Оптина Пустынь — духовная лечебница в центре России
Оптина Пустынь — знаменитый монастырь Русской православной церкви, построенной недалеко от населенного пункта – Козельск. Достопримечательность Калужской епархии окружена низкой оградой и четырьмя наугольными башнями. Вблизи находится станция Тупик. Согласно проекту, сооружение является почти квадратным. В самой центральной точке стоит Введенский собор. Вокруг него, в крестообразном порядке размещены церкви — Марии Египетской, Казанская, Владимирская. На заднем плане роща, а за ней скит, используемый для круглосуточных богослужений. На момент его обустройства вырубка лесов была запрещена. В целостности остались еще домики, где когда-то проживали Гоголь и Достоевский. Церковь из дерева Иоанна Предтечи является неповрежденной. Она изготовлена из сруба деревьев, которые ранее произрастали, где сейчас скит.
Общие сведения
Дата основания монастыря Свято-Введенской Оптиной пустыни – 15 век. Однако существует придание, что объект появился благодаря разбойнику, который раскаивался в своих деяниях. Его звали Оптия. Человек имел до 18 тысячелетия достаточно нелегкое материальное положение. В 1773 году здесь вели свою деятельность всего два монаха. Это были глубокие старики. Но вскоре ситуация кардинально изменилась. В 1821 г здесь был возведен скит. В нем поселились люди – «пустынники», продолжительный период времени проживающие в отречении. Духовную жизнь возглавил старец. В последующим сюда со всех краев приезжали верующие. Место превратилось в духовный центр России. Благодаря поступлениям взносов прихожан, территория стала шире. Появилась мельница, каменные строения и многое другое. Пространство существенно преобразилось.
Этот удивительный уголок облюбовало большое количество творческих личностей. Многие произведения великой русской литературы имеют непосредственное отношение к данному месту. Именно сюда В.С.Соловьев привез Ф. М. Достоевского после большой трагедии – гибели сына. Он прожил тут достаточно долго. Писатель был проникнут местностью. Некоторые ее описания вы сможете проследить в «Братьях Карамазовых».
Невероятная родственная связь с Козельском была у Л.Н. Толстого. Сестра писателя являлась послушницей монастыря в Шамордино, который был основан Амвросием. Произведение «Отец Сергий» было написано в значительной степени по мотивам Оптиной. Л.Н Толстой перед своей смертью посещал данное святое место. В 1918 году ввиду определенных обстоятельств осуществлено закрытие святыни. В 1987 г статус был снова возвращен.
Действующие храмы
Введенский собор — это важнейшее достояние обители. Строительство проводилось в середине 16-го столетия. Освещение проводилось в честь Пресвятой Богородицы. Предусмотрено три предела — Пресвятой Богородицы, Амвросия старца Оптинского, Святителя Николая Чудотворца. Основной святыней выступают мощи старцев Оптинских, Казанская икона Божией Матери. Службы здесь проводятся каждый день.
Функционирует храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Он имеет два престола. Красиво украшен фресками, изготовленными особым, уникальным методом – «влажной» росписью. Это самая большая обитель. Вечерние богослужения организуются регулярно.
Церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери была полностью отстроена на земле, где когда-то был совершенно разрушенная святыня. Количество престолов – один. Он посвящен Владимирской иконе. Это усыпальница старцев — Льва, Макария, Илариона, Анатолия. Святые мощи хранятся в гранитных раках и в праздничные дни являются доступными для прихожан.
Храм прп. Илариона Великого установлен несколько позади от общей конструкции. Монтирован в здании трапезной и гостиницы. Постройка маленького размера предназначена для проведения крещения и отпевания.
Обитель во имя Иоанна Предтечи и Крестителя Господня применяется для осуществления служб на основе учета определенного скитского устава. Паломничество производится только по обозначенным праздникам. Моленная «Спорительница хлебов» возведена относительно недавно на участке подсобного хозяйства. Вход в нее является ограниченным.
Восстанавливающиеся храмы
Многие объекты не сохранились до наших дней в отличном состоянии. В настоящий период они подвергаются реставрационным работам. К ним относятся возведения во имя прп. Марии Египетской, свт. Льва Катанского и прп. Иоанна Рыльского, Всех Святых. Кроме того, реализуется строительство нового храма в память Преображения Господня.
Неподалеку располагаются кладбища с могилами иноков – Трофима, Василия, Ферапонта, которые погибли на Пасху. Сегодня проводится масштабный спектр работ по сооружению часовни. Повсюду установлены краны, работают бригады мастеров.
История необычного края наполнена различными легендами. Жизнь монахов здесь была схожа с другими проповедниками. Братия проводили сутки в молитвах и трудились. Вы можете совершить сюда увлекательную туристическую поездку для того чтобы душевно отдохнуть и прогуляться по святым тропам.
Как доехать?
От автобусной станции и метро «Теплый стан» систематически курсирует автобус. Вам потребуется воспользоваться маршрутом «Москва – Козельск». Если выбираете метро, то практично совершать выход из первого вагона. Затем вам потребуется немного пройтись по подземному переходу до самого конца, повернув налево. Потом ваш путь будет идти до конца вверх. Минуя бензоколонку, вы обнаружите автомобильную станцию. Отсюда ваше путешествие будет длиться 4-5 часов. Добравшись, потребуется пройти 4-5 км пешим ходом. Также все путешествие можно осуществить на личном автомобиле или воспользовавшись туристической поездкой.
Если путь будет реализовываться на собственном транспорте, то движение предстоит по Киевскому шоссе. Ехать следует до Калуги, через мост, на Козельск. Ориентироваться несложно по указателям. Километраж поездки – 270. Точный адрес — Калужская обл., Козельский район, Козельск (Оптина).
Достопримечательности
Приезжая сюда, вы непременно сможете открыть для себя что-то новое, особенное. Паломничество осуществляется со всех регионов нашей страны. Тут сконцентрированы главнейшие памятник архитектуры.
Исключительное, древнейшее наследие русской культуры непременно стоить увидеть своими глазами. В настоящее время проживают около сотни насельников. Окрестности тихие и наполнены таинственностью. Прекрасны в любое время года.
Святые врата
С южной части ограждения находятся Святые ворота. Это великолепное сооружение, состоящее из двух пролетов, которые оснащены полотнами из металла. Конструкция держится на двух столбах, которая украшена эффектной лепниной с элегантными цветами. В верхней точке находится карниз, обрамленный изразцами различных оттенков. Завершается возведение двумя шатрами, монтированными на восьмигранниках из бронзы. Над проектом работали суздальские зодчие зодчими Грезнов, Мамин и Шмаков. Параллельно создана сторожка, состоящая из высотки с восьмью гранями. Со временем градостроительная функция объекта исчезла. Сегодня это великолепный памятник архитектуры, который привлекает туристов из различных уголков планеты. Здесь можно почувствовать таинственную энергетическую силу минувших лет.
Лес старцев
Уютный и загадочный уголок славится большим количеством различных животных и растений. Имеет большую величественную силу. Приехав сюда, можно погрузиться в тишину, перекликающеюся с пением птиц. Это прекрасное решение для того чтобы отдохнуть от городской суеты. Посадки являются облагороженными, производится регулярный уход.
Само понятие «старчество» отличается от традиционного особыми свойствами. Дело в том, что на протяжении всей истории христианства к данной категории относились, монахи, к которым на попечение поступали молодые послушники. Кроме того, эти люди заботились о душевном состоянии мирян, обладая даром прозорливости.
Наиболее строгим постником являлся о. Моисей. Он испытывал трепетные чувства к человечеству, проявлял сострадания к грешным поступкам, умел подстраиваться к различным потребностям каждого, характеризовался поразительным смирением, не боялся тяжелых работ.
Святой источник
В деревне функционирует святой источник. Освещение выполнено в честь преподобного Пафнутия. Поблизости организована часовня из дерева, кровля которой покрыта металлом. Входы характеризуются симметричным расположением. Монтаж купола сделан на высоком барабане. В верхней точке установлен крест. В помещении хранятся священные образы. Когда-то постройка была разрушена под воздействием талых вод, но снова восстановлена.
Длительный срок участок земли находился в запущенном состоянии. В революционный период место подвергалось атакам. Но верующие люди не переставали хранить память. После возобновления православной функции сделано сооружение купальни, возродилась традиция древних крестных ходов. Ежегодно, 14 мая проводится освещение воды. Приезжая сюда, не забывайте взять с собой тару, чтобы набрать целебной жидкости.
Часовня Воскресения Христова
Это неотъемлемый элемент общего ансамбля, который был возведен в 2008 г. Строительные работы реализованы на месте где когда-то захоронены убитые священнослужители. Они когда-то в пасхальную неделю пострадали от рук недоброжелателей. Постройка является действующей и обустроена в юго-восточной зоне. Литургии организуются постоянно. Многие в трудной, жизненной ситуации приходят именно сюда.
Колокольня
Данный элемент обители заслуживает отдельного Вашего внимания. Процесс монтажа шел несколько лет. Он реализован в стиле классицизма, состоит из четырех этажей. Нижний ярус отличается наличием кубической формы. Каждый этаж плавно переходит в форму цилиндра. На завершающем шаге находится аттиковая часть, где встроена палатка для циферблата. Чуть выше установлен крест. Также прикрепляются два братских корпуса. Общая высота составляет 64 метра. На самом первом ярусе святые врата. Ранее была предусмотрена лестница. Но она подверглась разрушениям и позднее не реконструирована.
Конюшня
Отдельное помещение для лошадей сделано в 1898 году. В этот временной отрезок произошло немало значимых событий. Территория подверглась масштабным преображениям. Появилось внушительное число хозяйственных хлевов, сараев, кладовых. Угодья расширялись. Жители земли старались самостоятельно себя обеспечивать. Лошади – это уникальные животные, способные выручать в домашнем быту. За животными хорошо ухаживают, вы сможете пообщаться с ними лично.
Дом Святого Амвросия
Прогуливаясь по здешним местам, вы сможете глубже проникнуться эпизодами прочитанных книг русской литературы. Одним из памятников архитектуры является дом Амвросия. Это достаточно компактное, ухоженное, одноэтажное здание, вокруг которого выстроен деревянный забор. Снаружи стены покрыты штукатуркой, внутри выполнено всего две комнаты. Интерьер характеризуется простотой и аккуратностью. За счет большого количества окон комнаты светлые. Рядом посажены широколистные деревья, с помощью которых можно укрыться от жары.
Экономная служба
Такая служба предназначена для решения вопросов быта, обустройства паломников. Практические каждые сутки выполняется заселение приезжих. Для решения данного вопроса достаточно предъявить паспорт. Оплата является приемлемой. Один номер рассчитан примерно на восемь гостей. Более того, допускается бесплатное размещение. Взамен вам потребуется принять активное участие в хозяйственных работах. А если захочется более высококлассный сервис, то можно воспользоваться комнатой на одного человека. Стоимость разумная.
Интересные факты
Архитектурный ансамбль представлен в виде величественного белого кремля с семью башнями. Примечательно, что перед Октябрьским переворотом в нашей стране действовало около 1000 подобных творений. Однако поток богомольцев устремлялся преимущественно сюда. Известные личности нередко останавливались здесь для того чтобы отдохнуть, найти себя, творческой деятельности. Тут когда-то пребывал даже личный врач императора Николая II А.В. Казанский. Он впоследствии занимался лечением всех нуждающихся. В 1927 г побывали маршал Г.К. Жуков и Г.М. Маленков. Несколько позднее посетил края глава Совета министров СССР.
Если вы планируете приехать в Оптину, то рекомендуется посвятить своей прогулке не менее трех дней. Хотя, и этого времени может показаться недостаточным. В первые дни пребывания можно обратиться к старцам, попросить их благословения. При желании вы сможете расположиться в келье для отдыха. Интересно, что литургия здесь длится до пяти часов, возможно и дольше. На второй день многие гости предпочитают исповедаться и прочиститься. Также рекомендуется свершить увлекательную лесную прогулку. Воздух является необыкновенно свежим. Размеренная монашеская жизнь навевает покой и умиротворение. По итогам Литургии непременно загляните в сувенирную лавку для того, чтобы обзавестись памятными сувенирами. Особенно завораживает закат, образующийся над рекой.
Духовная санатория привлекает не только русских, но иностранных туристов. Поговаривают, что сюда хотела приехать известная африканская царевна со своей свитой. Она было с почетом принята и оставила немало положительных отзывов.
Раньше паломники ночевали прям на полу, в обители. Матрасы расстилались прямо на полу. Сегодня век современности. Организована паломническая гостиница. Проживание вполне по карману. В праздничные месяцы — это достаточно многолюдное место. Поэтому, возьмите себе на вооружение, что возможны трудности с ночлегом. Целесообразно заблаговременно позвонить и уточнить данный вопрос.
Продуктовые магазины в поселке не предусмотрены. Периодически встречаются разнообразные палатки. Приезжие приобретают сладости, напитки, сувениры. Если вы предпочитаете определенную пищу, то предпочтительно ее привезти с собой. Правда еще есть небольшая чайная. Здесь всегда можно купить что-то вкусное – чай, пирожки, булочки. Совершая православное путешествие сюда, старайтесь придерживаться устава и относится к окружающим терпимо.
Видео
Зачем ехать в Оптину пустынь
Введенская Оптина пустынь, что в Калужской области, довольно сильно отличается от других русских монастырей. По преданию, её в XV веке основал раскаявшийся в грехах жестокий разбойник Опта, по другой версии — Оптия. Обычно у истоков монастырской жизни стоят монахи. Оптина пустынь никогда не была очень богатым монастырём, она не потрясает высотой стен и башен, грандиозностью храмов, но в неё всегда стремились попасть паломники, именно здесь зародилось и живо по сию пору старчество. Люди ехали к ним за исцелением своих духовных недугов. «Кто хочет опыта — в Оптину, кто суров — тому в Саров, кто упрям — тому на Валаам, а кто хочет затычки и пинки — тому на Соловки», — эти слова приписывают Патриарху Московскому и всея Руси Алексию. Предстоятель Русской православной церкви произнёс их в храме Христа Спасителя, обращаясь к верующим.
Монастырь находится в нескольких километрах от города Козельска Калужской области. Добраться до него несложно, многие предпочитают приехать в город и дойти до Оптиной пешком. От городского автовокзала до монастыря примерно каждый полчаса ходит маршрутка. Оптина пустынь находится на берегу реки Жиздры. Стены у монастыря невысокие по сравнению даже с Ферапонтовым монастырём. Башни тоже массивными не назовёшь.
Несмотря на многовековую историю, по настоящему старых построек в Оптиной пустыне почти нет. Главный храм — Введенский собор — возвели в 1750-1771 годах. В нём покоятся мощи преподобных Амвросия и Нектария Оптинских, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери. Самая большая церковь монастыря посвящена как раз Казанской иконе Божией Матери и была построена в 1805-1811 годах.
Церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери — храм-усыпальница. Возвели её в 1809-1811 годы, а в советские годы разрушили до основания. В 1989 году археологи установили, где находится фундамент храма, и через несколько лет он был воссоздан. Во Владимирской церкви покоятся мощи преподобных старцев Оптинских: Льва, Макария, Иллариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа.
По традиции, самое высокое здание — четырёхъярусная колокольня. Её высота 64 метра, она была построена в 1801-1804 годах.
Скромную по виду, но богатую духовной жизнью обитель посещал писатель Фёдор Достоевский. Считается, что преподобный Амвросий Оптинский стал прототипом старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы». Почему-то царствующие особы эту обитель богатыми вкладами обходили. При Петре I монастырь вообще лишили многих источников дохода, в том числе и мест для рыбной ловли, да к тому же обложили оброком.
В современной истории монастыря есть своя трагическая страница. В 1993 году в день Пасхи сатанист зарезал здесь трёх монахов — иеромонаха Василия (Рослякова), инока Трофима (Татарникова) и инока Ферапонта (Пушкарёва). Они похоронены рядом, над их могилами поставили часовню. Место погребения всегда посещают паломники, к убиенным монахам люди обращаются за помощью в своих делах.
При советской власти Оптина пустынь разделила участь всех монастырей страны. В 1918 году её закрыли, но монахи под видом «сельхозартели» продержались ещё пять лет. В 1923 году ликвидировали и артель. Сначала в монастырском комплексе, как историческом памятнике, был организован музей, но уже в 1931-м здесь обосновался санаторий. В 1939-м в стенах обители разместили концлагерь «Козельск-1», в нём находилось около пяти тысяч пленных польских военнослужащих.
В годы Великой Отечественной войны сначала был госпиталь, а в 1944-1945 годах — проверочно-фильтрационный лагерь НКВД. После войны на территории монастыря квартировала воинская часть. Монашеская жизнь возродилась в Оптиной пустыни в 1987 году. Несколько храмов и здания всё ещё реставрируют, но, в основном, исторический облик монастырю вернули.
Оптина Монастырь — Православная Вики
Оптина Пустынь , официально Свято-Введенская Оптинакая Пустынь [1] , мужской монастырь под Козельском, который был важнейшим духовным центром Русской Церкви в девятнадцатом веке. Монастырь был известен движением монашеского обновления в России, основанным на исихастской традиции, которая в значительной степени была утрачена в русском монашеском опыте восемнадцатого века.
Оптина Пустынь Монастырь в Центральной РоссииСодержание
- 1 История
- 2 Старейшины
- 3 Новый иероисповедник
- 4 Каталожные номера
- 5 Внешние ссылки
История
Неизвестно, когда был основан скит. Оптина как монастырь существовала по крайней мере с шестнадцатого века. Монастырь находится примерно в 80 верстах от Москвы. Он пришел в упадок в восемнадцатом веке из-за антимонашеской политики Петра I и Екатерины II. В 1790, метр. Платон Московский взялся за восстановление монастыря.
В конце XVIII века монашество в России пережило возрождение, значительное влияние на которое оказали труды и духовность старца схимонаха Паисия Величковского, распространяемые его многочисленными монашескими учениками. В Оптиной его произведения нашли «штаб», откуда его духовность выразилась в исихастской традиции, распространившейся по всей России. Зримое проявление этой духовности в Оптиной было передано родом богопросвещенных духовников, старцы , множественное число старцев, которые служили духовными наставниками для многих людей, пришедших в монастырь за святым советом в XIX веке.
Помимо душепопечительства, монастырь по инициативе старца Макария начал издавать святоотеческие тексты, деятельность в Церкви, серьезно урезанную петровскими реформами. Монах-иеросхимик Макарий также начал редактировать рукописи переводов Паисия Величковского и его последователей греческих переводов святоотеческих сочинений. Так началась работа монахов Оптиной, в результате которой было выпущено около 125 книг с более чем 225 000 экземпляров произведений преподобных Исаака Сирина, преподобного Симеона Нового Богослова, преподобного Нила Сорского и других, которые были распространены по всему миру. России и противостоял светской прессе, публиковавшей переводы мистико-философских произведений с Запада.
Большинство зданий монастыря были построены в девятнадцатом веке. В 1821 году рядом с монастырем был построен памятник для старцев. В Оптину пустынь стекались большие толпы набожных христиан, в том числе многие известные люди, такие как Николай Гогаль, Иван Тургенев, Федор Достоевский, Василий Жуковский и Василий Розанов.
В связи с перестройкой и потеплением атеистической политики советского правительства в отношении Русской Церкви в 1987 г. был восстановлен Оптинский монастырь. Это был один из первых монастырей, возвращенных Церкви. За этим событием последовало прославление Оптинских старцев в 1990 году Синодом Русской Зарубежной Церкви и в 1996 году Московской Патриархией.
Старцы
- Моисей: Старец Моисей преставился в 1862 году.
- Антоний: Преставился старец Антоний в 1865 году.
- Леонид (Лев или Лев): Старец Лев преставился в 1841 году.
- Макарий: Преставился старец Макарий в 1860 году.
- Иларион: Старец Иларион преставился в 1873 году.
- Амвросий : персонаж Достоевского отец Зосима в романе Братья Карамазовы в основном является изобретением Достоевского, но черпает вдохновение у старца Амвросия. Преставился в 1891 году.
- Анатолий: Старец Анатолий преставился в 1894 году.
- Исаак: Старец Исаак скончался в 1894 году.
- Иосиф: Старец Иосиф скончался в 1911 году.
- Варсонофий: Старец Варсонофий преставился в 1913 году.
- Анатолий Младший: Старец Анатолий Младший скончался в 1922 году.
- Нектарий: Старец Нектарий скончался в 1928 году.
- Никон Исповедник: Старец Никон Исповедник скончался в 1931 году.
- Иеромонах Исаак Младший: Священномученик Исаак был расстрелян большевиками 26 декабря 1937 года в Туле.
Память Собора сих Оптинских святых отмечается 10 октября.
Новоисповедник
- Рафаил: Старец Рафаил преставился в 1957 году.
Ссылки
- Русская жизнь , Том. 51, № 2, ISSN 1066-999X № 523
Внешние ссылки
- Оптинские отцы
- Оптина Отцы
- Святые Оптинские
- Монастырь Википедия: Оптина Лавра
О Спасении — От Старцев Оптиной Лавры — Другой Город
Оптина Пустынь Монастырь близ Козельска, РоссияНачиная с девятнадцатого века, замечательная череда просветленных старцев, проживающих в Оптиной Пустыни монастыре, способствовала духовному возрождению России. К ним обращались за советом деятели от Достоевского и Соловьева до Хомякова и Киреевского до Гоголя, Чайковского, Тургенева и даже Толстого.
Сборник изречений Оптинских старцев посвящен пути спасения, дает вкусить их мудрость и глубокое понимание человеческой души. Неудивительно, что тема смирения часто занимает центральное место. Например: «если, делая добрые дела, мы начинаем высоко мыслить о себе, то отнимается у нас сила делать добро и мы даем одолеть себя страстям, чтобы мысль наша смирилась».
Источник: Православие
Из Оптинского Патерика
Начало нашего спасения лежит в искреннем осознании своей греховности и вытекающих из этого самоупреках и смирении перед Богом и людьми. Сердце сокрушенное и смиренное Бог не презрит (Пс. 50:19). Кроме того, необходимо отречься от себя (Мк. 8:34), то есть отвергнуть свою волю и разумение и повиноваться начальству и наставникам, как учат святые отцы.— Преподобный Макарий Оптинский
Господь указал путь каждому ищущему спасения: исполнение Его заповедей, переданных нам через Святое Евангелие и состоящих в любви к Богу и ближнему. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин. 14:21), сказал Господь. Святые отцы, действительно совершившие свой путь по этому пути, оставили нам наставление, как и нам идти по этому пути, и указали нам различные пути, сообразно каждому нашему внутреннему расположению, которые могут помочь нам достичь спасения. И как гордыня есть причина всякого падения, зла и беспокойства, так, напротив, смирение побеждает все страсти и грехи и приносит успокоение, по слову Господню:
Как нам продвигаться на пути спасения? Что вы думаете? Преодолевая великие подвиги и думая, что мы уже сделали успехи и находимся на пути к спасению, утешая себя этим? Нет, а скорее наш прогресс заключается в смирении, когда мы, делая добро, не основываем надежды нашего спасения на наших добрых делах, но считаем себя простой землей и пеплом. Делая добрые дела, если мы начинаем думать о себе высоко, то отнимается у нас сила делать добро и мы даем одолеть себя страстям, чтобы мысль наша смирилась, и мы начинаем думать о себе. как худшее, чем всякое другое сотворенное существо. Или не знаете, что Господь Бог более благоволит к кающемуся грешнику, чем к гордому праведнику? Понимаешь ли теперь, что монашеские обеты и сама наша одежда служат средством, помогающим нам стяжать смирение? ~ Преподобный Макарий Оптинский
Путь, ведущий ко спасению, нужно пройти, не сворачивая ни влево, ни вправо, не стремясь достичь какого-то высокого духовного состояния и не колеблясь в состояние праздности. Желая делать добро и имея в основе веру, мы должны отвергнуть собственную волю и разумение и предаться в послушании своему духовному отцу и учителю; ибо этим начинаешь приобретать смирение, которое спасает монаха от всех ловушек и козней вражьих.— Святитель Макарий Оптинский
Спасение наше состоит в вере и надежде на милость Божию, в том, чтобы предать себя и друг друга Его святой воле…— Святитель Макарий Оптинский
Покаяться в содеянных грехах исповедуйтесь, а затем начните закладывать фундамент своего улучшения. Начало всякого добра есть смирение и самоукорение, которым нельзя научиться одними словами; но прежде всего надо читать писания святых отцов, которые учат нас о монашеской жизни и о том, как бороться со своими страстями и помыслами, которыми на нас нападает враг, и, продолжая читать, стремиться делать изо всех сил исполнять заповеди Божии, самоукоряя и прося помощи Божией.— Преподобный Макарий Оптинский
Бог желает, чтобы «все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4), но, видя из Священного Писания, что есть некоторые, достигающие спасения, а другие погибают, неужели мы виноваты в том, что Бог не подал последним доброй мысли, способной привести их к Нему? Это было бы богохульством против Бога. Он создал человека со свободной волей и желанием, чтобы он выбрал правильный путь и искал Его. С другой стороны, Он готов помочь человеку и укрепить его в этом деле. Но Он не принуждает того, кто не желает избрать правильный путь, а попускает событиям по злой воле своей, оттого и сам виноват тот, кто не избирает правильный путь, как сказано в Псалмах: И он не радовался благословению, и оно будет далеко от него (Пс. 108:17). По этой причине, пользуясь нашим разумом и свободной волей, данной нам Богом, необходимо, чтобы мы сами избирали добро и просили Его по Его благоволению утвердить в нас то, что мы избрали, и помочь нам исполнить его, ибо Без Него мы ничего не можем делать (Ин. 15:5).
Без самоупрека, смирения, терпения и любви не спастись; тогда как благодаря этим добродетелям наша борьба облегчается, и коварство врага ниспровергается.
Я им как мог говорил о согласии и снисхождении друг к другу, но они это плохо выполняют на практике и говорят, что не могут жить друг с другом в мире — ну и что? тогда смысл? И как они могут надеяться на спасение? Без плодов мира, любви и смирения, даже если и предпримут великие подвиги, пользы не принесет… Без мира, любви и смирения спасение сомнительно. — Святитель Макарий Оптинский
Спасение наше у ближнего, и заповедано, Никто не ищи своего, но друг друга блага (1 Кор. 10:24).— Святитель Макарий Оптинский
Судя по твоему пониманию и рассуждениям, видно, что ты хочешь иметь возможность видеть свое спасение как бы на ладони. Но такое верное восприятие может привести либо к гордыне, либо к лени. Таким образом, не дается людям то, что не полезно, как и то, что несвоевременно, т. е. преждевременное знание собственной смерти.— Св. Амвросий Оптинский
У вас есть желание приблизиться к Богу и спастись. В этом весь долг каждого христианина. Однако это совершается через исполнение заповедей Божиих, которые все состоят из любви к Богу и ближнему и простираются даже на любовь к врагам нашим. Евангелие читай, ибо там найдешь и путь, и истину, и жизнь… (Ин. 14:6).— Св. Макарий Оптинский
Пишешь, что желаешь спастись, но гордая твоя внутреннее состояние сильно мешает, и что святые отцы пишут, что гордыня совсем лишает спасения. Именно для этого и были написаны эти книги — для того, чтобы мы отвергли гордыню и стремились к смирению; и они учат нас и дают нам понимание того, как это осуществить. Читая, обращайте больше всего внимания на это: Как прогнать гордыню и стяжать смирение. И Бог даст вам определенные ситуации, чтобы помочь вам достичь этого. Например, вас кто-то оскорбляет, упрекает или обижает. Как они могут сделать это сами, если Бог им не позволяет? По этой причине они действуют как инструменты, которые Бог использует для вашего спасения. ~ Преподобный Макарий Оптинский
Сколько пота надо пролить, сколько болезней, скорбей, вздохов, труда и невзгод перетерпеть, чтобы обрести вечный покой на Небесах! Но мы желаем, как и я, что лёжа на боку — на мягкой постели, то есть после роскошной жизни, мы просто окажемся прямо в Царствии Небесном! — Святитель Анатолий Оптинский
Нужно стараться быть кротким и смиренным, и тогда иго Христово, которое ты принял, будет легким и легким. Позаботьтесь о больных, как это делал Христос, и за это получите спасение и избавитесь от беспощадных страстей, находясь на земле. Не оставляй этого больного, а то Господь пошлет другого, более доброго, и лишишься уготованной тебе награды. Враг тем более нападает на вас, что ваше послушание ему не по душе; а может быть, он по лукавству своему заметил, что дело скоро кончится, и желает лишить вас награды. Если кто-то стремится получить прибыль за то, что он делает, за что такой может быть вознагражден? А тот, кто с готовностью трудится для Христа даром, получит от Него во сто крат больше и наследует жизнь вечную.— Преподобный Иосиф Оптинский
Будь внимателен ко спасению твоему, пока день; то есть вы должны всячески принуждать себя делать всякое доброе дело. Повторяю: надо заставлять себя, потому что Царство Небесное дается тем, кто «силою берет» (Мф. 11:12) .—Св. Иосиф Оптинский
Перевод Федора Немца
Первоисточник: Шамордино.ру
Перевод Федора Немца
Первоисточник: Шамордино.