Никольская гора
НИКОЛЬСКАЯ ГОРА
Никольская гора (Белая гора) – меловой холм с плоской вершиной у северо-восточной окраины р.п. Сурское на левом берегу реки Суры. Абсолютная высота 176 м, высота от уреза реки Суры 76 м. У подножья, с восточной стороны находится родник.
1. Происхождение названия.
Прежнее название – Белая гора – связано с цветом холма, сложенного верхнемеловыми светлыми отложениями. Нынешнее название связывают с легендой явления Николая Чудотворца на вершине горы во время набега ногайцев. Считается, что стояла их орда перед острогом Промзино-Городище (так в те времена назывался р.п. Сурское), готовая ринуться в бой. Но «появился на горе старец огромного роста, и убоялись ногайцы и отступили». Так ли это было на самом деле, или не так, неизвестно – нет на то документального подтверждения, но со времени постройки на вершине горы часовни в 1862 году, у горы появилось ещё одно название – Никольская, и в настоящее время это название и используется, как основное.
2. Геологическая история происхождения холма.
Геологическая история Никольской горы уходит во вторую половину мезозойской эры. Более 50 миллионов лет – всю первую половину и значительную часть второй половины мелового периода – моря двигались на сушу. Причём периоды морских затоплений и отступлений морей мезозоя и последовавшего за ним кайнозоя, совпадали не только с изменениями климата, но и поднятиями и опусканиями земной коры в зоне Среднего Поволжья. Альбское море «заложило» основу горы (и всего огромного мелового массива, частью которого когда-то была и стоящая сейчас особняком Никольская гора) – с восточной стороны Никольской горы на берегу реки Суры можно увидеть подтверждение тому — сланцевые глины и слои алеврита (бывшие илы Альбского моря), с многочисленными отпечатками аммонитов. В последующие эпохи мелового периода в солёных водах мелководных морей в несметных количествах стали размножаться кокколитофоры – крохотные водоросли с кальцитовыми скелетиками.
Останки этих существ вместе с небольшой примесью раковинок одноклеточных животных, накапливались в виде ила на дне мелководных морей, положив начало слоям мела. Процесс накопления продолжился и позже — в кайнозойскую эру.Поднимаясь от Суры по склону Никольской горы к её вершине можно увидеть, сначала белую грязноватую толщу окремнённого мела вперемешку с зеленоватым мергелем, и выше белый, пачкающий руки мел из которого, собственно, сложена сама вершина горы.
150 тысяч лет назад начал таять подошедший вплотную к северной границе современного Сурского района ледник Днепровского (или как его называют Великого) оледенения. Слой льда, вероятно, доходил до двух километров и продержался он не менее 50 тысяч лет. При потеплении освободилось огромное количество воды, потоки которой хлынули на юг, заливая все понижения, вымывая мягкую меловую породу. Именно поток вод ледника не только создал долину «Пра-Суры», текущей в те времена на юг, но и отсоединил Никольскую гору от основного мелового массива.
3.Исторические сведения.
Доподлинно неизвестно имели ли место стоянки людей эпохи палеолита в районе Никольской горы. Скорее всего такие стоянки были. Полноводная река, родники, отличный обзор на десятки километров на юг и восток – всё говорит за это утверждение.
А вот следы неолитических стоянок, и стоянок людей срубной культуры есть. Это и курганные группы, и керамика — элементы необожжённой круглодонной глиняной посуды, характерной для IV — III тысячелетия до н.э. — и бронзовые орудия труда, характерные для срубной культуры. Наверняка в I тысячелетии н.э. у Никольской горы находились селения финно-угорских племён, и в первую очередь мордвы. Окончательно этот вопрос решится в будущем, когда на территории Сурского района археологи проведут тщательные исследования.
В VI-VII в.в. н.э. на меловом берегу Суры под Никольской горой находилось поселение «именьковской» культуры. По мнению некоторых исследователей, основным населением культуры были протославяне, то есть, один из этносов, принявших участие в формировании славянских народностей в Центральной России.
В 1552 году у Баранчеева городища (с. Барышская Слобода, Сурский район), через Суру переправлялись полки князей Курбского, Серебряного, Мстиславского и Воротынского, идущих «воевать Казань». Для защиты войска у Никольской (Белой) горы было построено военное укрепление – острог Промзино-Городище, а сама гора использовалась как наблюдательный пункт.
В начале 1622 года, на левом берегу р. Суры, у подошвы Белой горы, старицей Паисией была основана женская Пустынь, где была построена деревянная церковь. Упразднили монастырь в 1764 году. До сих пор с восточной стороны у подножья горы весной талые воды вымывают кости захороненных на месте старого кладбища Пустыни. Официально это место считается археологическим памятником «Сурский групповой могильник», датируемый XVII веком н.э.
В 1862 на Никольской горе была построена небольшая каменная часовня, куда Чудотворная икона выносилась к 9 мая (по старому стилю).
Во время борьбы с религией часовня была разрушена и вновь возведена по старинным рисункам и фотографиям в 2003 году.
Никольская гора — место паломничества тысяч людей. К празднованию Николая Чудотворца (22 мая по новому стилю) сюда съезжаются до 30 тысяч человек из близлежащих районов.
В 60-е годы прошлого века, во время нового всплеска борьбы с религией была попытка выровнять округлую вершину Никольской горы (по информации некоторых старожилов на Никольской горе планировалось создание спортивных сооружений). Один из местных трактористов-бульдозеристов начал работу, но трактор не удержался на вершине, сорвался, но зацепился за корни и ствол стоящего у самой вершины дерева. Тракторист не пострадал, но работу было решено не продолжать. С тех пор вершина Никольской горы не округлая, а плоская.
Владимир Кочетков. Место, где родился… (отрывок из неопубликованной книги).
Местная достопримечательность — Никольская гора. Это большой чуть вытянутый вдоль реки меловой холм. Стоит одиноко сам по себе. Склоны крутые, а вершина плоская.
С вершины вид – любого проймёт. Простор – дыхание перехватывает. Видно далеко. Птицы парят рядом, кажется, рукой достать, а чуть дальше глянешь — леса, овраги, река петли вяжет. И посёлок как на ладони – крыши на солнце блестят, дома друг к другу жмутся.
Гора Никольской зовётся. Приезжие её Николиной называют, не считаясь с местным диалектом, всё грамоте нас учить пытаются. А он, местный диалект, существует, и если послушать говор старых людей внимательно – красоту его услышишь, вплетается он словно лента в косу, и в треск льда во время весеннего ледохода на Суре, и в стук капель дождя по железной крыше сельского дома, и даже в торопливое июньское кукушкино кукование.
Под горой родник. Вода светлая и настолько чистая, кажется, заполни такой водой озеро Байкал – дно увидишь! Может, тому меловое основание помогает, а может намоленность места – святым оно считается давно, говорят, несколько веков. Идут сюда люди год за годом, особенно на религиозные праздники. Воды набрать, а то и искупаться. Купаются не один десяток лет.
… Я здесь родился. И где бы ни пришлось бывать, куда бы ни заносило меня, сюда тянет. Люди любят о родине рассуждать. То флаги вспоминают, то Куранты московские. А для меня Родина – гора Никольская, родные и близкие люди, да дом родительский».
Вид на Никольскую гору на праздник Николы летнего
Вид на Никольскую гору в начале 20-го века
- Литература.
- Барашков В.Ф. По следам географических названий Ульяновской области. Ульяновск, «Симбирская книга», 1994;
- Кальянов К.С., Веснина Г.З. География Ульяновской области. Издательство Ульяновского государственного педагогического университета, 1997;
- Короновский Н.В., Хаин В.Е., Ясаманов Н.А. Историческая геология: Учебник. — М.: Академия, 2006;
- Клеянкин А.В. Родное Присурье, Приволжское книжное издательство, Ульяновское отделение, 1974;
- Кузминский Н.А. Край наш родной. Приволжское книжное издательство, Ульяновское отделение, 1975;
- Матвеева Г. И. К вопросу об этнической принадлежности племен именьковской культуры // Славяне и их соседи. Место взаимных влияний в процессе общественного и культурного развития. Эпоха феодализма (сборник тезисов). М., 1988;
- Преображенский Р.А.. Рукописная книга о селе Промзино, Промзино, 1913;
- Сиротин К.Ф. Очерки из истории Присурья. Р.п. Сурское, 1976;
- Токмаков И.. Описание села Промзино-Городище, Москва, типография Вильде, 1895;
- Худяков Д. С., Путешествие по берегам морей, которых никто никогда не видел. – Саратов, Приволжское книжное издательство, 1989;
Категории: Рельеф
Взошедшим на Никольскую гору в Сурском районе отпускаются все грехи | ЛЕГЕНДЫ
Кира МАРКОВА
Примерное время чтения: 7 минут
17893
Владимир Ламзин / АиФ
Под сенью Николая Чудотворца
Текст короткой молитвы Николаю Чудотворцу: | |
---|---|
Фото: АиФ / Владимир Ламзин
О всесвятый Николае, угодничепреизрядный Господень, Теплый наш заступниче и везде в скорбех скорых помощниче! Помози ми, грешному и унылому, в настоящем житии, Умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, Елико согреших от юности моея, во всем житии моем, Делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; И во исходе души моеяпомози ми, окаянному, Умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, Избавитимя воздушных мытарств и вечного мучения; Да всегда прославляю Отца и Сына, и Святого Духа, И твое милостивое предстательство, Ныне и присно, и во веки веков. Аминь! |
По преданию, в 1552 году случилось на горе явление иконы святителя Николая Чудотворца. Это чудесное действо связывают с защитой в XVI веке села Промзино-Городище от набегов кочевников. В ту пору это поселение являлось важным сторожевым пунктом на пограничной линии Московского государства. Нагрянули сюда нежданно-негаданно завоеватели. Небольшой гарнизон Городища не мог противостоять огромным полчищам иноземцев и был обречён на гибель, но внезапно неприятель прервал наступление. Защитники гарнизона недоумевали. Один из сторожевых воинов, знавший чужой язык, переправился через Суру и пришёл в стан врага с парламентёрской миссией, но услышал странное признание:
– Вокруг нас непроницаемая тьма, а там, на горе, в необыкновенном сиянии стоит величественный старец с изображением вашего храма в одной руке и с мечом в другой. Рядом с ним на белом коне, со смертоносным копьём ещё какой-то грозный юноша, готовый ринуться на нас. Как возможно идти дальше, когда перед нами и вода, и тьма, и такое грозное явление. Верно, сам Бог ваш грозит нам своим мечом.
Взглянув на Белую гору, которая находится рядом с селом Промзино, наш воин действительно увидел на вершине величественного старца и рядом с ним юношу на белом коне. В старце легко узнавался св. Николай Чудотворец, а в юноше – св. Георгий Победоносец.
Соотечественники тоже видели на Белой горе необычное явление. Собравшись вместе, промзинцы поспешили на гору. Впереди толпы ехал на коне воин, разговаривавший с иноземцами. На вершине горы его конь вдруг споткнулся и пал передними ногами на колени. Всадник тоже пал на колени и увидел перед собой икону святителя Николая Чудотворца, наполовину скрытую в земле. Она представляла собой горельеф с выпуклым изображением Святителя, державшего в одной руке храм, в другой – меч, и была сходна по типу с известным изображением «Николы Можайского», «Николы с мечом и градом».
Прознав о чуде, в Промзино потянулись креститься язычники.
Пешком до заступника
Вскоре после обретения иконы жители поставили на вершине горы деревянную часовню, в которой и хранилась икона, а несколько позже под горой был основан монастырь – Никольская Городищенская мужская пустынь. Сюда ежегодно приносили для служения молебна чудотворную икону.
Вид на Никольскую гору из села Промзино. Фото начала ХХ века. Фото: АиФ / из коллекции А. СытинаПосле революции, в начале 1930-х годов Никольский храм в Промзино, где хранилась чудотворная икона, закрыли, а позже и вовсе снесли, сама икона (в золотом окладе с алмазными украшениями) бесследно исчезла. Однако православные традиции сохранились до сих пор.
Фото: АиФ / Владимир ЛамзинВ 1600 году на Никольской горе была построена небольшая деревянная часовня, где поместили образ угодника. Часовня простояла свыше 200 лет! В 1820 году ее заменили новой, тоже деревянной, которая простояла 42 года. В 1862 году ее перенесли на промзинское кладбище, а на ее месте соорудили каменную. В 1999 году часовню восстановили по старым фотографиям. Как и прежде, 22 мая по новому стилю (9 мая- по старому) Чудотворная икона выносилась на Николу весеннего и на горе осуществлялась служба.. У подножия горы выбивает родник минерализованной воды, чуть дальше, в лесу, находится Никольский родник с часовней и купальней. Рядом с главным родником находится ещё один – Казанский родник. Никольская гора — место паломничества тысяч людей. К празднованию Николы сюда сходились до 30 тысяч человек из близлежащих губерний. Сохранились свидетельства, что шли пешком даже с самого Киева.Каждый год 22 мая на гору и сейчас поднимаются тысячи паломников: говорят, местные источники имеют целебную силу, а взошедшим на Никольскую гору отпускаются все грехи.
Никольская гора Фото: АиФ / Владимир ЛамзинКстати, В 2013 году Никольская гора вошла в десятку достопримечательностей Ульяновской области, представлявших наш регион в рамках мультимедийного проекта «Россия-10», цель которого — выбрать десять визуальных символов России.
Больше 55 тыс. голосов было отдано за Никольскую гору. И в рамках регионального голосования – это безусловный рекорд. За храм Дмитрия Солунского, занявший в рейтинге достопримечательностей Ульяновской области второе место, отдано порядка четырех тысяч голосов.
Смотрите также:
- Несчастьям вопреки: храм, сохранивший надежду →
- Год в ожидании чудес →
- Покинутые миры →
Следующий материал
Также вам может быть интересно
- Казаки вернулись
- Бесхозное химическое «оружие»
- Сторожевой хряк
- Житель села Подлесное решил искупить грехи своего поколения
- В Сурском районе во время пожара на стенах клуба проявились иконы
Новости smi2. ru
Nikolskaya Gora Описание и фото — Россия — Волга Регион: Улановский регион
Травальские статьи ». регион: Ульяновская область. Подробная информация о аттракционе. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.
Фото и описание
На живописном берегу реки Суры, у села Сурское Ульяновской области, находится религиозный памятник, по преданиям, с 1552 года. Ежегодно 22 мая место паломничества — Никольская гора с святой источник становится пристанищем для тысяч христиан, приехавших со всего мира.
В течение многих лет, прежде чем стать святыней, «белая гора», лишенная какой-либо растительности, служила людям холмом, где располагался часовой, отражающий набеги кочевников. Но в один из набегов кубанских татар в 1600 году, по преданию, произошло чудо с явлением величественного старца с мечом и иконой святителя Николая Угодника, чудом оказавшегося на вершине » Белая гора». Весть, разошедшаяся по всей округе, стала собирать вокруг горы верующих, так образовалось поселение христиан. Гора была названа Никольской, на ней была построена деревянная часовня и поставлен образ святого. Небольшая часовня с ликом святого простояла на вершине более 200 лет, после чего ее заменили каменной, а икону, изменив несколько пределов в 1932, бесследно исчез.
В наше время Никольская гора не утратила своей истории, во время празднования памяти святителя Николая Угодника на ее вершине собирается более тридцати тысяч верующих, желающих прикоснуться к святыне и искупаться в минерализованном источнике, сообщает легенда, обладающая целебной силой. Издавна считалось, что все грехи прощаются при пешем подъеме на Никольскую гору.
Рекомендуем также прочитать описание и фотографии Монастыря Святого Георгия (Дурдеви Ступови) — Черногория: Беране
Тема: Никольская гора описание и фото — Россия — Поволжье: Ульяновская область .
Никольская сопка | Камчатка
Никольская сопка расположена в центре Петропавловска-Камчатского. Это место любят посещать жители города, прогуливаясь парами и компаниями по склонам, иногда даже загорая на вершине. Среди камчадалов самое популярное имя Сопка любви.
Сегодня мы посетим Никольскую Сопку по более романтичному маршруту.
Начиная с исторического центра. Имеются административные здания и единственный в городе театр — Камчатский театр драмы и комедии.
Торжества на площади устраивают массовые гуляния, на масленицу пекут блины, устанавливают небольшие концертные площадки. Иногда проводятся соревнования по стритболу.
Летом, в праздничные дни, вдоль побережья совершаются прогулки на моторных лодках.
И каждую зиму перед Новым годом на площади вырастают фигуры из снега и льда. Особенно много людей, молодых и старых, привлекает ледовая трасса. На площади можно увидеть и новогодний фейерверк. Бывает, что салют устраивают боевые корабли, стоящие в Авачинской бухте, цветными залпами из их орудий. Часто зимой на площади проводят соревнования или просто шоу райдеров на сноубордах или лыжах. Постройте специальную горку или пандус, который начинается со склона Никольской сопки.
В центре города стоит памятник Ленину. Иногда мне кажется, что это такой атрибут каждого маленького городка. То ли дань истории, то ли просто забыли убрать.
Еще один памятник апостолам Петру и Павлу находится здесь же, на берегу Култучного озера. В 1740 г. экспедиция Витуса Беринга вошла в Авачинскую бухту на двух пакетботах «Святой Петр» и «Святой Павел». Поселок моряков, расположенный на берегу, давший начало городу, стал называться Петропавловской гаванью. И с тех пор святые апостолы Петр и Павел являются хранителями нашего города. Памятник им установили в 2005 году.
Далее Никольская сопка справа, и идем вверх по улице Ленина, поднимаемся на небольшой холм, мимо театра.
С левой стороны проходим небольшую часовню. Этот памятник — братская могила воинов, погибших во время героической обороны города от английских и французских захватчиков в 1854 году. С левой стороны от нападавших захоронено 38 солдат, а с правой — 35 доблестных защитников порта. Вообще большинство памятников, находящихся сегодня на Никольской горе, установлены в честь событий той обороны.
Во время Крымской войны к берегам Петропавловска-Камчатского подошли несколько английских и французских военных кораблей. Их целью был захват территории и ослабление влияния России на Тихом океане. Авачинская бухта — одна из самых удобных и крупных портовых гаваней мира. В ходе ожесточенных боев нашим войскам удалось отразить превосходящие силы противника и защитить свой город.
Идя по улице Ленина, подходим к площади Свободы, в центре которой находится памятник воинам Советской Армии – освободителям Курильских островов в 1945 году. Ежегодно в честь победы люди возлагают цветы к памятник и поздравить ветеранов.
Затем мы пройдем через парк и переместимся ближе к холму. В советское время Никольская горка использовалась как парк отдыха. Были проложены дорожки для прогулок, работали аттракционы и танцпол, можно было использовать тир или прыгнуть с парашютной вышки.
Все основные праздники и гуляния проходили в этом парке. Но со временем это место утратило свое значение, и все городские мероприятия стали проводить на площади Ленина. Территория холма объявлена памятником природы и запрещена любая хозяйственная деятельность. Постепенно место пришло в негодность.
Через эту арку, которая служила перед входом в парк, мы поднимемся по лестнице, а затем поднимемся вплотную к вершине.
Здесь мы посетим три памятника, посвященных событиям обороны 1854 года.
К памятнику «Славе» ведет каменная лестница. Памятник выполнен из чугуна и увенчан шпилем и крестом.
Далее идем к памятнику героям III батареи лейтенанта Максутова, принявшего ожесточенный бой в обороне. На каменном постаменте расположена чугунная пушка, нацеленная на Авачинскую бухту.
По узкой тропинке, чуть ниже добираемся до места батареи Максутова. Воссоздан после войны в 1959 году.
Спускаемся по разрушенной лестнице, оказываемся на узкой полоске берега.