Нигерийская женщина, которая бросила вызов «Боко Харам»
- Майени Джонс
- BBC News, Майдугури
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Наоми Адаму выглядит спокойной. Она рассказывает свою историю тихим ровным голосом, опустив глаза.
Трудно себе представить, что она прошла через одно из самых мучительных испытаний, какие только могут выпасть молодой женщине. Но за ее застенчивыми манерами скрывается недюжинный характер.
Наоми, которой тогда было 24, оказалась старшей среди 276 учащихся государственного женского интерната в нигерийском городе Чибок, захваченных боевиками радикальной исламистской организации «Боко Харам» в ночь с 14 на 15 апреля 2014 года.
Она не окончила школу в положенное время из-за перенесенной в детстве болезни и доучивалась уже взрослой. Юные одноклассницы звали ее «Маман Му» («наша мама»).
Она — главный персонаж новой книги о похищении в Чибоке, в свое время ставшем одной из главных мировых новостей.
- Боевики «Боко Харам» атаковали большой город в Нигерии
- Боевики «Боко Харам» отпустили около 80 похищенных школьниц
- В Нигерии нашли похищенную «Боко Харам» девушку с ребенком
- «Боко Харам» показала похищенных школьниц на видео
Рождественское поздравление отцу
Работа журналистов Джо Паркинсона и Дрю Хиншоу под названием «Верните наших девочек» основана на сотнях интервью с бывшими заложницами, их родными и другими участниками той истории.
Пребывание пленниц в неволе описано во всех деталях. Показано также, как социальные сети принесли им мировую известность и одновременно затруднили их освобождение, сделав слишком ценной добычей.
Проведя в руках «Боко Харам» три года, христианка Наоми не уступила нажиму и не стала выходить замуж за кого-то из боевиков и принимать ислам.
Зато она и еще одна пленница тайно вели дневник на страницах блокнотов, которые похитители давали девушкам, чтобы те записывали в них исламские стихи. Наоми прятала бумаги в самодельной сумочке, которую привязывала к ноге.
Автор фото, Adaobi Tricia Nwaubani
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
«Мы решили записывать наши истории, чтобы люди узнали, что было с нами, если кому-то удастся спастись», — рассказывает Наоми.
Она показывает один из тех дневников, тетрадь в линеечку с потертой обложкой. В нем неотправленное письмо отцу, которое Наоми написала в канун Рождества 2014 года.
«Дорогой любимый папочка, я так по тебе скучаю!
«Папа, я мечтаю тебя увидеть. Волнуюсь о тебе, маме и всех дома.
«Я никогда не думала, что со мной случится такое, и никто из нас не думал.
Молись за меня, чтобы помочь мне одолеть дьявола всякий раз, когда он является мучить меня.
Пожалуй, на этом остановлюсь. Боже милостивый, как мне тебя не хватает.
Любящая тебя дочь Наоми Адаму. Счастливого Рождества!».
Помимо разлуки с близкими и неведения о собственном будущем, девушка пережила много тягот.
Боевики часто перемещались с места на место, скрываясь от нигерийских военных и американских дронов. Не считая короткого пребывания в городе Гуоза, временно захваченного «Боко Харам» в конце 2014 года, почти все время Наоми провела в лагерях в лесу Самбиса, основном укрытии группировки. .
«В Самбисе приходилось очень трудно, — рассказывает Наоми. Все время не хватало пищи, а еще хуже было отсутствие воды. Приходилось отчищать себя землей в критические дни».
Христианские гимны для «Боко харам»
Командиры «Боко Харам» постоянно хотели заставить Наоми стать женой одного из их людей. Они надеялись, что ее пример подействует на младших девочек.
После каждого отказа ее избивали и грозились убить.
На мой вопрос, откуда она знала, что ее не убьют, Наоми ответила, что не могла быть уверена, но все равно не хотела уступать.
BBC
Shekau told us that he didn’t abduct us to marry us off, but because he wanted to put pressure on the government to release his men»
Naomi Adamu
Однажды ослушница и еще несколько девушек предстали перед самим лидером «Боко Харам» Абубакаром Шекау, и он сделал неожиданное заявление.
«Шекау сказал, что похитил нас не затем, чтобы выдать замуж, а чтобы добиться освобождения своих людей, сидевших в тюрьмах», — вспоминает она.
Это признание укрепило решимость Наоми, и вскоре последовали новые акты неповиновения.
Наоми и еще несколько самых упорных девушек потихоньку подкармливали подружек, которых боевики морили голодом, чтобы склонить к замужеству. Пели христианские гимны, сперва потихоньку, затем во весь голос. Записывали в выданные им тетрадки молитвы и любимые отрывки из Библии.
Автор фото, AFP
Подпись к фото,После освобождения Наоми и другие девушки встретились с президентом Нигерии
В конце концов в 2017 году Наоми была освобождена с 80 другими пленницами после тяжелых переговоров с участием нигерийских добровольцев и швейцарского дипломата.
В тот момент у нее сложилось ощущение, что «Боко Харам» испускает дух.
«Я не думаю, что сегодня «Боко Харам» будет проявлять какую-то активность, потому что еще при мне они раскололись на две фракции, одна из которых осталась в лесу Самбиса, а другая переместилась в Кангаруа, и было такое впечатление, что им приходит конец», — считает девушка.
Кампания в соцсетях, к которой примкнули мировые знаменитости, включая Мишель Обаму, не ускорила, а оттянула освобождение, показав «Боко Харам», какую большую ценность, оказывается, представляют обыкновенные школьницы.
Корыстные мотивы
Менее чем через год после освобождения Наоми Адаму, в феврале 2018 года, группировка захватила еще 110 школьниц в городе Дапчи в штате Йобе. Примерно через месяц все они были освобождены, кроме девушки по имени Лия Шарибу, которую предположительно убили за отказ сменить веру.
Последнее время похищения школьников в Нигерии снова обратили на себя внимание всего мира. За последние три месяца случились четыре подобных инцидента, были захвачены около 800 детей.
Но все они имели место на северо-западе Нигерии, в сотнях миль от тех мест на северо-востоке, где обычно орудовала «Боко харам».
Не вполне ясно, кто конкретно стоит за последними похищениями. Но северо-запад известен разгулом уголовных банд, которые похищают ради выкупа. Аналитики полагают, что некоторые из этих банд могут быть как-то связаны с «Боко Харам», но неизвестно, насколько тесно.
Единственное, с чем согласны все — что на остальных преступников повлиял пример резонансного похищения в Чибоке.
В конце февраля из общежития интерната в городе Янгебе в штате Замфара похитители увели 279 учениц.
Сотни нигерийских школьниц, похищенных боевиками, уже на свободе, но у Наоми каждый такой случай пробуждает ужасные воспоминания.
«Я не смогла уснуть, узнав о похищении в Замфаре. Я до сих пор вздрагиваю при звуке выстрелов», — говорит она.
Наоми состоит в счастливом браке и готовится стать матерью. Но больше 100 девочек, похищенных вместе с ней почти семь лет назад, так и числятся пропавшими без вести.
Как сегодня живут женщины в Нигерии
Нигерия — самое населенное государство Африки. Это государство с крупнейшей экономикой на континенте. А еще это государство, где сегодня похищают девочек. О том, с какими проявлениями дискриминации сталкиваются женщины в ее родной стране, на встрече ГО «Трудові ініціативи» рассказала юристка из Абуджи, мама четырех детей Нкечи Одинукве.
Нкечи, насколько велик гендерный разрыв в современной Нигерии?
Нигерия — глубоко патриархальная страна. У нас принято, что последнее слово — за мужчиной, а женщина должна быть тише воды. У женщин просто нет возможности реализовывать свои права и свободы. И хотя конституция запрещает дискриминацию, большинство людей все еще живут в рамках сложившихся стереотипов. Работодатели не хотят работать с замужними женщинами. Телекоммуникационная компания Globacom, к примеру, уволила всех сотрудниц, которые были замужем. По их мнению, замужние женщины не могут работать так же эффективно, как и мужчины. Они считают, что если женщина выходит замуж, ей нужно заботится о семье, о детях, а это будет сказываться на ее продуктивности. К тому же, никто не хочет оплачивать матерям декретный отпуск.
Гендерное равенство четко прослеживается в сельской местности. 60% работающего на земле населения — это женщины. Но в тоже время среди владельцев земель в пять раз чаще встречаются мужчины. Центр солидарности, в котором я работаю, сейчас как раз занимается решением этой проблемы — мы ищем способы поддержки женщин, занимающихся сельским хозяйством, и хотим, чтобы государство пересмотрело законы. Потому что на данный момент, если ты — незамужняя женщина, мать-одиночка или женщина в разводе, ты не имеешь права на собственный кусок земли.
Другая проблема — отсутствие доступа к образованию. 80% женщин в Нигерии не умеют читать и писать, в особенности проблема безграмотности характерна для северной части страны. И не могу не отметить, что террористы сегодня воспринимают женщин как разменную монету. Возможно, вы слышали, что в 2014 году террористическая организация «Боко Харам» похитила 276 девочек прямо из школы. Боевики объясняли, что «девочки должны покинуть школу и выйти замуж». Все эти годы длились операции по их освобождению, но на сегодня только 82 из них спасены. Часть девочек до сих пор считаются без вести пропавшими, часть — погибшими (согласно данным журналиста Ахмата Салкида, в живых остались только 30 школьниц, — прим.ред.). Конфликт в стране всегда несет огромный отпечаток на судьбах людей. 54 тысяч женщин стали вдовами в Нигерии. А в этом году ситуация повторилась: 110 девочек в возрасте от 11 до 19 лет снова были похищены.
Еще одна проблема касается домашнего насилия. Да, у нас есть закон, запрещающий домашнее насилие, но на практике женщины остаются беззащитными: полиция просто закрывает глаза на случаи насилия, потому что расценивает это как личное дело каждой семьи. В результате женщины, которым некуда пойти, вынуждены оставаться дома и терпеть насилие, которое нередко заканчивается гибелью.
Но есть ли хоть какие-то изменения в настроениях общества и политике государства в этих вопросах?
Ситуацию пытаются изменить активисты, они делают все, что только в их силах, чтобы хоть как-то помочь женщинам. Ведут переговоры с местными лидерами, в частности в конфликтных зонах, чтобы у женщин появился наконец доступ к их правам де-факто.
Касательно политики в целом, могут сказать, что в 1999 году только одна женщина принимала участие в президентских выборах. И когда были подсчитаны голоса, оказалось, что за нее проголосовал только один человек! Даже женщины, которые ее поддерживали, боялись отдать за нее голос и публично выразить поддержку.
Женщинам в Нигерии все еще сложно получить должность, которая бы дала ей право принимать решения. Если у тебя нет ресурсов, в частности финансовых, у тебя ничего не получится. К тому же, даже в профсоюзных организациях, если голос женщины становится громче, если она высказывают иную точку зрения, есть риск, что от нее постараются избавиться.
Что еще вам сказать… Пару лет назад президент Нигерии во время визита в Германию публично заявил, что место его жены — на кухне. Мне кажется, это много говорит о ситуации в стране в целом.
Как вам в этих условиях удалось построить карьеру и стать адвокатом, защищающим права других женщин?
Я получила образование до того, как вышла замуж. Ни с какими особенными сложностями как работающая мама я не сталкивалась, правда, был непростой период, когда детям нужно было адаптироваться к школе. Но я очень хотела стать адвокатом. У меня было трудное детство. Мой отец умер, когда мне было шесть лет, и моей маме пришлось на себя взять заботу о своих детях. А нас у нее шесть. В детстве я многого натерпелась, наверное, поэтому я стала бунтаркой. Но по своей природе я такой человек, который любит помогать другим, поэтому адвокатская деятельность — это то, что мне по душе, к тому же, она тесно связана с активизмом.
А вы наблюдаете изменения во взглядах мужчин в Нигерии? Пытается ли хоть кто-то поддерживать женщин или им удобно жить в патриархальном мире?
Я замечаю изменения, но они касаются нового поколения. Молодые люди пытаются поддерживать своих партнерш, супруг. Но если говорить о мужчинах старшего поколения, то они, конечно же, очень консервативны и традиционны и никаких изменений не приветствуют.
Как лично вы боретесь с проявлениями дискриминации и стереотипами?
Буду честна, я плакала так много раз, что в конце концов разозлилась и начала давать отпор. Недавно я ехала в автобусе в Нигерии и стала свидетельницей того, как полицейский запугивал молодого парня. Я не знала, что он из полиции — на нем не было формы. Не выдержав, я вступилась за юношу, который уже рыдал. Полицейский достал свое удостоверение, но я продолжала настаивать, что то, что он делает, не законно. Люди вокруг говорили, что мне не следовало вмешиваться. Они шикали, чтобы я замолчала. Понимаете, моя страна очень небезопасная. Меня могли схватить, убить, многие ужасные вещи могли случиться. Поэтому, когда вижу несправедливость, я действую по ситуации и настроению: могу поплакать, могу кричать, могу ввязаться в спор, а могу просто уйти.
Беседовала Таня Касьян
— Читайте также: От закона о насильниках к жизни без хиджаба: Как сегодня живут женщины в МароккоРоль нигерийских женщин
С доколониальных времен до начала 21 века роль и статус женщин в Нигерии постоянно менялись. Однако образ беспомощной, угнетенной и маргинализованной группы подрывает их надлежащее изучение, и мало внимания уделяется различным неотъемлемым функциям, которые нигерийские женщины выполняли на протяжении всей истории.
В доколониальный период женщины играли важную роль в социальной и экономической деятельности. Разделение труда было по половому признаку, и женщины контролировали такие занятия, как обработка пищевых продуктов, плетение циновок, изготовление гончарных изделий и приготовление пищи. Более того, земля находилась в общественной собственности, и женщины имели доступ к ней через своих мужей или родителей. Хотя мужчина был главой семьи в патрилинейной системе, пожилые женщины контролировали труд младших членов семьи.
Женщины также занимали центральное место в торговле. Среди йоруба они были главными фигурами в торговле на дальние расстояния с огромными возможностями для накопления богатства и приобретения титулов. Самые успешные из них дослужились до престижного титула вождя
В политике женщины не были такими послушными или бессильными, как их изображает современная литература. Основной единицей политической организации была семья, и при обычном матриархальном устройстве, которое позволяло женщине получить значительную власть над своими детьми, женщина и ее потомство могли составлять крупный блок в домашнем хозяйстве. Власть и привилегии в домашнем хозяйстве также основывались на возрасте и поле, что позволяло пожилым женщинам иметь право голоса по многим вопросам. Поскольку частная и общественная сферы были переплетены, способность женщины контролировать ресурсы и людей в домашнем хозяйстве была в то же время проявлением общественной власти. Она могла использовать производство еды, чтобы завоевать уважение. Благодаря этой силе она могла контролировать своих детей и влиять на мужчин. Она могла вызывать силу духа или богов в свою пользу. Или она могла просто уйти и использовать кухню как свое личное жилище для общения с коллегами, друзьями и детьми.
Помимо уровня домохозяйства, во власти, как правило, доминировали мужчины, но во многих областях определенные титулы отдавались женщинам. Королева-мать, могущественный титул среди Эдо и Йоруба, мог быть дарован матери короля или свободной женщине значительного роста. В своем собственном дворце королева-мать председательствовала на собраниях, а ее поддерживали подчиненные обладатели титула.
Самая серьезная угроза влиянию и привилегиям женщин возникла в 20-м веке, когда патриархат в сочетании с колониальными изменениями изменил отношения полов. Поскольку вожди-мужчины сотрудничали с британской колониальной администрацией в сборе налогов и управлении, положение женщин-вождей теряло свое значение. Когда экономика все больше ориентировалась на производство товарных культур на экспорт, нигерийские мужчины и европейские фирмы доминировали в распределении каучука, какао, арахиса (арахиса) и пальмового масла. Женщины, оттесненные на второй план, были вынуждены переключиться на выращивание продовольственных культур. Предыдущая система землевладения, которая предотвращала отчуждение земли, уступила место коммерциализации земли, отдавая предпочтение тем, у кого был доступ к деньгам, полученным от продажи товарных культур.
Образование в западном стиле также отдавало предпочтение мальчикам, а не девочкам, и, таким образом, в значительной степени исключало женщин из многих новых профессий, введенных колониализмом.Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Самым мощным фактором перемен для современной женщины была система формального образования Нигерии, из которой вышло большое количество элитных женщин. Умных, образованных и уверенных в себе, их можно найти во всех ведущих профессиях; теперь они бросают вызов многим аспектам патриархата и постепенно организуются, чтобы обеспечить достаточное расширение политической арены для их размещения.
Тойин О. Фалола
Где мы находимся: Западная и Центральная Африка: Нигерия
Бенефициары структуры «ООН-женщины» ткут коврики местного производства в Центре расширения прав и возможностей женщин в Майдугури, штат Борно, Нигерия. Фото: Структура «ООН-женщины»/ Мариан Робертс
Нигерия — самая густонаселенная страна в Африке и седьмая по численности населения страна в мире, занимающая около 924 000 квадратных километров. При населении более 206 миллионов человек по состоянию на 2021 год женщины составляют 49,95%. Нигерия — федеративная республика, состоящая из 36 штатов, граничащих с Нигером, Чадом, Камеруном и Бенином.
Примерно 1 из 3 женщин в возрасте 15-49 лет в стране подвергалась физическому или сексуальному насилию. По данным полиции Нигерии, в 2017 году было зарегистрировано 18 из 26 случаев изнасилования/сексуального насилия. Кроме того, женщины сталкиваются со всеми другими формами гендерного насилия, включая калечащие операции на женских половых органах, которые по-прежнему широко распространены во многих частях Нигерии. из-за глубоко укоренившихся культурных и религиозных верований.
С начала 1980-х годов ВИЧ/СПИД является серьезной проблемой для здоровья женщин и мужчин в Нигерии. Эпидемия продолжает подрывать усилия в области развития во всем мире и в первую очередь затрагивает население, уже живущее в условиях крайней нищеты. Последние статистические данные показывают, что примерно половину прогнозируемого населения пациентов с ВИЧ составляют женщины: 56,03% в 2019 году. , и показатель распространенности продолжает расти с каждым годом.
С момента обретения независимости в 1960 году в Нигерии не было ни одной женщины на посту президента или вице-президента, несмотря на то, что женщины составляют почти половину электората. Несмотря на все усилия по поощрению вклада женщин в политику и принятие решений, женщины по-прежнему демонстрируют низкую представленность на всех уровнях управления. В 2019 году представительство в национальном парламенте составляло 93,8% мужчин и 6,2% женщин, при этом среди 43 назначенных министров было всего 7 женщин. В 2019 году главные должности в Сенате занимали 7 женщин и 72 мужчины., где только 9 женщин из 106 членов Палаты представителей занимают высшие посты.
Женщины по-прежнему остаются в стороне от политических и руководящих должностей, несмотря на признание важности расширения политических прав и возможностей женщин для достижения ЦУР. Для решения этих и других проблем, с которыми сталкиваются женщины и девочки в стране, Структура «ООН-женщины» в Нигерии сотрудничает со своим правительством и партнерами из гражданского общества в следующих областях:
- Расширение политических прав и возможностей женщин
- Инициатива ЕС-ООН в центре внимания
- Расширение экономических возможностей женщин
- Северо-восточная программа
- Молодежь и равенство поколений
- Женщины, мир и безопасность
- Он для нее
Мы благодарны за щедрую поддержку и партнерство наших партнеров-доноров.