. Для заурядного потопления вражеских кораблей существуют обычные подводные лодки под номерами. Предназначение «Летучего Голландца» иное».

 «Секретный фарватер», Л.Д. Платов, 1971 год, роман.

 

В. КУЛИНЧЕНКО

 

В юности, наверное, многие читали увлекательный приключенческий роман Леонида Платова, написанный в 1971 году «Секретный фарватер», который впоследствии был экранизирован и  сегодняшним телезрителем смотрится с  большим интересом.  Тайны, которые хранят океаны и моря, скрывают в глубинах своих тайников то, что и сегодня способно перевернуть взгляды на источники и последствия II Мировой войны.

Эта проблема становится интересной при наличии достоверных источников, немногих очевидцев и артефактов, поднятых из морских глубин, которые способны как свидетели прошлого в какой-то мере повлиять на прояснение ситуации минувших десятилетий.

Автор Вадим Кулинченко — ветеран-подводник, капитан 1 ранга — неоднократно обращался к читателям с этой темой. Его исследовательский подход, опытный и аргументированный взгляд морского офицера позволяет в черно-белой хронике неизвестных для нас событий увидеть интересный, а может быть, и страшный сюжет прошлого, который как джинн способен появиться в неожиданных для нас реалиях.

 

УВОЗИТЕ ЗОЛОТО

СУБМАРИНАМИ

 

Шеф 6 отдела Главного управления имперской службы безо­пасности бригаден фюрер СС Вальтер Шелленберг, взглянув на часы, мысленно представил, на сколько миль уже удалились подводные лодки «особого назначения» от северо-западных берегов Рейха.

Достав из сейфа служебную карту мира, он взглянул на Западное полушарие. Никаких особых пометок на конусообразном пространстве Южной Америки он не делал, доверяя лишь своей памяти. Она точно подсказывала Шелленбергу пункты назначения, куда следовали отборные экипажи из «волчьих стай» гросс-адмирала Деница.

Загрузка немецких субмарин в порту Киля в 1943 году

 

Еще до начала войны гитлеровское правительство поставило перед собой цель, опираясь на «АО» («Аусланде-организацион» управление «Абвер/Аусланд», преобразованное 18 октября 1939 года,  в рамках которого существовал отдел «Аусланд» (Заграница)), превратить немцев региона Южной Америки в своих агентов. Аргентине придавалась особая роль. Членам «АО» гитлеровцы давали установку: «Вербуй в свои ряды каждого честного немца. Убеди его в необходимости обеспечения нашей победы во имя того, чтобы Германия могла хорошо жить и править всем миром». Главным организатором и вдохновителем тотальной системы шпионажа стал Рудольф Гесс.

Геббельс в это время начал подкупать местные газеты и радио, а также создавать свои СМИ. Он внедрял своих людей в театры и киностудии. Главная задача Геббельса состояла в том, чтобы разжигать старые шовинистические предрассудки, будто немцы — это «избранная раса», призванная господствовать над всеми людьми. Свои национальные интересы Германия ставила выше международного права и моральных принципов, и любое преступление немца оправдывалось его пользой для «фатерланда».  Риббентроп превратил немецкие посольства и консульства в центры шпионской и подрывной работы. В Буэнос-Айресе был открыт «Коричневый дом», а в Паране (город на востоке Аргентины) действовала германская военная организация. Координировал работу по Южной Америке лично Борман, а офис Шелленберга в Берлине был превращен в штаб-квартиру по работе в Латинской Америке.

 

ТАЙНЫЙ ТРАНСПОРТ

 

В прессе не раз появлялись материалы об использовании подводных лодок во второй мировой войне в качестве транспортных. Они, в частности, обеспечивали секретный канал сношений между Германией и Японией, союзников по оси Берлин — Рим — Токио. Эти сведения просочились в печать и стали известными, отнюдь не из воспоминаний фашистских бонз и адмиралов, их раскопали и предали огласке вездесущие журналисты. Дениц и другие «подводные асы» третьего Рейха об этом не упоминают, а между тем известны почти все номера немецких субмарин, доставлявших в Японию цейсовскую оптику, новейшие приборы и вооружение, даже снаряды «Фау» в разобранном виде, и специалистов. Обратно на борт немецкие субмарины брали стратегическое сырье: каучук, вольфрам, молибден, олово, хинин, опиум. Обычно для этих целей использовались лодки IX серии, различных модификаций, водоизмещением около 1300 тонн, по прозвищу «Морская корова».

В конце 1943 года на Восток были направлены с ценными грузами и торпедами шесть подлодок. На обратном пути они должны были взять каучук и другие виды сырья. Однако из них прибыли в Пенанг (остров в 3 км от северо-западного побережья Малайзии) и Джакарту (Индонезия) лишь U-1062, U-219 и вспомогательный танкер U-195. Судьба остальных малоизвестна. Возможно, на одной из них была и тонна урановой руды, которую так ждали в Японии.

Транспортным лодкам строжайше было запрещено соприкосновение с противником, но противник уже знал о них и отслеживал их на большом пути на Восток.

 

СЕКРЕТНЫЕ ПЕРЕХОДЫ

 

Как известно, Япония еще до начала войны на Тихом океане (7.12.1941 г.) работала с ураном-235, но для полноценных опытов у нее не хватало его запасов. В 1943 году японское правительство вынуждено было обратиться к Германии с просьбой о выделении ей двух тонн урановой руды. После уяснения столь интересной просьбы в конце 1943 года одна тонна урановой руды была загружена на борт немецкой субмарины. Но до адресата она не дошла. Номер и судьба этой субмарины неизвестна до сих пор; по всей вероятности, она лежит где-то у берегов Малайзии. До настоящего времени считалось, что больше немцы не посылали урана своим союзникам. Оказалось, что это не так.

 

УРАНОВЫЙ ПОХОД «U-234»

 

Когда Гитлер понял, что война проиграна, он стал надеяться на любой вид «секретного оружия».

Немцы явно не успевали с созданием атомной бомбы. Возможно, это сделают союзники японцы, если им помочь ураном-235.

Подводный танкер XIV серии представлял собой довольно удачную попытку глубокой модернизации больших океанских лодок IX серии.
Субмарина являлась специализированным судном снабжения, предназначенным для пополнения запасов подводных лодок, находящихся на боевом дежурстве, вдали от якорных стоянок и морских баз.

В среднем передача топлива обеспечивала дополнительные две недели боевого дежурства. Так как во главу угла ставилось снабжение топливом, подводные танкеры получили негласное меткое прозвище «Дойные коровы» (Milchkühe).

 

И вот 25 марта 1945 года под покровом ночи субмарина U-­234, загруженная полутонной обогащенного урана-235 незаметно покидает Киль и отправляется в свой опасный поход.

Кроме урана на борт субмарины были загружены в разобранном виде первый в мире реактивный самолет Ме-262 и детали ракет ФАУ-2. О цели похода знали только два человека на лодке — ее командир капитан-лейтенант Йоханн-Хейнрих Фехлер и второй офицер Карл-Эрнст Пфафф, руководящий загрузкой лодки.

Однако факт переделки субмарины в транспортную, загрузка ее секретными ящиками и контейнерами, наличие на ней высокопоставленных пассажиров стали достоянием разведки союзников. Не зная ничего о конкретном грузе, тем не менее американцы поняли, что на лодке находится важный стратегический материал и кто его получатель. Судьба субмарины была предрешена.

U-234 везла на борту сырье для создания оружия, призванного круто изменить военно-­политическую ситуацию в мире в пользу стран оси. Путь неблизкий. Война продолжается, и 2 мая 1945 года советскими войсками взят бункер Гитлера. Дениц отдает приказ подводным лодкам в море сложить оружие и сдаться.

Однако не все субмарины сдались. Для некоторых война продолжается, в том числе и для U-234. Подводная лодка следует своим нелегким маршрутом через Атлантику. Командир успешно уклоняется от американских и английских противолодочных сил, но понимает, что до Японии им уже не добраться.

Командир Фехлер собрал своих офицеров и задал единственный вопрос: что делать? Единогласно принимается решение — выполнить приказ Деница и сдаться союзникам. Но кому? Конечно, американцам.

14 мая 1945 года U-234 появилась на экране радаров американских эсминцев. Со скоростью 14 узлов субмарина неслась на встречу с эсминцем «Саттон». Встреча состоялась. Эсминец подошел к борту субмарины и высадил на нее призовую партию….

И ужасная гримаса истории: уран, предназначенный для спасения Японии, поверг ее в шок 6 августа 1945 года. В тот день бомбардировщик «Энолла Гей» обрушил атомную бомбу на Хиросиму, в которой был и уран с подводной лодки U-234.

 

КОД «ОГНЕННАЯ ЗЕМЛЯ»

 

Если уран был нужен для союзников, то золото для себя. Фюрер-фанатик готов был сражаться до конца, но бонзы, стоявшие за ним, думали о своем безбедном будущем….

Шел 1944 год. До страсбургского секретного совещания промышленных магнатов в отеле «Мезон руж» днем, а ночью до этого в другом отеле Страсбурга «Ротен хауз» состоялось тайное совещание нацистской верхушки. К тому времени в «белорусских котлах» были окружены и перемолоты отборные дивизии вермахта из группы армий «Центр». Неизбежность поражения нацистской Германии стала очевидна не только военным, но и финансово-промышленной олигархии.

Капитулировавшая немецкая подводная лодка U-234 (тип X-B) и два американских буксира в районе Нью-Лондона

 

Протоколы на обоих совещаниях 10 августа 1944 года не велись, но договоренности были крепче всяких протокольных обязательств. Участники страсбургской «тайной вечери» позаботились о том, чтобы все утвержденные в Страсбурге предписания и рекомендации не остались лишь буквой. Возможно, сегодня, почти через 80 лет мы пожинаем последствия этих тайных совещаний. Перефразируя некогда известное высказывание, можно сказать: «Фюреры приходят и уходят, а подлецы остаются!. .».

Основным плацдармом для возрождения «четвертого рейха» должна была стать Южная Америка, куда еще в 1936 году по заданию Гитлера отправились пять особенно доверенных агентов, каждому из которых вручался капитал в 20 миллионов долларов. Им предписывалось: ассимилироваться, установить связи с местными фашистскими организациями и приступить к созданию националистических групп, которые в «день икс» должны оказать любую необходимую помощь рейху в Южной Америке….

Еще до страсбургских секретных совещаний, где замысел операции «Огненная земля» был переведен на язык конкретных директив, берлинская штаб-квартира СС уже приступила к ее реализации.

Под покровом темноты на пирсах северогерманских баз рейха, оцепленных отборной охраной СС, специально уполномоченные Главного управления имперской службы безопасности, прибывшие из Берлина, контролировали погрузку на подводные лодки опломбированных контейнеров, доставленных из нацистской столицы. Ящики опускались в торпедные отсеки и минировались. Если бы в открытом океане возникла опасность захвата субмарин, этот секретный груз был бы взорван вместе с торпедами. Приказ на этот чрезвычайный случай был отдан самый строгий, а в состав экипажей включены нацисты-фанатики из спецотрядов СС, на которых можно было положиться: эти предпочтут пойти на дно, нежели оказаться в плену.

За трансатлантическим «подводным» плаванием спецгруза из рейха следили Гиммлер и Кальтенбруннер. От начала и до конца переброску к берегам Южной Америки контейнеров с валютой и сокровищами держал под своим личным контролем Мартин Борман.

Главным штабом, руководящим всеми мероприятиями по укрытию награбленного, стала резиденция Шелленберга, находившаяся в особняке на Беркерштрассе в Берлине. Отсюда за границу отправлялись центнеры золота, миллионные суммы в фальшивой валюте, мешочки с драгоценными камнями; сюда поступали шифрованные донесения об удачных финансовых операциях. По неполным данным, опубликованным американцами вскоре после войны, только с 1944 по 1947 годы за счет вывезенного нацистами капитала в Центральной и Южной Америке была куплена подставными лицами 331 фирма (всего в мире 750 — В. К.).

На Латиноамериканский континент в итоге операции «Огненная земля» были переправлены поистине гигантские богатства, какие никогда не снились испанским конкистадорам. В одну лишь Аргентину было доставлено, не говоря о валюте: 2 511 кг золота, 87 кг платины, 4 638 каратов бриллиантов.

И для чего все это? Для возрождения в будущем идей нацизма?

И только?! (Идеи бессмертны — старый философский постулат — В.К.).

 

«КРЫСИНАЯ НОРА»

 

Незадолго до своей смерти бывший глава разведки СД Шелленберг скупо сказал в своих мемуарах: «В Южной Америке (1943 год — В.К.) мы располагали большим числом сотрудников. В выполнении наших задач нам помогало и то, что здесь немецкие промышленники создали сферу своего влияния, из которой мы черпали персональную и материальную помощь».

В прессе, литературе и кинофильмах сегодняшнего дня оживают старые сюжеты о таинственных субмаринах Третьего райха, всплывающих у берегов Латинской Америки. Особенно привлекательной для них оказалась Аргенина

 

Этот регион лично контролировал «серый кардинал» третьего рейха Мартин Борман, где, по почти достоверным версиям, он скрылся после войны и затерялся в «джунглях» Аргентины. И не только он, а и шеф гестапо Генрих Мюллер и не менее 10 тысяч военных преступников спокойно проживали в Южной Америке уже в 1987 году (данные мировой прессы 1989 года — В.К.).

Именно для таких, как они, кадровых «наследников» фашизма и для его возрождения была заложена в Латинской Америке в ходе операции «Огненная земля» мощная финансовая база, сплетена подпольная сеть неонацистских ячеек, конспиративных центров, явок и подставных фирм.  

Сегодня можно предположить, что непопулярный после войны фашизм мог, при покровительстве некоторых стран-победительниц, возродиться под иным названием, например, «терроризм». Не исключено, что основные его центры ищут не в той части света….

Первые скудные сообщения о прибытии в Южную Америку немецких подводных лодок с драгоценным грузом и нацистскими беглецами попали англо-американским разведслужбам уже в 1944 году. Это, в частности, подтвердил в 1983 году журнал «Монд дипломатик». В связи с выдачей Франции гестаповца Барбье журнал развернул, как он писал, «занавес молчания», задернутый рядом стран Запада, влиятельные круги которых «беззастенчиво дали приют нацистским преступникам».

Капитан U-977 Хайнц Шеффер и его подводная лодка

 

Поднятая в 90-х годах прошлого столетия тема тайны «нацистского золота» заинтересовала мировую общественность и вызвала громкий резонанс в СМИ многих стран. Но это было не в интересах влиятельных людей Запада и, как по мановению волшебной палочки, она быстро заглохла. А сегодня уже мало кто знает об этих событиях, выросло новое поколение, но его кто-то опять упорно толкает на «крысиную тропу».

 

ПИСЬМА МЕРТВЫХ

 

Владельцы несметных богатств не могут обходиться без рядовых исполнителей. А исполнители обычно подчиняются властям, то есть начальникам и командирам. Этому нет альтернативы, и на этом уровне происходит сращивание власти и капитала.

Подводники подчинялись гросс адмиралу, а Карл Дениц был слугою фюрера и его власти. И он нашел выход. Чтобы ввести противника в заблуждение, он подставлял свои субмарины под атаки противолодочных сил врага.

Командир подлодки подводит преследователей к затонувшему кораблю, выпускает немного соляра — для приманки, потом, резко отвернув, уходит переменными галсами или использует слои воды разной плотности. Он не притворяется мертвым, нет. Вместо себя под удар подставляет мертвеца! На поверхность вздымаются обломки от удара глубинных бомб. Соляр и обломки — лучшее свидетельство гибели субмарин!

Назавтра в победных реляциях появятся сообщения о потопленной немецкой лодке. А она цела, но уже не числится в списках флота. В дальнейшем ее используют в спецрейсах. Государственная необходимость! Так объяснялось командирам субмарин и их экипажам. И против этого, понятно, никто не мог возразить….

Эта идея вынашивалась с января 1943 года, когда битва на берегах Волги сыграла роковую роль в судьбе многих немецких подводников.

Из письма штурмана одной из безликих субмарин: «Под Новый год на борт доставили груз особой важности. С минуты на минуту, выполняя свою историческую миссию, мы покинем порт…. Я пишу эти строки отрывочно, наспех. Можно же пренебречь самыми строгими запретами, если война уже проиграна? Тем более, сейчас, когда мы готовимся в этот дальний поход. Вернемся ли еще в Германию? В лучшем случае пройдет, наверное, не один год…».

Нет, в Германию из них никто не вернулся. Они нашли покой вдали от своей Родины: одни в чужой, неизвестной им стране, другие на дне океана — таких исполнителей никогда не оставляют в живых!

 

И ПРИЗНАНИЯ ЖИВЫХ

 

Только недавно стало известно, что в годы Второй мировой войны существовало сверхсекретное соединение немецких подводных лодок, получившее наименование «Конвой Фюрера». В него входило 35 субмарин, но на сегодня известна более-менее судьба только 3-х лодок: U-977, U-530, U-465, которые участвовали в заключительной стадии операции «Огненанная земля».

В самом конце войны в порту Киля (имеется в виду конец 1944 года — В.К.) с субмарин «Конвоя Фюрера» сняли торпеды и прочее вооружение, поскольку им строжайше запрещалось вступать в бой во время этого плавания.  Команды подлодок были подобраны так, что никто не был женат, и ни у кого не оставалось живых родственников. Согласно предписаниям от Гитлера и Деница командирам лодок, они должны были взять у каждого члена команды «обет вечного молчания».

На эти лодки погрузили контейнеры, содержащие ценности и документы, огромные запасы провизии. В Киле субмарины приняли на борт таинственных пассажиров, некоторых даже под видом членов экипажей.

Командир одной из этих подлодок U-977 Хайнц Шеффер попал в плен. На многочисленных допросах, проводимых представителями американских и британских спецслужб, он так и не выдал существенной информации о субмаринах «Конвоя Фюрера».

Написанная им в 1952 году книга мемуаров, под названием U-977, также не содержала чего-то сенсационного. Но то, что он знал тайну, подтверждает его письмо, адресованное «старому товарищу» капитану цурзее (капитан 2 ранга) Вильгельму Бернхарту, датированное 1 июня 1983 года: «… Чего ты добьешься, когда скажешь правду о том, в чем заключалась наша миссия? И кто пострадает из-за твоих откровений? Подумай об этом!

 Конечно, ты не намериваешься сделать это просто из-за денег. Я повторяю еще раз: пусть правда спит с нашими подлодками на дне океана. Таково мое мнение…».

Много еще тайн хранят события второй мировой войны, особенно связанных с подводными лодками. Одни верят, а другие нет в «подводную чепуху». Но мне, кажется, что не только «за красивые глаза» Гитлер назначил К. Деница своим преемником, ведь были и другие, более значимые фигуры. Это один из поводов к размышлению на обозначенную тему.

 

ТАЙНА СУБМАРИНЫ

«U — 534»

 

Были ли «сокровища рейха» на затонувшей подлодке или что иное,  так и остается тайной, хотя с момента ее обнаружения на дне Датских проливов прошло уже много лет. Еще в 1986–87 годах все газеты мира пестрели материалами об этой сенсационной находке Оге Енсена, датчанина, профессионально занимающегося поисками затонувших судов. На дне Каттегата он обнаружил, сомнений не было, знаменитую U-534. Как известно, обнаруженная еще в 1976 году им же подлодка примерно в этом месте, неподалеку от Анхольта, оказалась обычной немецкой субмариной U-251. В 1942 году она участвовала в боевых действиях в Советском Заполярье, под командованием известного фашистского подвод­ного аса Тимма, и была потоплена в апреле 1945 года. Никакой ценности она не представляла.

Командир U–534 Герберт Ноллау

 

Сенсационность находки U-534, скрытой под водой, по мнению газет, заключалась в том, что на борту подлодки, вышедшей из Киля 5 мая 1945 года, и уходившей от расплаты в самом конце войны, находились солидный запас золота третьего рейха, секретные архивы и около сорока видных нацистов. Командиру U–534 Герберту Ноллау было приказано взять курс на Латинскую Америку. Однако тысячи морских мин, поставленных союзниками вдоль побережья Германии и североевропейских стран, не позволяли субмарине идти ночью или в подводном положении. На оперативный простор надо было выйти в надводном положении. Но не удалось. Подлодку атаковали английские самолеты близ датского острова Анхольт в проливе Каттегат, где она и затонула на глубине 60 метров. 47-ми членам экипажа удалось спастись. Специальную комиссию, созданную по затопленной лодке и взятому в плен экипажу, интересовало содержимое якобы погруженных на нее 11 алюминиевых ящиков. Однако немцы упорно стояли на своем: не знаем ни о каком золоте. А что же в ящиках? Зенитные снаряды там держали. Капитан Герберт Ноллау вообще отказался давать показания. Он был единственным человеком, который знал цели и маршрут подводной лодки, но унес тайну в могилу вскоре после войны, покончив жизнь самоубийством. Официальное расследование пришлось закрыть. Уже позже историки выдвинули предположение (возможно, базирующееся на каких-то реальных фактах), что следующей же ночью после гибели U-534 в тот район прибыла команда водолазов «Кригсмарине» и изъяла наиболее ценную часть груза. Впоследствии члены команды распространили рассказы о богатствах затонувшей подлодки U-534. Неожиданно проектом заинтересовался крупный датский бизнесмен Карстен Рее. По версии главной целью были секретные документы, свидетельствующие о преступлениях нацистов. После нескольких лет дипломатических препирательств в августе 1993 года U-534 была поднята на поверхность. Но никакого золота на лодке не обнаружили. Истлевшие мундиры, россыпи ржавых орденов, прокисшее вино 1936 года — все что угодно, но не «благородный металл»! Утешением для кладоискателей стал сейф капитана Ноллау с секретными документами и дневниками военного руководства рейха. Пухлые пачки документов в непромокаемых пакетах лежали так плотно друг к другу, что даже попавшая в сейф морская вода за многие десятилетия не смогла их испортить. Пакеты с величайшей осторожностью были загружены в переносные холодильники, и уже в лаборатории документы обработали консервирующими составами, прочли и классифицировали. Люди во многих странах, понятно, ждали новостей о дальнейшей судьбе субмарины, но они так и не поступили. Изучение новых «свидетельств преступлений» нацистов сразу взяли под контроль спецслужбы, которые и сегодня не спешат раскрыть результаты исследований. Последовали лишь общие фразы — якобы на борту U-534 сделана одна из важнейших документальных находок, относящихся к нацистской Германии. Специалисты из Дании сделали предположение, что в сейфе, помимо приказа капитану Ноллау относительно курса субмарины и пунктов назначения, находились планы руководства рейха о заключении сепаратного мира с союзниками. Возможно, были и чертежи секретного немецкого оружия. Однако это не единственная тайна U-534. Было ли на борту подлодки золото, что стало с сокровищами рейха и куда направлялась субмарина с ценным грузом?

Карта мест затопления подводных лодок «Кригсмарине» в Северной Атлантике, немного в Средиземном,

Черном и Балтийском морях

 

Стиг Торнсон — руководитель проекта по подъему подводной лодки, — считает, что экипаж вообще мог не знать груза. По словам Торнсона, U534 находился на верфях в Щецине четыре с половиной месяца, прежде чем покинуть Киль. При этом даже две недели считались очень долгой остановкой на верфях для такой подлодки. К чему готовились «подводные волки» адмирала Деница перед своим походом? Осталось тайной. По словам Торнсона, перед U534 стояла важная задача.

Поднятая  U-534

 

Было ли это транспортировкой ценностей, реликвий, а может быть, даже артефакта — «священного копья», или одного из главных нацистских чиновников, мы, вероятно, никогда не узнаем, но документы показывают, что старшие немецкие офицеры намеревались бежать на подводных лодках в Гренландию или Южную Америку в конце войны, а на борту U-534 как раз находились морские карты Южной Америки.

 

ПОСТСКРИПТУМ

 

Поднятая выше тема тянет на большое документальное исследование. При тщательной работе такое исследование займет уйму времени и может не дать желаемых результатов. Сильные мира сего в буквальном смысле умели и умеют «прятать все концы в воду». До сих пор мы мало знаем о планах Гитлера по достижению мирового господства. Например, скрывая свои планы относительно разгрома в первую очередь Англии и России, вождь фашизма хотел поднять на высокую ступень движение нацистов в Латинской Америке. Через Мексику Гитлер собирался перебросить основные силы к границам США, задумав разбить американцев. Развернутый план удара по Америке под кодовым названием «С юга на север» был доложен Гитлеру лично Борманом. Аргентине в нем отводилась роль плацдарма и форпоста германского фашизма.

В небольшой статье можно только обозначить контуры интересной буквально для всех темы.

С 12 мая немецкая подлодка U17 будет плыть по Германии – DW – 08.05.2023

ТуризмГермания

Максим Нелюбин

8 мая 2023 г.

В середине мая жители регионов Германии вдоль Рейна смогут стать свидетелями уникального транспортного проекта.

https://p.dw.com/p/4R2LU

Фото: Frank Molter/dpa/picture allianceРеклама

В пятницу, 12 мая, немецкая подводная лодка U17 пересечет границу между Нидерландами и Германией, проходящую на отрезке Рейна между городами Неймеген и Эммерих. Понтон, на который поместили для перевозки этот будущий экспонат Музея техники в Зинсхайме (Technik-Museum Sinsheim), проделает примерно 600-километровый путь по реке до города Шпайер в земле Рейнланд-Пфальц. В Шпайере завершится водный этап этого необычного путешествия, подробности которого можно прочитать по этой ссылке: Военная подлодка на Рейне — возможно ли такое?

Дизельный подводный корабль U17 класса 206 (206A) был передан ВМС ФРГ в 1972 году и использовался до 2010 года. Затем находился на хранении на одной из немецких морских баз, ожидая утилизации. Решение передать лодку в музей было принято руководством министерства обороны ФРГ в 2017 году. 

Подводная лодка U17. Фотографии

Погрузка подводной лодки U17 на понтон в Киле 28 апреля 2023 годаФото: Frank Molter/dpa/picture allianceПервый этап из Киля проходил по 100-километровому судоходному Кильскому каналу, проложенному между Балтийским и Северным морями Фото: Frank Molter/dpa/picture allianceЭкипаж лодки составлял около двух десятков человек. Длина корабля — 48,6 метра, ширина корпуса — 4,6 метра. Максимальная глубина погружения под воду — 100 метров. Максимальная длительность похода — 30 дней. Максимальная скорость под водой — 17 узловФото: Frank Molter/dpa/picture alliance

Где и кода можно будет увидеть подлодку U17

Уникальный транспортный проект заранее вызвал большой интерес в Германии. По пути следования понтона, согласно информации на сайте проекта, намечено несколько остановок для отдыха экипажа буксира-толкача и группы сопровождения.

12 мая около шести часов вечера понтон должен пришвартоваться на ночевку в Дуйсбурге — немецком промышленном городе в Рурской области, где находится самый большой в мире внутренний речной порт.

13 мая подводную лодку смогут увидеть, в частности, жители Дюссельдорфа, но остановку на ночь понтон сделает в Кельне, куда должна прибыть около пяти-шести часов вечера.

14 мая U17 продолжит путь по Рейну мимо Бонна и Кобленца до небольшого города Ланштайн. Ожидаемое время прибытия — 19 часов.

15 мая большая часть этапа будет проходить по романтическому Среднему Рейну — мимо живописных замков и средневековых руин. Около пяти часов вечера лодку ожидают увидеть в Майнце — столице земли Рейнланд-Пфальц.

16 мая должен начаться предпоследний этап, целью которого станет город Мангейм. Ожидаемое время прибытия — около семи часов вечера.

17 мая понтон должен прибыть в Шпайер. В здешнем Музее техники (Technik-Museum Speyer) 500-тонную лодку подготовят для дальнейшей транспортировки в Зинсхайм на специальной автомобильной платформе для особо тяжелых грузов. Этот финальный этап, протяженностью примерно в четыре десятка километров, находится в стадии подготовки и планирования. Точные сроки пока неизвестны.

Написать в редакцию

Реклама

Пропустить раздел Еще по теме

Еще по теме

Показать еще

Пропустить раздел Топ-тема1 стр. из 3

Пропустить раздел Другие публикации DWНа главную страницу

Немецкая подводная лодка U-47 — Warfare History Network

Уильям Флойд мл.

Вечером 13 октября 1939 года немецкая подводная лодка U-47 всплыла у Оркнейских островов в Северном море. Лейтенант-коммандер. Гюнтер Прин, многообещающий командир подводной лодки, подтянулся к мостику. Вскоре он обнаружил, что, хотя погодные условия были почти идеальными, Северное сияние появилось, освещая половину горизонта и угрожая сделать присутствие лодки известным. Это было первое командование для 31-летнего Прина, которого выбрал контр-адмирал Карл Дёниц, командующий немецкими подводными силами. Прину предстояло провести первую в войне специальную операцию подводных лодок — нападение на британский флот на его базе Скапа-Флоу.

8 октября U-47 вышла из причала на севере Германии и направилась в Северное море. После того, как Прин раскрыл миссию экипажу, U-47 проскользнула в залив Холм-Саунд, один из входов в Скапа-Флоу. К 00:30 14 октября лодка была внутри Скапа-Флоу. Сначала Прин смог различить очертания нескольких эсминцев, но затем заметил линкор HMS Royal Oak и авианосец HMS Pegasus. U-47 находилась примерно в 4000 ярдах от намеченной цели и была готова к атаке.

Немецкий лейтенант-коммандер. Смелый рейд Гюнтера Прина на Скапа-Флоу принес ему Рыцарский крест, но он и экипаж U-47 пропали без вести в марте 1941 года.

Носовые торпедные аппараты были наведены, и был отдан приказ стрелять. Три минуты спустя одна из торпед взорвалась, не причинив вреда носу или якорной цепи «Ройял Оук». Озадаченный, Прин развернул свой корабль и выпустил кормовую торпеду, которая также не попала в цель. Те, кто находился на борту Royal Oak, думали, что взрыв торпеды был вызван внутренним источником, что дало Приену второй шанс. U-47 снова была выведена на позицию для атаки, и были выпущены торпеды. На этот раз в «Ройял Оук» попала торпеда, и гавань ожила. Вскоре «Ройял Оук» затонул, унеся с собой 833 из 1234 офицеров и солдат.

Подводники ликовали, но впереди их ждало самое тяжелое испытание — уйти целым и невредимым. Течение шло против них, и даже на полной мощности U-47 двигалась со скоростью чуть больше одного узла. Приближался ищущий эсминец, его прожектор прощупывал темноту, но не смог обнаружить U-47, когда она направлялась в пролив Холм. Вскоре U-47 снова ушла в Северное море. «Свечение из Скапа-Флоу все еще видно», — написал Прин в своем журнале. Две недели спустя Гюнтер Прин и его команда были гостями Адольфа Гитлера в Берлине. В канцелярии Прин был награжден Рыцарским крестом.

По условиям Версальского договора Германии запрещалось иметь подводные лодки. Однако, когда Германия решила, что больше не может соблюдать договор, одним из первых шагов, которые она предприняла, было восстановление своих хваленых подводных сил. В 1934 году был восстановлен крупнейший в мире подводный флот.

Кригсмарине (ВМС Германии) продолжали исследования и разработки подводных лодок на фронте Круппа в Голландии. В ходе операции было изготовлено три прототипа подводных лодок: одна малая (250 тонн), одна средняя (500 тонн) и одна большая (750 тонн). 250-тонные и 500-тонные катера были построены в Финляндии. Одна 750-тонная лодка была построена в Испании вместе с заводом по производству торпед и аппаратов. Скорость, с которой эти типы были построены после заявления Германии о том, что она больше не считает себя связанной Версальским договором, была показателем немецких технических навыков и знаний в этой конкретной области.

Важным фактором, связанным с производством подводных лодок в этот период, был их ограниченный радиус действия в подводном положении. Они проводили большую часть своего времени на поверхности и обычно погружались под воду только в светлое время суток, чтобы избежать обнаружения или при приближении к цели для атаки.

До начала военных действий в 1939 году в распоряжении Германии было 65 подводных лодок восьми различных моделей. После начала войны строительство значительно увеличилось. Снабжение было одной из насущных потребностей подводного флота. Для некоторых моделей военные требования были принесены в жертву увеличению грузоподъемности, чтобы подводные лодки могли оставаться в море в течение более длительного времени. Немцы продолжали до конца войны вносить усовершенствования и модификации, но в конце концов превосходящие силы союзников оказались слишком велики, чтобы их можно было преодолеть.

Из различных классов подводных лодок тип VII был самым распространенным: было произведено более 700 единиц. Судно длиной 220 футов и высотой 31 фут могло нести 14 торпед, выпущенных из четырех аппаратов, расположенных в носовой части, и дополнительного аппарата, расположенного в корме. Type VII был вооружен 88-мм морской пушкой SK C/35 на палубе, установленной перед боевой рубкой. Судно с дизельным двигателем имело дальность хода 8500 морских миль.

Члены экипажа немецкой подводной лодки наблюдают, как британский грузовой пароход уходит под воду на картине Адольфа Бока. Капитаны подводных лодок в значительной степени полагались на свои палубные орудия для атаки меньших кораблей, чтобы они могли сохранить свое небольшое количество торпед для танкеров и других крупных кораблей.

Никакое другое военное судно не имело худших условий жизни, чем подводная лодка. Экипаж подводной лодки насчитывал около 50 человек. Патрули могли длиться от трех недель до шести месяцев. В это время мужчины не могли мыться, бриться или переодеваться. Наличие пресной воды было ограничено и строго нормировано для питья. Трудности стали еще более невыносимыми, когда один из их резервуаров для воды был заполнен дизельным топливом, чтобы продлить время пребывания судна в море. Тем, кто находился на борту, разрешили только одежду на спине и одну смену нижнего белья и носков, а также один небольшой шкафчик для личных вещей.

При такой нехватке места спальные места также были крайне ограничены. Экипаж часто прибегал к горячей койке. При таком раскладе, как только один человек выползал, заползал следующий. Еще одной серьезной проблемой на борту была еда. Перед выходом в патруль в каждую доступную локацию было забито как можно больше еды. Даже туалет использовался для хранения еды, так что только второй туалет был доступен для использования экипажем до тех пор, пока еда в первом туалете не была израсходована.

Длительное пребывание в море может оказать психологическое воздействие на членов экипажа. Опасность всегда присутствовала для экипажа. Долгие периоды скуки могли сменяться моментами чистого ужаса при атаке глубинными бомбами или на поверхности в бурном море.

Но репутация подводных лодок была устрашающей. «Единственное, что меня действительно пугало во время войны, — это опасность подводных лодок», — сказал после войны премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. Война подводных лодок в Атлантике была самой продолжительной битвой Второй мировой войны. Он ускорился после падения Франции 25 июня 19 г.40, и продолжалась до последнего дня боевых действий в Европе.

После покорения Франции немецкие подводные лодки получили возможность действовать с баз на атлантическом побережье Франции. Значение морского сражения в Атлантике невозможно переоценить. Если бы линия снабжения союзников для Британии была отрезана, ей пришлось бы просить мира с Германией. Если Великобритания выйдет из войны, шансы союзников начать десантное вторжение на европейский континент будут практически нулевыми. С самого начала войны Дёниц (ставший гросс-адмиралом в 1943) осознал эту слабость и предпринял шаги, чтобы в полной мере ею воспользоваться.

Почтенная U-203 добилась большого успеха, потопив 23 корабля союзников за четырехлетний период, пока англичане не потопили ее в апреле 1943 года.

3 сентября 1939 года, в день, когда Великобритания объявила войну Германии, силы подводных имел в строю всего 57 лодок, из которых 20 были готовы к бою. Немецкий флот также имел флот надводных кораблей, которые принимали участие в атаках на корабли союзников. Эффективность немецкого надводного флота быстро снизилась, когда он вступил в бой с Королевским флотом. После начала войны Гитлер утвердил ускоренную программу строительства подводных лодок. Однако постройка одной подводной лодки может занять от 12 до 21 месяца.

Несмотря на такой медленный рост, подводные лодки добились поразительного успеха против британских и нейтральных торговых кораблей в начале войны. Участие США в битве за Атлантику происходило медленно. Задолго до объявления Германией войны президент Франклин Д. Рузвельт поддерживал британцев. В сентябре 1940 года Соединенные Штаты отправили 50 эсминцев времен Первой мировой войны военно-морским силам Великобритании и Канады. К февралю Рузвельт приступил к модернизации Атлантической эскадры под командованием адмирала Эрнеста Дж. Кинга.

4 сентября произошел первый боевой инцидент между американским военным кораблем и немецкой подводной лодкой. Противостояние произошло между USS Greer и U-652. «Грир» сбросил глубинные бомбы, а U-652 выпустила торпеды, но ни один корабль не был поврежден, и вскоре они вышли из боя. 31 октября 1941 года при сопровождении конвоя HX-156 американский эсминец USS Reuben James первым был потоплен немецкой подводной лодкой, потеряв 115 членов экипажа. Первая атака в американских водах произошла 14 января 19 г.42, когда U-123 потопила танкер Norness под панамским флагом в 60 милях от Лонг-Айленда, штат Нью-Йорк.

Немецкий флот подводных лодок разработал различные методы нападения на корабли союзников. Дёницу, который был капитаном подводной лодки во время Первой мировой войны, приписывают разработку тактики, известной как Rudeltaktik, или волчьей стаи, которая была введена в 1939 году. Согласно доктрине волчьей стаи, когда одна подводная лодка обнаруживает конвой, его экипаж был бы радио штаб. Штаб штаба будет передавать сигнал самонаведения, который направляет другие лодки к местонахождению цели. Это может привести к атаке конвоя от 15 до 20 подводных лодок. Волчья стая существовала только как средство нападения и никогда не путешествовала как таковая. Одним из недостатков волчьей стаи было то, что в некоторых случаях для потопления корабля союзников использовалось несколько торпед, когда цель могла быть достигнута одной торпедой.

Командиры подводных лодок также использовали свои палубные орудия в качестве средства атаки. Относительно небольшой размер подводной лодки означал, что на борту можно было нести ограниченное количество торпед. Общей практикой было то, что они использовались для ценных целей, таких как танкеры. В других случаях 88-мм палубное орудие использовалось для обнаружения небольших целей, перемещающихся в одиночку, когда маловероятно, что надводная подводная лодка будет перехвачена военными кораблями или самолетами союзников. Еще одним преимуществом атак с надводных орудий было то, что капитан торгового флота мог сдаться после обстрела. Тактика палубных орудий была особенно успешной при атаке конвоев союзников и военных кораблей, сопровождавших конвои снабжения в начале войны. 19 сентября39, примерно 25 процентов кораблей, потопленных подводными лодками, были уничтожены артиллерийским огнем, а не торпедами.

Немецкая подводная лодка 571 нанесла торпедами тяжелый урон американскому торговому танкеру Pennsylvania Sun в июле 1942 года. Атлантический океан. Некоторые из этих методов были довольно упрощенными. Одна из таких идей заключалась в том, чтобы покрасить самолеты Берегового командования в белый цвет, а не в черный, чтобы их было труднее увидеть с поверхности океана. Также было обнаружено, что сброс глубинных бомб на 25 футов, а не на 100 футов, привел к потоплению большего количества подводных лодок.

В начале войны устройство под названием Асдик было одним из многих технологических устройств, использовавшихся против подводных лодок. Асдик работал, посылая звуковые импульсы, которые отскакивали назад, когда сталкивались с чем-то, подобно подводной версии радара. Проблема с Asdic заключалась в том, что его радиус действия был ограничен, и он часто был ненадежен. К 1941 году союзники переходили на высокочастотную систему пеленгации, которая перехватывала зашифрованные радиопередачи подводных лодок. Сообщения не могли быть прочитаны, но это не имело значения, потому что целью было просто определить источник сигнала. Если две или более станций улавливали сигналы, положение подводной лодки могло быть зафиксировано.

Из всех инноваций, разработанных для борьбы с угрозой подводных лодок, взлом немецкого кода Enigma был самым важным. В 1930-х годах немецкие военные разработали сверхсекретную форму связи, которая впоследствии стала известна как «Энигма». Это была электромеханическая печатная машина, способная кодировать каждую букву алфавита с помощью ряда лопастей ротора. Затем зашифрованное сообщение было отправлено как обычный радиосигнал. Лопасти ротора будут сбрасываться каждые 24 часа, чтобы еще больше запутать тех, кто пытается расшифровать сообщения. Чтобы попытаться взломать немецкую Enigma, британское правительство учредило Школу кодов и шифров в Блетчли-Парке, загородном поместье к северу от Лондона. Персонал в Блетчли-парке в конечном итоге насчитывал 7000 человек, а на станциях по всей стране было еще больше рабочих. Информация, полученная в результате взлома немецких кодов, была жизненно важна, поскольку позволяла кораблям союзников избегать патрулирования подводных лодок.

Чрезвычайно важный прорыв в разгадке немецкого кода произошел 9 мая 1941 года, когда была захвачена неповрежденная машина Enigma. У британцев уже была машина Enigma, полученная от польской разведки перед войной, но союзникам также требовались внутренние роторы машин, которые использовались. Захват машины «Энигма» произошел, когда эсминец HMS Bulldog вынудил U-110 всплыть глубинными бомбами. Немецкий экипаж был удален, а абордажная группа была отправлена. Когда абордажная группа спустилась вниз, стало очевидно, что подводную лодку бросили в спешке, поскольку по лодке были разбросаны книги, карты и другие материалы. Настоящим призом была шифровальная машина, которая была обнаружена подключенной, как если бы она действительно использовалась, когда ее бросили.

Захват U-110 держался в секрете из-за того, что она затонула. Экипаж «Бульдога» отправил найденный материал в Блетчли-Парк, где он помог взломать немецкий военно-морской кодекс.

Члены экипажа катера береговой охраны США «Спенсер» наблюдают, как воды Атлантического океана взбудоражены детонацией глубинной бомбы. Эта фотография была сделана, когда «Спенсер» защищал трансатлантический конвой, видимый на заднем плане, от атаки немецкой подводной лодки.

Флот подводных лодок понес больший процент потерь, чем любой другой род войск с обеих сторон во время Второй мировой войны. Из 1149Вступивших в строй подводных лодок было потеряно 711 в боях, в результате несчастных случаев или бомбардировок верфей, степень разрушения составила 61 процент. Из 39 000 человек, служивших в составе подводных лодок во время войны, 27 490 погибли в бою или в результате несчастных случаев, что составляет 70 процентов смертности. Для тех, кто выжил, 5000 закончили войну в лагерях для военнопленных союзников. Всего 6510 человек закончат войну живыми и свободными людьми.

Немцы потеряли 243 и 249 подводных лодок в 1943 и 1944 годах соответственно. Хотя потери подводных лодок были значительными, были и другие важные факторы, которые позволили союзникам в конечном итоге одержать победу в битве за Атлантику. Наиболее очевидным фактором является то, что позже в войне на вооружении было больше подводных лодок, что давало больше целей, а у союзников было больше оружия для потопления подводных лодок. Еще одним важным фактором, который нельзя сбрасывать со счетов, было вторжение союзников в Нормандию 6 июня 19 г.44. Это вынудило силы подводных лодок покинуть свои французские базы, использовавшиеся с 1940 года. В результате подводным лодкам пришлось тратить больше времени на поездки к своим базам и обратно и меньше времени на охоту за конвоями.

Когда ВМС США начали играть гораздо более важную роль в защите конвоев, это значительно увеличило количество проходящих через них кораблей. Сопровождение авианосцев обеспечило столь необходимое усиление безопасности конвоев. Соединенные Штаты также перебросили на Ньюфаундленд группу бомбардировщиков повышенной дальности Consolidated B-24 Liberator в 1919 году.41. Это движение послало немцам сигнал о том, что союзники закрыли ранее незащищенную Гренландскую брешь в Атлантическом океане.

В конце концов, поражение подводных лодок действительно сводилось к игре чисел. Стратегическая цель немецких подводных лодок заключалась в том, чтобы потопить больше судов, чем союзники могли заменить, и заставить сдаться из-за голода. Это была битва, которую немцы обязательно проиграют. В 1943 году подводные лодки уничтожили 6,14 миллиона регистровых тонн судов союзников. За тот же период только американские кораблестроители поставили для военных нужд 18 миллионов тонн новых торговых судов, что на четыре миллиона тонн больше, чем немцы потопили за всю войну. Разрыв в приобретенном тоннаже против потерянного тоннажа сохранится в 1944 и 1945.

Хотя подводным лодкам не удавалось потопить столько союзных торговых судов, чтобы выдержать тоннажную войну, экипажи подводных лодок гибли толпами. По сути, немецкая цель изолировать Великобританию от остального мира, особенно от Соединенных Штатов, обречена на провал. Несмотря на то, что Соединенные Штаты фактически не участвовали в войне, когда Германия начала топить торговые суда, президент Франклин Д. Рузвельт не собирался позволять нацистской Германии победить Великобританию. Это было бы катастрофой больших масштабов, поскольку союзникам было бы отказано в плацдарме недалеко от Франции для вторжения в Крепость Европа, и, без сомнения, затянуло бы войну и унесло бы гораздо больше жизней.

Вернуться к выпуску, это появляется в

Нью-Лондон, где находится немецкая подводная лодка во время Первой мировой войны – кто знал? — История Коннектикута

. . . что ранним утром 17 ноября 1916 года, в разгар Первой мировой войны, Коннектикут приветствовал немецкую подводную лодку Deutschland в Нью-Лондоне.

Отрывок из кинохроники, показывающий, как Deutschland покидает Соединенные Штаты, чтобы вернуться в Германию — Национальный архив, кинофильмы

Deutschland была одной из первых семи подводных лодок класса U-151, построенных в Германии, и одним из немногих судов, разработанных для использования в качестве невооруженной грузовой подводной лодки. Предназначенная для перевозки грузов между Германией и США, она легко перевозила до 700 тонн груза. Подлодка отправилась в свой первый рейс 23 июня 1916 года с химическими красителями, лекарствами, почтой и драгоценными камнями и прибыла в Балтимор, штат Мэриленд, после двухнедельного плавания в море. Судно и его команда оставались в Соединенных Штатах до 2 августа, когда они отплыли с грузом (включая сотни тонн никеля и олова) на сумму почти 18 миллионов долларов.

Deutschland Второй рейс приводит его в Коннектикут

Отрывок из кинохроники, показывающий, как Deutschland покидает Соединенные Штаты, чтобы вернуться в Германию – Национальный архив, кинофильмы

Торговое судно и его команда совершили второе путешествие в Америку в ноябре 1916 года. На этот раз ее пунктом назначения был Нью-Лондон, штат Коннектикут, куда она доставила груз на 10 миллионов долларов, в который входили драгоценные камни, ценные бумаги и медицинские товары. Однако, когда она покидала Нью-Лондон, чтобы начать обратный путь, она случайно протаранила и потопила буксир 9.0071 Т. А. Скотт-младший , убив капитана и четырех членов экипажа. Авария произошла на особенно «коварном участке воды» между островами Фишер и Литл-Галл в проливе Лонг-Айленд. Подводная лодка расколола буксир надвое, и от силы столкновения котлы буксира взорвались. Лодка затонула за три минуты.

Отрывок из кинохроники, показывающий, как Deutschland покидает Соединенные Штаты, чтобы вернуться в Германию — Национальный архив, кинофильмы

Несмотря на то, что буксир был разрушен в результате аварии, Deutschland практически не пострадал. Она осталась в Нью-Лондоне для мелкого ремонта своего носа и покинула город 21 ноября с грузом, включавшим 6,5 тонн серебряных слитков.

Первая мировая война меняет путь

Deutschland

Третье путешествие, намеченное на январь 1917 года, было прервано из-за ухудшения германо-американских отношений из-за событий Первой мировой войны. В феврале того же года немецкий флот приобрел Deutschland и переоборудовали его в военный корабль. За время своего пребывания на флоте она успешно потопила 42 корабля.

В конце войны (ноябрь 1918 года) Германия сдала подлодку Великобритании, но корабль не унес жизни. В 1921 году британские власти продали Deutschland на металлолом, но во время ее разборки в результате взрыва в машинном отделении погибли пятеро рабочих.

Подробнее

Видео

Фильм: Немецкая подводная лодка «Deutschland» и экипаж. Нью-Лондон, Коннектикут. Соединенные Штаты Америки. , 03:04. Связь.

Places

Публичная библиотека Нью-Лондона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *