Новый шелковый путь через Россию уперся в Украину / В мире / Независимая газета
Фото Reuters
В Пекине состоялось торжественное утверждение премий авторам работ о благотворном воздействии «Пояса и пути» на мир. Участники собрания почему-то не упомянули, что вложения Китая на территории РФ резко снизились. По данным исследователей в Шанхае, за первую половину 2022 года не было заключено ни одной сделки по этой программе. Аналитики утверждают, что китайцы не хотят подвергнуться санкциям из-за событий в Украине. Неудачи преследуют и сотрудничество по созданию китайско-российского пассажирского самолета – потенциального конкурента Boeing. Но, по мнению эксперта, большинство экономических сделок между двумя странами заключено за рамками «Пояса и пути».
По данным Financial Times, китайские компании перестали вкладывать деньги в России в проекты Нового шелкового пути впервые. Замедляя инвестиции в России, Китай одновременно углубил взаимодействие с Ближним Востоком, говорит Кристоф Ван, директор Центра зеленого развития в университете Фудань, Шанхай. Если эта информация верна, то это означает, что грандиозные планы инфраструктурного строительства, которые позволят быстро и без проблем доставлять изделия китайской промышленности в Европу через Россию и Центральную Азию, остаются на бумаге. А ведь председатель КНР Си Цзиньпин именно в Центральной Азии, в Казахстане, провозгласил в 2013 году инициативу, которая должна продвигать китайскую продукцию в Европу и на другие континенты.
Конечно, как Китай, так и Россия сегодня подвергаются сильному информационному давлению со стороны Запада. «Пояс и путь» тут не исключение.
Но Кристоф Ван, признавая, что боязнь западных вторичных санкций замедлила инвестиции китайского бизнеса в России, говорит, что это временное явление. Несмотря на боевые действия в Украине, Китай стал закупать больше энергетических продуктов в России.
А в рамках «Пояса» в первой половине 2022 года не было сделок. В 2021-м две страны подписали сделок на 2 млрд долл.Китай зависит от российских поставок нефти на 15%, а от российских поставок газа – на 8%. Новые сделки, расширяющие эти договоренности, были заключены в первых числах февраля, за считаные дни до начала специальной военной операции. После этого Пекин критиковал санкции против России, хотя многие китайские компании старались их не нарушать.
Еще одной жертвой частично нажима со стороны Запада, а частично разногласий между российскими и китайскими участниками соглашения стал пассажирский широкофюзеляжный самолет CR-929, потенциальный конкурент Airbus и Boeing. Он должен был стать плодом крупнейшего российско-китайского совместного предприятия в авиации ценой в 50 млрд долл. Но, как пишет газета South China Morning Post, его будущее выглядит мрачным. Причина – обострившиеся разногласия между сторонами по поводу дележа прибылей и участия западных компаний.
Резоном для приглашения служит то, что самолет CR-929 спроектирован для того, чтобы летать в США и Европу. Он должен соответствовать западным стандартам. Поэтому лучше выбрать некоторые ключевые компоненты в США и Европе. Но это якобы не устраивает российских руководителей проекта. Для них это равносильно поднятию белого флага перед Западом. Другой источник сказал гонконгской газете, что Китай хочет исключить Россию из прибылей на китайском рынке, а вместо этого разделить прибыли от международных рейсов, причем России должно принадлежать 70%. Но ведь китайский рынок обещает быть гораздо прибыльней, чем зарубежный.
Газета цитирует высокопоставленного российского чиновника, который признал, что проект развивается в направлении, которое России не подходит.
В беседе с «НГ» Алексей Маслов, директор Института стран Азии и Африки МГУ, отметил: «Западные СМИ неправильно подсчитывают китайские инвестиции. Они не равнялись нулю. Дело в том, что Россия официально и неофициально не является частью «Пояса и пути». Нет ни одного проекта, который бы укладывался в китайскую инициативу. У нас есть двусторонние проекты, которые как шли, так и идут. Есть зоны опережающего развития на российском Дальнем Востоке. Но Россия не рассматривает это как «Пояс и путь». Там не прописано четких проектов. Что касается угля, то Китай продолжает закупки из Якутии и Кузбасса. До июня китайские компании в других отраслях уменьшали взаимодействие с Россией, учитывая санкции, и сейчас все возвращается к нормальному уровню. А по самолету контакты конструкторских бюро продолжаются. Для Китая главное – двигатели. Но у России не было способа сохранить технологические секреты, поэтому договориться не удалось».
Новый шелковый путь, или Как Китай хочет всех объединить
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
https://ria.ru/20170513/1494227526. html
Новый шелковый путь, или Как Китай хочет всех объединить
Новый шелковый путь, или Как Китай хочет всех объединить — РИА Новости, 13.05.2017
Новый шелковый путь, или Как Китай хочет всех объединить
Прошло более трех лет с тех пор, как председатель КНР Си Цзиньпин, выступая в Назарбаев Университете в Астане, впервые упомянул идею создания экономического… РИА Новости, 13.05.2017
2017-05-13T10:18
2017-05-13T10:18
2017-05-13T19:28
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/149418/21/1494182153_0:0:5000:2814_1920x0_80_0_0_ac7b34bc183af4613c5b2fa66b93e036.jpg
китай
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2017
РИА Новости
1
5
4.7
96
internet-group@rian. ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/149418/21/1494182153_353:0:4797:3333_1920x0_80_0_0_523323fccd6e8f336e35842e8e76b314.jpg
1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/
экономика, китай
Экономика, Китай
ПЕКИН, 13 мая – РИА Новости, Жанна Манукян. Прошло более трех лет с тех пор, как председатель КНР Си Цзиньпин, выступая в Назарбаев Университете в Астане, впервые упомянул идею создания экономического пояса Шелкового пути. За это время о концепции, которую теперь называют «один пояс — один путь», узнали и заговорили во многих странах. Более того, в предстоящие два дня лидеры около 30 стран, в том числе президент России Владимир Путин, а также более тысячи экспертов, представителей международных организаций, соберутся в Пекине на специальный международный форум, чтобы обсудить пути реализации этой идеи.
9 февраля 2017, 14:39
Усиление Китая способствует евразийской интеграции, считает эксперт
Начало пути
В сентябре 2013 года, когда Си Цзиньпин в своей речи, вспоминая историю древнего Шелкового пути, также говорил о необходимости усовершенствования трансграничной транспортной инфраструктуры, о готовности Китая участвовать в создании транспортных сетей, соединяющих восточную, западную и Южную Азию, что создало бы благоприятные условия для экономического развития региона. Председатель КНР также говорил о целесообразности упрощения правил торговли и инвестирования для ликвидации торговых барьеров, повышения скорости и качества экономических операций в регионе.
10 мая 2017, 08:13
Необычный Китай, или Где находится центр Евразии
В целом идея «одного пояса и пути» заключается в создании инфраструктуры и налаживании взаимосвязей между странами Евразии. В нее входит два ключевых направления развития: экономический пояс Шелкового пути и морской Шелковый путь. Речь идет о создании торгового коридора для прямых поставок товаров с востока на запад на льготных условиях. Этот экономический коридор должен соединить Азиатско-тихоокеанский регион на востоке с развитыми европейскими странами на западе. Население вовлеченных стран насчитывает более 3 миллиардов, а общий объем ВВП около 21 триллиона долларов.
Инициатива предполагает создание шести составляющих экономических коридоров: Бангладеш-Китай-Индия-Мьянма, Китай-Монголия-Россия, Китай-Центральная Азия-Западная Азия, Китай-Индокитайский полуостров, Китайско-пакистанский экономический коридор и Евразийский сухопутный мост. Поставленную цель предполагается достичь посредством строительства дорог, портов, мостов и других инфраструктурных объектов, а также заключением соглашений о зонах свободной торговли.
13 мая 2017, 09:00
Как устроена главная «мировая фабрика»: глобализация по-китайски
В 2014 году Китай объявил о том, что выделит 40 миллиардов долларов на создание Фонда Шелкового пути, который будет заниматься финансированием проектов «пояса и пути». Кроме того, в январе 2016 года в Пекине начал работу инициированный Китаем Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.
По сообщениям и подсчетам китайских СМИ, начиная с 2013 года, более 100 стран и международных организаций позитивно откликнулись на инициативу. В ее рамках было подписано около 50 межправительственных соглашений о сотрудничестве. Китайские компании инвестировали около 50 миллиардов и построили 56 зон торгово-экономического сотрудничества в 20 странах «пояса и пути», создав в общей сложности 180 тысяч рабочих мест для жителей этих государств.
Заместитель главы государственного комитета по реформам и развитию Нин Цзичжэ в преддверии форума заявил, что общий объем зарубежных инвестиций Китая в следующие пять лет составит около 600-800 миллиардов долларов. При этом основная часть инвестиция пойдет в страны вдоль «пояса и пути».
13 мая 2017, 09:00Инфографика
Стратегия экономического развития «Один пояс – один путь»Подробнее о целях и участниках стратегии «Один пояс – один путь» – в инфографике Ria. ru.
«За» и «против»
Несмотря на казалось бы благородные цели Китая, некоторые эксперты называют китайскую инициативу «пояса и пути» «современной версией американского плана Маршалла», нацеленную на распространение своего влияния и установление гегемонии.
Главный печатный орган Компартии Китая, газета «Жэньминь жибао», в опубликованном комментарии в ответ на это заявила, что «западные комментаторы с предубеждениями холодной войны смотрят на инициативу.
«Инициатива «Пояс и путь», ориентированная на ответственность, взаимовыгодное сотрудничество и искреннее стремление к совместному развитию, предоставила миру ответ Китая на вызовы современности — сбалансированную, справедливую и всестороннюю модель развития… Открытость, инклюзивность и взаимная выгода — особенности инициативы «Пояс и путь», благодаря которым она завоевала поддержку международного сообщества», — пишет издание.
Многие европейские страны открыто выразили поддержку инициативе «пояса и пути», в том числе глава европейской дипломатии Федерика Могерини и канцлер Германии Ангела Меркель. Великобритания стала первой развитой западной экономикой, изъявившей желание вступить в АБИИ.
13 мая 2017, 09:00
Что за пояс, что за путь: беспроигрышная лотерея в Пекине
Лидеры нескольких стран ЕС подтвердили свое участие в предстоящем форуме. Впрочем, как пишет газета South China Morning Post со ссылкой на европейских дипломатов в Пекине, они плохо себе представляют, что означает идея Китая, и согласились принять участие, чтобы не портить отношения и получить больше информации о проекте. «Уже прошло три года с тех пор, как Си Цзиньпин объявил об инициативе, но мы все еще пытаемся понять, что она значит и что нам с ней сделать?» — цитирует издание европейского дипломата, который пожелал остаться неназванным.
Европейские дипломаты, как пишет издание, утверждают, что у лидеров их стран нет больших ожиданий относительно итогов предстоящего саммита. Они просто хотят больше узнать об этой инициативе.
В стороне от китайского проекта остаются США со своим главным союзником в Азии – Японией. Ни США, ни Япония не присоединились к АБИИ и лидеры этих стран также не приедут на предстоящий форум. Лишь в пятницу стало известно, что США все-таки решили направить представителя и им станет сотрудник Совета национальной безопасности, отвечающий за азиатское направление, Мэтью Поттингер.
Эксперт международного дискуссионного клуба «Валдай», директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Виктор Ларин считает, что в проекте «один пояс, один путь» все же больше геополитики, чем экономики.
«Я считаю, что проект «Один пояс — один путь», прежде всего, геополитический, а уже потом экономический. Во-вторых, как экономический проект, он нацелен прежде всего на развитие западных районов Китая. В-третьих, рано еще ждать конкретных результатов, потому что прошло еще очень мало времени. Четвертый тезис: сам проект, если учесть китайские внешнеполитические концепции, это продолжение одной и той же политики: политики открытости Дэн Сяопина, политики Цзян Цзэминя под девизом «идти вовне». По мере роста Китая ему нужно все больше рынков, все больше сырья. Это — одна и та же идея, которая сегодня получила новую, достаточно удачную форму — «один пояс — один путь», — сказал Ларин РИА Новости.
27 апреля 2017, 11:31
Зачем Китаю авианосцы и почему это хорошая новость для нас
По словам эксперта, «в китайском проекте больше геополитики, чем экономики, потому что главная идея геополитических доктрин Китая — это мирное окружение, а мирное окружение можно создать прежде всего экономическими методами — в этом Китай на 100% уверен». По мнению Ларина, в этом же заинтересована и Россия. Это — точка соприкосновения. Когда появляются конкретные интересы, они порой не совпадают и сильно расходятся. Однако они согласуются в процессе переговоров.
Руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского центра Карнеги Александр Габуев в свою очередь отмечает, что Китай не навязывает соседним странам свой проект. «Он основан на том, что в Китае есть большая экономическая мощь, огромные запасы капитала, огромный опыт в строительстве инфраструктуры, большие рынки и т.д. И он готов это предоставлять окружающему миру для того, чтобы совместно развиваться», — сказал в беседе с РИА Новости Габуев.
Отвечая на вопрос, оправданы ли опасения, что от проекта Шелкового пути выиграет только Китай, он высказал мнение, что это будет «зависеть от мастерства переговорщиков и от того, как они умеют отстаивать свои экономические интересы».
Россия на Шелковом пути
12 мая 2017, 14:51
Политолог: ожидания России от проекта Шелкового пути пока не оправдались
Газета China Daily в опубликованной аналитике данных поставила Россию на первое место в списке самых дружественных к китайской инициативе «пояса и пути» зарубежных стран.
В мае 2015 года лидерами России и Китая было принято совместное заявление о сопряжении двух концепций — концепции построения экономического пояса Шелкового пути и концепции развития Евразийского экономического союза.
Габуев отмечает, что ожидания российской стороны от реализации китайского проекта Шелкового пути пока не оправдались. «Россия пока в «поясе и пути» увидела не так много, поскольку все ожидания того, что придет масса дешевых денег или политически мотивированных денег, не оправдались», — сказал эксперт РИА Новости.
По словам Габуева, «единственно, где крупные инвестиции зашли в Россию, это вложение в Ямал СПГ и Сибур через фонд Шелкового пути, но это скорее Китай использовал фонд, как финансовый кошелек, не связанный с мировой финансовой системой и имеющий иммунитет от американских санкций». Он отметил, что ведутся также переговоры о заключении соглашения по снижению нетарифных барьеров между Евразийским союзом и Китаем, но «они (переговоры) будут идти несколько лет».
21 апреля 2017, 11:07
В Китае рассказали, чего ждут от участия Путина в форуме Шелкового пути
Как в свою очередь отмечает Ларин, у России и Китая есть общая идея — сотрудничество в рамках единой большой Евразии, однако с конкретными проектами «тяжелее». «С конкретными проектами — тяжелее. Происходят регулярные, непрекращающиеся попытки найти одну, вторую, пятую, двадцатую точки соприкосновения и через конкретные проекты двигаться к большей цели», — добавил он.
Исполнительный секретарь Делового совета Шанхайской организации сотрудничества Сергей Канавский считает, что проект строительства нового Шелкового пути в перспективе открывает большой потенциал для России.
«Потенциал огромный, потенциал большой, интересный. Тут вопрос весь в инициативе, в проработке, в защите собственных интересов, в нахождении точек соприкосновения для синергии, а не для разобщенности», — сказал он в беседе с РИА Новости. В то же время он напомнил, что проект находится в стадии разработки, определения основных путей развития.
В целом Канавский отметил, что в Деловом совете ШОС рассматривают инициативу создания экономического пояса Шелкового пути как часть общих тенденций евроазиатского экономического сотрудничества.
Поддержка США Нового Шелкового пути
Инициатива Нового Шелкового пути впервые была задумана в 2011 году как средство для дальнейшей интеграции Афганистана в регион путем возобновления традиционных торговых путей и восстановления важных инфраструктурных связей, нарушенных десятилетиями конфликта. Сегодня Афганистан и его соседи лидируют в ключевых областях, создавая новые транзитные и торговые маршруты Север-Юг, которые дополняют живые связи Восток-Запад по всей Евразии. Регион снижает торговые барьеры, инвестирует в экономику друг друга и поддерживает международное развитие и трансграничные проекты.
Поскольку в Афганистане происходят многочисленные преобразования, Соединенные Штаты и их союзники могут укрепить мир и стабильность в регионе, поддерживая переход к торговле и помогая открывать новые рынки, соединяющие Афганистан с Центральной Азией, Пакистаном, Индией и другими странами. Страны региона знают, что они могут больше выиграть в экономическом плане, работая вместе, чем находясь в изоляции. Содействие связности в регионе, который является наименее экономически интегрированным в мире, является сложной задачей, но преимущества могут быть трансформационными. Вот почему Соединенные Штаты продвигают инициативу «Новый шелковый путь», связывающую Центральную и Южную Азию в четырех ключевых областях:
Региональные энергетические рынки: При населении более 1,6 миллиарда человек экономика Южной Азии быстро растет, а потребность Южной Азии в недорогой, эффективной и надежной энергии, в свою очередь, растет. В то же время Центральная Азия является хранилищем огромных энергетических ресурсов, включая нефть, газ и гидроэнергетику. Направление части этих ресурсов на юг из Центральной Азии в Южную через Афганистан было бы беспроигрышным как для поставщиков энергии региона, так и для потребителей энергии. США предоставили:
- Поддержка региональной электросети CASA-1000, включая взнос в размере 15 миллионов долларов США после обязательства Всемирного банка в размере 526 миллионов долларов США в марте 2014 года и поддержку секретариата CASA;
- Более 1,7 миллиарда долларов на поддержку линий электропередачи, гидроэлектростанций и связанных с ними реформ в Афганистане с 2010 года; и
- Добавление 1000 мегаватт к энергосистеме Пакистана, обеспечивающее электроэнергией более 16 миллионов человек.
Торговля и транспорт: Улучшение торговли и транзита в Южной и Центральной Азии означает улучшение «аппаратного обеспечения» надежных автомобильных и железных дорог, мостов и пунктов пересечения границы. Но это также означает работу над «программным обеспечением», гармонизацию национальных таможенных систем, объединение государств в многосторонние торговые институты и привлечение соседей к совместной работе для преодоления институциональных и бюрократических барьеров в торговле. США предоставили:
- В Афганистане построено или отремонтировано более 3000 километров дорог;
- Поддержка вступления Казахстана и Афганистана в ВТО;
- Техническая помощь для прохождения Соглашения о транзитной торговле между Афганистаном и Пакистаном (APTTA) 2010 года и поддержка Соглашения о трансграничных перевозках (CBTA) между Кыргызстаном, Таджикистаном и Афганистаном.
Таможенные и пограничные операции: Прибыльная региональная торговля в значительной степени зависит от быстрого и эффективного транзита. Это также зависит от безопасности границ и надлежащего управления, которое предотвращает транзит оружия, наркотиков и торговлю людьми. Соединенные Штаты работают с региональными партнерами, чтобы сократить время ожидания на границе, расширить сотрудничество на ключевых контрольно-пропускных пунктах и пересечениях, а также предотвратить транзит незаконных и опасных материалов. При поддержке США:
- С 2009 года внутрирегиональная торговля в Центральной Азии увеличилась на 49 процентов;
- С 2011 года средняя стоимость пересечения региональных границ снизилась на 15 процентов;
- Таможенные процедуры были упрощены на семи пунктах пересечения границы с Афганистаном, что привело к ускорению торговли со средним временем выпуска товаров с восьми дней в 2009 году до трех с половиной часов в 2013 году, что позволило сэкономить 38 миллионов долларов США в год.
Предприятия и частные лица: Региональная экономическая связность — это больше, чем инфраструктура, пограничные переходы и перемещение товаров и услуг. Обмен идеями и расширение экономических рынков также создает возможности для молодежи, женщин и меньшинств и способствует региональной стабильности и процветанию. В США:
- Финансирование учебы в университетах для сотен афганских студентов из Центральной Азии;
- Спонсировал экономический симпозиум женщин Центральной Азии и Афганистана и симпозиум женщин Южной Азии по предпринимательству в поддержку тысяч женщин-предпринимателей и владельцев бизнеса;
- Организовал торговые делегации, встречи и конференции в Алматы, Исламабаде, Кабуле, Мазари-Шарифе и Термезе, в результате чего были заключены торговые сделки на сумму более 15 миллионов долларов.
Новый Шелковый путь — Шелковый путь
Новый Шелковый путь
Новый Шелковый путь — «Один пояс, один путь», план Китая состоит в том, чтобы построить более тесные экономические связи между Европой и Азией, и также для укрепления торговых связей с Африкой. Это своего рода современный Шелковый путь с многомиллиардными инвестициями в железнодорожные линии, трубопроводы и порты.
Поскольку в современном Китае нет классовой системы, влияние Шелкового пути на различные классы (сельское хозяйство, торговлю, предприятия) превратилось во влияние на Китай или мировую экономику.
Инициатива «Шелковый путь» была выдвинута председателем КНР Си Цзиньпином (习近平) в 2013 году. Ее основная цель — развитие сотрудничества между Китаем и странами Евразии на маршруте исторического Шелкового пути для поддержки экспорта Китая. В то же время новая инициатива была направлена не только на государства Центральной Азии, но и на Европу. И Африка должна быть включена вдоль морских путей.
В 2011 году, после многих лет строительства, Китай открыл железнодорожное сообщение между Чунцином и Европой. С тех пор частота движения грузовых поездов по этой линии быстро росла. К 2015 году количество грузовых поездов на этой линии между Китаем и Европой составило 815, что на 165% больше, чем в прошлом году.
Ключевыми элементами инициативы «Шелковый путь» являются укрепление политического диалога и культурного обмена, установление более тесных торговых связей и расширение инфраструктуры. Он включает в себя не только автомобильные и железнодорожные пути, но также электрические сети и трубопроводы. Это расширение — один из крупнейших инфраструктурных проектов в Азии — имеет наивысший приоритет во внешней и торговой политике Китая.
В рамках проекта «Один пояс, один путь» на месте старой сети караванных путей будет построен Новый шелковый путь. Эти торговые пути должны связать 65 стран и территорий. К ним относятся не только сухопутные связи между странами (Экономический пояс Шелкового пути), но и водные пути (Морской Шелковый путь XXI века). Отдельные маршруты должны быть связаны друг с другом соединительными коридорами.
По данным министерства торговли Китая, количество товаров и услуг, проданных со странами вдоль маршрута «Один пояс, один путь» в 2015 году, составило 9 долларов США.95 миллиардов, что составляет около четверти объема торговли Китая. Ожидается, что в течение десятилетия двусторонняя торговля вырастет до более чем 2,5 трлн долларов США. Карта Нового Шелкового Пути Монголия – Россия – Европа
3, средняя линия: Пекин – Чжэнчжоу – Сиань – Урумчи – Афганистан – Казахстан – Венгрия – Париж
- Южная линия: Цюаньчжоу – Фучжоу – Гуанчжоу – Хайкоу – Бэйхай – Ханой – Куала-Лумпур – Джакарта – Коломбо – Калькутта – Найроби – Афины – Венеция
- Осевая линия: Ляньюньган – Чжэнчжоу – Сиань – Ланьчжоу – Синьцзян – Центральная Азия – Европа
Исход
- Железная дорога Монне
Монгольская железная дорога — первая новая железная дорога, построенная в Кении за последние 100 лет.