Новый иерусалим в подмосковье на карте яндекс: Яндекс Карты — подробная карта мира

Погода в Истре сегодня, прогноз погоды Истра на сегодня, Истринский район, Московская область, Россия

GISMETEO: Погода в Истре сегодня, прогноз погоды Истра на сегодня, Истринский район, Московская область, Россия

Перейти на мобильную версию

Сейчас

21:34

−1 30

По ощущению −4 25

Пт, 3 фев

Сегодня

−228

+134

Сб, 4 фев

Завтра

−523

−130

0,6 мм

000

300

600

900

1200

1500

1800

2100

−130

−130

−130

−228

+134

+134

032

−130

Скорость ветра, м/cкм/ч

Осадки, мм

Распечатать…

Снег

 

Пт, 3 фев, сегодня

Сб, 4

000

300

600

900

1200

1500

1800

2100

Выпадающий снег, см

Высота снежного покрова, см

22,7

22,8

22,9

23

22,9

22,6

22,9

23,4

/

Ветер, м/скм/ч

 

Пт, 3 фев, сегодня

Сб, 4

000

300

600

900

1200

1500

1800

2100

Порывы

Авто

Давление, мм рт.  ст.гПа

 

Пт, 3 фев, сегодня

Сб, 4

000

300

600

900

1200

1500

1800

2100

741988

741988

741988

741988

741988

741988

741988

742989

Влажность, %

 

Пт, 3 фев, сегодня

Сб, 4

000

300

600

900

1200

1500

1800

2100

92

92

97

96

88

91

95

90

Солнце и Луна

 

Пт, 3 фев, сегодня

Сб, 4

Долгота дня: 8 ч 46 мин

Восход — 8:23

Заход — 17:09

Сегодня день на 4 минуты длиннее, чем вчера

Луна растущая, 95%

Восход — 12:53 (2 февраля)

Заход — 8:08

Полнолуние — 5 февраля, через 3 дня

Ультрафиолетовый индекс, баллы

 

Пт, 3 фев, сегодня

Сб, 4

000

300

600

900

1200

1500

1800

2100

Геомагнитная активность, Кп-индекс

 

Пт, 3 фев, сегодня

Сб, 4

000

300

600

900

1200

1500

1800

2100

Осадки

Температура

Ветер

Облачность

Никулино

Трусово

Рычково

Лучинское

Красная Горка

Глинки

Кашино

Качаброво

пансионата Березка

Вельяминово

Андреевское

Ермолино

Северный

Октябрьский

Троицкий

Котерево

Первомайский

Дарна

Высоково

Глебово-Избище

Буньково

Ябедино

Ильино

Чеховский

25 фото, маршрут, отзывы — Krymania

Крым — поликультурный и поликонфессиональный регион. Здесь существуют и сосуществуют разные традиции и верования, что замечательно. Маршрут «Малый Иерусалим», который проложен в Евпатории, как раз и берется это доказать.

Где находится Малый Иерусалим на карте

Маршрут проходит по старинным кварталам — в районе улиц Интернациональная, Караева, Караимская.

3D-панорамы

Подарок в честь юбилея

Евпатория — один из древнейших городов Крыма, да и в мире у нее не так много ровесников. Она уже официально отметила 2500-летие. Понятно, что за столь долгую историю тут появились и прижились представители разных народов — каждый со своим представлением о правильном жизненном укладе. И долгий опыт научил их жить вместе и уважать друг друга.

Каждый из этих народов внес какой-то вклад в застройку и обустройство города. Соответственно, в Евпатории появились здания, сильно различающиеся по стилю, но притом примерно равноценные в плане исторического и эстетического значения.

И вот в 2003 году, в ознаменование как раз отпразднованного 2500-летнего юбилея города, было принято решение реставрировать и приспособить для экскурсионного посещения наиболее интересные здания, расположенные в старом центре Евпатории.

Это было тем более логично и удобно, что на сравнительно небольшом участке сосредоточились несколько интереснейших городских культовых строений (разных религий) и еще несколько исторических зданий утилитарного назначения.

Работы по наведению порядка в исторической части города (реставрацию, приведение в порядок улиц) заняли 4 года и обошлись в кругленькую сумму в 15 млн. украинских гривен. И в 2007 году официально появился комплексный экскурсионный маршрут «Малый Иерусалим», включающий 12 объектов.

Название было обусловлено наличием в этом списке исторических храмов трех религий — христианства, ислама и иудаизма, причем последнего как в классическом, так и в караимском варианте. Подобное как раз наблюдается в Иерусалиме — том, что в Палестине.

«Малый Иерусалим» отличается от своего большого тезки куда более разумным отношением сторонников всех религий друг к другу, между ними нет конфликтов, и туристов, осматривающих памятники, не спешат разделять по религиозному признаку.

Изначально было очевидно, что маршрут будет развиваться и пополняться. Все его 12 объектов находились на расстоянии максимум нескольких сотен метров друг от друга, но в столь же близкой зоне имелись и другие памятники, заслуживающие внимания. Местное руководство культуры выразило готовность передавать в состав маршрута и другие достопримечательности, стоящие на соответствующем учете.

Это было тем более разумно, что новый маршрут сразу же стал очень востребованным. В первый же день его посетило почти 5 тыс. человек. А в день празднования 10-летия «Малого Иерусалима» был официально зарегистрирован рекорд — 7060 посетителей на маршруте.

Ввиду своей масштабности и исторической и религиозной значимости «Малый Иерусалим» из просто экскурсионного маршрута вскоре стал важнейшим фактором евпаторийской культурной жизни.

В 2014 году был создан культурно-этнографический центр, занимающийся не только организацией экскурсий по маршруту, но и обеспечением широких возможностей для развития национальных культур и популяризации евпаторийской истории в целом. В результате путь, кроме прочего, стал постоянной площадкой для различных мастер-классов, фольклорных шоу, традиционных выставок и других подобных мероприятий.

Высочайшая историческая и культурная ценность объектов «Малого Иерусалима», организационная продуманность маршрута и его популярность у туристов принесло евпаторийскому комплексу немало заслуженных наград.

В частности, в 2012 году он удостоился премии на европейском уровне и был включен в «десятку ЮНЕСКО» — список первоочередных мировых объектов, рекомендованных туристам. В 2021 году «Малый Иерусалим» стал лауреатом премии «Маршрут года».

Экскурсионные возможности «Малого Иерусалима»

Основным организатором туристических мероприятий в «Малом Иерусалиме» ныне является одноименный культурно-этнографический центр. Там можно заказать как комплексную экскурсию по всем основным объектам, так и посещение одного из них. Через него удобнее также заказывать билеты на тематические мероприятия, вроде музыкальной экскурсии (то есть включающей посещение театрализованного фольклорного действа).

Фото: © https://yandex.ru/maps/-/CCUZ5WBptB

Кроме того, центр устраивает на базе объектов «Малого Иерусалима» и другие мероприятия. Примером может стать «Город мастеров», представляющий традиционные ремесла и прикладные искусства народов Крыма — с торговлей и мастер-классами.

Также во второй половине июля в определенные дни на территории «Малого Иерусалима» проходит фестиваль «Летние вечера на Караимской». Он представляет искусство и культурные традиции всех народов, населяющих Крым ныне и населявших его ранее. Туристы могут стать зрителями уличных концертов, карнавальных шествий и других зрелищ.

Но вовсе не обязательно прибегать к посредничеству культурно-этнографического центра. чтобы осмотреть интересные места «Малого Иерусалима». Это туристический маршрут свободного доступа (некоторые ограничения существуют только для действующих культовых объектов).

Фото: © https://yandex.ru/maps/-/CCUZ5WF10B

Здесь нет билетов на посещение, платить надо только за экскурсионное обслуживание. А его имеют право предоставить и другие экскурсионные бюро (в том числе и не евпаторийские), и частные гиды. Поэтому вопрос только в доверии к их информации, цене и организационным возможностям.

В принципе никто не может помешать туристам прогуляться по историческому центру Евпатории и самостоятельно. Это старый, но живой район, а не музей-заповедник. Рядом с приметными объектами «Малого Иерусалима» живут в своих домах и квартирах обычные горожане. Конечно, при самостоятельной прогулке информативность экскурсии будет ниже, но ничего запретного в этом нет.

Экскурсии по «Малому Иерусалиму» преимущественно проводятся пешим порядком. Расстояния невелики, и никакая подготовка для такой прогулки не нужна. Нет и официальных ограничений по возрасту или состоянию здоровья. Правда, не слишком разумно брать с собой детей-дошкольников — они все равно ничего не поймут в архитектурных стилях и исторических эпохах. Но если родители сочтут нужным — можно и это.

Фото: © https://yandex.ru/maps/-/CCUZ5WRD2A

Существуют и более экзотические варианты прохождения знаменитого евпаторийского маршрута. Некоторые бюро предлагают перемещаться по нему на велосипедах. С 2015 года проводятся экскурсии на гироскутерах.

Основные достопримечательности «Малого Иерусалима»

«Малый Иерусалим» по факту — целый район исторической Евпатории. Поэтому существуют расхождения по вопросам того, какие объекты следует считать принадлежащими ему. Конечно, расхождения эти не слишком значительны, но в разных описаниях маршрута все же можно видеть разные сведения касательно количества и списочного состава его достопримечательностей.

Собор Николая Чудотворца

По его поводу никаких сомнений нет — второй по высоте, площади и вместимости среди крымских христианских церквей храм однозначно принадлежит «Малому Иерусалиму». Свято-Николаевский собор был заложена еще в 1774 году, затем многократно перестраивался, а в современном виде строился в 1893-1899 годах.

Своей архитектурой собор явно напоминает знаменитую константинопольскую Святую Софию. В его конструкции и украшениях присутствуют православные, византийские и георгиевские кресты — как указание на конфессиональную принадлежность, культурную преемственность и знак уважения к тем, кто защищал Евпаторию в ходе Крымской войны.

Собор восьмиугольный в плане, имеет 3 престола и огромный цельный купол диаметром 18 м. Есть при нем и колокольня. Изнутри помещение богато украшено фресками, но они не изначальные, а современные — первые образчики не сохранились. Храм действующий, поэтому туристы должны учитывать необходимость соответствия принятому в христианских церквях «дресс-коду», если они желают осмотреть помещение изнутри.

Мечеть Джума-Джами

Одна из самых крупных и старых мечетей Крыма известна также как Хан-Джами. Это второе название связано с традицией, по которой каждый очередной крымский хан, получив дозволение на правление от турецкого султана, на родине первым делом посещал богослужение в этой мечети и расписывался в особом документе.

Процедура эта являлась для него своеобразной «инаугурацией». Мечеть строилась в 1552-1564 гг., и к моменту перехода Крыма под власть Российской империи 18 ханов успели получить в ней благословение на власть.

Автором проекта святыни выступил Мимар Синан Ага — главный архитектор двора султана Сулеймана Великолепного (широко известного благодаря кинематографу). Не удивительно, что константинопольский мастер использовал для евпаторийской мечети конструктивные особенности Святой Софии.

Джума-Джами — центральное купольное сооружение, почти квадратное в плане, с двумя минаретами и двухэтажными боковыми галереями. Изнутри оно украшено традиционными орнаментами. Некоторые окна забраны цветными витражами, призванными символизировать времена года. Мечеть действующая. По понятным причинам это затрудняет ее осмотр изнутри.

Текие дервишей

Дервиши — представители направления в исламе, называемого суфизм, объединение наподобие ордена нищенствующих монахов. Текие — их монастырь. Текие дервишей в Евпатории — единственный такой памятник на территории СНГ, его сооружение относят к XV веку.

Монастырь представляет собой целый комплекс, сооружавшийся в разное время — собственно текие с кельями дервишей и залом, медресе (мусульманское религиозное училище) и мечеть, сильно пострадавшая от времени. Сооружения почти лишены украшений (суфизм полагает их недопустимыми), сложены из тесаного камня и выглядят мрачно, но прочно и основательно.

Ныне в текие дервишей можно посетить музыкальную экскурсию — театрализованное действие с демонстрацией традиционного танца дервишей, имевшего в их практике сакральное значение.

Турецкие бани

Комплекс бань был построен в Евпатории в начале XVI века. Это было не просто место принятия гигиенических процедур — тут встречались с друзьями, обсуждали дела (да-да, такой подход не вчера придумали, а еще в древности!).

Здесь же «приводили в товарный вид» рабов, пригнанных из военных набегов и предназначенных для продажи на местном рынке — дабы ценились выше. В бане было мужское и женское отделения. Помещения были отделаны уникальным мрамором и имели оригинальную систему отопления.

Невероятно, но факт — в 1987 году баня еще использовалась по назначению! Все погубила зарождающаяся рыночная экономика — строение передали кооперативу. Он начал с того, что допустил расхищение уникальной отделки, а потом и вовсе забросил здание.

На сегодня Турецкие бани реставрируются. Их уже можно осмотреть снаружи и изнутри и познакомиться с традициями гигиены позднего средневековья.

Гезлёвские ворота

Гезлёв — средневековое название Евпатории. Город был крупным, хорошо укрепленным портом. Он имел 5 врат. Все они находились либо в пределах, либо совсем рядом с «Малым Иерусалимом», но увидеть можно только одни — Одун-базар капусы, или ворота Дровяного базара.

Но и они не оригинальны — это современная реконструкция (выполнена в 2003-2007 годах), хотя и научно точно. От оригинального строения остались лишь фрагменты стен — оно сильно пострадало от времени и с 1959 году было разрушено.

Сейчас реконструированные Гезлевские ворота играют роль татарского исторического комплекса. Первый этаж занимает музей, где сохранены остатки оригинальных стен. На втором разместилось этническое кафе высокого уровня. А на третьем — историко-этнографическая экспозиция.

Купеческая синагога

Долгое время это была главная синагога Евпатории — а евреев в городе было немало. Она несколько раз перестраивалась, в последний раз — в 1911-1912 годах. Средства на обустройство давали основные посетители, которые были людьми торговыми, торговцами и купцами, потому и Купеческая.

Сейчас синагога лишь отчасти напоминает себя изначальную — ее существенно перестроили в 1928 году, и как раз с тех пор она не используется в качестве культового места. Однако в качестве культурного памятника сохраняет свое значение. Площадка рядом используется для уличных концертов.

Синагога Егия-Капай

Ровесница Купеческой (даже строил оба здания один архитектор, А. Генрих), эта синагога прозвана Ремесленной. Однако сохранилась она относительно хорошо, в 2003 году была отреставрирована и вновь открыта после долгого бездействия в советское время.

Здание исполнено из желтого известняка, имеет вид классической трехъярусной базилики, изнутри разделено металлическими столбами на три нефа. Стены имеют скромные рельефные украшения, а кладка, в которой чередуются узкие и широкие ряды, отсылает к Иерусалимскому храму. В 2017 году возле синагоги появилась своя Стена плача.

Община Егия-Капай проявляет похвальную культурную терпимость. Дресс-код тут существует не для туристов, а исключительно для верующих евреев. Сюда пускают христиан, мусульман, буддистов, язычников и вообще атеистов — без проблем. Любой человек может прийти сюда, ходить где угодно и осматривать что угодно — даже если он одет в плавки.

Единственно — запрещено делать фото на фоне культовых объектов (сами объекты можно снимать сколько угодно). Конечно, туристы, посещающие «Малый Иерусалим», и сами соблюдают простой дресс-код, принятый в советских музеях.

Караимские кенасы

Караимы — малая народность Крыма, тюрки, исповедующие особое направление в иудаизме. Кенаса — караимский храм. Евпаторийские кенасы были построены в начале XIX века, а с 1837 года были центром культурной жизни караимов России.

Комплекс состоит из Большой (для торжественных богослужений) и Малой кенас, а также двориков и религиозной школы. В советское время они использовались в качестве детского садика и учреждения культуры (что характерно — караимские общины никогда не возражали, если их молитвенные дома изымались под что-то общеполезное!), а сейчас являются культурным центом караимов.

Кенасы являются действующими. Также на территории комплекса находится библиотека, музей, кафе традиционной кухни. Дресс-код более чем либеральный.

Дом С. Бобовича (Хаджи-ага Бобовича)

Сима Бобович, богатый купец, несколько раз избиравшийся на пост городского головы Евпатории, был авторитетным караимским общественным деятелем и филантропом первой половины XIX века.

Бобович немало сделал для развития города, оставил евпаторийской общине крупное наследство и был в дружеских отношениях с целым рядом выдающихся людей своего времени. Его дом (очень простое, хотя и довольно большое здание) — типичный пример караимской архитектуры того периода. Особняк и ныне является жилым.

Церковь Сурб-Никогайос

Церковь принадлежит армянской ветви православия. Заложена она в 1817 году и строилась более 20 лет. при ней некоторое время действовала церковная школа. А в советское время здесь расположился дом инвалидов.

Ныне церковь снова является действующей (что надо учитывать при посещении). Ее порталы (у здания три входа) и башенки колокольни и центральной части являются восстановленными — они были снесены после закрытия церкви в 1928 году. Однако основная часть сохранилась хорошо. Сурб-Никогайос имеет три нефа с апсидой в алтарной части. Внутри помещение разделено колоннами.

На восточной стене можно увидеть хачкар, то есть рельефный крест — это обязательный атрибут строения армянской церкви. Во дворе расположился еще один хачкар, но современной работы, из армянского туфа.

Крымчакский къаал

Крымчаки — малая народность, исповедующая разновидность иудаизма. Здание изначально было собственностью Эстер Шишман, а в начале ХХ века она сдала его в аренду крымчакской общине. В нем действовал также клуб национальной культуры и национальная начальная школа.

Сейчас бывший молельный дом является просто жилым — крымчаков осталось мало, и они на него не претендуют.

Сайт культурно-этнографического центра «малый Иерусалим» не включает этот объект в маршрут, но это делают некоторые информационные источники. Также ими включается в состав «Малого Иерусалима» небольшая евпаторийская мечеть Тахталы-Джами, не имеющая ничего общего с известным бахчисарайским памятником.

Дом С.Э. Дувана

С.Э. Дуван — представитель богатого караимского рода, городской голова Евпатории, культурный человек, немало сделавший для развития курортного потенциала местности. Большой дом, построенный в 1908 году, был коммерческим предприятием — Дуван с семейством жил в другом месте, а в здании сдавалось жилье на длительный срок.

Дом Семена Эзровича Дувана — это красивое строение с богатыми рельефными украшениями, высокими прямоугольными окнами.

Он и сейчас жилой — после национализации его превратили в обычное многоквартирное жилье. Также в нем расположен евпаторийский туристско-информационный центр. Объект включен в состав «Малого Иерусалима» а сайте культурного центра, но информационными источниками обычно не упоминается.


В тему: Достопримечательности Крыма: ТОП-50


Памятник Ашик Умеру (Омеру)

Монумент включен в состав «Малого Иерусалима» только на сайте центра. Ашики — нечто вроде кобзарей, скальдов, бардов у тюркских народов. Омер известен сочинением более 2 тыс. произведений. Считается, что он родился в Евпатории (Гезлёве) в 1621 году и сопровождал в походах турецкое янычарское войско.

Закончил жизнь Ашик Умер тоже в родном городе — зажиточным человеком и почитаемым автором. Памятник ему установлен в сквере возле Джума-Джами. Поэт изображен с сазом — традиционным инструментом ашиков.

Как добраться (доехать) до начала маршрута

Как правило, экскурсии начинаются от Культурного центра, расположенного по адресу Караева, 18. Рядом находится остановка городского транспорта «Улица Караева», через которую проходят автобусы №№ 6, 8 и 17.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *