Храмы Древнего Египта – кратко
Планы древнеегипетских храмов были чаще всего прямоугольными и подчинялись единому правилу: все главные части располагались по одной оси. Главные части – это открытый двор, окруженный колоннадой – перистиль, колонный зал – гипостиль, святилище и кладовые. Вокруг храма возводили глухую каменную ограду. Храм – «дом бога» вторил своей схемой жилому дому в усадьбе богатого египтянина, которая тоже была ограждена стеной и заключала внутренние дворы, галереи, залы, где кровли покоились на столбах, и, наконец, интимные комнаты в глубине здания. (См. Боги Древнего Египта.)
Экскурсия в Луксор из Хургады. Храмы Древнего Египта
Фасады храмов Древнего Египта имели вид так называемых пилонов (форма, возникшая в эпоху Среднего царства) – двух башен, прямоугольных в плане, а по силуэту похожих на усеченные пирамиды, с прямоугольным проходом между ними. Пилоны и вход были увенчаны карнизом характерной для египетской архитектуры мягко изогнутой формы – в виде выкружки и валика, который продолжался и по наклонным ребрам пилонов.
Перед пилонами устанавливали обелиски и колоссальные статуи фараона. К наружной стороне пилонов прикрепляли высокие мачты с флагами, которые довершали торжественное их убранство. Фасад храма обычно был обращен к Нилу, с которым храм соединяла дорога.
По сторонам дороги располагали ряды сфинксов или овнов – бараноголовых сфинксов, которые были священными животными бога Амона. Крупные статуи под открытым небом – во дворах, по краям парадных дорог, перед пилонами, вводились в культовые сооружения в качестве смысловых компонентов и органично включались в архитектурный фон. Обобщенные, несколько геометризованные силуэты и объемы сидящих или стоящих фигур ясно выделялись на фоне пилонов или между стволами колонн уже издали. В строгой конструктивности этих произведений проявились наиболее каноничные нормы исполнения, восходящие еще к эпохе Древнего царства. Мягкая, зачастую декоративная трактовка форм которая типична для многих заупокойных статуй Нового царства, сказывается в этих скульптурах лишь очень сдержанно – в характере проработки лиц и деталей одеяний.
Ярким примером могут служить гигантские статуи фараона Аменхотепа III, которые и теперь стоят на западном берегу Нила, – так называемые Колоссы Мемнона, Когда-то они возвышались перед заупокойным храмом Аменхотепа III. Из аллеи сфинксов, подводившей к этому храму, происходят два ленинградских сфинкса, установленные ныне в Петербурге, на берегу Невы, на набережной перед зданием Академии художеств.
Храм в Карнаке и священное озеро
Часто в египетских храмах было по нескольку дворов и колонных залов. Гигантские колонны и мощные каменные балки архитравов поддерживали каменные плиты перекрытий гипостильных залов, имевших обычно более высокий средний проход. Сквозь зарешеченные проемы в верхних боковых частях центрального нефа в зал проникал свет.
По мере приближения к святилищу потолки помещений постепенно понижались, а уровень пола – повышался. Внутреннее пространство как бы сжималось, становясь все более скрытым, доступным для все меньшего числа людей – только для посвященных в тайны культа.
Заупокойный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри
На стенах, колоннах и пилонах храмов помещали рельефы, на которых изображали преимущественно культовые сцены, а также фараонов, побеждающих сонмы врагов.
Наиболее известны Карнакский и Луксорский храмы, а также заупокойный храм царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри.
Названия и описание храмов Древнего Египта — Блог о путешествиях
На чтение 7 мин Просмотров 2.2к. Опубликовано Обновлено
Каждый год в Египет съезжается немыслимое количество туристов, которых несомненно привлекает доступный отдых, но и культурное наследие древней цивилизации. Страна знаменита не только величественными пирамидами и сфинксами, но и памятниками архитектуры — древними храмами. Некоторые из них были возведены ещё задолго до нашей эры и сохранились по сегодняшний день.
Цивилизация Древнего Египта зародилась у берегов реки Нил ещё много тысячелетий назад. В память о себе она оставила множество архитектурных памятников и даже одно из Семи чудес света — пирамиды фараонов. В статье ниже рассмотрим самые монументальные и поражающие воображение храмы Древнего Египта. Каждый из них имеет свою особенность, богатую историю возведения и культурную значимость для древних египтян.
Содержание
- Луксорский храм
- Карнакский храм
- Мединет -Абу
- Храм Ком Омбо
- Храм Хатшепсут
- Храм Сети в Абидосе
- Храм Хатхор в Дендере
- Храм Исиды
- Храм Хора в Эдфу
- Храм Абу-Симбел
Луксорский храм
Одна из обязательных к посещению точек на маршруте каждого туриста. На сегодняшний день руины величественного храма относятся территориально к городу Луксор. В древности тут поклонялись богу солнца Амона-ра, возведённый в период правления фараона Аменхотепа III. Лучше всего сохранилась центральная его часть, по своим архитектурным особенностям стилистически относится к Новому Царству (приблизительно XVI-XI век до нашей эры).
На входе туристов встречают две высокие статуи, а также изготовленный из розового гранита обелиск. Заходя в храм с другой стороны, вас сопровождает целая аллея каменных сфинксов. Сам храм имеет прямоугольную форму, длинной 190 м. На пути к святилищу расположен вестибюль из 74 колонн. По всей территории развалин древнего храма встречаются различные статуи и фрески. Как и многие достопримечательности Египта, храм впечатляет своими масштабами и вызывает множество вопросов к его постройке тысячи лет назад.
Карнакский храм
Один из крупнейших комплексов храмов в стране, расположен в городе Карнаке. Считается главным святилищем в эпоху Нового Царства. Состоит из храмов, в которых поклонялись богу Амону-ра (самый внушительный по размерам — длиной 113 м, а в высоту достигает 45 м), его жене Мут и их сыну Хонсу.
Также тут можно увидеть другие храмы, известные красная, алебастровая и белая капеллы, статуи и фрески. Недалеко от главного храма комплекса находится Священное озеро, между храмами главного божества и его жены протянулась длинная алея сфинксов. В античные времена Карнакский и Луксорский храмы были связаны между собой.
Мединет-Абу
Последний император Нового Царства Рамсес III построил этот поминальный храм ещё в 1100-х годах до нашей эры. Он находится в местности с идентичным названием Мединет-Абу и находится недалеко от Луксора. Поминальный комплекс Мединет-Абу был первым в своём роде и не был на прямую связан с заупокойным комплексом самого фараона (с него зародилась новая традиция во времена Нового Царства).
В комплекс вошли большое количество построек (дворец фараона, отдельные помещения для жен и его детей), окруженные высокими стенами. А в античные времена вокруг него был вырыт ров с водой, даже имелась у стен храма небольшая пристань. Как и в других храмах, тут можно встретить множество статуй того времени и фресок.
Храм Ком Омбо
Этот уникальный по своей архитектуре храм был выстроен в городе Нубит в долине реки Нил. Тут проводили культовые обряды и поклонялись паре божеств древнеегипетской мифологии. В храме имеется два входа, на каждом из них посетителей встречали внушительного размера статуи божеств Гора с головой сокола и грозный Себек с головой крокодила.
Комплекс отличается своей симметричностью (по сути, это два отдельных храма, которые зеркально симметричные друг другу). Строительные работы длились около 150 лет. В то время территория Египта находилась под эгидой Птолемеев.
Храм Хатшепсут
Прорубленный прямо в скалах на террасах в долине Дель эль-Бахри возвышается заупокойный храм царицы Древнего Египта — Хатшепсут. Он был построен ещё в 15 веке до нашей эры. Над его возведением трудился египтянин Сенмут и работы длились на протяжении 9 лет.
В те времена храм считался действительно культовым строением и шедевром архитектурного мастерства. На его трёхуровневых площадках росли живые деревья и расположились озёра. Все террасы соединяются пандусами, а вход в усыпальницу царицы украшают два величественных сфинкса и другие статуи (раньше вход в храм украшали фигуры и самой Хатшепсут с головами Осириса).
Храм Сети в Абидосе
Строение храма было посвящено богу Осирису. При жизни фараона Сети началось возведение данного храма, но закончил работы, скорее всего, уже его сын Рамсес II. На сегодняшний день комплекс храмов Сети в городе Абидосе восстановлен. Его размеры внушают — 110 м в длину и 76 м в ширину! Но археологи предполагают, что изначально его длинна могла составлять 170 м.
Строение храма Сети считают очень загадочным, т.к. по периметру его форма похожа на букву Г (что было весьма необычно для тех времен). Стены храма пестрят барельефами, которые рассказывают историю правления фараонов. Также на территории комплекса можно увидеть зал Гипостиль с колоннами действительно исполинских размеров.
Храм Хатхор в Дендере
Что известно об этом храме? Хатхор была дочерью бога Солнца — Амона-ра. Археологи предполагают, что здание было построено в период птолемеев (приблизительно IV-I века до нашей эры).
Храм, построенный из песчаника, имеет длину 80 м (не так много в сравнении с предыдущими). Но вся его площадь занимает более 40000 квадратных метров. Территориально комплекс Хатхор находится в маленьком городке Дендера. Вокруг храма возведены высокие стены. Все поверхности стен и высоких колонн украшены древними барельефами и иероглифами. Также тут можно встретить много статуй фараонов и богов, святилища, как и в предыдущем храме, есть зал с высокими колоннами Гипостиль.
Храм Исиды
Логично, что храм был построен в честь богини плодородия, воды, ветра и мореплавания Исиды. Его строительство закончили приблизительно в 3 веке до нашей эры, но его строительство было очень затянутым. Начали храм возводить за 200-300 лет ранее при фараоне Нектанебе I. Его строительство пришлось на разные эпохи правления в длительной истории Египта. На него оказывала влияние не только египетская, но и греческая и римская культуры в своё время.
Комплекс храмов находится на одном из самых красивых островов реки Нил — Филе. Это место считалось у древних египтян священным и местом вечного сна самого Осириса. В те времена остров был закрыт для обычных прихожан, к нему имели доступ только избранные жрецы.
Главное сооружение в комплексе состоит из двух пилонов и достигает 60 м в высоту. Оно и являлось главным входом в храм богини Исиды, но здание самого священного храма почти не сохранилось до наших дней. Также в комплекс Исиды входят молельни, подземелья, внутренний двор, зал с колоннадой.
Храм Хора в Эдфу
В течении долгого времени типы и стили древних египетских храмов менялись. Египтяне начали возводить всё более сложные конструкции с точки зрения архитектуры. Строительство храма Эдфу началось приблизительно в 237 году до нашей эры и по своим масштабам занял второе место после Карнакского.
Его построили в честь бога мужественности, неба, царской власти Гора (с головой сокола). Здание храма в длину достигает 137 м и в ширину 79 м. Высокие 36-метровые пилоны у входа в храм декорированы надписями, изображениями богов из древнеегипетской мифологии, историей фараонов. Во внутреннем дворе расположена колоннада, а за ним — зал Гипостиль (как и в многих других храмах). Также туристы могут посетить помещения библиотеки, жертвенник, молельню и святилище. Территориально расположен в городе Эдфу.
Храм Абу-Симбел
Уникальные два храма, расположены недалеко друг от друга, прорублены прямо в высокой скале Абу-Симбел. Большой храм построен в честь царя Рамсеса II, а меньший храм — для его супруги. Два сооружения охраняются статуями. В главном храме можно увидеть святилище, молельни, зал Гипостиль. На месте комплекса после революции в 1952 г. планировали возведение новой плотины, но ЮНЕСКО предпринял меры по спасению культурного достояния и перенес памятник на 200 м подальше от реки Нил у границы с Суданом.
Невозможно описать словами монументальные и величественные сооружения времен Древнего Египта. Они предназначались богам и великим фараонам, демонстрировали всё могущество государства. Египтяне верили, что в их храмах живут настоящие боги и в их стенах проводили обряды и ритуалы жрецы. Эти храмы стали культурным достоянием всего мира, которые молчаливо хранят историю древней цивилизации египтян.
Храмы Древнего Египта
Главная Храмы Древнего Египта
Религия была жизненно важной частью египетского общества, а храмы составляли важную часть повседневной жизни. Люди не собирались на поклонение в храме. Они приносили подношения богам и участвовали в различных праздниках. Во многих частных домах также была небольшая святыня, где владельцы домов могли делать подношения определенным богам.
Храмы обладали огромной социальной и политической властью . На них работали самые разные люди, от священников до ремесленников. Храмам также принадлежало сельхозугодья , которые обеспечивали их продовольствием и товарами. Они получали добычу из каждой военной кампании, включая пленных. Фараоны часто дарили храму больше земли или другие товары.
Классификация храмов в Египте обычно относится к двум основным типам :
- Культ (религиозный) : храмы, посвященные главному божеству, большинство из которых также имеют других богов. Эти храмы служили «местом жительства» или убежищем для богов. Здесь жрецы совершали ритуалы и церемонии, делали подношения, молились и заботились о нуждах богов. Некоторые фестивали также проводились в культовых храмах, что позволяло всем остальным египтянам участвовать в ритуалах поклонения.
- Морг : для погребального культа фараона. Погребальный культ предлагал еду и одежду ушедшему фараону, чтобы гарантировать, что он / она продолжит помогать народу Египта. Заупокойные храмы строились только для фараона. Сначала эти храмы входили в состав гробничного комплекса. Рядом с большинством пирамид был погребальный храм для фараона, похороненного в храме. Более поздние фараоны хотели скрыть свои гробницы, поэтому они строили свои храмы вдали от своих гробниц.
Знаменитые храмы: Фиванский некрополь
Храмы Фиванского некрополя находились на западном берегу Нила недалеко от Долины Царей. Одними из самых известных храмов, построенных здесь, были Дейр-эль-Бахри, Мединет-Абу и Рамессеум. Дейр-Эль-Бахри имеет несколько зданий включая заупокойные храмы Тутмоса III и Хатшепсут. Храм Тутмоса III получил обширных повреждений из-за оползня в древности. Позже люди взяли камни из храма, чтобы построить более поздние сооружения.
Погребальный храм Хатшепсут
Заупокойный храм Хатшепсут хорошо сохранился и реконструирован египтологами в 20 веке. Некоторые ученые считают, что ученые сделали ошибок во время его реконструкции. Это центральная часть Дейр-Эль-Бахри, и строители вырезали ее в скале. Храм состоит из нескольких террас с пандусами , ведущими к вершине разных террас. Здание высотой 97 футов, и большинство его статуй были разрушены правителями, которые хотели стереть правление Хатшепсут.
Нажмите здесь, чтобы узнать больше о Храм Хатшепсут
Рамессеум
Рамессеум — это храм, построенный Рамсесом II, и на его строительство ушло более двадцати лет. По крайней мере, два пилона являются частью этого храма, а также в нем есть гипостильный зал. Строители разместили в этом храме несколько монументальных статуй фараона. надписей фиксируют некоторые военные действия фараона. Рядом с храмом находится храм, посвященный его первой жене и матери. Разлив Нила имеет повредил этот храм, и он не так хорошо сохранился, как другие образцы.
Нажмите здесь, чтобы узнать больше о Рамессеум
Мединет-Абу
Мединет-Абу — храм Рамсеса III. Рельефы в этом храме изображают прибытие и поражение народов моря. Это 690 X 1000 футов и более 75 000 квадратных футов настенных рельефов. Стена из сырцового кирпича окружает этот храм и способствует его сохранению.
Щелкните здесь, чтобы узнать больше о Мединет Хабу
© isawnyu — Настенные рельефы в храме Ком Омбо объявление. Здесь поклонялись фиванской триаде (Амон, Мут и Хонсу). Во время фестиваля Опет статуя Амона в Карнаке отправилась в Луксорский храм. Это был праздник поощрения плодородия .
Щелкните здесь, чтобы узнать больше о Луксорский храм
Карнак
В Карнаке находится крупнейший храмовый комплекс Египта и второй по величине древний комплекс после Ангкор-Вата в Камбодже. Он был центром поклонения Амону и имел четыре отдельных храмовых комплекса (один из которых был разобран). На трех сохранившихся участках находятся храмы Амона, Мут и Монту. Жрецы построили часовни для других божеств на каждом участке, и у каждого был свой собственный священный бассейн. Карнакская конструкция разнообразна , потому что территорию построили не менее тридцати разных фараонов.
Нажмите здесь, чтобы узнать больше о Карнак
Абу-Симбел
Абу-Симбел — это название, данное двум храмам, построенным Рамсесом II. Жрецы посвятили эти храмы фараону и царице Нефертари. Храм Рамсеса II также был посвящен трем национальным богам Египта, а Хатор была богиней, которой поклонялись в храме Нефертари. Строители вырезали храмов из горы, а египтологи переместил их в 1960-х, когда им угрожала опасность затопления. Строительство храмов демонстрировало могущество фараона его южным соседям.
Нажмите здесь, чтобы узнать больше о Абу-Симбел
Абидос
Абидос был местом заупокойного храма Сети I. Этот храм важен для египтологов, потому что барельеф включал список царей Абидоса . Некоторые из древних храмов Абидоса находятся под современным городом на этом месте. Абидос был одним из центров поклонения Осирису, и это было место, претендующее на звание Осириса. 0007 могила .
Нажмите здесь, чтобы узнать больше о Храмы Абидоса
Филы
Филы были островом с несколькими храмами, которые также были перемещены в 1960-х, чтобы защитить их от наводнения. Храмы Хатхор и Исиды находились на острове. Остров Филе был священным пространством, и там могли жить только жрецы. Еще одна гробница Осириса находилась на острове.
Щелкните здесь, чтобы узнать больше о The Temples of Philae
Эдфу
В Эдфу хорошо сохранился храм, посвященный Гору. Его строительство происходило в году Птолемея времен года над храмом Нового Царства. Рядом с Эдфу египтологи нашли несколько небольших пирамид. Их строители неизвестны, но ученые изучают их.
Нажмите здесь, чтобы узнать больше о Храм Эдфу
Ком Омбо
Ком Омбо — уникальный двойной храм . Два набора дворов, залов, святилищ и комнат находятся по обе стороны от главной оси. Богами, которым поклонялись в северной части, были Хароерис, Тасенетнофрет и Панебтави. Богами южной части были Собек, Хатхор и Хонсу. у египтологов восстановил этот храм. Рядом с храмом египтологи нашли несколько сотен мумий крокодилов (животных-символов Собека).
Нажмите здесь, чтобы узнать больше о Ком Омбо
Дендера
Храмовый комплекс в Дендере занимает площадь 40 000 квадратных метров. Состоящий из нескольких зданий разных периодов, он является одним из наиболее хорошо сохранившихся памятников Древнего Египта. Главное сооружение — храм, посвященный Хатхор, богине любви и материнства. Примечательными находками в комплексе являются Зодиак Дендеры, некрополь, Свет Дендеры и красочные картины на потолке храма.
© Ричард Уайт — Дендерский храм
Священное пространство
Священное пространство — это место, отведенное для поклонения божеству. Люди построили храм или святилище бога на месте для поклонения божеству. Они выбирали священное место из-за его расположения или потому, что божество послало знак о том, что это место особенное. После того, как жрецы выбрали место, они провели ритуалы по его очищению и построили религиозное сооружение.
Священники веками использовали эти места и построили новых зданий над старыми зданиями. Раскопки религиозных объектов могут быть трудными , потому что храмовые сооружения часто находятся на поверхности. Копать вниз, чтобы увидеть нижний уровень, сложно из-за сохранившегося здания. Раскопки имеют потенциал , чтобы повредить храм на поверхности.
© isawnyu — Священное озеро в Дендерском храме
Общественные храмы
На протяжении многих лет храмы служили множеству целей. Основной целью большинства храмов в Древнем Египте было дом и забота о богах которым они были посвящены. Казалось, само существование и благополучие всей египетской земли основывались на служении богам. Худшая участь, которая могла постичь город, — это не заботиться о храме бога-покровителя. Бог, которому не хватало внимания, рассердился и сбежал из храма, оставив горожан открытыми для всевозможных бедствий.
Помимо удовлетворения потребностей богов, некоторые храмы служили и другим целям. Ни один царь не мог править египетской нацией без первых становится богом . Во время тщательно продуманной церемонии новый фараон входил в храм вместе с первосвященниками. Оказавшись в самых эксклюзивных залах храма, они совершали ритуалы, призванные превратить простого смертного фараона в божество. Затем царь будет почитаться и поклоняться египтянам, некоторые храмы будут зарезервированы для поклонения фараону .
© isawnyu — Рельеф с изображением двух богов, «очищающих» Сети I
Структура и внешний вид
Структура храма имела три значения для древних египтян. Во-первых, это был особняк , в котором жил бог . Во-вторых, он представлял первобытный остров , на котором стоял бог, чтобы создать вселенную. По этой причине внутреннее святилище, место расположения статуи бога, было на выше , чем остальная часть храма. В-третьих, люди видели в храме миниатюрное представление вселенной и небес.
Из-за нехватки дерева в Древнем Египте храмы строились из камень . Единственным другим строительным материалом, который был легко доступен, был сырцовый кирпич, который, как известно, крошился всего через несколько лет. Храмы, построенные для богов, должны были стоять вечно, и, следовательно, камень был единственным приемлемым вариантом.
© isawnyu — Каменные блоки из погребального храма Сахуре
Настенные рельефы покрывали большую часть стен храма и включали изображения и надписи. Гипостильный зал часто содержал сцены и надписи исторический характер . Эти барельефы детализировали события из правления фараона или важных храмовых событий . Другие резные рельефы изображали ритуалов, проводимых в определенных комнатах. На многих из них изображен фараон, проводящий ритуал. На рельефах также были изображения богов и некоторые мифы о богах.
Особенности храма
Внутри древнеегипетских храмов существовала отдельная система из святилищ , разделенных по духовному уровню людей, которым было позволено входить в них. Тем, кто еще не достиг духовного достоинства, не разрешалось входить в сокровенные покои. Некоторые египетские храмы также имели внешний комплекс, состоящий из садов и дворов.
Обелиск — резные монументы, которые фараоны ставили у входов в пилоны.
Пилон — гигантские ворота, обеспечивавшие вход в храм с резными изображениями фараона.
Внутреннее Святилище — место, где жрецы поместили статую бога. В нем находился ящик, в котором священники хранили статую на ночь. Рядом с ложей находился жертвенник, и жрецы каждый день ставили статую на жертвенник и приносили ей приношения.
Barque Chamber — кладовая для миниатюрной лодки, которая перевозила статую бога.
Кладовые — места для товаров, используемых в ритуалах.
Двор — место, где люди размещали статуи и подношения, посвященные богу.
Статуи — изображения богов или фараонов.
Вотивные приношения — амулеты, стелы или статуи, посвященные богам людьми. Это может быть молитва о помощи или благодарение. Иногда священники выносили эти предметы со двора и закапывали. Один из этих тайников в храме Карнак содержал более 17 000 предметов.
Гипостильный зал — крытый зал с резными колоннами. Большинство колонн имели резные вершины, напоминающие растения.
Священный бассейн — бассейн с водой, в котором купались жрецы, чтобы обеспечить свою ритуальную чистоту.
Дорога процессий — используется во время фестивалей, когда священники несут статую бога на барке. Их часто украшали статуи сфинксов, которых египтяне считали стражами.
Святыни барка — путевые точки на пути процессии, где барк остановился.
Мастерские — места изготовления ритуальных предметов и храмовой мебели.
Ограждающая стена — стена, построенная вокруг территории храма, чтобы отделить ее от города и ограничить доступ на территорию.
© psulibscollections — Храм Амона — План
Домашние святыни
Домашние святыни, где места в частном доме, где было столиков для подношений . Люди поклонялись государственным богам, таким как Амон-Ра, в своих домах. Двумя богами, которым поклонялись в домах, были Бес и Таурет. Бес был защитником маленьких детей и помогал при родах. Tauret была богиней деторождения и плодородия. Люди оставили пожертвований по обету в своей домашней святыне. Среди них стел, вырезанных с просьбами о помощи или благодарением.
Служащие храма
Священники
© Кензиб — Карнакский храм, рельеф священника
В Древнем Египте было два типа жрецов; штатные и миряне священники. Штатные жрецы служили богам во все времена. Священнослужители-миряне служили три месяца в году, отслужив один месяц, а затем взяли трехмесячный отпуск, прежде чем снова служить. В нерабочее время священники-миряне выполняли другую работу, например, врачами или писцами. Первосвященник наблюдал за всей деятельностью храма. жрецов вааб проводили ритуалы и должны были поддерживать ритуальную чистоту.
Жрецы занимали свои должности несколькими способами. Первый путь заключался в том, чтобы мужчина наследовал свое положение от своего отца. Другой способ заключался в назначении фараоном . Мужчина также мог купить место священника. Священники проголосовали за назначение священника на более высокую должность.
Священник должен был сделать несколько вещей после того, как получил свое положение. Сначала священник был обрезан , если он еще не был. Служащий священник должен был соблюдать целомудрие и жить на территории храма . Жрецам не разрешалось носить какие-либо предметы из продуктов животного происхождения. Их одежда была сделана из льна , а их обувь также была сделана из растительных волокон .
Со временем жречество Амона достигло большой политической власти . После периода Нового царства верховный жрец Амона имел право давать или удерживать милость бога к наследному принцу. Женщины занимали положение Божьей жены Амона, а также имели политическую власть. Они должны были всегда соблюдать целибат и усыновлять своих наследников из королевской семьи. Эти женщины проводили некоторые религиозные ритуалы.
Прочие работники
Ремесленники — изготовляли вотивные подношения, статуи, украшения, одежду и ритуальные предметы для храма.
Уборщики — поддерживали порядок в храме и на его территории.
Фермеры — выращивали пищу, используемую в храмовых ритуалах.
Рабы — обычно иностранные военнопленные, работавшие в храмах.
Ритуалы
На протяжении большей части истории Древнего Египта существовала политеистическая религия , в которой люди могли свободно поклоняться любому богу или богине по своему выбору. В большинстве случаев поклонялись нескольким божествам. Некоторые боги и богини пользовались известностью по всему Египту, в то время как другим поклонялись только в отдельных городах и деревнях. В каждом городе был бог-покровитель и храм, посвященный этому божеству. Орден первосвященников наблюдал за храмом, обрядами и повседневной деятельностью, связанной с храмами.
© kairoinfo4u — Изображения ритуалов в гробнице Пахери
Ритуалы, проводившиеся в древнеегипетских храмах, преследовали несколько целей. Во-первых, они предоставили богам основных предметов , таких как еда и одежда. Ритуалы также обеспечивали помощь бога в битве и плодородие земли . Египетские ритуалы основывались на идее, что предоставление товаров богам обеспечивает их защиту и помощь. Фестивали были ритуалами, которые собирали все, что люди могли праздновать. Во время некоторых праздников Амона люди могли задать богу вопросы . Жрецы двигали барку, чтобы показать ответ бога.
Ежедневные ритуалы
Жрецы, а иногда и фараон ежедневно совершали определенные ритуалы. Фараон делал подношения в некоторых крупных храмах. Жрецы, выполнявшие ежедневные ритуалы, должны были омываться в священном бассейне несколько раз в день. Утром священник вошел во Внутреннее Святилище и вынул статую из ящика.
Затем он вымыл статую и одел ее в новую одежду. Священник наложил свежий макияж на статую и поставил ее на алтарь. Он представил трехразовое питание к статуе, пока она установлена на алтаре. После того, как статуя поела, жрец взял еду и раздал жрецам.
© isawnyu-Abydos — Отпущение грехов хорошо используется для очищения священников
Фестивали
Десятки фестивалей проводились по всему Египту каждый год . Это были времена, когда люди могли видеть статую бога, когда жрецы несли ее барку. Один фестиваль, Прекрасный праздник долины, проходил в городе Фивах. Во время этого праздника Статуя Амона переместилась из Карнакского храма на западный берег Нила. На западном берегу Амон посетил заупокойные храмы предыдущих фараонов. Фестивали помогли обеспечить разлив Нила и способствовали плодородию земли.
Ритуалы строительства храма
Жрецы проводили некоторые ритуалы на разных этапах строительства храма. Первый ритуал состоялся, когда жрецы обозначили священное место для ограждения храма. Следующий ритуал происходил, когда жрецы измеряли размеры храмового здания. Жрецы заложили фундаментных отложений под камни фундамента храма. После завершения храма священники освятил и назвал здание.
Знакомство с древнеегипетскими храмами
Древнеегипетский храм, построенный на протяжении тысячелетий и посвященный разнообразному и сложному пантеону, с трудом поддается точному определению. Но одно оставалось неизменным: больше, чем просто сложные каменные сооружения, египтяне всегда воспринимали свои храмы как нечто органическое или даже живое.
Благодаря их безупречному мастерству многие из самых важных храмов Египта до сих пор находятся в отличном состоянии. Но в отличие от пирамид, которые раскрываются все сразу, египетские храмы требуют медленного и осторожного прохождения, чтобы по-настоящему оценить их.
Основная храмовая архитектура претерпела значительные изменения на протяжении столетий, но не все храмы Старого или Среднего Царства сохранились. Таким образом, большинство посетителей сосредотачиваются на храмах Нового Царства и далее, многие из которых имеют много общего.
В следующем руководстве по древнеегипетским храмам мы рассмотрим основные типы храмов и их функции. После этого мы рассмотрим основные архитектурные особенности египетских храмов, а также их значение и функции.
Типы древнеегипетских храмов
Древнеегипетские храмы можно разделить на несколько различных категорий. Но неясно, видели ли когда-либо сами египтяне какие-либо четкие различия между ними.
Вообще говоря, были храмы для богов и храмы для умерших фараонов. Тем не менее, оба типа храмов имеют множество общих архитектурных элементов. А учитывая то, что египтяне по существу рассматривали фараона как божество, границы часто были довольно размытыми.
Солнечные храмы
Начиная с Древнего царства (или, вероятно, даже с додинастических времен), египтяне построили несколько важных храмов главному солнечному божеству Ра (или Ра). Поскольку эти ранние солнечные храмы в основном следовали своему собственному архитектурному стилю, мы выделим их в отдельную категорию.
Вплоть до эпохи Птолемеев храмовый комплекс Гелиополя был главным центром поклонения Солнцу в Египте. На самом деле Гелиополь был настолько важен, что пирамиды Гизы были выровнены так, что их юго-восточные углы образовывали линию, указывающую прямо на него!
Остатки древнего ГелиополяК сожалению, сегодня от Гелиополя почти ничего не осталось. Но мы, по крайней мере, знаем, где когда-то стоял храм: на территории нынешнего каирского района Эль-Матарейя.
Когда-то это место было полно гранитных обелисков (подробнее ниже), но только один, воздвигнутый Сенусертом I, сохранился до наших дней. Всех остальных увезли в Европу и даже в Нью-Йорк.
Остатки раннего обелиска в Абу-ГорабеХРАМ СФИНКСА : Храм Сфинкса в Гизе технически можно считать солнечным храмом, поскольку сам Сфинкс был солнечным символом. Но этот таинственный храм совершенно не похож на другие известные нам солнечные храмы — или на что-либо еще в Египте, если уж на то пошло! К сожалению, он закрыт для посетителей.
Хотя храм Солнца Нюссере в Абу-Горабе находится не в лучшем состоянии, он дает нам представление об первоначальной планировке Гелиополиса. Он представляет собой ранний прототип обелиска, который был намного толще и состоял из блоков известняка и гранита.
Перед основанием обелиска находится большой алтарь под открытым небом. В Абу-Горабе заметно отсутствие закрытых святилищ, которые можно найти в большинстве других египетских храмов.
Открытая планировка ранних Храмов Солнца была ненадолго возвращена в моду тысячу лет спустя. Спорный «царь-еретик» Эхнатон построил свой Великий храм Атона как солнечный храм без закрытых святилищ.
Некоторые ученые считают, что большую часть своего детства Эхнатон провел в Гелиополе, а это означает, что на него наверняка повлияли ранние Храмы Солнца в северном Египте.
Великий храм Атона в АмарнеДолинные храмы
Ранние строители пирамид Старого Царства обычно строили два храма вместе со своими пирамидами. Рядом с пирамидой они построили Заупокойный храм (см. ниже), а на некотором расстоянии был построен дополнительный храм.
Он был соединен с пирамидой длинной дамбой, которая часто была покрыта крышей. Хотя сегодня ученые называют эти храмы Долины, их точное назначение остается неясным. Возможно, они использовались для каких-то очистительных ритуалов для посетителей, входящих в священную зону.
Большинство храмов Долины были потеряны для нас. Помимо некоторых остатков храма в долине Бент-Пирамида в Снеферу, храм Хефрена в долине Гизы, безусловно, лучше всего сохранился.
ХРАМ В ДОЛИНЕ ХАФРЕ: Храм Хефрена в долине совершенно уникален тем, что в нем почти нет ни одного из архитектурных элементов, скрытых внизу. Храм Хефрена в долине не только не имеет каких-либо надписей, но и полностью сделан из огромных монолитных камней.
Хотя многие более поздние египетские храмы, безусловно, были монументальными по размеру, более поздние строители никогда больше не пытались строить из таких массивных камней.
Погребальные храмы
Ранние погребальные храмы были построены рядом с пирамидами. Они функционировали как место, где живые могли размещать подношения, чтобы помочь поддержать ка умершего короля. После мумификации духовной целью египтянина было соединить свой ка (оживляющая жизненная сила) со своим ba (индивидуальная душа), чтобы воскреснуть и объединиться с богами (подробнее здесь).
Погребальные храмы, таким образом, были тесно связаны с египетскими гробницами и погребальными обрядами.
Ломаная пирамидаПирамида ХефренаПирамида МенкаураБАЗАЛЬТОВОЕ НАПОЛЬНОЕ ПОКРЫТИЕ: Базальт обычно использовался в напольных покрытиях погребальных храмов Древнего Царства. Хотя мы не знаем наверняка, за этим, вероятно, стояло какое-то символическое значение.
В качестве магматической породы базальт обычно использовался для обозначения огненных аспектов природы. По какой-то причине традиция базальтовых полов, кажется, закончилась после 5-й династии.
The RamesseumПозднее, в эпоху Нового Царства, королей хоронили в высеченных в скале гробницах, высеченных в непосредственной близости друг от друга. Пространство не позволяло строить заупокойные храмы рядом с гробницами, поэтому они были построены в других местах на Западном берегу Луксора.
Несмотря на то, что архитектура храмов-пирамид раннего Старого Царства сильно изменилась, общее назначение этих заупокойных храмов осталось прежним.
Предположительно, как только фараон достиг своей духовной цели в подземном мире, он также мог отвечать на молитвы и подношения тем, кто поддерживал его культ.
Дома Нетеров
Большинство египетских храмов были построены в честь определенных богов. И во многих случаях группировки различных божеств (особенно популярны в древнеегипетской религии триады).
Но просто называть египетские храмы обителью того или иного божества было бы слишком упрощенно. В египетском пантеоне каждое божество, или nete r, представляло вечный принцип природы и творения.
МЕМФИС: Как и Гелиополь, храмовый комплекс в Мемфисе имел огромное значение и существовал с самого начала египетской цивилизации до ее упадка. К сожалению, как и в Гелиополисе, почти ничего не осталось, кроме нескольких каменных блоков и статуй.
Мемфис был обителью Птаха, божественного архитектора и творческого огня. Ему также поклонялись как части триады вместе с Сехмет и Нефертум.
Храм Хнума в ЭснеРазличные храмы Хнума на острове ЭлефантинаХрамы строились не только для того, чтобы угождать определенным богам, но и для того, чтобы передавать определенные учения жрецам. По мнению таких исследователей, как Шваллер де Любич, учение, подчеркиваемое конкретным храмом, выражалось даже в его размерах, размерах и общей планировке.
«Храм был не только священным сооружением, он был воплощением соответствующих космических законов», — пишет Джон Энтони Уэст. «И как таковая, символически, она была «живой», «органической» структурой сама по себе».
Храм Гора в ЭдфуХрам Собек в Ком ОмбоОбщие элементы храма
Ниже мы рассмотрим большинство общих архитектурных элементов, с которыми вы столкнетесь при посещении древнеегипетских храмов. Список в основном относится к функциям, которые стали популярными во времена Нового царства, а затем сохранялись на протяжении всей греко-римской эпохи.
Многие из общих черт храма можно найти как в Заупокойных Храмах, так и в «Домах Нетеров». Их целью было символически отделить профанное от священного и порядок от хаоса.
Стена ограждения Карнака Стена ограждения ЭдфуИнтересно, что в отличие от самих храмовых построек, которые всегда строились из камня, стены ограждения были построены из сырцового кирпича.
Хотя не все стены уцелели, вы все же можете найти достаточно хорошо сохранившиеся стены в таких храмах, как Эдфу, Дендера и Карнак.
Набережные со сфинксами
На дорожках, ведущих к входам в храм, обычно стояли статуи сфинксов. Как правило, статуи сфинксов были с человеческими головами и часто принимали образ фараона, который их заказал. Считалось, что они духовно защищают священную территорию.
Заметным исключением является Карнакский храм, где мы видим бараньи головы на теле льва. Бараны — это символ бога Амона, невидимой силы, стоящей за всем творением.
Когда-то существовала 2-километровая дорога для процессий, соединявшая Карнак и Луксорский храм, полностью усаженная сфинксами. На момент написания статьи египетское правительство работало над его восстановлением, включая сотни скульптур сфинксов!
Обелиски
Как и во многих мифах о сотворении мира, в египетской мифологии фигурирует холм, поднимающийся из первобытных вод. Он назывался бенбен , и именно на этом холме сияли самые первые лучи света в начале времен.
Обелиски (и пирамиды), вероятно, символизируют камень benben и связь человека с космосом. Они также, вероятно, представляли собой столб 90 599 джед 90 600, или хребет Осириса.
Хотя первоначальные обелиски представляли собой толстые сооружения, состоящие из гранитных и известняковых блоков, со времен Среднего царства они приобрели форму высоких гранитных монолитов. Удивительно, но эти огромные каменные блоки должны были быть добыты в Асуане, прежде чем их отправили на север и установили.
Обелиски всегда устанавливались за пределами храмов попарно. Интересно, что они всегда делались разной высоты. Но, к сожалению, в Египте не осталось ни одной оригинальной пары обелисков, что мешает нам понять, почему.
НЕЗАВЕРШЕННЫЙ ОБЕЛИСК: «Незавершенный обелиск» в Асуане был самым большим из созданных египтянами. Это единственный частично сформированный обелиск, брошенный в карьере.
Если бы он был закончен, он бы весил около 1,090 тонн и возвышался на 42 метра. Какой фараон заказал его, остается неразгаданной загадкой.
Египтологи считают, что обелиски были сформированы из долеритовых шаров, хотя никому не удалось воспроизвести этот процесс. Как обелиски снимали, мелко вырезали, а потом перевозили — тоже загадка.
Что касается их размещения за пределами храмов, ученые предполагают, что египтяне использовали комбинацию платформ из сырцового кирпича и ям, заполненных песком, чтобы установить их на свое место. Этот процесс был успешно воспроизведен для документального фильма, но использованный обелиск был намного меньше и легче, чем созданные египтянами.
Пилоны
Одна из первых построек, с которой вы столкнетесь при посещении египетского храма, — это пилон. Наряду с обелиском, пилоны — это то, что большинство людей представляют себе, когда думают о древнеегипетских храмах.
Ворота напоминают иероглиф ахет , или горизонт. Таким образом, пилоны символизировали восход солнца и, следовательно, воскресение. Форма также представляет собой разделение единства на двойственность в начале творения (и духовную цель человека — вернуться к этому состоянию единства).
Пилоны имеют четыре вертикальные ниши, предназначенные для крепления флагштоков. Древние египтяне любили свою игру слов, и было много способов внедрить иероглифы в архитектурный дизайн. Не случайно символ neter , или бога, очень похож на флагшток!
В некоторых храмах есть только один пилон, а в других их несколько. Только в Карнаке их десять, причем один комплекс проходит по оси запад-восток, а другой — с севера на юг.
Пилоны, кажется, были изобретением Нового Царства. И хотя они все еще строились в греко-римские времена, в некоторых храмах, таких как Дендера, вместо этого использовались более простые входные ворота.
Промежуточные станции
В древних египетских храмах часто проходили религиозные процессии, во время которых идолы переносили из храма в храм.
Рядом со входами в храмы были построены специальные святилища для временного размещения статуй и их переносных святилищ-барков, которые ученые называют промежуточными станциями.
Здесь статуи будут проходить ритуальное очищение, прежде чем их перенесут глубже в более священные части храма.
Самая известная промежуточная станция построена Сети II у входа в Карнак. В нем есть три святилища фиванской триады Амона-Мут-Хонсу.
Открытые дворы
Во многих крупных храмах Нового Царства и греко-римских храмах вы вскоре окажетесь внутри просторного двора под открытым небом, пройдя через первый пилон. Эти дворы почти всегда окружены рядами колонн.
В некоторых храмах, например в Луксорском, все колонны выглядят одинаково. С другой стороны, в таких храмах, как Эдфу и Филе, вы найдете большое разнообразие стилей колонн в пределах одного двора.
Дворы выступали в качестве промежуточного пространства между открытой внешней частью храма и закрытыми внутренними залами.
Хотя мы не можем видеть их на месте сегодня, эти дворы также были домом для множества статуй богов и королей (подробнее ниже). Иногда коллекции становились настолько большими, что статуи приходилось закапывать, чтобы освободить место!
Гипостильные залы
Гипостильные залы, обычно расположенные сразу за открытыми дворами, состоят из нескольких рядов больших колонн в тускло освещенной комнате. И эти впечатляющие залы часто являются архитектурной изюминкой целых храмов, например, в Карнаке и Дендере.
И Карнак, и Дендера также являются прекрасными примерами того, как Гипостильные Залы были построены с учетом основных учений храма.
Например, в Карнаке, храме, посвященном самому творению, колонны представляют собой заросли папируса, возникшие из первобытного болота в начале времен.
Тем временем Дендера была посвящена Великой Матери Хатор. Капители всех колонн вырезаны по ее подобию, подтверждая ее роль космической матери.
Кроме того, потолки в Гипостильных залах Дендеры и таких храмах, как Эдфу, полностью покрыты астрономическими изображениями. Они передают важную информацию о зодиаке и различных звездах декана.
В отличие от замысловатой резьбы по всем колоннам, основания часто оставляли шероховатыми — возможно, чтобы представить огненный подземный мир.
Знаменитые столицы Хатор в Гипостильном зале ДендерыГениальные египтяне учитывали почти все при строительстве своих храмов. Солнечный свет, проникающий сквозь узкие щели в потолке, освещал определенные части залов в разное время суток. И определенные рельефы, вероятно, должны были быть оценены священниками с течением времени.
Кроме того, количество колонн в каждом гипостиле зала было выбрано с учетом числового значения. Египтяне видели тесную связь между нумерологией и мифологией и часто использовали числовую символику в своей архитектуре.
Эта сложная тема выходит за рамки этой вводной статьи, но см. список рекомендуемой литературы ниже.
Внутренние святилища
Большинство древних египетских храмов, начиная с Нового Царства, содержали ряд тускло освещенных внутренних святилищ, которые считались самой священной частью храма. И самым священным из всех было святилище в самом центре.
В центральном святилище находились идол и небольшая ладья главного божества, которому был посвящен храм.
Солнечные барки — переносные устройства, используемые для перевозки идола во время религиозных процессий. Образ барка тесно связан с мифологией Ра, солнечного божества, которое каждую ночь едет на барке через космос, а также через подземный мир.
В настоящее время вы не встретите ни одного оригинального барка в храме Египта, за исключением Эдфу, храма, посвященного Гору.
Солнечная барка и святилище Гора в ЭдфуПустая платформа барки главного святилища КарнакаС визуальной точки зрения, главные святилища в храмах (особенно без их ладей и святынь) не особенно интересны, особенно по сравнению с внешними частями храма.
Как бы то ни было, центральные святилища обычно строились первыми, а их пропорции и геометрия служили «семенем», на котором основывалась остальная часть храма.
Вокруг главного святилища часто можно найти множество других святилищ со всех сторон. Узкие коридоры соединяют разные комнаты, и, конечно же, все сплошь украшено рельефами.
Эти другие святилища были посвящены другим богам, особенно тем, которые разделяли общую мифологию с центральным божеством. Кроме того, многие из небольших комнат также функционировали как сокровищницы, а изображения сокровищ, которые когда-то содержались внутри, были начертаны на стенах.
Некоторые храмы, такие как Дендера, имеют подземные склепы для хранения в дополнение к дополнительным святилищам с религиозными изображениями на крыше.
Резьба
В Древнем Египте искусство никогда не было просто украшением. Каждая рельефная резьба в храме имела практическое назначение. Египтяне считали, что нарисовать или вырезать что-то подобие означало воспроизвести это существо или сцену в другом царстве.
В затемненных святилищах рельефы на стенах обычно представляли церемонии, которые происходили внутри. Многие сцены в храмах показывают, как царь преподносит подношения различным божествам.
А в таких храмах, как Абидос, боги изображены в самых разных нарядах и головных уборах. Наверняка в каждом изображении было какое-то более глубокое символическое значение, которое теперь утеряно для нас.
Помимо изображений подношений, часто появляются мифологические сцены, особенно из мифов об Осирисе/Исиде/Горе. А в таких храмах, как Луксорский храм и Заупокойный храм Хатшепсут, мы можем увидеть ряд резных фигурок, изображающих божественное рождение царя.
Сцены сражений обычно украшали обращенные наружу части храма, такие как пилоны и стены. Символично, что сцены войны представляли свет, побеждающий силы тьмы. Поскольку такие сцены обычно были обращены наружу, возможно, они предназначались в качестве защитного талисмана.
Вместо того, чтобы ждать конца, чтобы вырезать их все сразу, рельефы, скорее всего, были выполнены во время строительства. В Карнакском храме мы даже можем увидеть остатки пандуса из сырцового кирпича, построенного, чтобы помочь ремесленникам добраться до верхних частей стен.
Статуи
Статуи играли важную роль в религиозной жизни Египта. Их помещали в могилу человека, например, для размещения ка или иногда ба умершего.
Аналогичным образом функционировала статуя божества. Египтяне (и многие другие культуры) верили, что божество может спуститься на землю и вселиться в статую, несущую его подобие. Таким образом, он мог получать суть ежедневных молитв и подношений.
Таким образом, статуя воспринималась не как буквальный бог, а как промежуточный объект между человеком и божественным.
КОЛОССИ: Входы во многие храмы Нового Царства были окружены монументальными колоссами короля. Без сомнения, это невероятные достижения инженерной мысли. Но они скорее отталкивают наши современные чувства. Что может быть причиной таких статуй, кроме мании величия?
Но если мы временно перенимаем мышление древних египтян, которые искренне видели в своем фараоне связующее звено между земным и божественным царствами, практика становится более приемлемой.
Но каким бы ни было истинное намерение, невозможно не почувствовать себя крошечным, приближаясь к гигантскому фасаду храма, подобного Абу-Симбелу.
Сегодня в древнеегипетских храмах можно увидеть относительно немного статуй, так как в основном все они были вывезены в музеи (если не разграблены). Поэтому посещение музеев Каира и Луксора является обязательным.
При этом есть еще несколько мест, где можно увидеть статуи в их первоначальном виде. Статуи Сехмет можно увидеть в Карнакском храме Птаха, а также в районе Мут. В Луксорском храме находятся гранитные колоссы Рамсеса II, а также статуи Аменхотепа III и королевы Тийе, а в Эдфу есть статуи Гора в форме сокола.
СТАТУИ ОСИРИСА: Многие погребальные храмы украшены изображениями фараона, изображающего из себя Осириса, владыку подземного мира. Они изображены со скрещенными руками, держащими осирианские символы цепа и посоха.
Первый пример этого можно увидеть за пределами Ступенчатой пирамиды 3-й Династии, и эта практика сохранялась тысячи лет.
Осирис, согласно легенде, также был одним из первых царей Египта, и все фараоны стремились отождествить себя с ним.
БЛАГОРОДНАЯ СТАТУЯ: Аменхотеп, сын Хапу, был визирем и архитектором при Аменхотепе III. И среди египтян, не принадлежащих к королевской семье, он был редкостью, когда его обожествляли после его смерти.
Статуи вельмож были поставлены за пределами Карнака, а простые местные жители, которые не смогли войти в храм, массово прибыли с подношениями. Он считался посредником между людьми и Амоном.
Часовни
Внутри обширных комплексов древних египетских храмов небольшие святыни и часовни обычно строились вне основного строения храма. Одной из самых известных является Белая часовня Сенусерта I в Карнаке.
Платформа известняковой часовни служит измерительной рейкой. Есть также надписи с подробным описанием точных размеров различных 90 599 номов Египта 90 600 , или территорий.
В Карнаке также представлены часовни из алебастра и красного кварцита, построенные в эпоху Нового царства. Но по какой-то причине они были демонтированы и включены в новый пилон Аменхотепом III.
К счастью, археологам удалось спасти все части и восстановить их.
С позднего периода до греко-римских времен фараоны начали строить Часовни Рождения за пределами важных храмов. Также известные как mammisi , часовни были посвящены божественному рождению короля.
Соответственно, они украшены фресками, изображающими фараона, божественно зачатого Амоном и вылепленного Хнумом, очень похоже на рельефы «Зала теогамии» в Луксорском храме.
Часовни Рождения можно найти в таких храмах, как Дендера, Эдфу и Филе.
Священные озера
В более крупных храмовых комплексах есть Священные озера. Озера символизировали первозданные воды Нун в самом начале творения. (Интересно, что озера или пруды в индуистских храмах служат той же цели.)
Но святая вода озера может также использоваться для ритуального очищения идолов и переносных барок. Сами священники также купались в водах, чтобы очиститься перед тем, как приступить к своим ежедневным храмовым обязанностям.
Хотя в таких храмах, как Дендера, можно увидеть несколько пустых озер, озеро в Карнаке в настоящее время единственное, заполненное водой.
Дополнительная информация
Рекомендуемая литература
Древние египетские храмы — сложная тема, и вышеприведенная статья — это лишь поверхностная часть. Если вы хотите узнать больше об архитектуре храма, а также о крупных фестивалях и повседневной жизни храма, обязательно приобретите набор
Книга информативна и полна иллюстраций. И он также содержит полный список почти всех храмов, когда-либо обнаруженных в Египте!
Но если вы действительно хотите глубоко погрузиться в символику и почему египетского храма, загляните в работы Р.А. Шваллер де Любич.
Он провел годы, тщательно изучая и измеряя храмы по всему Египту, и в его многочисленных книгах они исследуются с символистской точки зрения, в которую не вникнет обычный египтолог.