Нетленные мощи — Церковь в честь святого исповедника Архиепископа Луки, г. Саранск
Мощи.
В русской традиции словом Мо́щи (др.-греч. λείψανα, лат. reliquiae) принято называть то, что в греческом и латинском языке означает не что иное, как останки умершего человека. Мощи святых бывают тленными и нетленными. Но святость праведников определяется не их нетлением, но их добродетельной жизнью, мученической смертью, проявлений сверхъестественных чудес и исцелений, благоуханием тел, и другими критериями.
В этом разделе вы найдете адреса местоположения святых, имеющие нетленные мощи, для того чтобы самим проверить истинность их существования. Вы можете посетить те города, где в настоящее время они расположены, тем самым обрести твердость или истинность веры своими собственными глазами.
Нетленные мощи святых:
С первых же веков христианства начинаются сказания о нетлении тел. С течением времени, когда христианская вера стала распространяться по разным странам, распространялись и эти сказания. Они сохранились до нас от всех последующих веков и народов, куда проникла христианская вера. На основании этих сказаний можно утверждать, что не было века, в котором бы не являлось несколько нетленных мощей Божьих угодников. Эти сказания идут от бесчисленного множества людей и подтверждаются действительными фактами нетления мощей.
Нетление святых мощей есть одно из чудес, заменяющее многие другие чудеса, и тем преимуществует перед ними, что те однократны, нередко мгновенны и могли быть убедительны для очевидцев и терять свою силу для родов последующих, а нетление тел есть чудо постоянное, свидетельствующее о том, что в нетленном теле, особенно чудотворящем, постоянно пребывает чудодейственная сила Божья, поэтому оно представляет сильнейшее и убедительнейшее доказательство божественности христианской веры.
Одно из самых почитаемых православных святынь России являются нетленные мощи преподобного Александра Свирского. ( Адрес: 187729, Ленинградская обл., Лодейнопольский район, дер. Старая Слобода, Свято-Троицкий Александро-Свирский Мужской Монастырь). Преподобный Александр — один из немногих русских святых, который был канонизирован вскоре после своей праведной кончины — а именно через 14 лет в 1547 г. Летом 1998 г. в Петербурге произошло настоящее чудо. 28 июля пропавшие в 1918 г. святые мощи преподобного Александра Свирского были обретены. Событие это знаменательно тем, что именно с вскрытия раки Александра Свирского началась в 1918 г. затеянная большевиками сатанинская кампания по ликвидации и дискредитации русских православных святынь. В ходе ее были вывезены из церквей и монастырей 63 раки со святыми мощами. Милостью Божьей все они спустя 18 лет обретены.
Из заключения главного стоматолога Министерства обороны РФ, начальника кафедры челюстно-лицевой, хирургии и стоматологии, профессора и полковника медицинской службы В. Н. Балина, на кафедре которого мощи Св. Александра Свирского тоже проходили экспертизу: «Совершенно уникальна сохранность мягких тканей лица и околозубных тканей: лоб, нос, щеки, десна, что вписывается в известные свидетельства об исключительно хорошей сохранности мощей некоторых святых в сравнении с мумифицированными телами мирских людей». Вот эта-то уникальная сохранность и дала возможность провести иконографическое исследование, подобно тому, как в 1641 г., в момент первого обретения мощей святого, это сделали наши предки.
История Русской Православной Церкви знает множество случаев обретения мощей святых. Среди них — мощи преп. Евстратия Печерского (Адрес Киево-Печерская лавра: Киев, ул. Ивана Мазепы, 21). Преп. Евстратий Печерский взят был в плен половцами и потом продан в рабство, где его морили голодом и на праздник Пасхи распяли на кресте, а потом бросили в море (в 1096 г.). Верующие отыскали тело страдальца и привезли его в Киев, где мощи его и поныне почивают в Антоньевых пещерах.
Гроб другого святого — преп. Сергия Радонежского (преставился в 1391 г.) — был найден в воде. Несмотря на тридцатилетнее пребывание во влаге, святое тело преподобного сохранилось цело и светло, самая одежда на нем нисколько не повредилась. (Адрес: 141300, Московская обл. , г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра).
Мощи св. Иакова Боровицкого (адрес: 175400, Новгородская область, город Валдай, остров, Иверский монастырь) в 1540 г. принесены были на льдине на р. Мете, против ее течения, и пристали к Боровицкому порогу. Жители положили их на берегу в обрубе, потом они были перенесены в Боровицкий Духов монастырь; а в 1657 г. патриарх Никон перенес их в город Валдай, в Иверский монастырь.
Св. мощи Митрофана, первого епископа Воронежского (Адрес: Россия, 394000, г. Воронеж, проспект Революции, 18а (Первомайский сквер) (преставился в 1703 г.) 128 лет находились в грунте влажного чернозема и при торжественном открытии их в 1832 г. найдены совершенно нетленными.
В 1842 г. по случаю сооружения в Задонском монастыре нового храма в честь Владимирской иконы Богоматери встретилась надобность разобрать ветхий каменный храм и алтарь, под которым в склепе был погребен св. Тихон (Адрес Задонского мужского монастыря: 399200, Липецкая обл., г. Задонск, ул. Коммуны, д. 14.), епископ Воронежский (преставился в 1783 г), и перенести гроб его в другое место. При этом оказалось, что склеп, под которым почивал святитель, от давности времени и от сырости обвалился, гробовая крышка раздавлена кирпичами, и гроб близок был к разрушению; между тем тело святителя, несмотря на шестидесятилетнее пребывание его в сыром месте, обретено было совершенно нетленным; даже архиерейское облачение, в котором он был погребен, найдено целым.
Митрополит Киевский Макарий на дороге из Вильны в Киев был настигнут татарами, мученически убит ими и брошен в поле (в 1487 г.). Мощи его привезены были в Киев и доныне нетленно почивают там в Софийском соборе.
Тело преп. Антония Римлянина (преставился в 1147 г.) лежало 450 лет в каменном гробе, под полом, поверх земли; его нашли на камне нетленным, и самый покров на нем остался в целости. В 1597 году Антоний Римлянин, ранее пользовавшийся местным почитанием, был официально канонизирован, а его мощи перенесены в Рождественский собор монастыря. В 1927 году, в разгар антирелигиозной кампании, рака была вскрыта, мощи вынуты; в настоящее время считаются утраченными.
Мощи св. Петра, митрополита Московского (преставился в 1326 г.), находились в земле около 150 лет; в 1471 г. его мощи были переложены в каменный гроб и перенесены в соборный Успенский храм (Адрес: 103073, Россия, Москва, Кремль, Соборная пл.). Вскоре его гроб был истреблен пожаром, а его тело осталось невредимым.
Во Владимирском кафедральном соборе (Адрес: 01030, Украина, г. Киев, бульвар Тараса Шевченко, 20) почивают мощи князя Андрея Боголюбского, убитого в 1174 г. от своих присных!, и сына его Глеба, мирно скончавшегося незадолго до убиения отца. С тех пор до времен Петра Великого мощи обоих князей лежали в земле, а с его царствования (с 15 октября 1702 г. ) доныне лежат доступными для благочестивого чествования. Ни время, ни земля, ни атмосферный воздух не коснулись разрушительно святых тел, и те лица, которые удостаиваются видеть открытыми части святых тел, проникаются глубоким чувством благоговения перед святыми мощами.
Преподобный Лука, Эконом Печерский (Адрес: Украина, Киев, Киево-Печерская лавра) в 7-й песни канона преподобным Ближних пещер воспевается, как добрый делатель заповедей Владычних, но кроме должности экономской, каковую он неизвестно когда отправлял в Киево-Печерской лавре, больше о нем ничего не известно. Память его, кроме 6/19 ноября, совершается совместно с преподобными Ближних пещер, где и его тело нетленное почивает.
Нетленные мощи свт. Спиридона Тримифунтского (The Church of Agios (Saint) Spyridon, Agiou Spyridonos 32, Corfu 49100, Greece.) весят как тело взрослого мужчины и чудесным образом не утрачивают свойств живой плоти, имеют температуру человеческого тела и сохраняют мягкость. До сих пор ученые разных стран и вероисповеданий приезжают на Керкиру для того, чтобы подвергнуть исследованию нетленные мощи Святителя. Тело святого Спиридона имеет постоянную температуру: 36,6 градусов. У него растут волосы и ногти. И что самое удивительное — одежду, которая на нем надета, меняют раз в полгода, потому что она снашивается, будто он не лежит в раке, а ходит. Хранитель раки рассказал, что бывали случаи, когда ключ просто не может открыть замок на раке. И тогда священники знают — святого в раке просто нет, он ходит по острову. Но после тщательного рассмотрения ученые приходят к выводу, что никакими законами и силами природы нельзя объяснить феномен нетления этих мощей, которые почти 1700 лет пребывают в неповрежденном виде; что иного объяснения, кроме чуда, нет; что здесь, несомненно, действует всемогущая сила Божия. Чудом является и то, что покровитель странников святитель Спиридон сам по сей день не перестает «странствовать», помогая всем, кто с верой в молитве к нему обращается. Святой почитается как «ходящий» святой – бархатные башмачки, одетые на его ступни, изнашиваются, и несколько раз в год их заменяют новыми. А изношенные башмачки разрезают на части и как великую святыню передают верующим. По свидетельству греческих священнослужителей, во время «переобувания» чувствуется ответное движение. Десная рука святителя Спиридона была возвращена католиками в 1984 году Греческой Православной Церкви.
Во Владимирском соборе почивают мощи великого князя Георгия II (Всеволодовича)(Владимирская обл., г.Владимир, ул. Б.Московская, 56), убитого татарами в нашествие Батыя (в 1238 г.). Великий князь пал в рядах своих воинов на р. Сити. Ростовский епископ Кирилл, возвращаясь из Белоозера и желая видеть место несчастной для русских битвы, нашел в куче мертвых воинов обезглавленное тело Георгия. Святитель узнал его по княжескому платью, привез тело в Ростов и похоронил там в храме Богоматери, в каменном гробе. Глава великого князя была отыскана после и приложена к телу. На втором году после кончины Георгия тело его, по распоряжению князя Ярослава, брата Георгия, торжественно перенесено было во Владимир и положено в соборном храме. Тогда увидели невиданное чудо: «Глава святая прильнула к св. телу, так что и следа не было отсечения на его шее; правая рука поднята была как бы у живого, показывая на подвиг». В 1645 г., в царствование Михаила Федоровича, при святейшем патриархе Иосифе, обретены были мощи князя Георгия нетленными и из прежнего каменного гроба переложены в серебряную раку, на коей вычеканены, между прочим, следующие слова: «Всем зрящим бысть чудо преславно и удивления достойно, яко святая глава его (Георгия) совокупно прильпе к честному телеси его, якоже ни следа видети отсечения на шее его; но все составы его целы и неразлучны и доныне таково гробе пребывают, от всех людей видимы и удивляемы». Действительно, богомольцы, удостоившиеся видеть открытыми мощи св. князя Георгия, поражаются дивным явлением прильнувшей к телу святой главы. Поражена была этим чудом, между прочим, и императрица Екатерина II, посетившая однажды Владимирский собор.
Были святые, которые подвизались в горах, в вертепах, в пропастях, при болотах, озерах, гнилой воде, среди гадов и насекомых; так, например, преп. Авраамий (Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь) (преставился в 1077 г.) подвизался при водах великого озера ростовского Неро, Леонтий (преставился в 1073 г.) и Иаков (преставился в 1391 г.) Ростовские, Никита (преставился в 1186 г.) и Даниил (преставился в 1540 г). Переяславские, Никита Новгородский (преставился в 1108 г.) спасались среди вод мутных, гнилых, наполненных всякими гадами. Мощи их в тех местах и погребены были; однако через долгое время и многие лета они явились прославленными нетлением, и до сего дня хранятся не только все кости их, но и плоть.
Нужно заметить, что канонизация святых в России и в глубокой древности происходила с особой осторожностью. Чрезвычайные заслуги перед Церковью (например; равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги), мученичество за веру (Феодоpa-варяга и сына его Иоанна), нетление мощей, соединенное с разительными чудесами, с особенным вниманием и иногда неоднократно свидетельствованное, обыкновенно были условиями для внесения в богослужебные книги и всеобщего чествования с ликом святых.
Это только малая часть святых, имеющих нетленные мощи в России. Имеются они в других православных странах Греции и стран СНГ.
Нетленные мощи грешников.
В православной практике отношение к нетленности тела всегда было достаточно осторожным и взвешенным. В случаях, если обреталось безымянное неразложившееся тело, не источавшее благоухания, и при нем не происходило никаких чудесных явлений, то мнение священноначалия склонялось видеть в этом скорее признак греховности. Если тело не было принято землей, следовательно, на то были особые причины, например — отлучение от святой Церкви. Один из старинных греческих источников гласит, что «тела отлученных не разлагаются, так как отлучаются от Бога иереем и стихии не смеют принять его», а Большой Московский собор 1667 г. постановил строго отличать нетленные тела грешников от нетленных тел святых: «Нетленных телес, — говорит собор, — обретающихся в нынешнем времени, да не дерзаете кроме достоверного свидетельства и соборного повеления во святых почитати, да не обретаются телеса цела и нетленна не от святости, но яко отлученна и под клятвою архиерейскою и иерейскою суще умроша, или за преступление божественных и священных правил и закона цели и неразрешимы бывают. А кого во святых хощете почитати, о таковых обретающихся телесах достоит всячески испытати и свидетельствовати достоверными свидетельства пред великим и совершенным собором архиерейским».
Примером тому служит следующая повесть. Однажды (около 1480 г.) султан Мехмед II, разговаривая с придворными греками о христианской вере, услышал от них о силе отлучения следующее: если кого христианские архиереи или иереи по благословной вине отлучат от Церкви, то тело отлученного не разрушается в земле и пребывает целым, только вздувается и чернеет; а когда дадут ему прощение и отпущение грехов молитвою и призыванием имени Божия, то оно разрушается и превращается в прах. Султан потребовал от патриарха Константинопольского Максима (1476-1482) удостоверения в слышанном, а патриарх обещал исполнить его требование, если найдется человек, умерший под тяжким запрещением. Патриарх приступил к исследованию. Тут некто вспомнил о непотребной женщине, которая жила еще во дни патриарха Геннадия (1453-1460) и была до того бесстыдна, что распустила молву о незаконных связях с нею этого святого мужа, и была за то, поелику не раскаялась, отлучена от Церкви. Патриарх велел открыть гроб ее, и действительно найдено тело не разрушенное, только надутое и черное. Извещенный об этом султан послал своих приближенных для удостоверения. Турецкие послы, запечатав гроб с неистлевшим телом султанской печатью, назначили день, когда придут и вновь осмотрят тело. В назначенный день тело послами было осмотрено и найдено в прежнем виде — не истлевшим. В их присутствии патриарх служил Литургию и после Литургии читал разрешительную молитву над телом усопшей. Тогда еще во время чтения предстоящие услышали шум разлагающегося в гробе тела, слышали этот шум и султанские чиновники. Они, вновь запечатав гроб, обещали прийти через три дня. По прошествии этого времени при осмотре гроба они нашли в нем только прах и кости» («Летопись церковных событытий» архиепископ Арсений стр. 576.)
Следует отметить, что наличие мощей (и чудотворений у мощей) никогда не служило единственным критерием святости. Мощи иных святых никогда не были открываемы и по сей день находятся под спудом, в сокрытии или в неизвестности. Практика канонизаций, в том числе и в новейшее время, когда было прославлено множество новомучеников и исповедников XX века, показывает, что причисление к лику святых может совершаться и при полном отсутствии мощей и каких-либо телесных останков, на основании устных и письменных свидетельств, документов, памяти и церковного предания.
Особо мощные мощи: топ-10 святых реликвий, ради которых верующие перекрывают улицы Екатеринбурга — Новости
За последние полгода в Екатеринбурге побывали как минимум три общепризнанных объекта поклонения: в мае на Урал привезли мощи Георгия Победоносца, в июле — частицы мощей Петра и Февронии, в сентябре — останки Дмитрия Солунского. Кроме привозных святынь, в епархии есть и постоянные. С помощью священнослужителей Екатеринбургской епархии мы составили рейтинг святынь, которые обладают наибольшей силой.
№1. Риза Иисуса ХристаНад почитаемыми в христианстве святыми стоит Иисус Христос — центральная личность религии, Бог Сын в святой Троице, Слово, плотник из Галилеи. Все предметы, связанные с жизнью и смертью Иисуса Христа, почитаются христианами особо. К гробнице в храме Воскресения Христова в Иерусалиме приезжают тысячи паломников из разных стран мира. Поэтому неудивительно, что, когда частицу одежды Богочеловека привезли в Екатеринбург, за четыре дня к ней приложились около 60 тыс. паломников.
Одним из первых чудес, которые произошли после прикосновения к одежде Иисуса Христа, стало исцеление женщины, описанное в Евангелии. По преданию, во время проповеди Христа окружало множество народа. Однажды в городе Капернаум его сопровождала толпа людей, которые теснились вокруг. В этой толпе была женщина, которая 12 лет страдала кровотечением и потратила все деньги на врачей (современные богословы полагают, что это была маточная фиброма в запущенном состоянии, вылечить которую можно было только оперативным вмешательством). Она постыдилась прямо обратиться к Христу и решила прикоснуться к краю его одежды. «Ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею», — пишет евангелист Марк. Летописцы свидетельствуют, что больная тут же исцелилась.
Христиане уверены, что прикосновение к ризе Господней может исцелить от всех болезней. «Вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей», — сказал той женщине Христос.
№2. Пояс БогородицыДева Мария, мать Иисуса Христа, почитается больше остальных святых. По преданию, Богоматерь пережила своего Сына. После смерти ее положили в гробницу. Апостол Фома, который не успел попрощаться с Богородицей, попросил открыть усыпальницу. Просьбу апостола выполнили, но в гробнице нашли лишь погребальные пелены. На земле осталась одежда Марии, которую она носила, в том числе пояс. Его хранят в Ватопедском монастыре на Афоне.
Чудеса, произошедшие после прикосновения к поясу, как утверждают христиане, неисчислимы. Вот самые знаменитые из них: в конце первого тысячелетия нашей эры супруга константинопольского правителя Льва VI Мудрого была одержима нечистым духом. Ее муж молился об исцелении. Во сне ему было видение о том, что чудо случится после возложения пояса на больную. Так и вышло — Зоя исцелилась и в благодарность украсила пояс золотой нитью.
Спустя почти тысячу лет, в 1864 г., жители Константинополя заболели холерой. Когда в порт зашло судно с поясом (святыню тогда делили все, кто только мог), эпидемия прекратилась и заболевшие выздоровели. Позже один грек из Галата попросил, чтобы святыню принесли к нему домой — сын мужчины был при смерти. Но когда монахи с поясом наконец пришли, тот уже скончался. И когда священнослужители возложили пояс на умершего — он воскрес.
Среди современных христиан бытует мнение, что пояс помогает при бесплодии. В Екатеринбурге реликвию разместили в Свято-Троицком кафедральном соборе. Приложиться к ней можно было с 7 часов утра, и чтобы быть первыми в очереди, верующие занимали места еще ночью. «Очередь стоит по улице Куйбышева вдоль всего храма, а хвост ее достигает перекрестка Куйбышева — Белинского. При этом люди стоят по трое в ряд», — писали тогда журналисты.
№3. Целитель ПантелеимонСвятой великомученик Пантелеимон жил в конце третьего века в Турции. Его воспитали в язычестве, но он обратился в христианство после того, как по молитве Пантелеимона ко Христу воскрес ребенок. Так как святой получил медицинское образование, он лечил людей, но в отличие от коллег делал это бесплатно. Конкурентам он не нравился, поэтому они донесли на христианина императору-язычнику. После тщетных попыток вернуть Пантелеимона к вере в Зевса и издевательств его казнили.
Его тело «частицами разошлось по всему миру», а голова хранится в одноименном монастыре на Афоне. Как врач, Пантелеимон исцеляет разные болезни. Христиане уверены, что по молитвам мученика обретают душевное спокойствие и стойкость в борьбе с искушениями.
В Екатеринбург часть мощей привозил митрополит Калужский и Боровский Климент, который ездил по России с православной выставкой.
№4. Георгий ПобедоносецВеликомученик Георгий известен россиянам тем, что изображен на гербе страны. Знаменитая сцена убийства змея копьем описывается в житии святого. По преданию, змею как божеству поклонялись жители языческого города. Они приносили в жертву своих детей, чтобы чудовище не нападало на поселение. После того как на глазах у жителей Георгий расправился со змеем, они приняли христианство.
Георгий умер в молодости, когда император Диоклетиан начал гонения на христиан. После публичного исповедания веры 23-летнего воина схватили, неделю пытали, заставляя отречься, а потом отрубили голову.
На Руси Георгия считают покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей, а еще он исцеляет змеиные укусы. Как воин, он помогает военнослужащим, ему молятся о даровании победы над врагами.
Рука (десница) святого Георгия хранится в монастыре Ксенофонт на Афоне. В Россию ее привозили во время празднования 70-летия Великой Победы над фашизмом.
№5. Дмитрий СолунскийСовременник Георгия Победоносца — Дмитрий Солунский — был сыном прокурора и после смерти отца занял должность родителя. Но вместо того чтобы тихо сидеть на теплом месте, Дмитрий начал открыто проповедовать христианство. Его рвение не понравилось языческому правительству, и однажды во время утренней молитвы прокурора пронзили копьями.
Нетленные мощи Дмитрия остаются в греческих Салониках, а их частицы путешествуют по миру. В Храме на Крови они пробыли почти неделю. За это время, как утверждают журналисты телеканала «Союз», к ним приложились тысячи верующих. Православные верят, что святой помогает исцелиться от болезней глаз и головных болей. Он, как и Георгий Победоносец, покровительствует воинам. По преданию, Дмитрий спасал свой город от вражеской осады и голода.
№6. Силуан АфонскийСилуан Афонский (в светской жизни — Семен Антонов) родился в Тамбовской области в середине XIX века. После прохождения службы в саперном батальоне поехал на Афон и поступил в русский Пантелеимонов монастырь. Всю жизнь боролся с искушениями и скончался в 72 года. Его канонизировали в 80-х гг. XX века. Глава преподобного мужа хранится на острове Афон, иногда ее вывозят вместе с мощами.
В середине 2016 г. мощи Силуана привезли в Екатеринбург. Их встречали священнослужители Екатеринбургской епархии и глава региона Евгений Куйвашев. Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл посоветовал верующим просить у Силуана Афонского не исцеления от недугов, а крепкой веры.
№7. Владимир Красное СолнышкоМощи одного из самых знаменитых политиков Древней Руси, духовное преображение которого показали в фильме «Викинг», теперь ездят по России. Во время их пребывания в Екатеринбурге освятили храм в честь святого князя.
Владимира прославили в лике равноапостольных — как просветителя языческой Руси, поборника христианства. С 2002 г. его считают небесным покровителем внутренних войск МВД России. Ему также молятся об исцелении от слепоты. В житии Владимира сказано, что перед тем, как принять христианство, он перестал видеть. Прозрел князь только после крещения.
№8. Александр НевскийКнязь Александр Невский, который родился в 1221 г., пережил монголо-татарское иго, сражение со шведами и Ливонским орденом. Он скончался в 41 год из-за болезни, которая началась во время поездки к ханам. Перед смертью князь принял монашеский постриг под именем Алексей. Его канонизировали в XVI веке, несмотря на критику (по мнению академика РАН Валентина Янина, Александр выкалывал глаза несогласным с его политикой и подчинил Новгород Золотой орде).
Он считается покровителем военнослужащих, при этом православные не выделяют заболеваний, в преодолении которых помогает святой князь. Частица его мощей постоянно находится в Ново-Тихвинском монастыре Екатеринбурга, главный храм которого освящен в честь храброго полководца.
№9. Петр и ФевронияПопулярность муромских чудотворцев Петра и Февронии увеличилась благодаря Светлане Медведевой. Супруга Дмитрия Медведева сделала из небольшого Мурома «столицу Дня любви, семьи и верности», а из святых Петра и Февронии — покровителей брака (в качестве альтернативы святому Валентину, который почитается католиками).
По преданию, князь Петр тяжело заболел и искал лекаря, способного ему помочь. Восстановить здоровье князя решилась простолюдинка Феврония. Единственное условие, которое она поставила своему пациенту, — жениться на ней после выздоровления. Князь согласился, но обманул девушку. По дороге домой он покрылся струпьями и только после этого выполнил обещание.
Хоть союз Петра и Февронии нередко критикуют (девушка почти шантажом заставила князя жениться на ней, а старость оба провели в разных монастырях, вдали друг от друга, что не очень-то соответствует истории о благополучном браке), православные молятся святым о даровании супруга, семейном счастье и согласии в браке. Икона с частицей их мощей находится в храме «Большой Златоуст».
№10. Лука (Войно-Ясенецкий)Еще одна спорная фигура современного православия — святитель Лука Крымский, епископ Русской православной церкви, который преподавал медицину, работал хирургом и получил Сталинскую премию первой степени. Награда не помогла врачу-священнослужителю — его отправили в ссылку на 11 лет. В 1995 г. Луку канонизировала Украинская православная церковь, спустя пять лет — Русская.
Святителю Луке молятся об исцелении от физических недугов, о благополучных родах, просят благословения на хирургическую операцию. Мощи святителя Луки в Екатеринбурге встречали в 2016 г. Кроме того, в городе есть храм, освященный в честь этого святого.
Перенесение мощей святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси в 1479 году
В XIV веке митрополит Московский и всея Руси Петр уговорил великого князя Московского Ивана I (Ивана Калиту) построить собор в честь Богородицы в Москве, как Успенский собор в стольном городе Владимире. Строительство собора началось 4 августа 1326 года, а завершение и освящение собора состоялось 4 августа 1327 года. В это время Москва стала столицей Владимиро-Суздальского княжества.
Святитель Петр, митрополит Московский, скончался 21 декабря 1326 года и был погребен в Успенском соборе. К концу 15 века старый собор обветшал, и в 1472 году московские зодчие Кривцов и Мышкин начали строительство нового собора. Первое перенесение мощей святого Петра в собор произошло 1 июля 1472 года, и был установлен праздник. Два года спустя, в мае 1474 года, строительство близилось к завершению, когда оно рухнуло из-за землетрясения. Фундамент нового собора был заложен в 1475 г., а в 1479 г.новый собор освятил митрополит Геронтий. Второе перенесение мощей святителя Петра было после освящения Успенского собора, 24 августа 1479 года, и праздник 1 июля был заменен.
Существовал также праздник явления мощей святого Петра (4 августа) по случаю явления жене Ивана Грозного (1533-1584), царице Анастасии (1547-1560). Святой Петр явился царице Анастасии и никому не позволил вскрыть его могилу. Он приказал запечатать могилу и установить праздник.
Мощи святителя Петра Московского таким образом покоились в соборе, но после нашествия поляков, похитивших драгоценный серебряный гроб, они были помещены под прикрытие и оставались в таком положении до 1812 года. В этом году Наполеон открыл храм гробница святого, вероятно, с теми же намерениями, что и поляки. По удалении французов из Москвы архиепископ Московский Августин торжественно обрел нетленные мощи митрополита Петра, которые пронесли по Успенскому собору при его освящении 30 августа 1813 г.
Сохранились три послания святого Петра. Первое было обращено к священникам с увещеванием достойно продолжать свое пастырское служение и с усердием опекать своих духовных чад. Он завершался изложением церковного закона о вдовствующих священниках и предназначался для защиты их от упреков и искушений. Он посоветовал им поселиться в монастыре, а детей отдать в монастырскую школу для воспитания и обучения. Во втором послании святитель призывал священников быть истинными пастырями, а не наемниками, и заботиться об укреплении себя христианскими и пастырскими добродетелями. В третьем послании святитель Петр вновь увещевает священников относительно их пастырских обязанностей, а мирян призывает исполнять заповеди Христовы.
Известный в церковно-государственных делах, даже его современники имели все основания сравнивать святого Петра со святыми Василием Великим, Григорием Богословом и Иоанном Златоустом. Основные усилия святителя Петра заключались в борьбе за единое Русское государство и благословение Москвы как объединительницы Русской земли.
Тайна мощей святой Бернадетты
Тайна мощей святой Бернадетты — Коллекция русских икон+1-917-658-5075
Некоторые священные артефакты помогают верующим сохранять свою веру, особенно в трудные времена. Эти чудотворные предметы называются реликвиями или мощевиками. Они представляют останки христианских святых и мучеников, проявивших при жизни силу своей веры и чистоту духа. Подобные святыни религиозного почитания в православных и католических храмах появились давно. Большинство католических реликвариев содержат кости святых или их высушенные тела, подвергнутые естественной мумификации в особых условиях захоронения; другие содержат части одежды, когда-то принадлежавшие святым людям. Верующие христиане уверены, что тела святых и мучеников не были разложены по воле Бога, сохранившего мощи нетленными для верующих. Также считается, что останки этих праведников содержат благодать, способную исцелять болезни и спасать от опасностей. Однако некоторые из этих чудотворных предметов представляют собой настоящую загадку, как, например, реликвия святой Бернадетты – нетленные останки любимой французской святой.
В детстве Бернадет Субиру стала свидетельницей явления Девы Марии. По велению Пресвятой Богородицы Бернадетта ела траву и пила грязную воду в знак раскаяния за поведение грешников. Позже на том же месте появился мощный источник с чистой водой – католический символ исцеления.
После кончины святой реликвию святой Бернадетты трижды эксгумировали, и каждый раз фиксировали, что тело святой абсолютно не подвергалось тлению. Такое дивное явление привело к появлению множества магазинов религиозной утвари, торгующих мощами одного из самых почитаемых святых в Европе.
В первой половине 20 века тело Бернадетты было исследовано трижды, так как рассматривался вопрос о ее канонизации. В первый раз останки были выкопаны в 1909 году, и верующим было сказано, что следов разложения нет, а кожа и ногти святой Бернадетты остались совершенно нетронутыми. Как будто умерший был мертв уже несколько часов, а не десятилетий. В 1919 году была проведена вторая эксгумация. Тело французского святого якобы еще не имело следов разрушения. В 1925, эксгумация тела произведена в третий раз и повторно, признаков разложения не обнаружено. Однако, по другим свидетельствам, лицо Бернадетт начало увядать. После этого мощи святой Бернадетты были перенесены в ковчег — красиво украшенный стеклянный ларец. В том же году Бернадетта была причислена к лику блаженных. Наконец, она была причислена к числу блаженных. В 1933 году святитель был канонизирован.
Сегодня любой желающий верующий может увидеть ее нетленные останки в прозрачной раке в капелле Святой Бернадетты в Невере, Восточная Франция.