9 невероятных островов, где живут куклы, кролики и племена-убийцы :: Город :: РБК Недвижимость
Отпуск на островах многие представляют как отдых под пальмой на песчаном пляже. Но есть и такие осколки материков, где можно умиляться до слез или пугаться до потери сознания. «РБК-Недвижимость» рассказывает о самых невероятных
Фото: Richard Atrero de Guzman/Global Look Press
Фото: wikimedia.com
Современным людям трудно представить, что в XXI веке где-то живут племена, противостоящие любым контактам с иноземцами. Сентинельцы поселились на одном из островов в Бенгальском заливе более 60 тыс. лет назад, и с тех пор в их укладе мало что изменилось. Аборигены не умеют добывать огонь: вместо этого у них налажена сложная система хранения горящих углей и головешек в глиняных сосудах. Племя не пускает никого на остров, хоть и находится под индийским протекторатом. Правительство признает фактическую суверенность народа и отказывается вмешиваться в дела сентинельцев. Посещать остров запрещено; вопреки запрету в 2018 году туда отправился миссионер Джон Аллен Чау. Он хотел наладить контакт и приобщить аборигенов к христианству, но вручить подарки в знак дружбы не успел — его убили стрелой на берегу. Рыбаки, которые доставили Чау на остров, были арестованы и осуждены.
adv.rbc.ru
Фото: johnnytimes.com
В мире сложно найти территорию, на которой так много кошек, как на японском острове Тасиро. Официально он является частью города Исиномаки. Когда-то здесь было налажено шелковое производство, и местные жители постоянно боролись с крысами, которые уничтожали шелкопряда. Кошки, завезенные на остров, начали истреблять крыс, в результате население почитает их как богов. На Тасиро два поселка — Нитода и Оодомари, в центре острова расположен храм кошек. Ввоз собак строго запрещен. Большинство местного населения старше 70 лет, молодые люди переезжают на материк, чтобы учиться и работать. Мир узнал об острове в 2000-х годах благодаря фотографиям и описаниям в блогах случайных туристов.
Тасиро мгновенно привлек внимание любителей оригинальных путешествий, и теперь местные жители зарабатывают туризмом. После цунами в 2011 году большинство кошек выжили, а люди всего мира жертвовали деньги на восстановление острова.Фото: wikimedia.com
Расположенный в 15 км от Нагасаки остров с высоты напоминает военный корабль. Меньше полукилометра в длину и около 200 м в ширину, он был заселен в 1810 году, когда там нашли уголь. Японцы застроили остров шахтами и военными заводами; здесь было 30 домов, две больницы, 25 магазинов и школа. Хасиму признали самым густонаселенным местом на планете — там жили более 5 тыс. военнопленных с семьями на 1 кв. км. В 1974 году угольные шахты закрыли, и люди уехали с острова в течение пары недель. Так некогда населенный пункт превратился в город-призрак, а правительство Японии запретило его посещать. Позднее пересмотрели отношение к наследию прошлого: в 2012 году здесь снимали 23-й фильм про Джеймса Бонда, а в 2015-м Хасиму включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Фото: riotinto.com
Канадская территория в 220 км от Северного полярного круга известна невероятным количеством алмазов — 2,9 карата на 1 т руды. Камни обнаружили в 90-е годы, а рудник построили в 2003-м. Инженерам пришлось возвести дамбу длиной 4 км, чтобы сдерживать холодные воды озера Гра, в котором расположен остров. Помимо воронки, на Дьявике появились дома для сотрудников, офисы, склады, перерабатывающие заводы и аэропорт. Карьеры стали одним из самых дорогостоящих в мире промышленных проектов. Важным условием разработки остается экологический фактор: строительство и добыча должны минимально воздействовать на природу, в том числе не загрязнять чистейшее канадское озеро.
Фото: wikimedia.com
Одна из популярных экскурсий на Багамах — путешествие на небольшой Остров свиней. Там нет местного населения, зато живут пятнистые свиньи. Самое интересное, что они умеют плавать. Зоологи до сих пор спорят о том, как животные появились на острове в Атлантическом океане. По одной из теорий, колония обосновалась здесь в результате кораблекрушения, в котором спаслись только поросята, сумевшие доплыть до берега и в дальнейшем размножившиеся. По другой — свиней завезли пираты, это был их продовольственный запас, но сами корсары погибли в море и не вернулись. Некоторые предполагают, что поросят забросили специально для привлечения туристов (к тому же на соседнем острове Стэниел-Кей живут люди, у которых есть фермы). В любом случае у отдыхающих теперь есть уникальный шанс покормить проплывающую мимо свинью, не вылезая из лодки.
Фото: visithiroshima.net
Есть еще один оригинальный остров, населенный дикими животными. Он находится во Внутреннем Японском море; здесь живут очень общительные кролики. На острове и вокруг него расположено около десятка небольших фортов, построенных в Первую мировую войну. В годы Второй мировой войны на Окуносиме велась разработка химического оружия, поэтому остров был секретным и его удаляли с карт. По одной из теорий, ученые завезли кроликов для экспериментов, а после того как проект закрыли, их выпустили на волю. В 1988 году на острове открыли Музей отравляющих веществ, позже сделали поле для гольфа, построили отель для туристов и кемпинг. Гостей просят захватить на остров капусту и морковь, которые любят животные. Строго запрещены охота на кроликов, а также провоз кошек и собак. Официально туристам нельзя заходить на территорию разрушенных химических заводов, но охраны нет, и некоторые рискуют, прогуливаясь по развалинам.
Фото: wikimedia.com
Для любителей пощекотать нервы есть более безопасные, но не менее пугающие развлечения. Например, экскурсия на мексиканский остров Кукол. Отшельник Хулиан Сантана Баррера много лет собирал выброшенные игрушки и развешивал их на деревьях. Бывший рыбак ушел из семьи и переехал в хижину на острове ради этого хобби, когда однажды нашел куклу на месте, где утонула девочка. Он решил, что душа ребенка осталась заключенной в игрушке. Местные жители считали остров проклятым, но смирились со странным занятием Хулиана и даже приносили ему поломанных кукол. В 2001 году отшельник утонул на том же месте, где нашел первую игрушку, а его коллекция осталась на деревьях. С годами куклы темнели, пачкались и разрушались, отчего большинство из них выглядит как герои фильмов ужасов. Сейчас остров доступен для туристов, за 800 песо вас доставят на лодке от причала Сочимилько. Фото- и видеосъемка не запрещены, но стоят довольно дорого — от 5 тыс. песо.
Фото: wikimedia.com
Не все загадочные острова находятся вдали от цивилизации. «Северный Брат» расположен всего в 350 м от материка в проливе Ист-Ривер и относится к территории Нью-Йорка. Его протяженность — менее 400 м, и сейчас остров необитаем и закрыт для посещений. В 1885 году здесь построили больницу для больных оспой, чтобы изолировать пациентов от здоровых людей. Именно там провела последние 20 лет жизни знаменитая Тифозная Мэри — носитель бессимптомного брюшного тифа, которым домработница заразила около 50 человек.
В 1904 году у берегов острова затонул пароход, в результате кораблекрушения погибли более тысячи пассажиров. Во время Второй мировой войны на Норт-Бротер жили ветераны, а в 1950-х годах там построили клинику для наркозависимых. Заведение закрыли в 1963 году из-за жалоб пациентов, которые в большинстве возвращались к наркотикам, как только покидали больницу.Фото: wikimedia.com
Титикака — самое высокогорное озеро в мире площадью более 8 кв. км. На его берегах среди двух десятков рек живут народы кечуа и аймара. В озере порядка 40 островов, одни из них принадлежат Боливии, а другие — Перу. Каждый славится оригинальной историей. Например, Такиле в 2005 году сотрудники ЮНЕСКО назвали «шедевром устного и нематериального наследия человечества». Но самыми привлекательными для туристов остаются Урос — несколько десятков рукотворных островов, которые создали индейцы, использовав тростник в качестве пола. По легенде, племя урос было вынуждено бежать с территории у озера из-за преследований Пачакутека Юпанки, спасаясь на гигантских плотах-островах.
Остров Северный Сентинел и его жители
В 1974 году в американском журнале National Geographic были опубликованы фотографии, сделанные Рагнубиром Сингхом. На фоне стены изумрудного тропического леса маленькие, но весьма агрессивные люди в одних набедренных повязках грозили прибывшим к ним экспедиционерам копьями и луками. Так про существование в Индийском океане острова Северный Сентинел и населяющий его народ узнала вся планета. С тех пор практически все попытки установить с сентинельцами контакт заканчивались бегством «цивилизованных» землян, а порой и их гибелью. Племя упорно защищает свое право жить в полной изоляции от остального мира — так, как это у них заведено на протяжении тысяч лет. Сейчас сентинельцы уже стали легендой антропологии, а их остров — своеобразной полевой лабораторией. Вот только совершенно непонятно, когда ученые смогут оценить результаты проводимого там эксперимента.
Неконтактные племенаКазалось бы, эпоха не только Великих, но и вообще сколь-нибудь значительных географических открытий давно позади. Не до конца познанным остался разве что Мировой океан, но вот суша, где живут практически все жители Земли, выглядит полностью исследованной. До большинства уголков планеты можно относительно легко добраться. Вопрос лишь заключается в наличии достаточного количества времени и денег. Даже экстремальные точки, например полюса или высочайшие вершины мира, остающиеся в большинстве случаев уделом профессионалов, так или иначе изучены.
Однако недоступные для посещения районы все же остаются — в основном из-за того, что заселены они ребятами, не желающими видеть на своей малой родине чужаков. Более того, эта самая родина, часто ограничивающаяся несколькими десятками квадратных километров, и составляет для них весь мир. Другого они не знают. Просто не подозревают об идущих где-то войнах, росте международной напряженности, смартфонах, Илоне Маске и Джеффе Безосе, инфлюэнсерах и тиктокерах. Изучающие такие племена специалисты прозвали их неконтактными народами.
Практически во всех случаях речь идет о человеческих сообществах, проживающих в тропических регионах. Труднодоступные, малонаселенные и почти не подвергшиеся разрушительному воздействию цивилизации территории где-нибудь в Амазонии или в горах Папуа — Новой Гвинеи чрезвычайно удобно подходят для изолированного существования в соответствии с традициями, завещанными дедами. Например, в Бразилии существует специальный отдел в Управлении по делам индейцев, который занимается исключительно неконтактными индейскими племенами. То есть в стране их достаточное количество, чтобы существовала целая бюрократическая структура, посвященная им. При этом основной задачей подобных организаций становится не столько обнаружение таких народов, сколько защита их от нежелательного внешнего воздействия.
Дело даже не в том, что по каким-то причинам с «дикарями» не хотят делиться достижениями научно-технического прогресса. На самом деле, любой неподготовленный контакт представляет большую опасность. У таких племен обычно нет иммунитета к распространенным на «большой земле» инфекционным заболеваниям, и знакомство культур может просто привести к стремительному вымиранию одной из них. Существует достаточное количество примеров подобного развития событий.
Больше половины представителей колумбийского племени нукак погибли от респираторных заболеваний после знакомства с группой христианских миссионеров, желавших обратить их в свою веру. Дружелюбные индейцы охотно вступили в контакт, переселились поближе к цивилизации, после чего у них начались конфликты с облюбовавшими джунгли наркокартелями. В итоге колумбийское правительство было вынуждено переместить их в ближайший город, где они ведут полунищенское существование, спиваются и в чужеродных условиях забывают свою традиционную культуру.
Именно исходя из соображений защиты неконтактных племен, в большинстве случаев ученые ограничиваются удаленными исследованиями, насколько они бывают возможны. Их поселения осматривают издалека или с борта вертолета, пытаясь понять традиции и нравы на расстоянии. В некоторых же случаях сами такие народы агрессивно отстаивают свою изоляцию, и как раз обитатели Северного Сентинела являются самым известным среди антропологов и этнографов примером такого крайне замкнутого и враждебно настроенного сообщества.
Тридцать тысяч лет одиночестваСеверный Сентинел является частью Андаманских островов. В архипелаге, расположенном между Индией, Индонезией и Мьянмой, их примерно двести штук. Это достаточно густонаселенный район мира, однако народы, в конце концов их заселившие, на протяжении длительного времени (специалисты говорят о трех десятках тысяч лет) развивались изолированно от остальной планеты. Европейцы же всерьез взялись за освоение архипелага и вовсе в конце 18-го века. Из-за стратегического расположения британцы разместили на Андаманах свою военно-морскую базу, ну а изолированность стала поводом создать здесь тюрьму довольно строгих нравов. Пенитенциарное учреждение работало на Андаманах вплоть до окончания Второй мировой, когда Соединенное королевство решило оставить Южную Азию, предоставив ее странам независимость.
К этому моменту европейцы, как это часто бывало, в процессе несения «бремени белого человека» успешно извели большую часть коренных андаманских народов. Произошло то, чего так опасаются сейчас специалисты, работающие с неконтактными племенами. Если в начале XX века на островах еще жило около 5000 аборигенов, то к настоящему моменту их число сократилось до нескольких сотен. Не считая сентинельцев.
Удивительно, что, при всей замкнутости сформировавшегося на Северном Сентинеле сообщества, именно этот остров не является каким-то богом забытым тупиком в сотнях километрах от ближайшей цивилизации. Во-первых, он достаточно крупный (площадь составляет около 60 квадратных километров). Во-вторых, хоть он и находится несколько в стороне от основной части архипелага, образующей достаточно плотный кластер, но все же это расстояние не является сколь-нибудь критическим. До большого острова Южный Андаман всего 36 километров, а в 50 километрах к западу расположена столица всей этой территории — город Порт-Блер со стотысячным населением.
Но британцам и сами Андаманы были малоинтересны, что уж говорить про один из сотен островков, к тому же окруженный коралловым рифом, без естественных бухт и мест возможной высадки.
В 1771 году с борта гидрографического судна Британской Ост-Индской компании Diligent наблюдатели зафиксировали на Северном Сентинеле множество огней. Спустя почти сто лет, в 1867-м, на местный коралловый риф напоролся индийский торговый корабль Nineveh. Его команда из 106 человек была вынуждена высадиться на берег. Отразив несколько попыток нападения сентинельцев, экипаж в конце концов был эвакуирован. В 1880 году первую попытку серьезного изучения острова предпринял Морис Портман, сотрудник андаманской колониальной администрации. Он провел на нем несколько дней, но нашел лишь брошенные поселения, обитатели которых, по всей видимости, попытались укрыться в джунглях. В конце концов Портман сумел захватить семью из шести человек, которых перевезли в Порт-Блер для дальнейших исследований. Случилось то, что и всегда. Взрослые быстро чем-то заразились и умерли, а оставшихся в живых детей британцы предпочли вернуть на родину с подарками. После еще нескольких безуспешных попыток установить контакт про Северный Сентинел все забыли на несколько десятилетий.
Лишь в 1967 году после долгого перерыва на острове высадилась группа индийских антропологов (к этому моменту Андаманский архипелаг стал частью Индии). Как и сто лет назад, сентинельцы предпочли уйти в джунгли, оставив пришельцам лишь свои брошенные хижины. О враждебности аборигенов современные исследователи узнали лишь во время той самой экспедиции National Geographic. Пока фотограф Сингх делал свои ставшие впоследствии знаменитыми снимки воинственных аборигенов, кинооператору журнала, параллельно снимавшему документальный фильм, в лодку прилетело копье, ранив чужака, после чего журналисты предпочли ретироваться.
Племя каменного векаЛишь в 1991 году индийским антропологам удалось впервые в истории установить с сентинельцами мирный и, главное, относительно близкий контакт. Они впервые приблизились к ученым без оружия и милостиво приняли дары, в основном состоявшие из кокосов. Экспедиции продолжались следующие три года, но особенного прогресса в отношениях двух культур не случилось. Обычно все заканчивалось тем, что антропологи оставляли на пляже, опоясывающем остров, свои подарки, а сентинельцы их забирали или оставляли. Логику их реакции на то или иное подношение понять было сложно. Например, они охотно приняли кокосовые орехи (но не догадались попытаться их выращивать). При этом подаренную им свинью они немедленно убили и закопали. Им нравился металл и красные пластиковые ведра, но зеленые ведра были категорически отвергнуты.
В середине 1990-х экспедиции на Северный Сентинел были прекращены. На это решение повлияла и стагнация в отношениях (островитяне принимали подарки — и все), и желание оградить племя от чужеродного влияния. Индийское правительство запретило любой несанкционированный доступ на остров, лишь крайне неохотно разрешая удаленные исследования в случае форс-мажорных обстоятельств. Например, после катастрофического землетрясения в Индийском океане в 2004 году возникло опасение, что сентинельцы полностью погибли. Однако, как оказалось, цунами не причинило особого вреда жителям острова, хотя из-за тектонических сдвигов тот поднялся на полтора-два метра. Даже разрушение прежних рыбных угодий аборигенов (из-за того, что риф оказался на поверхности, исчезли мелководные лагуны, где сентинельцы прежде ловили рыбу) не повлияло на их образ жизни. Они научились выходить на каноэ за пределы рифы и рыбачить в открытом море.
Что же сейчас известно о Северном Сентинеле и его обитателях из этих редких и во многом случайных контактов? Можно достоверно сказать, что островитяне по-прежнему живут в каменном веке. Их основными занятиями являются охота, рыбная ловля и собирательство. Выплавлять металл они не умеют, но обрабатывать его научились. Правда, наконечники для копий и другие орудия они делают из материала, подаренного пришельцами с «большой земли» или извлеченного из потерпевших кораблекрушение судов на рифе, что иногда случается и сейчас. Похоже, у них проблемы с добычей огня, однако сохранять его они научились. Живут сентинельцы одним или несколькими поселениями из навесов-хижин без пола и стен, но с крышей, крытой листьями. В качестве оружия используют копья и луки с тремя видами наконечников (для охоты, рыбной ловли и «предупредительные» тупые для отгона чужаков), есть также ножи. А вот одежды, за исключением набедренных поясов, практически нет.
Точно можно сказать, что пока неизвестно ученым: непонятна общая численность сентинельцев. Судя по оценкам размеров острова, он может поддержать относительно комфортное существование около сотни человек, но опять же данная оценка лишь условная, ведь точный состав фауны и флоры Северного Сентинела также неизвестен. Также совершенно непонятен и их язык, кроме того факта, что он существует. Во многом это племя, ведущее абсолютно независимый от остального мира образ жизни, остается загадкой.
Понятно и то, что островитяне вновь стали враждебны к внешнему миру. После периода относительно мирных контактов они снова перешли к очевидной агрессии, пытаясь закидать своими копьями даже вертолеты. В 2006 году они убили двух индийских рыбаков, случайно заплывших на Сентинел, и похоронили тела прямо на пляже. Ну а в ноябре 2018 года в ленты всех мировых СМИ попала история 26-летнего американца Джона Аллена Чау, который всерьез решил заняться миссионерской деятельностью среди сентинельцев. Судя по записям в его дневнике, молодой человек прекрасно осознавал все риски, которые нес. Он заранее сделал прививки и отсидел на Южном Андамане карантин, чтобы не заразить ничем сентинельцев, но те не оценили такой его заботы. Чау сделал два (естественно, нелегальных) визита на остров. В первый его попытались отогнать теми самыми стрелами с тупыми наконечниками. Предупреждение не помогло. Во время второго визита американец был убит. Рыбаки, привезшие его на остров, видели, как островитяне уволокли тело в лес, и после ни Чау, ни его труп никто не видел.
Естественно, обычные нормы морали и букву закона в данном случае никто применять не собирался. Наказание понесли лишь контрабандисты, в обход действующего эмбарго доставившие несчастного миссионера на Северный Сентинел.
Естественно, сентинельцы прекрасно знают о существовании инопланетной с их точки зрения цивилизации. Они видят прилетающие к острову вертолеты, проходящие мимо корабли. Они знакомились с чужаками-учеными, принимали их подарки. При физической возможности доплыть до соседнего острова они отказываются это делать. Более того, они активно противостоят и любым попыткам проникнуть на их родину. Почему уже столетиями, а может, и тысячелетиями они предпочитают изоляцию, ведь человек по своей сути существо крайне любопытное? Ответа на этот вопрос пока нет, а значит, наша планета так и остается не до конца познанной.
Читайте также:
- В сердце тайги. Как в Советском Союзе семья три десятилетия прожила в глухом лесу без контакта с цивилизацией
- «Огненный остров»: как в Европе всего полвека назад появился уникальный клочок суши, запретный для людей
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. [email protected]
Сентинельцы
Действовать сейчас Пожертвовать
Сентинельцы — бесконтактное племя, живущее на Северном Сентинале, одном из Андаманских островов в Индийском океане. Они решительно отвергают все контакты с посторонними.
Survival International лоббирует, протестует и использует общественное давление, чтобы обеспечить уважение их желания оставаться в стороне.
В противном случае все племя может быть уничтожено болезнями, к которым у них нет иммунитета.
Сентинельцы — самое изолированное племя в мире, покорившее воображение миллионов людей. Они живут на собственном маленьком лесистом острове под названием Северный Сентинел, размером примерно с Манхэттен. Они продолжают сопротивляться любому контакту с посторонними, нападая на любого, кто приближается.
После цунами 2004 года этот член сентинельского племени был сфотографирован, стреляя из стрел в вертолет. © Индийская береговая охрана/Survival
В ноябре 2018 года американец Джон Аллен Чау был убит членами племени сентинельцев.
В 2006 году два индийских рыбака, которые пришвартовали свою лодку возле Северного Сентинела, чтобы переночевать после браконьерской охоты в водах вокруг острова, погибли, когда их лодка оторвалась и вылетела на берег. Известно, что браконьеры незаконно ловят рыбу в водах вокруг острова, ловят черепах и ныряют за омарами и морскими огурцами.
Племя дало понять, что не хочет контакта. Это мудрый выбор. Соседние племена были уничтожены после того, как британцы колонизировали их острова, и у них нет иммунитета к таким распространенным заболеваниям, как грипп или корь, которые уничтожили бы их население.
Северный Сентинельский остров, родина сентинельцев, вид сверху. © |
Большая часть того, что известно о сентинельцах, была получена путем наблюдения за ними с лодок, пришвартованных на расстоянии более чем стрелы от берега, и нескольких коротких периодов, когда сентинельцы подпускали власти достаточно близко над некоторыми кокосами. Даже то, как они себя называют, неизвестно.
Сентинельцы охотятся и собирают в лесу, а также ловят рыбу в прибрежных водах. В отличие от соседнего племени джарава, они делают лодки — это очень узкие каноэ с выносными опорами, которые описывают как «слишком узкие, чтобы вместить два фута». Их можно использовать только на мелководье, так как они управляются и приводятся в движение шестом, как плоскодонкой.
Считается, что сентинельцы живут тремя небольшими группами. У них есть два разных типа домов; большие коммунальные хижины с несколькими очагами на несколько семей и более временные убежища, без бортов, которые иногда можно увидеть на берегу, с местом для одной нуклеарной семьи.
Женщины носят волокнистые нити, повязанные вокруг их талии, шеи и головы. Мужчины также носят ожерелья и повязки на голову, но с более толстым поясом. Мужчины несут копья, луки и стрелы.
Сентинельцы отличаются отменным здоровьем, в отличие от андаманских племен, чьи земли были уничтожены. © Survival International. Нет никаких оснований полагать, что сентинельцы жили так же в течение десятков тысяч лет, как они, вероятно, жили на Андаманских островах. Их образ жизни много раз менялся и приспосабливался, как и все народы. Например, теперь они используют металл, выброшенный на берег или извлеченный из кораблекрушений на островных рифах. Железо затачивается и используется для наконечников стрел. Судя по тому, что видно издалека, сентинельские островитяне чрезвычайно здоровы и процветают, что резко контрастирует с великими андаманскими племенами, которым британцы пытались принести «цивилизацию». Люди, которых видели на берегах Северного Сентинела, выглядят гордыми, сильными и здоровыми, и в любой момент наблюдатели заметили много детей и беременных женщин. Они привлекли международное внимание после азиатского цунами 2004 года, когда член племени был сфотографирован на пляже, стреляя из лука в вертолет, который проверял их благополучие. Сентинельцы, Андаманские острова. © Кристиан Карон – Creative Commons A-NC-SA В конце 1800-х годов М.В. Портман, британский «офицер, ответственный за андаманцев», высадился с большой командой на Северном Сентинельском острове в надежде связаться с сентинельцами. В состав группы входили следопыты из андаманских племен, которые уже вступили в контакт с англичанами, офицеры и каторжники. Они нашли недавно заброшенные деревни и тропы, но сентинельцев нигде не было видно. Через несколько дней они наткнулись на пожилую пару и несколько детей, которых «в интересах науки» отвезли в Порт-Блэр, столицу острова. Как и ожидалось, вскоре они заболели, а взрослые умерли. Детей отвезли обратно на остров с множеством подарков. Неизвестно, сколько сентинельцев заболело в результате этой «науки», но вполне вероятно, что дети передали бы свои болезни, и результаты были бы разрушительными. Это просто предположение, но может ли этот опыт объяснить продолжающуюся враждебность сентинельцев и неприятие чужаков? В течение 1970-х годов индийские власти время от времени совершали поездки в Северный Сентинел, пытаясь подружиться с этим племенем. Часто это делалось по указанию высокопоставленных лиц, которые хотели приключений. В одну из таких поездок на пляже остались две свинки и кукла. Сентинельцы закололи свиней и похоронили их вместе с куклой. Такие визиты стали более регулярными в 1980-е годы; команды пытались приземлиться в месте, недоступном для стрел, и оставляли подарки, такие как кокосы, бананы и кусочки железа. Иногда сентинельцы делали дружеские жесты; в других случаях они уносили дары в лес, а затем стреляли стрелами в контактную группу.
В 1991 году произошел прорыв. Когда официальные лица прибыли в Северный Сентинел, племя жестами попросило их принести дары, а затем впервые подошло без оружия. Они даже зашли в море к лодке, чтобы собрать побольше кокосов. Однако этот дружеский контакт длился недолго, хотя поездки за подарками продолжались несколько лет, встречи не всегда были дружескими. Время от времени сентинельцы направляли свои стрелы на контактную команду, а однажды они атаковали деревянную лодку теслами (каменным топором для рубки дерева). Никто не знает, почему сентинельцы сначала отказались, а затем возобновили свою враждебность к контактным миссиям, и не умер ли кто-нибудь в результате болезней, подхваченных во время этих визитов. В 1996 году регулярные миссии по выпадению подарков прекратились. Многие чиновники начали сомневаться в целесообразности попыток связаться со здоровыми и довольными людьми, которые процветали сами по себе на протяжении 55 000 лет. Дружеский контакт оказал лишь разрушительное воздействие на великие андаманские племена. Постоянный контакт с сентинельцами почти наверняка имел бы трагические последствия. В последующие годы были только случайные визиты, снова с неоднозначной реакцией. После цунами в 2004 году официальные лица дважды приезжали сюда, чтобы проверить на расстоянии, что племя выглядит здоровым и никоим образом не страдает. Затем они заявили, что не будут предпринимать дальнейших попыток связаться с сентинельцами. vimeo.com/video/297691333?color=B33D26″ webkitallowfullscreen=»»>Контактная миссия сентинельцевКадры одной из многих попыток правительства установить контакт с изолированными сентинельцами, поощряя их зависимость от даров извне, таких как кокосы. После протестов Survival и местных сторонников такие контактные поездки официально прекратились, так как подвергают обе стороны серьезному риску. Крайняя изоляция делает их очень уязвимыми для болезней, к которым у них нет иммунитета, а это означает, что контакт почти наверняка будет иметь для них трагические последствия. После кампании, проведенной Survival и местными организациями, правительство Индии отказалось от планов связаться с сентинельцами, и их текущая позиция по-прежнему заключается в том, что никаких дальнейших попыток связаться с племенем предприниматься не будет. Проводятся периодические проверки с лодок, стоящих на якоре на безопасном расстоянии от берега, чтобы убедиться, что сентинельцы выглядят хорошо и не ищут контакта. Действуйте сейчас, чтобы помочь сентинельцамРабота Survival для сентинельцев сосредоточена на оказании давления на Индию, чтобы она прекратила незаконное браконьерство в их водах, и на обеспечении того, чтобы официальные лица придерживались политики запрета контактов. Ваша поддержка жизненно важна для выживания этого бесконтактного племени. Есть много способов помочь.
Присоединяйтесь к списку рассылкиБолее ста пятидесяти миллионов мужчин, женщин и детей в более чем шестидесяти странах живут в племенных обществах. Узнайте больше о них и трудностях, с которыми они сталкиваются: подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать периодические обновления. Новости от СентинельцевНезависимость изолированных племен Андаманских островов может оказаться под угрозойСентинельские племена на Северном Сентинельском острове Андаманского архипелага яростно сопротивляются контактам с чужаками. Эта фотография была впервые опубликована в июльском выпуске National Geographic за 1975 год. Фотография Рагубира Сингха, Nat Geo Image Collection Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено. Насильственная смерть американского миссионера на отдаленном острове в Индийском океане в середине ноября поднимает новые и насущные вопросы о выживании неконтактных и изолированных племен и их праве оставаться свободными от вмешательства внешнего мира. Джон Аллен Чау, 26 лет, самопровозглашенный «авантюрист» из Ванкувера, штат Вашингтон, стремился обратить затворническое племя в христианство, вторгнувшись для этого на Северный Сентинел-Айленд. Находящийся под управлением Индии и строго закрытый для посторонних, окаймленный кораллами Северный Сентинельский остров был домом для племени сентинельцев на протяжении тысяч, а возможно, и десятков тысяч лет. Фотография Гаутама Сингха, AP Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено. Окаймленный кораллами остров, размером с Манхэттен и строго закрытый для посторонних, является пристанищем одного из самых изолированных обществ охотников-собирателей на планете, известного как сентинельцы. Северный Сентинел является частью Андаманских и Никобарских островов, обширного архипелага, находящегося под управлением Индии, который простирается между южной оконечностью Индии и западным побережьем Мьянмы. Никто точно не знает, как долго сентинельцы — последнее демографически нетронутое, практически не контактировавшее с Андаманцами племя — жили там, но некоторые исследования показывают, что это племя могло мигрировать из Африки десятки тысяч лет назад. Подобно неконтактным и изолированным племенам в других частях мира, особенно в тропических лесах Амазонки, считается, что сентинельцы подвержены высокому риску заразных болезней, переносимых чужаками, против которых у них практически отсутствует иммунологическая защита. Сентинельцы — искусные лучники, заработавшие устрашающую репутацию стойких защитников своей родины. Считается, что их не более сотни, они единственные обитатели густо засаженного деревьями острова. Предыдущие попытки контакта были встречены градом копий и стрел. Джон Аллен Чау, американский миссионер и самопровозглашенный «авантюрист», стоит с Кейси Принсом, основателем Футбольной академии Ubuntu в Кейптауне, Южная Африка, за несколько дней до отъезда на Северный Сентинел-Айленд в надежде обратить сентинельцев в христианство. . Фотография Сары Принс, AP Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено. Режиссер документального фильма National Geographic об Андаманских островах был ранен брошенным в него копьем, когда снимал сентинельцев с лодки в 1974. Даже сегодня культовые изображения воинов, скачущих с луками и стрелами вдоль белых песчаных пляжей острова, сделанные во время этой экспедиции фотографом Raghubir Singh National Geographic , остаются свидетельством неповиновения племени внешнему миру. Эта жестокая репутация укрепилась в 2006 году, когда племя убило двух рыбаков после того, как их судно вынесло на берег, пока они спали. Усилия по извлечению тел были прекращены после того, как лучники обстреляли вертолет, когда он пытался приземлиться. Собственная смерть Чау была сделана особенно мучительной благодаря заметкам, которые он нацарапал в дневнике после своей первой попытки сойти на берег 15 ноября. Этот первоначальный подход был отвергнут, когда стрела пронзила водонепроницаемую копию Библии, которую Чау держал в воздухе, пытаясь найти евангелизировать племя. Увидев двух других соплеменников, готовящих стрелы из луков, Чау поспешно отступил на своей байдарке. Он вернулся к рыбакам, которым заплатил около 350 долларов, чтобы они доставили его туда и ждали его возвращения. «Последний оплот сатаны»?В своем дневнике Чау задался вопросом, может ли Северный Сентинел-Айленд быть «последним оплотом сатаны», и выразил разочарование тем, что его не встретили с распростертыми объятиями. «Что заставляет их становиться такими оборонительными и враждебными?» он написал. Отбросив страхи, он решил вернуться той же ночью. Он поручил рыбакам не ждать его на этот раз и доставить его записи другу в Порт-Блэр, административную столицу Андаманских островов. 17 ноября рыбаки подошли к берегу. Как они позже сообщили во время допроса в полиции, издалека они видели, как сентинельцы тащили тело и закапывали его на пляже. По одежде и силуэту тела они сделали вывод, что это Чау. Индия обвинила семь человек, включая рыбаков и местного инженера и миссионера, известного как «Александр», который якобы помог Чау спланировать поездку, в «умышленном убийстве» и нарушении законов, строго запрещающих посещение острова. «Он знал, что его, скорее всего, убьют», — сказала Мадхусри Мукерджи, старший редактор Scientific American из Калькутты и автор книги The Land of Naked People о своем опыте общения с коренными народами Андаманские острова. «Он хотел быть христианским мучеником, и он им стал. Чего он, вероятно, не осознавал, так это того, что это событие приведет к ряду событий, которые на самом деле приведут к причинению вреда племени». Опасаясь, что международное давление может привести к попытке вернуть тело Чау с непредвиденными и, возможно, разрушительными последствиями, она добавила: «Это переломный момент в истории сентинельцев». После исчезновения Чау власти предприняли три ознакомительных рейса — один по воздуху и два по воде — взяв с собой пару рыбаков для разведки местонахождения тела. Во время второй прогулки на лодке полиция увидела пятерых или шестерых соплеменников с луками и стрелами, охраняющих пляж. «На данный момент у нас нет никакого плана противостоять им или приземлиться там, что, безусловно, вызовет среди них много беспокойства», — сказал National Geographic генеральный директор Андаманской полиции Депендра Патхак по телефону из своего дома в Порт-Блэр. . По закону, сказал Патхак, даже полиции не разрешается входить в пятимильную буферную зону вокруг острова. Тем не менее, Патхак сказал, что он консультируется с антропологами и даже психологами, чтобы лучше понять возможные последствия инцидента для островитян, которые сами могут испытывать травму. Хотя он выразил серьезные сомнения по поводу попытки забрать тело, он прямо не исключил этого. И Патхак, и Государственный департамент США признают, что ведут тесные консультации по поводу дальнейших действий. Источники в Порт-Блэре сообщают, что сотрудники консульства добиваются возвращения вещей Чау, в том числе его журнала, и выдачи свидетельства о смерти. Обычно свидетельство о смерти в Индии не может быть выдано без идентификации тела. «В идеальном случае да», — сказал Патхак, признавая стандартную практику своей страны. «Но здесь нам придется учитывать реальность». Считается, что число сентинельцев не превышает нескольких сотен, они искусные лучники и единственные обитатели покрытого густыми лесами Северного Сентинельского острова. Эта фотография была впервые опубликована в июльском выпуске National Geographic за 1975 год. Фотография Рагубира Сингха, Nat Geo Image Collection Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено. Параллели с АмазонкойБыло время в 1960-х, 70-х и 80-х годах, когда индийские власти активно стремились «усмирить» аборигенные племена Андаманских островов, включая сентинельцев. Так называемые экспедиции «сбрасывания подарков» курсировали близко к берегу, члены команды выбрасывали кокосы, бананы и пластиковые игрушки для туземцев. Прорыв, казалось, наступил в одной поездке в 1991, когда несколько десятков сентинельцев спустились на пляж безоружными, приветствуя нарушителей по пояс в воде, чтобы получить подарки. Эти усилия были похожи по своей концепции на экспедиции, предпринятые на протяжении большей части 20-го века за полмира в Амазонии. Там тоже бразильские разведчики, как и американские миссионеры, использовали промышленные товары и выращиваемые культуры, чтобы привлечь из джунглей неконтактных охотников-собирателей. «В прошлом миссионеры были основной силой в установлении контактов, умиротворении и расселении изолированных коренных народов по всей Амазонке, часто вызывая демографическое опустошение и культурную эрозию», — сказал Гленн Шепард, американский антрополог и этноботаник из Museu Paraense. Эмилио Гоэльди в Белене, Бразилия. Как и умиротворенные племена Южной Америки, коренные народы Андаманских островов вскоре стали жертвами заразных болезней и массовой социальной дезинтеграции в результате контакта. Племя Джарава, сложившее свои луки и стрелы на Южном Андаманском острове в конце 1990-х годов, пережило две смертельные вспышки кори. Их когда-то гордые воины дошли до апатии и алкоголизма, их детей даже заставили танцевать за подачки недобросовестными туроператорами, проводящими «человеческие сафари» по магистральной дороге, которая теперь пересекает их традиционную территорию. Другие андаманские племена, в свою очередь, пострадали от демографического шока и культурного коллапса из-за попыток заставить их осесть в общинах. Помня о таких неудачах и уроках, извлеченных из Бразилии и других амазонских стран, которые избрали новый курс, отказавшись от принуждения к контакту с изолированными племенами, индийские власти после экспедиции 1991 года отказались от предложений дарить подарки сентинельцам. Смерть Чау вызвала новые опасения по поводу судьбы сентинельцев. В открытом письме, опубликованном в средствах массовой информации 26 ноября, группа видных индийских антропологов и активистов призвала правительство окончательно прекратить любые усилия по поиску тела миссионера. «Права и желания сентинельцев необходимо уважать», — говорится в письме. «Ничего нельзя добиться эскалацией конфликта и напряженности и, что еще хуже, созданием ситуации, при которой наносится больший вред». Воины, скачущие с луками и стрелами вдоль пляжей острова, являются свидетельством неповиновения племени внешнему миру. Эта фотография была впервые опубликована в июльском выпуске National Geographic за 1975 год. Фотография Рагубира Сингха, Nat Geo Image Collection Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено. Уникальное положение сентинельцев — единственного неконтактного племени в мире, населяющего их собственный остров — делает их «исключительно уязвимыми» для болезней, переносимых посторонними, сказала Софи Григ, эксперт по андаманским племенам из лондонской организации по защите прав коренных народов. группа Выживание Интернэшнл. «Это ключевая причина, по которой мы должны уважать их право не выходить на связь», — сказала она. «Даже без этого они ясно дали понять, что именно этого они и хотят». Сентинельцы должны хорошо осознавать окружающий их чужой мир. Самолеты пересекают их небо. Океанские суда регулярно затемняют горизонт. Их острые наконечники стрел сделаны из металла, который, как полагают, был найден при кораблекрушении. Время от времени они попадают под прицел любопытных туристов, которые, как и Чау, платят рыбакам за то, чтобы те уклонялись от патрулей береговой охраны и приближались к острову. Григ надеется, что правительство Индии удвоит усилия по защите Северного Сентинельского острова и сентинельцев. «Очень важно, чтобы эти патрули были усилены, а воды вокруг них должным образом охранялись и защищались от любых посторонних — рыбаков, туристов или евангелистов». Никто, кроме самих сентинельцев, не может точно знать, почему племя так враждебно относится к внешнему миру. Возможно, это восходит к визиту британских колонизаторов в 1880-х годах, когда несколько островитян были похищены, а затем погибли в британских пленах. Возможно, они инстинктивно чувствуют, что посторонние представляют явную и непосредственную опасность — даже те, кто приближается к ним с самыми лучшими намерениями. Какой бы ни была причина, сентинельцы заслужили восхищение многих, кто видит в их сопротивлении решимость жить так, как они хотят, на крошечном клочке зелени, окруженном морем проблем. Скотт Уоллес преподает журналистику в Университете Коннектикута и является автором книги Непокоренные: В поисках последних неконтактных племен Амазонки . В октябрьском выпуске National Geographic за 2018 год он написал об изолированном племени, находящемся в осаде в бразильской Амазонии. Читать дальшеКак определенные продукты снижают риск заболеваний
Как определенные продукты снижают риск заболеванийМногие продукты и питательные вещества уменьшают воспаление и снижают риск развития рака или диабета 2 типа. Вот как и почему продукты, которые мы потребляем, влияют на наш организм. Странный феномен медведей-мотыльков
Странный феномен медведей-мотыльковВ Северных Скалистых горах предприимчивые гризли карабкаются в горы, чтобы полакомиться до 40 000 мотыльков в день, таинственный экологический чудо. Кто первым оседлал лошадей? Эти скелеты могут иметь ответ
Кто первым оседлал лошадей? Эти скелеты могут иметь ответЧеловеческие останки возрастом около 5000 лет были найдены в могилах ямной культуры, и это открытие может частично объяснить их быстрое распространение по Европе. |