Ораниенбауме: Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» / Государственный музей-заповедник «Петергоф»

Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» / Государственный музей-заповедник «Петергоф»

История Ораниенбаума восходит к началу XVIII века, когда ближайший сподвижник Петра Великого Александр Данилович Меншиков возводит напротив Кронштадта усадьбу с дворцом и регулярным парком. Ораниенбаум задумывается как часть величественной панорамы, встречающей всех прибывающих в новую российскую столицу по морю. Парадная резиденция «первого» вельможи государства должна восприниматься, в том числе, и как символ торжества России, одержавшей победу в Северной войне.

В переводе с немецкого языка «ораниенбаум» означает «померанцевое (апельсиновое) дерево». Предание связывает происхождение этого названия с эпизодом Северной войны, когда на территории будущей мызы Меншикова была найдена маленькая оранжерея померанцевых деревьев, над каждым из которых огромными буквами была выведена надпись «Oranienbaum». Находка так понравилась Петру, что он пожелал дать такое название усадьбе. Известно также, что еще в 1703 году он назвал одну из вотчин Меншикова под Воронежем Ораниенбургом. Изображение померанцевого дерева с его ярко-оранжевыми плодами становится главным элементом герба Ораниенбаума.

После опалы Меншикова усадьба переходит во владение Адмиралтейской коллегии, но уже в 1743 году императрица Елизавета Петровна жалует ее наследнику престола, великому князю Петру Федоровичу, и его супруге, великой княгине Екатерине Алексеевне, — и Ораниенбаум становится резиденцией малого двора. Для забав будущего императора на территории Верхнего парка по всем правилам фортификационного искусства возводится «потешная» крепость «Петерштадт». В наши дни о недолгом царствовании Петра III напоминают сохранившиеся крепостные ворота и дворец свергнутого императора.

Особое место в истории русской культуры занимает ансамбль Собственной дачи, задуманный императрицей Екатериной II, еще в бытность ее великой княгиней, как загородная резиденция, с Китайским дворцом для приемов и Катальной горкой для летнего развлечения.

В конце XVIII века Ораниенбаум становится собственностью великого князя Александра Павловича (Александра I). Затем – летней резиденцией его младшего брата Михаила Павловича. Его дочь Екатерина Михайловна, в замужестве герцогиня Мекленбург-Стрелицкая, и внуки – Елена, Георгий и Михаил, проживающие в Ораниенбауме вплоть до своего отъезда в эмиграцию, — бережно хранят наследие своих предков.

После революции 1917 г. ораниенбаумские дворцы национализируются. В дворцовых постройках располагаются новые службы: учебные и военные учреждения, госпитали. Тяжелым испытанием для бывшей великокняжеской резиденции становится Великая Отечественная война, когда Ораниенбаум оказывается в фашистском окружении. Защитники легендарного Ораниенбаумского «пятачка», выдержав натиск врага, отстаивают этот небольшой участок земли, ставший опорным пунктом обороны. Благодаря мужеству наших солдат, в резиденции сохраняются подлинные дворцы и павильоны, спасаются музейные коллекции.

В 1948 году городу присваивают имя Ломоносов – в честь великого русского ученого, основавшего в 1754 году недалеко от Ораниенбаума, в деревне Усть-Рудица, фабрику цветного стекла.

В наши дни, долгое время пребывавший в забвении, Ораниенбаум начинает возрождаться.

Распахнул свои двери для посетителей Большой (Меншиковский) дворец, приводится в порядок парк, после долгой и трудной реставрации открыта часть интерьеров Китайского дворца.


Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум», дошедший до наших дней в своем первозданном виде, – это блестящая страница в истории отечественной художественной культуры.

Узнать больше

Большой Меншиковский дворец / Государственный музей-заповедник «Петергоф»

Дата постройки: 1711-1727 гг.

Архитекторы: Д.М. Фонтана (1670-1712?) И.Ф. Браунштейн (даты жизни неизвестны), И.Г. Шедель (1680-1752).

Большой Меншиковский дворец – старейшее сооружение Ораниенбаума. Во дворце и его окружении отчетливо ощущается дух времени – эпохи преобразований и борьбы за выход к Балтийскому морю. Расположен он почти у самых вод залива, связан с морем, устремлен к нему, словно олицетворение главной цели всех деяний петровского времени – утверждения России на берегах освобожденного моря.

А. Д. Меншиков деятельно принимал участие в создании дворца, в 1711 году заложенного по его указанию на границе возвышенности, образованной естественным путем. Для строительства своей резиденции Светлейший князь пригласил иностранных архитекторов: Ф. Фонтана, И. Ф. Браунштейна, И. Г. Шеделя.

Композиционным центром дворца является двухэтажный корпус, увенчанный княжеской короной, к которому примыкают одноэтажные скругленные галереи с двумя павильонами. У его подножия мастерами Вицлавом и Грацом был разбит регулярный сад, декорированный скульптурами и фонтанами. Гости прибывали во дворец на кораблях по морскому каналу, прорытому в 1719 году.

Величественный облик дворца, его грандиозный размах и богатые интерьеры вызывали восхищение и удивление. В усадьбе гостей ожидало множество «диковинок». Например, в центре восточной галереи когда-то располагалась «турецкая баня» со стеклянной крышей, которую посещал и сам император Петр I. Залы и жилые комнаты были декорированы росписью по штукатурке и на холсте, шпалерами, мрамором, даже свинцовые переплеты окон были позолочены, а стены многих комнат были облицованы голландскими и немецкими кафлями. Во дворце имелось два особых покоя, предназначенных для императора: спальня и передняя. Их декор был сравнительно прост, лишь камин и стены были облицованы голландскими плитками.

Небывалая роскошь загородной резиденции Светлейшего князя по своему размаху в то время превосходила даже Петергоф. Но после опалы Меншикова все его имения были конфискованы в казну. В 1743 году императрица Елизавета Петровна пожаловала Ораниенбаум наследнику российского престола великому князю Петру Федоровичу, впоследствии императору Петру III.

Именно при Петре Федоровиче восточный павильон Большого Меншиковского дворца получил свое нынешнее имя – «Японский». По указанию Великого князя внутри поместили коллекцию дорогостоящего фарфора. По преданию, именно в Японском павильоне 29 июня 1762 года царствовавший всего 186 дней император подписал отречение от престола в пользу жены, ставшей императрицей Екатериной II и новой владелицей Ораниенбаума.

На ранних этапах своего существования Ораниенбауму суждено было стать свидетелем главных трагедий эпохи дворцовых переворотов. Но XIX столетие было временем относительного покоя, когда настоящим ангелом-хранителем резиденции стала великая княгиня Елена Павловна. Новая хозяйка искала и находила иные формы самовыражения, сделав Ораниенбаум совершенно другим, оригинальным, не потеряв при этом его былую прелесть. В середине XIХ века дворцовые интерьеры были изменены по проектам известных архитекторов А. И. Штакеншнейдера, Г. Боссе, Л. Бонштедта, Г. Прейса в модном тогда стиле эклектики, при котором допускалось смешение разнородных стилевых элементов. От Елены Павловны Ораниенбаум перешел во владение её дочери, Екатерины Михайловны, а затем и внукам – немецким герцогам Мекленбург-Стрелицким.

В 1918 году дворец передали в ведение Местного совета, и он поступил под охрану Комиссариата имущества Республики. В Большом дворце в разное время размещались госпиталь, Сельскохозяйственное училище, Лесной техникум с общежитием. В 1934 году здание дворца было отдано ВМФ – пространство Церковного павильона разделили межэтажными перекрытиями, а уникальный иконостас начала XVIII века демонтировали. Только в 1995 году началась передача Большого дворца музею-заповеднику. Его двери как музея открылись для посетителей в сентябре 2011 года.

В трехвековой истории Большого Меншиковского дворца времена расцвета неоднократно сменялись периодами забвения и упадка. Тем не менее, дворец избежал катастрофических разрушений, кардинальных перестроек и сохранился до наших дней, как один из немногих подлинных памятников русской архитектуры первой половины XVIII века.

В экскурсионный маршрут входит посещение Церковного павильона и историко-музейного проекта «Ораниенбаум сквозь века».

Ораниенбаумская придворная церковь, занимающая башенный павильон Большого Меншиковского дворца, построена по приказу первого владельца Ораниенбаума князя А.Д. Меншикова и освящена во имя Святого великомученика и целителя Пантелеймона 3 сентября 1727 года. Храм, задуманный как триумфальный памятник морским «викториям» петровской России, на протяжении двух столетий совмещал функции придворной и приходской церкви, став средоточием религиозной жизни Ораниенбаума.

За долгую историю ораниенбаумской резиденции внутреннее убранство Церковного павильона менялось несколько раз. Первоначальная отделка интерьера включала хоры с резными балюстрадами в ризалитах, богатую утварь и роскошное хрустальное паникадило. Стены и купол были расчленены угловыми пилястрами и карнизами. Отделка нижних частей стен имитировала мрамор, в верхнем ярусе и куполе помещались росписи с изображениями ангелов и апостолов. Главным украшением интерьера стал великолепный золочёный и серебрёный иконостас, созданный в московской мастерской Ивана Зарудного по образцу западноевропейских барочных алтарей. Образы иконостаса были выполнены в неизвестной русским иконописцам того времени технике масляной живописи на холсте.

Реставрация Церковного павильона Большого Меншиковского дворца состоялась при поддержке Банк «ВТБ» (ПАО).

На экспозиции историко-музейного проекта «Ораниенбаум сквозь века», расположенной в Большом Меншиковском дворце, впервые представлена история Светлейшего князя А. Д. Меншикова, первого владельца и строителя парадной резиденции в Ораниенбауме. В нескольких залах объединены традиционные музейные экспозиционные приемы и новейшие мультимедийные технологии. Сопровождает зрителей, готовых совершить путешествие сквозь пространство и время, голос известного журналиста Владимира Владимировича Познера.

ГМЗ «Петергоф» создал мультимедийный проект «Ораниенбаум сквозь века» совместно со Студией сценографии и технологии «Шоу Консалтинг».

Путешествия по России: Ораниенбаум

Изысканный Китайский дворец в Ораниенбауме, Россия, является одним из немногих имперских памятников в пригороде Санкт-Петербурга, который пережил 872-дневную блокаду Ленинграда (с сентября 1941 года по январь 1944 года) с относительно небольшими повреждениями.

Ораниенбаум был основан в начале 18 века сподвижником Петра Великого Александром Меншиковым и достиг своего апогея при Екатерине Великой, которая в 1762 году поручила Антонио Ринальди спроектировать свою личную дачу в Ораниенбаумском парке. Искусно продуманная натуралистическая обстановка дворца включает в себя пруд и беседку в дубовой роще. Одноэтажная резиденция, хотя и небольшая по имперским меркам России, является шедевром, относящимся как к стилю рококо, так и к неоклассике. Впоследствии он был назван Китайским дворцом за богатое внутреннее убранство в китайском стиле.

Художники и декораторы, в основном итальянские и французские, а также русские, участвовавшие в оформлении интерьера, были мастерами декоративно-прикладного искусства середины XVIII века в Санкт-Петербурге. Декоративная программа включает потолочные росписи Джованни Баттисты Тьеполо и других венецианских художников, настенные и потолочные росписи темперой Стефано Торелли и изысканные паркетные рисунки самого Ринальди. Особого внимания заслуживают мраморные барельефы работы Марии-Анны Колло, которая была помощницей Этьена-Мориса Фальконе в скульптуре еще одного заказа Екатерины: 9-го0007 Медный всадник

конная статуя Петра Великого на Сенатской площади Санкт-Петербурга.

Этот замечательный дворец, ставший объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, уцелел вопреки всему и позволяет современным посетителям ощутить величие русской архитектуры 18 века. Следующие виды дворцового ансамбля Ораниенбаума взяты из коллекции почти 149 000 цифровых изображений, негативов и фотографий России, подаренных отделу коллекций изображений ученым и фотографом Уильямом Крафтом Брумфилдом.

Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, вид на пруд. Цветной слайд, 1998 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец. Мраморная копия Apollo Belvedere середины 18 века. Цветной слайд, 1998 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, главный (южный) фасад. Мраморная копия середины XVIII века Диана Версальская (Артемида с ланью) . Цветной слайд, 1997 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, главный (южный) фасад, центральный фронтон. Цветной слайд, 1997 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, парковый (северный) фасад. Цветной слайд, 1997 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Зал муз (Живописная галерея). Роспись потолка: Триумф Венеры Стефано Торелли. Цветной слайд, 1997 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Зал муз (Живописная галерея). Роспись потолка: Триумф Венеры Стефано Торелли. Цветной слайд, 1997 г., авторское право William Craft Brumfield

.
Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Парадный зал. Восточная стена: картина XIX века Пейзаж с руинами . Цветной слайд, 1997 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Парадный зал. Роспись потолка: Аполлон и искусство Стефано Торелли. Цветной слайд, 1998 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Парадный зал. Паркет 18 века (темный и светлый орех, береза, яблоня, груша, клен). Цветной слайд, 1998 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Розовая гостиная. Портреты Жана Армана де Л’Эстока (слева) и Фридриха Вильгельма фон Берггольца (справа) кисти Георга Кристофа Гроота.

Цветной слайд, 1998, авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Розовая гостиная. Роспись потолка: Диана и Аврора Гаспаре Дизиани. Цветной слайд, 1998 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Голубая гостиная. Картина: Отдых на пути в Египет (Мадонна с куропатками) , копия по мотивам Антониса ван Дейка и Поля де Воса Александра Беййдемана. Цветной слайд, 1997 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Голубая гостиная. Роспись потолка:

Время, похищающее истину Франческо Зуньо. Цветной слайд, 1998 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Комната стекляруса. Цветной слайд, 1997, авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Большой зал. Картины: Похищение Ганимеда (слева) и Юнона (справа) Стефано Торелли. Цветной слайд, 1997 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Большой зал. Картина: Юнона Стефано Торелли. Цветной слайд, 1997, авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Сиреневая гостиная. Картины: Селена и Эндимион (слева) и Венера (над дверью) Стефано Торелли. Цветной слайд, 1997 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Малый китайский кабинет. Цветной слайд, 1998, авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Малый китайский кабинет. Цветной слайд, 1997 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Малый китайский кабинет. Картина:

Укрепление Гаспаре Дизиани. Цветной слайд, 1998 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Большой китайский кабинет. Цветной слайд, 1997 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Большой китайский кабинет. Цветной слайд, 1997 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Большой китайский кабинет. Роспись потолка: Союз Европы и Азии Стефано Бароцци. Цветной слайд, 1997, авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Ораниенбаум

Верхний парк.

Пруд с видом на беседку. Цветной слайд, 1998 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Верхний парк. Мраморная копия середины XVIII века Диана Версальская (Артемида с ланью) . Цветной слайд, 1997 г., авторское право William Craft Brumfield 9.0003 Путешествия по России: Ораниенбаум

Верхний парк. Канал. Цветной слайд, 1997 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Верхний парк. Каменный мост через канал. Цветной слайд, 1997 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Верхний парк. Пруд с мраморной статуей Jonah (копия середины 18 века после Лоренцетто). Цветной слайд, 1997 г., авторское право William Craft Brumfield

Нажмите на слайд выше, чтобы просмотреть увеличенное изображение и подробное описание (всего 29 изображений)

Ораниенбаум / Государственный музей-заповедник «Петергоф»

История Ораниенбаума восходит к началу XVIII века, когда ближайший сподвижник Петра Великого Александр Данилович Меньшиков построил напротив Кронштадта усадьбу с дворцом и регулярным парком. Ораниенбаум должен был стать частью грандиозной панорамы, встречающей всех гостей новой российской столицы у моря. Большая резиденция «первый» дворянин страны, также следует воспринимать как символ Победы России, победившей в Северной войне.

В переводе с немецкого языка «Ораниенбаум» означает «апельсиновое дерево». Легенда связывает историю названия с эпизодом из Северной войны, когда на территории будущего меншиковского усадьбы была найдена небольшая теплица из апельсиновых деревьев с надписью: «ОРАНИЕНБАУМ», написанной большими буквами над каждым из их. Находка настолько понравилась Петру, что он захотел дать это имя усадьбе. Известно также, что еще в 1703 году он назвал одну из вотчин Меншикова в окрестностях Воронежа Ораниенбургом. Изображение апельсинового дерева с его ярко-оранжевыми плодами стало главной эмблемой герба Ораниенбаума.

После запрета Меншикова усадьба была передана в собственность Адмиралтейств-коллегии. Но уже в 1743 году императрица Елизавета Петровна пожаловала его цесаревичу, великому князю Петру Феодоровичу и его супруге, великой княгине Екатерине Алексеевне. Таким образом, Ораниенбаум стал резиденцией меньшего двора. На территории Верхнего парка для забавы будущего императора была построена «веселая» крепость. Он назывался «Петерштадт» г., и был построен по всем правилам фортификационного искусства. Ныне напоминающие крепостные ворота и дворец свергнутого императора напоминают о недолгом царствовании Петра III.

Ансамбль «Частная дача» занимает особое место в истории русской культуры. Он был задуман как загородная резиденция императрицы Екатерины II, когда она была великой княгиней. С Китайским дворцом для приемов и горкой для летних развлечений.

В конце XVIII века Ораниенбаум стал собственностью великого князя Александра Павловича (Александра I). Позже это была летняя резиденция младшего брата Михаила Павловича. Его дочь Екатерина Михайловна, в браке с герцогиней Мекленбург-Стрелицкой, и внуки — Елена, Георгий и Михаил, жившие в Ораниенбауме вплоть до эмиграции, дорожили наследием своих предков.

После революции 1917 года Ораниенбаумские дворцы были национализированы. В дворцовых постройках размещались новые службы: учебные и военные учреждения, а также госпитали. Самым тяжелым испытанием для бывшей великокняжеской резиденции стала Вторая мировая война, когда Ораниенбаум оказался в фашистской осаде. Защитники легендарного Ораниенбаума «карман» , выдержав натиск врага, сохранил тот небольшой клочок земли, который стал базой обороны. Благодаря мужеству русских воинов в резиденции сохранились подлинные дворцы и павильоны, а также музейные коллекции.

В 1948 году городу было присвоено имя Ломоносова, в честь великого русского ученого, который в 1754 году основал близ Ораниенбаума, в селе Усть-Рудица, завод цветного стекла.

В наши дни Ораниенбаум, долгое время пребывавший в забвении, начинает возрождаться. Двери Большого Меншиковского дворца открыты для посетителей, приводится в порядок парк и, после долгой и трудной реставрации, открыта часть интерьеров Китайского дворца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *