Ново-Закамская черта оборонительного сооружения
На востоке от Красного Яра, 2,5 км западнее п. Конезавод находится продолжение памятника археологии — исторической крепости — Заволжский вал — Ново-Закамская оборонительная линия. Она достаточно хорошо сохранилась и является единственным в своем роде памятником оборонительного зодчества первой половины XVIII века.
В основе возведения вала лежала очень сложная технология, которая и позволила ему пройти испытания времени.
Землю насыпали ровными горизонтальными слоями толщиной от 15 до 30 см с последующей поливкой водой, трамбовкой «бабкою» весом около 1 пуда и обкладкой дерном. Куски дернины 15 см толщины, 30 см ширины и 45 см длины рядами выкладывали по откосу. Каждая дернина прибивалась 3-4 деревянными колышками —
спицами и смачивалась водой, причем для большей прочности специально смотрели, чтобы швы верхнего ряда не приходились над швами нижнего ряда. Корни травы дернины должны были прорасти в землю и тем самым укрепить земляную поверхность.
Такой кропотливой работой занимались около 15 тысяч служивых людей и крестьян в течение нескольких лет с 1731 по 1736 годы, опоясывая Заволжье защитным валом, протянувшимся по открытой местности на 222 версты (273 км). Из них земляного вала — 165 верст (176 км), т.е. три четверти всего расстояния.
Суммарная высота оборонительного сооружения составляла в среднем около 10 метров, если учесть земляные валы высотой до 6 метров и ров перед ними глубиной до 4-х метров. Линия начиналась от Алексеевска и шла через Красный Яр, по р. Сок до Сергиевска, а затем пересекала Тарханский лес и выходила к р. Кама в районе Мензелинска. Для охраны строителей на линию были направлены 3 армейских драгунских полка.
«Самая большая загадка состоит в том, кто придумал эту линию, — говорит профессор Эдуард Львович Дубман. — Ни один исследователь, в том числе и я, так и не смог найти автора идеи строительства нашей «великой стены». Известно, что политическая активность государства на юго-восточных рубежах оживляется с вступлением на престол Анны Иоановны. В 1731 году среди важнейших государственных дел в Сенате рассматривались два доклада: «О имении команды» и положении на «Черемшанских форпостах». Был принят ряд указов о починке старых и строительстве новых укреплении на этой границе, об организации новых пограничных полков.
Русское государство стало опасаться, что новый наплыв калмыков совместно с башкирами может учинить нападение на закамские селения. Эти предположения и слухи вызвали укрепление старой засечной черты, а затем принятие решения о строительстве новой Закамской пограничной линии.
Так, 30 января и 7 февраля 1728 года на заседании Верховного тайного совета рассматривался вопрос «о прибавке войск для опасности от башкирцев и калмыков».
Вал включал в себя три крупных крепости — Красноярская, Сергиевская и Черемшанская. Внутри бывшей Красноярской крепости, которая также неплохо сохранилась, (прямоугольник с четырьмя бастионами и одним равелином производит сильное впечатление) в настоящее время находится стадион с футбольным полем.
В подготовке материала использовались труды Самарского профессора-краеведа — Л. Дубмана.
Ново-Закамская оборонительная линия | это… Что такое Ново-Закамская оборонительная линия?
Ново-Закамская оборонительная линия (Исторический вал) — система оборонительных укреплений на территории современных Самарской области и Татарстана построенная в 1730-х годах для защиты тогдашних границ России.
В 1743 году с сооружением Оренбургской укрепленной линии значение Ново-Закамской линии сильно упало.
Содержание
|
Строительство
Строительство Старой Закамской засечной линии было завершено в 1657 году. Эта линия многократно прорывалась нагайцами и башкирцами, чтобы укрепить границу и расширить территорию Петр I задумал возвести новую линию укреплений. Строительство новой линии началось уже при Анне Иоановне, 19 февраля 1731 года Сенат издал указ о строительстве.
В этот год казанскому губернатору было предписано выделить для работы 3 000 жителей, проживающих поблизости, и положить им «на корм» по 30 алтын в месяц. Обеспечение инструментом также легло на казанского губернатора. Для охраны были выделены бывшие служивые люди из которых учредили 4 ландмилицейских полка.
Разработка проекта, изготовление планов и чертежей были поручены тайному советнику Фёдору Васильевичу Наумову, ему в помощь был определен И. П. Оболдуев, которого вскоре заменили бригадиром Друмантом. Окончательное решение о начале строительства было принято 26 апреля 1732 года. Канцелярия строительства находилась в Самаре.
В строительстве принимало участие до 15 000 крестьян.
В 1735—1736 годах было принято решение не строить редуты между реками Кичуй и Зай, у села Русский Акташ и на правом берегу реки Лесной Зай, а закончить линию у реки Кичуй. Уже начала работать Оренбургская экспедиция, а после основания Оренбурга и других городков Ново-Закамская линия оказывалась внутри территории.
Постепенно Ново-Закамская оборонительная линия из пограничной стала юго-восточным пределом Казанской губернии.
Во время Пугачевского бунта отдельные опорные пункты линии использовались правительственными войсками, а Алексеевская крепость примкнула к восставшим.
Укрепления
Линия представляла собой ров и земляной вал высотой до 4 метров. Через каждые 10—12 километров стояли крепости или редуты. Начиналась линия от Алексеевской крепости и шла к Красноярской крепости, далее по реке Сок до Сергиевска. Через Тарханский лес засеки шли до реки Кичугий и далее до Камы. Самый сильноукрепленный участок — от Самары до Сергиевска. Общая длина укреплений 230 километров (180 из них в Самарской области)[1][2] из них 3/4 был земляной вал. Укрепления были привязаны к местности, почти все фельдшанцы находились у рек текущих внутрь. Через каждые 300—350 метров вал дополнительно укреплялся реданами
Всего в 1734—1736 годах на Новой-Закамской линии было поселено 4212 человек (2 652 конных и 1 560 – пеших)[3]. Помимо них привлекалось окрестное население (1 человек с трех дворов в радиусе 15 километров от линии и 1 человек с 5 дворов в радиусе 20—25 километров). Местное население также участвовало в ремонте укреплений
Название | Другое название | Месторасположение | Год | Гарнизон |
---|---|---|---|---|
Алексеевская крепость | 1735 | 4 конных роты Сергиевского полка (408 человек) 1 пешая рота Алексеевского полка (156 человек) | ||
Красный редут | 53.391944, 50.45583353°23′31″ с. ш. 50°27′21″ в. д. / 53.391944° с. ш. 50.455833° в. д. (G) (O) (Я) | |||
Красноярская крепость | 53.496944, 50.40194453°29′49″ с. ш. 50°24′07″ в. д. / 53.496944° с. ш. 50.401944° в. д. (G) (O) Картах»>(Я) | 1734 | 4 конных роты Сергиевского полка (408) 1 пешая рота Алексеевского полка (156) | |
Раковский редут | Хороший редут | 53.589722, 50.60305653°35′23″ с. ш. 50°36′11″ в. д. / 53.589722° с. ш. 50.603056° в. д. (G) (O) | 1735 | 1 конная рота Сергиевского полка (102) пеших рот нет |
Чернореченский фельдшанец | Чернореченский редут | 53.706667, 50.77722253°42′24″ с. ш. 50°46′38″ в. д. / 53.706667° с. ш. 50.777222° в. д. (G) (O) (Я) | 1734 | 1 конная рота Сергиевского полка (102) 2 пеших роты Билярского полка (312) |
Нижнеорловский редут | 53. 825, 50.90416753°49′30″ с. ш. 50°54′15″ в. д. / 53.825° с. ш. 50.904167° в. д. (G) (O) (Я) | |||
Верхнеорловский редут | ||||
Сергиевская крепость | Сургутский редут | 53.935556, 51.17583353°56′08″ с. ш. 51°10′33″ в. д. / 53.935556° с. ш. 51.175833° в. д. (G) (O) (Я) | 1735 | 3 конных роты Билярского полка (306) 1 пешая рота Алексеевского полка (156) |
— | редут | |||
крепость Кондурча | Кондурчинский фельдшанец | 54.301667, 51.33554°18′06″ с. ш. 51°20′06″ в. д. / 54.301667° с. ш. 51.335° в. д. (G) (O) Картах»>(Я) | 1734 | 1 конная рота Шешминского полка (102) 2 пеших роты Билярского полка (312) |
Черемшанская крепость | 54.656667, 51.51777854°39′24″ с. ш. 51°31′04″ в. д. / 54.656667° с. ш. 51.517778° в. д. (G) (O) (Я) | 1735 | 3 конных роты Шешминского полка (306) 1 пешая рота Алексеевского полка (156) | |
Шешминская крепость | Шешминский фельдшанец | 54.733889, 51.77055654°44′02″ с. ш. 51°46′14″ в. д. / 54.733889° с. ш. 51.770556° в. д. (G) (O) (Я) | 1736 | 3 конных роты Шешминского полка (306) 1 пешая рота Алексеевского полка (156) |
Кичуйский фельдшанец | 54. 887222, 51.99166754°53′14″ с. ш. 51°59′30″ в. д. / 54.887222° с. ш. 51.991667° в. д. (G) (O) (Я) | 1736 | 1 конная рота Шешминского полка (102) 1 пешая рота Алексеевского полка (156) |
См. также
- Российские укреплённые линии
Примечания
- ↑ Ново-Закамская оборонительная линия Сергиевский район Самарской области
- ↑ Социальная газета :: Статьи » Ваши письма » Ваши новости » Крепость у Сока. Красноярская крепость
- ↑ 1 2 Тюрко-Татарский Мир: ЗАКАМСКИЕ ЗАСЕЧНЫЕ ЛИНИИ – ВОСТОЧНЫЕ ГРАНИЦЫ РОССИИ — (АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ РЕГИОН ВО 2-Й ПОЛОВИНЕ XVII – 1-Й ПОЛОВНЕ XVIII ВЕКОВ) Р.Амирханов
ZAKAMSK, Грузовое судно общего назначения — Детали и текущая позиция — IMO 8951413
Судно общего назначения, ИМО 8951413
Текущая позиция ЗАКАМСК является в Каспийском море сообщил AIS 1 мин.
Планы и цены
Трек на карте Добавить фотоДанные о местоположении и рейсе
Астрахань, Россия
Расчетное время прибытия: 11 апр, 20:00 (через 2 дня)
Расчетное время прибытия | |
Расстояние / Время | |
Курс / Скорость | |
Текущий проект | 2,6 М |
СТВЕТ NAVIGE | В пути |
Полученная позиция | 1 мин назад |
IMO / MMSI | 8951413 / 273216510 |
Callsign | UBBT3 |
Flag | Russia |
Length / Beam | 114 / 13 m |
Bandar-e Anzali, Иран
ATD: 7 апреля, 20:28 UTC (2 дня назад)
Положение на карте и погода
Последние заходы в порт
Исторические данные AIS
Данные о судне
IMO number | 8951413 |
Vessel Name | ZAKAMSK |
Ship type | General Cargo Ship |
Flag | Russia |
Homeport | |
Gross Tonnage | 2406 |
Летний Дедвейт (т) | 3547 |
Длина Габаритная (м) | 114 |
9 Ширина0032 | 13 |
Draught (m) | |
Year of Built | 1966 |
Builder | ||
Place of Built | ||
Ярд | ||
TEU | — | |
Нефть сырой нефти (BBL) | — | |
GAS (M3) | — | |
GAS (M3) | — | |
(M3) | — | |
(M3) | ||
. 0032 | ||
Grain | ||
Bale | — | |
Classification Society | ||
Registered Owner | ||
Manager |
История
Название судна | Зарегистрированный владелец | Год |
---|---|---|
ZAKAMSK | Valship PE | 2011 |
ZAKAMSK | Orca Marine Ltd | 2005 |
ZAKAMSK | Orca Marine Ltd | 2003 |
AKVAMARIN | OOO Kamskaya Sudokhodnaya Kompaniya | 1999 |
VOLGO-BALT 27 | СССР | 1967 |
Подобные суда
Судно | Построен | ГТ | Дедвейт | Размер (м) |
---|---|---|---|---|
1969 | 2406 | 2818 | 114 / 13 | |
1964 | 2406 | 3230 | 114 / 13 | |
1964 | 2406 | 2893 | 114 / 13 | |
1967 | 2406 | 2818 | 114 / 13 | |
1967 | 2421 | 2818 | 114 / 13 | |
1962 | 2417 | 3118 | 114 / 13 | |
1972 | 2434 | 3135 | 114 / 13 | |
1976 | 2434 | 3135 | 114 / 13 | |
1978 | 2434 | 3353 | 114 / 13 |
Отказ от ответственности
ZAKAMSK текущая позиция и история портов захода получены через AIS.