Китайский дворец / Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Дата постройки: конец 1750-х — 1768 гг.
Архитектор: Антонио Ринальди (1709-1794)
Китайский дворец, расположенный в глубине Верхнего парка и со всех сторон окруженный зеленью, является частью грандиозного дворцово-паркового комплекса «Собственной дачи» императрицы Екатерины II. Определение «собственный» в придворной терминологии означало, что то или иное здание, павильон или сад, предназначались для императорских особ, и сюда приглашались лишь избранные лица. Так обстояло дело и с Китайским дворцом и его окружением – личной резиденцией Екатерины II.
Возведенный в 1762–1768 годах по проекту итальянского архитектора А. Ринальди, дворец был одноэтажным и только в середине XIX века приобрел новые черты. По проекту архитекторов Л. Л. Бонштедта и А. И. Штакеншнейдера надстроили второй этаж, застеклили галерею, подведенную под появившийся тогда же балкон и соединившую с южной стороны два ризалита, с востока и запада пристроили небольшие помещения-антикамеры.
Длительное время дворец, подобно «Монплезиру», именовался «Голландским домиком». Лишь в 1774 году в камер-фурьерском журнале появилось название «Китайский дворец», возникшее потому, что ряд интерьеров дворца был декорирован в духе эстетики Китая или с использованием подлинных произведений китайского искусства.
Несмотря на внешнюю сдержанность и некоторую строгость, внутренняя отделка дворца оформлена изысканно и удивительно нарядно. В средней части находится анфилада парадных покоев: Стеклярусный кабинет, Штофная опочивальня, Зал муз, Голубая и Розовая Гостиные, Большой и Малый китайские кабинеты. Сами эти названия говорят об исключительности и неординарности дворцовых помещений. Большую анфиладу дополняют малые анфилады: в западной находятся жилые покои Екатерины II, в восточной – комнаты великого князя Павла. Во дворце нет повторяющихся обрамлений дверных проемов, панелей, створок, каждый интерьер совершенно самостоятелен.
Главной знаменитостью Китайского дворца является Стеклярусный кабинет, сохранивший подлинную отделку 1760-х годов. Стены комнаты декорированы двенадцатью стеклярусными панно. Это холсты, на основе которых сделана вышивка стеклярусом (трубочками молочного стекла) и разноцветным ворсистым шелком – синелью. На искрящемся фоне представлены сложные композиции с изображением фантастических птиц, растений, порхающих бабочек. Панно заключены в рамы с золоченой резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздьями винограда.
Для убранства интерьеров дворца приобретали первоклассные произведения изобразительного и прикладного искусства. Самую значимую часть живописной коллекции составляют плафоны, написанные специально для Китайского дворца. Подобным собранием плафонов не располагает ни один из сохранившихся русских дворцов. Большинство были исполнены по специальному заказу в Венеции ведущими мастерами Академии живописи и скульптуры. Два крупных итальянских живописца Стефано Торелли и Серафино Бароцци работали над росписью таких обширных интерьеров, как Зал муз, Большой китайский кабинет, кабинеты Екатерины II и Павла, Будуар и др.
Уникальны по своему художественному значению паркеты дворца общей площадью 722 кв. метра. Они набраны из отечественных и «заморских» древесных пород – красного и черного дерева, амаранта, самшита, персидского ореха, клена, березы, дуба. В отдельных наборах насчитывается до 15 различных пород дерева. По богатству и разнообразию древесных пород, по сложности рисунка набора и мастерству исполнения паркеты Китайского дворца не имеют себе равных в мире.
Китайский дворец воплотил в себе модные влияния и эстетические пристрастия XVIII века. Убранство дворца выполнено европейскими и русскими художниками-мастерами с исключительным мастерством и не имеет аналогий. «Подлинное чудо, полное чудес восемнадцатого века», – сказал искусствовед И. Э. Грабарь о Китайском дворце.
Дворец Петра III / Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Дата постройки: 1758-1762 гг.
Архитектор: Антонио Ринальди (1709-1794)
Непременной частью парадных загородных резиденций XVIII века являлись различного рода «увеселительные» постройки. Они предназначались для беззаботного времяпрепровождения царя и его окружения, «малых церемоний» и приемов. Существовала также традиция строительства в летних резиденциях «потешных» военных крепостей, которые использовались для забав императорских и великокняжеских детей. В Ораниенбауме подобная крепость «Петерштадт» была построена для великого князя Петра Федоровича, в будущем императора Петра III.
По очертаниям крепость напоминала двенадцатиконечную звезду, лучи которой окаймляли валы и широкий ров. Здесь находились постройки военного назначения, лютеранская кирха, а также императорский дворец, который, в отличие от других строений, был двухэтажным. Из всех построек «Петерштадта» сохранились только дворец и Почетные ворота. Миниатюрный дворец Петра III по утонченности пропорций и изысканности декора – одно из самых совершенных произведений архитектуры XVIII века. Это первая самостоятельная работа Антонио Ринальди в России, несущая в себе черты рококо – стиля, не получившего широкого распространения в нашей стране.
Размеры и сдержанная внешняя отделка дворца носят характер интимной загородной резиденции. Эта постройка не предназначалась для торжественных приемов и церемоний, а служила местом для отдыха после военных учений. В изысканных интерьерах царил собственный прекрасный и уютный мир хозяина – музыканта и страстного коллекционера. Первый этаж занимают служебные помещения, не имеющие художественной отделки. На втором этаже 6 комнат: Передняя, Буфетная, Картинный зал, Кабинет, Спальня и Будуар. Назначение и расположение комнат полностью отвечало дворцовому этикету и быту. Несмотря на малый размер помещений, в каждом из них подчеркнут их дворцовый характер – не роскошью, но утонченностью и изысканностью использованных материалов. Ринальди обращался к декоративным приемам, уже не раз использованным в русской архитектуре. Лаковые панно интерьеров Дворца Петра III напоминают о Лаковом кабинете «Монплезира», а шпалерная развеска живописных полотен Картинного зала – часто используемый декоративный прием оформления залов императорских дворцов первой половины XVIII века.
Дворец Петра III практически не пострадал во время Великой Отечественной войны и ныне предстает в своем первозданном виде. Посетители музея имеют уникальную возможность пройти по залам, которые хранят память о необычном русском императоре, а также спуститься из его покоев по тайной винтовой лестнице на территорию крепости «Петерштадт».
В музее представлены личные вещи Петра Федоровича: треуголка, шарф, мундир полковника голштинского пехотного полка. Будучи комендантом крепости, он не раз появлялся в этом наряде на балконе дворца, чтобы поприветствовать своих подчиненных.
Сегодня дворец Петра III не только редкий памятник зодчества XVIII века и первое из сохранившихся до наших дней произведений А. Ринальди. Во Дворце Петра III собрана уникальная коллекция живописи европейских художников XVII-XIX веков, предметы мебели и произведения декоративно-прикладного искусства.
Китайский дворец, Ораниенбаум, Санкт-Петербург
В этом очаровательном здании в южном углу парка Ораниенбаума нет ничего особенно китайского. Построенный Антонио Ринальди между 1762 и 1768 годами, это был первый крупный строительный проект, заказанный Екатериной Великой, которая планировала, что здание будет служить ее частной дачей. На самом деле императрица провела там всего 48 дней за 34 года своего царствования. Тем не менее, здание, в котором в настоящее время проводится полномасштабная реконструкция, считается одним из лучших образцов рококо в России, с великолепной роскошью интерьеров, выполненных в стиле конца 18 9Стили 0003-го -го века, в том числе шинуазри, тенденция, привезенная в Санкт-Петербург из Англии, а не с Востока.
Снаружи дворец представляет собой относительно простое здание, одноэтажное, за исключением небольшого центрального павильона, окрашенного в нежное сочетание охры и желтого цвета. Семнадцать комнат внутри, украшенные Ринальди и другими ведущими художниками и мастерами того времени, украшены розовой, синей и зеленой скальолой, расписными шелками и сложной лепниной. Паркетные полы Rinaldi удивительно богато украшены несколькими породами редкой российской и импортной древесины. Среди изюминок интерьеров Китайского дворца — Салон стеклянных бус, стены которого увешаны 12 панелями с яркими гобеленами, изображающими экзотических птиц и представителей фауны. Тонкие белые стеклянные бусины, образующие фон гобеленов, придают всей комнате прозрачный мерцающий вид, который был разработан, чтобы быть особенно эффектным в сияющих сумерках белых ночей. Полное влияние шинуазри проявляется в безвкусном Большом китайском салоне, стены которого покрыты маркетри панелями из дерева и моржовой кости с изображением восточных пейзажей, а по углам висят большие китайские фонари. В комнате также есть бильярдный стол английского производства с превосходной резьбой по дереву.
Интерьеры Китайского дворца особенно ценятся, потому что они сохранились практически в первозданном виде со времен правления Екатерины. В то время как большинство интерьеров петербургских императорских дворцов пришлось полностью реконструировать после бессмысленного уничтожения немецко-фашистскими захватчиками, убранство Китайского дворца было успешно эвакуировано и вновь установлено в начале пятидесятых годов. Однако они хронически нуждаются в реставрации, и этот процесс, наконец, идет полным ходом, в котором участвуют несколько крупных российских и международных природоохранных агентств. Пока дата завершения работ не определена.
Режим работы: | С 1 мая по 9 октября: ежедневно с 10:30 до 18:00. Последний вход в 17:00. |
---|---|
Закрыто: | С 1 мая по 9 октября: понедельник. С 10 октября по 30 апреля: ежедневно |
Вход: | Взрослый: 400 рублей Дети: 200 рублей |
Фото и видео: | Запрещено | 9 0016
Примечание о доступности: | К сожалению, этот музей не Доступно для инвалидов. |
Ораниенбаумский дворец (Schloss Oranienbaum) — описание, фото, на карте
Войти как ресторатор
Забыли пароль?
Нет учетной записи?
Добавить свой ресторанСбросить пароль
7 фото
Замки, крепости и дворцы • Музеи и выставки
Направления
Делиться
Ораниенбаумский дворец был построен для супруги князя Анхальт-Дессау, голландской принцессы Генриетты Екатерины Оранской-Нассауской, в родном для нее стиле голландского барокко в конце XVII века. Сегодня дворец находится на реставрации и станет музеем. Небольшая часть здания доступна для осмотра. Здесь выставлены керамика, мебель, картины, типичные для барокко кожаные обои и делфтская плитка.
В 1812 году в дворцовом парке была построена самая длинная в Европе оранжерея. В нем до сих пор растут цитрусы. Дворцовый парк изначально был в стиле барокко, но затем его превратили в английский ландшафтный парк в китайском стиле, с пагодой, чайханой и мостами.
Делиться Направления
Ты был здесь?
Оценить Ораниенбаумский дворец:
Рядом
Посмотреть все 210 мGoldener Fasan
Ресторан • Гостиница • Банкетный зал • Кейтеринг
4,8 кмMonis
Кондитерская • Пекарня
4,9 кмЦум Хауенден Швайн
Ресторан • Пансионат
5 кмГрюнер Баум
Таверна • Джелатерия
Адрес
Schloßstraße 9A6785, 7, Ораниенбаум-Вёрлиц
Координаты GPS
51.