Особенности внимания у детей дошкольного возраста: виды, свойства и развитие

Какие виды внимания характерны для дошкольников. Как развиваются свойства внимания у детей 3-7 лет. Каковы особенности произвольного и непроизвольного внимания в дошкольном возрасте. Как правильно развивать внимание ребенка-дошкольника.

Виды внимания у дошкольников: от непроизвольного к произвольному

В дошкольном возрасте можно выделить несколько основных видов внимания:

  • Непроизвольное внимание
  • Произвольное внимание
  • Послепроизвольное внимание

Непроизвольное внимание преобладает у детей младшего дошкольного возраста. Оно возникает стихийно, без усилий ребенка, в ответ на яркие, новые, необычные стимулы.

К 5-6 годам начинает активно развиваться произвольное внимание. Ребенок учится сознательно направлять и удерживать внимание на нужных предметах и явлениях, прилагая для этого волевые усилия.

Послепроизвольное внимание возникает, когда деятельность захватывает ребенка, и он уже не прилагает усилий для концентрации.


Основные свойства внимания дошкольников и их развитие

В дошкольном возрасте происходит активное развитие следующих свойств внимания:

  • Объем
  • Устойчивость
  • Концентрация
  • Переключение
  • Распределение

Объем внимания увеличивается с 1-2 объектов в 3-4 года до 3-4 объектов к 6-7 годам. Устойчивость внимания растет с 10-15 минут до 20-25 минут к концу дошкольного периода.

Концентрация внимания развивается слабо и требует специальных упражнений. Переключение и распределение внимания формируются постепенно в старшем дошкольном возрасте.

Особенности непроизвольного внимания у дошкольников

Непроизвольное внимание дошкольников имеет ряд характерных особенностей:

  • Легко возникает в ответ на новые, яркие, необычные стимулы
  • Неустойчиво, быстро переключается на другие объекты
  • Тесно связано с эмоциональной сферой ребенка
  • Зависит от физического состояния и уровня утомления

Чем младше дошкольник, тем сильнее у него выражено непроизвольное внимание. Оно помогает ребенку активно познавать окружающий мир, но затрудняет целенаправленную деятельность.


Развитие произвольного внимания в дошкольном возрасте

Произвольное внимание начинает формироваться у детей в среднем дошкольном возрасте. Этому способствуют:

  • Усложнение деятельности и новые виды занятий (конструирование, рисование и др.)
  • Речевое развитие ребенка
  • Освоение правил поведения
  • Формирование мотивационной сферы

К 6-7 годам дети уже способны сознательно управлять своим вниманием, концентрироваться на важных объектах, игнорируя второстепенные. Это важное новообразование, необходимое для успешного обучения в школе.

Факторы, влияющие на внимание дошкольников

На развитие внимания ребенка дошкольного возраста оказывают влияние различные факторы:

  • Возраст
  • Индивидуальные особенности нервной системы
  • Состояние здоровья
  • Режим дня и питания
  • Организация деятельности ребенка
  • Методы воспитания в семье

Учет этих факторов позволяет создать оптимальные условия для развития внимания дошкольника. Важно соблюдать режим, чередовать нагрузку и отдых, поддерживать положительный эмоциональный фон.


Игры и упражнения для развития внимания дошкольников

Существует множество эффективных игр и упражнений для тренировки внимания детей 3-7 лет:

  • «Найди отличия» — сравнение похожих картинок
  • «Лабиринты» — прохождение извилистых дорожек
  • «Корректурная проба» — вычеркивание заданных фигур
  • «Чего не стало?» — запоминание и поиск исчезнувших предметов
  • Графические диктанты

Важно подбирать игры с учетом возраста ребенка, начиная с простых и постепенно усложняя задания. Регулярные занятия в игровой форме эффективно развивают произвольное внимание дошкольников.

Рекомендации по развитию внимания у детей дошкольного возраста

Для успешного развития внимания дошкольников родителям и педагогам рекомендуется:

  1. Создавать благоприятную среду, минимизировать отвлекающие факторы
  2. Чередовать виды деятельности, не допускать переутомления
  3. Развивать речь ребенка, учить формулировать цель деятельности
  4. Использовать игровые методы для тренировки внимания
  5. Поощрять любознательность и самостоятельность ребенка

Систематическая и грамотная работа по развитию внимания в дошкольном возрасте создает прочный фундамент для успешного обучения ребенка в школе и его гармоничного развития.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *