Оман религия: Религия в Омане / Travel.Ru / Страны / Оман

Религия в Омане / Travel.Ru / Страны / Оман

  1. Travel.ru
  2. Страны
  3. Оман
  4. Культура
  5. Религия
  • Отели
  • Авиабилеты

Государственной религией является ислам. В отличие от большинства стран Ближнего Востока, оманцы исповедуют ислам ибадитского (хариджитского) толка. Ввиду того, что значительную часть населения составляют иностранцы, в стране имеется немало последователей других религий, при этом свобода вероисповедания гарантирована законом.

Рассказать о личном опыте (Ваш текст появится на сайте после проверки редактором)

  • В середине лета у мусульманского мира — Рамадан

  • В этом году Рамадан приходится на пик туристического сезона

  • В августе у мусульманского мира — Рамадан

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США — так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах

Оман: краткая справка — BBC News Русская служба

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Старейшее независимое государство в арабском мире, Оман свято чтит традиции. До 70-х годов ХХ века он оставался одной из самых закрытых стран региона.

Оман занимает стратегически важное положение на юго-восточной оконечности Аравийского полуострова, в устье Персидского залива

В прошлом Оман владел целой империей. В период своего расцвета в XIX веке она простиралась по восточному побережью Африки и соперничала с Португалией и Британией за влияние в заливе и в Индийском Океане.

КРАТКИЙ ОЧЕРК

После того, как к власти в 1938 году пришел султан Саид Бин-Таймур, Оман провел тридцать с лишним лет в международной изоляции. Страна жила по феодальным законам, нередки были восстания.

В 1970 султана сверг его собственный сын. Новый правитель Омана, Султан Кабус Бин-Саид, положил конец самоизоляции страны, начал проводить экономические реформы и существенно увеличил расходы на здравоохранение, образование и социальные нужды.

Основой экономики и главным компонентом ВВП Омана, как и других стран Персидского залива, является нефть — хотя по сравнению с соседями Оман добывает ее немного. Важными источниками дохода остаются сельское хозяйство и рыболовство.

В стране быстро развивается туризм, также неплохо пополняющий государственный бюджет. В Омане туристов привлекают в основном нетронутое побережье, горы, пустыни и процветающая столица Маскат с его фортами, дворцами и древними стенами старого города.

По вероисповеданию большинство жителей страны являются мусульманами-ибадитами (абадитами) — приверженцами одного из первых раскольнических течений в исламе, появившегося вскоре после смерти пророка Магомета.

До сих пор Оману удалось оставаться в стороне от актов насилия со стороны воинствующих исламистов, от которых пострадали некоторые из соседних стран.

ФАКТЫ

  • Официальное название: Султанат Оман
  • Население: 2,8 млн чел. (данные ООН, 2009)
  • Столица: Маскат
  • Площадь: 309 500 кв.км
  • Основной язык: арабский
  • Основная религия: мусульманство
  • Средняя продолжительность жизни (муж./жен.): 74 года/77 лет (данные ООН)
  • Денежная единица: 1 риял омани = 1000 байзов
  • Основная статья экспорта: нефть
  • Среднегодовой доход на душу населения: 12 270 долларов (данные Всемирного банка, 2008)
  • Домен в интернете: .om
  • Международный телефонный код: +968

Государственный департамент США

Резюме

Основной закон провозглашает ислам государственной религией и провозглашает шариат основой законодательства. Он защищает право людей исповедовать другие религии, если это не «нарушает общественный порядок и не противоречит морали».

По Основному закону султан должен быть мусульманином. Королевский указ, изданный султаном 12 февраля, установил новый механизм назначения наследного принца, в котором говорилось, что наследный принц должен быть мусульманином, вменяемым и законным сыном родителей-оманцев-мусульман. По закону оскорбление ислама или любой другой авраамической религии является уголовным преступлением. В законе нет положений, конкретно касающихся вероотступничества, обращения или отказа от религиозных убеждений. Публичный прозелитизм является незаконным. Все религиозные организации должны быть зарегистрированы в правительстве. Министерство пожертвований и по делам религий (MERA) продолжало следить за проповедями и распространять утвержденные тексты для всех имамов. Религиозные группы продолжали сообщать о проблемах с непрозрачными процессами и нечеткими правилами регистрации. Незарегистрированные группы, такие как Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь Иисуса Христа), остались без постоянных, независимых мест отправления культа.
Немусульманские группы заявили, что они могут свободно молиться в частных домах и в одобренных правительством молитвенных домах, хотя они просили больше места, чтобы решить проблемы переполненности. MERA по-прежнему требовало, чтобы религиозные группы запрашивали разрешение перед публикацией или импортом религиозных текстов или распространением религиозных публикаций за пределами их членства, хотя министерство не проверяло все ввозимые религиозные материалы. По сообщению Антидиффамационной лиги (АДЛ), 10 мая назначенный правительством великий муфтий Ахмад аль-Халили распространил сообщение, в котором описывал столкновения в мечети Аль-Акса в Иерусалиме между израильской полицией и палестинскими демонстрантами как «попытку осквернить мечеть «врагами Божьими, развратителями».

Члены религиозных меньшинств сообщают, что переход из ислама в мусульманскую общину воспринимается крайне негативно.

В течение года посол и сотрудники посольства США встречались с государственными чиновниками, чтобы обсудить поддержку свободы вероисповедания и потребности групп меньшинств. В марте посол встретился с министром пожертвований и по делам религий, чтобы выразить поддержку США свободе вероисповедания. Посол и сотрудники посольства также регулярно встречались с лидерами религиозных меньшинств и членами религиозного сообщества, чтобы обсудить потребности и поддержать практику поклонения всех религиозных групп.

Раздел I. Религиозная демография

Правительство США оценивает общую численность населения в 3,7 миллиона человек (середина 2021 года). Государственный национальный центр статистики и информации оценивает численность населения в 4,5 миллиона человек; граждане составляют примерно 62 процента населения. Правительство не публикует статистических данных о процентах граждан, исповедующих ислам ибадхи, суннитов и шиитов. В 2015 году базирующийся в Дубае центр аль-Месбар оценил мусульман-суннитов почти в 50 процентов гражданского населения, мусульман-ибадитов в 45 процентов и мусульман-шиитов, индуистов и христиан в совокупности в 5 процентов.

Академические источники утверждают, что большинство немусульман составляют иностранные рабочие из Южной Азии. Религиозные группы неграждан включают индуистов, мусульман, буддистов, сикхов, бахаистов и христиан. Христиане сосредоточены в крупных городских районах Маската, Сохара и Салалы и включают католиков, восточных православных, членов Церкви Иисуса Христа и протестантов.

Раздел II. Статус соблюдения государством свободы вероисповедания

Правовая база

Основной закон провозглашает ислам государственной религией и провозглашает шариат основой законодательства. Он защищает право людей исповедовать другие религии, если это не «нарушает общественный порядок и не противоречит морали». Основной закон запрещает дискриминацию по религиозному признаку. По Основному закону султан должен быть мусульманином. Королевский указ об Основном законе, изданный султаном 12 февраля, устанавливает новый механизм назначения наследного принца. В указе говорится, что для того, чтобы иметь право управлять страной, наследный принц должен быть мусульманином, вменяемым и законным сыном родителей-мусульман Омана.

В законе нет положений, конкретно касающихся вероотступничества, обращения или отказа от религиозных убеждений.

Уголовный кодекс устанавливает максимальный срок тюремного заключения за «оскорбление Корана», «оскорбление ислама или любой [авраамической] религии» или «пропаганду религиозной и межконфессиональной напряженности» на 10 лет. Закон также предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет для любого, кто без предварительного разрешения «формирует, финансирует [или] организует группу… с целью подрыва ислама… или пропаганды других религий». Проведение собраний вне одобренных правительством мест для продвижения другой религиозной группы также наказывается максимальным наказанием в виде трех лет лишения свободы. Закон позволяет властям преследовать лиц за любое сообщение, отправленное через любое средство массовой информации, которое «нарушает общественный порядок и мораль». Использование Интернета таким образом, который «может нанести ущерб общественному порядку или религиозным ценностям», является преступлением, которое влечет за собой наказание в виде тюремного заключения на срок от одного месяца до одного года и штраф в размере не менее 1000 риалов (2600 долларов США).

Все религиозные организации должны быть зарегистрированы в правительстве. В законе не указаны правила, положения или критерии для получения одобрения министерства. Группы, претендующие на регистрацию, должны запросить место для встреч и богослужений у одной из организаций-спонсоров, признанных MERA. Новые немусульманские религиозные группы, не связанные с ранее признанным спонсором, должны получить одобрение MERA, прежде чем они смогут зарегистрироваться. Мусульманские группы должны зарегистрироваться, но правительство — благотворитель мечетей страны — выступает их спонсором. MERA также должна дать разрешение на формирование новых мусульманских групп. Не существовало опубликованных правил, положений или критериев, по которым новые религиозные группы могли бы получить одобрение министерства. Для немусульманских групп министерство признает Протестантскую церковь Омана (партнерство между Реформатской церковью Америки и Англиканской церковью), Католическую церковь в Омане, Центр аль-Амана (межконфессиональная организация, связанная с Реформатской церковью Америки) , Hindu Mahajan Temple и Anwar al-Ghubaira Trading Company в Маскате (сикхи) в качестве официальных спонсоров. Спонсоры несут ответственность за регистрацию и представление в министерство заявления о религиозных убеждениях группы и именах ее лидеров.

Все лица, которые читают проповеди в признанных религиозных группах, должны зарегистрироваться в MERA. Процесс лицензирования имамов запрещает нелицензированным прихожанам проповедовать проповеди в мечетях, а лицензированные имамы должны читать проповеди в рамках «политически и социально приемлемых» параметров. Миряне немусульманских групп могут проводить молитвы, если они указаны как лидеры в заявлении о регистрации их группы.

Закон ограничивает коллективное богослужение немусульманскими группами молитвенными домами на земле, специально пожертвованной султаном для целей коллективного богослужения.

Закон запрещает публичное обращение в свою веру всеми религиозными группами, хотя правительство разрешает определенные «исламские пропагандистские центры».

Закон гласит, что правительство должно одобрять строительство или аренду зданий религиозными группами. Кроме того, новые мечети должны быть построены на расстоянии не менее одного километра (0,6 мили) от существующих мечетей.

Изучение ислама является обязательным для учащихся-мусульман в государственных школах с детского сада до 12-го класса. Учащиеся-немусульмане освобождаются от этого требования, если они уведомляют школьную администрацию о своем нежелании посещать такое обучение. На занятиях рассматривается историческая перспектива эволюции исламского религиозного мышления, и учителям запрещается проповедовать или отдавать предпочтение одной исламской группе перед другой. Многие частные школы предлагают альтернативные курсы религиоведения.

Основной закон гласит, что шариат является основой законодательства. Принципы шариата лежат в основе гражданского, коммерческого и уголовного кодексов, но шариатских судов нет. Гражданские суды рассматривают дела в соответствии с несектантским гражданским кодексом. Закон гласит, что мусульмане-шииты, чья судебная практика в этих вопросах отличается от судебной практики мусульман-суннитов и ибадитов, могут разрешать семейные и личные дела в соответствии с шиитской судебной практикой вне судов, и они сохраняют за собой право передавать свои дела в гражданские суды, если они не могут найти решение в рамках шиитской религиозной традиции. Закон позволяет немусульманам добиваться решения вопросов, касающихся семейного или личного статуса, в соответствии с религиозными законами их веры или гражданским законодательством. Согласно Закону о личном статусе, мать может потерять опеку над ребенком после того, как ребенку исполнится семь лет, если она не той же религии, что и отец.

Граждане могут подать в суд на правительство за нарушение их права на совершение религиозных обрядов, не нарушающее общественный порядок; не было известных случаев, когда кто-либо следовал этому курсу в суде.

Свидетельства о рождении, выданные государством, фиксируют религию человека. Другие официальные документы, удостоверяющие личность, этого не делают.

Иностранцы с туристической визой, не являющиеся священнослужителями, не могут проповедовать, учить или вести богослужения. Визовые правила разрешают иностранным священнослужителям въезжать в страну для преподавания или проведения богослужений при спонсорской поддержке зарегистрированных религиозных групп, которые должны подать заявку в MERA для получения разрешения до того, как приезжий член духовенства въедет в страну.

Страна не является участником Международного пакта о гражданских и политических правах.

Государственная практика

23 июля силы безопасности арестовали интернет-активиста Гейта аль-Шибли в его доме в Сохаре, как сообщает Центр по правам человека Персидского залива и социальные сети. За арестом Аль-Шибли последовал арест ряда интернет-активистов, которые участвовали в организованных Аль-Шибли диалогах о свободе вероисповедания и других темах. Сообщается, что в ходе тех же репрессий были задержаны и другие активисты, в том числе Марьям аль-Нуайми и Абдулла Хассан. Оба их аккаунта в Твиттере были заблокированы после ареста.

9 августа полиция арестовала Талала бин Ахмеда аль-Салмани после того, как он подал прошение начальнику полицейского участка Бушер в провинции Маскат о разрешении на организацию мирного митинга 11 августа с призывом закрыть винные магазины. по данным наблюдателей за соблюдением прав человека, базирующихся за пределами страны. По сообщению государственного информационного агентства Омана, власти освободили аль-Салмани в октябре.

По словам религиозных лидеров, MERA продолжала следить за проповедями в мечетях, чтобы имамы не обсуждали политические темы. Правительство требовало, чтобы все имамы, независимо от их ветви ислама, проповедовали проповеди в пределах того, что правительство считало политически и социально приемлемыми параметрами. Эти параметры, которые правительство ежемесячно определяло, включали в себя распространение списка приемлемых тем вместе со стандартизированными и утвержденными пятничными проповедями для ибадийских и суннитских имамов. Мечети, находящиеся в ведении Дивана (Королевского двора), такие как Большая мечеть в Маскате, не подлежали этому наблюдению. Великий муфтий, старший священнослужитель ибадитов в стране, назначенный в 1975, оставался единственным священнослужителем, способным публично выступать за пределами установленных правительством параметров. Правительственные чиновники ясно дали понять, что он не представляет точку зрения правительства.

Религиозные группы, в том числе те, которые активно стремились зарегистрироваться в правительстве, продолжали сообщать о непрозрачных процессах и нечетких правилах регистрации. Хотя для новых религиозных групп не существовало опубликованных правил, положений или критериев, которые могли бы получить одобрение министерства, MERA, как сообщается, рассматривала размер группы, теологию, систему убеждений, структуру руководства и наличие других возможностей поклонения перед предоставлением регистрации. Сообщается, что MERA использовала одни и те же критерии независимо от того, была ли группа мусульманской или немусульманской. По словам наблюдателей, детали процесса остаются неясными, хотя были сообщения о том, что MERA консультировалось с существующими религиозными общинами, прежде чем принять решение по заявке новой религиозной группы. По данным MERA, количество религиозных групп, которые оно могло зарегистрировать, не ограничивалось. Представители некоторых религиозных групп заявили, что дополнительная информация и четкие инструкции от MERA помогут их общинам сориентироваться в процессе приобретения имущества для религиозных объектов и прояснят правовые положения, регулирующие религиозные обряды.

Некоторые религиозные общины остались без регистрационного спонсора или постоянного места отправления культа, в том числе Церковь Иисуса Христа, сикхская и буддистская общины. Представитель MERA сообщил, что MERA работает с церковью, сикхской общиной и другими группами над поиском подходящих постоянных мест отправления культа. Этот процесс застопорился, сообщают некоторые лидеры общин. Другие группы религиозных меньшинств, такие как буддийская община, сообщили, что у них нет постоянных независимых мест отправления культа в качестве признанных групп, даже несмотря на то, что они представляют значительную часть населения страны, в основном рабочих-экспатриантов.

Немусульмане, которые поклонялись в частных домах, продолжали заявлять, что правительство не вмешивалось в их регулярные частные богослужения христианам, буддистам, индуистам и другим религиозным группам, несмотря на сохраняющиеся юридические запреты на богослужения за пределами одобренных правительством мест. Некоторые группы немусульманских меньшинств продолжали сообщать о переполненности мест отправления культа и заявляли, что просили предоставить больше места, чтобы уменьшить опасения по поводу переполненности. По словам некоторых религиозных лидеров, нехватка места также привела к переполненности некоторых частных домов, используемых для неисламских богослужений. Некоторые сообщества поклонялись через виртуальные собрания или встречались в меньшем количестве из-за COVID-19.меры безопасности, временно ослабляющие пространственные ограничения. Представитель MERA заявил, что министерство готово работать с другими правительственными министерствами, чтобы получить дополнительные одобренные правительством земли, чтобы уменьшить перенаселенность, с которой столкнулись некоторые группы меньшинств. По крайней мере, одна из групп заявила, что в прошлом она подавала заявки на приобретение земли для молитвенного дома и намерена снова начать активно заниматься приобретением земли. Группа сообщила, что в феврале MERA попросила ее подождать, пока не будет сформирован новый кабинет, прежде чем спрашивать о земле. В конце года группа продолжала взаимодействовать с официальными лицами в поисках приобретения. Правительство приостановило процесс распределения земли, отчасти из-за сбоев, вызванных COVID-19.пандемия.

MERA неофициально разрешила протестантской церкви Омана проводить богослужения, проводимые религиозными группами, не имеющими собственных молитвенных домов. MERA также разрешила посольству Шри-Ланки проводить буддийские религиозные службы и церемонии на своей территории.

MERA одобрила религиозные празднования для немусульманских групп в коммерческих или общественных местах в каждом конкретном случае, поскольку ограничения, связанные с пандемией, были ослаблены, возвращаясь к практике, существовавшей до пандемии. Индуистским храмам было разрешено проводить модифицированные празднования Дивали, которые они координировали с MERA, с мерами предосторожности в связи с пандемией, включая социальное дистанцирование и еду на вынос вместо групповой еды в храме.

Власти заблокировали ввоз некоторых изданий, включая религиозные тексты, без необходимого разрешения. Судоходные компании заявили, что таможенники иногда конфисковывали эти материалы. Правительство также продолжало требовать, чтобы религиозные группы уведомляли MERA перед ввозом религиозных материалов и представляли копию в MERA. Лидеры религиозных меньшинств заявили, что министерство не проверяет все ввозимые религиозные материалы на предмет утверждения, а немусульмане часто могут ввозить литературу без проверки со стороны правительства. Религиозные группы заявили, что в соответствии с государственной цензурной политикой, требующей предварительного просмотра любых опубликованных материалов, им по-прежнему требуется одобрение MERA для публикации текстов в стране или распространения религиозных публикаций за пределами их членства. Религиозные группы заявили, однако, что они не пытались делиться материалами с представителями общественности за пределами мест отправления культа.

Правительство предоставило землю всем утвержденным религиозным группам для строительства и обслуживания религиозных объектов в стране. Лидеры христианской общины и MERA заявили, что они координируют работу по созданию второго христианского кладбища, поскольку первое заполняется. По состоянию на конец года лидеры христианских общин указывали, что официальные лица MERA поддерживали их усилия по поиску места, отвечающего их потребностям. Чиновники MERA заявили, что они заручились помощью Министерства жилищного строительства и градостроительства, чтобы определить место для этой цели.

По словам представителей юридического сообщества, судьи часто учитывали религиозную принадлежность родителей при рассмотрении дел об опеке.

Правительство продолжало финансировать заработную плату некоторых ибадийских и суннитских имамов, но шиитские или немусульманские религиозные лидеры финансировались из частных источников.

По сообщению АДЛ, 10 мая назначенный правительством великий муфтий Ахмад аль-Халили распространил сообщение, в котором описал столкновения в мечети Аль-Акса в Иерусалиме между израильской полицией и палестинскими демонстрантами как «попытку осквернить» мечеть «путем враги Бога, развратители». Согласно отчету ADL, аль-Халили сказал, что насилие было «вопиющим заговором против ислама» со стороны «грязной» и «оскверняющей» оккупации. Впоследствии Халили назвал Израиль «врагом» и призвал всех мусульман «освободить мечеть Аль-Акса и очистить ее от оккупационных загрязнений».

В декабре министр иностранных дел принял делегацию Американского еврейского комитета (АЕК). Глава отдела международных дел МИД принял участие в двухчасовой виртуальной встрече с официальными лицами AJC в ноябре в рамках работы страны с представителями немусульманских религиозных групп.

Правительство через MERA продолжало публиковать цифровую версию al-Tafahum (Понимание), ежеквартального периодического издания, целью которого, по мнению правительства, было расширение диалога внутри ислама и поощрение уважительного обсуждения с представителями других конфессий. MERA прекратила выпуск печатной версии аль-Тафахум для сокращения расходов.

MERA провела мероприятия, посвященные Международному дню толерантности 16-17 ноября, по согласованию с Министерством информации. Министр пожертвований и по делам религий Абдулла бин Мохаммед аль-Салми подтвердил приверженность страны мирному сосуществованию, а межконфессиональная группа обсудила переход от простой терпимости к принятию разнообразия. На мероприятии также были представлены выставки «Послание ислама из Омана» и «Послание мира из Омана миру», на которых были представлены слова терпимости и принятия со стороны членов религиозных групп страны.

По словам лидеров религиозных меньшинств, Королевская полиция Омана собирала информацию о религиозной принадлежности иностранцев, подавших заявления на получение рабочей визы.

Раздел III. Статус общественного уважения свободы вероисповедания

Несмотря на то, что это не запрещено законом, по словам некоторых немусульманских религиозных лидеров, переход из ислама в мусульманскую общину воспринимался крайне негативно.

Межконфессиональный центр аль-Амана, который был основан и поддерживается Реформатской церковью в Америке, протестантской деноминацией, продолжал спонсировать программы, направленные на содействие межрелигиозному диалогу и взаимопониманию между христианами и мусульманами. В течение года из-за COVID-19пандемии, совместно с MERA он организовал виртуальные программы для ознакомления с исламом студентов протестантских семинарий из разных конфессий. Центр также тесно сотрудничал с MERA для развития межконфессионального диалога.

В одной арабоязычной газете Al Watan было опубликовано несколько карикатур с критикой израильского правительства, в которых человек, представляющий стереотипные антисемитские представления о евреях, символизировал государство Израиль.

Исследовательская и консалтинговая компания ОАЭ PSB провела июньский опрос молодежи в возрасте от 17 до 24 лет в 17 арабских странах и сообщила, что 20 процентов респондентов из Омана назвали свою религию наиболее важным фактором в их личной идентичности, что ниже, чем у общерегиональный результат 34 процента. Другие варианты, предложенные опросом в качестве возможных ответов, включали семью/племя, национальность, арабское происхождение, политические убеждения, язык и пол.

Инициатива Ассоциации юристов Омана (OLA) Fak Kurba (Искупление страданий) была направлена ​​на освобождение заключенных, заключенных в тюрьму за неуголовные преступления, в том числе за невыплаченные долги. Представитель OLA сказал, что сторонники Фака Курбы руководствовались исламскими гуманитарными принципами, и группа проводила сбор средств во время Рамадана для освобождения заключенных к Ид аль-Фитр.

Раздел IV. Политика и взаимодействие правительства США

В марте посол встретился с министром пожертвований и по делам религий, чтобы передать поддержку США свободе вероисповедания. В течение года сотрудники посольства встречались с официальными лицами MERA, чтобы призвать правительство продолжать свои усилия по поддержке практики поклонения всех религиозных групп. Сотрудники посольства призвали MERA найти решение для религиозных групп, которые ищут официально разрешенные места для богослужений. Посол и сотрудники посольства посетили мероприятия, организованные MERA, посвященные Международному дню толерантности 16-17 ноября.

Посол и сотрудники посольства также встретились с лидерами религиозных меньшинств и религиозных групп, чтобы обсудить потребности их групп и проблемы, с которыми они столкнулись в результате пандемии COVID-19. Сотрудники посольства присутствовали на религиозных праздниках в поддержку свободы вероисповедания, в том числе на Дивали в ноябре.

В декабре посольство разместило в социальных сетях видеообращение, пропагандирующее терпимость и разнообразие, примером чего являются американцы разного происхождения, которые собираются вместе и уважают различные праздничные традиции в Соединенных Штатах.

Государственный департамент США

Резюме

Основной закон провозглашает ислам государственной религией, но запрещает дискриминацию по религиозному признаку и защищает право людей исповедовать другие религии, если это не «нарушает общественный порядок и не противоречит морали». По закону оскорбление ислама или любой другой авраамической религии является уголовным преступлением. В законе нет положений, конкретно касающихся вероотступничества, обращения или отказа от религиозных убеждений. Публичный прозелитизм является незаконным. Согласно сообщениям в социальных сетях, в августе полиция задержала и доставила на допрос не менее пяти человек, собравшихся для совершения молитвы Ураза-байрам за день до официальной даты, объявленной Министерством пожертвований и по делам религий (MERA). MERA отслеживала проповеди и распространяла утвержденные тексты для всех имамов. Религиозные группы продолжали сообщать о проблемах с непрозрачными процессами и нечеткими правилами регистрации. Незарегистрированные группы, такие как Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь Иисуса Христа) и другие, остались без постоянных, самостоятельных мест отправления культа. Немусульманские группы заявили, что они могут свободно совершать богослужения в частных домах и в утвержденных правительством молитвенных домах, хотя в некоторых местах из-за нехватки места по-прежнему бывает переполненность. MERA по-прежнему требовало, чтобы религиозные группы запрашивали разрешение перед публикацией или импортом религиозных текстов или распространением религиозных публикаций за пределами их членства, хотя министерство не проверяло все ввозимые религиозные материалы. В сентябре католические и мусульманские лидеры, в том числе высокопоставленный чиновник MERA, присутствовали на открытии новой католической церкви в Салале. В феврале Антидиффамационная лига (ADL) призвала правительство убрать ряд антисемитских изданий, продаваемых на ежегодной государственной международной книжной ярмарке в Маскате.

Члены религиозных меньшинств сообщают, что переход из ислама в мусульманскую общину воспринимается крайне негативно. По крайней мере, одна арабоязычная оманская газета использовала антисемитские образы в карикатурах с критикой израильского правительства. Управляемая протестантами межконфессиональная группа Al-Amana Center и MERA продолжали проводить программы по ознакомлению студентов протестантских семинарий с исламом.

В разное время в течение года сотрудники посольства США встречались с государственными чиновниками, чтобы призвать правительство продолжать поддерживать религиозную терпимость и межконфессиональный диалог. Посол и другие сотрудники посольства встретились с группами религиозных меньшинств, чтобы оценить и поддержать способность их религиозных общин свободно исповедовать свою религию.

Раздел I. Религиозная демография

Правительство США оценивает общую численность населения в 3,6 миллиона человек (оценка на середину 2019 года). Государственный национальный центр статистики и информации оценивает население в 4,7 миллиона человек; горожане составляют 57 процентов населения. Правительство не публикует статистических данных о процентах граждан, исповедующих ибадийскую, суннитскую и шиитскую формы ислама. В 2015 году базирующийся в Дубае центр Аль-Месбар оценил мусульман-ибадитов в 45 процентов гражданского населения, суннитов почти в 50 процентов, а мусульман-шиитов, индуистов и христиан в совокупности в 5 процентов.

Академические источники утверждают, что большинство немусульман составляют иностранные рабочие из Южной Азии. Религиозные группы неграждан включают индуистов, мусульман, буддистов, сикхов, бахаистов и христиан. Христиане сосредоточены в крупных городских районах Маската, Сохара и Салалы и включают католиков, восточных православных, членов Церкви Иисуса Христа и протестантов.

Раздел II. Статус соблюдения государством свободы вероисповедания

Правовая база

Основной закон провозглашает ислам государственной религией и провозглашает шариат основой законодательства. Он защищает право людей исповедовать другие религии, если это не «нарушает общественный порядок и не противоречит морали». Основной закон запрещает дискриминацию по религиозному признаку. По Основному закону султан должен быть мусульманином.

В законе нет положений, конкретно касающихся вероотступничества, обращения или отказа от религиозных убеждений.

Уголовный кодекс устанавливает максимальный срок тюремного заключения за «оскорбление Корана», «оскорбление ислама или любой [авраамической] религии» или «пропаганду религиозной и межконфессиональной напряженности» на 10 лет. Закон также предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет для любого, кто без предварительного разрешения «формирует, финансирует [или] организует группу… с целью подрыва ислама… или пропаганды других религий». Проведение митингов вне разрешенных правительством мест для пропаганды другой религии также карается максимальным наказанием в виде трех лет лишения свободы. В соответствии с Уголовным кодексом авраамические религии защищены от богохульства, но кодекс не упоминает в этом контексте неавраамические религии. Закон позволяет властям преследовать лиц за любое сообщение, отправленное через любое средство массовой информации, которое «нарушает общественный порядок и мораль». Использование Интернета таким образом, который «может нанести ущерб общественному порядку или религиозным ценностям», является преступлением, наказуемым лишением свободы на срок от одного месяца до одного года и штрафом в размере не менее 1000 оманских риалов (2600 долларов США).

Все религиозные организации должны быть зарегистрированы в правительстве. В законе не указаны правила, положения или критерии для получения одобрения министерства. Группы, претендующие на регистрацию, должны запросить место для встреч и богослужений у одной из организаций-спонсоров, признанных MERA. Новые немусульманские религиозные группы, не связанные с ранее признанным спонсором, должны получить одобрение MERA, прежде чем они смогут зарегистрироваться. Мусульманские группы должны зарегистрироваться, но правительство — благотворитель мечетей страны — выступает их спонсором. Для немусульманских групп министерство признает Протестантскую церковь Омана (партнерство между Реформатской церковью Америки и Англиканской церковью), Католическую церковь в Омане, Центр Аль-Амана (межконфессиональная организация, связанная с Реформатской церковью Америки, которая продвигает мусульманско-христианское взаимопонимание), индуистский храм Махаджана и торговая компания Анвара аль-Губайра в Маскате (сикхи) в качестве официальных спонсоров. Спонсоры несут ответственность за запись и представление в министерство религиозных убеждений группы и имен ее лидеров. MERA также должна дать разрешение на формирование новых мусульманских групп.

Все лица, которые читают проповеди в признанных религиозных группах, должны зарегистрироваться в MERA. Процесс лицензирования имамов запрещает нелицензированным прихожанам проповедовать проповеди в мечетях, а лицензированные имамы должны читать проповеди в рамках политически и социально приемлемых параметров. Миряне немусульманских групп могут проводить молитвы, если они указаны как лидеры в заявлении о регистрации их группы.

Закон ограничивает коллективное богослужение немусульманскими группами молитвенными домами на земле, специально подаренной султаном для целей коллективного богослужения.

Закон запрещает публичное обращение в свою веру всеми религиозными группами, хотя правительство разрешает определенные «исламские пропагандистские центры».

Закон гласит, что правительство должно одобрять строительство и/или аренду зданий религиозными группами. Кроме того, новые мечети должны быть построены на расстоянии не менее одного километра (0,6 мили) от существующих мечетей.

Изучение ислама является обязательным для учащихся-мусульман в государственных школах с детского сада до 12-го класса. Учащиеся-немусульмане освобождаются от этого требования, если они уведомляют школьную администрацию о своем нежелании посещать такое обучение. На занятиях рассматривается историческая перспектива эволюции исламского религиозного мышления, и учителям запрещается проповедовать или отдавать предпочтение одной исламской группе перед другой. Многие частные школы предлагают альтернативные курсы религиоведения.

Основной закон гласит, что шариат является основой законодательства. Принципы шариата лежат в основе гражданского, коммерческого и уголовного кодексов, но принятие Закона о судебной власти в 1999 г. заменило шариатские суды гражданскими судами. Гражданские суды рассматривают дела в соответствии с несектантским гражданским кодексом. Закон гласит, что мусульмане-шииты, чья судебная практика в этих вопросах отличается от судебной практики мусульман-суннитов и ибадитов, могут разрешать семейные и личные дела в соответствии с шиитской судебной практикой вне судов, и они сохраняют за собой право передавать свои дела в гражданские суды, если они не могут найти решение в рамках шиитской религиозной традиции. Закон позволяет немусульманам добиваться решения вопросов, касающихся семейного или личного статуса, в соответствии с религиозными законами их веры или гражданским законодательством.

Граждане могут подать в суд на правительство за нарушение их права на совершение религиозных обрядов, не нарушающее общественный порядок; не было известных случаев, когда кто-либо следовал этому курсу в суде.

Свидетельства о рождении, выданные государством, фиксируют религию человека. Другие официальные документы, удостоверяющие личность, этого не делают.

Иностранцы с туристической визой, не являющиеся священнослужителями, не могут проповедовать, учить или вести богослужения. Визовые правила разрешают иностранным священнослужителям въезжать в страну для преподавания или проведения богослужений под спонсорством зарегистрированных религиозных групп, которые должны обратиться в MERA за разрешением до въезда посещающего священнослужителя.

Страна не является участником Международного пакта о гражданских и политических правах.

Государственная практика

Согласно сообщениям в социальных сетях, в августе полиция задержала и доставила на допрос не менее пяти человек после того, как они собрались для совершения молитвы Ураза-байрам за день до официальной даты, объявленной MERA.

По сообщению по крайней мере одного интернет-СМИ, в июле назначенный правительством верховный муфтий подверг критике мусульман, которые отправляли своих дочерей учиться за границу за то, что они не защищали свои «морали и ценности».

По словам религиозных лидеров, MERA продолжала следить за проповедями в мечетях, чтобы имамы не обсуждали политические темы. Правительство требовало, чтобы все имамы, независимо от их ветви ислама, проповедовали проповеди в пределах того, что правительство считало политически и социально приемлемыми параметрами. Эти параметры, которые правительство ежемесячно определяло, включали распространение списка приемлемых тем, а также стандартизированные и утвержденные пятничные проповеди для ибадийских и суннитских имамов. Мечети, находящиеся в ведении Дивана (Королевского двора), такие как Большая мечеть в Маскате, не подлежали этому наблюдению. Назначенный правительством великий муфтий, старший священнослужитель ибадитов в стране, оставался единственным имамом, способным выступать публично за рамками установленных правительством параметров.

Религиозные группы сообщили о непрозрачных процессах и нечетких правилах регистрации, но ни одна из них не сообщила, что активно стремилась зарегистрироваться в правительстве. Хотя для новых религиозных групп не существовало опубликованных правил, положений или критериев, которые могли бы получить одобрение министерства, MERA, как сообщается, рассматривала размер группы, теологию, систему убеждений, структуру руководства и наличие других возможностей поклонения перед предоставлением регистрации. Сообщается, что MERA использовала одни и те же критерии независимо от того, была ли группа мусульманской или немусульманской. По словам наблюдателей, детали процесса остаются неясными, хотя были сообщения о том, что MERA консультировалось с существующими религиозными общинами, прежде чем принять решение по заявке новой религиозной группы. По данным MERA, количество религиозных групп, которые оно могло зарегистрировать, не ограничивалось.

Церковь Иисуса Христа осталась без регистрационного спонсора или постоянного места отправления культа, но руководители церкви заявили, что правительство работает с группой над поиском решения. Другие группы религиозных меньшинств сообщили, что у них нет постоянных независимых мест отправления культа в качестве признанных групп, даже несмотря на то, что они представляют значительную часть населения страны, в основном рабочих-экспатриантов.

Немусульмане, которые поклонялись в частных домах, продолжали заявлять, что правительство не вмешивалось в их регулярные частные богослужения христианам, буддистам, индуистам и другим религиозным группам, несмотря на сохраняющиеся юридические запреты на богослужения за пределами одобренных правительством мест. Группы немусульманских меньшинств продолжали сообщать о переполненности мест отправления культа. По словам некоторых религиозных лидеров, нехватка места также привела к переполненности некоторых частных домов, используемых для неисламских богослужений.

В сентябре католические и мусульманские лидеры, в том числе высокопоставленный чиновник MERA, который выступил на собрании, присутствовали на открытии новой католической церкви в Салале, построенной на земле, подаренной султаном.

MERA разрешает проведение крупных религиозных праздников для немусульманских групп в коммерческих или общественных местах в каждом конкретном случае. Например, несколько индуистских групп проводили крупные религиозные праздники в помещениях и на открытом воздухе по всей стране, которые они координировали с MERA, представляя годовой календарь событий.

Религиозные группы заявили, что в соответствии с государственной политикой цензуры, требующей предварительного просмотра любых опубликованных материалов, религиозным группам по-прежнему требуется разрешение MERA для публикации текстов в стране или распространения религиозных публикаций за пределами их членства. Религиозные группы заявили, однако, что они не пытались делиться материалами с представителями общественности за пределами мест отправления культа. Правительство также продолжало требовать, чтобы религиозные группы уведомляли MERA перед ввозом религиозных материалов и представляли копию в MERA. Лидеры религиозных меньшинств заявили, что министерство не проверяет все ввозимые религиозные материалы на предмет утверждения, а немусульмане часто могут ввозить литературу без проверки со стороны правительства.

Правительство предоставило землю всем утвержденным религиозным группам для строительства и обслуживания религиозных объектов в стране.

По словам членов юридического сообщества, судьи часто учитывали религиозность родителя-мусульманина во время слушаний по делу об опеке, хотя нет закона, указывающего на привязку опеки к религиозной принадлежности.

Правительство продолжало финансировать заработную плату некоторых ибадийских и суннитских имамов, но шиитские или немусульманские религиозные лидеры финансировались из частных источников.

В феврале АДЛ призвала правительство отменить ряд антисемитских изданий, продаваемых на ежегодной государственной международной книжной ярмарке в Маскате. Согласно ADL, списки включали более дюжины версий T Протоколы сионских мудрецов , дюжину копий Mein Kampf , а также The International Jew Генри Форда. АДЛ заявила, что на книжной ярмарке также были представлены книги, глубоко нетерпимые к другим религиозным конфессиям, включая шиитский ислам, езидскую и бахаистскую конфессии.

Правительство через MERA продолжало издавать Al- Tafahum (Понимание), ежеквартальное периодическое издание, целью которого, по мнению правительства, было расширение диалога внутри ислама и содействие уважительному обсуждению с представителями других конфессий.

По словам лидеров религиозных меньшинств, Королевская полиция Омана собирала информацию о религиозной принадлежности иностранцев, подавших заявления на получение рабочей визы.

Раздел III. Состояние общественного уважения свободы вероисповедания

Несмотря на то, что это не запрещено законом, по мнению некоторых религиозных лидеров меньшинств, переход из ислама в мусульманскую общину воспринимался крайне негативно.

По крайней мере, одна арабоязычная газета Омана поместила антисемитские изображения в карикатуры, критикующие правительство Израиля. Например, на некоторых изображениях персонажи со звездой Давида изображались агрессивными или склонными к манипуляциям.

Межконфессиональный центр Аль-Амана, основанный и поддерживаемый Реформатской церковью в Америке, протестантской деноминацией, продолжал спонсировать программы, направленные на содействие межрелигиозному диалогу и взаимопониманию между христианами и мусульманами. Совместно с MERA он проводил курсы погружения, чтобы познакомить с исламом студентов протестантских семинарий из разных конфессий. Центр также тесно сотрудничал с MERA для развития межконфессионального диалога.

Раздел IV. Политика и взаимодействие правительства США

Сотрудники посольства встретились с официальными лицами MERA, чтобы побудить правительство продолжать свои информационно-просветительские усилия по продвижению религиозной терпимости и межконфессионального диалога.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *