Пушкин — Я памятник себе воздвиг нерукотворный: стих, читать текст стихотворения «Памятник» Александра Пушкина
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкина
Черновик стихотворения был обнаружен Жуковским уже после смерти Пушкина. Оно датируется 1836 г. Впервые было опубликовано в посмертном издании произведений поэта (1841 г.).
Стихотворение положило начало продолжающимся до сих пор спорам. Первый вопрос касается источника, вдохновившего Пушкина. Многие считали произведение простым подражанием многочисленным одам русских поэтов на тему памятника. Более распространена версия о том, что Пушкин взял основные идеи из оды Горация, откуда и взят эпиграф к стихотворению.
Более серьезным камнем преткновения стали смысл и значение произведения. Прижизненное восхваление своих заслуг, убежденность автора в своей будущей славе вызывали нарекания и недоумение. В глазах современников это, как минимум, представлялось чрезмерным самомнением и дерзостью. Даже те, кто признавал огромные заслуги поэта перед русской литературой, не могли потерпеть подобной наглости.
Пушкин сравнивает свою славу с «нерукотворным памятником», который превышает «Александрийский столп» (памятник Александру I). Более того, поэт утверждает, что его душа будет существовать вечно, а творчество распространится по всей многонациональной России. Произойдет это потому, что на протяжении всей жизни автор нес людям идеи добра и справедливости. Он всегда защищал свободу и «милость к падшим призывал» (вероятно, к декабристам). После таких заявлений Пушкин еще и бросает упрек тем, кто не понимает ценность его творчества («не оспоривай глупца»).
Оправдывая поэта, некоторые исследователи заявляли, что стих является тонкой сатирой автора над самим собой. Его утверждения считали шуткой над своим непростым положением в высшем обществе.
Спустя почти два столетия произведение можно оценить по достоинству. Годы показали гениальное предвидение поэтом своего будущего. Стихотворения Пушкина известны по всему миру, переведены на большинство языков. Поэт считается величайшим классиком русской литературы, одним из основателей современного русского языка. Высказывание «весь я не умру» полностью подтвердилось. Имя Пушкина живет не только в его произведениях, но и в бесчисленных улицах, площадях, проспектах и во многом другом. Поэт стал одним из символов России. Стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» — заслуженное признание поэта, не дождавшегося этого от современников.
rustih.ru
Памятник — это… Что такое Памятник?
Памятник — (в узком смысле слова) сооружение, предназначенное для увековечения людей, событий, объектов, иногда животных, а также литературных и кинематографических персонажей. Чаще всего никакой другой функции, кроме мемориальной, памятник не несёт. Наиболее распространённые виды памятников — скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью, триумфальная арка, колонна, обелиск и т. д.
Монумент (лат. monumentum «воспоминание; памятник», от monere «внушать, напоминать, воодушевлять») — значительный по размерам памятник искусственного происхождения.
В архитектурном плане памятники организуют пространство, нередко памятники выполняют роль визуального центра площади или другого общественного пространства.
На кладбищах устанавливаются надгробные памятники, часто воспроизводящие символы религии умершего (например, крест на христианских кладбищах).
Все разнообразие памятников изучает общее памятниковедение, уделяющее особое внимание памятникам-символам.
Виды памятников
- По размещению
- Подводные памятники. В Египте, город Хургада, есть подводный памятник, изображающий акулу с вонзенным ножом.
История
Прообразами памятников в современном понимании этого слова были древние погребальные комплексы (например древнеегипетские пирамиды, надгробные памятники в некоторых странах Востока), однако у таких сооружений мемориальная функция ещё не превалировала над культовой и погребальной.
Первые полноценные памятники (то есть сооружения, несущие исключительно мемориальную функцию) появились в Древнем Риме. К ним относятся конные статуи императоров, мемориальные арки и колонны.
В средневековой Европе на памятных местах нередко устанавливали кресты (напр., Здудичский каменный крест). На Руси существовала традиция строительства храмов-памятников. Такие храмы сочетали в себе две функции — мемориальную и культовую.
Первые статуи-памятники появились в Европе в эпоху Возрождения. Образцом таких памятников служили древнеримские памятники императорам.
В XVIII—XIX веках возникают большие мемориальные сооружения, например получают распространение триумфальные арки (создающиеся по образу и подобию древнеримских).
В конце XX — начале XXI века распространение получили небольшие, «камерные» памятники-статуи. Часто они выполнены в натуральную величину и установлены не на постаменте, а прямо на уровне улицы.
Галерея
См. также
- Необычные памятники
Ссылки
Литература
Примечания
dic.academic.ru
ПАМЯТНИК — это… Что такое ПАМЯТНИК?
памятник — Памятник, это слово сочетается с последующим существительным (часто именем собственным) в дательном падеже – памятник кому, чему: памятник Пушкину, памятник «Стерегущему». Возможно и памятник в честь чего либо или кого либо: памятник в честь… … Словарь ошибок русского языка
Памятник — 1) в широком смысле объект, являющийся частью культурного наследия страны, народа, человечества. Совокупность памятников истории и культуры составляют движимые (являющиеся или способные быть объектами музейного показа) и недвижимые… … Художественная энциклопедия
Памятник «Орёл» — памятник Орёл … Википедия
памятник — мемориал, девташлар, статуя, обелиск, свидетельство, хачкар, прачеди, дольмен, ригведа, надгробие, монумент, артефакт Словарь русских синонимов. памятник 1. монумент, мемориал 2. см. свидетельство … Словарь синонимов
Памятник — здесь: мемориальное надмогильное сооружение (плита, стела, обелиск, изваяние), на котором могут быть указаны фамилия, имя, отчество захороненного, даты рождения и смерти и могут быть помещены изображения трудовых, боевых и религиозных символов, а … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ПАМЯТНИК — на твоей могиле будет плакать! Жарг. крим. Угроза расправы. Хом. 2, 137. Памятник Пищевикову. Разг. Шутл. Устар. Памятник В. И. Ленину во дворе Дома культуры работников пищевой промышленности в Ленинграде, где вождь Октября изображён маленьким и… … Большой словарь русских поговорок
ПАМЯТНИК — ПАМЯТНИК, 1) объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятник археологии, истории, искусства, письменности и т.п., обычно охраняемые специальными законами). 2) произведение искусства, созданное для… … Современная энциклопедия
ПАМЯТНИК — ПАМЯТНИК, а, муж. 1. Скульптура или архитектурное сооружение в память кого чего н. (выдающейся личности, исторического события). П. Пушкину. Надгробный п. П. обелиск. 2. Сохранившийся предмет культуры прошлого. Археологический п. Памятники… … Толковый словарь Ожегова
памятник — ПАМЯТНИК, мемориал, монумент … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
ПАМЯТНИК — 1) объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятники археологии, истории, искусства, письменности и т. п., обычно охраняемые специальными законами).2) Произведение искусства, создается для увековечения людей … Большой Энциклопедический словарь
dic.academic.ru
Памятники историческим событиям и личностям
Памятники историческим событиям и личностям
в Пскове и Псковской области1. Памятник княгине Ольге в Пскове
В дни празднования 1100-летия первого упоминания Пскова в летописи в Детском парке в центре города открылся памятник Святой Равноапостольной княгине Ольге работы скульптора Вячеслава Клыкова.
Монумент с изображением княгини Ольги, её внука князя Владимира и двенадцати псковских святых напоминает о тех, кто положил начало развитию и становлению русской государственности. Кто стоял у истоков православия и защищал свободу Пскова.
2. Памятник святой Равноапостольной княгине Ольге в Пскове
Установлен в 2003 г. в сквере около гостиницы «Рижская» в честь 1100-летия первого упоминания г. Пскова в летописи. Автор Зураб Церетели подарил памятник городу.
Княгиня Ольга изображена как воительница, правой рукой Ольга опирается на меч, левой на щит. На бетонном основании установлен гранитный постамент и сам памятник святой Равноапостольной княгине Ольге в доспехах с мечом и щитом. Постамент памятника высотой 3 метра изготовлен из цельного куска красного гранита Капустинского месторождения (Украина). Бронзовый памятник был отлит в мастерской «Литейный двор» в Санкт-Петербурге. Высота памятника с постаментом составляет 6,7 метра.
Зураб Церетели: «Я хотел
патриотизм выразить. Чтобы все были патриоты, страну защищали. И еще я хотел,
чтобы молодежи было понятно. Чтобы такой был образ, который создает дружбу
поколений». Ольга стоит с большим двуручным мечом и щитом, и больше всего
она напоминает девиц-воительниц из модного сегодня иллюстративного ряда
фэнтези. Чувствуется, что она этим мечом прекрасно фехтует и может не одну
дружину положить.
3. Памятник в честь 300-летия героической обороны Пскова
от войск Стефана Батория в Пскове
Находится в западной части площади
Победы. Памятник сооружен в честь 300-летия героической обороны Псковского
20-тысячного гарнизона, включая и мирных жителей города, против 100-тысячной армии Стефана Батория с
августа 1581 года по февраль 1582 года, безуспешно осаждавшей Псков.
В ходе обороны псковичи отразили 31 штурм и произвели сами около 50 вылазок. Памятник установлен по инициативе Псковского археологического общества на средства населения города. Заложен в 1881 г., возведен в 1897 г. на месте одного из петровских бастионов, где когда-то была братская могила защитников Пскова.
Памятник представляет собой холм высотою около 5 м, с расчищенной площадкой наверху площадью 80 кв. м, где по кругу рассажены деревья, в центре кирпичный оштукатуренный обелиск, огражденный металлической цепью, укрепленной на 8-ми столбиках.
Автор рисунка памятника кол. ассесор А.М. Кислинский-один из первых членов Псковского археологического общества. На обелиске мемориальная доска с надписью: «Памятник установлен в 1881 году в память 300-летия героической обороны Пскова от войск польского короля Стефана Батория в 1581 г.»
Рядом с памятником находится так называемый Баториев пролом, очевидно, названный так после решающего штурма поляков 8 сентября 1581 г. Тогда отрядам Батория удалось захватить Свинузскую и Покровскую башни, но прорваться в город они не смогли. Псковичи из пушки «Барс» (в те времена у каждой пушки было свое имя) стали бить по Свинузской башне. Заложенный пороховой заряд взорвал ее и засевших в ней врагов.
4. Бюст дважды Героя Советского Союза К.К. Рокоссовского в Великих Луках
Бюст дважды Героя Советского Союза маршала Советского Союза установлен в его родном городе — Великие Луки на Театральной площади перед колонным портиком центрального фасада драматического театра.
Автор памятника — народный художник БССР, лауреат Государственной премии, член-корреспондент АХ СССР З.И. Азгур. Архитектор Захаров Г.А.
Высота бюста — 0.8 м. Высота постамента — 2 м. Материал — серый полированный гранит. В композицию памятника включено обрамление в виде цветника с двумя рядами парапета из полированных гранитных блоков. На постаменте высечен следующий текст: «Указ президиума Верховного Совета СССР о награждении Героя Советского Союза Рокоссовского Константина Константиновича 2-й медалью Золотая Звезда.
За образцовое выполнение боевых заданий Верховного Главнокомандования по руководству операциями на фронте борьбы с немецкими захватчиками в районе Померании и Мекленбурга и достигнутые в результате этих операций успехи наградить 2-й медалью Золотая Звезда Героя Советского Союза Маршала Советского Союза Рокоссовского, соорудить бронзовый бюст с изображением награжденного и установить на постаменте на Родине награжденного. Председатель Верховного Совета СССР Калинин М. Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. Горкин. Москва.Кремль.1 июня 1945г.»
5. Памятник Александру Матросову в Великих Луках
В Великих Луках, на живописном месте по левому берегу р. Ловати на площади носящей имя Героя Советского Союза А. Матросова, у подножия древнего городища, рядом с крепостью, высится скульптурный памятник рядовому Александру Матросову.
Бронзовая фигура А. Матросова с автоматом в руке, застывшая в стремительном рывке к амбразуре дзота высится на гранитном постаменте. Высота статуи – 4,2 метра, постамента – 4,32 метра.
Основание памятника из полированных лабрадоритовых плит, тем же материалом облицован стилобат, на высоком пьедестале бронзовая фигура А.Матросова с автоматом в руке, застывшая в стремительном рывке к амбразуре дзота. На плите стилобата золотом надпись: -«Александр Матросов. 1924-1943».
У основания постамента написано: «Здесь покоится прах А.Матросова».
На мемориальной доске написано: «Александр Матросов 1924-1943 гг. гвардии рядовой 254 стрелкового полка 56 гвардейской дивизии. Александр Матросов в решающую минуту боя с немецко-фашистскими захватчиками за деревню Чернушки прорвавшись к вражескому дзоту, закрыл своим телом амбразуру, пожертвовал собой и тем обеспечил успех наступающего подразделения. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19.06.1943 г. гвардии рядовому Матросову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза».
Памятник входит в мемориальный комплекс, который включает парк вдоль берега реки от моста до городища; из парка к площади ведет асфальтированная дорога, обсаженная деревьями, в конце которой установлена бетонная стела с выложенными из белого камня цифрами: — «1941-1945». Гранитная лестница соединяет площадь с парком. В юго-восточной части площади могила А. Матросова и памятник над ней. В северо-западном углу площади на возвышенной площадке здание Краеведческого музея им. А. Матросова. От здания музея на запад ведет лестница, поднимающаяся ступенями на северный бастион крепости, где на постаменте установлен танк Т-34.
Авторы мемориального ансамбля: архитекторы А. Н. Белоконь (гл. архитектор проекта), А.С. Константинов, В.Е. Брайнос.
6. Бюст М.И. Кутузову в Пскове
19 сентября 1997 года в Пскове был торжественно открыт бронзовый бюст Михаилу Илларионовичу Голенищеву-Кутузову, установленный к 250 – летию со дня рождения знаменитого генерал – фельдмаршала в сквере у Псковского Академического театра драмы им. А.С. Пушкина напротив Дома Советов.
Автор памятника петербургский скульптор Виктор Михайлович Шувалов.
7. Монумент князю
Александру Невскому и русской дружине
на горе Соколиха под Псковом
Монумент князю Александру Невскому и русской дружине был открыт на горе Соколиха 24 июня 1993 г., в дни празднования 1090-летия г. Пскова. Монумент — один из ярких и значительных памятников монументального искусства Псковской области.
Авторы памятника, скульптор И. И. Козлов и архитектор П. С. Бутенко, запечатлели святого и благоверного князя Александра Невского в окружении русских дружинников из Пскова, Новгорода, Владимира и Суздаля. Огромная скульптурная композиция из бронзы и гранита, весом 163 тонны и высотой 30 метров, олицетворяет единство и неделимость Русской земли, ее соборность, в которой наши предки находили духовную мощь и опору, единство и неделимость русских земель.
При выборе места установки памятника учитывалось, что гора Соколиха находится на пути следования войск Александра Невского, псковских, новгородских, владимирских и суздальских полков на место Ледового побоища.
8. Памятник
Александру Невскому в селе Кобылье Городище
(Гдовский район Псковской области)
28 марта 1992 г. на территории села Кобылье Городище Гдовского района Псковской области в месте максимально приближенном к предпологаемому месту Ледового побоища, у церкви Архангела Михаила был установлен бронзовый памятник Александру Невскому и чуть дальше — деревянный поклонный крест.
В летописях с этой церковью связано последнее упоминание легендарного «Вороньего камня» (псковская летопись 1463 г.). Деревянный крест постепенно разрушался под действием неблагоприятных погодных условий. В июле 2006 г. к 600-летию первого упоминания с. Кобылье Городище в Псковских летописях он заменён на бронзовый. Авторов у монумента было несколько – Валентин Козенюк, Вячеслав Чулкевич и Георгий Козелл. Памятник изначально создавался для места Невской битвы в Усть-Ижоре, но монумент установили у Софийского собора в Пушкине. После этого, по договору с авторами монумента, на Ижорском заводе была отлита из бронзы авторская копия памятника. Её установили в Кобыльем Городище к 750-летию Ледового Побоища.
Архитектурная часть памятника изготовлена на Ижорских заводах (Колпино), бронзовый бюст Александра Невского отлит на заводе Монументскульптура им. М. Г. Манизера (С.-Петербург)
Бронзовый поклонный крест отлит в Санкт-Петербурге на средства меценатов Группы «Балтийские стали» (А. В. Остапенко). Прототипом послужил Новгородский Алексеевский крест. Автор проекта А. А. Селезнев. Отлит бронзовый знак под руководством Д. Гочияева литейщиками ЗАО «НТЦКТ», архитекторы Б. Костыгов и С. Крюков. При реализации проекта использованы фрагменты от утраченного деревянного креста скульптора В. Рещикова.9. Памятник-бюст Александру Невскому в Порхове
Памятник-бюст Александру Невскому в г. Порхов Псковской области был установлен в 1989 году в честь 750-летия города. Открытие и освящение памятника состоялось 29 июля 1989 года.
Право открыть бюст основателю города было предоставлено ветеранам Великой Отечественной войны Н.П. Вельдгрубе, Антонине Михайловне Шерпитис и второму секретарю райкома ВЛКСМ В. Никитину.
Памятник-бюст находится на пересечении проспекта Ленина и улицы Красноармейской.
В композицию памятника входит высокий постамент со скульптурой А. Невского и невысокий поребрик за ним из известняка. Поребрик с обеих сторон оканчивается памятными досками. Постамент с 4-х сторон украшен массивными чугунными плитами с узорами.
Барельефы на памятнике
10. Бюст Александра Невского в Пскове
Бюст великого полководца Александра Невского был торжественно открыт в Пскове 17 июля 2015 года на территории Псковского филиала Академии ФСИН, расположенного на Зональном шоссе.
Бюст любимого псковичами
полководца создан благодаря проекту «Аллея Российской славы»,
задуманному с целью возрождения патриотического духа российского народа.
Сегодня памятники, созданные архитекторами и скульпторами в рамках
проекта, уже установлены во многих городах страны.
Скульптор памятника Александру Невскому — Дементьев Анатолий Михайлович, высота памятника с постаментом – более 3 метров, вес – около 2 тонн. На постаменте надпись: «Слава на века гражданам, прославившим Россию».
Открытие
состоялось в день вручения 79 выпускникам академии дипломов о высшем
образовании. «При упоминании имени Александра Невского в сознании
возникает образ славного воина, хранителя целостности государства,
человека, обладающего не только острым умом и отвагой, но и высокой
духовностью. Несомненно, открытие памятника послужит нравственному и
патриотическому воспитанию молодых сотрудников, курсантов и студентов
Псковского филиала Академии ФСИН России», – отметил на открытии
генерал-майор внутренней службы Александр Крымов.
11. Памятник десантникам 6 роты Псковской дивизии ВДВ
Двадцатиметровый памятник у КПП Псковской дивизии ВДВ напоминает о геройски погибших десантниках 6-й парашютно-десантной роты 104-го ПДП. Бой в Аргунском ущелье Чечни продолжался с 29 февраля по 3 марта 2000 г. В бою погибли 84 военнослужащих, в том числе все 13 офицеров. В живых осталось шестеро солдат.
Рота загородила путь чеченским боевикам, пытавшимся прорваться из Аргунского ущелья в Дагестан. По данным командования, их было более двух тысяч против 90 десантников. Старшему было тридцать семь, младшему восемнадцать лет. На каждого псковского десантника приходилось по 27 боевиков.
Указом президента РФ 22 десантникам было присвоено звание Героя России (из них 21 — посмертно), 68 солдат и офицеров 6-й роты награждены орденами Мужества (63 из них — посмертно)
Автор 20-метрового памятника — псковский архитектор Анатолий Царик.
За основу взят парашют — главный символ десантника. В подножии расположен малиново-красный гранитный Георгиевский крест с фамилиями десантников. Он символизирует руку, сжимающую темные силы, которые взрывом разлетаются в разные стороны и одновременно — огонь, вызванный на себя (последними словами командира батальона Марка Евтюхина были: «Вызываю огонь на себя!»). Вверх устремлены 84 свечи — по числу погибших (вечером огоньки свечей горят). На внутренней стороне купола размещены точные копии автографов погибших десантников, взятые из их личных дел. Венчает купол Звезда Героя России.
Памятник десантникам 6-й роты сооружен согласно Указа Президента России N1334 от 21 июля 2000 года «Об увековечении памяти воинов-десантников». Открыт 1 августа 2002 года. 12. Мемориал Герою России Т.А. Апакидзе(Островский район Псковской области)
На трассе Санкт-Петербург — Киев в 65 километрах от Пскова, вблизи деревни Черепягино, стоит указатель к мемориалу Героя России Т.А. Апакидзе.
Тимур Автандилович Апакидзе (4 марта 1954 -17 июля 2001) — Герой России, военный лётчик-снайпер, генерал-майор авиации.
В общей сложности налетал 3580 часов на 13 типах самолётов. На счету Тимура Апакидзе 300 посадок на палубу крейсера в Чёрном, Средиземном морях, в Атлантике и на Севере. Входил в пятёрку пилотов, освоивших известную во всем мире «кобру Пугачёва» и «колокол».
Генерал-майор Т. А. Апакидзе начинал свою службу лейтенантом морской авиации в гарнизоне Веретье под г. Островом Псковской области. Трагически погиб 17 июля 2001 года во время показательных выступлений на празднике в честь 85-летия создания Морской авиации ВМФ России в Центре боевой подготовки и переучивания личного состава морской авиации под г.Островом Псковской области.
Т.А. Апакидзе, выполнив все фигуры высшего пилотажа на СУ-33, заходил на посадку, когда его самолёт, находившийся в 3 километрах от взлётно-посадочной полосы, «повёл себя неустойчиво», лётчику поступила команда катапультироваться. Однако, Т. Апакидзе не стал катапультироваться, стремясь сохранить самолёт. СУ-33 упал рядом с животноводческой фермой близ деревни Черепягино. На земле никто не пострадал. При столкновении с землей летчика выбросило из кабины самолета, он получил множественные переломы. По дороге в больницу Т.А. Апакидзе скончался. Похоронен Герой России 20 июля 2001 года на Троекуровском кладбище в Москве.
На месте гибели летчика создан мемориальный комплекс: памятная плита с мраморным барельефом Т.А. Апакидзе (подарок губернатора Мурманской области),
Поклонный крест и аллея молодых берез.
Поклонный крест из металла возвышается на постаменте, выложенном из булыжников. «А крест необыкновенный, высотой почти с водонапорную башню, сделанный из металла, так что по краям металл, он весь пронизан светом, если не увидишь своими глазами, это не сможешь себе представить.
Монумент и крест, дорожки, разросшийся сад — все огорожено. Вокруг посажены красивые цветы…» (из книги матери Т.А. Апакидзе Марии Марковны Ильенковой «Прерванный полет»).
На гранитной плите высечены слова: «На этом месте 17 июля 2001 года в 11 часов 46 минут трагически оборвалась жизнь Героя Российской федерации, Заслуженного военного летчика, Заместителя Командующего морской авиации ВМФ генерал — майора АПАКИДЗЕ ТИМУРА АВТАНДИЛОВИЧА».
В стороне от Поклонного креста — обелиск с барельефом Т.А. Апакидзе в летном шлеме: «Тимурику воздвигли монумент из большого камня, на котором его фотография и краткая биография.
На месте катастрофы разбили яблоневый сад… Я посадила 2 куста желтой сливы… Вокруг монумента цветы, и все, кто хочет, кладут свой камешек в общее оформление монумента…» (из книги матери Т.А. Апакидзе Марии Марковны Ильенковой «Прерванный полет»).
Любимец флота и товарищ мой
Ты соколом парил над океаном,
Над кораблями шел в крутой вираж,
И, глядя, как летаешь без изъянов,
Мы говорили: это сокол наш.
Посадки палубные, палубные взлеты,
Всегда настрой отменно деловой.
Тобой гордились флотские пилоты.
Ты был для них отец, а не герой.
Упал стремительно, как раненая птица,
В объятиях машины боевой
Моряк и летчик Тема Апакидзе,
Любимец флота и товарищ мой.
Хоть перестало сердце твое биться,
Ты вечно с нами пламенный пилот.
Стремительно летящий Апакидзе —
Таким тебя и будет помнить флот.
Начальник штаба Северного флота
вице-адмирал Михаил Моцак
Именем Тимура Автандиловича Апакидзе названа одна из центральных улиц в г.Остров-2, а на доме, где он жил, установлена памятная табличка.
Видеоролик «Мемориал Героя России Тимура Апакидзе под Псковом»
Вид со спутника GOOGLE (как проехать к мемориалу)
13. Памятник Героям Первой мировой войны в Пскове
22 августа 2014 года, в День Государственного флага Российской Федерации, в Пскове, в сквере на улице Вокзальной, состоялось торжественное открытие памятника Героям Первой мировой войны.
Автор проекта памятника — народный художник России Салават Щербаков, архитектор — Борис Пославский.
Памятник
выполнен из бронзы, его высота вместе с каменным постаментом и стелой
составляет около шести метров, высота скульптуры солдата – 2,2 метра.
Гранитный обелиск с позолоченным гербом Российской империи за спиной
солдата, принявшего позу «к бою!» — символ защиты своего Отечества.
В псковском памятнике увековечено знамя прославленного Псковского пехотного полка, который во время Первой мировой войны участвовал в боях на Юго-Западном фронте в составе 3-й пехотной дивизии 17-го армейского корпуса.
Изначально памятник намеревались установить в сквере у Золотой набережной. Однако после обсуждения с архитекторами и общественностью города было принято решение перенести место установки в предложенный Борисом Пославским сквер между двумя вокзалами.Памятник солдату Первой мировой войны торжественно открыт в Пскове
14. Памятник герою войны 1812 года
генерал-фельдмаршалу Петру Витгенштейну
29 августа 2014 года в городском парке г. Печоры открыли созданный в Петербурге памятник русскому генерал-фельдмаршалу, герою Отечественной войны 1812 года светлейшему князю Петру Витгенштейну.
Петр Христианович Витгенштейн (подробнее о П.Х. Витгенштейне — на сайте ЦБС г. Пскова) во время Отечественной войны 1812 года командовал первым пехотным корпусом. Остановив наступление наполеоновских войск 18-19 июля 1812 года у деревни Клястицы на границе Псковской и Витебской губерний, он спас Петербург, Псков и Великие Луки от завоевания. После войны псковичи решили увековечить память о славных событиях и построить Михайловский собор в Псково-Печерском монастыре.
Узнав об этом, Петр Витгенштейн принял активное участие по сбору средств на строительство. После постройки собора туда были переданы на вечное хранение знамя псковского ополчения, которым руководил П. Х. Витгенштейн, а на мемориальных досках выбиты имена героев.
Памятник герою Отечественной войны мог бы появиться в Печорах двумя веками раньше, еще при жизни Петра Витгенштейна. Но он сам отклонил эту инициативу со словами: «Если потомки сочтут нужным, такой памятник будет».
Установка памятника Петру Витгенштейну — это совместный проект Псковор-Печерского монастыря, Центра национальной славы и администрации Псковской области. Автором монумента стал председатель Санкт-Петербургского Союза художников, Заслуженный художник России, скульптор А.С. Чаркин.
Альберт Серафимович Чаркин рассказал, что при работе над бюстом его вдохновляла удивительная личность П.Х. Витгенштейна и сама Псковская земля, где много крови пролито в защиту Отечества. «Я был в этих местах, в Печорах, здесь все проникнуто духом истории, и воинской истории в том числе. Петр Христианович, хотя и происходил из немцев, но был настоящим русским патриотом. Его судьба складывалась непросто. А отчество его можно назвать говорящим, так как этот человек был истовым христианином», — отметил скульптор.
Памятник представляет собой бронзовый бюст, установленный на мраморном постаменте.
На церемонию открытия памятника из собора Архангела Михаила впервые за два века вынесли боевое знамя псковского ополчения 1812 года, командиром которого был П.Х. Витгеншейн.
www.pskovkid.ru
Значение слова «памятник» в 10 словарях
В узком смысле ≈ произведение искусства, созданное для увековечения памяти о людях и событиях. Для П., обычно являющегося средством пропаганды идей господствующего строя, характерна функция активного общественного воздействия; она проявляется не только в идейной программе, но и в самом характере размещения П., как правило, рассчитанного на обозрение его значительным числом людей. Важная роль в организации окружающего пространства ≈ необходимая черта художественного П. независимо от его типа.
Прототипами П. были погребальные сооружения древнейших человеческих обществ ≈ мегалиты и курганы , а также обелиски , пирамиды , и т. д. В последующие эпохи гробницы и надгробия нередко исполняли роль П., однако обычно под П. в узком смысле подразумевают произведения, в которых мемориальная функция отчётливо преобладает над погребальной или культовой (хотя последние могут и не исключаться).
В античности были созданы основные композиционные типы П., развивавшиеся и в последующее время: аллегория, или портретные статуи и скульптурные группы (группа тираноубийц Гармодия и Аристогитона в Афинах, 477 до н. э.; иллюстрации см. т. 7, табл. XXVIII, стр. 288≈289), конные статуи (статуя Марка Аврелия, бронза, между 161 и 180, в 1538 установлена на площади Капитолия в Риме; иллюстрации см. т. 1, стр. 7
, стелы , арки триумфальные , триумфальные колонны (колонна Траяна в Риме, 111≈114, архитектор Аполлодор из Дамаска). Широкое распространение обособленных скульптурных П., прославляющих определенную человеческую личность, начинается в Древней Греции; в искусстве эллинизма и Древнего Рима фигуры в подобных монументах уже значительно индивидуализируются. Античные П. помещались первоначально на священных участках, а с 6 в. до н. э.≈ в центрах городской жизни (например, на агорах). П. Древнего Рима, в особенности триумфальные арки и колонны, стали важными элементами пространственной композиции площадей-форумов. Наиболее характерные виды П. в средневековой Европе ≈ кресты, отмечавшие те или иные памятные места, а также (преимущественно на З.) скульптурные изображения донаторов в церквах. Традицией многих стран (в том числе допетровской Руси) было увековечение памяти о выдающихся событиях возведением культовых построек ( Василия Блаженного храм в Москве, воздвигнутый в честь победы над Казанским ханством).
Итальянские мастера кватроченто , опираясь на древнеримское наследие, вновь создают чисто светские монументы, иногда ≈ свободно стоящие (конные статуи кондотьеров: Гаттамелаты в Падуе, бронза, 1447≈53, скульптор Донателло, иллюстрации см. т. 8, табл. XVIII, стр. 512≈513; Коллеони в Венеции, бронза, 1479≈88, открыт в 1496, скульптор Андреа дель Верроккьо). Тенденции к пышной репрезентативности, наметившиеся в П. маньеризма , усиливаются в эпоху барокко и классицизма , когда П. (как правило, прославляющие монархов или полководцев) нередко играют важнейшую роль в городской застройке (П. Петру I, «Медный всадник», в Петербурге, бронза, 1768≈78, открыт в 1782, скульптор Э. М. Фальконе; иллюстрации см. т. 14, табл. XXII, стр. 320≈321).
В период позднего классицизма, или ампира, вновь получают распространение архитектурные монументы, обычно посвященные военным победам (арка на площади де Голля в Париже, 1806≈37, архитектор Ж. Ф. Шальгрен, иллюстрации см. т. 1, табл. XLVI, стр. 528≈529; Александровская колонна в Ленинграде). Со 2-й половины 18 в. всё чаще сооружаются П. выдающимся общественным деятелям и творческим личностям (памятники: И. А. Крылову в Ленинграде, бронза, 1848≈55, скульптор П. К. Клодт, иллюстрации см. т. 13, стр. 507; И. В. Гёте и Ф. Шиллеру в Веймаре, бронза, 1857, скульптор Э. Ричель), иногда камерные по характеру, рассчитанные на чисто ландшафтное окружение. С 19 в. большой популярностью пользуются также П. литературным героям. Сама организация постановки П. существенно меняется: если ранее вопросами сооружения П. ведали исключительно государственные учреждения (в России ≈ министерство двора), то в 19 в. отдельные П. создаются на средства, собранные различными общественными комитетами и комиссиями (например, памятник А. С. Пушкину в Москве, бронза, гранит, открыт в 1880, скульптор А. М. Опекушин, архитектор П. С. Богомолов; иллюстрации см. т. 17, табл. 1, стр. 16).
Нарастание психологической конкретности образа в скульптурном П. 19 в. порой сочетается с утратой монументальности и ансамблевой связи с архитектурой. Вместе с тем в конце 19 ≈ начале 20 вв. возникает ряд гигантских, подавляющих своими масштабами монументов, отражающих рост империалистических тенденций (памятник О. Бисмарку в Гамбурге, камень, 1901≈1906, скульптор Х. Ледерер). Усиление общественно-политической роли пролетариата отражается в П., славящих труд («Памятник труду» в Брюсселе, бронза, с 1880-х гг., открыт в 1930, скульптор К. Менье). В 20 в. особую актуальность обретает идея архитектурных и архитектурно-скульптурных мемориальных сооружений , как правило, посвященных памяти жертв 1-й и 2-й мировых войн. Трагические события и героические свершения военных лет послужили стимулом для создания ряда монументов, преодолевающих стилистический консерватизм многих П. 19 и 20 вв. и отмеченных острой экспрессивностью, метаморфической насыщенностью образов [П. «Разрушенный город» в Роттердаме, бронза, 1953, скульптор О. Цадкин; П. героям Варшавы («Варшавская Нике») в Варшаве, бронза, 1964, скульптор М. Конечный]. Интенсивно развивается новый тип неизобразительного П., лишённого аллегорических или портретных фигур и близкого по духу к архитектуре малых форм (П. жертвам 2-й мировой войны 1939≈45 в Милане, нержавеющая сталь, пластмасса, 1948, коллектив БПР).
С первых лет Советской власти проблема сооружения П., наглядно раскрывающих историю развития революционных идей и передающих пафос социалистического переустройства общества, рассматривалась как одна из важнейших задач искусства (это воззрение с наибольшей силой выразилось в ленинском плане монументальной пропаганды ). Если ранние советские П. чаще всего были невелики по размерам и по характеру близки станковой скульптуре, то для монументов 1920≈30-х гг. типичны решения, способствующие более активному включению П. в городской ансамбль или окружающую природу (памятник В. И. Ленину на Земо-Авчальской ГЭС, бронза, гранит, 1927, скульптор И. Д. Шадр, архитектор С. Е. Чернышев), многофигурные композиции, поясняющие основную мысль П. с помощью дополнительных образов (памятник Т. Г. Шевченко в Харькове, бронза, гранит, открыт в 1935, скульптор М. Г. Манизер, архитектор И. Г. Лангбард; иллюстрации см. т. 15, табл. XXIII, стр. 288≈289). Особенно широка программа сооружения П., посвященных подвигу советского народа в Великой Отечеств, войне 1941≈45; наряду с многочисленными мемориальными сооружениями воздвигнуты П., включающие реальные предметы (танки, артиллерийские орудия, самолёты), а также портретные монументы. Важную роль в патриотическом воспитании играет и практика создания бюстов дважды Героев Советского Союза и дважды Героев Социалистического Труда. В 1960≈1970-е гг. возросшие масштабы городских пространств предопределяют укрупнённую более лаконичную пластику скульптурных П., иногда ≈ использование символических неизобразительных форм. Необычайно многообразна тематика советских П.: посвященные выдающимся лицам и событиям прошлого и современности, они в совокупности представляют собой образную летопись наиболее прогрессивных тенденций в истории и культуре. Среди примечательных монументов 1950≈70-х гг.≈ П. А. С. Пушкину в Ленинграде (бронза, гранит, открыт в 1957, скульптор М. К. Аникушин, архитектор В. А. Петров), В. В. Маяковскому в Москве (бронза, гранит, открыт в 1958, скульптор А. П. Кибальников; иллюстрации см. т. 12, стр. 7
, К. Марксу в Москве (гранит, открыт в 1961, скульптор Л. Е, Кербель, архитектор Р. А. Бегунц и др.; иллюстрации см. т. 12, стр. 57), В. И. Ленину в Кремле (бронза, гранит, лабрадорит, открыт в 1967, скульптор В. Б. Пинчук, архитектор С. Б. Сперанский; иллюстрации см. т. 13, табл. XIX, стр. 368≈369), В. И. Ленину на площади Ильича в Москве (бронза, гранит, открыт в 1967, скульптор Г. Йокубонис, архитектор В. Чеканаускас; иллюстрации см. т. 11, стр. 79), В. И. Ленину в Берлине (гранит, открыто 1970, скульптор Н. В. Томский, архитектор Й. Нетер).
Лит.: Бринкман А. Э., Площадь и монумент как проблема художественной формы, пер. с нем., М., 1935; Круглова М., Монументы в архитектуре городов, М., 1952; Монументы СССР. [Фотоальбом], М., 1970; Историко-революционные памятники СССР. Краткий справочник, М., 1972; Советская скульптура наших дней, [1960≈1970, Сб. ст.], М., 1973; Ellenius A., Den offentliga konsten ochideologierna, Stockh., 1971; Keller U., Reitermonumente absolütistische Fürsten, Münch. ≈ Z., 1971.
А. В. Иконников.
znachenie-slova.ru
Памятник Великой Отечественной войны. Памятники историческим личностям и событиям :: SYL.ru
Нет в России семьи, где вам не расскажут о трагической потере близкого человека в годы Великой Отечественной войны. Тем событиям мы обязаны не только ужасными потерями, но и небывалым взлетом народного самосознания. Горе и страдание всегда делали людей чувствительными к несправедливости. Вспомните фильмы послевоенных лет – Голливуду с его заоблачными бюджетами никогда не приблизиться к тем шедеврам с их правдивостью и благородством.
То, как лежащая в руинах страна в считанные годы поднялась с колен, внушило обоснованный страх геополитическим врагам, а друзьям по соцлагерю – уважение и восхищение. История не сохранила подобных коллективных подвигов. И каждое свидетельство тех лет, каждый памятник Великой Отечественной войны оживляют у неравнодушных генетическую память, заставляя благородную, как в песне, ярость вскипать от зрелища наглых супостатов, старающихся умалить вклад русского народа в победу над мировым злом.
Могила Неизвестного солдата
Легендарный, воспетый в сотнях творений Вечный огонь, горящий в Александровском саду, олицетворяет все те миллионы безымянных жизней, брошенных в это символичное пламя войны. А то, что это самый известный из всех мемориалов, что он расположен в сердце страны, что у него круглосуточно несут караул современные герои, говорит о значимости жертвы и о благодарности выживших.
И сколько чувств вызывает короткая надпись – «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Когда читаешь эти слова, внутри все замирает – это сердце отзывается, вспоминая о великом горе, чувства цепенеют, представляя масштаб трагедии, а воображение рисует картины сожженных деревень и выстланных телами дорог — трупами тех, чьи имена никогда не узнают. На всех потомков тех страшных дней так действуют памятники, посвященные Великой Отечественной войне. Именно поэтому тяжело смотреть на кровавые события в братской Украине и на все несправедливые конфликты в мире, которых становится пугающе много.
Мамаев курган – монументальный памятник Великой Отечественной войне
Высота 102 – так помнят эту стратегическую точку на офицерском планшете те, кто проливал кровь на Сталинградском фронте. Получивший название во времена не менее тяжелые, Мамаев курган еще при нашествии татар служил опорным пунктом для защитников родной земли. И как будто созданный быть оплотом обороны, курган подтвердил призвание в годы нового нашествия нечисти.
Сухой военный язык вместе с громом пушек ушел в прошлое, а высота 102 стала Курганом славы. Почему современные памятники, посвященные Великой Отечественной войне, не вызывают того трепета и благоговения, которое охватывает при взгляде на творения периода восстановления страны от фашистского вторжения? Наверное, нужно пережить это историческое событие, с его болью, смертью и неотвратимостью, чтобы суметь передать значимость войны и феномена всеобщего объединения.
Родина-мать
Центральной фигурой на Мамаевом кургане выступает колоссальная фигура матери, ведущей в бой сыновей и дочерей войны. Нечто менее грандиозное было бы не достойно служить напоминанием о более чем полугодовой битве и 34,5 тысячах падших. Этот памятник Великой Отечественной войны в высоту достигает 85 м, а его вес колеблется в пределах 8 тысяч тонн. Но не только масштабность архитектуры заставляет с уважением замереть на высоте 102. Что-то в лицах и фигурах статуй не позволяет повысить голос, а мысли не могут рутинно перебирать домашние проблемы – в голову лезут непривычные мысли о героизме и самопожертвовании.
Дань павшим на Курской дуге
И хотя тяжело создать монумент так, как это сделает художник, прошедший по полям сражений, это не значит, что нужно забыть о новых творениях, прославляющих подвиги отцов. Особенно если речь идет о таком событии, как сражение на Курской дуге. Полтора месяца в кровопролитном 1943 году Россия и Украина сообща боролись за выживание в районе Курска. Числом невероятных потерь командованию удалось обратить противника в бегство.
И не слушайте тех, кто говорит о неподготовленности генералитета и о том, что стольких жертв можно было избежать. Мы противостояли превосходящим, отменно подготовленным частям, с лучшим оснащением и вооружением. На нас напали исподтишка, ударили в спину, а мы в одиночку справились с чудовищем. Никто не имеет право нас судить, пока мы помним и строим все новые памятники героям Великой Отечественной войны.
Несмотря на странные попытки извратить историю и обелить нацизм, мы помним героев и строим им новые памятники Великой Отечественной войны. Детям и взрослым, всем, кто идет за нами, останется величественная арка, увенчанная фигурой Георгия Победоносца. Вместе со статуей Жукова и могилой неизвестного солдата Курской земли она на сотни лет сохранит жертвы победителей в сердцах их детей.
Парк Победы на Поклонной горе
Как бы ни ругали нашу память о годах войны, памятников о тех временах в России не счесть. Хотя хотелось бы больше таких выдающихся, как парк Победы на Поклонной горе в Москве. Этот памятник Великой Отечественной войны занимает 135 гектаров, включая музей, посвященный подвигам солдат, монумент Победы и три храма. Главная достопримечательность – обелиск высотой 141,8 м. Эта цифра имеет сакральное значение – 1481 день продолжалась самая страшная и кровопролитная война в истории. Компанию обелиску составляют фигуры Ники – богини победы и Георгия Победоносца руки З. Церетели.
Маршалу Покрышкину
Богатая история памятников героям Великой Отечественной войны насчитывает сотни фигур и бюстов, посвященным конкретным личностям, внесшим вклад в дело победы. Одним из них является бюст трижды Герою Советского Союза, маршалу авиации Александру Ивановичу Покрышкину, установленный у него на родине – в Новосибирске. Начав войну молодым лейтенантом, 19 августа 1944 года Покрышкин становится первым троекратным героем страны.
Памятник Жукову в Москве
Самым знаменитым и многократно запечатленным в камне полководцем стал несгибаемый Георгий Константинович Жуков. Маршал Советского Союза, четырежды герой войны и кавалер двух орденов победы, он был не просто командиром – бойцы называли его батей. Он мог жить в окопах с простыми солдатами, стойко, как в уставе, перенося все тяготы. Как никто, часто в ущерб своим удобствам, радел за рядовой состав, чем нередко вызывал недовольство офицеров.
Памятник Великой Отечественной войны, посвященный Жукову, можно найти почти в каждом городе России. Это ли не свидетельство его заслуг и народного уважения? Но самый впечатляющий и знаменитый находится на Манежной площади в Москве. Это величественная фигура руки мастера Клыкова. Неудивительно, что такой человек, как Жуков, удостоился того, что так часто название памятников Великой Отечественной войны содержит эту легендарную фамилию.
Стоит ли помнить
История памятников Великой Отечественной войны составляет карту потерь и страданий человечества. Войны всегда были для человека повседневностью, и то, что сегодня в безопасности только те страны, которые могут атомным оружием гарантировано стереть с карты противника, говорит о том, что мир – это миф. К хорошему быстро привыкают. Но, как свидетельствует история, война необходима для развития – самые крупные взлеты в развитии наций происходят во время наивысшего напряжения. И бесчисленные памятники героям Великой Отечественной войны служат лучшим тому напоминанием и предупреждением.
www.syl.ru
Самые знаменитые отечественные памятники о Великой Отечественной Войне.
Здравствуйте уважаемые.Накануне праздника вспомним о некоторых памятниках знаменитых
Итак…
«Воин-освободитель» — монумент в берлинском Трептов-парке.
Скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский, художник А. В. Горпенко, инженер С. С. Валериус.
Открыт 8 мая 1949 года.
Высота — 12 метров. Вес — 70 тонн.
«Родина-мать» (Батьківщина-мати)
Автор мемориала — Евгений Вучетич;
После смерти Вучетича проект возглавил украинский скульптор Василий Бородай;
Скульпторы: Фрид Сагоян, Василий Винайкин. Архитекторы: Виктор Елизаров, Георгий Кислый, Николай Фещенко.
Открыта в составе музейного комплекса в 1981 году в День Победы.
Высота скульптуры «Родина-мать» (от пьедестала до кончика меча) — 62 метра.
Общая высота с постаментом — 102 метра.
В одной руке статуя держит 16-метровый меч весом в 9 тонн, в другой — щит размером 13×8 метров с гербом СССР (весом в 13 тонн).
Всё сооружение — цельносварное и весит 450 тонн.
Сам каркас начинается на глубине 17,8 метров (от входа в музей). На эту глубину уходит бетонный колодец диаметром 34 метра.
«Родина-мать зовёт!» — Волгоград.
Монумент является центральной частью триптиха, состоящего также из монументов «Тыл — фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Подразумевается, что меч, выкованный на берегу Урала, потом был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен после Победы в Берлине
Скульптор — Е. В. Вучетич. Инженер Н. В. Никитин
Скульптура сделана из предварительно напряжённого железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).
Общая высота памятника — 85 метров (сама скульптура)— 87 метров (скульптура с установочной плитой). Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры без меча — 52 метра. Масса памятника — свыше 8 тысяч тонн.
Статуя стоит на плите высотой 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй.
Памятник «Тыл — фронту». Магнитогорске. Он считается первой частью триптиха, состоящего также из монументов «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке.
Скульптор — Лев Николаевич Головницкий, архитектор — Яков Борисович Белопольский.
Материал — бронза, гранит. Высота — 15 метров.
Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы в Санкт-Петербурге
Скульптор: М. К. Аникушин. Архитекторы: В. А. Каменский,С. Б. Сперанский
Строительство 1974—1975 годы
Высота 48 м
Материал: бронза, гранит
«Мать-Родина»— в Санкт-Петербурге на Пискарёвском мемориальном кладбище.
Авторы ансамбля — архитекторы А. В. Васильев, Е. А. Левинсон, скульпторы В. В. Исаева и Р. К. Таурит («Родина-мать» и рельефы на боковых стенах), М. А. Вайнман, Б. Е. Каплянский, А. Л. Малахин, М. М. Харламова (горельефы на центральной стеле).
«Алёша» — памятник советскому солдату-освободителю, в болгарском городе Пловдив на холме Бунарджик («Холм Освободителей»).
Скульпторы В. Радославов и др., архитекторы Н. Марангозов и др.
Высота 10 метров
Прообразом памятника является рядовой сводной роты 3-го Украинского фронта Алексей Иванович Скурлатов, бывший стрелок 10 отдельного лыжного батальона 922 стрелкового полка, переведённый из-за тяжёлого ранения в связисты. В 1944 году он восстанавливал телефонную линию Пловдив — София. В Пловдиве Алексей Иванович подружился с рабочим телефонной станции Методи Витановым, участником болгарского Сопротивления. Методи Витанов передал фотографию Алексея скульптору Василу Родославову, и тот создавал памятник, основываясь на этом изображении
Мемориал — «Бресткая крепость — герой»
Мемориал «Брестская крепость-герой» построен по проектам скульптора Александра Павловича Кибальникова.
Скульптура «Непокорённый человек» в Хатыни
Архитекторы: Ю. Градов, В. Занкович, Л. Левин. Скульптор С. Селиханов. Торжественное открытие мемориального комплекса «Хатынь» состоялось 5 июля 1969 года.
Разорванное кольцо. (Коккарево. Ленинградская область)
Архитектор В. Г. Филиппов. Скульптор К. М. Симун, Инженер-конструктор И. А. Рыбин;
Приятного времени суток.
id77.livejournal.com