Наскальные рисунки древних людей — Мир наскальной живописи
Содержание
- Первые наскальные рисунки
- О чем говорят наскальные рисунки
- Техника выполнения и материалы
- Знаменитые наскальные рисунки
Задолго до изобретения письменности люди начали искать способы передачи своего видения мира. Рассказывать о переживаниях, привлекать удачу в охоте, делиться сценами из жизни они стали с помощью петроглифов. Так называют наскальные рисунки древних людей, которые выбивали на камнях или наносили краской начиная с эпохи палеолита. Название происходит от двух древнегреческих слов: πέτρος — камень и γλυφή — резьба.
Наскальная живопись первобытных людей найдена по всему земному шару – в 120 странах обнаружено более 35 миллионов петроглифов. Археологические открытия сделаны в Испании, Италии, Германии, Англии, Алжире. В России древние рисунки можно увидеть в Карелии, Мурманской и Воронежской областях, Башкирии, Хакасии (Боярская и Сулекская писаницы). Исследования продолжаются и в наши дни, а уже обнаруженные петроглифы до сих пор хранят немало тайн.
Первые наскальные рисунки
Настоящей сенсацией в научном мире стало открытие древней живописи в пещере Гибралтара. По оценкам ученых, найденные тут изображения сделаны около 40 тысяч лет назад. Это значит, что наши представления о древнем человеке ошибочны – неадертальцы не были примитивными дикарями. Наши далекие предки нашли способ передавать свое восприятие мира, нанося рисунки на скалы.
Первым петроглифы нашел Марселино де Саутуола. В 1879 году вместе с дочкой они исследовали пещеру Альтамира в Испании. Археолог-любитель обнаружил внутри то, что взбудоражило ученых всего мира – рисунки, выполненные в эпоху палеолита. Находка настолько шокировала исследователей, что они сочли древнюю живопись фальсификацией. Однако скоро научному сообществу пришлось взять свои слова обратно и отказаться от обвинений – петроглифы были обнаружены в пещерах других стран.
О чем говорят наскальные рисунки
Изучение петроглифов помогает больше узнать о мире прошлого. Петроглифы – это древние наскальные изображения, уникальные источники информации для научных дисциплин от антропологии до зоологии. Наскальные рисунки первобытных людей говорят о тяге человека к творчеству. С их помощью ученые больше узнают о культуре и быте наших предков, а иногда даже знакомятся с историей местности, где были нанесены рисунки.
Одна из главных археологических достопримечательностей Северной Африки находится в Сахаре. В 1933 году на скалах и в пещерах в Тассилин-Аджере и Акакусе обнаружены петроглифы, которые помогли лучше узнать о прошлом пустыни. Как выяснилось, в эпоху неолита тут был совершенно другой климат и богатая экосистема. Наскальные изображения помогли установить примерные сроки появления новых видов животных – например, верблюдов.
Ученые сравнивают петроглифы с рассказами, с помощью которых древние художники передавали свое видение мира, делились новостями. Важно понимать, что это не рисунки с натуры, а сцены из жизни, переработанные сознанием человека, что они неразрывно связаны с верованиями и обрядами. Исследователи предполагают, что таким искусством наши предки пытались привлечь удачу перед охотой или рыбалкой, задобрить духов, предупредить соплеменников об опасности.
Чаще всего изображали животных: оленей, лошадей, кабанов, лисиц. С помощью наскальных рисунков можно познакомиться с видами, которые в наши дни уже не существуют, например, мамонтами и саблезубыми тиграми. Художники эпохи неолита делились сценами из повседневной жизни. Их мысли занимала охота, сражения и обряды. Примечательно, что чем древнее рисунки, тем тщательнее они выполнены. Поздние петроглифы аккуратностью исполнения не отличаются, нередко они даже не завершены. После изобретения бумаги необходимость высекать изображения отпала.
Техника выполнения и материалы
Каждый древнейший памятник живописи особенный. Способы нанесения рисунков, инструменты и краски, выбранные для творчества объекты – все это серьезно различается.
Художники древности использовали для выдалбливания изображений твердые и острые предметы. Во время раскопок археологи находят разные инструменты. Например, на стоянке древних людей Ле Рок де Сер обнаружен каменный резец. Им делали прорези, в которые потом наносили специальную краску.
Древний человек постепенно оттачивал мастерство, пробуя все новые способы и техники. В эпоху палеолита начали использовать штриховку и комбинированную роспись.
Краска древнего человека – охра разных оттенков, марганцевая руда и древесный уголь. Древние художники также использовали мел. Самый, пожалуй, необычный компонент по современным меркам – гуано летучих мышей. Все ингредиенты тщательно растирали камнями, а затем к полученному порошку добавляли животный жир и тщательно перемешивали. Для хранения использовали полые части костей.
После того, как краску заливали внутрь, необычный тюбик «закрывали» – кости с двух сторон запечатывали с помощью затвердевшего жира. Наносили изображения острыми палочками с расщепленными концами. Прообраз современной кисти – кость, к которой прикреплен маленький кусочек шерсти. Обычно сначала выводили контур, а потом закрашивали изображение. Древние художники не останавливались на достигнутом, постоянно экспериментировали и изобретали все новые способы. Например, разбрызгивали краску через тростинку.
Художники древности не уделяли должного внимания композиции и пропорциям тела. Некоторые животные непропорционально большие по сравнению с другими, некоторые – напротив крошечные. Однако все это скорее особенность, чем недостаток. Наши предки нередко создавали детальные и мастерски выполненные объемные изображения, используя рельеф скал для большей выразительности. Воображению, таланту и изобретательности древнего человека можно только позавидовать.
Знаменитые наскальные рисунки
Один из самых известных памятников археологии находится в Испании. Пещера Альтамира, в которой можно увидеть объемные изображения животных, в наши дни закрыта для посещения туристами. Это вовсе не прихоть ученых, а необходимость. Все дело в том, что изображения на сводах пещеры нанесены растительными красками, на которые оказывают губительное воздействие разные неблагоприятные факторы.
Туристы со всего мира стремились увидеть своими глазами древнюю живопись. Это не лучшим образом сказалось на влажности и температуре внутри пещеры. Рисунки покрылись плесенью. Власти Испании сначала ограничили посещение объекта, а затем и вовсе его закрыли. Однако все желающие познакомиться с петроглифами Альтамиры могут побывать в музее, расположенном недалеко от пещеры.
Быки пещеры АльтамираВ разных уголках нашей страны от Красноярского края до Карелии обнаружено немало мест с наскальной живописью. В России петроглифы называют обычно «писаницы». Древние художники не всегда творили в пещерах, излюбленные места – под открытым небом, например, на скалистых берегах рек и озер. Предполагают, что такие места имели для наших предков сакральное значение, рядом с ними проводили обряды и ритуалы.
Капова пещераС каждым годом интерес к древней живописи растет. Все больше туристов хотят прикоснуться к миру прошлого, полному тайн и загадок. В России можно познакомиться с Беломорскими петроглифами, наскальной живописью Каповой пещеры, Шалаболинской писаницей, петроглифами Канозера и другими памятниками археологии. Не все рисунки можно хорошо рассмотреть в наши дни из-за разрушительного воздействия неблагоприятных факторов. Однако работа по сохранению наскальной живописи и ее изучению ведется непрерывно.
Петроглифы — писаницы или наскальные изображения
Петроглифы (писаницы или наскальные изображения) — это нарисованные краской или выбитые изображения на каменной основе (от др.-греч. πέτρος — камень и γλυφή — резьба). Могут иметь самую разную тематику — ритуальную, мемориальную, знаковую.
Также петроглифами называют все изображения на камне древнейших времён, с палеолита вплоть до Средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система письменных знаков. Абсолютно однозначного определения не существует. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные живописные рисунки, так и более поздние рисунки и гравировки, например, на специально установленных камнях, мегалитах или на скалах.
О чем говорят наскальные рисунки
Похожие презентации:
Первая Мировая война (1914-1918)
Россия в системе международных отношений в XVII веке
Гражданская война́ в России (1917- 1922)
Февральская революция 1917 года
Первая русская революция 1905-1907 гг
Русская культура во второй половине XIX века
Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России
Смута (Смутное время) 1598 – 1613 гг
Индия в XVIII веке (8 класс)
История бренда BMW
1.
О чем говорят наскальные рисунки.Выполнили:Емельянова Ксения
Руководитель
проекта:
Ломовская Татьяна
Викторовна
2. Актуальность: тема «О чем говорят наскальные рисунки» важна тем, что мы узнаем о жизни и деятельности древних людей то, что еще не открыто. Г
Актуальность: тема «О чем говорятнаскальные рисунки» важна тем, что
мы узнаем о жизни и деятельности
древних людей то, что еще не открыто.
Гипотеза: мы хотим доказать, что еще
не все известно о древних людях и их
живописи.
3. Цели: научиться читать наскальные рисунки. Узнать, как жили древние люди, что они делали и чем занимались. Задачи: изучить справочную литера
Цели: научиться читать наскальные рисунки.Узнать, как жили древние люди, что они делали
и чем занимались.
Задачи: изучить справочную литературу и
найти наскальные рисунки разных эпох, узнать,
чем отличалась жизнь древних людей в разные
эпохи. Рассмотреть каждую из них, понять в
какое время, в какой пещере они были
созданы и о чем они рассказывают.
4. Создание пещерной живописи. Точное время создания пещерных росписей до сих пор установить не удалось. На стенах пещер изображены десятки к
Создание пещерной живописи.Точное время создания пещерных росписей до сих пор
установить не удалось. На стенах пещер изображены
десятки крупных животных, также тех которые уже
вымерли.
5. Находка пещерных росписей. Самые интересные пещерные росписи находятся в пещерах Альтамира в Испании и Ляско во Франции. До сих пор в Европ
Находка пещерных росписей.Самые интересные пещерные росписи находятся в пещерах
Альтамира в Испании и Ляско во Франции. До сих пор в Европе
найдено около полутора сотен пещер с росписями.
6. Функции наскальных рисунков. 1) Магическая 2) Историческая память 3) Космогоническая 4) Религиозная 5) Эстетическая
7. Техника и сюжеты. Для создания рисунков использовались красители различного происхождения: минерального, животного, растительного.
Растительнымиматериалами.
Минеральные
материалы.
Палеолит
Место
нахождения
рисунка
Пещера
Альтамира.
Испания.
Пещера
Ласко.
Франция.
Пещера
Ласко.
Франция.
Швеция.
Швеция.
Пещера
Альтамира.
(40-12 тыс. лет до н. э.)
Сюжет
Предназначение
Техника
Стадо бизонов.
Приносить удачу на
охоте.
Уголь,
Лошадь.
Приносить удачу на
охоте.
Уголь, острый
камень
Олени.
Приносить удачу на
охоте.
Уголь.
Знаки каких-то
обрядов.
Помогать в
совершение
обрядов
Изображали жизнь
Уголь.
Отпечатки ладоней
древних людей,
животные
Охота с луком и
стрелами.
Приносить удачу
на охоте.
Уголь, красный
камень.
Уголь.
Мезолит
(12-8 тыс. лет до н.э.)
Место
нахождения
Сюжет
Предназначение
Техника
рисунка
Испания
Сцена охоты.
Ласко
Бизоны, лоси, лошади.
Каповая
пещера
Слоны, лошади
Приносить удачу на
Красный камень
охоте
Приносить удачу на
Уголь, мел
охоте
Изображали животных. Красный камень
Люди, животные, обряды
Каповая
пещера
Приносить удачу в
совершение обрядов
Красный камень
Неолит
Место
нахождения
( 8-4 тыс. лет до н. э.)
Сюжет
Предназначение
Техника
рисунка
Горное
плато
ТассилинАджер.
Сахара.
Стадо скота у
деревни.
Приносить удачу в
приручение скота.
Острый камнь.
Отпечатки ладоней.
Оставляет о себе
информацию
(подтверждает свое
присутствие в этом
месте)
Для обрядов.
Уголь,
растительные
краски,
красный
камень.
Красный
камень, уголь.
Приносить удачу в
приручении скота.
Камни.
Пещера
Альтамира.
Пещера
Совершение обрядов
Альтамира. древними людьми.
Пещера
Ласко.
Скотоводство.
11. Мы рассмотрели разные наскальные рисунки и составили таблицу, где подразделили их по месту нахождения, сюжету, предназначению и техники. В
Заключение.Мы рассмотрели разные наскальные рисунки и
составили таблицу, где подразделили их по месту
нахождения, сюжету, предназначению и техники. В
результате исследования, мы обнаружили, что на
рисунках не отображаются взаимоотношения между
людьми (семейных, общественных и других). Но такие
отношения обязательно должны были быть. Из этого мы
можем сделать вывод, что найдены еще не все
рисунки, и людям еще не все известно о древних людях.
12. Используемые источники
1.http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/1_1_iskusstvo_pervoby
tnogo_obwestva.html
2.
http://www.studfiles.ru/preview/4241361/
3.
https://zavadskaya.wordpress.com/2011/11/03/искусство-древнегомира-первобытное/
4.
https://sites.google.com/site/mhk10klass/home/programma/ponatiehudozestvennoj-kultury/naskalnaa-zivopis
5.
http://otvet.expert/o-chem-govoryat-naskalnie-risunki-910813
6.
http://www.liveinternet.ru/users/5936654/post376767796
English Русский Правила
Наскальные рисунки | Определение, история, живопись, дизайн и факты
Куэва-де-лас-Манос («Пещера рук»)
Просмотреть все СМИ
- Связанные темы:
- Простой образный стиль петроглиф Панарамитный стиль Устьевой стиль Мими стиль
Просмотреть весь связанный контент →
наскальное искусство , рисунок, роспись или аналогичные работы на камне или камне, обычно относящиеся к древней или доисторической эпохе, хотя они продолжали практиковаться в некоторых районах Африки в 19го века и, возможно, позже. Наскальное искусство включает пиктограммы (рисунки или картины), петроглифы (резные фигурки или надписи), гравюры (вырезанные мотивы), петроформы (камни, выложенные узорами) и геоглифы (наземные рисунки). Изображенные древние животные, инструменты и человеческая деятельность часто помогают пролить свет на повседневную жизнь в далеком прошлом, хотя изображения часто носят скорее символический, чем репрезентативный характер. На одном сайте может быть искусство, относящееся к нескольким векам. Наскальные рисунки могли играть роль в доисторической религии, возможно, в связи с древними мифами или деятельностью шаманов. Важные объекты расположены в Европе, Азии, Африке, Австралии, Северной и Южной Америке.
Инструменты и техники
Наскальные художники использовали ряд техник и материалов. Чтобы рисовать или рисовать, они делали пигменты из тонко измельченной глины, минералов или древесного угля. Художники наносили пигменты в виде твердых частиц, как мел наносят на доску, или выдували пигмент на поверхность через трубу. Кроме того, они связывали пигменты с водой, мочой, кровью животных, растительными соками или яичным желтком и наносили смесь на поверхности с помощью пальцев или кистей, сделанных из шерсти животных, перьев или расколотых палочек. Гравюры делались пальцами на мягких стенках или кремневыми орудиями на твердых поверхностях.
Наскальные рисунки в Европе
Одними из самых ранних форм наскального искусства являются наскальные рисунки. Первой расписной пещерой, признанной палеолитической, то есть каменным веком, была Альтамира в северной Испании. Эксперты считают, что работа была проделана современными людьми ( Homo sapiens ) в несколько этапов между 36 000 и 15 000 лет назад. Обнаруженное там искусство представляет собой картины и гравюры, часто в сочетании; например, преобладающие фигуры бизонов были сначала выгравированы, а затем раскрашены. Эти изображения выполнены ярким бихромом красного и черного, а некоторые также имеют фиолетовые тона. Другие фигуры включают лошадей, оленей, антропоморфных персонажей, отпечатки ладоней и трафареты рук. Во многих случаях создатель изображений использовал естественные очертания поверхности скалы, чтобы придать работе трехмерность.
Франция также является домом для некоторых из самых известных образцов пещерного искусства, в том числе в пещере Ласко, недалеко от Монтиньяка. Искусство там создавалось в разные периоды, еще 17 000 лет назад. Он состоит из примерно 600 нарисованных и нарисованных животных и символов и почти 1500 гравюр. Картины были выполнены на светлом фоне в различных оттенках красного, черного, коричневого и желтого цветов. Местами явно использовались строительные леса, чтобы дотянуться до стен и потолка. Среди самых замечательных картин огромные изображения туров; любопытного вида двурогое животное (ошибочно прозванное «единорогом»), возможно, задуманное как мифическое существо; благородный олень с фантастическими рогами; многочисленные лошади; головы и шеи нескольких оленей, которые, кажется, переплывают реку; серия из шести кошачьих; два самца бизона; и редкая повествовательная композиция на дне шахты, которую по-разному интерпретировали как несчастный случай на охоте или как шаманскую сцену. Многие животные, представленные в Зале Быков, знаменитой галерее пещеры, — это быки, чьи головы изображены в профиль, а рога — спереди. Это пример «скрученной перспективы», когда подход художника более описательный, чем оптический.
Наскальные рисунки в Азии
Наскальные рисунки в Европе долгое время считались самыми ранними образцами фигуративного искусства, но открытия, сделанные в 21 веке, поставили это предположение под сомнение. Археологи смогли датировать наскальные рисунки в Индонезии примерно 40 000 лет назад. Работы включают трио похожих на коров существ на острове Борнео и массивную сцену охоты на острове Целебес (Сулавеси). На последнем изображено несколько териантропов, составных фигур человека и животного, которые, кажется, преследуют диких свиней и какого-то карликового крупного рогатого скота. На сайте также есть ручные трафареты, которые художник сделал, прижав чистую руку к поверхности камня и обдув ее пигментом через трубку.
Одна из крупнейших коллекций наскального искусства в Азии находится в западно-центральном штате Мадхья-Прадеш, Индия. В скальных убежищах и пещерах Бхимбетка есть более 100 картин, некоторым из которых более 10 000 лет. Более старые произведения, демонстрирующие большую жизненную силу и мастерство повествования, были отнесены к разным доисторическим периодам. Самые старые, относящиеся к периоду позднего палеолита (древний каменный век), состоят из крупных линейных изображений носорогов и медведей. Картины времен мезолита (средний каменный век) меньше по размеру и изображают не только животных, но и деятельность человека. Рисунки периода энеолита (ранний бронзовый век) демонстрируют представления ранних людей о сельском хозяйстве. Наконец, декоративные картины, относящиеся к ранним историческим временам, изображают религиозные мотивы, в том числе богов-деревьев и волшебные небесные колесницы. Наскальное искусство Бхимбетки дает редкий взгляд на последовательность культурного развития от ранних кочевых охотников-собирателей до оседлых земледельцев и их проявления духовности.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчасАфрика
Наскальное искусство в Африке разнообразно по тематике, технике и возрасту. Археологи находили картины и гравюры с изображением людей, животных и геометрических узоров в пещерах и на обнаженных скалах. Поскольку искусство на обнаженных скалах со временем может стереться, многие старые образцы африканского наскального искусства могли быть утеряны. Континент является домом не только для некоторых из самых старых произведений наскального искусства, но и для некоторых из самых последних. В некоторых районах производство наскального искусства процветало вплоть до 19 в.го века, в то время как в других это могло продолжаться и в 21 веке.
Самому раннему известному наскальному рисунку в Сахаре от 7000 до 12000 лет. Плато Месак на юго-западе Ливии является домом для тысяч изображений диких животных, выгравированных на склонах скал. Эти работы включают изображения слонов, жирафов, крокодилов, буйволов, страусов и гиппопотамов в натуральную величину, которые обычно обитают на пастбищах или в саваннах. Это говорит о том, что климат региона, хотя сегодня чрезвычайно сухой, когда-то был достаточно влажным, чтобы поддерживать среду обитания для таких существ. Точно так же известный пример наскального искусства, состоящий из наскальных рисунков двух жирафов в натуральную величину в месте, известном как Дабу, в северо-центральной части Нигера, предполагает более влажное и гостеприимное прошлое. У каждого жирафа есть линия, идущая от рта или носа к фигуре человека. Подобные мотивы были обнаружены и в других местах Сахары, но ученые не уверены в их значении.
В период с 1969 по 1972 год группа археологов, работавшая в пещере Аполлона-11 на юге Намибии (названной в честь миссии НАСА 1969 года, которая впервые высадила людей на Луну), обнаружила фрагменты скалы с рисунками фигур животных в черном, красном и белом цветах. Искусство было датировано примерно 30 000 лет назад. Археологи считали, что картины Аполлона-11 были самым древним искусством в Африке, пока в начале 21 века в Южной Африке не было сделано открытие: в пещере Бломбос, недалеко от побережья в провинции Западный Кейп, археологи нашли кусочки охры, на которых были выгравированы узоры. чем 75 000 лет назад.
Эти ранние образцы указывают на то, что человечество зародилось на юге Африки, но ученые считают, что большая часть наскальных рисунков в этом регионе была создана совсем недавно, от 10 000 лет до 19-го века и, возможно, до 21-го. Большая часть искусства была создана народом сан на территории нынешних Лесото, Малави, Мозамбика, Намибии, Южной Африки и Зимбабве. Сюжеты разнообразны, но обычно изображают канна (крупная антилопа). Есть также изображения людей и териантропов. На участке хребта Дракенсберг вдоль границы между Лесото и провинцией Квазулу-Натал в Южной Африке картины изображают людей с луками и колчанами на плечах. Более поздние наскальные рисунки показывают контакты с европейскими поселенцами, о чем свидетельствуют многочисленные изображения паровозов, кораблей, повозок, курительных труб и ружей. В Swartruggens, труднопроходимой местности на восточной окраине хребта Седерберг, к северо-востоку от Кейптауна, преобладающие темы наскального искусства включают фигуры в широкополых шляпах и сапогах или в юбках в форме колокола с сетчатыми узорами, популярный европейский стиль в 19век.
Австралия
Первые люди прибыли в Австралию примерно 65 000 лет назад, а археологи датируют наскальные рисунки аборигенов примерно 30 000 лет назад, но на континенте могут быть и более древние памятники. Наскальное искусство австралийских аборигенов включает в себя множество стилей и предметов, в том числе отпечатки ладоней и изображения животных, людей и фигур духов, некоторые из которых рассказывают истории о том, как были созданы земля и люди.
В одном из самых известных мест, скальном убежище Наварла Габарнманг, на плато Арнем-Ленд в северной Австралии, находится более тысячи картин разных периодов времени. С частями, датируемыми примерно 28 000 лет, изображения накладываются слой за слоем на потолке и на многих столбах из натурального камня, поддерживающих каменную крышу убежища. Часть картин выполнена в так называемом рентгеновском стиле, который встречается преимущественно в северной Австралии. Художник рисовал силуэт фигуры, а затем ее внутреннюю часть, часто изображая позвоночник, ребра и внутренние органы. В то время как в окрестностях преобладают изображения рыб, искусство в Наварла Габарнманг представляет кенгуру и других макроподов.
Петроглифы также можно найти в Австралии. Тысячи наскальных рисунков встречаются на участках полуострова Берруп на северо-западном побережье. Произведенные примерно 30 000 лет назад до середины 19 века, они изображают ряд предметов в различных стилях, включая геометрические узоры, человеческие фигуры и животных, некоторые из которых позже вымерли, в том числе тасманский тигр.
Северная и Южная Америка
Как в Северной, так и в Южной Америке есть наскальные рисунки в различных формах. Коренные американцы в западной и юго-западной частях нынешних Соединенных Штатов оставили множество петроглифов. Самые старые в Северной Америке датируются от 10 500 до 14 800 лет назад и расположены недалеко от Рино, штат Невада, в пустынной местности, которая когда-то была покрыта озером Виннемукка. Простые линии, завитки и формы, напоминающие бриллианты, деревья и цветы, были выгравированы на боках валунов. Ширина петроглифов варьируется от примерно 8 дюймов (20 см) до примерно 3 футов (1 метр).
На востоке Бразилии в Национальном парке Серра-да-Капивара есть картины, возраст которых может составлять от 25 000 до 50 000 лет. Если они окажутся такими старыми, искусство бросит вызов давнему мнению, что люди впервые мигрировали в Америку с севера через Берингов пролив около 13 000 лет назад. На картинах, расположенных в каменных убежищах на крутых скалах парка, изображены люди и животные, часто в таких сложных сценах, как охота, столкновения и сексуальная активность. Иногда людей изображают танцующими или движущимися в процессии. Красный олень — наиболее часто изображаемая фигура; другие животные включают броненосца, капибару, тапира, ягуара и ящерицу, а также ныне вымершую гигантскую нанду. Фигуры иногда окрашены в контур, заполнены или украшены узорами. Красный — самый распространенный цвет, но также использовались желтый и серый. В провинции Санта-Крус, Аргентина, в Куэва-де-лас-Манос («Пещера рук») есть перекрывающиеся отпечатки ладоней различных оттенков, представляющие собой одни из лучших примеров общего предмета в наскальном искусстве. Они датируются между 13000 и 9,500 лет назад. Хотя пещера получила свое название от отпечатков ладоней, в ней также есть сцены охоты и изображения таких животных, как гуанако.
Редакция Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Алисией Желязко.Первый наскальный рисунок | Национальный музей Австралии
Археологические раскопки Валининга (Пещерный холм)
Наскальные рисунки являются важной частью культуры первых наций в Австралии и дают представление о том, как люди жили и думали на этом континенте с самого раннего периода существования человека.
Билл Нейджи, мужчина Какаду:
Наша история на земле. Это написано в тех священных местах.
Петроглифы, северная Тасмания
Наскальные рисунки — старейший из сохранившихся видов человеческого искусства. По всей Австралии наскальные рисунки являются неотъемлемой частью жизни и обычаев коренных народов, восходящих к самым ранним временам поселения людей на континенте. Петроглифы (наскальные рисунки) и пиктограммы (рисунки) являются ключевым компонентом наскального искусства.
По оценкам исследователей, в Австралии насчитывается более 100 000 значимых памятников наскального искусства. Только в Национальном парке Какаду на Северной территории их более 5000.
Первые люди прибыли в Австралию между 65 000 и 80 000 лет назад. Австралийское наскальное искусство датируется примерно 30 000 лет назад, хотя, возможно, на континенте есть места гораздо старше.
«У нас нет [датированного] искусства, но мы нашли инструменты, которые использовались для создания искусства… около 50 000 лет назад», — говорит доктор Бруно Давид, археолог-антрополог из Университета Монаша.
Все культуры используют изображения, чтобы рассказывать истории, поэтому вполне вероятно, что со времени своего первого прибытия в Австралию коренные народы использовали произведения искусства в священных и общественных местах, чтобы придать форму своим повествованиям. Для коренных народов Австралии наскальные рисунки являются документами их продолжающейся истории с незапамятных времен.
Формы наскального искусства
Наскальное искусство состоит из картин, рисунков, гравюр, трафаретов, барельефов и фигурок, выполненных из пчелиного воска в скальных убежищах и пещерах. Он может принимать две основные формы: гравюры (петроглифы) и картины или рисунки (пиктографии).
Петроглифы создаются путем удаления камня с помощью клевания, удара молотком или истирания, чтобы оставить негативное впечатление.
Пиктограммы изготавливаются путем нанесения пигментов на камень. В рисунках используются сухие цвета, такие как уголь, глина, мел и охра (от бледно-желтого до темно-красновато-коричневого). В картинах используются влажные пигменты из минералов, которые наносятся пальцем или кистями из пережеванных палочек или волос. Иногда трафареты создаются путем выдувания цвета изо рта по контуру.
Вообще говоря, в наскальном искусстве Австралии используются два основных типа дизайна. В первом используются выгравированные геометрические формы, такие как круги, концентрические окружности, дуги, точки или следы животных.
Второй создает фигуративные формы, такие как нарисованные или выгравированные силуэты людей или животных. Эти фигуры могут быть как простыми очертаниями, так и более сложными конструкциями. Рентгеновское пигментное искусство Какаду, например, показывает внутренние органы человека и животных.
Однако внутри этих двух основных дизайнов возможны бесконечные вариации, в зависимости от предпочтений отдельного художника или культурных групп.
Петроглифы, северная Тасмания
Локация
Петроглифы были созданы практически на любой каменной поверхности, а образцы гравюры можно найти по всему континенту. Но примеры пиктограмм обычно сохранились только в более защищенных местах, таких как выступы или пещеры. Многие из этих мест считаются священными местами из-за их связи с верованиями коренных народов.
Охрана наскального искусства
Наскальное искусство является бесценным духовным, историческим и художественным ресурсом, но в связи с этим возникают различные вопросы, в первую очередь касающиеся того, как его лучше всего защитить.
Знания коренных народов о наскальном искусстве по-прежнему актуальны в Австралии и сегодня. Истории об этих произведениях искусства передавались в одних случаях через тысячи поколений, а в других — непосредственно от самих художников.
В Австралии семь объектов культурного наследия включены в Список национального наследия в знак признания их выдающегося культурного значения для нации: архипелаг Дампир, национальный парк Грампианс, национальный парк Какаду, пещера Коональда, национальный парк Улуру-Ката Тьюта, дикая местность Тасмании.
и Западный Кимберли.Все эти объекты получили наивысшую степень защиты в соответствии с Законом об охране окружающей среды и сохранении биоразнообразия 1999 г. . При надлежащем уходе и признании их культурной ценности они будут по-прежнему цениться грядущими поколениями австралийцев.
«Юмари», картина Ута Ута Тжангала, 1981 г. Ута Ута Тжангала (1925/6–1990) «был частью первоначальной группы художников в Папунье в 1971 году. В то время Ута Ута был садовником в школе Папунья. Его дружба с Джеффом Бардоном, который снабжал мужчин кистями, красками и досками, привела к участию дюжины других мужчин пинтупи в самом начале па… СписокПолноценный археолог: Майк Смит, археология пустынь и музеи
Закон об охране окружающей среды и сохранении биоразнообразия 1999 г.
Songlines: Tracking the Seven Sisters
Christophe Chippindale and Paul SC Taçon (eds), The Archeology of Rock-Art 9 0026, Кембридж University Press, Кембридж, Великобритания, 1998.