Османский гарем история: Структура гарема в Османской империи

Содержание

Структура гарема в Османской империи

Автор: Ткачёва Александра Васильевна

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №12 (302) март 2020 г.

Дата публикации: 24.03.2020 2020-03-24

Статья просмотрена: 813 раз

Скачать электронную версию

Скачать Часть 3 (pdf)

Библиографическое описание:

Ткачёва, А. В. Структура гарема в Османской империи / А. В. Ткачёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 220-224. — URL: https://moluch.ru/archive/302/68322/ (дата обращения: 24.11.2022).



В данной статье рассматривается иерархия гарема Османской империи. Статус матери султана, его жен и фавориток. Занятие и воспитание девушек в гареме, повседневный образ жизни, внешний вид и питание.

Ключевые слова: Османская империя, гарем, девушки, рабыни, султан.

Изначально слово «гарем» имело значение чего-то отделенного и запретного, чаще всего данное слово употреблялось как запрет для щепетильных тем, со временем слово «гарем» приобретает новое значение, особенно в Османской империи. Гарем у османов представлял из себя женскую половину дома, которая по оценкам многих историков являлась намного роскошнее и больше в отличие от мужской части. Ошибочным будет сравнивать Османский гарем с публичными домами в Европе.

Гарем в Османской империи являлся основным залогом и стабильностью государственной власти, благодаря ему продолжался род династии. [1]. Переходя к структуре гарема стоить отметить, что это целое отдельное государство с четкой иерархической структурой, рядом обязанностей и требований к девушкам.

Главой женской половины Османского дома являлась валиде султан — мать правящего султана. Этой женщине не только подчинялся весь гарем, но и зачастую с ней был вынужден считаться сам Повелитель. Валиде султан, могла стать, как законная жена султана, так и его фаворитка. Все зависело от очередности престолонаследников, а так как у султана их было много, не редко между ними были распри, вражда и интриги, ведь каждая из женщин султана мечтала посадить на трон именно своего сына и стать в гареме в будущем валиде султан. Каковы же были основные функции данной должности?

  1. Являлась высшим гаремным авторитетом, разбирала споры и конфликты, возникающие между жёнами и наложницами султана (своего сына), за ней всегда оставалась последнее слово.
  2. Занималась вместе со своим помощником материальным обеспечением гарема.
  3. Организовывала развлечения в гареме, являлась законодательницей в области моды, искусства и музыки в гареме.

Следующей в иерархии гарема и опорой власти валиде султан являлась ее главная хазнедар — казначей гарема. В ее главные обязанности входило докладывать своей госпоже про всех и вся, а также вести расходы. Еще одной из главных функций, которую вела хазнедар, — это отбор наложниц для султана, нетрудно догадаться, что такого рода обязанность давала ей немалую власть над другими. Многие стремились завоевать доверие главного казначея гарема нередко девушки подкупали ее, чтобы та помогла им попасть в покои к султану.

Следующими после хазнедар в гареме стояли кадины-эфенди «хасеки» — официальные жены султана. По сравнению с простыми наложницами жены были на более выгодном счету, они обладали отдельными покоями, служанками и евнухами. Чаще всего наследниками султаната являлись их дети. Если с одной из жен султана, что-то случалось, за освободившееся место сразу же начиналась борьба. Ведь являясь женой султана в будущем было бы гораздо проще приблизиться к власти по сравнению с простой наложницей. После кадин-эфенди шли просто

кадины именно из них в будущем появлялись женами султана, эти девушки были либо беременны, либо уже родили наследника. Обладали фактически теми же правами в гареме, что и кадины-эфенди. За кадинами в гареме следовали имбали — фаворитки султана, девушки которым удалось привлечь внимание. Верхушку рабынь в гареме составляли калфы — опытные женщины, прожившие всю жизнь в гареме. К сожалению, продвинуться по карьерной лестнице султанского гарема у них не было уже не малейшего шанса, но и покинуть его они не могли. Калфы активно вели хозяйство в гареме отвечали за закупку продуктов, руководили рабынями, обучали вновь прибывших девушек в гарем, так как сами все знали и прошли не легкую гаремную школу жизни. Забавно, но имущество умерших жен или фавориток отходило именно калфам, ведь те в свою очередь когда то воспитали послушных и хороших жен султану, но если умирала калфа, то ее имущество переходило в казну султана. Самой низшей ступенью в гареме являлись обычные рабыни у которых каждый день было много дел: готовка, уборка и прислуживание [2].

Рис. 1. Антуан — Игнас Меллинг, «В гареме султана» 1810 г.

Каким же образом девушки попадали в гарем? На этот вопрос очень легко ответить — рынок рабов. На Востоке было огромное количество подобных рынков, где продавали девушек захваченных, например во время военных компаний (Греции, Австрии, Италии, Венгрии и т. д.). Еще один способ пополнения живым товаром рынка рабов являлись пиратские судна, которые грабили корабли на море и обращали девушек в рабынь. Не стоит забывать и про османских «агентов», которые выискивали по Османской империи красивых девушек обманом они заманивали их, а затем похищали в гарем. Было и такое, что семья из-за трудного финансового положения сама передавала своих дочерей рабовладельцам, продавая, например одну из своих дочерей [3]. Оказавшуюся в гареме девушку немедля обращали в мусульманство, так как в гареме должны были находится только мусульманки. У невольницы развивали таланты к пению и танцам. Рабыня обязательно должна была владеть знаниями Корана и прочими науками, хорошо владеть турецким языком, но главное, уметь доставить радость Повелителю.

Рис. 2. Фредрик Лейтон, «Звезда гарема» 1880 г.

Девушки в гареме, без исключения, всегда должны были следить за собой. Надевать самые роскошные наряды из индийского шелка, покрывать себя золотом, драгоценными камнями и жемчугами, было в порядке вещей.

Питались рабыни султана в основном рыбой, мясом, рисом и фруктами, пили сладкие щербеты и соки, разрешалось курить кальян.

Рис. 3. Жан Леон Жером, «Бассейн в гареме» 1875 г.

Дни рабынь в гареме проходили около бассейна или на софах, где они вели томные беседы друг с другом о нарядах или косметике, наложницы могли прихорашиваться днями напролет, надеясь на то, что в скором времени Повелитель позовет именно ее к себе. Не стоит оставлять без внимания и гаремные интриги, ведь такое количество жаждущих женщин султана, и власти, которую он мог дать, не могли не породить их.

Многие мужчины в Османской империи были бы не против связать свою жизнь с девушкой из османского гарема, ведь те, были не плохо обучены и очень красивы. По достижению тридцатилетнего возраста в гареме девушкам предоставлялась такая возможность выйти замуж за обеспеченного пашу, даруя рабыне свободу, султан мог благодаря ее союзу обрести благополучные и выгодные связи для себя.

Как ни странно, но положение рабыни для многих девушек было более предпочтительнее, чем свобода, надеясь на то, что когда-нибудь она сможет стать госпожой, многие из них были даже рады своей доле в гареме. Во время своего путешествия Жерар де Нерваль решил сделать благое дело и даровать купившей у рабовладельца девушке свободу, и вот что он услышал в ответ на свои слова:

«— Свободна! — сказала она. — И чем прикажете мне заниматься? Свободна! Куда мне идти? Лучше продайте меня обратно Абд-аль-Кериму.

— Но, дорогая моя, не в правилах европейца продавать женщин, получать деньги таким образом бесчестно.

— Как же быть? — сказала она, плача. — Разве я смогу заработать себе на жизнь? Ведь я ничего не умею!

— Может быть, ты пойдешь в услужение к какой-нибудь даме, исповедующей ту же религию?

— Я? В услужение? Ни за что. Продайте меня. Меня купит мусульманин — шейх или паша. Я смогу стать госпожой! Вы хотите со мной расстаться… Отвезите меня на рынок.

Что за необычная страна, где рабы не желают быть свободными! Однако я знал, что рабыня права»… [1].

Жизнь в гареме, безусловно, нельзя назвать безоблачной, интриги, конфликты, борьба за власть и внимание султана, но все же по сравнению с бедностью и бесперспективной жизнью, второй вариант казался намного страшнее, чем первый.

Литература:

  1. Жерар де Нерваль, «Путешествие на Восток», сокр. пер. с фр. Москва, «Наука», 1986
  2. Робер Мартран, «Повседневная жизнь Стамбула в эпоху Сулеймана Великолепного», пер. с фр., Москва, «Молодая гвардия», 2006
  3. Шапи Казиев, «Повседневная жизнь восточного гарема», Москва, «Молодая гвардия», 2006

Основные термины (генерируются автоматически): гарем, Османская империя, девушка, жена султана, султан, быль, жизнь, иерархия гарема, османский гарем, рабыня.

Ключевые слова

девушки, Османская империя, гарем, рабыни, султан

Османская империя, гарем, девушки, рабыни, султан

Похожие статьи

Ирано-турецкие конфликты в XVI–XVIII веках | Статья в журнале.

..

История Закавказья очень своеобразна и трагична. Закавказье всегда интересовало многие страны, особенно Великую Османскую Империю и Иран. Политика этих стран в районе Каспийского моря и Закавказья диктовалась серьезными экономическими и политическими…

Противостояние Персии и

Османской Империи за контроль над…

Борьбу Персии и Османской Империи за территории Закавказья в XVI-XVIII вв

Султан Селим I нанёс ответный удар, он истребил в 1513 году в Малой Азии 40 тысяч

Не удовлетворившись захватом огромной территории, Османская Империя отправила свои армии в Восточный Иран.

Знаменитые женщины Казахского ханства | Статья в журнале…

В статье авторами рассматривается положение женщин в казахском обществе, а также роль женщин-героев Казахского ханства во время национально-освободительной борьбы. Авторы попытались восполнить недостающий материал о героях-девушках казахского народа для…

Научный журнал «Молодой ученый» №12 (302) март 2020 г.

Название: Структура гарема в Османской империи. Рубрика: История.

Через несколько лет Авиценна и Масиха, отказавшись ехать по требованию султана Махмуда Газневи в столицу, где их могла ждать расправа, решили бежать.

Аналогии между средневековыми Сарайской епархией…

Отныне все христиане Османской империи должны были платить налоги джизью и харадж.

Джизья (араб.) — подушный налог, взимавшийся с немосульманского населения стран мосульманского Востока; в Османской империи в конце XVIII века слился с хараджем [1].

Династии кыпчакских ханов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Также известно, что династия Османских султанов происходит из рода Кайы, а дед Османа утонул, переходя Евфрат. Мы можем предположить, что предки Османа были в составе войск Джалал ад-Дина (Хорезмийцы) и были представителями боковой ветви Кыпчакских ханов…

Завоевание Крыма: главная цель

Османской и Российской…

Ключевые слова: Крым, Османская империя, Российская империя, Турция, Екатерина II

На следующий день Османская империя объявляет войну России. Однако были и иные

После значительного поражения своей армии султан Османской империи запрашивает Россию о…

«Долгие ночи» как историко-документальный роман

Россия, Северный Кавказ, Крым, Османская империя, Крымское ханство, русское правительство, Турция, русско-турецкая война, Российская империя

Когда Шамиль умер, его вдова перебралась в Турцию, где доживала свой век, получая пенсию от турецкого султана.

Роль партии Арменакан в освободительной борьбе армянского…

В мае 1895 султану направили меморандум и проект реформ, предусматривающий объединение армянских областей империи, участие европейских держав в назначении губернаторов.

Однако армяне не всегда были безмолвной жертвой в этой ситуации — следует отметить, что…

Изучение личности Амира Тимура в Европе (XVI–XVIII века)

После поражения турецкого султана Баязида Йилдырыма (1389–1403) в битве при Анкаре историки Европы стали глубже изучать жизнь и деятельность Амира Тимура. При этом Баязида характеризовали как врага, а образ эмира трактовали в положительном свете.

Похожие статьи

Ирано-турецкие конфликты в XVI–XVIII веках | Статья в журнале…

История Закавказья очень своеобразна и трагична. Закавказье всегда интересовало многие страны, особенно Великую Османскую Империю и Иран. Политика этих стран в районе Каспийского моря и Закавказья диктовалась серьезными экономическими и политическими…

Противостояние Персии и

Османской Империи за контроль над…

Борьбу Персии и Османской Империи за территории Закавказья в XVI-XVIII вв

Султан Селим I нанёс ответный удар, он истребил в 1513 году в Малой Азии 40 тысяч

Не удовлетворившись захватом огромной территории, Османская Империя отправила свои армии в Восточный Иран.

Знаменитые женщины Казахского ханства | Статья в журнале…

В статье авторами рассматривается положение женщин в казахском обществе, а также роль женщин-героев Казахского ханства во время национально-освободительной борьбы. Авторы попытались восполнить недостающий материал о героях-девушках казахского народа для…

Научный журнал «Молодой ученый» №12 (302) март 2020 г.

Название: Структура гарема в Османской империи. Рубрика: История.

Через несколько лет Авиценна и Масиха, отказавшись ехать по требованию султана Махмуда Газневи в столицу, где их могла ждать расправа, решили бежать.

Аналогии между средневековыми Сарайской епархией…

Отныне все христиане Османской империи должны были платить налоги джизью и харадж.

Джизья (араб.) — подушный налог, взимавшийся с немосульманского населения стран мосульманского Востока; в Османской империи в конце XVIII века слился с хараджем [1].

Династии кыпчакских ханов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Также известно, что династия Османских султанов происходит из рода Кайы, а дед Османа утонул, переходя Евфрат. Мы можем предположить, что предки Османа были в составе войск Джалал ад-Дина (Хорезмийцы) и были представителями боковой ветви Кыпчакских ханов…

Завоевание Крыма: главная цель

Османской и Российской…

Ключевые слова: Крым, Османская империя, Российская империя, Турция, Екатерина II

На следующий день Османская империя объявляет войну России. Однако были и иные

После значительного поражения своей армии султан Османской империи запрашивает Россию о…

«Долгие ночи» как историко-документальный роман

Россия, Северный Кавказ, Крым, Османская империя, Крымское ханство, русское правительство, Турция, русско-турецкая война, Российская империя

Когда Шамиль умер, его вдова перебралась в Турцию, где доживала свой век, получая пенсию от турецкого султана.

Роль партии Арменакан в освободительной борьбе армянского…

В мае 1895 султану направили меморандум и проект реформ, предусматривающий объединение армянских областей империи, участие европейских держав в назначении губернаторов.

Однако армяне не всегда были безмолвной жертвой в этой ситуации — следует отметить, что…

Изучение личности Амира Тимура в Европе (XVI–XVIII века)

После поражения турецкого султана Баязида Йилдырыма (1389–1403) в битве при Анкаре историки Европы стали глубже изучать жизнь и деятельность Амира Тимура. При этом Баязида характеризовали как врага, а образ эмира трактовали в положительном свете.

что стало с гаремом султана после падения Османской империи

Анастасия

Новикова

14:15

12 мая 2021

Как сложились судьбы жен и наложниц последнего султана Мехмеда VI.

Гаремы в Османской империи появились еще в XIII веке до нашей эры. Они нужны были для того, чтобы жившие там наложницы продолжали род османов. Попасть в гарем означало большую удачу для девушки. В лучшем случае, в рабыню мог влюбиться султан и сделать ее женой, в худшем – она могла просто жить на полном содержании во дворце и ни в чем не нуждаться.

Всех все устраивало вплоть до начала XX века. Однако после падения Османской империи и бегства последнего султана Мехмеда VI в Европу – встал вопрос, что сделать с наложницами правителя.

36-й и последний султан Османской империи Кроме того, 115 халиф ислама; Мехмед VI. Фото: Википедия

После Первой мировой войны страны всего мира боролись за независимость и равноправие, поэтому новое правительство решило, что удерживать девушек в гареме больше не имеет смысла, их просто всех распустили.

Некоторые девушки вернулись домой, и родственники их приняли. Были и такие, кого родители не пустили на порог. Дело в том, что на тот момент времени считалось зазорным — быть бывшей женой султана, наложниц сторонились и избегали. Поэтому каждая из них устраивалась как могла, в основном, занимались проституцией.

У Мехмеда VI было пять официальных жен. После побега правителя из Османского государства некоторые из них остались не удел, но не все. Например, первую супругу Эмине Маршания султан забрал с собой в Италию. Женщина занималась благотворительностью и была рядом с мужем до последнего дня его жизни.

Вторая жена Синие Инширах закончила свою жизнь трагично. После распада империи ее выслали в Каир, где она покончила с собой.

Третьей жене Шадие Мюведдет тоже посчастливилось сбежать с султаном в Италию. После смерти мужа она снова вышла замуж, потом развелась и вернулась в Турцию. Там она и доживала свой век.

Отъезд Мехмеда VI, 1922. Фото: Википедия

Четвертую жену Айше Лейла Невваре султан Мехмед сам выгнал из гарема, так как она не могла родить ему ребенка. Женщина вышла замуж, оставшись жить в Стамбуле.

Пятую жену Немет Невзад султан тоже забрал с собой в Италию. Однако прожить в браке им удалось только один год – муж скончался, и женщина снова вышла замуж. Во втором браке она родила близнецов, затем вернулась в Стамбул, где написала книгу о жизни в гареме и после него. В Турции она и прожила до конца своих дней.

А вот у евнухов положение было совсем печальное после развала гарема. Дело в том, что семью они завести уже не могли, так как им проводили жестокую процедуру обрезания. На работу их не брали, в обществе в принципе предпочитали не общаться. Поэтому многие из них наложили на себя руки.

Османская

 


  1 ИЗ 6

ГАРЕМ И ОСМАНСКИЕ ЖЕНЩИНЫ

Историческая справка

гарем был определен как женская половина в мусульманском доме. Императорский гарем (также известный как гарем Серальо) содержал объединенные домохозяйства Валиде Султан (Королева-мать), фаворитки султана (хасеки) и остальные его наложницы (женщины основной функцией которого было развлекать султана в спальне). В нем также находились все домашние хозяйства султанш (дочерей султана). Многие из женщин гарема никогда не увидят султана и станут слуги, необходимые для повседневного функционирования гарема.

О причинах существования гаремов можно узнать из османского культурного наследия. история. Османская традиция опиралась на сожительство рабов наряду с законный брак для воспроизводства. Наложничество рабов было взятием рабынь для полового размножения. Он служил для того, чтобы подчеркнуть патриархальный характер власти (власть «наследственная», только через сыновей). Наложницы-рабыни, в отличие от жен, не имели признанного происхождение. Жены опасались, что у них есть корыстные интересы. семейные дела, которые помешали бы их лояльности к своим муж, следовательно, предпочтение отдавалось наложницам, если можно было их себе позволить. Это привело к эволюции рабского сожительства как равноправной формы воспроизводства, не сопряженного с риском вступления в брак, в основном что о потенциальной измене жены. Полномочия гарема женщины осуществлялись через свои роли в семье. Несмотря на то что у них не было законных претензий на власть, поскольку их благосклонность росла с султан, они приобрели такие титулы, как «Султан Кадин» которые укрепили их представление о политической власти и легитимности в королевской семье были отражены титулы, в том числе «султан».

В шестнадцатом веке как мужчины, так и женщины-члены императорская семья использовала титул «султан». Как роль королевской любимой наложницы (титул: султан) подорвался во время семнадцатого века название титула также изменилось на «кадин». или «хасеки», которые изначально были зарезервированы для малоизвестных членов королевской семьи. Отныне только к матери правящего султана обращались как к султану: Валиде Султан. Сохранение титула султана за матерью указано власть Валиде Султан. Ведь мужчины могли взять сколько угодно наложниц и одалисок, сколько они хотели, но у них была только одна мать.

  1 ИЗ 6

Османский гарем — Легенды, тайны и слухи о гареме

Содержание

Расчетное время чтения: 6 минут

Османский гарем – легенды, тайны и слухи о гареме

Воображение западных писателей и художников рисовало фантазии, как подробности о гаремах без каких-либо документов или очевидцев. В свете переданной информации гарем — это дисциплинированная школа, а не дом удовольствий. Давайте узнаем, что не так с гаремом в Османской империи.

Гарем означает священное и почитаемое место. Слово даже можно перевести как «защищенное место». Это место, где дамы дома могли бы продолжать свою повседневную жизнь, не встречаясь с мужчинами-иностранцами. Гаремы обычно планировались в домах, особняках и дворцах. Всегда лицом во внутренний двор. Тот факт, что женщины, живущие в гареме, также называются гаремом, означает, что вход в эти секции мужчин, не состоящих в определенной кровной связи с домохозяйками, также запрещен.

История культуры гарема в Османской империи

Гарем был обычной частью повседневной жизни Османской империи с 1299 по 1923 год. Жительницами гарема были жены султана, рабыни, кастрированные рабыни и наложницы. Гарем дворца Топкапы насчитывал более 400 комнат. Мурад Третий построил секцию гарема во дворце Топкапы. Гарем был спроектирован известным османским архитектором Мимаром Синаном в 1578 году.

Нанять гида для экскурсии по гарему

Гарем как школа и резиденция

Гарем был резиденцией членов династии. Его также можно охарактеризовать как учебное заведение для слуг королевской семьи и султана. Молодых женщин готовили не только для того, чтобы быть невестами для султана. Они стали подходящими женами и для мужчин, стоящих на вершине военной/административной иерархии. Точно так же, как Эндерун (османская школа, где обучались высокопоставленные клерки) готовила мужчин для службы династии, гарем готовил женщин к тому, чтобы они выполняли свои роли во внешнем мире через личное служение султану и его матери.

Люди гарема

Валиде Султан (Королева-мать)
Королева-мать Пертевниял Султан

Главой гарема, несомненно, был султан. Как вы понимаете, Султан не всегда присутствовал в гареме. Его мать, известная как «Валиде Султан», была главной, когда его сына Султана не было рядом. Валиде Султан имела власть не только над наложницами и рабынями, но и над членами династии в гареме. Несколько инцидентов привели к тому, что некомпетентные султаны заняли османский трон, что сделало королеву-мать авторитетом даже в делах за пределами гарема, но это история для другой статьи.

Нанять гида для экскурсии по гарему

Придворные дамы

Придворные дамы, попавшие в гарем в юном возрасте. Они воспитывались в гареме и считались дворцовой дисциплиной. Их продвигали в соответствии с их способностями. После того, как их обучение было завершено, они были введены в службу султана. Они начали свою новую жизнь в качестве наложницы, и их ждали три возможности. Они могут стать фаворитами, а значит, у них будет шанс разделить постель с султаном. Тогда им могло бы повезти, то есть они стали бы одной из любимых наложниц султана. Последнее положение, которого они могли достичь, было женой. После того, как они стали одной из четырех счастливиц в гареме, которая стала женой султана, они могли родить принца и надеяться, что он однажды станет султаном. Если их сын становился султаном, жена становилась королевой-матерью, что является высшим положением, которого женщина могла достичь в османских дворцах.

Танцовщица гарема. Автор: Шандор Александр Свобода.
Евнухи.

В гареме служило два типа рабов-мужчин. Их называли белыми и черными евнухами. Начальник белых евнухов отвечал за от 300 до 450 белых евнухов, которые занимались бюрократией, оформлением документов и делами султана во внешнем мире. Начальник черных евнухов отвечал за от 150 до 200 черных евнухов, которые служили только внутри гарема, и им разрешалось видеть женщин в гареме. Эти люди были специально взяты из нилотской области Османской империи. Считалось, что самые преданные люди происходят из долины Нила.

Черный евнух во дворце Топкапы

Нанять гида для экскурсии по гарему

Кто-нибудь может покинуть гарем?

Фактически, да, они могли. Когда одна из наложниц по какой-либо причине хотела покинуть дворец, она писала султану прошение, складывала его вчетверо и объясняла причину своего желания уйти. Позже наложница положила это прошение на видное место для султана. Султан рассмотрел эту просьбу и разрешил наложнице покинуть гарем, если сочтет причину правдоподобной.

Фантазии и слухи о гареме

То, что якобы очевидцы писали о гареме, больше всего похоже на эротический роман. Наложниц в гареме брали на воспитание в гарем, а затем выдавали замуж либо за султана, либо за правительственных чиновников. В гарем не могли войти мужчины, кроме евнухов. Иностранцев и мужчин внутрь не пускали. Вот почему ни один западный писатель или искатель приключений не видел гарем. Фантазии западных писателей о гареме были сплетнями, которые они слышали, или их воображением. Есть тысячи произведений искусства, изображающих жизнь в гареме. Среди них очень распространены картины, показывающие, что султан принимал молочные ванны с наложницами и позировал между обнаженными женщинами. Султан развлекался со своей семьей в гареме, но ни один османский источник в учреждении гарема не пишет, что у султана была такая традиция.

«Бассейн в гареме». Жан-Леон Жером, Эрмитаж

Путеводитель по гарему

Я приглашаю вас раскрыть тайны гарема с вашим профессиональным лицензированным турецким гидом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *