Неженские профессии – Неженские профессии женщин — 8 марта

Содержание

«Неженские» профессии

Трудно представить представительниц прекрасного пола в роли машиниста метро, инженера-оружейника, пожарного, десантника, шахтера и тем более лесоруба. По закону, женщинам в РФ запрещено работать шахтерами, пожарными. Однако стереотипы рушатся. Женщина-хирург, геолог, банкир, инспектор ГИБДД сегодня не редкость.

Работодатели отдают предпочтение женщинам в таких вакансиях, как экономист, эколог, аудитор, менеджер по управлению, специалист по связям с общественностью. Вспомним, что еще пару лет назад в сфере аудита и управления лидировали мужчины. Также доминируют женщины и в области юриспруденции, журналистики, рекламы и туризма. Мало того, женщины активно осваивают сугубо мужские профессии.

Таксист

Женщина за рулем автомобиля, троллейбуса, трамвая не вызывает удивления, а вот дамы за рулем такси – в диковинку. Хотя женское такси явление отнюдь не новое. Первой секреты таксомоторного парка в 1908 году освоила немка Элизабет фон Папп на автомобиле Adler. Единственная к тому времени женщина-водитель такси окончила Берлинскую школу водителей. Однако в роли таксистов немки смогли окончательно утвердиться только во второй половине XX века.

Российский рынок женщин-водителей только формируется, хотя  первый наемный автомобиль со счетчиком-таксометром появился в Москве еще в 1906 году. Да и в годы Великой Отечественной Войны было много шоферов женского пола. Последние десять лет в России невероятную популярность приобрело женское, или как еще его называют семейное такси. Сама идея подобной службы родилась на востоке. В 2000 году в Дубаи появились автомобили, которые оказывали услуги исключительно пассажиркам. За рулем такого автомобиля также могут работать только представительницы слабого пола. И хотя существует мнение, что женщины невнимательны, исследования и практика говорит об обратном. Женщины намного осторожнее, в силу чего меньше попадают в аварийные ситуации.

Кузнец

Только представьте: горны для нагрева металлов, тяжелые кувалды, ковочные молоты, невыносимая жара. Еще на Руси считали, что работа кузнеца – дело не женское. Сегодня это возможно: вместо мехов, которые раздували вручную, появилась новая техника, изменились технологии обработки металлов. Мускулы – здесь уже не главное. Да, их единицы. Но они не обычные представители этой профессии, а одни из лучших. К примеру, в России это член гильдии мастеров-оружейников Наталья Забелина. В Европе ярко заявила о себе женщина-кузнец Кэл Лэйн. Работы этого автора часто называют металлическим кружевом.

Военный

Речь не идет о следователях, инспекторах ГИБДД и сотрудниках ПДН, а о самых настоящих женщинах военных. В рядах Вооруженных сил России служат около 40 тысяч женщин. Единственное – пока ни одна военнослужащая не смогла дослужиться до звания генерала. На сегодняшний день верхний предел воинских заслуг составляет звание полковника. В России – служить или не служить решает сама женщина, но есть страны, где обязательную военную службу наравне с мужчинами проходят и представительницы слабого пола. И это не только Израиль. Северная Корея, Малайзия, Перу, Ливия, Тайвань, Эритрея и даже Китай готовят женщин к защите страны. Правда, в Китайскую армию очень трудно попасть, невероятно большой конкурс.

Хоккеистка

Экипировка хоккеиста (хоккейные коньки, рукоятки, шлем, перчатки, нагрудник, налокотники, щитки) весит ни мало ни много 30 кг. По словам игроков к концу встречи форма вратаря прибавляет в весе еще 10 кг. А еще железная воля и кулаки, сильные ноги, беззубый рот. Парадокс, но женский хоккей (не только на траве, но и на льду) набирает обороты. В 1998 году женский хоккей вошел в программу зимних олимпийских игр, через два года была создана женская Национальная хоккейная лига, а ещё через два – Западная хоккейная лига. По информации Канадской ассоциации хоккея первые матч среди женщин, о котором существует достоверная информация, состоялся в далеком 1892 году.

Женщины предпочитают играть в женский хоккей, но существуют и смешанные команды. Например, известные в спортивных кругах женщины-вратари Манон Ром и Эрин Уиттен, хоккеистка Хэйли Викенхейзер.

 

Капитан морского судна

«Женщина на корабле – к беде, к несчастью» – едва ли не самое распространенное суеверие в морских кругах. Многие девушки просто не знают, что можно получить морское образование и наравне с мужчинами сделать карьеру в море, вплоть до капитана судна. Сегодня число женщин капитанов неуклонно растет. Так, в 2008 году крупнейшее судно для перевозки скота в мире возглавила женщина – Лаура Пинаско. Первой в мире женщиной-капитаном мегалайнера в 2007 году стала шведка Карин Стар-Йансон. Самое интересное, пальма первенства здесь принадлежит России. Первой в мире женщиной капитаном стала Анна Щетинина. В 27 лет она провела корабль «Чавыча» через полярные льды на Дальний Восток.

Президент

«Политика – не женское дело», «женщинам во власти не место», «с обязанностями главы государства могут справиться только мужчины» и т.д. и т.п. Однако история знает не мало противоположных примеров. Вспомним женщину-фараон Хатшепсут или царицу Египта Клеопатру, легендарную «железную леди» Маргарет Тэтчер. Сегодня должности президента, канцлера и премьер-министра всё чаще занимают женщины. Во главе многих государств стоят умные и расчетливые дамы. Согласно статистике, высший государственный пост в странах с президентской формой правления прекрасный пол занимал аж 23 раза. Причем многие из них продолжают свою карьеру в роли главы государства и сегодня: президент Бразилии, Коста-Рики, Либерии, Индии, Литвы, Финляндии, Ирландии.

Телохранитель

Как ни странно, телохранители на шпильках сегодня добиваются больших успехов, чем их коллеги мужчины. В силу своей незаметности они невероятно востребованы. Телохранитель-женщина свободно посещает места, куда мужчинам доступ затруднён. Они незаменимы в нестандартных ситуациях, например, при угрозе возникновения драки между женщинами. Как правило, женщины-телохранители (или как их еще называют бодигарты, секьюрити) играют роль секретаря-референта, переводчика, гувернантки, домохозяйки и даже подруги. Более того, присутствие в команде представительницы слабого пола является признаков значимости клиента. Маргарет Тэтчер, Раиса Горбачева и другие персоны власти еще в те времена отдавали предпочтение женщинам.   

Женщина-арбитр

Что может быть зрелищнее футбола, мужского футбола? Ревущие трибуны многотысячного стадиона,точные пасы, красивые голы, красные карточки, пенальти… Но факт остается фактом – прекрасный пол давно освоил этот мужской вид спорта, и не только в роли игроков, но и как рефери. В России попытка привлечь дам к судейству, была организована в 2000 году, когда в Академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта при кафедре футбола (хоккея) была открыта школа футбольных арбитров для девушек. Правда просуществовала она недолго, были только два выпуска. По статистике в Санкт-Петербургскую коллегию футбольных арбитров каждый год приходят одна-две девушки.  Женский футбол процветает, поэтому востребованность в женщинах-рефери будет только расти. Однако практика показывает, что все чаще женщина-арбитр обслуживает матчи мужского футбола, причем не только за рубежом, но и в России.

Можно еще долго перечислять и рассказывать о «сильных» профессиях для «слабого» пола. Границы между мужскими и женскими профессиями размываются. Сегодня человек выбирает себе род деятельности исходя из своих желаний, амбиций и возможностей, не обращая внимания на стереотипы и предрассудки.


Источник: www.moeobrazovanie.ru

moeobrazovanie.ru

Все могут женщины! Представительницы самых неженских профессий о своей работе

Кузнец и пожарный, боец и марафонец, таксист и пилот вертолета – к 8 Марта портал Москва 24 решил рассказать о прекрасных девушках с далеко не самыми женскими профессиями и интересами.

Наталья Забелина. Кузнец

Фото: из личного архива

Наша мастерская состоит из двух человек: я и дизайнер Ольга. Мы изготавливаем коллекционное холодное оружие из дамасской стали, причем всегда подчеркиваем, что свои изделия представляем как картины – ни в коем случае не как оружие. Люди должны восхищаться и понимать то, что заложено в этом изделии. Это очень глубокий, философский материал.

Как правило, сперва мы делаем клинок, и от его энергетики уже отталкиваемся. Сначала идет cоздание дамасской стали путем ковки. Потом – слесарная обработка. Потом форма, заточка и воронение (это когда клинки цветные). У каждого клинка свой характер (дамасская сталь – вообще эгоист, требует к себе очень большого внимания). А в конце мы делаем рукоять.

Это и физически, и морально тяжелая работа. Художественная ковка [ковка на воротах – прим. ред.] очень сильно бьет по здоровью, потому что там большие объемы, плюс бьет по легким – это очень грязная работа, которая высасывает у нас всю энергию.

Фото из личного архива Натальи Забелиной

Одно изделие мы можем делать полгода, год. Поэтому делаем сразу несколько. Мы люди творческие – у нас может не пойти работа, тогда мы возвращаемся к более раннему изделию.

Я уже 24 года кузнечным делом занимаюсь. Когда мне было меньше 17 лет, я случайно попала к известному кузнецу Валерию Коптеву. Ну а когда оказалась в кузнице и поняла, что такое дамасская сталь, меня это просто затянуло и уже не отпускало.

Людмила Колобанова. Марафонец

Фото: портал Москва 24/Иван Носатов

Я родилась в 1944 году в Октябрьском районе Великолукской области. Кругом были снега, и мы с детства катались на лыжах. Я всю жизнь занималась спортом, а в 1974 году получила травму позвоночника. Полгода не ходила, и тогда врачи сказали, что мне всю жизнь нужно двигаться.

Первый марафон я пробежала в 1988 году, спустя месяц после очередной госпитализации. И вот увлеклась. Московский марафон я пробежала за 4 часа 22 минуты в сентябре 2017-го. Я была второй в группе от 65 лет до 122 (проиграла женщине, которой 65).

Я стараюсь бегать минимум четыре раза в неделю: за семь дней нужно набирать от 60 до 80 километров, чтобы пробежать марафон.

Летние марафоны у меня начинаются с мая. В этом году первый я побегу, вероятно, в Эстонии или в Москве. Потом в Германии будет 35 лет «Рейн-Рур-Марафону», меня пригласили как одного из старейших участников из России.

Берлинский марафон я бегала шесть раз, он проводится в последнее воскресенье сентября. Я Кельн бежала, Дюссельдорф, Эссен, Мюнхенский марафон и Дрезденский.

Зимой я бегаю марафоны на лыжах. Ну а всего в моей «копилке» уже 212 марафонов. В этом году я стала первой и единственной в мире женщиной – 15-кратным мастером Worldloppet по марафону [Worldloppet – международная федерация лыжных марафонов, основанная в 1978 году в городе Уппсала, Швеция – прим. ред].

Марина Егорова. Боец

Фото: из личного архива

Я занимаюсь грэпплингом – это такая борьба с удушающими и болевыми приемами. До этого три года занималась тайским боксом, решила разнообразить борьбой. Я не езжу на соревнования, занимаюсь для себя. А вообще прийти к единоборствам решила, потому что мне с детства как-то нравилось драться.

В группе у нас всего четыре девушки и человек 10 ребят. Причем девушки не всегда все четверо ходят – в основном две постоянно.

Тренировка у нас в «Lion» начинается с построения. Мы все встаем, здороваемся и начинается разминка. После разминки изучаем какой-то новый прием, отрабатываем его. Далее у нас свободная схватка, мы боремся друг с другом, каждый раз меняемся. Ну и в конце заминка и снова построение.

Разделения на мужскую и женскую группы у нас нет. Спарринги у женщин проходят с мужчинами тоже. Ставят с теми, кто ближе к моей весовой категории. А те, кто покрупнее, конечно, поддаются мне.

Мои знакомые спокойно относятся к моему увлечению борьбой, уже привыкли. Родителям, конечно, не нравится, потому что такой спорт не для девочки. А друзья спокойно воспринимают.

И да: на лице у меня не бывает синяков, только на ногах и на руках. Но я с ними ничего особо не делаю – сами проходят.

Наталья Король. Пожарный

Фото предоставлено департаментом ГОЧСиПБ

Я работаю в Пожарно-спасательном центре с 2005 года. Изначально была диспетчером, сейчас уже занимаю руководящую должность.

На пожары я выезжала, но не шла со стволом тушить: в России по закону женщина не имеет права тушить огонь, она не может быть допущена к работе в задымленной среде.

Но и в теплодымокамере я была, и боевую одежду надевала, являюсь аттестованным спасателем. В меру женского организма все, что можно, я попробовала.

С детства меня больше привлекали профессии, связанные с риском, с ответственностью. Одно время хотела работать в службе безопасности аэропорта, потому что это связано с формой и порядком. Вот такой у меня склад ума.

Сейчас я руковожу диспетчерской службой и отвечаю за прием и передачу информации с места пожара или происшествия. Работа у меня следующая: допустим, приезжает машина на большой пожар, горит квартира. Этот расчет связывается с нашей службой пожаротушения. Мы подключаемся, распределяем силы, можем выслать расчеты из разных отрядов.

В нашей семье, помимо меня, есть еще двое пожарных. Муж тоже работает в Пожарно-спасательном центре в ПСО 201. Мы познакомились еще во время работы в службе спасения: он работал спасателем, а я – оператором связи, принимала звонки о ЧС.

Старший сын, ему 19 лет, работает в нашей организации в отряде ПСО 207 в Москва-Сити. Он уже выезжает на пожары и тушит их, обученный и аттестованный пожарный. Не то чтобы я советовала ему эту профессию, но во всяком случае и не противилась.

Екатерина Орешникова. Пилот вертолета

Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин

Я – единственная женщина-пилот в Московском авиационном центре (МАЦ) департамента ГОЧСиП. И единственная женщина-пилот, которая летает над Москвой. Командир воздушного судна BK-117C2 с общим налетом более 3500 тысяч часов. Помимо санитарного вертолета BK-117C2, я также летала на вертолетах Бо – 105, Ми-2 и Ми-8, R-44.

Я очень хорошо помню момент, когда решила стать пилотом. Ближе к старшим классам по телевизору показали старый военный фильм «В небе ночные ведьмы». Его снимала Евгения Жигуленко, участница всех этих событий. Этот фильм меня потряс. Это были реальные события, а не вымысел, и я поняла, что тоже хочу и буду летать.

Я перешла в Московский авиационный центр несколько лет назад. До этого я больше 15 лет проработала в МЧС. Моя работа очень похожа на ту, которой я занималась раньше. Вылеты на ДТП, на санитарные вызовы, на любые ЧС, перевозим пострадавших в больницы.

Отлаженная работа учреждения позволяет эвакуировать с места ДТП на вертолете пациента в любую больницу Москвы, включая ТиНАО, за 7-15 минут. От получения сигнала до вылета проходит обычно 5-7 минут.

Из запоминающихся случаев могу выделить поисковую спецоперацию на месте катастрофы самолета Superjet 100 в Индонезии в мае 2012 года. Горный рельеф был очень сложный, отвес скалы Салак – более 80 градусов. Обломки самолета находились на высоте 2086 метров посреди непроходимых джунглей. Индонезийские военные сумели вырубить на склоне горы небольшую площадку, куда и садились вертолеты.

Я не делю профессии на мужские и женские. Я считаю, что если человеку нравится, если это его призвание, он уже не замечает тех трудностей, которые со стороны кажутся непреодолимыми. Ведь есть же женщины-военнослужащие. Если человек состоялся в профессии как специалист, его пол отходит на второй план.

Конечно, мне, как и любому человеку, бывает страшно – это нормальное чувство. Другое дело, как страх влияет на решения и как человек с ним справляется. Страх может парализовать волю у одного, а другой в это время может трезво и адекватно оценивать риски и принимать правильные решения.

Елена. Таксист

Фото: из личного архива

Сейчас у меня собственная таксомоторная компания. Но три года я сама отработала таксистом в Москве. В нашей компании работали как мужчины, так и женщины, а требования ко всем предъявлялись одинаковые: стаж вождения должен был быть не менее семи лет, возраст – не моложе 25.

Женское такси – это специальная услуга. Но если заказ обычный, едут как мужчины, так и женщины. Если же вызывают именно водителя-женщину, то обычно это дамы, которые боятся ездить с мужчинами. 80% – это мусульманки. Или те, кто за мужем за мусульманином, в чьих традициях нельзя, чтобы женщина находилась наедине с другим.

Еще женское такси вызывают детям, потому что когда ребенка нужно одного отвезти, то женщинам больше доверяют. У нас даже были постоянные клиенты, так что мы были знакомы с некоторыми мамами и детьми.

Было забавно, когда постоянно возишь одного ребенка, потом мама звонит и «жалуется», почему ребенок на уроке любимого человека нарисовал не маму, а водителя.

www.m24.ru

Неженские профессии – Городской журнал PLUS

По мнению авторов проекта, женщина обязательно должна работать секретаршей, медсестрой или сидеть дома варить борщ, но никак не брать в руки тяжёлые инструменты, подобные молотку или гаечному глючу. В современном мире женщины хотят работать таксистками, программистками, судовыми малярами, машинистками, при этом не встречая негатива или отказов от работодателей.

 

Ольга, Слесарка, 45 лет

Я вырастила и воспитала дочь, которая давно отправилась в свободное совершеннолетнее плавание. Сейчас моей заботой является ещё одна дочурка, ей восемь. Имею собственное жильё площадью 60 квадратов. Обеспечивала большинство своих гражданских и законных мужей. Любые попытки отправить очередного избранника приносить деньги в семью ничем хорошим не увенчались. Мужчины всегда во мне видели сильную и независимую женщину, которой помощь не нужна. Большую часть своей жизни кручусь в медицине, имею медицинское образование. Однако, я больше не об этом хотела рассказать, а о том, как на одном этапе моей жизни меня занесло в автомеханики и слесаря. Каково было удивление мужчин, когда с ними на равных была женщина, меня это всегда забавляло))) Есть и другая сторона медали моих «выходок», как говорили некоторые: «Выскочка!», «Тебе лишь бы к мужикам поближе», «Не слесарь, а Марфа по вызову!», «Не женское это дело»… Даже грубую брань иногда приходилось выслушивать от окружающих. Когда я старшенькую растила, в 90-е было тяжело с деньгами и работой, вот и уцепилась за то, что было, чтобы прокормить растущую пуговку. Уставала, маялась, плакала ночами из-за огласки. Жалею ли я? Нет! Всё, что происходило со мной, закалило меня ещё больше, и я счастлива, что всё пройденное мной случилось совсем не зря. Абсолютно все мои достижения — это я сама. Самое ценное — мои дети, ради которых я пойду на любые приключения. Всем желаю добра и понимания, спасибо за прочтение моего небольшого рассказа)

Евгения, слесарка, сантехничка, 26 лет

Жека, Евген, Жора, Женек — так ко мне обращались мои друзья, коллеги и просто знакомые. Ассоциируются ли они с хрупкой и милой девушкой? Не думаю, но всё это обо мне. В моем имени так много противоречивого, одновременное сочетание силы и слабости. Я прячу свои слабости за лицом безразличия. Стараюсь решать все вопросы или проблемы мирным путём. Моя решительность не всегда поддаётся здравому смыслу, но что не сделаешь ради счастья. В материальном плане мне важен достаток. Семейный бюджет не перекладываю на плечи своего мужчины, а вношу свою посильную лепту.

Настя, программистка, 20 лет

Мама ждала мальчика, а родилась я. Впрочем, не суть. Решив посвятить себя программированию, поступив на техническую специальность и действительно интересуясь разработкой, столкнулась с огромным количеством стереотипов. «Вау, девушка, в техническом вузе, тяжело, наверное?», «Мальчиков много, поклонников куча?» И это ещё без «остроумных» шуток про девушек и математику/программирование. Проблема в том, что до сих пор некоторые профессии относят к мужским. А ведь девушек-разработчиков можно встретить практически в любой компании. Мир поменялся, а мировоззрение людей — нет. Во многих странах уже это поняли, пора и России начать путь прогресса.

Екатерина, судовая механица, 31 год

Борьба с непонимающей частью общества началась у меня ещё в раннем детстве.

— Мальчик, а как тебя зовут?

— Катя.

Потом школа. Мальчики били меня, потому что считали себя со мной на равных. Мне было страшно, я не понимала, почему они так со мной. Мне нравились «войнушки», «стрелялки» и всякие игры, как говорили тогда — «мальчуковые»
После я поступила в учебное заведение на маляра и опять столкнулась с возмущением: «Не женская это профессия!», «Вот сумасшедшая», «Лучше бы на повара пошла»… А мне нравилось! Моё это! Наперекор всему я получила корочку и сейчас получаю высшее в инженерной.

Сейчас я судовой маляр. Работаю, честно признаюсь, много. Зато на машину и квартиру сама заработала!) В моём доме царит уют, и любимый человек рядом поддерживает меня во всех моих начинаниях.

Дорогим девушкам желаю, чтобы всегда шли к своей цели несмотря ни на что и занимались тем, что действительно нравится.

 

Юлия, таксистка, 23 года

«Женщина за рулем — обезьяна с гранатой», — кричат мне большинство мужчин. Но нельзя отрицать тот факт, что женщина за рулем более аккуратна, она практически не нарушает правила движения, не превышает скорость. Женщине не свойственно «красоваться» за рулем. Например, я почти не подрезаю, не обгоняю, не стремлюсь раньше всех стартовать на светофоре или не пытаюсь продемонстрировать эффектный, но опасный маневр.

И сколько бы ни рассказывали страшных историй о женщинах за рулем, официальная статистика утверждает, что практически всегда виновниками аварийной ситуации на дороге становятся мужчины.

Всё более частым становится явление девушек-таксистов. И этого совсем не стоит бояться, ведь проехаться в компании милой женщины не только приятно, но и безопасно. Вот и я подалась в эту профессию. Девушка не станет включать шансон, ни в коем случае не нагрубит и не будет материться, а, напротив, подарит хорошее настроение и пожелает доброго дня. Разумеется, всё не так радужно, морально любой женщине, как и мне, тяжело на дороге, работа нервная. По большей части, девушки — это хрупкие и нежные существа, а вот пассажиры бывают разные — некоторые ведут себя не совсем адекватно. Но никто точно не поднимет руку на женщину. Главное, научиться сохранять спокойствие в любой ситуации и мило улыбаться. Единственное, в чем я точно уверена, так это в том, что какие бы стереотипы ни прививало общество, на дорогах все равны.

 

openarh.ru

Блог Алёны Стряпченко — Список «неженских» профессий: забота или дискриминация

Эволюция перечня

20 лет назад, 25 февраля 2000 года, принято Постановление Правительства РФ, утверждающее перечень из 456 видов работ, при выполнении которых запрещается применение труда женщин. Среди них подземные и горные работы, металлообработка, бурение скважин и многое другое.

С 2021 года начнет действовать пересмотренный список, насчитывающий около 100 видов работ, на которых ограничивается применение труда женщин.

Сообщается, что теперь для женщин доступны такие профессии: водитель автомобиля грузоподъемностью свыше 2,5 т; член палубной команды; парашютист; машинист электропоезда; слесарь по ремонту автомобилей и т. д.

Перечень составляется с учетом предложений профсоюзов и работодателей.

Зачем нужны ограничивающие списки

Опасные работы опасны для всех. Зачем понадобилось утверждать огромный список, ограничивающий женский труд?

При переработке перечня учитывались «факторы, опасные для репродуктивного здоровья женщин, влияющие на здоровье будущего поколения и имеющие отдаленные последствия», сообщается на официальном сайте Минтруда.

Кроме того, актуализация списка связана с развитием технологий, которые позволили сделать определенные виды работ не такими опасными для репродуктивного здоровья.

На первый план выдвигается репродуктивная функция, а не женщина, которая может не хотеть детей, но быть квалифицированной специалисткой и выполнять свою работу хорошо.

Ограничивающий перечень ограничивает женщин в праве трудиться и реализовываться там, где им хочется.

А как вообще узнать, чего хотят женщины? Очень просто, послушать их.

Например, акция #ЖенскоеДелоЭто, запущенная сообществом «Soc-Fem». Под постами с таким тегом женщины рассказывают о своих профессиях, которые считаются в обществе сугубо мужскими.

Вот что пишет дальнобойщица Женя: «О том, что грузовики не для девочек, я знала уже в детстве, но уже тогда не понимала, почему… Любовь к дороге не оставляла меня в покое. Я много путешествовала автостопом… Выяснилось, что на себя работать можно, устроиться же в фирму — нет. А работать на себя это вложения, кредиты, налоги и всё те же стереотипы — я с бабой дела вести не буду»

Все в шахты

Частым аргументом в спорах о гендерном неравенстве выступает мысль вроде этой: «вот когда женщины начнут работать в шахтах (вставить любое место работы, которое считается мужским), тогда и поговорим о равноправии».

И надо же, после того как Минтруд заявил о переработке перечня, «Vezubr» (агрегатор грузоперевозок) анонсировал найм водительниц. За неделю (с 4 по 11 июля) с заявками обратились больше 30 женщин, что составляет около 10% от общего числа заявок за месяц.

Так что же, получается, женщины хотят в шахты и другие опасные места?

Одни хотят в шахты, другие – управлять грузовиками, третьи – посвятить себя материнству. И каждая, с наступлением дееспособности, в состоянии сделать выбор самостоятельно без ограничительных перечней.

просмотров: 3124

www.mk.ru

Топ-5 неженских профессий — Rjob.ru

Представляем вашему вниманию ТОП-5 самых «неженских» профессий. Несмотря на то, что в этом списке присутствуют преимущественно сложные и опасные профессии, все они в разное время покорились женщинам.

«Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт…» — как точно эта поговорка описывает жизнь многих женщин. Причём жизнь не только дома, но и на работе. А работы у них бывают такие, что не каждому мужчине по плечу!

Представляем вашему вниманию Топ-5 самых «неженских» профессий. Несмотря на то, что в этом списке присутствуют преимущественно сложные и опасные профессии, все они в разное время покорились представительницам прекрасного пола.

Сапёр

Все мы знаем, что сапёры ошибаются только один раз в жизни. Представить женщину в этой роли очень сложно, тем не менее, история знает такие примеры. В подмосковном Юбилейном есть Московское военно-техническое училище, при котором в годы Великой Отечественной войны была сформирована 12-я женская рота 3-го инженерного полка, в которой было 60 девушек-сапёров.

Это был первый в мировой истории пример, когда женщины выполняли такую опасную, трудную и очень ответственную работу.

Обмундирование сапёра с полной выкладкой весит 33 килограмма — одного этого факта достаточно, чтобы понять, почему эта профессия считается неженской.
Пожарный

Работа не только опасная, но и физически тяжёлая: пожарным приходится вытаскивать из огня детей и взрослых, взбираться вверх, работать в условиях очень высоких температур и угрозе обрушения помещений. Поэтому в России женщин-пожарных сейчас нет.

Но история необратима: женщины-пожарные успешно работали в разных странах мира в разные годы, а кое-где работают и сейчас. 

Так, в 1912 году в Австралии приступили к службе 60 женщин-пожарных; в Великобритании с 1872 по 1932 годы женская пожарная бригада охраняла Гертон Колледж Кембриджского университета; в 1942 году в американском штате Калифорния бригада женщин начала тушить лесные пожары.

По данным NFPA (Национальной ассоциации пожарной безопасности) в США, где эта профессия доступна женщинам, в 2010 году насчитывалось порядка 10 800 пожарных женского пола, что составляло 3,6% от их общего числа в этой стране.

Шахтёр

Вот уж где совершенно не получается представить себе женщину, так это в шахте. А ещё труднее представить, что может заставить женщину туда спуститься и работать. Как правило, это — война, нужда, отсутствие мужчин…

С 1943 по 1947 годы на подземных работах в шахтах Донбасса работало до 80% женщин. Окончательно же с подземных работ женщины были выведены лишь в 1966 году. Всего на подземных работах в военные и послевоенные годы работали от 200 до 250 тысяч женщин.

Тем не менее и сегодня женщин-шахтёров можно встретить. В Боснии и Герцеговине уже более 20 лет трудятся две женщины — Сакиба Кович и Семса Хадзо. Каждый день они спускаются на 400 метров под землю, чтобы провести измерения воздуха и других газов для обеспечения безопасности в шахте.

Пилот самолёта

Вопреки расхожему мнению, стать пилотом воздушного судна в России женщина может. Причём, в мирное время. Более того, она может стать и КВС — командиром воздушного судна. За плечами Ольги Грачёвой — 22 тыс. часов полётов и 45 лет лётного стажа. Сегодня она КВС пассажирского самолёта Боинг-767. 

В отечественной гражданской авиации есть и другие женщины-пилоты, но пока что никто из них не взял на себя командование экипажем — все они летают в качестве вторых пилотов.

Футбольный судья

И уж совсем дико, странно и непонятно (особенно для сильной половины человечества) выглядит женщина, которая судит футбольный матч с игроками-мужчинами. Но и такие женщины в мире есть!

Одна из самых известных женщин-рефери в профессиональном футболе — немка Бибиана Штайнхаус. Это единственная женщина-судья в Германии. В 2007 году она получила право судить матчи второй лиги, что весьма престижно. Помимо судейства она ещё и работает в полиции.

А совсем недавно 16-летняя англичанка Дейзи Голдсмит также стала профессиональным футбольным судьёй, причём самым молодым в мире профессионального футбола.

Светлана Черкасова, RJOB

rjob.ru

Женские и неженские профессии ~ Предназначение быть Женщиной – Ольга Валяева и Алексей Валяев

Мы часто делим все на женское и неженское, причем достаточно поверхностно. Например, женские профессии. Говорят, они существуют. Что мы туда отнесём? Учителей, медсестёр, массажисток, маникюрных мастеров, швей, нянь и так далее. Вроде как, если женщина занимается женским трудом, то и профессия женская. А руководитель, например, — это уже не женское дело. Или милиционер.

Так вот. Хочу разочаровать вас. Вопрос не в профессии. Вопрос в состоянии ума, настроении, подходе к делу. Женщина, у которой нет внутри женской силы, даже женскую работу превратит в пахоту. Например, маникюрный мастер может пахать по 10-12 часов в день, каждый день. И работа вроде женская, и нравится, а сил нет. А откуда они возьмутся, если столько пахать и ещё без выходных?

Или учительница, которая таскает домой стопки тетрадей, ведёт кучу разных классов, участвует во всяких школьных мероприятиях, — женское ли это дело? Особенно когда дома есть свои дети, которые слышат только «не мешай», «я проверяю тетради» и «я устала». И когда ее дети растут непонятно как.

Бухгалтер, который не спит ночами, сводя ведомости, дебет с кредитом. Модели, которые тратят на съёмки по 10 часов в день, а потом ещё морят себя голодом. Да даже блогер, который каждый день тратит на свой блог по 10 часов! Как типа-блогер вам говорю, есть те, кто реально пашет. Не просто трудится, а пашет. Это сложно — и фото создавать, и контент, и комментарии читать, и поддерживать контакт с аудиторией.

Даже если тебе это нравится, при слишком большой загруженности, можно из себя всю душу достать и принести на блюде чужим людям.

Или вот руководительница, которая никого кнутом не порет, с работы уходит раньше всех, приходит позже всех, на работе со всеми по душам общается, помощи просит там и сям, делегирует то и это. Которая с подчиненными дружит, атмосферу создаёт и поддерживает. И дело от этого не страдает, а выигрывает. И сотрудники довольны, и семья ухожена.

То же самое с женщинами в погонах — я знаю примеры очень женственных, заботливых. Они там пироги всем пекут, обо всех заботятся. К ним бабушки ходят плакать, мамы сложных подростков за советом заглядывают. Они работают там, где быть женщиной трудно. Но у них получается сохранить себя даже в таких условиях. Потому что внутри гармонично все.

Кто же тогда из них на женской работе, а кто на мужской? Согласитесь, не все так однозначно.

Любую работу можно прекратить пахоту. И в любом месте при желании можно женственность свою сохранить – особенно когда дело любимое, и ты на своем месте.

У меня в школе было две категории учителей. Первая — уставшие, замученные, чаще всего одинокие, с детьми, но без мужа. Они приходили раньше всех, уходили позже всех, тащили на себе все и всех. Их уроки были самыми неприятными — строгие рамки, дисциплина, если что не так — двойка или выйди вон. И их предметы мы особо не любили. Зато там задавали больше всех, в тетрадях красным чёркали больше всех, свято веря, что так заставят детей выучить их предмет.

Но были другие учительницы. К ним мы бежали, теряя тапки. Им не нужно было на нас орать, чтобы мы замолчали. Они говорили тихо, и весь класс замолкал, слушали, раскрыв рты. Они вели уроки лишь пару раз в неделю, занимались своим развитием, были терпеливы, красивы, ухожены. Уроки были самые интересные, необычные и познавательные. Как ни странно, все они были замужем, и каждая из них без колебаний уходила декрет — а мы потом по ним скучали. Их предметы мы обожали. Такой была моя учительница по математике, из-за которой я ее и полюбила. Такой была моя первая учительница по литературе, еще одна учительница по истории и моя любимая по английскому.

Одно и то же дело — в данном случае обучение детей — можно делать по-разному, и результат будет разный.

Химию я до сих пор не люблю, хотя в итоге разобралась самостоятельно. Как и физику, которую полюбила сперва (с учителем повезло), потом резко разлюбила. Да и к английскому охладела после 9 класса резко.

Вопрос не в том, что мы делаем. Вопрос в том, как. Насколько нам это в радость, насколько легко и приятно, умеем ли мы сохранять баланс и не уходить слишком глубоко, не начинать пахать, не взваливать на себя все, не становиться лошадью. Сколько времени и сил тратим, сколько энергии расплескиваем. Только это и важно. Только это и делает наше дело «женским» или «неженским». А точнее – дающим силы или силы забирающим.

Ольга Валяева — valyaeva.ru

valyaeva.ru

Можно ли пускать женщин в «мужские» профессии: Общество: Россия: Lenta.ru

В Министерстве труда намерены пересмотреть список должностей, на которые нельзя привлекать женщин. Утвержденный в 2000 году правительственный перечень внушителен: в него входит более 450 специальностей, по большей части связанных с использованием физического труда и повышенной концентрацией внимания. В ведомстве решились на пересмотр из-за того, что за прошедшие 17 лет производство стало более автоматизированным. Некоторые женщины считают ограничительный список дискриминацией, однако в Минтруде не разделяют эту точку зрения и связывают запрет на работу по «мужским» специальностям с охраной репродуктивного здоровья будущих матерей. «Лента.ру» узнала, многие ли представительницы лучшей половины готовы идти в «традиционно мужские» профессии, и нужно ли вообще такое деление в профессиональной среде.

Список «неженских» профессий достался нам в наследство от СССР — составленный в 1974 году перечень не претерпел заметных изменений. Документ ограничивал работу женщин в шахтах, в экипажах судов, машинистами поездов, кузнецами, плотниками и забойщиками скота. В Минтруде не исключают, что некоторые из 456 профессий с тех пор стали менее опасными, а значит — запрет на работу для женщин уже не так оправдан. В ведомстве не готовы пояснить, какие именно профессии будут вычеркнуты из списка. «Мы сейчас актуализируем этот перечень при помощи работодателей и профсоюзов. С другой стороны, работаем с экспертами из медицины труда по определению профессиональных факторов, которые могут повлиять на репродуктивное здоровье женщины», — пояснили «Ленте.ру» в пресс-службе Минтруда.

Вопреки существующим ограничениям, в России есть женщины, которым удалось устроиться на «мужскую» специальность. В единичных случаях работодатели соглашаются на это из-за оговорки в перечне: там сказано, что женщину можно взять на опасную работу, если созданы безопасные условия для ее труда. В МЧС трудится много женщин, но почти все они занимаются кабинетной работой. Пожарных и спасателей среди них можно пересчитать по пальцам. Оксана Шевалье работает водолазом поисково-спасательной станции в Строгинской пойме. Она единственная женщина, которую приняли на эту должность в Москве. «Мое желание восприняли как некую прихоть, этакое развлечение. Мужчины не могли сложить в голове этот пазл. В их понимании моя роль была явно лишней и ненужной. Приходилось заниматься волонтерской работой на добровольных началах, но это уже было частью моей жизни, ступенькой к намеченной цели», — рассказала она.

Оксана Шевалье

Фото: личная страница Оксаны Шевалье во «ВКонтакте»

Ограничения устанавливают норму физической нагрузки для женщин: в час нельзя поднимать и переносить более десяти килограммов. «Водолазный костюм, так называемый «трехболтовый», который долгое время использовали водолазные подразделения, весит более 70 килограммов. Там только на каждой ноге по семь килограммов утяжелителей, на груди свинцовая пластина на 15 тянет, медный шлем тяжеленный. Но сейчас баллон с кислородом — самая тяжелая часть оборудования — весит всего семь кило, так что нормы не нарушаются», — объяснила Оксана.

Впрочем, начальство далеко не всегда готово идти навстречу женщинам, которые решили посвятить себя мужской профессии. Примечателен пример жительницы Самары Светланы Медведевой: четыре года она обучалась вождению водного транспорта в колледже, но получить диплом так и не смогла. Ей отказали в прохождении производственной практики в машинном отделении судна на основании правительственного перечня. Запрет связан с тяжелыми физическими нагрузками и повышенным уровнем шума — все виды работ в машинном отделении женщинам запрещены. Должность боцмана и шкипера также может занимать только мужчина, так как по долгу службы им приходится спускаться в машинное отделение.

Женщина не сдалась: несколько лет она пыталась отстоять в суде свое право стоять у штурвала и дошла до ООН. В марте 2016 года международный комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин рассмотрел ее жалобу и признал нарушением прав само существование подобного списка. В решении комитета сказано, что деление профессий на «женские» и «мужские» нарушает принцип равенства полов, гарантированный российской Конституцией. Более того, влияние работы на судне на репродуктивное здоровье не доказано наукой. Эксперты ООН установили, что запрещенный список отражает «устойчивые стереотипы, касающиеся ролей и обязанностей женщин и мужчин в семье и в обществе», а они, в свою очередь, угрожают «социальному статусу женщин, их образованию и перспективам карьерного роста». Однако эти выводы не помогли Светлане подняться на мостик.

Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Не получилось и у петербурженки Анны Клевец отстоять в суде свое право работать машинистом в метрополитене. В 2009 году руководство подземки отказало девушке, сославшись на все тот же перечень: работа связана с высокими эмоциональными нагрузками, что губительно для женского здоровья, и постоянно меняющийся график, включающий ночные и дневные смены, а еще длительное нахождение под землей может отразиться на детородной функции. В администрации метро пояснили, что вибрации, шум и плохая освещенность тоже могут сказаться на здоровье будущей матери.

Анна дважды обращалась в Верховный суд, но там не признали за женщиной права на работу машинистом. В суде истица пыталась доказать, что подобное деление противоречит сразу и Конституции, и Трудовому кодексу, в которых гарантируются равные права для мужчин и женщин. Тем более что в метро на менее оплачиваемые должности — дежурных на станциях, уборщиц и билетеров — женщин берут вопреки перечисленным возможным рискам. В 1950-е годы из-за нехватки кадров в метро работали женщины-машинисты, вплоть до появления запретительного перечня в 1974 году.

Впрочем, научных доказательств того, что подобная трудовая деятельность сказывается на фертильности, нет. Безусловно, чрезмерные нагрузки вредны для женщины непосредственно в период беременности, но влияние сменных графиков и повышенных эмоциональных нагрузок на репродуктивное здоровье до конца не изучено. В Трудовом кодексе нет ограничений на работу женщин в ночные часы, например, в медицинских учреждениях, за исключением беременных и кормящих — то есть влияние этого фактора на репродуктивное здоровье в целом как бы не принимается в учет.

О необходимости пересмотра российского перечня последние несколько лет говорят эксперты Международной организации труда (МОТ), рассказывает директор «Центра социально-трудовых прав», доцент кафедры трудового права НИУ ВШЭ Елена Герасимова. В частности, МОТ настаивает на исключении из него профессий, которые попали туда на основе гендерных стереотипов. «С учетом изменившихся технологий женщины могут спокойно выполнять какие-то из этих работ. Ситуация не сбалансирована: многие вредные работы, наоборот, не находятся в списке, но женщины их выполняют. Например, на судостроительных заводах есть должности, связанные с обработкой и покраской деталей судна. Для их выполнения нужно скрючившись сидеть и дышать вредными испарениями, при этом работа считается неквалифицированной и малооплачиваемой. Работают на этих должностях в основном женщины», — отмечает юрист. В то же время находящиеся в списке специальности предусматривают надбавки, пособия и льготы.

Профессии, связанные с риском, могут нанести вред как женскому, так и мужскому здоровью, поэтому не стоит проводить разделение по гендерному признаку, считает общественный деятель, правозащитник Алена Попова. «Разделять профессии на мужские и женские в корне неверно. Каждый сам должен соотносить риски для своего здоровья и думать, устраиваться на эту работу или нет. Все знают, что во время Великой Отечественной войны женщины очень тяжело работали — и справлялись. Мужчины и женщины, безусловно, должны быть равны в трудовых правах, как это сказано в Конституции. У работодателя должно быть четкое обоснование вреда здоровью, которое наносит трудовая деятельность, чтобы граждане сами могли взвешенно принимать решение», — поясняет она.

Фото: Александр Кондратюк / РИА Новости

Репродуктивное здоровье вообще не должно стоять во главе угла при приеме на службу: среди женщин, устраивающихся на работу, есть и те, кто уже обзавелся детьми или по различным причинам не собирается этого делать. «Женская репродуктивная функция, на которую делает упор государство при составлении подобных списков, вменена в обязанность. Но законодатель не может указывать женщине, что ей делать со своей жизнью и здоровьем. Мужчине никто не говорит, что такая-то работа может повлиять на его репродуктивную функцию, равно как никто не ставит ему в обязанность заводить детей. Если женщина хочет рожать и опасается, что специальность ей в этом помешает, она попросту не выберет такую профессию», — резюмирует Попова.

lenta.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *