происхождение народа, где и как живут, фото
Коряки — одна из самых многочисленных народностей Камчатки, являющаяся древним коренным населением региона. Коряки имеют общих предков с североамериканскими индейцами: мифология и обрядовая культура, связывающая народы, сохранилась поныне.
Название
Впервые употребление названия «коряки» встречается в заметках российских колонизаторов XVIII столетия. Этноним заимствован у соседних племен эвенов и юкагиров. Первые употребляли название «карака», вторые — «хэёкэл», что означало «появляющийся из-за бугра». Русскоязычная адаптация привела к возникновению привычного наименования народности.
Существует версия, что этноним восходит к местному слову «хора», означающему «олень». А коряки — это «владеющие оленями», «связанные с оленями». Самоназвание народа иное, точнее существовало две группы этнически единых коряков, именовавших себя по-разному. Они различались территорией обитания и преобладающими занятиями.
- Тундровые кочевые коряки, занимающиеся разведением оленей. Места проживания — материковая часть Камчатки, полуостров Тайгонос, Пенжинская губа, низовые территории реки Апука. Основное занятие — оленеводство. Самоназвания — чавчыв, чавчувены, чавчывав, означает «оленевод».
- Оседлые береговые коряки. Занимали северо-западное и северо-восточное побережья Камчатки, побережье Карагинского залива. Основные занятия — добыча морских зверей, рыболовство, собирательство. Самоназвания — нымылъын, нымыланы, нымылъу.
Где живут, численность
Перепись 2010 года показала наличие 7953 представителей корякской народности на территории России. Проживание ограничивается зонами исторических мест обитания. Среди них:
- Камчатский край — 6640 человек.
- Магаданская область — около 700 человек.
- Чукотский АО и другие регионы — около 600 человек.
Национальных поселений с преобладающим корякским населением не осталось. Коряки ассимилировались с русскими и другими соседскими народами, образовали единые населенные пункты. Представители народности составляют 30-40% в поселке Палана, Пенжинском, Карагинском районах Камчатского края.
Язык
Корякский язык относится к палеоазиатской языковой группе, чукотско-камчатской семье. Ежегодно число носителей языка сокращается, по данным переписей, им владело, считая родным:
- 1959 г. — 99,6% коряков;
- 1989 г. — 52,4% коряков;
- 2010 г. — 18,3% коряков.
Письменностью народность не обладала, первый алфавит создан в 1931 г. на основе латиницы. Русская графика вводилась с 1937 г., в 1950 г. алфавит реформирован, приведен к современному виду. Существует алюторский диалект, свойственный для береговых коряков. Часть исследователей выделяет наречие в отдельный язык.
История
Древнейшие предки коряков пришли в регион 15 000 лет назад, мигрировав из Восточной Сибири. Часть племен осела в холодных северных регионах. Часть двинулась дальше, по льду перейдя перешеек и оказавшись на американском континенте, став предками индейцев Северной Америки. Между народностями прослеживаются единые мифологические представления, похожие обряды, ряд общих генов.
Коряки считались воинственным племенем, отлично владеющим луком и стрелами. Фольклор сохранил свидетельства о стычках с соседскими племенами и чужаками. Начало XVIII столетия ознаменовано колонизаторской политикой Российского государства. Последующее столетие береговые коряки отказывались принимать новую власть, отстаивая в сражениях независимость территорий.
Кочевые коряки согласились стать подданными России, платили ясак оленьими шкурами. Зафиксированы случаи участия в военных действиях на стороне русских против береговых коряков, соседних народностей. К середине XIX века положение нормализовалось, российская власть установилась на территории региона, началась ассимиляция коряков. С приходом советской власти кочевая жизнь сокращается, строятся общие с русскими переселенцами поселки, образуются колхозы. Ведется искоренение частной собственности, личных оленьих стад, преследуются шаманы.
Внешность
Наряду с другими северными народами, коряки относятся к арктическому типу монголоидной расы. Характерными чертами внешности являются:
- низкий рост;
- стройная и крепкая фигура;
- круглое лицо:
- сплюснутая голова;
- выступающие скулы;
- темная пигментация кожи;
- большой рот с яркими губами;
- длинный нос;
- небольшие «живые» глаза»;
- черные жесткие волосы;
- малая растительность на теле и лице.
Исследователи отмечали привлекательность девушек, однако впечатление портило отсутствие гигиены. Представители народности никогда не мылись: для девушек это даже считалось позором, склонностью к распутству. Волосы расчесывали и заплетали в косы только старики и девушки, в ряде прибрежных корякских поселений мужчины брились наголо.
Одежда
Нательная одежда мужчин — штаны и рубаха из меха или шкуры, женщин — комбинезон из аналогичного материала. Береговые коряки шили штаны из тюленьих шкур, кочевые — из ровдуги, оленьих камусов. Национальная верхняя одежда обоих полов — кухлянка, плотная шуба глухого покроя ниже колен или до пола. Шили из оленьих шкур, зимой во время вылазок использовали двойные шубы — мехом внутрь и наружу.
Голову защищали съемными или пришитыми к кухлянкам меховыми капюшонами. На руки надевали двойные рукавицы из меха или оленьего камуса. Летом носили старые кухлянки с вытершимся мехом, легкие рубахи из ровдуги, в зимнее время укрывавшие кухлянку от загрязнений. Детям до 5 лет шили закрытые комбинезоны, часто без прорезей для конечностей. Задняя часть дополнялась кармашком, внутрь которого клали мох, хорошо впитывающий жидкость, — аналог современного подгузника.
Женщины украшали кухлянки по подолу собачьим или оленьим мехом, позже мехом пушных зверей. Широко использовалась меховая мозаика с геометрическим, анималистическим орнаментом. Нагрудник и спинка украшались бисером, бахромой, ремешками, кусочками меха нерпы. Девушки из кочевых племен отдавали предпочтение пестрому меху. Береговые чередовали полосы светлых и темных шкур.
Мужчины и женщины имели татуировки, несущие сакральное значение, обозначающие социальный статус. Размещали рисунки на видном месте: на ушах и лице. Способ нанесения типичный для северных народов: иглу с ниткой смазывали в жире и угле, затем пропускали под кожей, нанося узор. Например, продольные полоски вдоль носа женщины накалывали для излечения бесплодия.
Семейный уклад
Коряки селились родовыми патриархальными общинами, главами которых были старшие по возрасту мужчины. Семья численностью от 20 до 100 человек жила в одном или нескольких домах (ярангах, полуземлянках) в пределах одного стойбища, общинного поселения.
Береговые коряки практиковали индивидуальную собственность, личное ведение хозяйства. Для ловли рыбы и охоты на морских зверей создавали байдарочные объединения. Кочевые коряки признавали право общинного владения пастбищами и личных оленьих стад. Главой общины считался владелец наибольшего числа голов, вокруг которого объединялись родственники.
Мужчина выступал главой семьи, решал общественные вопросы, обеспечивал семью пищей, жильем, занимался тяжелым домашним трудом. Культ женщины, сохранившийся с древних времен, закреплял за женой равные с мужем права. Бытовал обычай отработки: сватовство предполагало переселение в дом выбранной девушки, работу на тестей.
Во время отработки запрещались контакты с будущей невестой: коряки ценили целомудрие. Незамужние девушки ограничивались в общении с противоположным полом, даже дать незнакомцу стакан воды считалось позором. Коряки слыли ярыми ревнивцами: комплимент, взгляд, тем более намерение в сторону чужой жены наказывалось, доходило до потасовок и убийств. Дабы не прослыть распутными, жены ревнивцев старались выглядеть непрезентабельно, предпочитали скромное поведение и замкнутость.
Жилище
Кочевые коряки отдавали предпочтение переносным ярангам: каркасным сооружениям, покрытым оленьими шкурами. Форма яранга напоминает азиатскую юрту небольшого размера: сохранение тепла стояло в приоритете. Внутри жилища размещался очаг, считавшийся неприкосновенным для чужаков. Вдоль стен размещали подвесные гамаки по числу проживавших в яранге пар. В холода в центре устанавливали «палатку», ставя внутрь лампу с тюленьим жиром: это позволяло спать без одежды даже в сильные морозы.
Береговые коряки строили полуземлянки, располагавшиеся в 3-10 км от побережья. На глубине 1,5 м устанавливались шесты-основы, заполнявшиеся по бокам бревнами высотой 4-6 м. Венчала конструкцию законопаченная восьмискатная крыша, защищавшая от снега и дождя, с вентиляционным окошком для дыма и зимним выходом.
Жизнь
Кочевая часть народности занималась разведением больших стад оленей: от 400 до 2000 голов. Каждый сезон ознаменовывался перекочевкой:
- Весна — переход на богатые ягелем пастбища, поскольку близилось время отела.
- Лето — перемещение в зоны с меньшим количеством мошкары, насекомых.
- Осень — перегон оленей ближе к постоянным стойбищам вблизи рек, поскольку близилось время забоя.
- Зима — недалекие перекочевки вблизи стойбища.
Главное занятие береговых коряков в древние и средневековые времена — охота на крупных морских животных: китов, тюленей, нерп. Охота на кита проводилась силами общины. Между скалами вблизи берега закреплялась сеть, придавленная тяжелыми валунами. На байдаре — лодке, обитой шкурами морских животных, — мужчины выслеживали кита, загоняя его в ловушку. Животное могло мучиться днями, когда ослабевало — добивали острогами, стрелами, гарпунами.
В XIX веке американский китобойный промысел снизил успех корякской охоты, основное значение приобрела рыбная ловля. Весной в прибрежные реки заплывали косяки лососевых рыб — нерка, кета, горбуша, в марте наступал сезон корюшки, апрель давал богатый улов сельди, зашедшей в спокойные воды для метания икры. Женщины занимались собирательством орехов, кореньев, трав, моллюсков. Зимой коряки охотились на оленей, горных баранов, зайцев, медведей, волков.
Религия
Традиционные верования коряков связаны с одушевлением всего сущего: животных, растений, явлений природы. Главный мифологический персонаж — Бог-Ворон, предания о котором сохранились у всех северных народов и индейцев Северной Америки. Ворон — создатель всего сущего, вместе с тем — плут и проказник, попадающий в нелепые истории.
Обрядами коряков заправляли шаманы, одетые в волчьи шкуры, сопровождающие сакральные действа горловым пением, игрой на варгане и большом бубне. Действа проходили в особых местах — аппапелях, наделенных в сознании народа мистическими свойствами. Среди них встречались сопки, камни причудливой формы, утесы, мысы. Обряды сопровождались жертвоприношениями оленей, собак, морских животных. Практиковалось использование сакральных предметов — аняпелей: тотемов, церемониальных масок, гадальных камней, амулетов, фигурок, символизирующих образы предков.
Традиции
Похоронные традиции коряков не искоренил даже приход христианства. Погребальную одежду готовили при жизни, не дошивая до конца: считалось, готовый наряд ведет к скорой гибели. После смерти родные дошивали костюм, обязательно грубыми стежками.
На протяжении трех дней после гибели умерший находился в общей юрте. Обязательно должен был быть один или несколько человек, которые в это время не спали, сидели с покойным, обращались с ним, как с живым. После тело предавали огню, собирая погребальные костры из хвойных веток.
Еда
Основу рациона кочевых коряков составляло вареное оленье мясо, береговых — мясо и жир морских животных. Из рыбы делали — юколу: жирные лососевые породы разделывали и высушивали на открытом воздухе. Шокирующее иностранцев блюдо — квашеные с икрой рыбьи головы, очищенные от жабр. Неприятный аромат отпугивает, однако коряки до сих пор считают блюдо изысканным лакомством.
Видео
Коряки | Этнос | Ассамблея народа Казахстана
КОРЯКИ (единого самоназвания не имели) – этническая группа Казахстана. В Казахстане проживает 121 чел. (2009). Динамика численности коряков в Казахстане: 1970 г. – 7, 1979 г.– 16, 1989 г.– 34, 1999 г. – 48 чел. В настоящее время компактно проживают в Камчатском крае, Магаданской обл. и Чукотском автономном округе России. Общая численность – 8,7 тыс. чел. (2002). Антропологически относятся к североазиатской группе монголоидной расы.
Язык. Корякский язык относится к чукотско-камчатской семье палеоазиатских языков. Корякский язык также называют «коряцким», «нымыланским». Письменность на русской графической основе.
Религия. Придерживаются традиционного верования – шаманизма. Часть верующих коряков – православные.
История. Первые упоминания о коряков в русских документах относятся к 30–40-м гг. 17 в., тогда же впервые появляется и этноним «Коряк». Существует предположение, что он восходит к корякскому слову хора («олень»).
Культура. Народное декоративно-прикладное искусство коряков представлено художественной обработкой мягких материалов (женское занятие) и изготовлением изделий из камня, кости, дерева и металла (мужское). На подолы кухлянок нашивались меховые мозаичные полосы в виде широкой каймы (опуван). Орнамент преимущественно геометрический, реже – растительный. Часто вышиваются реалистические фигурки зверей, сценки из их жизни. Из моржового клыка и рога вырезались миниатюрные фигурки людей и животных, изготавливались костяные серьги, ожерелья, табакерки, курительные трубки, украшенные гравированным орнаментом и рисунками. Коряки разделялись на две большие хозяйственно — культурные группы: береговые – рыболовы и охотники на морского зверя и тундровые – оленеводы. Единственным типом поселения у оленеводов было стойбище, состоящее из нескольких жилищ-яранг. Яранга имела каркасный остов из жердей, который обтягивался покрышкой, сшитой из оленьих шкур со стриженым мехом, мездрой внутрь. У оседлых коряков преобладала полуземлянка с воронкообразным сооружением на крыше и стенами из деревянных плах. С середины 18 в. стали появляться срубные жилища. Традиционные занятия коряков – оленеводство, рыболовство, морской зверобойный промысел. Оленеводством занимались чавчувены и большинство алюторцев. Традиционное хозяйство береговых коряков комплексно. В хозяйственном комплексе оседлых коряков рыболовство занимало ведущее место. Рыболовство преимущественно речное, прибрежное. Морским зверобойным промыслом в Охотском и Беринговом морях занимались все группы оседлых коряков и оленеводы-алюторцы. Был развит пушной промысел (охота на соболя, лисицу, выдру, горностая, росомаху и белку). Собирательство особенно было распространено у оседлых коряков (съедобные моллюски, яйца диких птиц, ягоды, орехи, ивовую кору, морскую капусту, дикий щавель, сарану, кипрей, борщевик и др. ра- стительные и животные продукты). Из традиционных домашних промыслов известны обработка дерева, кости, металла, камня, плетение, выделка шкур. Дерево употреблялось для изготовления оленьих и собачьих нарт, лодок, копий, утвари, древков копий и гарпунов, челноков для плетения сетей. Из кости и рога оленя и горного барана коряки делали утварь, ножи для разделки рыбы, кирки, колки и наконечники гарпунов, тормоза для оленьих нарт, гребни для расчёсывания травы. Традиционная зимняя одежда состояла из меховой рубахи-кухлянки, штанов, капора и обуви. Зимняя одежда двойная: нижняя – мехом к телу, верхняя – мехом наружу. Большинство кухлянок с капюшоном, штаны в длину достигали щиколоток. Мужская зимняя обувь с длинным и коротким голенищем шилась из оленьих камусов мехом наружу. В комплект женская зимней одежды входили также комбинезон (керкер), меховая рубаха (гагагля) с капюшоном. Летняя одежда коряков имела тот же покрой, что и зимняя, но из ровдуги, оленьих шкур со стриженым мехом, собачьих шкур, покупных тканей. Основная пища оленеводов – оленье мясо в основном в варёном виде. Вяленое мясо шло на приготовление ритуального блюда – толкуши (мясо растирали пестиком, добавляя коренья, жир и ягоды). Замороженным мясом питались в дороге. Все оленные группы коряков заготавливали юколу, летом разнообразили рацион свежей рыбой. Рыба, мясо и жир морских животных составляли основную пищу оседлых коряков. Большая часть рыбы потреблялась в виде юколы, исключительно лососёвой. Мясо морских животных варили или замораживали. Повсеместно употреблялись продукты собирательства: съедобные растения, ягоды, орехи.
PRO Koryak Carbon Руль с подъемом 31,8 мм
Добавлено в вашу корзину
Извините, похоже, произошла ошибка. Пожалуйста, попробуйте еще раз.
Название продукта
Количество:
Промежуточный итог: ( товары в вашей корзине)
просмотреть корзину
Добавить в список желаний
Вместо этого купили другие клиенты
Велосипедный чехол Scicon Aerotech Evolution X TSA
449,99 долларов США
Велосипедная сумка Scicon AeroComfort Triathlon 3.0 TSA
$424,99
Велокомпьютер Garmin Edge 830 с GPS
$325,49
доллар США 108,99
Рекомендуемая розничная цена $137,49
$108,99
Скидка: $28,50
Офлайн’> Онлайн’>
Руль PRO Koryak Carbon Riser позволяет гонщикам, занимающимся трейловым и эндуро, модернизировать и превзойти его. Он может похвастаться легкой и поглощающей вибрацию карбоновой конструкцией, но остается жестким и обеспечивает точное рулевое управление. 9№ 0005
Благодаря диаметру зажима 31,8 мм он совместим со стандартными выносами горных велосипедов, а его ширина может быть уменьшена с 800 мм до идеального размера. Конструкция стояка предусматривает подъем на 20 миллиметров, а также изгиб назад на 9 градусов и подъем вверх на 4 градуса.Характеристики:
- Руль для горного велосипеда, предназначенный для кросс-кантри и трейлрайдинга
- Конструкция со стояком
- Карбоновая конструкция
- Высота: 20 мм
- Разворот назад: 9 градусов
- Развертка вверх: 4 градуса
- Диаметр зажима: 31,8 мм
- Ширина: 800 мм
- Вес: 205 г
Диапазон:
- Коряк
Дисциплина:
- МТБ
Марка:
- ПРО
Сколько времени потребуется, чтобы прибыть?
Пожалуйста, проверьте наличие на складе вашего товара при оформлении заказа. Этот пункт: Распроданный
Как я узнаю, что он был отправлен
Вы получите электронное письмо для подтверждения отправки вашего товара.
Вы также можете проверить статус вашего заказа и отдельных товаров, зайдя на ваш счет подробности и следуйте подсказкам.
Пожалуйста, подождите 10 рабочих дней с даты отправки вашего заказа, прежде чем уведомлять нас о любой задержке доставки.
Может быть целесообразно узнать у соседей, не осталась ли у них ваша посылка, проверить, где ее можно было оставить, например: в гараже, на крыльце или за мусорными баками, если она слишком велика, чтобы поместиться в ваш почтовый ящик. Обратитесь в местное почтовое отделение, чтобы узнать, был ли товар возвращен на склад как недоставленный и ожидающий получения.
Если я не полностью доволен своим товаром?
Пожалуйста, смотрите наш Политика возврата.
Отзывы клиентов
В настоящее время нет отзывов.
Напишите отзыв, чтобы получить шанс выиграть ваучер на 125 долларов, который можно потратить на ProBikeKit.
Зум
Корякский | люди | Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- В этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Компаньоны
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.