Церкви на автобанах в Германии – DW – 30.06.2022
ТуризмГермания
Максим Нелюбин
«Autobahnkirche», то есть церковь на автобане — так в Германии называют храмы для водителей и пассажиров около скоростных магистралей. | 23 фотографии
https://p.dw.com/p/18tQiФото: Martin Jung/Zoonar/picture allianceРекламаУ придорожных храмов, обычно — небольших часовен, в Германии давние традиции. Часто их строили, например, на деньги самих путников — в благодарность за небесное покровительство на месте, где удалось спастись от нападения разбойников, пережить грозу или снежную бурю, а посвящали тем святым, которым молились в страшные минуты.
Также часовенки или просто кресты около дорог возводили и устанавливали местные жители, чтобы и у путников, и у них самих на подходе к дому была возможность возблагодарить Господа или попросить о заступничестве. Старая придорожная фахверковая часовенка на фотографии ниже находится в Музее под открытым небом в Детмольде.
Фото: DW/Maksim NelioubinСовременный вариант придорожных храмов в Германии — церкви и часовни на немецких автобанах. Здесь можно сделать остановку для молитвы или просто короткой паузы наедине с собой, в стороне от несущихся совсем рядом по скоростной трассе машин, зажечь свечу и оставить запись в книге просьб (Anliegenbuch).
Католические, протестантские и экуменические
Некоторые из этих церквей являются католическими, некоторые — протестантскими, многие — экуменическими. В любом случае, открыты они для всех, вне зависимости от христианской конфессии и степени религиозности. Мало ли, кого какие душевные заботы и тревоги в пути одолели… Находятся они около стоянок на автобанах, автомобильных дворов или в населенных пунктах рядом со съездами или развязками.
Первую такую церковь в Германии освятили в 1958 году на автобане A8 около городка Адельсрид — по инициативе католиков. Уже на следующий год их примеру последовали протестанты — в Экстере. Сейчас по всей стране насчитывается почти полсотни таких храмов, построенных, оборудованных и содержащихся на частные средства. Некоторые расположены в старых зданиях, существовавших задолго до строительства автобанов, некоторые возведены специально уже на наше время. Съезды к ним обозначены дорожными знаками с надписями «Autobahnkirche» или «Autobahnkapelle». Карту можно посмотреть на специальном сайте — www.autobahnkirche.de
Одна из таких церквей, освященная в 2013 году и изображенная на первой фотографии, находится около скоростной трассы A45 между Зигеном и Франкфуртом на автомобильном дворе Autohof Wilnsdorf. Футуристическое белоснежное здание с двумя башнями похоже на кристалл причудливой формы. Возвели его на возвышенности, и отсюда открывается живописный вид. Строительство храма обошлось в 1,5 миллиона евро и финансировалось целиком за счет пожертвований. Так она выглядит изнутри.
Церковь в регионе Зигерланд (Autobahnkirche Siegerland) на автобане A45Фото: Dr. Lange/Zoonar/picture allianceЦерковь на автобане в Вильнсдорфе предназначена для представителей всех христианских конфессий и открыта круглосуточно. Проект архитектурного бюро Schneider + Schumacher, по которому она возведена, был отмечен многими наградами.
Точной статистики посещаемости придорожных церквей в Германии не существует. Как свидетельствуют исследования, среди посетителей лишь каждый третий регулярно ходит в церковь. Еще треть — люди верующие, но не относящиеся к числу постоянных прихожан какой-то общины. Остальные же не являются членами церковных общин или вообще неверующие. Но ясно, что в придорожную церковь они приходят не просто из любопытства.
Фахверковый храм в Дубене
Фахверковая церковь в Дубене — одновременно приходской и придорожный храм около автобана A13Фото: Soeren Stache/dpa-Zentralbild/picture allianceНекоторые придорожные храмы расположены не прямо на стоянках вдоль скоростных магистралей, а находятся в населенных пунктах по соседству, где под них отданы старые или даже очень старые церкви. На этой фотографии — первая такая церковь в восточногерманской земле Бранденбург — Evangelische Autobahn- und Gemeindekirche Duben, открытая в 1997 году в Дубене около автобана A13 недалеко от съезда на Фрайвальде.
Придорожная церковь в Экстере
Около храма в Экстере в 1959 годуФото: CC-BY-SA-Bundesarchiv«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас…» — цитата из Евангелия от Матфея в экстерском храмеФото: vrkВитраж в храме около автобана A2Фото: DW/Maksim NelioubinСтол и скамейки для отдыха около придорожного храмаФото: DW/Maksim Nelioubin
Одна из первых таких немецких церквей находится недалеко от автобана A2 в Экстере — районе небольшого города Флото в земле Северный Рейн — Вестфалия. В качестве «Autobahnkirche» этот храм, построенный в середине XVII века, начали использовать в 1959 году. Одновременно он продолжает оставаться приходским храмом здешней евангелической общины — Evangelische Kirche Exter.
Помимо местных протестантов, которые регулярно приходят сюда на службы, ежегодно в этой церкви бывает около 30 тысяч проезжих — водителей и пассажиров. Богослужения евангелической общины Экстера проходят здесь по воскресеньям и в церковные праздники. В отличие от этой церкви, многие другие придорожные храмы около автобанов являются часовнями, то есть регулярных служб в них не бывает.
Для путников рядом с церковью обустроен уголок для отдыха, установлены деревянный стол и скамейки. Уютное и тихое место в стороне от шума скоростной магистрали.
Романский храм в Вильсдруфе
Храм в Вильсдруфе — типичная деревенская церковь романского периода в Саксонии. Предположительно, был заложен для купцов на пересечении важных торговых путей времен Средневековья Фото: DW/Maksim NelioubinАлтарная часть храма в ВильсдруфеФото: DW/Maksim NelioubinКруглое окно и фрагмент старой росписи на деревянной панели Фото: DW/Maksim NelioubinЭтот романский храм XII века расположен около автобана A4 недалеко от города Вильсдруф (Wilsdruff) между Эрфуртом и Дрезденом. Статус «Autobahnkirche» ему присвоили в 2005 году. Храм посвящен святому Якову и находится на паломническом по пути Jakobsweg в испанский город Сантьяго-де-Компостела.
Храм Святого Христофора около Баден-Бадена
Церковь около Баден-Бадена посвящена святому Христофору — покровителю водителей и всех путешественников Фото: picture-alliance/dpaВнутри храма, возведенного в форме пирамидыФото: Guenter Hofer/SchwabenPress/picture allianceОдна из самых посещаемых придорожных церквей Германии — храм Святого Христофора под Баден-Баденом (Autobahnkirche Baden-Baden). Многих привлекает необычное архитектурное решение проекта. Ежегодно храм Святого Христофора под Баден-Баденом, построенный в 1978 году, посещает около 300 тысяч водителей и пассажиров.
Часовня между Штутгартом и Зигеном
Бетонный крест Никополской часовниФото: imageBROKER/picture allianceХрам был освящен в 2005 году совместно епископами региональных католической и евангелической церквейФото: vrkСовременные придорожные храмы часто выделяются своим необычным видом. Экуменическая Никополская часовня (Emmauskapelle, она же — Autobahnkapelle im Hegau), расположенная между Штутгартом и Зигеном на трассе А81, заметна издалека. Высота бетонного креста составляет почти тринадцать метров. Эммаус (Никополь) — селение в Иудее, находившееся недалеко от Иерусалима и упоминающееся в Евангелии от Луки.
Храм около Франкфурта-на-Майне
Этот первый храм на автобане в Гессене был освящен в 2001 году Фото: Andreas Arnold/dpa/picture allianceМеста для посетителей внутри храма на автобане A3Фото: vrkПридорожный храм в Меденбахе (Autobahnkirche Medenbach) находится под Франкфуртом-на-Майне всего в 30 метрах от проезжей части автобана A3 — одной из самых оживленных скоростных дорог Германии. Ежегодно в нем бывает около 40 тысяч человек. Построен полностью на средства одного частного предпринимателя.
Церковь в Химмелькроне
Фото: vrkКомната для медитации — одно из помещений этого храмаФото: Sunny Celeste/Bildagentur-online/picture allianceКатолическая придорожная церковь Святого Христофора (Autobahnkirche Himmelkron) расположена на автобане А9 (Берлин-Мюнхен) в районе Химмелькрон примерно в 20 километрах от Байройта. Церковь Святого Христофора была освящена в 1998 году.
Часовни в Тюрингии
Часовня на стоянке Тюрингские ворота / Юг (Thüringer Tor Süd)Фото: DW/Maksim NelioubinКрест в часовне около автобана A4Фото: DW/Maksim NelioubinНебольшая часовня на автобане А4 между Айзенахом и Дрезденом. Возведена в 2003 году на средства фирмы, управляющей здешним заправочно-сервисным центром. Еще две такие же небольшие часовни эта фирма установила на других своих станциях около автобанов. Посетители могут здесь не только помолиться, но и оставить запись в специальной книге просьб.
На границе трех земель
Храм был возведен на новой стоянке для отдыха на автобане Бибра (Rastplatz Bibra) около ГрабфельдаФото: Michael Reichel/dpa/picture allianceВнутри экуменического храма. Гражданская инициатива для сбора средств и осуществления идеи была основана еще в 2004 году в самом начале разработки проекта новой стоянки в этом местеФото: Michael Reichel/dpa/picture allianceЗавершим наш обзор в одной из последних таких церквей, до сих пор появившихся в Германии. Этот небольшой придорожный храм — Autobahnkirche in Bibra — был открыт летом 2015 года около Грабфельда на автобане А71 недалеко от треугольника, где сходятся границы Гессена, Тюрингии и Баварии. Строительство обошлось примерно в 325 тысяч евро.
Написать в редакциюРекламаПропустить раздел Еще по темеЕще по теме
Показать ещеПропустить раздел Топ-тема1 стр. из 3Пропустить раздел Другие публикации DWНа главную страницуНемецкий собор в Берлине: история, описание, фото
Ежегодно в столицу Германии отправляются сотни тысяч людей для того, чтобы воочию увидеть многочисленные памятники архитектуры и исторические достопримечательности, на которые богата эта страна.
Содержание:
Содержание:
- Краткое описание
- Немецкий собор в Берлине — история
- Немецкий собор в Берлине — наши дни
- Дополнительная информация
- Немецкий собор на карте
Краткое описание
Невозможно однозначно сказать, куда в Берлине прежде всего стоит отправиться туристу после посещения знаменитых Бранденбургских ворот, и Рейхстага. Но то, где непременно стоит побывать и что следует обязательно увидеть – это площадь Жандарменмаркт и, расположенный на ней, Немецкий собор.
Вид Немецкий собор (слева) и Французский собор (справа)
Впервые оказавшись на знаменитой берлинской площади, путешественник может несколько растеряться, увидев перед собой сразу два, стоящих друг напротив друга, идентичных здания: Немецкий собор и Французский собор. Дело все в том, что это не обман зрения, а результат масштабной реконструкции, которая была с размахом проведена еще в далеком 18-м веке. Однако в данном материале речь пойдет об одном из величественных сооружений — о Немецком соборе. Стоит также заметить, что своим названием «Немецкий собор», сооружение обязано немецким прихожанам, большая часть которых исповедовала кальвинизм и лютеранство.
Немецкий собор в Берлине — история
Продолжая разговор о происхождении названия, хотелось бы заметить, что под Немецким собором в Берлине подразумевается целый архитектурный комплекс, который состоит из Немецкой церкви и гигантской, поражающей воображение, купольной башни.
Вид Немецкого собора со смотровой площадки Французского собора
В начале 18-го века, а именно в 1701-м году, во времена правления короля Пруссии Фридриха II, под его чутким руководством, архитектор Мартин Грюнберг, в рамках масштабного преобразования всей площади Жандарменмаркт, разработал проект будущей церкви. Справедливости ради, стоит заметить, что данный проект здания не был результатом кропотливой работы архитектора Грюнберга. За основу была взята идея римских архитекторов, разработавших уникальный по своей красоте проект церквей-близнецов с величественными куполами, находящихся на всем хорошо известной итальянской площади Пьяцца де Пополо.
Одобрив проект, Фридрих II отдал приказ расчистить участок, ранее на котором располагалось Швейцарское кладбище, где в 1698-м и 1699-м годах хоронили своих родственников, вернувшиеся из временного изгнания, гугеноты. По сути дела, Немецкий собор был построен на останках умерших людей. Ведь переносом кладбища в другое место вряд ли кто-то занимался в те далекие и неспокойные времена. Строительство было начато в 1701-м году и длилось по 1708-й год. Первоначально здание имело пятиугольную форму, основание которого украшали полукруглые выступы – апсиды.
Вид на северный фасад Немецкого собора
Внутри, возле центральной колонны, напротив входа был установлен протестантский алтарь, который по законам этого вероисповедания, был совмещен с кафедрой проповедника. Надо заметить, что изначально церковь посещали лишь кальвинисты, чего, собственно, и добивался Фридрих II, желая создать и расширить кальвинистскую конгрегацию. Однако по прошествии определенного времени, приход стали посещать и лютераны, поэтому Новая церковь стала и кальвинистской, и лютеранской. Все это время ответственным за строительные работы был Джованни Симонетти.
Куполообразные башни появились практически в конце 18-го века. В 1780-м году Немецкий собор переживал свою первую реконструкцию. Перестройкой здания занимался Георг Кристиан Унгер, который воплощал в жизнь проект архитектора Карла фон Гонтарда до 1785-го года. Башни куполообразной формы были созданы в традициях палладизма, и внешне «перекликались» с башнями в Париже, установленными на Церкви Святой Женевы, которую современные путешественники знают как легендарный Пантеон. Сама башня была украшена статуями персонажей из Библии, а ее купол был увенчан единственной скульптурой, которая должна была символизировать собой воинскую доблесть.
Вид Немецкого собора ночью
Фронтон здания было решено украсить рельефной композицией, «сюжет» которой также был библейским — «Обращение апостола Павла». Согласно историческим данным, в 1817-м году произошло переосмысление вероучений, в результате чего многие немецкие лютеранские и реформистские религиозные организации перешли в единую Евангелическую церковь Пруссии.
Невозможно не упомянуть и трагическое событие, которое случилось весной 1848 года. Мартовская Революция, в которой тогда принимали участие многие берлинцы, унесла с собой жизни сотни людей разных вероисповеданий. Тогда же была произведена самая большая панихида. Отпеванием 183 убиенных занимались сразу трое представителей разных религий: католический священник, раввин и евангелический пастор. По тем временам это событие было просто-таки чем-то из области фантастики.
Купол Немецкого собора
В 1881-м году Немецкий собор в Берлине вновь подвергся преобразованиям. Неумолимый ход времени, в результате которого большая часть церкви была разрушена, стал поводом для новой реконструкции здания. За дело взялась компания “Von der Hude & Hennicke” под руководством Херманна фон дер Худе и Юлиуса Хеннике, которые на этот раз новые архитектурные элементы выполнили в стиле необарокко.
Вторая Мировая война также внесла свои коррективы. 1943-й год стал роковым годом для существования Немецкого собора. Впрочем, справедливости ради стоит уточнить, в этот год пострадали многие бесценные памятники архитектуры и истории Берлина. В результате сильнейшей бомбардировки собор был полностью уничтожен.
Вид Немецкого собора с Марктрафенштрассе
Восстановлением Немецкого собора в Берлине занялись лишь только в 1977-м году. Восстановительные работы длились более десятка лет, однако в 1988-м году церковь вновь была рада встречать своих прихожан. Но уже в 1989-м году, когда пала Берлинская стена, собор вновь закрывают, теперь здание и земельный участок под ним, становятся собственностью правительства объединенной страны. После этого Немецкий собор в Берлине уже перестал выполнять возложенные на него функции: в величественном здании с роскошным куполом больше не возносили к Богу свои молитвы протестанты, лютеране и кальвинисты. Правительство Германии, видимо, решило, что соборов в столице и так предостаточно, и издало указ, в котором говорилось, что Немецкий собор будет самым «обычным» музеем.
Немецкий собор в Берлине — наши дни
С 1996-го года и по наши дни Немецкий собор в Берлине – это здание-музей, где каждый желающий может ознакомиться с историей немецкого парламента и Бундестага. Все экспонаты в нем имеют огромную историческую ценность для каждого немца. Несомненно, что они и удивительный интерьер здания Немецкого собора, заинтересуют практически и всех гостей города.
Нередки в нем и исторические выставки с уникальными экспозициями, посвященными историческим событиям, произошедшим в Германии в самые разнообразные отрезки времени. Добраться до площади Жандарменмаркт, где, собственно, и располагается Немецкий собор, довольно просто: совсем рядом находятся две станции метро. Кроме этого, можно воспользоваться услугами городского автобуса или же такси, к слову, водители частных авто «очень любят» гостей города, поэтому такая поездка может путешественнику «влететь в копеечку». А вот само посещение Немецкого собора обойдется туристу около 7 евро. Попасть в здание можно в любой день недели с 9 часов утра и до 7 часов вечера.
Рейтинг достопримечательности:
← БЕРЛИН | ГЕРМАНИЯ | ЕВРОПА → |
Дополнительная информация
Отличные экскурсии по Берлину от Трипстера
Экскурсии по Берлину от Спутника
Поиск дешёвых авиабилетов в Берлин на Авиасейлс. ru
Немецкий собор на карте
Немецкие церкви и нацистское государство
- Цитировать
- Делиться
- Распечатать
Фон
Население Германии в 1933 году составляло около 60 миллионов человек. Почти все немцы были христианами, принадлежащими либо к римско-католической (около 20 миллионов членов), либо к протестантской (около 40 миллионов членов) церквям. Еврейская община Германии в 1933 составляли менее 1% всего населения страны.
Как христиане и их церкви в Германии реагировали на нацистский режим и его законы, особенно на преследование евреев? Расово-антиеврейская нацистская идеология слилась с антисемитизмом, который исторически был широко распространен в Европе в то время и имел глубокие корни в христианской истории. Слишком многим христианам казалось, что традиционные толкования религиозных писаний поддерживают эти предрассудки.
Отношение и действия немецких католиков и протестантов в эпоху нацизма определялись не только их религиозными убеждениями, но и другими факторами, в том числе:
- Реакция на Веймарскую республику и политические, экономические и социальные изменения в Германии, произошедшие в 1920-е годы
- Антикоммунизм
- Национализм
- Обида на международное сообщество после Первой мировой войны, которую Германия проиграла и за которую была вынуждена платить большие репарации
Это были некоторые из причин, по которым большинство христиан в Германии приветствовали подъем нацизма в 1933 году. Их также убедило заявление о «позитивном христианстве» в статье 24 Платформы нацистской партии 1920 года, которая гласила:
«Мы требуем свободы всех религиозных исповеданий в государстве, поскольку они не ставят под угрозу существование государства и не противоречат нравам и нравственным чувствам германской расы.
Партия как таковая стоит на точке зрения положительного христианства без конфессионально связывая себя с какой-либо одной конфессией. Он борется с еврейско-материалистическим духом дома и за границей и убежден, что постоянное выздоровление нашего народа может быть достигнуто только изнутри на основе общего блага перед личным благом «.
Несмотря на открытый антисемитизм этого заявления и его связь между конфессиональной «свободой» и националистическим, расовым пониманием морали, многие христиане в Германии в то время восприняли это как утверждение христианских ценностей.
протестантских церквей в нацистской Германии
Крупнейшей протестантской церковью в Германии в 1930-е годы была Немецкая евангелическая церковь, состоявшая из 28 региональных церквей или Landeskirchen , включавшая три основные богословские традиции, возникшие в результате Реформации: лютеранскую, реформатскую и объединенную. Большинство из 40 миллионов протестантов Германии были членами этой церкви, хотя были и более мелкие так называемые «свободные» протестантские церкви, такие как методистские и баптистские церкви.
Исторически Немецкая евангелическая церковь рассматривала себя как один из столпов немецкой культуры и общества с теологически обоснованной традицией лояльности к государству. В течение 1920-х годов внутри Немецкой евангелической церкви возникло движение под названием Deutsche Christen , или «Немецкие христиане». «Немецкие христиане» восприняли многие националистические и расовые аспекты нацистской идеологии. Когда нацисты пришли к власти, эта группа стремилась к созданию национальной «рейхской церкви» и поддерживала «нацистскую» версию христианства.
Bekennende Kirche — «Исповедующая церковь» — возникла в оппозиции к «немецким христианам». Ее учредительный документ, Барменское исповедание веры, провозглашало, что церковь верна Богу и Писанию, а не мирскому фюреру . И Исповедующая церковь, и «немецкие христиане» остались частью Немецкой евангелической церкви, и результатом стала Kirchenkampf , или «церковная борьба» внутри немецкого протестантизма — непрекращающиеся дебаты и борьба за контроль между теми, кто стремился к «нацистской церкви, тех, кто выступал против нее, и так называемых «нейтральных» церковных деятелей, приоритетом которых было недопущение как церковного раскола, так и любого рода конфликта с нацистским государством.
Самыми известными членами Исповедующей церкви были теолог Дитрих Бонхёффер, казненный за участие в заговоре с целью свержения режима, и пастор Мартин Нимёллер, который провел семь лет в концентрационных лагерях за критику Гитлера. Однако эти священнослужители не были типичны для Исповедующей церкви; несмотря на их примеры, протестантская
Римско-католическая церковь в нацистской Германии
Католическая церковь не была так резко разделена различными идеологическими фракциями, как протестантская церковь, и она никогда не подвергалась внутренней Kirchenkampf между этими разными фракциями. Католические лидеры изначально относились к национал-социализму с большим подозрением, чем их протестантские коллеги. Национализм не был так глубоко укоренен в Немецкой католической церкви, и яростный антикатолицизм таких деятелей, как Альфред Розенберг, ведущий нацистский идеолог во время прихода нацистов к власти, рано вызвал обеспокоенность у католических лидеров в Германии и в Ватикане. Кроме того, Партия католического центра была ключевым правительственным партнером по коалиции в Веймарской республике во время 19-го века.20-х годов и был связан как с социал-демократами, так и с левой Германской демократической партией, политически противопоставляя ее правым партиям, таким как нацисты.
Фактически, до 1933 года некоторые епископы запрещали католикам в своих епархиях вступать в нацистскую партию. Этот запрет был снят после выступления Гитлера 23 марта 1933 года перед рейхстагом, в котором он назвал христианство «основой» немецких ценностей. Центристская партия была распущена в рамках подписания конкордата 1933 года между Ватиканом и представителями нацистского правительства, а несколько ее лидеров были убиты во время чистки Рема 19 июля.
Резюме
В обеих немецких церквях были члены, в том числе священнослужители и ведущие богословы, которые открыто поддерживали нацистский режим. Со временем антинацистские настроения росли как в протестантских, так и в католических церковных кругах, поскольку нацистский режим оказывал на них все большее давление. В свою очередь, нацистский режим видел потенциал для инакомыслия в церковной критике государственных мер. Например, когда в марте 1935 года с кафедр исповедующих церквей было зачитано заявление протеста, нацистские власти отреагировали решительно, ненадолго арестовав более 700 пасторов. После 1937 папской энциклики Mit brennender Sorge («С жгучим беспокойством») были зачитаны с католических кафедр, гестапо конфисковало копии в епархиальных учреждениях по всей стране.
Общая тактика руководства как протестантской, так и католической церквей в Германии заключалась в осторожности в отношении протеста и компромисса с нацистским государственным руководством, где это возможно. В обеих церквях была критика нацистской расовой идеологии и понятий «арийства», и в обеих церквях возникли движения в защиту членов церкви, которые считались «неарийцами» в соответствии с нацистскими расовыми законами (например, евреи, которые обратились). Тем не менее, на протяжении всего этого периода практически не было публичной оппозиции антисемитизму или какой-либо готовности церковных лидеров публично выступать против режима по вопросам антисемитизма и санкционированного государством насилия в отношении евреев. Были отдельные католики и протестанты, выступавшие от имени евреев, и небольшие группы внутри обеих церквей, которые были вовлечены в деятельность по спасению и сопротивлению (например, «Белая роза» и Герман Маас).
После 1945 года молчание церковного руководства и широко распространенное соучастие «простых христиан» вынудили лидеров обеих церквей обратиться к вопросам вины и соучастия во время Холокоста — процесс, который продолжается во всем мире и по сей день.
Автор(ы): Мемориальный музей Холокоста США, Вашингтон, округ Колумбия
Гитлер все еще присутствует в немецких витражах
Немецкого диктатора Адольфа Гитлера до сих пор считают героем в нескольких церквях. Согласно его новой книге, историк доктор Майкл Кудерна насчитывает не менее дюжины фотографий этого человека.
Фотографии нацистского диктатора до сих пор можно увидеть как минимум в 15 церквях по всей Германии. В большинстве витражей Гитлера можно увидеть как мучителя или преступника. Однако не все изображения негативны.
«Это зависит от того, когда была сделана фотография», — говорит Кудерна в интервью немецкому католическому новостному сайту Katholisch. de. «На десяти фотографиях, которые я изучил после 1945 года, Гитлер, что неудивительно, постоянно изображается в негативном свете — например, как мучитель или обитатель ада». Однако пять изображений были сделаны в эпоху нацизма и гораздо менее негативны — например, Гитлер и Гинденбург вместе под свастикой.
Существуют также изображения Гитлера, сделанные во времена нацистского режима, на которых диктатор изображен в негативном свете. Например, в католической Людвигскирхе в Бад-Дюркхайме есть запрестольный образ, на котором распятый вместе с Иисусом преступник имеет поразительное сходство с Гитлером. Однако интерпретировать изображение сложно. «Нет письменных свидетельств нацистской эпохи о том, что художник Пауль Тальгеймер действительно нарисовал здесь Гитлера на кресте. Ведь такое признание было бы опасно для жизни».
Немецкие христиане
Кудерна нашел эти картины в церквях в коридоре, который тянется от Рейнской области через юго-запад к Баварии и Австрии». Я объясняю это тем, что традиция церковной росписи играла в этих регионах более важную роль, чем в северной или восточной Германии».
Скриншот. Photo Katholisch.deКудерна нашел все «проблемные» фотографии Гитлера, сделанные до 1945 года в протестантских церквях. Кудерна считает, что это произошло из-за «движения немецких христиан» (так называемого «Deutsche Christen»), которое хотело объединить протестантскую веру с частями нацистской идеологии между 1933 и 1945.
Дональд Трамп
По словам Кудерны, очевидно, что чем больше времени прошло между окончанием нацистской эпохи и оформлением церковных окон, тем меньше Гитлер выходит на первый план. Скорее, он изображается как злодей среди многих в большей толпе. Как сообщает Saarländischer Rundfunk, вместе с ним можно увидеть и Дональда Трампа на последней фотографии, которой всего три года.
По словам Кудерны, большинство церквей пытаются жить картинами. Однако фотографии иногда вызывают опасения. Охрана памятников часто запрещает вносить изменения в церковь, потому что они считаются свидетельством того времени. Однако иногда предпринимаются попытки создать бурю в СМИ по поводу окон. В качестве примера Кудерна приводит случай с мужчиной, который после посещения церкви позвонил в газету Bild. Об этом пишет испанский сайт Religion Digital. По словам Кудерны, это свидетельствует о том, что людям трудно смириться с этим. При этом в редких случаях неонацисты видят в изображениях места паломничества, даже если Гитлер изображен там как мучитель.
Неразрешимая оппозиция
Большая часть немцев была религиозной во времена нацизма. В 1939 г. 54% населения считали себя протестантами, а 40% считали себя католиками. Протестанты голосовали за нацистскую партию значительно чаще, чем католики. Однако, по словам Гитлера, после войны в Германии не останется места для христианских церквей. Об этом пишет Ян Кершоу в своей биографии «Гитлер» о немецком диктаторе. Йозеф Геббельс, по словам Кершоу, также был радикален в этом вопросе. «Понятно, что мы найдем решение после войны. Существует именно неразрешимая противоположность между христианским и героически-германским мировоззрением» (стр.