§ 5. Архитектура. История России с древнейших времен до конца XVII века
§ 5. Архитектура
Недаром говорят, что архитектура – это душа народа, воплощенная в камне. К Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. Подобного перехода не знала Западная Европа, издревле строившая и храмы, и жилища из камня. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней. Затейливая художе-
Мир Византии, мир христианства, стран Кавказа привнес на Русь новый строительный опыт и традиции: Русь восприняла сооружение своих церквей по образу крестово-купольного храма греков: квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу; примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Но этот образец греческие мастера, прибывшие на Русь, начиная со времени Владимира, а также работающие с ними русские умельцы применяли к традициям русской деревянной архитектуры, привычной для русского глаза и милой сердцу. Если первые русские храмы, в том числе Десятинная церковь, в конце X в. были выстроены греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями, то Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских традиций: на основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать веселых глав нового храма. Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль русского деревянного зодчества.
Софийский собор, созданный в пору утверждения и возвышения Руси при Ярославе Мудром, показал, что строительство – это тоже политика. Этим храмом Русь бросила вызов Византии, ее признанной святыне – константинопольскому Софийскому собору. В XI в. выросли Софийские соборы в других крупных центрах Руси – Новгороде, Полоцке, и каждый из них претендовал на свой, независимый от Киева престиж, как и Чернигов, где был сооружен монументальный Спасо-Преображенский собор. По всей Руси были построены монументальные миогокупольные храмы с толстыми стенами, маленькими оконцами, свидетельства мощи и красоты.
В XII в. традиции древнерусской архитектуры не утрачивают свою связь. По образному выражению одного искусствоведа, по всей Руси прошагали русские однокупольные храмы-богатыри, сменившие прежние пирамиды. Купол возносился вверх на мощном, массивном квадрате. Таким стал Дмитриевский собор во Владимире-на-Клязьме, собор святого Георгия в Юрьеве-Польском.
Большого расцвета архитектура достигла в годы правления Андрея Боголюбского во Владимире-на-Клязьме. С его именем связаны постройка Успенского собора во Владимире, красиво расположенного на крутом берегу Клязьмы, белокаменного дворца в селе Боголюбове, «Золотых ворот» во Владимире – мощного белокаменного куба, увенчанного злато главой церковью. При нем же было создано чудо русской архитектуры – храм Покрова на Нерли. Князь построил эту церковь неподалеку от своих палат после кончины любимого сына Изяслава. Эта небольшая однокупольная церковь стала поэмой из камня, в которой гармонично сочетаются скромная красота природы, тихая грусть, просветленная созерцательность архитектурных линий.
Брат Андрея – Всеволод III продолжал эту строительную деятельность. Его мастера оставили потомству замечательный Дмитриевский собор во Владимире – величественный и скромный.
Одновременно строились храмы в Новгороде и Смоленске, Чернигове и Галиче, закладывались новые крепости, сооружались каменные дворцы, палаты богатых людей. Характерной чертой русской архитектуры тех десятилетий стала украшающая сооружения резьба по камню. Удивительное это искусство мы видим на стенах соборов во Владимиро
Другой чертой, роднящей всю русскую архитектуру той поры, стало органическое сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом. Посмотрите, как поставлены и доныне стоят русские церкви, и вы поймете, о чем идет речь.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Архитектура
Архитектура Каменные или глиняные строения. Ступенчатые пирамиды.Оштукатуренные полы и стены, зачастую с полихромным декором или росписями.Внутренние дворы со специальным кольцом для игры в мяч.Мощеные дороги.Висячие мосты.Подземные
6. Архитектура
6. Архитектура Самым выдающимся достижением русского зодчества рубежа XV–XVI вв. стало возведение зданий Московского Кремля. Старые, обветшавшие постройки заменили новыми.1. Успенский.2. Архангельский.3. Благовещенский соборы.4. Храм-столп Ивана Великого.Для
5. Архитектура
5. Архитектура Архитектура Древней Индии была преимущественно деревянной и не сохранилась. Разрушая многие древние индуистские и джайнистские храмы, падишахи династии Великих Моголов (XVI в.) воздвигли мечети, медресе, мавзолеи и крепости, многие из которых по сей день
5.
Архитектура5. Архитектура Важной особенностью древнеегипетской культуры было строительство пирамид. К появлению таких сооружений, как пирамиды привели поиски новых архитектурных форм для возвеличивания царской власти. В XXVIII в. до н. э. зодчий фараона Джосера Имхотеп создал
8. Архитектура
8. Архитектура Греки создают город, в котором складывается продуманная и ясная система архитектурных форм – ордер (от лат. ordo – «порядок», строй), которая потом становится основой греческой и новоевропейской архитектуры. Римляне впервые стали строить «типовые» города,
5. Архитектура
5. Архитектура После возникновения в V–VIII вв. государств германских племен произошло их обращение в христианство. Стали возводиться каменные христианские храмы. Храмы складывали из массивных камней, для перекрытий использовали дерево. Церкви строили по образцу римских
5. Архитектура
5. Архитектура После 1945 г. мировым лидером авангарда в архитектуре стали США, куда в 1920—30-х гг. эмигрировали виднейшие европейские зодчие довоенного периода, такие как В. Гропиус и Л. Роэ. Однако уже в первое десятилетие после Второй мировой войны с международным стилем
Тема 15 Архитектура и изобразительное искусство старо– и средневавилонского периодов. Архитектура и изобразительное искусство Сирии, Финикии, Палестины во II тысячелетии до н. э
Тема 15 Архитектура и изобразительное искусство старо– и средневавилонского периодов. Архитектура и изобразительное искусство Сирии, Финикии, Палестины во II тысячелетии до н. э Хронологические рамки старо– и средневавилонского периодов, возвышение Вавилона при
Тема 19 Архитектура и изобразительное искусство Персии в I тыс.
до н. э.: архитектура и искусство Ахеменидского Ирана (559–330 гг. до н. э.)Тема 19 Архитектура и изобразительное искусство Персии в I тыс. до н. э.: архитектура и искусство Ахеменидского Ирана (559–330 гг. до н. э.) Общая характеристика политической и экономической ситуации в Иране в I тысячелетии до н. э., приход к власти Кира из династии Ахеменидов в
Древние храмы «Ключ-города» » Вcероссийский отраслевой интернет-журнал «Строительство.RU»
Смоленск — один из древнейших российских городов. В летописях он упоминается с 863 года, когда плывшие по Днепру воины Аскольда и Дира не рискнули войти в него, отметив, что град велик и богат людьми. Первые его постройки находились в районе Гнездово, деревни в 14 км от современного Смоленска. Столетие за столетием войны, бушевавшие на смоленской земле, стирали то, что строили на века. Не раз переходивший из рук в руки русских, литовских и польских властителей, уже своим расположением он был призван закрывать неприятелю дорогу к сердцу России, Москве, и потому получил прозвание «Ключ-города». А феникс на обращенном к Западу пушечном стволе — герб Смоленска — символизирует возрождение этой земли после каждого разорения.
От матери городов русскихКрещение Руси киевским князем Владимиром привело, естественно, к возникновению потребности в храмовом строительстве по сложившимся в Византии канонам. В Киев и другие русские города, где возникали православные епархии, приглашали зодчих и иконописцев из Константинополя, принесших с собой знания и опыт создания каменных храмов.
Архитектурное искусство византийцев, или, как их называли в нашей стране, греков, поскольку говорили в Восточной Римской империи преимущественно на греческом языке, впитало в себя традиции античности, греческие и римские ордера, использование как природных, так и искусственных строительных материалов, умение использовать особенности рельефа для усиления эмоционального воздействия своих величественных произведений на человека.
Римская базилика, членившая здание колоннами на параллельные друг другу помещения — нефы, стала широко использоваться при сооружении христианских храмов. Византийцы широко применяли купольные и сводчатые конструкции, и уделяли особое внимание отделке и внутреннему убранству церквей, что покорило посланников киевского князя, размышлявшего о выборе веры для консолидации русского общества и укрепления княжеской власти.
Строили на Руси преимущественно из дерева, применяя глину и природный камень. Русские избы не сильно изменились в своем облике за прошедшие две тысячи лет: на севере это — просторные рубленные дома, на юге, где мощных прямых бревен не хватало, постройки из нетолстых, кривоватых стволов и прутьев обмазывали глиной. И потому в северных землях архитекторов называли плотниками — сплачивающими бревна в связки-плоты, а на юге — зодчими, мастерами глинобитного дела, созидавшими из глины (зьдъ — глина, зьдарь – горшечник, здатель — строитель) «здания».
Впрочем, академики продолжают вести спор о времени появления слова «зодчий» в нашем языке. Так или иначе, но строители византийских артелей пришли не на пустое место. В Киеве, Чернигове, Смоленске и других русских городах их встретили способные и быстро обучаемые русские мастера, перенявшие у наследников античности умение создавать храмы, не подавлявшие, но покорявшие своим величием и красотой.
Десятинная церковь. Реконструкция северного фасада
Первой над Киевом поднялась Десятинная церковь — десятую часть своих доходов равноапостольный князь повелел отдавать на ее строительство, завершившееся к 996 году. До нас, увы, дошли только ее фундаменты — сам храм был разрушен в 1240 г. после взятия Киева Батыем. Предполагают, что за образец была принята Фаросская церковь Константинополя, домовый храм императоров, также не сохранившаяся (была разграблена после штурма города крестоносцами в 1204 г., пришла в запустение и разрушилась).
До строительства Софийского собора Десятинная церковь была главным храмом стольного града. Греческие зодчие впервые здесь, на Руси, применили плинфу — плоский кирпич толщиной 2-4 см и известковый раствор — цемянку, с добавлением кирпича толченого. В кладку добавляли природный камень — и для прочности, и для экономии.
Плинфа — визитная карточка, если можно так выразиться, для русских храмов, возведенных в XI – XII вв. Другая же характерная особенность — кладка стен «с утопленным рядом», когда мастера как бы сдвигали отдельные ряды кирпичей внутрь, создавая таким образом своеобразный узор из горизонтальных полос. Сдвинутые ряды покрывали снаружи розоватой цемянкой, сам же храм не штукатурили, и он представал перед восхищенными горожанами нарядным и легким. В стены закладывали полые сосуды — голосники для улучшения акустики и снижения нагрузки на фундамент.
По византийской традиции храмы окружали пристроенными галереями и дополняли приделами, освященными в честь православных святых. Стены расписывали изнутри фресками и выкладывали мозаикой из специально изготовленной смальты — небольших кусочков окрашенного стекла, дошедшей до нас в стенах киевской Софии. Одновременно с ней в середине XI в. строятся София Новгородская, Спасо-Преображенский собор в Чернигове. А в 1101 г. пришедший из Чернигова в Смоленск Владимир Мономах начинает возведение Успенского собора — самого знаменитого храма ключ-города над Днепром.
На Соборном холмеДва года заняло у зодчих Владимира Мономаха возведение на высоком холме Успенского собора, возвышающегося над всем городом. Сегодня его видно каждому, кто подъезжает к Смоленску — но это вовсе не то здание, что закладывал отец основателя Москвы. От древнего храма остался лишь фундамент, на котором в течение столетия после освобождения Смоленска от польских захватчиков восстанавливали собор, и его облик впитал в себя традиции и московского, и елизаветинского барокко, перекликаясь с расстреллиевским Смольным собором в Питере и его же проекта киевской Андреевской церковью. Завершил работу в 1732-1740 гг. архитектор А. И. Шедель в традициях храмового зодчества XVII века — пятиглавие на четверике, при этом — с роскошным внутренним убранством, многослойной деревянной золоченой резьбой, росписью стен, выполненной под влиянием как русских, так и европейских образцов артелью украинских мастеров.
Успенский собор, Смоленск
А шесть столетий до этого на холме, получившим и другое имя, Мономахов, располагалась укрепленная княжеская резиденция — детинец. Собор же стал первым каменным зданием в городе, его первым крестово-купольным храмом, сохранившимся без каких-либо существенных изменений до 1611 года. Владимир Мономах принес в него из Чернигова чудотворную икону Богоматери, прозванную Одигитрией — путеводительницей. Ею византийский император Константин Мономах благословил в путь свою дочь Анну, просватанную за киевского князя Всеволода. Анна, в свою очередь, благословила ею своего сына Владимира, княжившего в Чернигове, а затем — в Смоленске.
Святыни собора не были осквернены литовцами, чей князь Витовт взял город в 1404 г., на сто десять лет отняв его у Руси — впрочем, Литва на тот момент была преимущественно православной. Чудотворную икону вывезли в Москву, но в 1456 г., по просьбе смоленского архиепископа и горожан, вернули в захваченный город, сделав предварительно список с нее. При Василии III, отце Ивана Грозного, Смоленск удалось почти на сто лет вернуть России. По этому случаю в Москве был основан Новодевичий монастырь, куда поместили список иконы XV века.
В Смутное время Смоленск выдержал 20-месячную осаду войск польского короля Сигизмунда, но был все же взят. Последние защитники взорвали себя в Успенском соборе. Другой список, 1535 года, переданный городу для крепостной башни над Днепровскими воротами в 1602 г. и потому прозванный «годуновским», прославился на Бородинском поле, где эту икону торжественно проносили перед солдатами накануне сражения. «Годуновская» Смоленская икона, также считающаяся чудотворной, и находится сейчас в Успенском кафедральном соборе Смоленска.
Древнюю икону «Одигитрия» удалось уберечь и от поляков, и от Наполеона — пропала она в годы Великой Отечественной, но смоляне уверены, что пределы города святыня не покидала и будет обретена вновь.
После МономахаИсторики, опираясь на результаты раскопок, утверждают, что в конце XII в. Смоленску принадлежало первенство среди русских городов по объемам строительных работ. Смоленские зодчие строили и в других городах страны. Русская архитектура не замыкалась в себе — шел постоянный культурный обмен с западными странами, изучались и перенимались новые приемы. В архитектуру пришел готический стиль, и кто знает, какие еще соборы увидели мы в Смоленске, если бы не случился в первой трети несчастливого XII в. мор, а за ним — нашествие Батыя.
Археологи открыли нам фундаменты и нижние части стен, оставшихся от полутора десятков прежних смоленских церквей. Сохранились же в городе на сегодняшний день три храма XII в., и все три — действующие. Это храмы апостолов Петра и Павла на Городянке, Михаила Архангела и Иоанна Богослова. Помянем добрым словом имена смоленских князей, благодаря которым и сейчас можно любоваться этими, прошедшими через страшные, кровавые и смутные века, памятниками древнего благочестия.
Храм апостолов Петра и Павла
Первый, на улице Кашена, что рядом с железнодорожным вокзалом, построен из красного кирпича смоленским князем Ростиславом, отличавшимся большой набожностью. Стены не оштукатурены, и мы можем увидеть древнюю плинфу — золотисто-желтого цвета, наряду и с традиционной красной. На торцах плинф можно увидеть клейма мастеров, отвечавших головой за качество своей работы. Этот одноглавый четырехстолпный храм с традиционным для того времени сферическим куполом на 12-гранном барабане некоторое время служил домовой церковью князя, настоявшего на учреждении в Смоленске епископской кафедры, и был освящен первым смоленским епископом, Мануилом Греком. Размеры храма в плане — 20,5 х 16 м — сопоставимы с его высотой.
Внешняя отделка аскетична — аркатурные пояса по барабану и под полукруглыми завершениями стен, закомарами, полуколонны да вертикальные выступы-лопатки с вырезанными крестами. Храм не имеет притвора (нартекса), и лестница, ведущая на хоры, устроена в западной стене, имеющей двухметровую толщину. Центральную закомару (на северном и южном фасадах) прорезают три щелевидных окна, боковые — по одному. По этому же принципу устроены окна в стенах. Фрески большей частью не сохранились, в отделке внутренних стен использован белый мрамор. Вес стен облегчен голосниками.
В период польской оккупации храм превратили в католический костел и даже украсили полотнами западноевропейских мастеров: Рубенса, Тинторетто. .. Когда Смоленск в 1654 г. был возвращен Московскому государству, Петропавловскую церковь освятили заново. Гроза двенадцатого года не пронеслась мимо — храм разграбили. После освобождения его восстанавливали за счет царской казны. А в советские годы сначала закрыли главный в епархии Успенский собор, и Петропавловский храм до 1935 года стал кафедральным. В войну пострадал. На восстановлении трудились смоленские реставраторы под руководством П. Д. Барановского — просто диву даешься, сколько сделал этот человек для спасения нашего историко-культурного наследия только в Смоленской области.
Варваринская церковь
С храмом Петра и Павла соседствует Варваринская церковь XVIII века, выстроенная на деньги местных купцов-благотворителей — с шатровой колокольней, наличниками в стиле «нарышкинского» барокко и высоким крыльцом. Другой храм XII века носит двойное название — церковь Архангела Михаила, или Свирская. Интересно, что смоленские князья, заступая во власть, строили себе новые резиденции. Так и этот храм располагался на территории княжеского двора князя Давида Ростиславовича, здесь и погребенного, кому мы благодарны за возведение в 1192 г. этой святыни.
Церковь Архангела Михаила
Высокий однокупольный храм с тремя притворами, благодаря чему в плане имеющий форму креста, исстари восхищал своей красотой и строгостью пропорций даже искушенных летописцев, свидетельством чему строки из Ипатьевской летописи: «… всем приходящим к ней дивится изрядной красоте ея, иконы златом и сребром, и жемчугом, и камением драгим украшены, и всей благодатию исполнена».
Стороны креста приблизительно одинаковы — по 28 метров, высота — 38,5 метров. Устремленность храма ввысь подчеркнута «пучковыми» пилястрами по углам строения. Под кровлей и куполом выполнены декоративные пояса. В кладке стен, как и у Петропавловского храма, применен прием «утопленного» ряда. Наличников еще нет, но над оконными проемами выступают каменные «бровки», которые опираются на выложенные под ними пояса поребрика — рядов кирпичей, расположенных под углом к основной кладке. Высокие, мощные «крещатые» столпы, соединяясь друг с другом арками, поддерживают купол, через щелевидные окна которого льется дневной свет.
Считают, что позже здесь был устроен монастырь. В конце XVIII в. вокруг храма возвели невысокую ограду и построили надвратную колокольню. Польские же католики превратили церковь в костел. При Наполеоне в южную стену попало пушечное ядро, а затем храм разграбили баварские солдаты, уничтожившие иконы и ту часть внутреннего убранства, что горожане не смогли унести. В восстановлении храма принял деятельнейшее участие император Александр I, и в его честь придел церкви был переосвящен во имя св. благоверного князя Александра Невского. Другой придел носит имя Алексия, человека Божиего. Реставраторы надеются вернуть интерьеру храма первоначальный облик.
Храм Иоанна Богослова
Третий, храм Иоанна Богослова, воздвигнут князем Романом Ростиславовичем в 1180 г. и так пострадал от разрушений и переделок, что потерял половину своей высоты, в верхней части и в нем трудно узнать постройку, несущую черты византийского стиля. Это также одноглавый четырехстолпный крестово-купольный храм, сложенный из плинфы и имеющий минимум декора. Апсиды храма прорезаны двумя рядами окон, над четырехскатной кровлей возвышается барочный восьмерик с высоко поднятой главкой на фигурном барабане.
Полагают, что к этому храму, как и к Петропавловской церкви, примыкали несохранившиеся галереи, и внешний вид был также схож. Судя по летописям, внутри храм был богато украшен золотом и финифтью. Рассказывают также, что храм, стоящий на склоне холма, неоднократно смещался вниз во время оползней, но при этом не разрушался. В польские годы и здесь был костел, в советское время — библиотека. Пристроенные в XVIII в. трапезная и колокольня уничтожены во время боев за Смоленск в 1941-43 гг. Благочестивый князь Роман при жизни потратил все свои средства на просвещение и благотворительность, что по смерти его даже не на что было хоронить. Но трое этих смоленских князей делами своими сумели прославить мастерство своих зодчих и иконописцев по всей Руси и за ее пределами.
Текст и фото подготовил Евгений ШАПОЧКИН
Форма и цвет русских куполов.
А
Особенностью Русской Православной Церкви является луковица или
шлемовидные купола. Известно, что в ранней истории
Русская церковь, купола церквей повторяли типичные византийские
плоскокупольный стиль. Шлемообразные купола домонгольской Руси были
заменены луковичными куполами. Говорят, что такие формы появились
так как они позволяют снегу скатываться вниз и не держаться сверху.
цвет куполов церквей также можно интерпретировать по
церковная символика. Золотой цвет является символом небесной славы,
поэтому главные соборы, посвященные
Иисус Христос и двенадцать великих праздников. Голубые купола с золотыми звездами
характерны для храмов Богородицы. церкви в честь
святые часто увенчаны зелеными или серебряными куполами. В монастырях
и монастырях можно увидеть черные купола – символы
монашество.
Население Москвы
Сегодня Москва — крупнейший город Европы. Население Москвы составляет 10,5 млн человек.
подробнее
Возраст Москвы
Москва была основана в 1147 году. Это один из древнейших городов России.
подробнее
Что такое Москва?
Что значит Москва? Это название намного старше самого города.
подробнее
Парки Москвы
Москва очень зеленый город. Более 40 процентов его территории составляют парки, сады и леса.
подробнее
Московское метро
Московское метро – самый популярный общественный транспорт в Москве как для москвичей, так и для туристов.
подробнее
Московский метрополитен
Самая глубокая станция московского метро «Парк Победы», 84 метра, высота 28 этажного дома
подробнее
Объявления в метро
Во время навигации в московском метро вы всегда можете определить направление поезда по полу диктора.
подробнее
Лето 2010 побьет все температурные рекорды
Лето 2010 запомнится москвичам и гостям Москвы аномально высокими температурами.
подробнее
Московский фонтан с питьевой водой
В Москве более 700 фонтанов, а с питьевой водой только один.
подробнее
Московские зимы
Самая низкая температура, когда-либо зарегистрированная в Москве, составила -42°C. Произошло это в январе 1940 года.
подробнее
Самое старое здание Москвы
Какое самое старое здание на территории Москвы?
подробнее
Освещение в Москве
Знаете ли вы, когда улицы Москвы стали освещаться?
подробнее
Какими необычными памятниками может похвастаться Москва?
Вы слышали о таких памятниках, как «Уступи дорогу утятам», «Ворона и лиса с плавленым сыром» «Дружба» или «Дети — жертвы пороков взрослых»?
подробнее
Московские церкви
Сколько церквей в Москве?
подробнее
Необычные московские поезда
Московское метро известно не только изысканным дизайном и интерьером, но и уникальными поездами.
подробнее
Москва Макдональдс
Согласны ли вы стоять в очереди 6 часов, чтобы попасть в Макдональдс? Так поступали многие москвичи в 1990 году.
читать далее
Русское Рождество
Почему россияне празднуют Рождество 7 января?
подробнее
Эпитеты Москвы
За свою 9-вековую историю Москва обрела несколько эпитетов.
подробнее
Памятник святым Кириллу и Мефодию
На каком памятнике в Москве 5 орфографических ошибок в надписи?
подробнее
Органные вечера в Кусково
«Органные вечера в Кусково» — это серия концертов, которые проходят по выходным дням в одной из красивейших старинных усадеб Москвы
подробнее
Курение в России
Знаете ли вы, когда в России официально запретили курение?
подробнее
Правило преемственности лидеров
Кто будет следующим президентом России?
подробнее
Самый большой колокол в мире
Где находится самый большой колокол в мире?
подробнее
Звонок озорной
В Московском Кремле живет очень старый 300-летний политзаключенный. Кто бы это мог быть?
подробнее
Самые высокие здания Европы
Где находятся самые высокие здания Европы?
подробнее
Самый старый дом Москвы
Сколько лет самому старому дому Москвы?
подробнее
7 любопытных фактов и легенд о 7 сестрах.
Какие факты и легенды вы слышали о сестрах Сталине?
подробнее
Что означает количество куполов на храме?
Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему в одних церквях 3 купола, а в других – пять и даже больше?
подробнее
Русский православный крест
Какова символика русского православного креста?
подробнее
Дед Мороз и Дед Мороз
Чем Дед Мороз отличается от Деда Мороза?
подробнее
Будьте осторожны, дом движется!
Вы когда-нибудь видели, как движется дом? Вы можете себе представить многоэтажный дом, жильцов которого отселяют на десятки метров?
подробнее
Москва перевернутый дом
Вы бывали в доме, где все перевернуто вверх дном?
подробнее
Луковичные купола России, их история и значение – кругосветное консультирование
Опубликовано Around the World Consultancy on
Россия имеет долгую культурную историю в области искусства, которая охватывает все, от литературы, живописи, музыки и даже архитектуры. Говоря об архитектуре, давайте поговорим о красочных и огромных луковичных куполах, также называемых шлемовидными или грушевидными куполами России. Вы когда-нибудь задумывались, какова цель этих куполов и почему они были созданы именно такой формы? Благодаря нам ответы на ваши вопросы появятся в 3..2..1.
Предполагается, что луковичные купола подпирались на Руси в эпоху Ивана Грозного. Выдающаяся историческая личность, Иван был великим князем Московским, который впоследствии стал царем Руси до своей смерти. За время своего правления он завоевал Казанское, Астраханское и Сибирское ханства, сделав Россию многонациональным и многоконтинентальным государством. Он был ответственен за превращение России в империю, и именно в его время купольная конструкция в форме луковицы приобрела популярность. Предполагается, что эти луковичные купола были заимствованы русскими из мусульманских стран, возможно, из Казанского ханства. После завоевания Казанского ханства Иван Грозный почтил память девятиглавого собора Василия Блаженного. Восемь из этих куполов представляют собой нападения на Казань, а девятый был построен через 36 лет после осады Казани как усыпальница святого Василия.
Еще в ранние дни русской церкви архитектура следовала типичному византийскому плоскокупольному стилю; но позже они были заменены куполами в форме луковицы / шлема. Золотой цвет этих куполов символизирует небесную славу, поэтому золотые купола украшают все главные соборы, посвященные Иисусу Христу и Двенадцати великим праздникам. Голубые купола с золотыми звездами характерны для церквей Богородицы. Церкви в честь святых часто увенчаны зелеными или серебряными куполами. В монастырях и женских монастырях можно увидеть черные купола, символизирующие монашество. Считается, что эти купола символизируют горящие свечи.
Луковичный купол встречается не только в русской архитектуре, он также широко использовался в архитектуре Великих Моголов, которые позже повлияли на индо-готическую архитектуру. Помимо Индии, вы также можете увидеть эти купола в Иране и других местах на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. В конце 19 века голландцы построили Большую мечеть Байтуррахман в Ачехе, Индонезия, с куполами в форме луковицы. С тех пор именно эта форма использовалась во многих мечетях Индонезии. Луковые купола, которые появляются на католических церквях по всей южной Германии, Чехии, Австрии, Сардинии и Северо-Восточной Италии, обычно сделаны из медного листа.
Тем временем в мусульманских государствах такие купола были замечены на мечетях, а после царствования Ивана купола играли важную роль и в христианстве, где количество куполов носило символический характер. Луковичные купола часто появляются группами по три и пять, за исключением собора Василия Блаженного. Единственный купол представляет Иисуса, три купола представляют Святую Троицу, а пять представляют Иисуса Христа и четырех евангелистов.