Как справиться с аэрофобией и получить удовольствие от полета
Фото: Интерфакс
Страх может возникнуть как перед первым полетом, так и после психологической травмы, связанной с предыдущим перелетом. Я стала бояться летать после того, как по работе мне пришлось отправиться на съемки с десантниками на стареньком военно-транспортном Ил-76. И хотя полет прошел штатно и спокойно, выброс десантников из открытых люков на большой высоте произвел такое сильное впечатление, что появилась тревога перед обычными, гражданскими полетами. Поскольку летать нужно много, пришлось найти несколько рецептов, которые помогают справиться со страхом.
Приехать в аэропорт вовремя
Если приехать в аэропорт сильно заранее, есть вероятность, что начнешь волноваться и «накручивать» себя перед полетом. Стандартных двух часов до отправления рейса вполне хватит, чтобы зарегистрироваться, пройти таможенный и паспортный контроль. Если оставить меньший временной зазор, начнешь переживать, что опоздаешь, и в итоге окажешься на борту во взвинченном состоянии.
Использовать Duty Free
Это вовсе не значит, что перед полетом нужно купить бутылку водки и срочно ее выпить. Помимо алкоголя, в магазинах беспошлинной торговли можно найти массу других полезных в борьбе со страхом вещей. Я предпочитаю попробовать перед полетом парфюмерные или косметические новинки с мягкими и успокаивающими ароматами. Например, розы, лилии, сирени или лаванды. Приятные запахи всегда помогают справиться с неприятными эмоциями.
Выбрать правильное место
Тут все индивидуально. Я люблю сидеть в проходе и не смотреть в иллюминатор. Мне спокойнее, когда я вижу других людей и то, что происходит в салоне. Однако полно тех, кому как раз комфортнее у иллюминатора: они смотрят в окно и следят за происходящим снаружи. Так создается ощущение контроля над ситуацией: двигатель не дымится, крыло не отвалилось – значит, все хорошо. Мораль: нужно выбрать то место, где именно вы будете чувствовать себя максимально комфортно.
Использовать натуральные успокоительные
Это действительно так. Поэтому валерьянку или пустырник можно смело брать с собой. Принять таблетку заранее или уже в самолете. Совсем чувство тревоги, конечно, не уйдет, но справиться с эмоциями будет проще. Кстати, можно обратиться за помощью к бортпроводникам. У многих авиакомпаний в аптечках всегда есть растительные успокоительные средства.
Дышать правильно
Есть масса дыхательных упражнений, которые помогают успокоиться. Медитативные техники учат дышать ровно и глубоко – это позволяет телу расслабиться. Однако я знаю людей, использующих технику, которой учили на физкультуре в школе: короткий вдох, длинный выдох. В любом случае, нужно попробовать разные дыхательные упражнения дома, чтобы понять, какое из них сработает лучше во время перелета.
Придумать, чем себя занять
Можно взять с собой работу и погрузиться в ее выполнение еще до взлета. Минус этой техники заключается в том, что все электронные устройства при взлете и посадке требуют отключить, а, как правило, рабочий процесс сейчас завязан на электронике.
Разговор с попутчиком тоже может помочь в борьбе со страхом. Лучше всего говорить на отвлеченные и приятные темы.
Почитать книгу – еще одно хорошее занятие. Проверено: если сюжет действительно увлекательный, взлет и посадка проходят практически незаметно. Если нет книги, сгодится и бортовой журнал – в них тоже бывают интересные и полезные статьи.
Фото: Интерфакс
Наконец, очень хорошее средство борьбы с аэрофобией – бортовые мониторы, которые есть, к сожалению, далеко не на всех самолетах и не у всех авиакомпаний. Одно из самых увлекательных занятий с их помощью – наблюдать за полетом с камеры, установленной в хвосте самолета или возле переднего шасси. Загадочным образом постоянное наблюдение за полетом и обновляемая информация о том, на какой высоте находится самолет, создают ощущение абсолютной безопасности.
Найти альтернативу или обратиться к специалисту
Моя подруга настолько сильно боялась летать, что впервые отправилась в Париж на автобусе. Путешествие было совершенно некомфортным и очень долгим. После этого она взяла себя в руки и стала летать. Однако если полет вызывает панический ужас, и при этом нет необходимости пользоваться самолетами часто, возможно, стоит рассмотреть альтернативные варианты передвижения. Если же необходимость есть, а ужас и приступы паники сохраняются, можно обратиться за консультацией к психологу. Практически все страхи можно победить, если с ними грамотно работать.
Почему не нужно бояться летать
Важно помнить, что, как это ни банально звучит, по статистике самолеты – самый безопасный вид транспорта в мире. Пассажир самолета имеет один шанс из 45 млн попасть в авиакатастрофу с летальным исходом. То есть, если бы человек совершал полеты ежедневно, то вероятность смерти наступила через 123 тыс. лет. Вероятность погибнуть в ДТП при этом в десятки раз больше, а ведь почти каждый из нас ежедневно передвигается на автомобилях или автобусах, а значит, рискует гораздо больше.
Фото: Интерфакс
Техническое состояние воздушных судов проверяется гораздо тщательней и чаще, чем у автомобилей, автобусов и поездов. Пилоты, которые управляют лайнерами, не меньше нас хотят благополучно приземлиться и вернуться домой к своей семье. А турбулентность, которую боятся многие пассажиры, в действительности при любой интенсивности не является фактором риска. Самолет держится в воздухе также уверенно, как и любой автомобиль на дороге. Важно и то, что возраст самолета никак не влияет на безопасность: главное, как за лайнером следят. В самолете абсолютно все системы дублируются. У пассажирского самолета, как минимум, два двигателя. Отказ сразу всех двигателей ничтожно мал, да и в этом случае самолет не упадет камнем вниз, а будет планировать к земле, что даст возможность пилотам совершить посадку в ближайшем аэропорту.
Когда авиакатастрофы все-таки происходят, то нужно помнить, что у каждой из них есть своя причина, при этом часто не одна, а стечение ряда обстоятельств. Каждый такой случай тщательно изучается, и предпринимаются меры для того, чтобы он больше не повторился.
как перестать бояться летать на самолётах
Шапка статьи
Что об этом говорят психологи и актёр Джон Малкович
Теги статьи
Содержимое статьи
Несмотря на то что в последнее время ходит много слухов о будущем авиапутешествий, на данный момент они всё ещё актуальны. И хоть самолёты используются в качестве средства передвижения уже больше ста лет, некоторые люди не перестают бояться полётов.
В этом нет ничего зазорного, и хорошая новость в том, что от аэрофобии можно избавиться. Рассказываем, как сделать полёты на самолёте спокойнее.
Разберёмся в терминах
Страх — защита организма, побуждающая человека избегать реальной опасности. Это нормальная реакция, когда действительно есть угроза. В этом случае страх полезен, так как он бережёт от угроз.
Фобия — боязнь того, чего нет в реальности. Иными словами, это иррациональный, неконтролируемый, воображаемый страх. Вас никогда не кусала собака, но вы их панически боитесь. Вы никогда не тонули, в вашей семье нет утопленников, но вас пугает даже перспектива поплавать в открытом водоёме.
Аэрофобия — устойчивое, иррациональное переживание тревоги при полётах на летательных аппаратах. Страдающие аэрофобией, сидя в самолёте, представляют в воображении яркую картину ужасающей трагедии падения с паникой и гибелью людей.
Эвристика доступности
Есть удивительный факт: самолёты — самый безопасный вид транспорта. Вероятность погибнуть при авиаперелёте — одна на восемь миллионов. Те же ДПТ со смертельным исходом случаются в тысячу раз чаще, чем авиакатастрофы. Однако не существует такой распространённой проблемы, как, например, боязнь такси.
Всё дело в когнитивном искажении под названием «эвристика доступности». Работает оно следующим образом: когда мы оцениваем реальность, нам в первую очередь вспоминаются не самые типичные, верные и распространённые примеры, а самые яркие и эмоциональные.
Поэтому страх перед такси и другим автотранспортом может случиться, если вы или ваши близкие знакомые в прошлом пережили тяжёлое ДТП. Но для абсолютного большинства людей, поездка на машине — это обычное дело.
СМИ не заостряют внимание на авариях как раз из-за их обыденности. Про самолёты тоже ничего такого не слышно, пока не случится крупная авиакатастрофа. Одна такая новость, другая, и вот телезритель уже делает вывод, что самолёты падают постоянно. Хотя в это время в мире происходят тысячи перелётов — и ничего.
Возможно, чтобы летать спокойно, вам будет достаточно принять волевое решение, что вы больше не верите когнитивному искажению. Если всё равно не помогает, читайте дальше.
Зона ответственности
Аэрофобия может быть связана с тем, что некоторые психологи называют «комплексом бога». Это не мания величия, а иррациональное ощущение, что можно контролировать всё на свете.
Пример
Девушку не взяли на работу, хотя она хорошо подготовилась к собеседованию. Наняли какого-то парня, потому что работодатель — сексист. Девушка начинает корить себя за то, что она могла придумать аргументы, которые доказали бы её компетентность, а ещё провести мягкий ликбез по новой этике.
На самом деле, у каждого свои зоны ответственности, за пределами которых уже ничего не поделать. Девушка из примера не знала, что пол вообще будет учитываться. Поэтому продумать защиту от сексизма не могла. Её зона ответственности — хорошо подготовиться по рабочим моментам, что она и сделала. Всё остальное в руках того, кто проводит собеседование.
Вернёмся к полётам
1. Покупка авиабилетов — это ваша зона ответственности. Вы можете выбирать авиакомпанию, исходя из её надёжности, а можете — по ценам.
Если боитесь летать, поищите, что известно о подходе компании к безопасности. Как они нанимают пилотов, как заботятся о состоянии своих самолётов. В общем узнайте всё, что может повлиять на ваш выбор перевозчика.
2. Позаботьтесь о своём комфорте в полёте.
Одежду тоже лучше надевать удобную. Если вам нужны какие-то лекарства, возьмите их с собой в полёт.
3. Запретите себе перед полётом искать статистику об ужасающих фактах крушения самолётов. Всё это отразится на вашем состоянии.
Если мысли о перелёте пугают до бессонницы и головной боли, перед полётом запишитесь на сессию к психотерапевту и поговорите об этом.
4. Когда вы уже сидите в самолёте, ваша зона ответственности — ознакомиться с правилами безопасности. В них написано вся информация о том, что лично вы можете сделать, если вдруг что-то произойдёт.
На этом ваши полномочия — всё
Вмешиваться в управление самолетом вам никто не разрешит, а потому и беспокоиться на этот счёт не стоит. Окончательно доверьтесь своему же решению стать ответственностью пилотов. Они здесь профи.
«Я давно уже научился не беспокоиться о тех вещах, которые не могу контролировать. Вы беспокоитесь о том, что самолёт сейчас упадет? Вы что — пилот, что ли?» — актёр Джон Малкович.
Больше «Опоры» в нашем телеграм-канале и группе Вконтакте. Подписывайтесь и комментируйте.
Теги статьи
Поделиться:
- Телеграм
- ВКонтакте
Текст:
Виталий Шаркаев
Художник:
Кирилл Сергеев
Корректор:
Татьяна Орлова
Вёрстка:
Валентин Прохин
Еще по теме:
Собираем букет эмоций: стыд, вина, интерес и отвращение
Как проявляются и когда становятся проблемой
Что такое уважение и почему важно уважать всех, а не только старших
Подход, который изменит будущее
«Со мной что-то не так»: как преодолеть страхи, которые связаны с сексом
Как расслабиться и получать удовольствие
Как мне побороть страх перед полетом?
Преодоление страха перед полетом требует большого мужества и практики. Но это возможно при соответствующем лечении. Я никогда не летал, пока мне не исполнилось почти 30 лет, и преодоление собственного страха перед полетом было одним из самых трудных достижений в моей жизни.
Если вам удастся определить триггеры, вызывающие тревогу, вы сделали первый шаг. Важно отметить, что боязнь летать — это не единичная фобия. Большинство людей, которые боятся летать, страдают клаустрофобией или боятся оказаться запертыми в самолете и не в состоянии выбрать, когда выйти.
Фобия — это сильный страх, несоизмеримый с опасностью, что особенно характерно для боязни летать. Большинство «фобиков полета» согласны с тем, что летать безопасно, но пугающе. Им трудно примирить свой страх со статистикой безопасности. Хотя мы знаем, что наши фобии нелогичны, мы не можем вывести себя из них.
Понимание триггеров
У наших страхов перед полетом есть триггеры, которые представляют собой мысли, образы, ощущения и воспоминания, к которым мы стали чувствительны. Человек, чувствительный к определенным телесным ощущениям, может бояться турбулентности или нормального взлета и посадки. А тот, кто боится высоты, может испугаться мысли о полете на много миль над землей.
Список триггеров длинный: турбулентность, взлет, посадка, терроризм, авиакатастрофы, социальные тревоги или нахождение слишком далеко от дома. Некоторые люди боятся пожара, распространения болезней через воздушную систему, использования туалетов или насилия в самолете. Другие имеют «плохое предчувствие» по поводу своего полета, опасаясь, что их тревоги каким-то образом предсказывают катастрофу.
За фобиями и страхом
Общим знаменателем для более чем 90 процентов людей, страдающих фобией полета, является страх, что во время полета их охватит тревога.
Обычно во время полета люди испытывают неожиданную панику, а затем опасаются, что ужасные симптомы вернутся во время их следующего полета. Эти паники обычно возникают в возрасте от 17 до 34 лет, примерно во время значительных изменений в жизни, таких как рождение, смерть, женитьба, развод или выпускной. Вот почему люди с фобиями полета часто задаются вопросом, почему они когда-то могли летать так комфортно. Очень немногие страхи перед полетом возникают из-за травмирующего полета.
Боязнь летать довольно распространена, но почти 20 процентов населения сообщают, что их страх мешает работе и общественной жизни. Пугливые летчики нередко избегают отпусков и продвижения по службе. Эксперты делят страх перед полетом на три основные группы; к какому ты принадлежишь?
- Те, кто не летает или не летает более пяти лет, несмотря на возможность летать.
- Те, кто летает только в случае крайней необходимости с крайним ужасом.
- Те, кто летают по необходимости, но с тревогой.
Элементы успешного лечения
«Активным ингредиентом» для преодоления фобий является воздействие вызывающих страх триггеров. Важно отметить, что избегание поддерживает вашу фобию живой и интенсивной.
При страхе перед полетом имеется огромный компонент предвосхищающей тревоги или страха, испытываемого в ожидании полета. Любое успешное лечение поможет боязливым летчикам справиться с волнением ожидания (поскольку многие люди избегают планирования полетов или просто отменяют их), а также во время полета.
Новые методы лечения боязни полета включают традиционные методы когнитивно-поведенческой терапии, или КПТ, адаптированные к полетам. Терапия включает в себя методы управления тревогой, такие как диафрагмальное дыхание, которые можно использовать во время полета. Люди, чувствительные к телесным ощущениям во время взлета, посадки или турбулентности, не реагируют на эти триггеры.
Обучение также помогает успокоить тревогу: как летает самолет, факты о турбулентности и значение различных звуков и ударов во время обычного полета. Также полезны программы виртуальной реальности, во время которых напуганные летчики подвергаются компьютерному моделированию триггеров полета. То же самое относится и к авиасимуляторам, которые обычно используются для обучения частных пилотов управлению небольшими самолетами. (Иногда они расположены рядом с аэропортами.)
Программы групповой терапии, которые встречаются в аэропортах и завершаются выпускным полетом с терапевтом, доступны во многих частях страны, включая Нью-Йорк, Чикаго, Лос-Анджелес, Денвер и Миннеаполис. Они особенно полезны для преодоления тревожного ожидания и распространения лечения на сам полет.
Медицинское лечение не предлагает идеального решения. Лекарства против тревожности (обычно СИОЗС или СИОЗС) помогают некоторым людям, которые испытывают панику во время полета, но они должны быть готовы принимать лекарства каждый день в течение длительного периода времени. И они мало влияют на антиципационную тревожность. Бензодиазепины могут уменьшить тревожное ожидание, но они также препятствуют терапевтическому эффекту воздействия.
Когда-то я сам боялся полетов, а теперь постоянно награждаюсь возможностью запрыгнуть в самолет и полететь в любую точку мира.
Написано членом ADAA Мартином Н. Сейфом, доктором философии, ABPP. Доктор Сейф – мастер-клиницист, который последние тридцать лет посвятил разработке методов лечения тревожных расстройств. Он также на собственном опыте испытал пагубные последствия беспокойства. Его путь к выздоровлению привел его к разработке Программы лечения тревожных расстройств.
Вот почему вы боитесь летать — и как с этим справиться
Вполне разумно бояться летать. Согласно нескольким исследованиям, даже пилоты испытывают тревогу во время полета.
Некоторые напуганные летчики беспокоятся о безопасном прибытии самолета. Другие не боятся, что самолет разобьется; они боятся «разбиться» психологически. Они боятся, что у них будет паническая атака в среде, где у них нет ни контроля над ситуацией, ни каких-либо средств эмоционального облегчения.
Как ни парадоксально, именно крейсерская — самая безопасная часть полета — вызывает наибольший психологический стресс.
Конечно, на крейсерской высоте самолет находится далеко от земли и, следовательно, далеко от вашего наиболее логического пути отхода.
В условиях турбулентности самолет может падать снова и снова. Каждая капля вызывает свой собственный выброс гормонов стресса, вызывая нарастание стресса. По мере повышения уровня стресса когнитивные способности снижаются. Без вашего ведома ваша способность различать и проверять реальность ослабевает или полностью отключается. В этом состоянии вы можете начать верить, что турбулентность, которую вы испытываете, на самом деле не является нормальной. Другими словами, становится возможным пережить падение вашего самолета с неба, даже если это не так, и соответственно запаниковать.
Это самоусиливающийся цикл. У людей с сильным страхом перед полетом даже после совершенно нормального полета останется впечатление, что они пережили опасную для жизни ситуацию. Этот стресс оставляет свой отпечаток на стрессовой системе мозга и может заставить вас ассоциировать полет со смертельной опасностью. Независимо от того, сколько хороших полетов у вас впоследствии будет, вы будете чувствовать беспокойство до и во время полета.
Хорошая новость в том, что вы можете обратить этот процесс вспять. Для борьбы со страхом перед полетом, или авиафобия , моя программа лечения страха перед полетом SOAR помогает летчикам отключать реакцию на стресс во время полета.
Как отключить реакцию на стресс ? Мы ищем источник окситоцина в межличностной жизни человека. Окситоцин, также известный как «гормон любви», хорошо известен тем, что вызывает чувство доверия и близости, и может влиять на реакцию вашего мозга на страх.
Триггерами выброса окситоцина у самок являются кормление ребенка, первое наблюдение за новорожденным, хорошая сексуальная химия и взгляд в глаза вашей собаке. У мужчин одним из надежных источников гормона любви, помимо собаки, является оргазм. Итак, на тренировках я даю мужчинам, которые боятся летать, вспомнить момент сексуального наслаждения. Я прошу клиента представить лицо, прикосновения и голос своего партнера, которые уже тесно связаны с выработкой окситоцина.
Благодаря окситоцину, циркулирующему в мозгу, миндалевидное тело — независимо от того, что оно научилось воспринимать как опасность — удерживается от выброса гормонов стресса. Таким образом, сознательно связывая различные моменты полета с моментом выработки окситоцина, мы можем отключить систему страха мозга во время полета. Это также может быть применено к ситуациям, не связанным с полетами.
Страх перед полетом и связанный с полетом спрос на лекарства от беспокойства часто увеличиваются после того, как авиакатастрофы попадают в новости. В частности, рейс 370 Malaysia Airlines, который полностью исчез, продолжает преследовать людей со страхом перед полетом из-за отсутствия закрытия. Я слышал, как мои клиенты говорили: «Если этот самолет не будет найден, я больше никогда не полечу».
Я считаю, что рейс 9525 авиакомпании Germanwings, который разбился 24 марта во французских Альпах, будет принят легче. Почему? У него есть исправление, и оно уже установлено в США. Когда пилоту нужно покинуть кабину, протокол требует, чтобы стюардесса зашла в кабину и осталась внутри у двери. Таким образом, в кабине постоянно находятся два человека, и при необходимости стюардесса может открыть дверь кабины для возвращающегося пилота.
Поскольку эти протоколы, скорее всего, будут введены в действие по всей Европе, крушение Germanwings может показаться менее серьезной проблемой. Тревога ожидания может быть хуже, чем тревога полета; все, что исключает еще один источник предвосхищающего беспокойства — в данном случае изменение протокола — имеет большое значение для облегчения тревожных пассажиров.