Новый Иерусалим — РУССКАЯ ИСТОРИЯ
М. А. Крючкова, вед. н. с. Музея «Новый Иерусалим»
В середине XVII века в окрестностях Москвы появилось необычное название — Новый Иерусалим. Правивший тогда Российским государством царь Алексей Михайлович и глава Русской Церкви Патриарх Никон решили создать недалеко от столицы топографическую и архитектурную копию Святой Земли.
Центром Русской Палестины должен был стать монастырь, получивший название Новый Иерусалим. Этот масштабный церковно-государственный проект был призван продемонстрировать возросшее значение России как оплота мирового Православия, наследницы Византии, а самого русского царя представить вторым Константином, благочестивым поборником истинной веры. Царь и Патриарх — «премудрая двоица», как их тогда называли, — поначалу действовали в полном единомыслии, однако впоследствии Алексей Михайлович отстранился от этого проекта, и реализация грандиозного замысла целиком легла на плечи Патриарха.
Создатель монастыря — Патриарх Никон (1605–1681) — одна из самых ярких фигур русской истории. Никон возглавлял Русскую Церковь шесть лет. Три основанных им монастыря демонстрировали возросшее международное значение России как центра мирового Православия. Иверский монастырь на Валдае был символическим повторением афонского Ивера — монашеского центра грузин, которых в Средневековье называли иверами, — на Святой горе. Крестный монастырь на Белом море своим посвящением напоминал об одноименном монастыре в окрестностях Иерусалима. Завершающим аккордом стало создание Русской Палестины и Ново-Иерусалимского монастыря.
Русская Палестина мыслилась как архитектурно-ландшафтный образ Святой Земли. В ней предполагалось воссоздать все основные палестинские святыни, в которых запечатлелась земная жизнь Иисуса Христа. Патриарх Никон стремился к максимальной точности в воспроизведении святых мест. Документальными источниками для него послужили широко известные в Европе гравюры итальянского художника Бернардино Амико с изображениями храма Гроба Господня, Вифлеемской базилики, Елеонской часовни и других палестинских храмов. Кроме того, в распоряжении Никона была книга иеромонаха Троице-Сергиева монастыря Арсения (Суханова) «Проскинитарий» («Поклонник святых мест»), в которой тот детально описал палестинские святыни.
Для реализации своего замысла Патриарх Никон выбрал местность к северо-западу от Москвы, по берегам реки Истры. Реку, делающую в этом месте излучину, окружали холмы. Это позволяло максимально приблизиться к палестинскому первообразу. Топографические объекты получили новые названия: Истра в своём среднем течении стала именоваться Иорданом, протекающий рядом ручей — Кедроном, холм в их излучине — Сионом, холм к востоку от него — Елеоном, к северу, за рекой, — Фавором. На холме Елеон был установлен поклонный крест, символически обозначающий место Вознесения Христа.
Строились храмы, посвящённые великим (двунадесятым) праздникам: село Дарна на холме Ермон стало Воздвиженским, Никулино — Преображенским, деревня Котельники — Вознесенским. На берегу реки был построен каменный скит Патриарха Никона («пустынька на острову») с церковью Богоявления (Крещения). Некоторые селения получили исторические палестинские названия: село Чернево, расположенное по дороге из Москвы, на территории современного Красногорска, получило название Назарет, в селе Сафатове-Воскресенском предполагалось построить женский монастырь Вифания с церковью Входа Христа в Иерусалим. Пустошь Зиновьева «на ручье» была переименована в Капернаум. Имелся в Русской Палестине и свой Вифлеем, но его местоположение точно установить не удалось. В систему святых мест вошли и старые селения, названия которых не пришлось менять: село Троицкое на Истре, а также древнейшее поселение этих мест Ильинский погост, который находился к югу от предполагаемого Нового Иерусалима — в Палестине монастырь Пророка Илии также расположен к югу от города.
Главным делом Патриарха Никона было строительство монастыря, символизирующего святой град Иерусалим. Для этого был выбран холм в излучине реки, получивший название Сион. В 1657 году появились первые деревянные здания Нового Иерусалима: церковь Воскресения Христова, жилые и хозяйственные постройки, ограда. Осенью того же года эти места посетил царь Алексей Михайлович, одобривший строительство. В память об этом на оборотной стороне поклонного креста была высечена надпись. Однако в 1658 году между царём и Патриархом произошёл конфликт. Оскорблённый Патриарх покинул Москву и удалился в Новый Иерусалим. Здесь он провёл более восьми лет, на месте руководя строительством. Поначалу все основные постройки Нового Иерусалима были деревянными. Самое ранее каменное сооружение — скит Патриарха Никона — было построено в 1657–1662 годах на искусственном островке, образованном специально вырытой протокой. Сравнительно небольшая постройка органично объединяла в себе церковные, жилые и хозяйственные помещения. В скиту были устроены две церкви. Одна из них — церковь Богоявления — расположилась на третьем этаже здания. Другая — маленькая, восьмигранная церковь в честь апостолов Петра и Павла с миниатюрной колоколенкой и крошечной кельей, в которой могло поместиться лишь каменное сиденье, была поставлена на плоской кровле скита. В 1658 году началось строительство каменного собора в честь Воскресения Христова. Никону не суждено было увидеть его завершённым. При Патриархе здание храма было доведено до кровли и построена семиярусная колокольня.
Восьмилетнее пребывание Патриарха Никона в монастыре закончилось в 1666 году низложением Никона с патриаршего престола Собором Вселенских Патриархов. Особым пунктом обвинения было строительство Нового Иерусалима. Собор счёл идею Русской Палестины, противоречащей церковным канонам. Никон пытался защитить своё любимое детище. Он доказывал, что Русская Палестина — это не механическая копия, а икона Святой Земли, созданная в соответствии с определением Седьмого Вселенского Собора об иконах. Доводы опального Патриарха не были приняты, и Собор в 1666 году запретил именовать Воскресенский монастырь Новым Иерусалимом.
Строительство монастыря замерло. Только после смерти царя Алексея Михайловича опала с Никона была снята. Новый царь Фёдор Алексеевич, вступивший на престол в 1676 году, добился отмены соборного решения о низложении Патриарха и разрешил ему вернуться в Воскресенский монастырь. Никон не доехал до своей обители. Он умер по дороге, недалеко от Ярославля. Его тело привезли в Новый Иерусалим и похоронили, согласно завещанию, в приделе Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, расположенном под Голгофой. Такой выбор был неслучаен: именно под горой Голгофой, согласно преданию, была погребена голова Адама. В храме Гроба Господня в этом месте находились захоронения первосвященника Мельхиседека и иерусалимских королей. Никон, следуя палестинскому прообразу, завещал похоронить себя в соответствующем приделе Воскресенского собора.
Была снята опала и с самой обители. Молодой царь Фёдор Алексеевич внял настойчивым просьбам своей тётки Татьяны Михайловны, покровительницы покойного Патриарха, — довершить дело, начатое Никоном. В 1678 году царь посетил обитель. В следующем году возобновилось строительство собора. Под руководством архимандрита Никанора и строителя старца Сергия (Турчанинова) грандиозное здание было завершено. Восемнадцатого января 1685 года в присутствии царя Ивана Алексеевича, правительницы Софьи и других членов царской семьи состоялось освящение главного престола. В 1690 году были освящены подземная церковь и южные приделы. Таким образом, замысел Воскресенского собора, воспринятый монастырскими властями от Патриарха Никона, был наконец осуществлён.
Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря стал самым большим по размеру храмом тогдашней России. Южный фасад собора протяжённостью 106 метров в наибольшей степени выявляет черты его сходства с палестинским прообразом — храмом Гроба Господня. Он состоит из трёх основных частей: подземная церковь во имя святых равноапостольных Константина и Елены, центральная часть с главным престолом Воскресения Христова и ротонда Гроба Господня, перекрытая шатром. Как и в палестинском храме, к Воскресенскому собору примыкает колокольня, а в собор с юга ведут двое «великих врат».
Подземная церковь Константина и Елены повторяет церковь-крипту храма Гроба Господня с приделом Обретения Креста. Она не имеет аналогов в древнерусском зодчестве. Углублённая в землю церковь была завалена грунтом и возвышалась над поверхностью на полтора метра. Как показало время, такая постройка в условиях среднерусского климата и влажного грунта не имела перспективы. В XVIII веке церковь была радикально перестроена. Центральная часть собора с главным престолом Воскресения имеет форму открытого креста. С севера и юга к ней примыкают трёхъярусные галереи с комплексами придельных церквей, с востока идёт полукруглый заалтарный обход с тремя приделами, увенчанными малыми главками. Сюда выходит и лестница из подземной церкви, 33 ступени которой символизируют годы земной жизни Христа. Западную часть храма составляет большое круглое сооружение — ротонда, аналогичная палестинской. В храме Гроба Господня в её центре находится главная святыня — Кувуклия — пещера, куда было положено тело Христа и у входа в которую ангел возвестил жёнам-мироносицам о воскресении.
Посвящение собора Воскресению Христову — величайшему празднику восточно-христианской церкви, открывшему человеку путь к жизни вечной, — привнесло в композицию и декор храма специфические черты. Никон вкладывал в храм Воскресения особый смысл: он хотел создать образ того Нового Иерусалима, который по Откровению Иоанна Богослова сойдёт «от Бога с неба» — райского, небесного города. Именно таким храмом-градом представлялся собор всякому, кто входил в монастырь с главного входа. Перед ним открывался восточный фасад Воскресенского собора. Одна над другой возвышались его главные части. На переднем плане — подземная церковь, над ней — три небольших главки заалтарных приделов, чуть выше — фланкирующие центральную часть галереи, завершённые главами на восьмигранных барабанах. Над всем этим — центральная часть, увенчанная большим шлемовидным куполом на круглом барабане диаметром 13,2 метра. Вдали можно было увидеть часть шатра, перекрывающего ротонду Гроба Господня. Колокольня, разрушенная во время Великой Отечественной войны, вносила в восточный фасад элемент асимметрии.
Отличительной особенностью храмов Нового Иерусалима было использование многоцветной архитектурной керамики. Собор по всем его трём ярусам опоясывали керамические фризы. Окна имели керамические наличники, керамические порталы оформляли входы в основные приделы, в которых были сооружены изразцовые иконостасы.
Уникальным церковно-просветительским актом строителей Нового Иерусалима было составление «каменного путеводителя» по Воскресенскому собору. В первой половине 1680-х годов в стены и столпы храма было вмуровано 48 белокаменных плит с высеченными на них текстами. В текстах давалась информация о топографии храма Гроба Господня, иногда — в сравнении с Воскресенским собором. Этот путеводитель в части, касающейся палестинского храма, имел основным источником «Проскинитарий» Арсения Суханова. Он знакомил паломников с расположением престолов палестинского храма, давал сведения о конфессиональной принадлежности его частей, сообщал о хранившихся там святынях и реликвиях. Тогда же архимандритом Никанором была сочинена стихотворная «Летопись», рассказывающая о строительстве Воскресенского собора, тоже высеченная в камне.
К поздним постройкам XVII века принадлежит Елеонская часовня над уже упомянутым поклонным крестом. Восьмигранная в плане, как и её палестинский прототип, она имела шатровое завершение. В 1690-х годах была построена каменная монастырская ограда с восемью башнями и надвратной церковью в честь входа Господа в Иерусалим. Руководил работами видный зодчий конца XVII века Яков Григорьевич Бухвостов, работавший в стиле московского барокко.
В середине XVIII века Воскресенский собор сильно изменил свой облик. Был возведён новый, деревянный шатёр над ротондой взамен рухнувшего в 1723 году каменного. Весь храм был оформлен в стиле елизаветинского барокко.
В течение всей своей истории Воскресенский монастырь пополнял своё собрание копий палестинских святынь. Ещё в XVII веке напротив входных Красных ворот собора был положен Камень Миропомазания, именуемый также Камнем Повития. Прямоугольная плита длиной 180 и шириной 107 сантиметров символически обозначала место, куда тело Христа было положено его учениками Иосифом Аримафейским и Никодимом, где оно было смазано миром и обвито плащаницей. В Кувуклии находилось подобие камня, отваленного от пещеры Гроба Господня. Впервые он появился здесь ещё во времена Патриарха Никона и воспроизводил видимую часть вросшего в землю палестинского камня, описанного Арсением Сухановым. В 1870-х годах был сделан новый камень из белого мрамора, который не соответствовал в точности иерусалимскому прообразу, а лишь условно его обозначал.
В соборе можно было увидеть подобия и других иерусалимских реликвий. Паломник поднимался на Голгофу и видел там лобное место, представляющее собой огромный плоский камень с тремя лунками, обозначающими места, где стояли кресты Иисуса и разбойников. В камне была высечена трещина в напоминание о том, как раскололась гора Голгофа, на которую пала кровь Спасителя. На лобном месте в резном киоте было установлено кипарисовое Распятие XVII века. Внутри придела «Темница Христова» находилась каменная колодка в виде стула с отверстиями для ног. Она воспроизводила хранящиеся в иерусалимском храме Узы Спасителя, перенесённые туда, по преданию, из претории Понтия Пилата. У входа в заалтарный придел «Аврамова палатка» лежал Камень-Жертвенник, указывающий на то место, где Авраам приносил в жертву своего сына Исаака. Чуть дальше, у входа в подземную церковь, находился камень — подобие колонны, на которой сидел Христос, когда на него возлагали терновый венец.
В XVIII–XIX веках количество палестинских топонимов и объектов в ближайших окрестностях монастыря значительно возросло. В 1845 году была построена деревянная шестигранная часовня над Силоамским источником у северо-западного склона монастырского холма. У северного склона находился источник Самарянки, над которым тоже была поставлена маленькая часовенка. Иерусалимские названия получили к этому времени башни монастырской ограды: Сионская, Гефсиманская, Дамасская, Давидов дом, Ефремова, Варуха, Иноплеменничья. Роща в границах, определённых Кедронским потоком, стала именоваться Гефсиманским садом; берёзовая роща к юго-западу от монастыря, напротив башни Давидова дома — Урииным садом; овраги, окружающие монастырь с севера и юговостока, — Иосафатовой долиной и Юдолью плачевной. Село Никулино-Преображенское получило ещё одно название — Скудельничье. Ближе к монастырю переместились некоторые палестинские топонимы, имевшие место ещё в XVII веке. Горой Ермон стала называться вторая, западная вершина Фаворского холма. Дуб, стоявший недалеко от реки, именовался Мамврийским. Топографически всё это уже мало соответствовало реальному палестинскому первообразу, однако вызывало у паломников живые ассоциации и воспоминания соответствующих мест Священного Писания.
Вот слова знаменитого поэта XVIII века Г. Р. Державина:
На Истре Воскресенск в России знаменит,
И новым свет его Ерусалимом чтит,
Зря в нём подобие того святого храма,
В котором Божий Сын, спасая род Адама,
Торжественно воскрес от гроба, яко Бог,
И к земнородным тем явил щедрот залог,
Которые в себе всяк верный ощущает.
Читатель, посетя святые здесь места,
Почтим любовию тем самого Христа.
Эти строки были помещены на стене колокольни при входе в Воскресенский собор.
Музейно-выставочный комплекс Новый Иерусалим, Истра: лучшие советы перед посещением
4.0
319 отзывов
Отлично
Очень хорошо
Неплохо
Ужасно
Sergey K
Москва, Россия40 940 публикаций
Музей Новый Иерусалим
окт. 2022 г.
Государственный историко-художественный музей находится в трехстах метрах севернее от стен монастыря. Туда можно пройти по пешеходному мосту через реку Истра. Он открылся в 2014 году в просторном здании в стилистике «зеленой архитектуры». Туда переехал старый музей, который я хорошо помню, находившийся в стенах монастыря в его нескольких палатах, а также выставочном здании в Гефсиманском саду. Площадь экспозиций и выставок возросла многократно. Наверное, это самый большой музей в Подмосковье.
Главная постоянная экспозиция «Новый Иерусалим — памятник истории и культуры XVII–XX веков» рассказывает о том, как задумывался и складывался образ Святых мест в Подмосковье, о роли Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря как памятника русского зодчества, русской истории и культуры, о личности патриарха Никона.
Во второй постоянной экспозиции «Русское искусство. Церковное и светское искусство XVI — начала XX века» собраны предметы живописи, иконописи, скульптуры, мебели и декоративно-прикладного искусства из коллекции музея. Раздел живописи включает произведения Ф.С. Рокотова, В.Л. Боровиковского, Н.И. Аргунова, В.А. Тропинина, А. К. Саврасова, И.К. Айвазовского, М. Н. Воробьева.
Раздел «Особая кладовая» объединяет реликвии из фондов музея — предметы декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов XVI–XX веков: памятники русского лицевого и орнаментального шитья XVI–XVII веков, предметы церковного обихода работы мастеров Серебряной и Золотой палат Московского Кремля XVII века, произведения русских мастеров эмали и светского бытового серебра.
В экспозиции представлены и временные выставки. Во время моего посещения здесь работали выставки «Подмосковная усадьба» и «Брейгели».
Опубликовано 24 октября 2022 г.
Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
natatarmina
Домодедово, Россия333 публикации
Музейный комплекс Новый Иерусалим
июль 2022 г. • С друзьями
Замечательный музейный комплекс. Современный, удобный. Постоянно проводятся выставки. Мы посетили выставку «Французский вкус Юсуповых» и постоянную экспозицию. Грамотные гиды, влюблённые в своё дело. Всём советую.
Опубликовано 21 августа 2022 г.
Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
Sergey G
Санкт-Петербург, Россия881 публикация
В музей без никого
июль 2022 г.
Неожиданно большой музейным комплекс для такого города. Интересная архитектура. Правда, то, что видишь на фасаде копию “Стены плача”, а не недострой, понимаешь не сразу.
Экспозиция, которую мы посетили занимает очень незначительную площадь от всего комплекса. Мы попали сюда, когда работала только одна временная выставка. Все было как-то пустынно и малолюдно. Впечатление – как будто все уже закончилось, все разошлись, а Ты опоздал на мероприятие.
Проблема с навигацией – берешь билет, а куда идти – не понятно. Большинство проходов перекрыто. Пришлось обращаться за помощью.
Художественная коллекция – неплоха. Залы сделаны очень грамотно, хорошо поставлено освещение полотен.
Удобный пеший проход до Новоиерусалимского монастыря позволяет посетить оба объекта, оставив машину на большой парковке у музея.
Опубликовано 3 августа 2022 г.
Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
Svet40395
Нижний Новгород, Россия1 211 публикаций
Азбука шедевра в Новом Иерусалиме
май 2022 г.
Мы посетили выставку «Азбука шедевра в Новом Иерусалиме» в рамках групповой экскурсии, поэтому с билетами не заморачивались. .. Понравилось! Экскурсовод проводила нам экскурсию вместо 45 минут более 1ч 20 минут, что позволило нам ещё больше погрузиться не только в историю создания картин, но и в историю жизни художников, государств, разные эпохи живописи. Сам музей показался немного пустоватым, но есть магазин, кафе и отдельный музей-экспериментариум для детей.
Опубликовано 19 июня 2022 г.
Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
Владимир Б
Москва, Россия847 публикаций
Уникальные временные выставки
июнь 2022 г.
Через несколько лет после своего открытия Новоиерусалимский музей безусловно превратился в жемчужину не только Истринского района, но и всего Подмосковья. В который раз приезжаю сюда на временные выставки и не устаю удивляться отличной организации выставочного пространства. В этот раз посетили Азбуку шедевра. До закрытия оставалась неделя и народу было немного.
Выставочное пространство разделено по буквам алфафита и под каждой буквой вы можете увидеть полотна как художников приверженцев традицонного искусства, так и авангардистов. Собраны картины со всей России, начиная с Серпуховского музея и заканчивая музеями Пермским, Приморским и даже Нижнетагильским. Где бы ещё вы могли увидеть такую коллекцию в одном месте? И собраны здесь конечно же мастера первой величины: Кустодиев, Петров-Водкин, Левитан, Дейнека, Малевич и даже по одной работе Айвазовского и Шишкина.
Опубликовано 14 июня 2022 г.
Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
Станислав Л
Москва, Россия289 публикаций
Главный Подмосковный музей Живописи.
май 2022 г.
Главный Подмосковный музей Живописи.
Большая коллекция, современное здание.
Проходят постоянные выставки
Опубликовано 30 мая 2022 г.
Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
Sherfik
Москва, Россия6 212 публикаций
Интересный новый музей
май 2022 г.
Пройдя сад у Новоиерусалимского монастыря, мы с мужем зашли на территорию Государственного историко-художественного музея Новый Иерусалим.
На данный момент тут представлены картины из коллекции Юсуповых и выставка «Азбука шедевра» помимо постоянной экспозиции.
Либеральная тусовка с удовольствием взглянет на Малевича, делая вид, что это глубокое искусство, мы же, приверженцы традиционных ценностей, полюбуемся прекрасными пейзажами, натюрмортами и портретами. В музее представлены не только картины, но и скульптуры. Кроме того показаны иконы и предметы православной церкви. Приехать в Новоиерусалимский монастырь и не посетить музей было бы «преступлением»! Я осталась довольна.
Опубликовано 14 мая 2022 г.
Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
ekaterina k
Москва, Россия3 публикации
Были на майские праздники в 2022г.
май 2022 г.
Большой современный музейный комплекс. Большая парковка.
Понравилась как постоянная экспозиция музея, так и временные выставки.
Опубликовано 3 мая 2022 г.
Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
Дмитрий Б
2 публикации
Новое рядом с древним. Модерн и традиции.
февр. 2022 г. • Семейный отдых
Хорошее современное музейное пространство. Добротная собственная экспозиция. И отличная временная выставка «Азбука шедевров». Которую рекомендую посетить всем. Современно и глубоко.
Опубликовано 15 февраля 2022 г.
Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
Droga Lavia
Москва, Россия455 публикаций
Выставочное пространство
февр. 2022 г. • С друзьями
Выставочное пространство. Есть кафе (дорогое), лифты (не работают), медпункт (закрыт). Билеты электронные можно купить на входе в автомате. QR — коды не спрашивают. Выставки интересные, интерактивные, экспозиции рассчитаны на самого широкого зрителя. После посещения комплекса можно погулять по монастырскому саду.
Опубликовано 6 февраля 2022 г.
Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
Показаны результаты 1–10 из 309
Новоиерусалимский монастырь — Россия — CRTN
vimeo.com/video/206211001?h=94e986f232&dnt=1&app_id=122963″ frameborder=»0″ allow=»autoplay; fullscreen; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>- Описание
- Информация
- Связаться с производителем
Описание
Посадка : Россия : Новоиерусалимский монастырь — продолжительность 26 минут от SIBOMONDEPROIl y a 2 moisplus в центре России, начало паломничества, право на Святую землю 14 050 55 км к северо-западу от Москвы, на берегу реки Истры. Здесь вы откроете для себя русскую святыню. В 1656 году по указу Святейшего Никона, самого известного патриарха Русской Православной Церкви, был основан Новоиерусалимский монастырь. Россия всегда была известна своими монастырями. Эти храмы из белого камня, украшенные золотыми куполами, воспринимались как образ небесного Иерусалима. Новый Иерусалим должен был стать не только духовным центром России, но и всего православного мира. Каждой части этого места было дано знаковое имя Святой Земли. Так, река Истра была переименована в Иордан, а окружающие ее холмы получили библейские имена Голгофа, Вифания и гора Фавор. Строительство Воскресенского собора было основано на базилике Гроба Господня в Иерусалиме и включает в себя копии ключевых мест, связанных с воскресением Христа. На это ушло 113 лет. После Октябрьской революции Монстерию закрыли и превратили в музей. Во время Второй мировой войны отступающие части вермахта разрушили монастырь. На Нюрнбергском процессе этот факт рассматривался как преступление против человечности. Реставрационные работы начались практически сразу. Часовня Божией Матери, Христа на Кресте и часовня Гроба Господня чудом избежали разрушения. Настоящее возрождение жизни в монастыре началось в 1995 с приходом новых священников. В 2011 году, после завершения ремонта, собор был передан в руки Русской Православной Церкви.
Информация
- Производитель: SIBOMONDE
- Год выпуска: 2016
- Исходный язык: Французский
- Другие языки: Английский
- Авторское право: SIBOMONDE & VICHI Productions
- Тип: одинарный
- Формат производства: hd
- Производственная система: пал
- Сценарий с временным кодированием: да
- Категория: Документальный
- Категории: Католическая церковь / Папа Римский / Ватикан
- Цель: Широкая общественность
- Стоимость прав на трансляцию: По согласованию с продюсером
Москва, Третий Рим» / «Киев, Новый Иерусалим»: религиозная история и политическая мифология в современной России и Украине | События | Нанович Институт
События
—
Место: DeBartolo Hall, кабинет 209
Юрий Аввакумов, доцент богословия Университета Нотр-ДамАввакумов специализируется на русской и украинской религиозной истории, а также на богословии и истории церквей византийского обряда (католической и православной) от их средневекового зарождения до наших дней.
Религиозная история на протяжении веков служила фоном для противоречий между украинским национализмом и русским империализмом и была источником политического воображения. Сегодня религия остается одной из острых точек в отношениях между двумя странами и народами, учитывая активное участие церквей и их лидеров в политическом дискурсе. Продолжающиеся дискуссии о «национальной идее» и «глобальном положении» каждой из этих стран между «Востоком» и «Западом», «Европой» и «Азией» широко используют и прибегают к религиозной истории.
Профессор Аввакумов специализируется на русской и украинской религиозной истории, а также на богословии и истории Церквей византийского обряда (католической и православной) от их средневекового зарождения до наших дней. В настоящее время работает над большим редакционным проектом, посвященным истории католиков византийского обряда в России и Украине на основе документов из недавно открытого архива во Львове, Украина: Митрополит Андрей Шептицкий и греко-католики в России, 1899-1944 ( т. 1 издан во Львове в 2004 г., т. 2 находится в работе). Он является автором исследования Юрая Крижанича и русских старообрядцев в XVII веке («Богословские труды 1986), а также был соредактором сборника «Религия и общество в постсоветском пространстве» (Вюрцбург, 1996) и альманаха «Диа-Логос: религия и общество», издававшихся в Москве, Киеве и Мюнхене в 1996–2006 гг.