Что такое обелиск в древнем египте — Oh Italia
В статье расскажем о том, что такое обелиск, когда впервые зародился этот элемент архитектуры, разберем историю Луксорского обелиска.
Архитектура
Люди всегда уделяли искусству огромное значение, в том числе и архитектуре. Жизнь большинства древних цивилизаций мы знаем в основном благодаря сохранившимся строениям и элементам архитектурного стиля, к примеру, к таковым относятся пирамиды майя в Южной Америке. Конечно, далеко не все народы оставляли после себя столь значимые следы в истории, к тому же даже в наше время дома и прочие постройки в первую очередь используются с практической точки зрения, и вековой долговечностью с изысканными строительными решениями они не отличаются.
Наверное, наиболее известная историческая эпоха — это Древний Египет. И по сей день культура этого ныне мертвого народа вызывает восхищение. И, помимо пирамид, до наших дней дошел один очень важный для древних египтян такой архитектурный элемент, как обелиск. Так что такое обелиск, как он используется в наше время? Об этом мы и поговорим.
Определение
Обелиски использовались и в Древней Греции, но там они имели чисто практическое значение, к примеру, в качестве гномон (специальных указателей, прообразов часовых стрелок) солнечных часов. В то время как в Древнем Египте обелиск – это символ солнца, и, вообще, один из излюбленных элементов архитектуры и символизма. Рассмотрим более подробно историю египетских обелисков и их назначение.
Устройство и назначение
Египетские обелиски (по крайней мере те, что сохранились до наших дней) представляют собой монолиты, которые были высечены из однородной каменной глыбы. Обычно материалом выступал красный гранит, что добывался в Асуане. А устанавливались они попарно вдоль входов в храмы.
В силу несовершенства инструментов, изготавливались обелиски очень долго и кропотливо. К примеру, обелиск Хатшепсут высекали на протяжении семи месяцев. Теперь мы знаем, что такое обелиск. Рассмотрим основные характеристики.
Их стороны было принято покрыть иероглифами, чьи тексты в большинстве случаев сводились к прославлению богов и действующих фараонов. Иногда, если подобное сооружение имело особое значение, его покрывали сплавом золота с серебром. Правда, делалось это только с верхушкой обелиска. Так что в Древнем Египте обелиск – это важный элемент религиозного культа и символизма.
Историкам точно известно, что искусством изготовления обелисков египтяне владели уже во времена 4-й династии, но самые древние, которые сохранились до наших дней, датируются 5-й династией. Отличительная их особенность — это небольшой размер, чуть больше трех метров. Если говорить о тех, что сохранились до наших времен на том же месте, что и были установлены, то самым старым является обелиск Сенусерта. А наиболее высокий из законченных — тот, что установлен в Карнаке, высота его более 24 метров. К слову, по примерным подсчетам весит он 143 тонны. Как видим, обелиск – это сооружение, которое бывает очень разным по размеру.
Распространение
Постепенно из Египта обелиски стали распространяться по всему миру. Первыми странами, в которых появилась мода на них, были Палестина и Финикия. Правда, там их производили посредством составления из отдельных сегментов, что сильно упрощало процесс изготовления. Далее обелиски стали распространятся по Византии, Ассирии и даже Эфиопии. Немалое их количество было вывезено в Римскую Империю. К примеру, тот, что ныне установлен перед Латеранской базиликой в Риме, был создан в Карнаке, весит 230 тонн и высота его составляет 32 метра. Правда, первое, что приходит на ум, глядя на такой обелиск, как же его транспортировали? Даже в наше время перевозка подобного груза не такая уж и простая задача.
Во времена Ренессанса обелиски стали популярны среди итальянских архитекторов в качестве элементов общей композиции. А затем, начиная с середины XIX века по мере роста интереса общественности и историков к Древнему Египту, многие страны занимались тем, что бесконтрольно вывозили к себе различные предметы искусства и старины. К примеру, в Санкт-Петербурге на набережной Невы стоят сфинксы, но мало кто знает, что привезены они прямиком из Египта, и возраст их несколько тысяч лет.
Наше время
И в наши дни обелиски очень популярны как архитектурный элемент и как отдельная скульптура символического значения или памятник. Самым крупным является монумент Вашингтона в США, его высота составляет 169 метров.
В России же распространение обелиски получили, начиная со времен правления Екатерины II, и устанавливались в честь воинских побед и достижений. То есть можно самим определить значение слова «обелиск». Это архитектурный памятник, который выглядит как столб, сужающийся кверху.
Постепенно обелиски вышли из моды как элемент дизайна или архитектуры, однако стали использоваться в качестве памятников воинской славы. К примеру, очень часто можно встретить обелиски над братскими могилами времен Великой Отечественной войны. А в российских городах установлены памятники выдающимся историческим и военным деятелям прошлый лет, к примеру, обелиск в честь Минина и Пожарского в Нижнем Новгороде, на месте командного пункта Суворова на Бородинском поле и прочие.
Луксорский обелиск
В 1831 году правитель Египта Мехмет Али подарил Франции Луксорский обелиск, который изначально был воздвигнут в честь Рамзеса II. Уже в 1833 году он был доставлен в Париж и после королевского совещания установлен на площади Согласия, где и по сей день можно увидеть обелиск. Фото его предоставлено чуть выше. На нижней части монумента изображен процесс его доставки.
Египетские обелиски — монолитные, высеченные из однородной глыбы камня (как правило, асуанского красного гранита). Устанавливались попарно по сторонам от входа в храм. Из надписи у подножия обелиска Хатшепсут в Карнаке известно, что на его высечение ушло семь месяцев. Все четыре стороны египетских обелисков было принято покрывать иероглифами, прославляющими бога Ра и фараонов. Египтяне нередко придавали навершию обелиска пирамидальную форму и покрывали его электрумом (сплав золота с серебром).
Хотя доподлинно известно, что египтяне умели вытёсывать обелиски ещё во времена 4-й династии, наиболее древние сохранившиеся образцы относятся к правлению 5-й династии и отличаются небольшими размерами (не более 330 см в высоту). Из тех обелисков, что до сих пор стоят на первоначальном месте, наидревнейшим является обелиск Сезостриса I в Гелиополе. Тутмос I воздвиг в Карнаке обелиск высотой 24 метра, шириной в 180 см и весом в 143 тонны.
Из Египта мода на обелиски распространилась в Палестину и Финикию, где их было принято составлять из нескольких сегментов. Среди других цивилизаций известны Чёрный обелиск в Ассирии, Аксумский обелиск в Эфиопии и обелиск Константина в Византии.
Не менее дюжины обелисков было перевезено римскими императорами в Рим. Самый большой из древних обелисков — весом в 230 тонн и высотой 32 метра — происходит из Карнака и ныне стоит перед Латеранской базиликой в Риме.
В эпоху Ренессанса обелиски стали использоваться итальянскими архитекторами для решения градостроительных задач, в качестве композиционного акцента в архитектурных ансамблях площадей (пьяцца Сан-Пьетро, пьяцца дель Пополо). Следуя этой традиции, в XIX веке были вывезены из Египта три «иглы Клеопатры» (на самом деле — обелиски времён Рамзеса II), которые теперь стоят на площади Согласия в Париже, на набережной Темзы в Лондоне и в Центральном парке Нью-Йорка.
В России обелиски стали устанавливаться со времён Екатерины II в ознаменование крупных военных побед (Кагульский обелиск в Царском Селе, Румянцевский обелиск в Санкт-Петербурге). В 1985 году из монолитного гранита установлен пятигранный обелиск «Городу-герою Ленинграду» на площади Восстания.
Самый высокий существующий обелиск — монумент Вашингтона — был открыт в столице США в 1884 году;
его высота превышает 169 метров.
Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.
Обелиск — это памятник, который представляет из себя тонкую каменную стрелу с наконечником наподобие пирамиды. Первые и наиболее известные памятники такого рода воздвигались в Египте.
Египетские обелиски считаются настоящими обелисками, поскольку каждый из них скульпторы высекали из цельного куска камня. Некоторые из памятников, известных в США под названием обелисков, таких, как Банкер — Хилл или монумент Вашингтона. по форме своей только похожи на настоящие обелиски, но собраны из многих мелких камней, а не вытесаны из одного большого куска.
Древние египтяне верили, что обелиск является местом обитания духа Солнца. Обычно изготавливалось сразу два обелиска. Их парами располагали у входов во дворцы и храмы. Верхнюю часть часто покрывали блестящим металлом, например, золотом, которое отражало солнечные лучи. Надписи, выбитые на всех четырех сторонах, восхваляли фараонов, по чьему распоряжению эти обелиски были возведены.
Древние египтяне верили, что обелиск является местом обитания духа Солнца. Обычно изготавливалось сразу два обелиска. Их парами располагали у входов во дворцы и храмы. Верхнюю часть часто покрывали блестящим металлом, например, золотом, которое отражало солнечные лучи. Надписи, выбитые на всех четырех сторонах, восхваляли фараонов, по чьему распоряжению эти обелиски были возведены.
Все обелиски Древнего Египта вытесаны из гранитных глыб, добывающихся в карьерах неподалеку от Асуана. Размеры некоторых этих громадин превышали 25 метров в высоту. Но если вспомнить гигантские габариты самих пирамид Египта , то это становится совсем не удивительно.
Согласно приблизительным подсчетам, для того, чтобы только сдвинуть с места громадную каменную глыбу для обелиска, требовалось около 20 тысяч человек. Из карьера камни перетаскивали к берегу реки Нил. Там их погружали на баржи. По воде камни отправлялись в путешествие в другие города.
За всю историю своего существования обелиски Древнего Египта побывали во многих странах мира. Обелиски производили очень глубокое впечатление на древних римлян. После того, как римляне завоевали Египет в 30 году до нашей эры, они перевезли 15 обелисков к себе домой, в Италию. Никто так до сих пор и не знает, как им удалось это сделать.
Тот обелиск, который на сегодняшний день стоит перед Собором Святого Петра в Риме , был привезен в город примерно в то самое время. 16 веков спустя, в 1585 году, этот обелиск было решено перенести в сквер перед зданием собора. Для выполнения этой задачи потребовался почти целый год.
В XIX веке из Египта были вывезены еще три обелиска. Первый их них в 1836 году был установлен на Площади Согласия в Париже .
А третий обелиск расположился в Центральном парке Нью — Йорка в 1881 году. Интересно, что оба последних памятнкика — в Лондоне и в Нью — Йорке — называют одинаково: » Игла Клеопатры».
Обелиск : 1 комментарий
Возникает вопрос: ОБЕЛИСКИ Египта — чьи они? Кто построил эти великолепные памятники, и кому сейчас принадлежат эти образцы архитектуры прошлого?
Любопытно
10 самых старых обелисков вывезенных из Древнего Египта
Vkontakte
# Египет
# обелиск
Слово «обелиск» имеет греческое происхождение и обозначает «небольшой вертел». Первые обелиски появились в Древнем Египте, они обозначали место обитания духа Солнца и ставились парами возле самых главных храмов. Уникальные монументы высотой десятки метров показывали величие власти фараона и внушали священный трепет подданным. По форме представляют вертикальные четырехгранные колонны, высеченные из цельного куска камня, сужающиеся к верху и заканчивающиеся пирамидальным навершием. Первыми оценили величие древних обелисков римские императоры. Уже на пороге нашей эры эти следы исчезнувшей цивилизации и символы покоренных стран были перевезены в столицу Римской империи. В Средние века утраченные обелиски были восстановлены на площадях Вечного города по указанию понтификов. Сегодня главный город Италии считается столицей обелисков, их там сохранилось больше дюжины. В XIX веке Британия, Америка и Франция перевезли громадные колонны на свою территорию и сделали из них монументы. Загадки обелисков волнуют умы вот уже несколько тысяч лет. Ученые пытаются понять, как они изготовлены и установлены без камнерезных машин, мощных тягачей и подъемных кранов. Мистики связывают обелиски с масонами, тайными культами и «концентраторами энергии». Случайные прохожие и туристы попадают под обаяние этих древних и совершенных творений. До наших дней дошло чуть более двух десятков обелисков, вывезенных из Древнего Египта. О самых выдающихся и известных мы поговорим ниже.
Показать на карте
Лондон, Великобритания
Обелиск Игла Клеопатры в Лондоне
Был здесь
Хочу сюда
Около 1475 года до нашей эры по указанию фараона Тутмоса III пара гранитных обелисков была установлена перед храмом бога Ра в египетском городе Гелиополь. К началу нашей эры обе стелы перевезены римлянами в Александрию и стояли в Кесариуме — храме, построенном царицей Клеопатрой в честь Марка Антония. Иероглифы на гранях столба содержат знаки Тутмоса III и хвалебные песни «сыну бога Солнца», позже Рамзес II дописал к ним свое имя. На набережной Виктории в Лондоне обелиск оказался в 1878 году. Сложнейшую операцию по транспортировке монолита высотой 21 метр и весом в 224 тонны оплатил английский хирург сэр Эразм Уилсон.
Нью-Йорк, США
Обелиск Игла Клеопатры в Нью-Йорке
Был здесь
Хочу сюда
Как только газеты сообщили о перевозке первого обелиска в Британию, американцы загорелись идеей заполучить вторую «иглу». Дорогостоящую транспортировку 224-тонного монолита и 50-тонного пьедестала оплатил магнат У. Вандербильт. После традиционной закладки масонского краеугольного камня в основание, обелиск установили в Центральном парке Нью-Йорка (1881 год). Еще когда римляне перевозили обелиск в Александрию, повредили основание, поэтому античные мастера отлили из бронзы четыре краба-опоры по 400 кг каждый. Сегодня две сохранившиеся оригинальные фигуры хранятся в музее Метрополитэн, а их место занимают копии.
Стамбул, Турция
Обелиск Феодосия
Был здесь
Хочу сюда
Еще два обелиска, созданные при фараоне Тутмосе III, установлены возле Карнакского храма в 1460 году до н.э. в честь 30-летия его пребывания на троне. Надписи на гранях превозносят победы правителя в Месопотамии. В 357 году н.э. по воле императора Константина II оба столба доставили в Александрию, тем самым отметив 20-летие его правления. Первоначально стелы были огромны — почти 38 метров высотой и по 543 тонны весом.
Рим, Италия
Латеранский обелиск
Был здесь
Хочу сюда
Второй обелиск из Карнакского храма, хотя и был доставлен в Александрию, но не был воздвигнут. В 357 году н. э. его отправили в Рим и установили в Большом цирке, как указатель поворота, где он стоял до краха Римской империи в V веке. Обломки стелы были обнаружены среди руин цирка при папе Сиксте V, понтифик поручил реставрацию зодчему Доменико Фонтана. В 1588 году обелиск установили напротив Латеранской базилики на пьедестале и украсили крестом, мотивируя это памятью о христианском императоре Константине. Несмотря на утрату части фрагментов, столб остается самым высоким в мире обелиском древнего Египта — гранитный монолит весом 330 тонн поднимается на 37 метров.
Париж, Франция
Луксорский обелиск в Париже
Был здесь
Хочу сюда
Фараон Рамзес II отметился не только надписями на чужих монументах, но и создавал свои. Около 1300 года до н.э. пара колонн была поставлена перед храмом Амон-Ра в Луксоре. На гранях начертаны хвалебные слова в честь правителя, объявившего себя сыном бога солнца Ра. В 1830-х годах обелиски подарены Франции, но в Париж перевезли один, второй так и остался стоять слева от входа в храм. Колонну высотой 22,8 метра и весом 250 тонн доставили в Париж и подняли на площади Согласия в 1836 году. Позолоченная пирамидка на вершине восстановлена в 1998 году к визиту в Париж президента Египта Хосни Мубарака.
Флоренция, Италия
Обелиск Боболи
Был здесь
Хочу сюда
Другая пара обелисков имени Рамзеса II за 1300 лет до н. э. украшала главный храм бога Атума, покровителя Гелиополиса. В первом столетии нашей эры эти не слишком высокие колонны были перевезены в Рим императором Домицианом и помещены в храме Исиды. В XVI веке одну стелу выкупил кардинал Фердинанд Медичи для своей римской виллы. В 1790 году шестиметровый обелиск весом 9 тонн перевезли в сады Боболи и поставили в центре амфитеатра. На верху монолита находится позолоченный шар, на пьедестале под ним — четыре черепахи. Надписи прославляют Рамзеса, называя его «возлюбленным сыном Атума и Ра».
Обелиск Боболи
Рим, Италия
Обелиск Догали
Был здесь
Хочу сюда
Второй обелиск из храма Атума, привезенный в Рим императором Домицианом, археолог Рудольфо Ланчиани обнаружил в 1883 году в церкви Санта-Мария-сопра-Минерва. Из шестиметрового обелиска сделали монумент солдатам, павшим в битве при Догали в ходе итало-эфиопской войны 1887 года. Общая высота памятника — почти 17 метров, на табличках, прикрепленных к постаменту, начертаны имена 500 погибших воинов.
Рим, Италия
Обелиск Фламинио
Был здесь
Хочу сюда
Обелиск Фламинио построен в период правления фараонов Рамзеса II и Мернептаха в 1300-е годы до н. э., находился в храме Солнца города Гелиополиса. В 10 году н. э. доставлен в Рим по указанию императора Октавиана Августа вместе с обелиском Монтечиторио. Также как и Латеранский обелиск, стоял в Большом цирке, и вместе с ним был найден среди руин расколотым на три части. По указанию папы Сикста V отреставрирован зодчим Доменико Фонтана и установлен на площади Пьяцца дель Пополо в 1589 году. Высота египетского обелиска 24 м, вес — 235 тонн, общая высота монумента вместе с крестом и постаментом — 36,5 м. Иероглифы содержат имена Рамзеса II и его сына Мернептаха.
Рим, Италия
Обелиск Монтечиторио
Был здесь
Хочу сюда
Вместе с обелиском Фламинио император Октавиан Август в 10 году н.э. привез из Гелиополиса еще одну граненую колонну весом 230 тонн и высотой 22 метра. Правитель решил сделать из нее гномон для гигантских солнечных часов. Ранее обелиск принадлежал фараону Псамметиху II из Саисской династии, занимавшему трон Египта в 595 — 589 годах до н. э. Примерно в X веке обелиск упал и был засыпан мусором. Остатки римских солнечных часов обнаружили в 1502 году, однако полная реставрация проведена только в 1793 году по указанию папы Пия VI. Архитектор Д. Антинори восстановил обелиск-гномон на площади Пьяцца ди Монте-Читорио, однако время они показывают неточно.
Ватикан, Ватикан
Ватиканский обелиск
Был здесь
Хочу сюда
Благодаря Октавиану Августу, в Александрию из Гелиополиса прибыл еще один обелиск, принадлежавший ранее неизвестному фараону. В 37 году нашей эры колонну по приказу императора Калигулы доставили в Рим и установили в Цирке Нерона. Свое современное место гранитная стела высотой 25,5 метров заняла в 1586 году. Соответствующее указание дал папа Сикст V, а исполнил Доменико Фонтана. Сто лет спустя архитектор Джованни Бернини, проектируя площадь Святого Петра, сделал обелиск доминантой площади, а также украсил его гербами семьи Киджи.
Ватиканский обелиск
ИГЛЫ ФАРАОНА: как три древнеегипетских обелиска преодолели полмира
На глазах у Клеопатры и королевы Виктории, разделенных 19 веками, потерянные в море и перетаскиваемые через Манхэттен: невероятная история обелисков Парижа, Нью-Йорка и Лондона, рассказанная Кейт Тайон в The Daily Beast, полна инженерных подробностей!
В самом центре Парижа, в нескольких шагах от Большого дворца и Лувра, находится памятник, уникальный среди бесчисленных статуй и памятников города. Каменная глыба высотой 75 футов, Луксорский обелиск стоит в центре площади Согласия, и его золотая пирамидальная шапка отражает свет в солнечные дни. Со всех сторон выгравированы ряды древнеегипетских иероглифов, увековечивающих великие дела фараонов. Это особенно неуместно.
Подобный обелиск стоит на северном берегу Темзы в Лондоне, этот обелиск местами изношен веками насилия и испещрен шрапнелью от бомбы Первой мировой войны. Его близнец находится на другом берегу Атлантического океана, на холме позади Музея искусств Метрополитен в Центральном парке Нью-Йорка. Во всех трех местах обелиски намного старше городов, в которых они стоят.
Как эти обелиски оказались так далеко от дома, вне места и контекста?
Каждый был свидетелем столетий войн и смут. Они были разрушены землетрясениями и сожжены персидскими войсками. Их переправили вверх по Нилу и затеряли в песках Сахары. На них смотрели Клеопатра и королева Виктория с разницей в 19 веков. Один был потерян в море. Один тащили по улицам Манхэттена.
История их изгнания из Египта — свидетельство высокомерия европейского империализма XIX века, идущего по пути промышленного и политического прогресса. Это история войны и империи, технического прогресса и культурного обмена. Это история искусства и архитектуры вне времени и места.
И эта история начинается с Наполеона Бонапарта.
За годы до того, как он поднялся и стал править Францией в качестве императора, Наполеон был молодым выскочкой-генералом, пробивавшимся через Европу в защиту суверенитета молодой республики. Его план состоял в том, чтобы переправить армию через Средиземное море в Египет, который тогда находился под контролем Османской империи, и продвинуться на восток, в Сирию. Французский контроль над этим регионом должен был нанести вред Великобритании, отрезав ее от ее обширных колониальных владений в Индии.
Наполеон прибыл в порт Александрии 1 июля 1798 года с примерно 25 000 солдат. Хотя он и добился некоторого успеха, в 1799 году ему пришлось отступить во Францию, а Египет вернулся к поддерживаемым Британией османам в 1801 году.
Победившие британские войска искали сувенир, которым могли бы отметить свой триумф. На берегу гавани Александрии они нашли идеального кандидата: там, погребенный в песке и грязи, лежал обелиск длиной 68 футов, близнец более известной «Иглы Клеопатры», стоявшей неподалеку.
Древние египтяне называли обелиски «техэну», что означает «пронзить небо». Они были посвящены богу солнца Ра и символически изображали солнечные лучи. Слово «обелиск» возникло столетия спустя, от греческого слова «обелискос», что означает заостренный предмет, обычно вертел для приготовления пищи на огне.
Оба александрийских обелиска были первоначально воздвигнуты около 1400 г. до н.э. в Гелиополисе, недалеко от современного Каира. Они украшали то, что на тот момент было одним из величайших храмовых комплексов Нового царства Египта, периода династической стабильности, продолжавшегося примерно с 1570 по 1070 год до нашей эры. Храм и большая часть Гелиополя были разрушены в 525 г. до н.э. вторгшейся персидской армией, а обелиски были повалены на землю.
Они оставались ниц в том месте, где упали, до I века до н. э., когда их перевезли в Александрию для использования в «Кесарии» (Caesareum), храме, посвященном цезарям. Там они возвышались над всем насилием и интригами шести веков римского правления; фараоновская линия Египта драматически закончилась самоубийством Клеопатры в 30 г. до н.э.
Христианство получило распространение в римском Египте, Александрия стала центром религиозной деятельности. Caesareum был преобразован в христианскую церковь в 3 веке нашей эры. Именно там, в тени обелисков, языческий философ Гипатия Александрийская была забита до смерти и сожжена толпой христиан в 415 году нашей эры.
Александрия оставалась под властью Рима до 646 г. н.э., когда она и остальной Египет пали перед арабскими захватчиками. Город пришел в упадок, так как близлежащие портовые города, такие как Розетта, приобрели известность. Обелиски оставались стоять вместе, пока сильное землетрясение в 1303 году н. э. не повалило один из них на землю. Он пролежал там, увязнув в иле береговой линии, следующие 500 лет.
Уцелевший обелиск стал достопримечательностью города, известным в просторечии как «Игла Клеопатры». Тот факт, что он, вероятно, не был установлен в Кесарии до нескольких лет после ее смерти, не имел большого значения. Через призму романтизированной истории царица Клеопатра и обелиск уединенной гавани символизируют древнеегипетское наследие Александрии. Название обелиска «Игла Клеопатры» помогло связать город с давно утраченными днями славы.
Британцы составили планы отвезти упавший обелиск домой в Лондон в качестве трофея своей победы. Затонувший французский фрегат был поднят из бухты, чтобы действовать как пирс, с помощью которого камень можно было затолкнуть в британский корабль для транспортировки, но поднялся шторм и смыл фрегат. Вскоре после этого британский флот снялся с места и покинул Александрию, оставив обелиск лежать на новом месте.
В течение следующих двух десятилетий Великобритания пыталась заполучить обелиск в качестве подарка дружбы от египетского правительства. В письме, написанном в 1820 году Сэмюэлем Бриггсом, британским консулом в Александрии, говорилось, что он должен быть «уникальным в своем роде в Англии и, следовательно, может считаться ценным дополнением к украшениям, разработанным для британской метрополии».
Обелиск был подарен Великобритании, но средств на его транспортировку не было. Владелец земли, где он лежал, пригрозил разделить его для строительства. Тем не менее, несмотря на различные попытки и творческие махинации в последующие десятилетия, британский обелиск продолжал ждать в грязи в Александрии.
Чтобы не отставать, французы договорились о приобретении другого обелиска, «Игла Клеопатры», в 1820 году. Тогда они тоже почти отказались от своего подарка из-за нехватки средств и адекватного плана, как вывезти его из Египта. Он продолжал знаменовать гавань Александрии, как и на протяжении веков.
В 1829 году известный ученый Жан-Франсуа Шампольон (которому приписывают первую в истории расшифровку иероглифов) написал французским властям о превосходной паре обелисков в храме Луксора. Он настоятельно предлагал обеспечить их безопасность для Франции, даже если это означало отказ от их претензий на «Иглу Клеопатры» в Александрии. Он считал, что, несмотря на меньшую известность, они были гораздо более ценными художественными и археологическими образцами.
29 ноября 1830 года хедив (наместник) Египта Мухаммед Али Паша уступил владение всеми тремя обелисками в знак «своей благодарности Франции за многочисленные знаки доброты и дружбы, которые проявлялись к нему в разное время». Огромная деревянная транспортная баржа под названием Louqsor была собрана в Тулоне, на средиземноморском побережье Франции, и 3 мая бросила якорь в гавани Александрии. Ее экипаж перешел на флотилию меньших речных судов и вошел в Нил в Розетте, направляясь в Луксор.
Они прибыли месяц спустя, засвидетельствовав то, что Шампольон описал как «город сотни врат, с дворцами, сфинксами и колоссальными памятниками, свидетельствующими о былом величии и последующем упадке».
Луксор в 1830-х годах находился в столетии от того, чтобы стать международным туристическим центром. Моряки обнаружили сонный фермерский поселок, заполненный наполовину захороненными храмами и памятниками. Необходимо было снести около 30 домов, чтобы французские рабочие опустили обелиск и вытащили его к реке. После какофонических переговоров, организованных государственным переводчиком по имени Ибрагим, было достигнуто соглашение, согласно которому каждому владельцу собственности была выплачена компенсация. Позже выяснилось, что Ибрагим получил значительный откат за свою роль в посредничестве.
Около 400 местных мужчин, женщин и детей были задействованы в сносе домов и последующем углублении канала, что позволило барже тянуться перпендикулярно берегу для облегчения погрузки её древнего груза. Местные жители, большинство из которых никогда раньше не видели такой большой корабль, в вящем ужасе сравнивали его с «плавучей мечетью».
Французы выбрали западный обелиск, ближайший к реке, по той очевидной причине, что его было легче унести, чем его близнец. 200-тонный камень высотой 75 футов заключили в деревянную оболочку для подготовки к спуску, но вспышка холеры убила многих местных рабочих, а также нескольких французов. Это задержало, но не остановило команду, разрабатывающую сложный набор шкивов, которые рассредоточили вес и напряжение опускающегося монолита, позволив ему мягко упасть на гусеничное полотно, которое было сконструировано так, чтобы нести его к Луксору.
Утром 24 октября 1831 года, почти через пять месяцев после высадки экипажа в Луксоре, все, наконец, было на месте. Была отдана команда, и обелиск поэтапно спускали. Медленно и с большим трудом огромный камень вывели в горизонтальное положение и потащили к ожидающему кораблю. Наконец, 19 декабря он был на борту, французы ликовали: 4,5 месяца чрезмерного труда, испытаний и страданий были вознаграждены полным успехом.
Затем команда ждала восемь утомительных месяцев в Луксоре, пока воды Нила не поднимутся достаточно высоко, чтобы спустить тяжело загруженный корабль и они могли плыть на север. Он отправился 25 августа и достиг Розетты 1 октября, где команда оказалась в ловушке еще на три месяца из-за низкой воды. Наконец, выйдя из Нила, корабль проследовал в Александрию, где до апреля находился в ловушке из-за непогоды. В ночь на 10 мая 1833 года «Луксор», наконец, достигл порта Тулона. Там команду поместили на карантин еще на месяц.
Корабль прибыл в Париж в декабре того же года, но ему пришлось подождать до августа следующего года, чтобы течение Сены стало достаточно низким и спокойным для выгрузки обелиска. После всего этого времени и усилий – когда он, наконец, добрался до своего нового дома на площади Согласия, для него не было подготовлено никакого пьедестала.
236-тонный блок был доставлен из Бретани для обработки. Наконец, 25 октября 1836 года Луксорский обелиск был поднят на место с использованием обратной реализации тех же методов, которые использовались для его опускания из бывшего дома в Египте. Адмирал ВМС США Ситон Шредер отметил, что обелиск был «перенесен из безмолвных руин величайшего города древнего мира в самую яркую и веселую из современных столиц». Он водружен именно там, где всего 43 года назад были казнены король Людовик XVI и Мария-Антуанетта.
Несмотря на официальное владение обоими обелисками в Луксоре, Франция никогда не пыталась перевезти близнеца обелиска, установленного в Париже. Также они никогда не пытались привезти Иглу Клеопатры из Александрии. Похоже, их вполне удовлетворил опыт перевозки по морю одного древнего 200-тонного монолита. Спасибо, что называется, достаточно, больше не нужно.
По ту сторону пролива в Англии продолжались дебаты по поводу британского обелиска, который теперь неправильно назывался «Игла Клеопатры». Одно предложение за другим представлялось в парламент, но реализовать его не получалось из-за финансирования. Тем временем в Египте охотники за сувенирами уже почти расколотили его, сочтя уязвимое положение на земле обелиска слишком соблазнительным, чтобы сопротивляться соблазну.
Один британский путешественник с молотком, пойманный за отломом части иероглифа в 1859 году, заявил, что он знал, что это принадлежит Великобритании: «и, как один из представителей британской нации, я хочу получить свою долю».
Находясь в Париже в 1867 году, британский генерал-лейтенант по имени сэр Джеймс Э. Александер был поражен видом великолепного египетского памятника этого города на площади Согласия. Увидев это, он вспомнил о заброшенном британском обелиске в Александрии и предпринял согласованные усилия, чтобы исправить ситуацию.
Следующие восемь лет он работал над финансами и логистикой проекта. Были высказаны десятки идей, как можно безопасно перевезти обелиск в Лондон. За десятилетия, прошедшие с тех пор, как Франция приобрела свой обелиск с помощью деревянной баржи, был достигнут значительный технический прогресс. В 1840-х годах в судостроении произошла революция в связи с появлением корпусов из кованого железа, и Британия стремилась продемонстрировать свою промышленную мощь везде, где это было возможно. Таким образом, было решено, что обелиск может быть заключен в гигантскую железную трубу, которая затем будет доставлена в Англию на более крупном корабле.
Когда в первой половине 1877 года рабочие, наконец, прибыли на место в Александрии, чтобы начать раскопки частично погребенного обелиска, они были значительно задержаны владельцем земли, который потребовал реституции от правительства за разрешение вести работы на его собственности. В конце концов он был умиротворен удовлетворительным урегулированием, и можно было приступить к работе всерьез.
Земля была удалена вокруг и под обелиском, с деревянными блоками, вставленными, чтобы поддержать его в процессе раскопок. Были обнаружены десятки артефактов, в том числе склеп со множеством скелетов, черепа которых хранились моряками как талисманы.
В целом перед британцами стояла задача гораздо проще, чем у французов за полвека до этого — просто потому, что их обелиск уже лежал горизонтально, готовый к отправке. Не было необходимости в сложной системе тросов, лебедок и шкивов, подобных тем, которые использовались в Луксоре. Им просто нужно было копать, забрать вещь и плыть под парусом.
После того, как обелиск был освобожден от земли, вокруг него построили железную трубу длиной 92 фута и диаметром 16 футов. Обелиск был подвешен внутри неё на нескольких железных ребрах. Она была оснащена рулем и парусами, чтобы помочь стабилизировать обелиск во время путешествия по морю, и небольшой каютой для размещения экипажа.
Туманным утром 28 августа 1877 года два паровых буксира были прикованы цепями к трубе, которую окрестили «Клеопатрой», и попытались вывести ее в море. Он необъяснимым образом начал поглощать воду, и дайверы обнаружили, что камень, спрятанный в песке, пробил его корпус. Чтобы отремонтировать, трубу пришлось перевернуть вверх дном, прежде чем она, наконец, могла начать плавание.
Под руководством капитана Генри Картера «Клеопатра» была отбуксирована из гавани Александрии 21 сентября пароходом «Ольга», который делал остановки в Алжире и Гибралтаре на пути к новому дому обелиска. 10 октября труба обогнула юго-западное побережье Португалии, но четыре дня спустя столкнулась с жутким штормом у северо-западного побережья Испании. Суда были жестоко потрёпаны, шестеро моряков погибли, прежде чем капитан Картер потребовал, чтобы «Клеопатра» и ее драгоценный груз были отделены от «Ольги». Он считался потерянным для разгневанного моря.
The New York Times того времени позабавились в спекулировании об «удивлении и недоумении будущих археологов, которые должны найти монолит» тысячи лет спустя. Что бы они подумали, продолжала газета, когда они не только обнаружили обелиск так нелепо лежащим, «заключенным в металлическую трубу, чтобы защитить его, по-видимому, от злых духов».
Но обелиск не затонул и вскоре был найден шотландским пароходом «Фитцморис», который нашел «Клеопатру» плывущей по течению – и отбуксировал ее в порт в Ферроле, Испания. (Черепа, снятые в Луксоре, нигде не нашли; по-видимому, они были выброшены за борт во время шторма суеверными мальтийскими моряками.) Там он пролежал три месяца, пока капитан «Фитцмориса» боролся за спасение артефакта; наконец, обелиск был поднят буксирным судном Anglia и достиг Лондона 20 января 1878 года.
В качестве места последнего упокоения обелиска было предложено несколько мест. Предпочитаемое место было в центре того, что сейчас известно как Парламентский сквер, к северу от Вестминстерского аббатства. Городские власти даже взяли на себя труд установить на месте деревянный макет обелиска, чтобы посмотреть, как он будет выглядеть.
Однако проблема с этим местом заключалась в том, что 200-тонный камень (плюс его пьедестал) располагался прямо над туннелями метро. Владельцы компании потребовали бессрочной компенсации за возможность того, что она упадет под землю на их рельсы. Вместо этого городские власти решили перенести обелиск.
В конце концов, было выбрано место на берегу Темзы к востоку от железнодорожного моста Чаринг-Кросс. Там «Клеопатру» поместили в деревянную колыбель и во время отлива демонтировали, чтобы обнажить находящийся внутри обелиск. С помощью гидравлических домкратов его подняли на насыпь. На обелиск надевали железную гильзу, снабженную рычагами, которые позволяли поднимать его в вертикальное положение.
Постамент лондонского обелиска, в отличие от парижского, уже был готов и ждал его. Внутри были запечатаны различные сувениры: полный набор британских монет (включая индийскую рупию), напечатанное на пергаменте описание приобретения обелиска и его путешествия из Египта, карта Лондона, путеводитель по железной дороге, еврейская Тора, Библии на нескольких языках, несколько детских игрушек, коробка сигар и «фотографии дюжины хорошеньких англичанок», сделанные никем иным, как капитаном Картером с «Клеопатры».
12 сентября 1878 г. обелиск был, наконец, поднят вертикально над ожидающим его постаментом перед одобрительной толпой. «Юнион Джек» и турецкий флаг Османов были подняты на праздновании. На следующий день так называемая «Игла Клеопатры» была опущена на место, а опоры сняты. В 1881 году к основанию обелиска были добавлены бронзовые крылья, чтобы замаскировать его поврежденные края, а по обе стороны от него были добавлены пары бронзовых сфинксов, чтобы завершить декоративный массив.
Еще в сентябре 1877 года, когда лондонский обелиск буксировали из гавани Александрии, велась работа по обеспечению аналогичного трофея для Соединенных Штатов. Стремясь закрепить свой статус мировой державы, равной наследницы древних империй Востока, как и любой из ее европейских собратьев, Соединенные Штаты считали приобретение обелиска жизненно важным для развития своей мировой репутации.
Из New York Herald: «Было бы абсурдно для жителей любого большого города надеяться на счастье без египетского обелиска. В Риме они были так долго, как и в Константинополе. У Парижа есть один. В Лондоне есть один. Если бы в Нью-Йорке не было такового, все эти великие места могли бы указывать на нас презрительным перстом и давать понять, что мы никогда не сможем подняться до настоящего морального величия, пока не получим наш обелиск».
В начале 1879 года в течение нескольких месяцев последовал обмен письмами, прежде чем стало известно, что египетский хедив Исмаил-паша согласился подарить Соединенным Штатам знаменитую Александрийскую иглу Клеопатры в качестве дара дружбы.
Генеральный консул США в Египте Элберт Фарман написал Вашингтону по завершении переговоров: «Дар этого древнего и хорошо известного памятника нельзя рассматривать иначе, как очень большой знак благосклонности правительства Египта к правительству Соединенных Штатов и доказательство того, что оно высоко ценит дружбу, которая когда-либо существовала между этими странами».
Однако нечто большее, чем международное товарищество, убедило Исмаила-пашу подарить американцам «иглу Клеопатры». К тому времени, когда он заключил это соглашение в начале 1879 года, Великобритания и Франция оказывали давление на правительство Османской империи, чтобы оно свергло его как хедива, опасаясь, что он слишком настроен на независимость. (Исмаил надеялся, что его дар сохранит нейтралитет Соединенных Штатов в этом перетягивании каната за его лидерство. В июне того же года он был свергнут и заменен более послушным сыном Тевфиком.)
В отличие от обелисков, взятых Францией и Великобританией, тот, на который претендовали Соединенные Штаты, был излюбленной и всемирно признанной достопримечательностью Александрии, где он более 18 веков стоял как символ города. Жители знали, что его «подарили» американцам, но никогда не ожидали, что они появятся, чтобы забрать его столь скоро – уже 16 октября 1879 года.
Александрийцы пришли в неистовство от шока и возмущения от мысли, что их обелиск убирают так быстро. В местных газетах появились резкие статьи, а рабочие на объекте подверглись угрозам физической расправы. Сопротивление распространилось на европейских политиков и местных археологов, которые настаивали на незаконности вывоза исторических объектов из Египта, несмотря на заявление хедива.
В ответ на эти препятствия американские команды по раскопкам удвоили свои усилия, работая днем и ночью, чтобы возвести леса и ямы, необходимые для того, чтобы опустить обелиск с постамента и перенести его в гавань. Британцам не пришлось опускать свой обелиск, поэтому у американцев был только опыт французов в Луксоре за полвека до этого, чтобы проинструктировать, как безопасно сбросить свой обелиск с пьедестала.
Как и французы, американцы возвели огромную систему рычагов и шкивов, и 6 декабря с некоторыми трудностями Игла Клеопатры была переведена в горизонтальное положение. Но рано было радоваться, что подвиг был совершен; еще три месяца ушло на то, чтобы обелиск спустили на деревянную дорожку, что позволило транспортировать его на воду.
Получив урок от англичан, которые почти потеряли свой обелиск в море, американцы приобрели списанный египетский почтовый грузовой корабль, который был достаточно большим, чтобы взять Иглу Клеопатры прямо в трюм для долгого путешествия через Атлантику. У корабля «Дессуг» в носовой части было проделано отверстие, и обелиск был вставлен в него с помощью плавучего дока. Его 50-тонный постамент последовал его примеру, покоясь на стальной опоре в корме корабля.
В июне 1880 года американская команда отправилась в Каир, чтобы попрощаться с хедивом, поблагодарив его за сопротивление европейским и александрийским призывам отозвать подарок. Наконец, 12 июня «Дессуг» поднял якорь и вышел из гавани Александрии, направляясь в Нью-Йорк.
Корабль без происшествий прошел через Гибралтар и Азорские острова, но 6 июля его двигатели внезапно вышли из строя посреди Атлантического океана. Целую неделю он хромал на паруса, пока его команда ремонтировала. За это время они перехватили и купили хлеб у проходящего мимо австрийского корабля, следовавшего в Константинополь. Наконец, «Дессуг» был отремонтирован и 20 июля прибыл в Нью-Йорк, став на якорь на реке Гудзон у 23-й улицы.
По прибытии экипаж «Дессуга» обнаружил, что город все еще обсуждает, где именно должна стоять Игла Клеопатры. Городские власти выступили за размещение его на площадях на 5-й или 8-й авеню и 59-й улице на углах Центрального парка. Эти места будут хорошо видны и легко доступны для всех жителей Нью-Йорка, но были опасения, что возможное скопление многоэтажек вокруг них может отвлечь внимание от обелиска.
Уильям Х. Вандербильт, на деньги которого была профинансирована большая часть транспортировки обелиска из Египта, настаивал на том, чтобы его поместили на холме возле недавно построенного Музея искусств Метрополитен в Центральном парке. В конце концов его мнение победило, и вершину холма приготовили для нового обитателя.
Был построен временный мост, переброшенный через пути между проезжающими поездами.
«Дессуг» поплыл на юг, к Статен-Айленду, где его корпус был вновь открыт, и «Игла Клеопатры» наконец-то вышла на солнце Нью-Йорка. Затем его перевели на несколько понтонов и переправили через гавань к причалу на 96-й Западной улице Манхэттена. Там первым серьезным препятствием было провести обелиск через интенсивно используемые прибрежные пути Центральной железной дороги Нью-Йорка.
Был построен временный мост, переброшенный через пути между проезжающими поездами. Как можно быстрее рабочие перетащили обелиск длиной 77 футов и 240 тонн через рельсы и сняли мост, что позволило возобновить движение поездов. Вся работа заняла всего 80 минут.
Используя систему деревянных эстакад, обелиск протащили через город сначала по 96-й улице до Бродвея, затем на юг до 86-й улицы. Там его снова повернули и направили в Центральный парк. Резкие перепады высот сделали пересечение парка изнурительной работой.
5 января 1881 года, после нескольких задержек из-за снега и холода, «Игла Клеопатры» прибыла на вершину холма. Путешествие от реки заняло 112 дней со средней скоростью 97 футов в день.
Как и в Лондоне, в основании Иглы Клеопатры в Нью-Йорке была закопана “капсула времени”, содержащая монеты, медали и копию Декларации независимости. Оригинальный гранитный пьедестал обелиска был сброшен на место с помощью конной повозки, и была подготовлена сцена для монумента, который, наконец, снова поставили в вертикальное положение.
22 января 1881 года толпа из десяти тысяч человек собралась в Центральном парке, чтобы посмотреть, как Игла Клеопатры поднимается в вертикальное положение. Тишина, которая, по словам одного современника, была «почти неестественной», охватила аудиторию, пока обелиск не достиг отметки в 45 градусов, после чего его остановили для фотографирования. Когда он возобновил свое движение вверх, рев возбуждения прокатился по собравшимся.
«Это что-то, — воскликнул Генри Х. Горриндж, — быть свидетелем манипулирования массой весом почти 220 тонн, величественно меняющей свое положение, но при этом так легко и устойчиво, как если бы она была без веса!». После 15 месяцев путешествия на расстояние более 5000 миль обелиск поднялся всего за пять минут.
Обелиск Нью-Йорка был последним, вывезенным из Египта. Его статус главной туристической достопримечательности со временем исчез, и сегодня он скрыт из виду южным крылом Метрополитен-музея. Обелиск Лондона был почти разрушен в 1917 году, когда немецкая бомба взорвалась поблизости во время авианалета во время Первой мировой войны. Между тем Луксорский обелиск в Париже оказался в центре транспортной развязки, которую лучше запомнили в качестве места казни королевской семьи, чем как дом египетского шедевра.
В конце концов, все три обелиска находятся слишком далеко от дома и слишком вне контекста, чтобы их можно было по-настоящему оценить. Среднестатистический турист или пассажир, скорее всего, никогда не узнает о зиянии их возраста или о том, что им пришлось пережить, чтобы оказаться в нынешнем местоположении. Убрав обелиски из Египта, три города, по сути, лишили их значения, превратив их в одну из многих безделушек, предназначенных для украшения имперских столиц современности.
На другом берегу моря в Луксоре, на широкой излучине Нила, которая определяет южную часть Египта, стоят руины Луксорского храма, который сейчас является популярной первой остановкой для туристов на пути в Долину царей или Карнак. По бокам от входа расположены две колоссальные статуи, изображающие сидящего Рамзеса II в двойной короне объединенного Верхнего и Нижнего Египта. Над левой статуей возвышается сужающийся гранитный обелиск на постаменте, изображающий ряды павианов. Перед правой статуей лежат остатки аналогичного постамента, но без обелиска.
Несоответствие придает храму неровный вид, его симметрия подрывается отсутствием столь цельного куска внешнего орнамента. Знание о том, что этот пропавший обелиск теперь стоит в другом мире, в центре Парижа, кажется непостижимым. Это кажется почти гротескным.
Бывший госсекретарь США Уильям Эвартс лучше всего резюмировал грабеж, когда он заявил в 1881 году: «Эти обелиски, великие и триумфальные сооружения, знаменуют собой кульминацию могущества и славы Египта, и каждый завоеватель, казалось, думал, что последний трофей подчинения Египта и гордое превосходство его собственной нации можно было показать, только взяв обелиск — главный знак египетской пышности и гордости — чтобы украсить столицу страны-завоевателя».
Источник
Фотоиллюстрации The Daily Beast / Библиотека Конгресса / Коллекция NYPL
Египетский обелиск — Энциклопедия всемирной истории
Обелиск представляет собой прямоугольную каменную колонну с конической вершиной, образующую пирамиду, установленную на основании, воздвигнутую в память о человеке или событии и в честь богов. Древние египтяне создали эту форму в какой-то момент раннего династического периода (ок. 3150–ок. 2613 г. до н.э.) после своих работ в гробницах мастаба из сырцового кирпича и до строительства Ступенчатой пирамиды Джосера (ок. 2670 г. до н.э.). Считается, что самые ранние обелиски служили своего рода тренировкой для работы с камнем над монументальными проектами, что было необходимым шагом к строительству пирамид.
Название «обелиск» в переводе с греческого означает «вертел», как и длинный заостренный кусок дерева, обычно используемый для приготовления пищи, потому что греческий историк Геродот был первым, кто написал о них и назвал их так. Египтяне называли их техену , что означает «пронзать» как «пронзать небо». Самые ранние обелиски больше не существуют и известны только по более поздним надписям, но, по-видимому, были всего около десяти футов (3 метра) в высоту. Со временем они достигнут высоты более 100 футов (30 метров). Хотя многие культуры по всему миру, от ассирийской до мезоамериканской, использовали форму обелиска, только древний Египет работал с монолитным камнем, почти всегда красным гранитом. Каждый древнеегипетский обелиск был вырезан из цельного куска камня, который затем перемещали на место и устанавливали на основание. В то время как археологи и ученые понимают, как эти памятники вырезались и перевозились, никто не знает, как они были воздвигнуты; современные попытки воспроизвести возведение обелиска с использованием древнеегипетской технологии не увенчались успехом.
Удалить рекламу
Реклама
Символика обелиска
Обелиски Древнего Египта представляли собой benben , изначальный холм, на котором стоял бог Атум при сотворении мира. Таким образом, они были связаны с птицей бену, египетским предшественником греческого феникса. Согласно некоторым египетским мифам, птица бену была первым живым существом, чей крик пробудил творение и привел жизнь в движение. Птица была связана с утренней звездой и обновлением каждого дня, но также была знаком конца света; точно так же, как птица кричала, чтобы начать творческий цикл, она снова издавала звук, сигнализируя о его завершении.
Обелиски древнего Египта представляли собой бенбен, изначальный холм, на котором стоял бог Атум при сотворении мира.
Египтяне верили, что наступит день, когда боги умрут и все вернутся к единообразию изначального хаоса. Птица бену не выбирала бы этот конец сама по себе, а получала бы сигнал от бога солнца Ра, который, в свою очередь, был бы проинформирован богом Тотом, хранителем записей людей и богов. Однако птица бену в первую очередь была связана с Ра (позже Амоном и Амоном-Ра), а также со светом и жизнью. Египтолог Джеральдин Пинч комментирует это так:
Удалить рекламу
Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!Начиная с «Текстов пирамид», птица бену была тесно связана с богом-создателем-солнцем. Говорят, что в Гелиополе, центре поклонения Солнцу, птица бену сидела на камне бенбен, своего рода примитивном обелиске, или на ветвях священной ивы. Когда египетские цари правили в течение тридцати лет, они просили птицу бену восстановить свою силу и жизненную силу (117).
Сохраняя свою связь с птицей бену, обелиск все больше ассоциировался с Ра и поклонением Солнцу, особенно начиная с Нового царства (ок. 1570-1069 гг. до н.э.). Обелиски всегда возводились парами в соответствии с египетской ценностью баланса и гармонии; считалось, что двое на земле отражались двумя на небе. Египтолог Ричард Х. Уилкинсон пишет:
.Феномен двойственности пронизывает египетскую культуру и лежит в основе египетской концепции самой вселенной. Но вместо того, чтобы сосредотачиваться на существенных различиях между двумя частями данной пары, египетская мысль может подчеркивать их взаимодополняющий характер как способ выражения сущностного единства существования через согласование и гармонизацию противоположностей — точно так же, как мы сегодня могли бы использовать «людей». и женщин», «старых и молодых» или «больших и малых» в значении «всех» или «каждого» (129).
Двойные обелиски были воздвигнуты в честь достижений великого царя (или, в случае Хатшепсут, великой царицы), но также служили в честь богов или, чаще, определенного бога. В период Нового Царства считалось, что обелиск населен духом бога, для которого он был воздвигнут, точно так же, как считалось, что бог действительно живет в своем храме. Тутмос III (1458-1425 гг. до н.э.) Нового царства ввел ритуал церемоний подношения обелискам таким же образом, как подношения приносили в храмы, и эта практика продолжалась в период Птолемеев (323-30 гг. до н.э.), последний правивший Египтом. до того, как он был аннексирован Римом. Фараоны Нового Царства воздвигли больше обелисков, чем какие-либо другие, в надежде, что они будут жить благодаря этим памятникам, поскольку им будут приносить подношения после их смерти.
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Луксорский обелиск, Париж
Деннис Джарвис (CC BY-SA)
Таким образом, обелиски представляли живое божество, жизненную силу и бессмертие фараона, а также концепцию двойственности и равновесия. Однако независимо от того, кого или что еще они увековечивали, они были подняты и аккуратно расположены так, чтобы первый и последний свет дня коснулся их вершин в честь бога солнца. Считалось, что бог солнца отправляется в опасное путешествие ночью, где ему придется провести свою баржу через подземный мир и избежать разрушения великим змеем Апофисом. Египтяне проводили церемонии, чтобы отразить и ослабить Апофиса и сохранить бога солнца в безопасности, и, таким образом, они участвовали в цикле дня и ночи. Обелиски служили в честь бога солнца, когда он поднимался из ночи утром, пересекал небо и возвращался в темноту вечером. На практическом уровне обелиск тогда служил бы солнечными часами, поскольку путешествие Ра по небу указывалось бы движением тени от монумента, за исключением случаев, когда солнце находилось прямо над головой и тень не отбрасывалась. .
Строительство и размещение
Самый большой из когда-либо созданных обелисков так и не был воздвигнут: так называемый «незавершенный обелиск» фараона Хатшепсут (1479–1458 гг. памятники. Считается, что незаконченный обелиск был заказан для установки в Карнаке, где Хатшепсут уже воздвигла памятник, известный сегодня как Латеранский обелиск, который был перенесен в Рим в 4 веке н. э. Констанцием II. Незаконченный обелиск имеет размеры 137 футов (42 метра) и весит около 1200 тонн. Работа над памятником была прекращена, когда он треснул во время вырезания, и поэтому он остается на месте, точно так же, как и тысячи лет назад, когда рабочие ушли от него. На изделии отчетливо видны следы от древних инструментов и отметки рабочих, которые дают представление о том, как добывались обелиски.
Удалить рекламу
Реклама
Рабочие начали вырезать обелиск из гранитной скалы в Асуане, используя долота и деревянные клинья. Египтолог Розали Дэвид объясняет:
Свидетельства в Асуане указывают на то, что для удаления камня каменщики, вероятно, просверливали в скале отверстия на глубину около шести дюймов, а затем вставляли в эти отверстия деревянные клинья, прежде чем смочить их водой, так что древесина набухла и заставила скалу расколоться. Затем обелиск можно было вырезать и перевезти по реке к месту строительства храма, где он был закончен (171–172).
Используемые инструменты были металлическими, такими как медь и камень. Вулканическая порода (диорит) также использовалась для разрыхления камня после того, как были проделаны отверстия. Дэвид отмечает открытие Флиндерса Петри, что «кузнецы умеют разумно добавлять определенные сплавы к металлам, чтобы сделать их подходящими для определенных задач; они также закаляют их и, таким образом, вероятно, могут производить инструменты необходимой прочности для работы со всеми этими камнями» ( 172). Точно неизвестно, сколько времени потребовалось рабочим, чтобы добыть и сформировать обелиск, но весь процесс, от первоначальной добычи до транспортировки и установки памятника, занял примерно семь месяцев. Историк Маргарет Бансон описывает процесс перемещения обелиска из каменоломни в Асуане к месту назначения в Фивах:
Когда колонна была высечена в соответствии с требованиями, ее обвязали веревками, камень подняли и поместили на тяжелые салазки. Потребовалось несколько тысяч рабочих, чтобы вытащить сани к берегу Нила. Там суда ждали в сухих доках, специально предназначенных для безопасной погрузки пилонов. Уникальность этого процесса погрузки заключается в том, что лодки оставались в сухом доке до тех пор, пока столбы не были благополучно подняты на борт. Затем судно и священный груз медленно плыли по воде, слитой в причал. Когда корабль и опора были стабилизированы, ворота дока открылись, и судно направилось к Нилу. Девять галер, на каждой из которых было более 30 гребцов, отбуксировали судно и обелиск в Фивы, где их прибытия ожидал церемониальный ритуал и огромные толпы. Заранее подготовили пандус и вытянули столб к наклону. Уникальной частью пандуса было отверстие в форме воронки, заполненное песком. Обелиск был установлен над отверстием, и песок был высыпан, таким образом опустив столб на место. Когда обелиск поставили на основание и закрепили там, пандус убрали, и прибыли жрецы и королевская свита, чтобы принять участие в обрядах посвящения и церемониях в честь бога камня (19).4-195).
Обелиск Тутмоса III, Стамбул
Деннис Джарвис (CC BY-SA)
Добыча, транспортировка и установка обелиска хорошо задокументированы в надписях, рисунках и официальных письмах по этому вопросу, но не упоминается конкретно о том, как именно обелиск был поднят на свое основание. Описание Бунсоном отверстия в форме воронки основано на древнеегипетских источниках, которые, казалось бы, указывают на то, что основание обелиска находилось под пандусом и было покрыто песком. Нижняя часть обелиска должна была располагаться над этим отверстием, и песок медленно удалялся, чтобы поднять памятник, в то время как, предположительно, рабочие с веревками осторожно направляли обелиск по мере его подъема.
Удалить рекламу
Реклама
Однако древнеегипетские надписи об этой части процесса неясны, и проблема с предположением о воронкообразной дыре в пандусе проясняет что-либо в том, что эта дыра должна была быть значительной глубины, чтобы помочь поднять 100-футовую высокий памятник, должен был быть какой-то паз, чтобы предотвратить скольжение на основании, и рабочим нужно было найти способ поднять обелиск в вертикальное положение, когда он достиг определенной высоты и угла; современные попытки воспроизвести этот процесс потерпели неудачу. В 1995 г. н.э. команда NOVA с археологом Марком Ленером попыталась воздвигнуть обелиск на основе египетских источников, но потерпела неудачу. Когда они использовали более современные методы, они также потерпели неудачу. Песчаное отверстие в форме воронки должно было быть достаточно глубоким, чтобы довести край основания обелиска до края канавки в основании, но это не сработало. Кроме того, угол обелиска при подъеме остановился на 40 градусах, и современные рабочие со своими веревками не могли найти способ поднять его дальше.
В 2001 г. н.э., отказавшись от древних источников, профессор аэронавтики Мори Гариб и его команда подняли обелиск весом 6900 фунтов, используя воздушных змеев, систему шкивов и опорную раму. Используя энергию ветра и тщательно рассчитывая рычаги, необходимые для системы шкивов, обелиск был поднят за 25 секунд. Гариб утверждает, что, скорее всего, именно так были воздвигнуты древние обелиски, а также построены пирамиды и храмы Египта. Это утверждение, однако, является полностью спекулятивным, поскольку нет никаких записей, указывающих на использование воздушных змеев в строительстве в Древнем Египте.
Описание Бансона, хотя и конкретно цитирует Фивы, применимо к любому из мест, где были найдены обелиски. Хотя они в основном выросли в Карнаке, они также располагались за пределами многих храмов от Гелиополя (недалеко от современного Каира) в Нижнем Египте до Элефантины в Верхнем Египте недалеко от Асуана.
Удалить рекламу
Реклама
Обелиск Сенусерта I, Гелиополис
Нейтсабес (общественное достояние)
Обелиски и храмы
Обелиски часто устанавливали во дворах храмов в честь бога внутри, а также бога солнца, который парил над головой. Единственный обелиск, все еще стоящий на своем первоначальном месте, — это обелиск Сенусерта I (ок. 1971–1926 гг. до н. э.) на месте бывшего храма бога солнца в Гелиополе. Другие обелиски были сняты иностранными государствами или подарены египетским правительством в качестве подарков странам в современную эпоху. Однако надписи и документы ясно показывают, что обелиски были обычным атрибутом храмов по всему Древнему Египту. Уилкинсон заявляет:
Символическая ориентация и размещение, возможно, наиболее легко прослеживаются в египетском храме, где они постоянно использовались как на макро-, так и на микроуровнях. Многие храмы были расположены на священных местах или построены достаточно близко к Нилу, чтобы быть частично затопленными во время ежегодного разлива реки, что символизировало водное сотворение мира. В некоторых поздних храмах также были построены святыни на крышах и в склепах ниже уровня земли, вероятно, символы неба и подземного мира. Большинство храмов были выровнены, по крайней мере теоретически, по дневному прохождению солнца. Это выравнивание видно в расположении горизонтоподобных пилонов, возвышающихся обелисков и солнечных дисков, нарисованных вдоль архитравов оси храма с востока на запад (66).
Эти обелиски должны были быть тщательно измерены и вырезаны, чтобы соответствовать размеру конкретного храма и положению, которое они будут там занимать. Острие вершины пирамиды обелиска должно было улавливать первые и последние солнечные лучи, поэтому памятник должен был быть достаточно высоким и располагаться таким образом, чтобы добиться этого. За расположение обелиска и его высоту отвечал король, который ввел в эксплуатацию как храм, так и окружающий его комплекс. Уилкинсон пишет:
С самого основания храма царь играл главенствующую роль в его строительстве и функционировании. Отдельные монархи отвечали за строительство последовательных пилонов и дворов, добавленных к величайшим храмам Египта, а в других случаях — даже за завершенные сооружения. Представления показывают, что король участвовал в ритуале основания, известном как «протягивание шнура», который, вероятно, имел место до того, как начались работы по строительству храма или какой-либо пристройки. На этих изображениях обычно изображен царь, совершающий обряд с помощью Сешат, богини письма и измерения, — мифический аспект, усиливающий центральную и уникальную роль царя в строительстве храма (174).
Рамсес II (Великий, 1279-1213 гг. до н.э.) заказал наибольшее количество обелисков для храмов и поощрял продолжение практики подношения им. Он разместил свои обелиски в храме Амона в Фивах в Верхнем Египте, вплоть до Гелиополиса в Нижнем Египте, и, несомненно, имел другие в своем городе Пер-Рамсес на месте бывшего города Авариса. Большие части Пер-Рамсеса («города Рамсеса») были разобраны для строительства Таниса во время правления Смендеса (ок. 1077–1051 гг. До н. Э.) После того, как Нил изменил русло и оставил бывший город без водоснабжения.
На протяжении Третьего промежуточного периода (ок. 1069–525 гг. до н. э.) Танис был важным городом, спроектированным как отражение гораздо более старых Фив, и хотя возможно, что в это время для города были созданы обелиски, более вероятно, что они были перенесены из города. из Рамсеса. Как и в любом аспекте строительства и расположения обелисков, количество усилий для достижения этого было бы значительным, но египтянам кажется, что памятники, которые пронзали небо и прославляли богов, стоили затраченных усилий. Остальной мир, похоже, согласен с тем, что египетские обелиски или имитации формы можно увидеть на видном месте во многих современных городах в наши дни.
Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.
Что такое обелиск? Откройте для себя историю этого египетского памятника
Луксорский обелиск на площади Согласия, Париж, Франция. (Фото: стоковые фотографии Владимира Володина/Shutterstock)
До того, как появился небоскреб, древние строители создали оригинальное высокое, внушительное сооружение: обелиск . Возникнув в Древнем Египте, эти четырехсторонние сооружения обычно возводились в память о правителях и пользовались популярностью во всем древнем мире, включая Древний Рим и Ассирию.
Даже после заката этих цивилизаций обелиск продолжал оставаться популярным памятником благодаря своей поразительной, но простой конструкции. Фактически, некоторые из самых знаковых достопримечательностей в мире являются версией древнего изобретения, например, Монумент Вашингтона в Вашингтоне, округ Колумбия,
.Здесь мы узнаем о происхождении обелисков и о том, какие обелиски известны во всем мире.
Что такое обелиск?
Обелиск Тутмоса III, Стамбул, Турция. (Фото: стоковые фотографии от ibrahim kavus/Shutterstock)
Обелиск — праздничный памятник древнего Египта. Это высокое четырехгранное сооружение с вершиной в форме пирамиды. Первоначально названный техену на древнеегипетском языке, название обелиск происходит от греческого писателя Геродота , который использовал древнегреческое слово obeliskos (что означает «расколотый, острый, заостренный столб») для их описания.
История
Иероглифическое изображение древнеегипетского бога Ра. (Фото: стоковые фотографии Vixit/Shutterstock)
Древние обелиски были монолитными конструкциями — то есть они были сделаны из одного куска камня — которые были созданы попарно для входа в храмы. Форма обелиска связана с древнеегипетским богом солнца Ра. Большинство древних обелисков украшены иероглифической резьбой со всех четырех сторон, посвященной Ра и правителю, воздвигшему памятник.
После смерти Клеопатры в 30 г. до н. э. и установления контроля над Египтом Римом большинство египетских обелисков было перенесено с прежних мест и разбросано по территории Римской империи. Именно по этой причине в Риме находятся самые древние обелиски в мире.
Стела царя Эзаны, Аксум, Северная Эфиопия. (Фото: стоковые фотографии knovakov/Shutterstock)
Хотя самые старые образцы обелисков происходят из Древнеегипетской империи, подобные памятники появлялись и в других цивилизациях, таких как Ассирия и Аксумское царство (современная Эфиопия). Стела царя Эксаны из Аксумского королевства, например, имеет закругленную вершину вместо пирамиды и имеет ложные двери и окна по бокам.
Знаменитые обелиски
«Незаконченный обелиск», Асуан, Египет
«Недостроенный обелиск» в Асуане, Египет (Фото: Vermeulen-Perdaen-Guido/Depositphotos)
Самый большой известный древний обелиск в мире так и не был возведен, возможно, из-за его огромных размеров, и его до сих пор можно увидеть наполовину погруженным в землю в Асуане, Египет. Это сооружение, известное как «незавершенный обелиск», было построено по приказу Хатшепсут, одной из немногих женщин-фараонов, правивших Древним Египтом. Незавершенный памятник имеет размеры 137 футов и весит 1200 коротких тонн.
Обелиск на площади Святого Петра, Ватикан, Рим, Италия
Обелиск на площади Святого Петра в Ватикане, Рим, Италия. (Фото: стоковые фотографии Mistervlad/Shutterstock)
Обелиск на площади Святого Петра в Ватикане представляет собой монолитный каменный памятник, возраст которого оценивается примерно в 4000 лет. Он был привезен в Рим из Египта во время правления императора Августа и перенесен на свое нынешнее место в 1586 году папой Сикстом V. В отличие от большинства древнеегипетских обелисков, на его сторонах нет иероглифов.
Латеранский обелиск, площадь Сан-Джованни, Рим, Италия
Латеранский обелиск, площадь Сан-Джованни, Латерано, Рим. (Фото: стоковые фотографии Kiev.Victor/Shutterstock)
Родом из храма Амона в Карнаке, Египет, Латеранский обелиск является самым высоким обелиском в Риме и самым большим стоящим древнеегипетским обелиском в мире — весом 455 тонн и высотой около 149 футов. Он был перевезен в Рим в 357 году нашей эры как часть украшения Большого цирка.
Обелиск Гелиополиса, Каир, Египет
Гелиопольский обелиск, Каир, Египет. (Фото: Викисклад, общественное достояние)
Гелиопольский обелиск — единственный сохранившийся памятник из пары обелисков из красного гранита, воздвигнутых фараоном Сенусретом I, правившим в период Среднего царства Древнего Египта. Его высота составляет 67 футов, и это самый старый из стоящих обелисков в Египте.
Луксорские обелиски (Луксор, Египет и Париж, Франция)
Слева: Луксорский обелиск в Луксорском храме, Египет. (Фото: стоковые фотографии с сайта agsaz Shutterstock) | Справа: Луксорский обелиск на площади Согласия, Париж, Франция. (Фото: стоковые фотографии ArTono/Shutterstock)
Луксорские обелиски — это пара гранитных монументов высотой 75 футов, изначально созданных для Луксорского храма в Египте. Они были созданы примерно 3 000 лет назад во время правления Рамсеса II. В 19 веке правый обелиск был отправлен в Париж в подарок от Мухаммеда Али-паши, правителя Османского Египта во Францию. Взамен Египет получил часы, которые до сих пор можно увидеть в Каирской цитадели.
Сегодня правый обелиск находится в центре площади Согласия в Париже, а левый по-прежнему стоит перед Луксорским храмом.
Памятник Вашингтону, Вашингтон, округ Колумбия, США
Монумент Вашингтона, Вашингтон, округ Колумбия. (Фото: стоковые фотографии Orhan Cam/Shutterstock)
На Национальной аллее находится самый высокий в мире обелиск и самое высокое каменное сооружение в мире, Монумент Вашингтона 9.0124 . Это полый обелиск в египетском стиле высотой около 555 футов, сделанный из комбинации мрамора, гранита и голубого камня. Памятник был спроектирован в память о Джордже Вашингтоне, первом президенте Соединенных Штатов; его строительство началось в 1848 году и было завершено в 1884 году.
Обелиск Буэнос-Айреса, Буэнос-Айрес, Аргентина
Обелиск Буэнос-Айреса, Буэнос-Айрес, Аргентина. (Фото: стоковые фотографии с сайта sharptoyou/Shutterstock)
Как и монумент Вашингтона, Обелиск в Буэнос-Айресе является символом своей страны. 221-футовый памятник был воздвигнут всего за 31 день с марта по май 1936 года. Белокаменный обелиск, расположенный на площади Республики на оживленном перекрестке, виден из большинства частей города. Он посвящен первому основанию Буэнос-Айреса.
Часто задаваемые вопросы
Для чего нужен обелиск?
В древние времена обелиски традиционно возводились как праздничные памятники или достопримечательности.
Символом чего является обелиск?
Форма обелиска символизирует египетского бога солнца Ра.
Является ли Монумент Вашингтона обелиском?
Монумент Вашингтона — самый высокий обелиск в мире высотой 555 футов и самое высокое каменное сооружение в мире.
Эта статья была отредактирована и обновлена.
Статьи по теме:
Что такое Великий Сфинкс? Откройте для себя историю древнеегипетского памятника
7 удивительных фактов о египетских пирамидах
Что случилось с Великой Александрийской библиотекой? Узнайте о взлете и падении этого древнего учреждения
10 фактов о древнеегипетской царице Нефертити
Обелиски в Древнем Египте
Обелиски в Древнем ЕгиптеДомашняя страница | Хронология | Карты | А-Я индекс | Обучение |
Обелиски в Древнем Египте
Обелиск действует по той же формуле, что и пирамида — максимальная высота для минимальной основание, но из другого материала, что приводит к разным масштабам и архитектурным параметр.
Обелиски были классифицированы самими древними египтянами в соответствии с их масштаб; txn wr ‘большой обелиск’ или txn aA ‘большой обелиск’ был термином для гигантские монолиты, которыми славится Египет, в отличие от меньших обелисков найдены в меньших святынях и в надгробных часовнях, а также в миниатюре в качестве амулетов.
UC 14634: надпись на задней опоре в форме обелиска из базальта. статуя отмечает, что владелец, чиновник Двадцать шестой династии царь Некау был ответственен за r irt txnw wrw «за создание великих обелисков». |
Гигантский монолит
Сохранившиеся гигантские монолитные обелиски имеют высоту от 9 до 32 метров.
Вершина обелиска может быть покрыта блестящим металлом — золотом или золотом с серебром. сплав электрум; это поймает первый луч солнца перед рассветом, драматизируя просветляющую и животворящую силу творца. Эти эффекты указаны в надписях обелисков Нового Царства, которые также ясно дают понять интимные отношения царя и бога-солнца (см. страницы о царствовании на этом сайте).
Чаще всего возводились пары гигантских монолитов из красного гранита из Асуана перед массивными двойными башнями храма шлюз. Как символ солнца, древнеегипетского бога-создателя. пантеона гигантские обелиски отмечали храм как зону поклонения солнцу. Следовательно обелиски находятся не перед каждым храмом, а только в храмах, связанных с с богом солнца.:
- Крупные обелиски Древнего и Среднего царств из Юну/Гелиополя, центр культа солнца 90 346, когда короли были похоронены в Долине Царей на Западном берегу в Фивы, храм Амона на восточном берегу в Фивах также был украшен обелиски; по сути, город был «соляризован» присутствием тел сына бога солнца на его территории — с этого времени бог Фив обычно «Амон-Ра» (слияние Амона и бога солнца Ра), тогда как раньше он регулярно был Амоном, владыкой престолов Двух Земель (например, в формульных призывах в начале писем Среднего Царства)
- Рамзес II основал новый город-резиденцию в Восточной дельте, названный Пер-Рамзес. (район современного Кантира) с храмами Амона, Ра и царя, а также серией пар обелисков; во времена Двадцать первой династии обелиски были перемещены на север к новой королевской резиденции город Танис
- г. в двадцать шестой династии обелиски были установлены в Саисе, родном городе королей этой династии
Август и ранние римские императоры использовали обелиск для своего нового имперского культ: Август приказал переместить обелиски из Юну/Гелиополиса в Александрию, а обелиск, установленный в центре огромных солнечных часов, на одной линии с его собственной могилой, где был также обелиск; весь комплекс представляет собой замечательное сочетание Архитектурный и инженерный дизайн фараонов и римлян для нового солнечного правители средиземноморского мира. Римские императоры заказали первый обелиски времен Двадцать шестой династии. Ватиканский обелиск сейчас на площади перед собором Святого Петра в Риме нет иероглифической надписи, а дата о его создании неизвестно; возможно, он был заказан Августом для Александрии, прежде чем его переместили и установили на стадионе, известном как Цирк Ватикана под император Калигула (37-41 гг. ). Последняя древняя надпись на обелиске находится на самом маленьком из гигантских обелисков, на высоте 90,25 метра; это было установлено под император Адриан у храма своего возлюбленного Антиноя в Риме (после смерти Антиноя в 130 году нашей эры). Имперское увлечение римлян обелисками привело в возведении дюжины больших и малых примеров в городе; эти играли большую роль в стимулировании интереса к Египту, начиная с эпохи Возрождения.
Меньшие обелиски
Помимо нескольких десятков огромных обелисков, есть множество обелисков меньшего размера, ниже 7 метров в высоту. Можно выделить две категории:
- небольшие обелиски, установленные в храмах как часть царского культа. Фрагмент УН 16319, подписано в честь короля Рамсеса II, может быть частью такого королевского культового обелиска. В Абу-Симбеле небольшой открытый в святилище культа солнца было два таких обелиска, по одному с каждой стороны солнца. алтарь
- небольших обелисков по бокам входа в жертвенники для культа мертвец; это особенность некоролевских часовен для подношений позднего Старого Царства.