Новый иерусалим город: «Новый Иерусалим» и древнейший город Подмосковья

Содержание

Пять причин посетить Новый Иерусалим


Внутри храма есть часовня, в которой находится Гроб Господень, — кувуклия. ФОТО: Сергей ДРОЗД/Фотобанк Лори

1. ПОДНЯТЬСЯ НА ГОЛГОФУ

Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь задумал построить патриарх Никон еще в ХVII веке. Комплекс находится всего в 50 километрах от Москвы, но словно переносит гостей в израильские земли. Река Истра — русский Иордан. Есть и Гефсиманский сад, подобный тому, где перед казнью молился Иисус.

В самом соборе, по задумке патриарха, все должно было рассказывать о последнем пути Христа. Внутри храма есть часовня, в которой находится Гроб Господень, — кувуклия. Это копия святого места в Израиле. Узкий вход в пещеру, а перед ним камень, подобный тому, с которого ангел указал место захоронения Христа. Возле него обычно встают на колени и молятся.

Под невероятно красивыми сводами можно увидеть так называемые храмы Скорбного пути — темницу, где Сын Божий провел ночь перед казнью, и камень миропомазания, на котором лежал Иисус, снятый с креста.

Чуть выше находится Голгофа, крест для нее по заказу патриарха изготовили в Иерусалиме. Экскурсоводы рассказывают, что во время Великой Отечественной фашисты взорвали Воскресенский собор. Все было объято огнем, крест рухнул на землю, но не сгорел. Уцелела и кувуклия.

2. НАЙТИ ТРЕТЬЮ РУКУ БОГОРОДИЦЫ

Вход в православные храмы обычно расположен напротив алтаря, но в Воскресенский собор прихожане попадают через ворота слева от него. Это не единственное отличие. Среди икон храма есть Богоматерь «Троеручица».

У Девы Марии на ней действительно три руки.

В православном предании существует легенда, которая связывает такие иконы с житием преподобного Иоанна Дамаскина. В Византии он написал трактат в поддержку иконопочитания и направил императору. Тот пришел в ярость — изображения считали неуместным культом — и повелел отсечь Иоанну конечность. После наказания святой закрылся в своем доме, приложил кисть и стал молиться перед иконой Богородицы.

Через некоторое время он заснул, а проснувшись, обнаружил, что рука чудесным образом срослась. В благодарность за исцеление он приложил к иконе сделанную из серебра кисть.

3. ПОМОЛИТЬСЯ ПОД ЗЕМЛЕЙ

Снаружи непонятно, что одна из церквей собора находится под землей. Разве что промелькнет мысль: слишком низко находятся бирюзовые купола. Так и есть — храм Константина и Елены погружен на шесть метров в глубь. Он посвящен святым — римскому императору, принявшему христианство, и его матери. В IV веке она нашла место погребения Иисуса.

С храмом церковь соединена лестницей — 33 ступени вниз, по числу земных лет жизни Спасителя. Внизу чеканный иконостас и удивительные своды в стиле барокко. Рядом с приделом — живоносный источник, где можно набрать святой воды.

Во времена богоборчества в 1930-е годы источник заглох, словно в наказание за неверие и разрушение храмов. Как это произошло — непонятно. Но самое удивительное, что вода появилась вновь, едва в конце 1990-х монастырь вернули церкви и освятили.

4. РАСШИФРОВАТЬ КОД НИКОНА

В стенах монастыря патриарх Никон создал интеллектуальную школу. Произведения учеников, высеченные на белокаменных плитах, до сих пор можно увидеть на стенах собора. Справа от южного входа — стихотворная летопись, посвященная истории создания обители. А на плите возле гробницы патриарха высечена стихотворная эпитафия. Посвятил ее Святейшему архимандрит Ново-Иерусалимского монастыря Герман. По преданию, в этих надписях содержится шифр. По первым буквам каждой строки можно прочитать, кто и с какой целью создал произведение.

5. ПОПРОСИТЬ УДАЧИ НА СЕССИИ

Одна из главных святынь Воскресенского собора — мощи Святой Татьяны. Длань (ладонь) правой руки мученицы привезла из Иерусалима сестра царя Алексея Михайловича в 1691 году. Небольшой саркофаг закрыт стеклянной крышкой, но раз в год, на вечерне перед Татьяниным днем, 24 января, его открывают и все верующие могут приложиться к мощам, украшенным речным жемчугом. Мученица Татьяна — помощница и покровительница всех учащих и учащихся. Именно к ней идут за помощью экзаменующиеся и молятся о своих бедах преподаватели. Во времена, когда монастырь был закрыт, святыня хранилась в советском музее, но сейчас ее передали обратно.


Новый Иерусалим — РУССКАЯ ИСТОРИЯ

  М. А. Крючкова, вед. н. с. Музея «Новый Иерусалим»

В середине XVII века в окрестностях Москвы появилось необычное название — Новый Иерусалим. Правивший тогда Российским государством царь Алексей Михайлович и глава Русской Церкви Патриарх Никон решили создать недалеко от столицы топографическую и архитектурную копию Святой Земли.

Центром Русской Палестины должен был стать монастырь, получивший название Новый Иерусалим. Этот масштабный церковно-государственный проект был призван продемонстрировать возросшее значение России как оплота мирового Православия, наследницы Византии, а самого русского царя представить вторым Константином, благочестивым поборником истинной веры. Царь и Патриарх — «премудрая двоица», как их тогда называли, — поначалу действовали в полном единомыслии, однако впоследствии Алексей Михайлович отстранился от этого проекта, и реализация грандиозного замысла целиком легла на плечи Патриарха.

Создатель монастыря — Патриарх Никон (1605–1681) — одна из самых ярких фигур русской истории. Никон возглавлял Русскую Церковь шесть лет. Три основанных им монастыря демонстрировали возросшее международное значение России как центра мирового Православия. Иверский монастырь на Валдае был символическим повторением афонского Ивера — монашеского центра грузин, которых в Средневековье называли иверами, — на Святой горе. Крестный монастырь на Белом море своим посвящением напоминал об одноименном монастыре в окрестностях Иерусалима. Завершающим аккордом стало создание Русской Палестины и Ново-Иерусалимского монастыря.

Русская Палестина мыслилась как архитектурно-ландшафтный образ Святой Земли. В ней предполагалось воссоздать все основные палестинские святыни, в которых запечатлелась земная жизнь Иисуса Христа. Патриарх Никон стремился к максимальной точности в воспроизведении святых мест. Документальными источниками для него послужили широко известные в Европе гравюры итальянского художника Бернардино Амико с изображениями храма Гроба Господня, Вифлеемской базилики, Елеонской часовни и других палестинских храмов. Кроме того, в распоряжении Никона была книга иеромонаха Троице-Сергиева монастыря Арсения (Суханова) «Проскинитарий» («Поклонник святых мест»), в которой тот детально описал палестинские святыни.

Для реализации своего замысла Патриарх Никон выбрал местность к северо-западу от Москвы, по берегам реки Истры. Реку, делающую в этом месте излучину, окружали холмы. Это позволяло максимально приблизиться к палестинскому первообразу. Топографические объекты получили новые названия: Истра в своём среднем течении стала именоваться Иорданом, протекающий рядом ручей — Кедроном, холм в их излучине — Сионом, холм к востоку от него — Елеоном, к северу, за рекой, — Фавором. На холме Елеон был установлен поклонный крест, символически обозначающий место Вознесения Христа.

Строились храмы, посвящённые великим (двунадесятым) праздникам: село Дарна на холме Ермон стало Воздвиженским, Никулино — Преображенским, деревня Котельники — Вознесенским. На берегу реки был построен каменный скит Патриарха Никона («пустынька на острову») с церковью Богоявления (Крещения). Некоторые селения получили исторические палестинские названия: село Чернево, расположенное по дороге из Москвы, на территории современного Красногорска, получило название Назарет, в селе Сафатове-Воскресенском предполагалось построить женский монастырь Вифания с церковью Входа Христа в Иерусалим. Пустошь Зиновьева «на ручье» была переименована в Капернаум. Имелся в Русской Палестине и свой Вифлеем, но его местоположение точно установить не удалось. В систему святых мест вошли и старые селения, названия которых не пришлось менять: село Троицкое на Истре, а также древнейшее поселение этих мест Ильинский погост, который находился к югу от предполагаемого Нового Иерусалима — в Палестине монастырь Пророка Илии также расположен к югу от города.

Главным делом Патриарха Никона было строительство монастыря, символизирующего святой град Иерусалим. Для этого был выбран холм в излучине реки, получивший название Сион. В 1657 году появились первые деревянные здания Нового Иерусалима: церковь Воскресения Христова, жилые и хозяйственные постройки, ограда. Осенью того же года эти места посетил царь Алексей Михайлович, одобривший строительство. В память об этом на оборотной стороне поклонного креста была высечена надпись. Однако в 1658 году между царём и Патриархом произошёл конфликт. Оскорблённый Патриарх покинул Москву и удалился в Новый Иерусалим. Здесь он провёл более восьми лет, на месте руководя строительством. Поначалу все основные постройки Нового Иерусалима были деревянными. Самое ранее каменное сооружение — скит Патриарха Никона — было построено в 1657–1662 годах на искусственном островке, образованном специально вырытой протокой. Сравнительно небольшая постройка органично объединяла в себе церковные, жилые и хозяйственные помещения. В скиту были устроены две церкви. Одна из них — церковь Богоявления — расположилась на третьем этаже здания. Другая — маленькая, восьмигранная церковь в честь апостолов Петра и Павла с миниатюрной колоколенкой и крошечной кельей, в которой могло поместиться лишь каменное сиденье, была поставлена на плоской кровле скита. В 1658 году началось строительство каменного собора в честь Воскресения Христова. Никону не суждено было увидеть его завершённым. При Патриархе здание храма было доведено до кровли и построена семиярусная колокольня.

Восьмилетнее пребывание Патриарха Никона в монастыре закончилось в 1666 году низложением Никона с патриаршего престола Собором Вселенских Патриархов. Особым пунктом обвинения было строительство Нового Иерусалима. Собор счёл идею Русской Палестины, противоречащей церковным канонам. Никон пытался защитить своё любимое детище. Он доказывал, что Русская Палестина — это не механическая копия, а икона Святой Земли, созданная в соответствии с определением Седьмого Вселенского Собора об иконах. Доводы опального Патриарха не были приняты, и Собор в 1666 году запретил именовать Воскресенский монастырь Новым Иерусалимом.

Строительство монастыря замерло. Только после смерти царя Алексея Михайловича опала с Никона была снята. Новый царь Фёдор Алексеевич, вступивший на престол в 1676 году, добился отмены соборного решения о низложении Патриарха и разрешил ему вернуться в Воскресенский монастырь. Никон не доехал до своей обители. Он умер по дороге, недалеко от Ярославля. Его тело привезли в Новый Иерусалим и похоронили, согласно завещанию, в приделе Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, расположенном под Голгофой. Такой выбор был неслучаен: именно под горой Голгофой, согласно преданию, была погребена голова Адама. В храме Гроба Господня в этом месте находились захоронения первосвященника Мельхиседека и иерусалимских королей. Никон, следуя палестинскому прообразу, завещал похоронить себя в соответствующем приделе Воскресенского собора.

Была снята опала и с самой обители. Молодой царь Фёдор Алексеевич внял настойчивым просьбам своей тётки Татьяны Михайловны, покровительницы покойного Патриарха, — довершить дело, начатое Никоном. В 1678 году царь посетил обитель. В следующем году возобновилось строительство собора. Под руководством архимандрита Никанора и строителя старца Сергия (Турчанинова) грандиозное здание было завершено. Восемнадцатого января 1685 года в присутствии царя Ивана Алексеевича, правительницы Софьи и других членов царской семьи состоялось освящение главного престола. В 1690 году были освящены подземная церковь и южные приделы. Таким образом, замысел Воскресенского собора, воспринятый монастырскими властями от Патриарха Никона, был наконец осуществлён.

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря стал самым большим по размеру храмом тогдашней России. Южный фасад собора протяжённостью 106 метров в наибольшей степени выявляет черты его сходства с палестинским прообразом — храмом Гроба Господня. Он состоит из трёх основных частей: подземная церковь во имя святых равноапостольных Константина и Елены, центральная часть с главным престолом Воскресения Христова и ротонда Гроба Господня, перекрытая шатром. Как и в палестинском храме, к Воскресенскому собору примыкает колокольня, а в собор с юга ведут двое «великих врат».

Подземная церковь Константина и Елены повторяет церковь-крипту храма Гроба Господня с приделом Обретения Креста. Она не имеет аналогов в древнерусском зодчестве. Углублённая в землю церковь была завалена грунтом и возвышалась над поверхностью на полтора метра. Как показало время, такая постройка в условиях среднерусского климата и влажного грунта не имела перспективы. В XVIII веке церковь была радикально перестроена. Центральная часть собора с главным престолом Воскресения имеет форму открытого креста. С севера и юга к ней примыкают трёхъярусные галереи с комплексами придельных церквей, с востока идёт полукруглый заалтарный обход с тремя приделами, увенчанными малыми главками. Сюда выходит и лестница из подземной церкви, 33 ступени которой символизируют годы земной жизни Христа. Западную часть храма составляет большое круглое сооружение — ротонда, аналогичная палестинской. В храме Гроба Господня в её центре находится главная святыня — Кувуклия — пещера, куда было положено тело Христа и у входа в которую ангел возвестил жёнам-мироносицам о воскресении.

Посвящение собора Воскресению Христову — величайшему празднику восточно-христианской церкви, открывшему человеку путь к жизни вечной, — привнесло в композицию и декор храма специфические черты. Никон вкладывал в храм Воскресения особый смысл: он хотел создать образ того Нового Иерусалима, который по Откровению Иоанна Богослова сойдёт «от Бога с неба» — райского, небесного города. Именно таким храмом-градом представлялся собор всякому, кто входил в монастырь с главного входа. Перед ним открывался восточный фасад Воскресенского собора. Одна над другой возвышались его главные части. На переднем плане — подземная церковь, над ней — три небольших главки заалтарных приделов, чуть выше — фланкирующие центральную часть галереи, завершённые главами на восьмигранных барабанах. Над всем этим — центральная часть, увенчанная большим шлемовидным куполом на круглом барабане диаметром 13,2 метра. Вдали можно было увидеть часть шатра, перекрывающего ротонду Гроба Господня. Колокольня, разрушенная во время Великой Отечественной войны, вносила в восточный фасад элемент асимметрии.

Отличительной особенностью храмов Нового Иерусалима было использование многоцветной архитектурной керамики. Собор по всем его трём ярусам опоясывали керамические фризы. Окна имели керамические наличники, керамические порталы оформляли входы в основные приделы, в которых были сооружены изразцовые иконостасы.

Уникальным церковно-просветительским актом строителей Нового Иерусалима было составление «каменного путеводителя» по Воскресенскому собору. В первой половине 1680-х годов в стены и столпы храма было вмуровано 48 белокаменных плит с высеченными на них текстами. В текстах давалась информация о топографии храма Гроба Господня, иногда — в сравнении с Воскресенским собором. Этот путеводитель в части, касающейся палестинского храма, имел основным источником «Проскинитарий» Арсения Суханова. Он знакомил паломников с расположением престолов палестинского храма, давал сведения о конфессиональной принадлежности его частей, сообщал о хранившихся там святынях и реликвиях. Тогда же архимандритом Никанором была сочинена стихотворная «Летопись», рассказывающая о строительстве Воскресенского собора, тоже высеченная в камне.

К поздним постройкам XVII века принадлежит Елеонская часовня над уже упомянутым поклонным крестом. Восьмигранная в плане, как и её палестинский прототип, она имела шатровое завершение. В 1690-х годах была построена каменная монастырская ограда с восемью башнями и надвратной церковью в честь входа Господа в Иерусалим. Руководил работами видный зодчий конца XVII века Яков Григорьевич Бухвостов, работавший в стиле московского барокко.

В середине XVIII века Воскресенский собор сильно изменил свой облик. Был возведён новый, деревянный шатёр над ротондой взамен рухнувшего в 1723 году каменного. Весь храм был оформлен в стиле елизаветинского барокко.

В течение всей своей истории Воскресенский монастырь пополнял своё собрание копий палестинских святынь. Ещё в XVII веке напротив входных Красных ворот собора был положен Камень Миропомазания, именуемый также Камнем Повития. Прямоугольная плита длиной 180 и шириной 107 сантиметров символически обозначала место, куда тело Христа было положено его учениками Иосифом Аримафейским и Никодимом, где оно было смазано миром и обвито плащаницей. В Кувуклии находилось подобие камня, отваленного от пещеры Гроба Господня. Впервые он появился здесь ещё во времена Патриарха Никона и воспроизводил видимую часть вросшего в землю палестинского камня, описанного Арсением Сухановым. В 1870-х годах был сделан новый камень из белого мрамора, который не соответствовал в точности иерусалимскому прообразу, а лишь условно его обозначал.

В соборе можно было увидеть подобия и других иерусалимских реликвий. Паломник поднимался на Голгофу и видел там лобное место, представляющее собой огромный плоский камень с тремя лунками, обозначающими места, где стояли кресты Иисуса и разбойников. В камне была высечена трещина в напоминание о том, как раскололась гора Голгофа, на которую пала кровь Спасителя. На лобном месте в резном киоте было установлено кипарисовое Распятие XVII века. Внутри придела «Темница Христова» находилась каменная колодка в виде стула с отверстиями для ног. Она воспроизводила хранящиеся в иерусалимском храме Узы Спасителя, перенесённые туда, по преданию, из претории Понтия Пилата. У входа в заалтарный придел «Аврамова палатка» лежал Камень-Жертвенник, указывающий на то место, где Авраам приносил в жертву своего сына Исаака. Чуть дальше, у входа в подземную церковь, находился камень — подобие колонны, на которой сидел Христос, когда на него возлагали терновый венец.

В XVIII–XIX веках количество палестинских топонимов и объектов в ближайших окрестностях монастыря значительно возросло. В 1845 году была построена деревянная шестигранная часовня над Силоамским источником у северо-западного склона монастырского холма. У северного склона находился источник Самарянки, над которым тоже была поставлена маленькая часовенка. Иерусалимские названия получили к этому времени башни монастырской ограды: Сионская, Гефсиманская, Дамасская, Давидов дом, Ефремова, Варуха, Иноплеменничья. Роща в границах, определённых Кедронским потоком, стала именоваться Гефсиманским садом; берёзовая роща к юго-западу от монастыря, напротив башни Давидова дома — Урииным садом; овраги, окружающие монастырь с севера и юговостока, — Иосафатовой долиной и Юдолью плачевной. Село Никулино-Преображенское получило ещё одно название — Скудельничье. Ближе к монастырю переместились некоторые палестинские топонимы, имевшие место ещё в XVII веке. Горой Ермон стала называться вторая, западная вершина Фаворского холма. Дуб, стоявший недалеко от реки, именовался Мамврийским. Топографически всё это уже мало соответствовало реальному палестинскому первообразу, однако вызывало у паломников живые ассоциации и воспоминания соответствующих мест Священного Писания.

Вот слова знаменитого поэта XVIII века Г. Р. Державина:

На Истре Воскресенск в России знаменит,

И новым свет его Ерусалимом чтит,

Зря в нём подобие того святого храма,

В котором Божий Сын, спасая род Адама,

Торжественно воскрес от гроба, яко Бог,

И к земнородным тем явил щедрот залог,

Которые в себе всяк верный ощущает.

Читатель, посетя святые здесь места,

Почтим любовию тем самого Христа.

Эти строки были помещены на стене колокольни при входе в Воскресенский собор.

Новый Иерусалим: какой он?

Новый Иерусалим — город Божий. Это не похоже ни на что, что люди видели раньше. В библейское описание Нового Иерусалима, найденное в главах 21 и 22 Откровения, даже трудно поверить.
>> Получите бесплатный путеводитель по Библии: На что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО похоже небо?

На что похож Новый Иерусалим?

Следующие пункты описывают Новый Иерусалим и кто сможет войти в город.

1. Новый Иерусалим огромен

Новый Иерусалим расположен в виде массивного куба – его длина, ширина и высота равны друг другу. Новый Иерусалим имеет по крайней мере 1500 миль вокруг своего основания, в то время как некоторые считают, что каждая сторона города имеет длину 1500 миль. (См. Откровение 21:16).

Размер Нового Иерусалима означает, что в нем достаточно места для всех, кто хочет жить в городе. Город настолько велик, что в нем достаточно места и для тех, кто живет сегодня, и для всех, кто жил в прошлом.

2. Ворота

В городе двенадцать ворот, по три с каждой стороны. Каждые ворота сделаны из одной жемчужины с ангелом рядом с ними. На жемчужинах написаны имена двенадцати колен Израилевых. Лучше всего то, что эти ворота никогда не закроются ни днем, ни ночью. (См. Откровение 21:12, 25).

3. Прозрачный город

Новый Иерусалим сверкает, сияет славой Божией. Свет города подобен свету драгоценной яшмы, чистой, как хрусталь. Сам Новый Иерусалим уподобляется чистому золоту, прозрачному, как стекло. Иоанн также пишет, что улицы сделаны из чистого и прозрачного золота. (См. Откровение 21:11, 18, 21).

4. Фундаменты

Новый Иерусалим имеет двенадцать оснований из драгоценных камней, на которых написаны имена двенадцати апостолов. (См. Откровение 21:14).

Нажмите, чтобы просмотреть инфографику 12 фондов

 

Основания Нового Иерусалима (сверху вниз)
# Изображение Драгоценный камень Описание
12 Аметист Разновидность кварца от светло-розово-фиолетового до темно-фиолетового цвета.
11 Джацинт Гиацинт или гиацинт — драгоценный камень того же цвета, что и цветок гиацинта — темно-синий, граничащий с черным
10 Хризопрас Слово хризопраз происходит от греческого слова (χρυσός) chrysos, означающего «золото», и (πράσινον) prasinon, означающего «зеленый».
9 Топаз Древний камень топаз (топаз), вероятно, является нашим современным перидотом и, скорее всего, имеет золотисто-зеленый цвет.
8 Берилл Согласно комментариям к Библии, берилл был бледно-зеленым драгоценным камнем. Это тот же вид, что и изумруд.
7 Хризолит Хризолит библейских времен является аналогом современного топаза и представляет собой драгоценный камень золотистого цвета.
6 Сардиус Относится к халцедону с двумя возможными разновидностями: сердолик и сердолик.
5 Сардоникс Сардоникс представляет собой сочетание оникса и сарда в чередующихся слоях. Сардоникс также связан с халцедоном.
4 Изумруд Название изумруд происходит от греческого слова smaragdos, что означает зеленый драгоценный камень. Изумруды – это разновидность берилла.
3 Халцедон Халцедон — драгоценный камень преимущественно серо-голубого цвета. Он также может иметь желтый, синий или фиолетовый пигменты.
2 Сапфир Сапфир — голубая полупрозрачная разновидность корунда. В комментариях также отмечается, что сапфир Библии может быть современным лазуритом.
1 Джаспер Яшма, упомянутая как первая основа, могла быть чистой и почти прозрачной. В Откровении 21:11 говорится, что город будет подобен яшме и чист, как кристалл.

 

5. Стены

Город имеет большую и высокую стену из чистой яшмы (Откровение 21:12, 18). В Откровении 21:17 добавлено: «И измерил он [ангел] стену ее: сто сорок четыре локтя, по мерке человека, то есть ангела». Таким образом, длина стены составляла 216 футов или 144 локтя, что многие считают шириной стены.

6. Храм

В Откровении 21:22 говорится, что Бог и Агнец — это храм Нового Иерусалима. Нет необходимости в настоящем храме, чтобы вместить Бога и скрыть Его славу от грешного человечества, потому что спасенные люди в Новом Иерусалиме смогут увидеть Бога лицом к лицу.

7. Ни солнца, ни луны

Новый Иерусалим полностью освещен славой Божьей, и свет Агнца освещает город (Откровение 21:23). Нет нужды ни в Солнце, ни в Луне. В Откровении 21:25 даже говорится, что «ночи там не будет».

8. Река и Древо Жизни

В Откровении 22:1 говорится о реке, текущей от престола Бога и Агнца. Эта чистая река воды жизни прозрачна, как кристалл, и по обеим сторонам реки растут древа жизни. Это дерево приносит плоды каждый месяц, а его листья предназначены для «исцеления народов». Иезекииль 47:12 добавляет, что деревья «будут приносить плод каждый месяц, потому что их вода течет из святилища».

9. Приглашаются все

Ворота Нового Иерусалима никогда не закрываются, там нет ночи, все могут войти в город. В Откровении 22:7 говорится: «И Дух и невеста говорят: «Приди!» И слышащий да скажет: «Приди!» И жаждущий да придет. Кто желает, пусть берет воду жизни даром».

10. Кто может войти?

В Откровении 21:27 добавлено, что только те, кто написаны у Агнца в книге жизни, могут войти в город и что все, что оскверняет или вызывает мерзость, ни в коем случае не войдет в город. Кроме того, в Откровении 22:14 говорится, что те, кто соблюдает Божьи заповеди, имеют право на дерево жизни и могут войти в город.

11. Новый Иерусалим реален

Иоанн не выдумывал факты о Новом Иерусалиме. В Откровении 21:6 Бог посылает ангела, чтобы показать Иоанну, что должно было произойти. «Тогда он сказал мне: «Эти слова верны и истинны». И Господь, Бог святых пророков, послал Своего ангела, чтобы показать Своим рабам то, что должно вскоре произойти».

12. (Бонус) Больше никаких страданий и боли

Новый Иерусалим будет очень красивым. Однако красота города не сравнится даже с радостью спасенных, ведь они больше не испытывают ни боли, ни страданий, ни смерти. В Откровении 21:4 объясняется, что «Бог отрет всякую слезу с их глаз; не будет больше ни смерти, ни печали, ни плача. Боли больше не будет, ибо прежнее прошло».

Новый Иерусалим и вы

Когда вы размышляете о Новом Иерусалиме и красоте города, какие мысли приходят вам на ум? Представьте, что вы встречаетесь с Иисусом лицом к лицу и приглашаете вас насладиться городом. Представьте, что Он рассказывает вам об особняке, который Он приготовил именно для вас.

Библия говорит, что небеса будут более невероятными, чем мы можем себе представить. В 1 Коринфянам 2:9 говорится: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».

Что помешает вам поставить Иисуса на первое место в своей жизни, соблюдать Его заповеди и войти в Новый Иерусалим в самом ближайшем будущем?

Что такое Небеса? Вот 15 фактов о Новом Иерусалиме

от Джеффри Кранца15 комментариев

Мы привыкли слышать о небесах как о счастливом месте, куда мы попадаем после смерти. И большинство людей слышат о рае в нескольких контекстах:

  • Это место, куда попадают хорошие/верные люди после смерти.
  • Здесь мы снова увидим усопших близких.
  • Там, где Бог.

Меня всегда привлекала идея рая.

В детстве это казалось скучным местом (бесконечная репетиция хора?), но это определенно лучше альтернативы. Несколько уроков в воскресной школе, шутки в начале проповеди и песня Рэя Больца создали у меня в голове представление о том, что рай — это место с золотыми улицами. Когда я спросил, на что похожи небеса, меня направили к последним двум главам Откровения.

Но мне не потребовалось много времени, чтобы уловить эту фразу в начале 21-й главы Откровения: «новое небо и новая земля». А затем Иоанн Богослов описывает город под названием «Новый Иерусалим».

Малыш Джеффри: «Подожди. Что? Я думал, мы говорим о небесах.

Небеса против Нового Иерусалима

Оказывается, когда люди описывают небо в современной христианской культуре, они обычно имеют в виду Новый Иерусалим, который Иоанн видит в конце Откровения.

Почему? Почему Новый Иерусалим стал называться «небесами»?

Вероятно, это потому, что мы так привыкли слышать, что люди «попадают в рай» после смерти. Частично это может происходить из некоторых комментариев Павла о том, что, по его мнению, произойдет с ним, когда он умрет. В частности, Павел верит, что когда он умрет, он будет с Господом (Флп. 1:23).

И, насколько рассказывают нам повествования Нового Завета, Иисус в настоящее время находится одесную Небесного Отца.

Теперь самое интересное: Новый Иерусалим Иоанна описывает последний рай для народа Божьего — даже для тех, кто уже умер (см. Откр. 20). Так что в этом смысле, я полагаю, было бы разумно, чтобы люди думали об описании Иоанном Нового Иерусалима как об описании «небес», места, куда христиане попадают после смерти. Кроме того, Иоанн видит город, «сходящий с неба», так что вы можете утверждать, что Новый Иерусалим — это место, куда попадают люди, когда умирают сейчас.

Я не думаю, что это обязательно так, но, к лучшему или к худшему, «небеса» и «Новый Иерусалим» объединяются в сознании людей в одно понятие: хорошая часть загробной жизни. 9Это основано на статье Т. Д. Александра в Учебной Библии NIV Zondervan о «Городе Бога». И если вам нужна партнерская ссылка, чтобы получить копию самостоятельно, вот вам.

Так на что похож этот город Бога?

Давайте рассмотрим, как Джон описывает этот город.

Но сначала давайте отметим одну вещь: я не уверен на 100 %, что Джон пытался дать нам буквальное физическое описание того, на что будет похожа вечность с Богом. Возможно, видение Иоанном Нового Иерусалима было символическим, то есть намеком на то, на что будет похожа вечная жизнь, а не жестким планом того, что грядет. Я не знаю — единственный способ узнать это — обсудить это в комментариях.

Что я знаю точно, так это то, что в главах 21 и 22 книги Откровение Джон видит действительно интересные вещи. Вот список вещей, которые Иоанн говорит нам о Новом Иерусалиме:

1. Он называется «Новый Иерусалим».

(Откр. 21:2)

Город Иерусалим был разрушен в 70 г. н.э. Титом из Рима, и книга Откровение была написана после того, как это произошло. Это означает, что для Иоанна любой Иерусалим 90 251, отдаленно 90 252 столь же славный, как город, который он видел, должен был быть «новым» Иерусалимом.

Новизна относится не только к тому факту, что старый Иерусалим был разрушен, но и к тому, что весь мировой порядок переделывается в видении Иоанна. Старые небо и земля уходят, и Бог возвещает новую эру мира и общения с Богом и людьми — так же, как мы когда-то были в Эдемском саду.

2. Он свят

(Откр. 21:2)

«Святой» означает «отделенный» для особой цели. Этот город отличается от любого города, который когда-либо видел Джон.

Но что в нем такого необычного? Чуть позже мы подробнее рассмотрим, почему это так свято.

3. Оно приходит «с небес».

(Откр. 21:2)

Этот Новый Иерусалим не просто появляется: он принесён на землю из обители Бога.

Здесь, возможно, мы правильно поняли «небеса»: если этот город готовится и если он действительно приходит на землю с небес, то, возможно, Новый Иерусалим сейчас строится на небесах. Это означало бы, что по крайней мере часть неба может напоминать видение Иоанна о Новом Иерусалиме … но на мой вкус это несколько спекулятивно.

4. Приготовлено

(Откр. 21:2)

В ночь, когда Иисус был предан, он сказал своим ученикам, включая Иоанна, что собирается «приготовить место» для них (Иоанна 14:2–3). ). Этот город появляется с небес подготовленным.

Но он не предназначен строго для последователей Иисуса. На самом деле, кажется, что Иоанн думает, что этот город приготовлен специально для кого-то другого, но последователи Иисуса действительно принимают в нем участие. Подробнее об этом в №8. 😉

5. Это жилище Бога среди людей

(Откр. 21:3)

Здесь мы начинаем по-настоящему понимать, что особенного в этом городе. Голос с Божьего престола возглашает:

«Смотрите! Божье жилище сейчас среди людей, и Он будет обитать с ними. Они будут его народом, и сам Бог будет с ними и будет их Богом».

Для нас, современных людей, это звучит как хорошее послание о том, что Бог движется по соседству. Но для древних это было очень важно. В те дни люди строили места, где боги могли обитать среди людей. Эти места назывались «храмами».

Но это другое: вместо того, чтобы люди строили жилище для своих богов, истинный Бог строит себе жилище среди людей.

6. Больше не будет ни смерти, ни скорби, ни боли

Смерть – это то, с чем Бог планирует полностью покончить. Проклятие греха будет снято (Откр. 22:3, Быт. 3:17–19).

7. Это для победителей

(Откр. 21:7)

Бог говорит Иоанну, что «все это унаследуют победители, и Я буду их Богом, а они будут Моими детьми».

Но кто победит? Видения в Откровении, кажется, указывают на то, что побеждают те, кто остается верным Иисусу, или те, кто «побеждает» во второй и третьей главах той же книги.

8. Это невеста Христа

(Откр. 21:2, 9–10)

В видении Иоанна Новый Иерусалим приготовлен специально для Иисуса Христа.

Мы часто ассоциируем «невесту Христа» с христианской церковью. Но в видении Иоанна Новый Иерусалим описывается как невеста Агнца.

В этом есть смысл: город Божий уготовлен как столица царства Царя Иисуса, а не просто «большой-большой двор, где мы можем играть в футбол».

9. Сияет славой Божьей

(Откр. 21:11, 23)

Иоанн говорит, что город сияет, как бриллиант. Более того, поскольку в городе обитают Бог-Отец и Агнец, солнце и луна в значительной степени бессмысленны — в этом городе нет ночи.

10. Это совершенный храм

Этот город представляет собой совершенную версию еврейского храма. Получите заряд этого:

Весь город представляет собой исследование двенадцати:

  • 12 ворот
  • 12 ангелов у ворот
  • На воротах написаны имена 12 колен Израилевых
  • 12 оснований из драгоценного камня
  • 9 0223 В фондах есть имена из 12 апостолов
  • Город имеет длину 12 000 стадий длину, ширину и высоту (это примерно 2,7 МИЛЛИАРДА кубических миль)
  • Стены толщиной 144 локтя

Это звучит потрясающе само по себе. Но давайте сделаем шаг назад и подумаем об этом с еврейской точки зрения Иоанна первого века (если сможем).

Прежде всего, посмотрите на все эти двенадцать. Иоанн не стесняется того, что это прямая ссылка на двенадцатиплеменный народ Израиля. И это действительно не должно нас удивлять. Иисус — сын Давида, Мессия из рода величайшего царя Израиля.

12 оснований из драгоценных камней и 12 колен, начертанных на воротах, вызывали в воображении образы одежд еврейского первосвященника, в частности, нагрудник с драгоценным камнем для каждого из 12 колен (Исход 28:15–21).

Теперь посмотрим на размеры самого города. Это идеальный куб из чистого золота. Для нас это звучит как шикарное место. Но для древних иудеев это было бы прямой ссылкой на самую святую комнату в их храме: комнату, называемую Святая Святых. Это место, где покоился ковчег завета, и где первосвященник Израиля искупал грехи Израиля один раз в год. Когда Соломон построил эту комнату, она также была совершенным кубом (3 Царств 6:19–20).

Вы видите, как это было бы интересно увидеть еврею первого века. Иисус грядет и принесет с собой храм намного, намного больше, чем Соломон, Ирод или Моисей могли себе представить!

11. Храма нет

Это потому, что Иисус и Бог уже открыто обитают в городе. Нет необходимости в одной священной комнате, в которой они могут общаться с людьми — весь город священн.

12. Новый Иерусалим ведет другие народы

Иоанн утверждает, что народы ходят в свете этого города. Но он также отмечает, что цари народов приносят свое великолепие в Новый Иерусалим (Откр. 21:24).

Это удивило меня, когда я впервые прочитал это, потому что я всегда предполагал, что все просто остаются в городе. В конце концов, если город — это «рай», вы когда-нибудь захотите его покинуть?

13. Ничто нечистое не входит

Это еще одна ссылка на еврейский храм.

Значительная часть Закона Моисея посвящена законам, касающимся чистоты, то есть того, как жить так, чтобы израильтяне могли оставаться в присутствии Бога, не будучи полностью поглощены интенсивностью Его славы. Как правило, чем ближе вы подходили к живому Богу, тем чище вы должны были быть.

Священникам приходилось поддерживать высокий уровень чистоты, так как они проводили большую часть времени в Божьем жилище.

Людям не нужно было быть такими чистыми, но им все равно нужно было воздерживаться от определенных поступков.

Иоанн видит, что в Новом Иерусалиме весь город чист (Откр. 21:27).

14. По улице течет река жизни

Иоанн пишет в своем Евангелии, что Иисус сказал самарянке у колодца:

«Кто будет пить воду, которую Я дам им, тот не будет жаждать вовек. Воистину, вода, которую Я дам им, сделается в них источником воды, текущей в жизнь вечную». (Иоанна 4:14)

Возможно, Иоанн вспомнил об этом, когда увидел в своем видении реку воды жизни, текущую от престола Бога и Агнца на улицу города.

15. Там есть дерево жизни

В Эдемском саду Бог посадил дерево жизни, плод которого, если его съесть, мог поддерживать жизнь вечно. Но Адам и Ева ослушались Бога и были изгнаны от дерева жизни (Бытие 3:22–24).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *