«Вокруг острова Кижи». Путевая информация (Сокращенный вариант экскурсии «По Кижскому ожерелью») | Традиционная культура русских Заонежья (материалы методического кабинета экскурсионного отдела)| Электронная библиотека
г.Петрозаводск, 2007 г.
Продолжительность прогулки – 40 мин. Маршрут проходит от главного причала вдоль западного берега о.Кижи, далее — по фарватеру к д.Зубово и Подъельники. Огибая о.Кижи с северной стороны, теплоход движется вдоль его восточного берега. Обогнув остров с юга, теплоход возвращается к главному причалу.
Участок маршрута от причала до д.Васильево.
Здравствуйте, уважаемые посетители музея–заповедника «Кижи». Мы с вами находимся на борту теплохода… и нам предстоит прогулка вокруг о.Кижи. Напомню вам, что о.Кижи находится в Заонежье – так издавна называют один из районов Карелии, который расположен «за Онежским озером», в северо–восточной его части. Он включает довольно большой Заонежский полуостров, лежащий слева по ходу судна, и многочисленные острова Кижского архипелага. В 18–19 вв. на острове Кижи был возведен храмовый комплекс, известный сегодня как Кижский архитектурный ансамбль – он находится в его южной части. Традиции храмостроительства в Заонежье восходят к тем временам, когда на территории края появляются выходцы из Новгорода – носители новой христианской религии.
Остров Кижи с давних пор был центром большого административно–территориального округа – Спасско–Кижского погоста. Наиболее древним из сохранившихся письменных документов, содержащих сведения о нем, является Писцовая книга, составленная в 1563 г. писцом Андреем Лихачевым. Из нее мы узнаем, что уже в те времена, а может быть и раньше, и на самом острове, и по окрестным берегам, и в нескольких километрах отсюда стояли небольшие деревушки, всего около ста тридцати. Некоторые из этих поселений существуют и в наши дни. Истинным украшением деревень являлись часовни – небольшие безалтарные храмы. Еще в конце 19 в. в окрестностях острова их было тринадцать, до наших дней сохранилось лишь шесть. Сегодня это кольцо памятников называют Кижским ожерельем. Кроме того, на самом острове стоят часовни, перевезенные из других мест.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
От главного причала наш теплоход движется вдоль западного берега к северной оконечности острова Кижи. В конце 19 века на нем насчитывалось девять деревень, две из них существуют и поныне. На западном берегу свободно раскинулась деревня Васильево. Старинное ее название – Большой Двор, так назывались центры владений новгородских бояр в северных погостах. Позже за ней закрепилось название Лукинщина, а к началу 20 в. – Васильево. Архитектурный облик этого поселения сегодня определяют дома, перевезенные из различных заонежских деревень, но, вместе с тем, здесь есть постройки, которые стоят на своем «родном» месте. Старейшая из них – часовня Успения Богородицы, расположена в начале деревни, у самого берега. Можно сказать, что она является и одной из главных достопримечательностей о.Кижи. Народное предание упорно гласит, что часовня Успения старше Преображенской церкви, а, стало быть, она могла быть возведена на рубеже 17–18 вв. Успенская часовня не случайно была построена на открытом месте, у самого берега. Она прекрасно видна с воды, и всегда служила надежным ориентиром для судов, что проходили когда–то мимо этой деревни по оживленному водному пути.
Чуть дальше по берегу стоят крестьянские дома. Первый изних – дом Кондратьевой, был перевезен сюда из деревни Верхняя Путка. Он построен в 80–е годы 19 века крестьянином–бедняком Никитой Алексеевичем Пятнициным.
Следующая постройка, дом крестьянина Васильева, также как и часовня, сохранилась еще с прежних времен. Этот дом принадлежал зажиточной семье. Мезонин и необычная крыша придают оригинальность всему строению, делая его непохожим на остальные.
Немного дальше по берегу – еще один дом, также принадлежавший некогда зажиточной семье крестьянина Сергеева. Его отличает резная галерея – «гульбище», проходящая вдоль стен жилой части, под окнами.
В стороне от берега стоит дом крестьянина Сергина, больше похожий на сказочный терем, чем на крестьянское жилище. Дом был построен в 1884 г. в д.Мунозеро. Семья Сергиных была зажиточной, большое хозяйство давало возможность получать доходы от различных видов деятельности: они имели большой земельный надел, ригу, мельницу, лодку–сойму для промысла рыбы и перевозки грузов, держали до 12 коров и до 5 лошадей, разводили овец. В своей деревне дом выделялся среди других и размерами, и нарядностью декора.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
Участок маршрута от д. Васильево, вдоль берега, где расположен поселок реставраторов и производственно–реставрационный комплекс.
Крестьянские дома в Заонежье вплоть до самой коллективизации 30-х годов строились по старинному образцу. Традиционный хозяйственный уклад, при котором земледелие было тесно связано с разведением домашнего скот и сочеталось с ремесленной и промысловой деятельностью, определил и его архитектурно–планировочное решение. Разрушение этого уклада, запустение многих деревень привели и к исчезновению традиционных крестьянских домов – этих великолепных памятников народной деревянной архитектуры. Даже в условиях музейной экспозиции они требуют постоянной заботы, ухода, проведения ремонтных и реставрационных работ. Но особое внимание специалистов в последние десятилетия приковано к главной архитектурной достопримечательности музея, жемчужине коллекции – Преображенской церкви. Неотложная необходимость реставрации этого архитектурного шедевра стала причиной сооружения на о.Кижи уникального реставрационного комплекса. Он расположен немного дальше д. Васильево и предназначен для работы с отдельными элементами деревянных конструкций храма. Хорошо оборудованные помещения позволят сделать процесс реставрации непрерывным, не зависящим ни от времени года, ни от погодных условий. Кроме того, комплекс оснащен по последнему слову техники. Впервые в российской реставрационной практике здесь будут применяться самые новейшие технологии: это и рентгеновская диагностика внутреннего состояния бревен, и использование микроволновых сушильных установок для борьбы с микроорганизмами, поражающими и разрушающими древесину, и применение клеев последнего поколения, разработанных специально для этого памятника. Но не только Преображенская церковь нуждается в реставрации. Архитектурная коллекция музея «Кижи» насчитывает 87 памятников архитектуры, существование современного реставрационного комплекса позволит и в дальнейшем сохранить это архитектурное наследие.
Участок маршрута от реставрационного комплекса, вдоль западного побережья о.Кижи до дд. Зубово, Подъельники (материковая часть). Далее теплоход огибает о.Кижи с северной стороны.
Остров Кижи невелик: в длину он не превышает 6 км. На противоположном берегу, а это уже материковая часть, тоже располагаются деревни. Мы видим обычную для Русского Севера картину расселения: деревни здесь стоят не в одиночку, а группами, по берегам рек и озер, где почва была наиболее плодородной, а сам водоем мог выполнять роль судового или санного пути. Разделенные незначительным расстоянием, деревни образовывали своеобразные гнезда. Центром такого гнезда являлся погост или приходская церковь. Сложилась эта система не так уж давно, в средние века. В древнейшие времена, 8–9 тыс. лет назад, когда в этих местах появились первые обитатели – охотники на оленя, стоянки древнего человека располагались в укромных местах, по берегам узких песчаных заливов или в устьях рек. Охота, рыбная ловля, собирательство – вот что давало ему средства к существованию. Этническую принадлежность этих людей сегодня установить невозможно, никто не знает, на каком языке они говорили. Тем более удивительно, что, благодаря археологическим находкам, нам известно, как выглядели древние заонежане. По мнению антропологов, это были представители европеоидной расы. Средний рост мужчин достигал 177, а женщин – 166 см. Одежда шилась из шкур крупных животных: они носили куртки с капюшоном, штаны, обувь, похожую на унты, пользовались орудиями и приспособлениями для рыбной ловли и охоты, изготовленными из камня и кости. В то далекое время о.Кижи еще не существовал: он появился над поверхностью воды всего около 6 тыс. лет назад, в результате понижения уровня Онежского озера.
К началу нашей эры на территории Карелии сформировался финно–угорский этнос, который позже разделился на саамов, весь и корелу Все они в разное время заселили территорию Заонежья. Саамы вели примерно тот же образ жизни, что и древнейшее население края. Для веси корелы основным занятием было земледелие, поэтому их поселения возникали там, где земля была наиболее плодородной. В Заонежье почвы значительно отличаются от тех, что встречаются повсеместно на Русском Севере, поскольку в них присутствует редчайший минерал – шунгит, в состав которого входит углерод. Он и повышает естественное плодородие земли. Однако пригодные для обработки участки могли быть совсем небольшими, способными прокормить лишь несколько семей, поэтому селения, которые стали появляться в этих местах, были маленькими, а на свободных, еще не разработанных землях, со временем возникали «отпочковавшиеся» от старых, новые деревушки – «починки». Так и сложилась та традиционная застройка, которую мы видим вокруг и сегодня. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
По видимому, раньше других был заселен Большой Клименецкий остров (он расположен к востоку от о.Кижи). Там до сих пор существуют деревни с названиями вепсско–карельского происхождения: Кургеницы, Лахта, Корба. Русские появились в этих местах немного позже, это были выходцы из Псковских и Новгородских земель, они тоже селились на Большом Клименецком. В это же время первые новгородские поселения возникают и на о.Кижи. Что касается Заонежского полуострова, то обживать его стали позднее. Эту часть побережья еще называют Мандера, что можно перевести как «материк». Почвы Мандеры не отличались плодородием и весь там никогда не селилась. Эти места стали осваивать новгородцы, называя их между собой Пустым берегом. Впервые поселения Мандеры были перечислены в Писцовой книге за 1563 г. Удивительно, но все они сохранились и до наших дней.
Сейчас наш теплоход подходит к берегу, к тому месту, где и поныне находится д.Зубово, а рядом стояли и крестьянские дома деревни Подъельники. Впервые она была упомянута в Писцовой книге за 1563 под названием Березовец. В ту пору деревня состояла всего из одного двора, в 1911 году их было десять. Настоящим украшением деревни была маленькая часовня, возведенная в честь Святых Варлаама Хутынского и Параскевы Пятницы. Из всех деревенских построек сохранилась лишь она одна.
Участок маршрута от д.Подъельники к северной оконечности о.Кижи. В поле зрения попадают о. Еглов и Волкостров, в т.ч. д.Насоновщина и часовня Петра и Павла.
Продвигаясь все дальше к северу, минуя острова Кижского архипелага, невозможно не обратить внимание на то, как живописны их берега. Вместе с тем не только красота природы в этих местах очаровывает человека, не только памятники архитектуры делают их притягательными и интересными. Этот район чрезвычайно богат минеральными ресурсами. Уже известный нам шунгит не только повышает плодородие здешних земель. Сегодня он широко используется в различных очистительных установках, к примеру, в бытовых фильтрах для воды, идет на изготовление поделок и сувениров. Однако, благодаря своему уникальному составу, этот минерал может быть использован в новейших технологиях для создания принципиально новых современных материалов. Богаты заонежские недра и другими полезными ископаемыми: селен, ванадий, платина, золото, медь – вот далеко не полный перечень обнаруженных здесь подземных богатств. К ним же можно отнести и запасы подземных вод. В Заонежье существует несколько источников, которым жители приписывают целительные свойства.
Представьте себе, что наш теплоход движется по древнему судовому пути, где шли когда–то лодьи новгородских купцов – «гостей», как говорили в ту пору.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
Немного дальше о.Кижи, на о. Еглов, что лежит через пролив от Заонежского полуострова, находится деревня Еглово. Большую известность в Заонежье жители деревни приобрели благодаря своему искусству строить лодки. Знаменитые мастера–лодочники жили и на соседнем Волкострове.
«Кижанка» – так называли с давних пор излюбленную в этих местах модель. Надежная, устойчивая, грузоподъемная, она использовалась и для перевозки грузов, и на рыбном промысле. Судоходство и судостроение неотделимы друг от друга. Многие жители прибрежных поселений умели строить, или, как здесь принято говорить, «шить» лодки. Однако потомственных мастеров, знавших до тонкости это ремесло, было не так уж много. От отца к сыну, из поколения в поколение передавали они секреты своего ремесла. С 30-х годов кустарное производство лодок переросло в государственные мастерские, и до 60-х годов волкостровская судоверфь снабжала всю округу кижанками и соймами – большими лодками, грузоподъемностью до 15 т. Кроме того, строили баркасы и сейнера. В наши дни здесь, как и прежде, шьют лодки по старинным технологиям, но количество их очень ограничено – не более четырех в год.
И остров Еглов, и Волкостров, лежащий немного дальше, также, как и о.Кижи, отличались плодородием почвы, благодаря тому, что частично они сложены шунгитовыми и глинистыми сланцами. Волкостров, к тому же, известен и тем, что внутри обломков сланцев можно найти настоящие драгоценные камни – кристаллы аметистов. Волкостровский аметист имеет своеобразный розовато–сиреневый оттенок, эти камни были в большой моде при дворе в период правления Екатерины II, из них делали красивые ювелирные украшения: броши, серьги, кольца. Изделия из аметиста, привезенного с этого далекого острова, и сегодня украшают коллекцию драгоценностей Эрмитажа. Кроме того, здесь находили топаз, халцедон, гиацинт и другие камни.
В конце 19 века на Волкострове насчитывалось 7 деревень, с прошлых времен сохранилось 5. В д.Насоновщин и по сей день стоит часовня Петра и Павла, построенная в конце 17 – начале 18 веков. Среди других окрестных часовен она – одна из самых больших по размеру и сложных по форме: строили ее поэтапно: с востока уступом поднимается молельня – наиболее старая часть храма, увенчанная большой главкой, трапезную, звонницу и крыльцо пристроили позднее. И в прошлые времена, и теперь часовня Петра и Павла – центр и украшение этого места, его архитектурный центр.
Участок маршрута у северной оконечности о.
Кижи.Деревня Насоновщина до 1563 носила название Ефимовская. В то время, по сведениям из Писцовой книги, там проживал некий Гаврилка Насонов. В 1861 г. деревня упоминается уже под своим современным названием, в конце 19 века она насчитывала 4–5 дворов. В наши дни и Насоновщина, и Еглово, как и подавляющее большинство других деревень кижской округи, обитаемы только летом. Владельцы домов живут здесь как на даче, возделывая небольшие приусадебные участки, тогда как в первой половине 20 века население округи, в общей сложности, насчитывало более 2500 человек. Запустению этих мест способствовал целый ряд факторов, но наибольший размах отъезд населения приобрел в 60–70 годы, в связи с укрупнительной политикой в отношении маленьких, «неперспективных» деревень, которая проводилась на государственном уровне. В наши дни «градообразующую» роль взял на себя музей – единственное в этих местах государственное учреждение.
Участок маршрута от северной оконечности о.Кижи до часовни Трех Святителей.
Архитектурные экспозиции музея развернуты на острове Кижи, а расположенные в окрестностях исторические поселения стали для них естественным фоном. Здесь можно увидеть памятники архитектуры, перевезенные из различных заонежских деревень, а также из других районов Карелии.
Участок маршрута «часовня Трех Святителей».
Справа по ходу судна, на возвышении, мы видим часовню Трех Святителей – одно из красивейших сооружений в архитектурной коллекции музея «Кижи».[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
Построенная в конце 18 века в карельской деревне Кавгора, когда–то она стояла наверху пологого кряжа, по склону которого тремя улицами выстроились деревенские дома, а прямо у стен часовни росло несколько елей. Благодаря своей высоте – а она составляет 23 метра, эта постройка была видна издали, за несколько километров. В композиционном решении часовни доминирует стройный столпообразный восьмерик, завершающийся шатровой звонницей.
Участок маршрута от часовни до Пудожского сектора.
Часовня из Кавгоры стоит сейчас в северной части острова. Специалисты музея постарались, насколько возможно, подобрать для нее подходящее природное окружение. Однако нельзя не признать, что, как и все памятники архитектуры, перемещенные в музейные экспозиции, она лишилась своей подлинной, неповторимой природной среды и исторически сложившейся деревенской застройки. Изъятая из родной стихии, эта часовня, безусловно, теряет какую–то часть своей красоты и очарования. Тем не менее, утрата могла бы быть куда боле тяжелой, если бы погиб сам памятник. Разбросанные по труднодоступным деревням, где давно уже никто не живет, старинные храмы, дома и другие постройки, к сожалению, все быстрее и быстрее исчезают с лица земли. При таких условиях их сохранение в условиях музейной экспозиции является, порой, единственным выходом.
Участок маршрута «Пудожский сектор».
Продвигаясь вдоль восточного берега о.Кижи нельзя не обратить внимание на три больших крестьянских дома, которые высятся на крутом берегу. Дома массивные, на высоких подклетах, их нарядные фасады обращены к озеру, окна выходят на деревенскую улицу, а ближе к берегу, напротив домов, стоят амбары. Так выглядит созданная в экспозиции музея пудожская деревня. Территория Пудожского уезда, столицей которого издавна был г.Пудож, находилась на восточном берегу Онежского озера. Также как и Заонежье, Пудожский край считается районом с русским населением. Как и заонежане, пудожские крестьяне занимались земледелием, особое место отводилось возделыванию льна. Волокно, выработанное на пудожских льнотрепальнях, расходилось по всей Европе. Во второй половине 19 в. лен под названием «карелка» был отмечен серебряными наградами на двух Всемирных выставках в Париже. Животноводству, промыслам, ремеслам тоже отводилась важная роль. Многие жители занимались рыбной ловлей, промышляли пушного зверя. Дома этой воссозданной пудожской деревушки раньше стояли в разных селениях. Они представляют собой различные, наиболее распространенные в этом краю, типы крестьянского жилища. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
Деревенскую улицу, на которую выходят фасады домов, с двух сторон ограничивают изгороди–задергушки, а у дороги стоит высокая ель причудливых очертаний. Интересно, что пудожская деревня, или Пудожский сектор, как принято его называть в музее, стоит вблизи тех мест, где прежде располагались старинные кижские деревни Бишево и Морозово. Как и многие другие, они давно уже не существуют.
Участок маршрута от Пудожского сектора до д. Ямка.
На нашем пути мы увидим еще одно историческое поселение о.Кижи – это деревня Ямка. Самые ранние сведения о ней мы находим в той же Писцовой книге за 1563 год. Тогда деревня носила название Трофимовская (или Харчевская). До 17 века в ней было не более 1–2 дворов. В период Смутного времени, как и многие другие, деревня была разорена, но вновь отстроилась, первым новоселом тогда стал Истомко Васильев Ольхин, благодаря чему она получила новое название – Ольхино. В конце 19 века здесь было уже 14 дворов. В начале 20-го века название деревни вновь изменилось, и с тех пор ее называют Ямка. Жившие здесь люди занимались крестьянским трудом: они имели земельные наделы, держали в небольшом количестве скот: в среднем 1–2 лошади, 2–3 коровы, разводили овец. Также издавна занимались здесь и промыслом рыбы,
Разные дома собраны в д.Ямка. На протяжении веков своего существования она изменялась, дома перестраивались, их количество увеличивалось. После включения в музейную экспозицию на местах малоценных в художественном отношении строений появились более интересные, перевезенные из окрестных селений, зачастую уже не существующих. Сейчас в этих домах проживают сотрудники музея.
Участок маршрута «д.Ямка».
Как и большинство заонежских деревень, Ямка расположена на берегу озера, дома выстроились в одну линию, вдоль берега, из них большая часть построена по типу «брус». В самом начале деревни мы видим дом – «брус» с уширенным сараем. Развернутый лицевым фасадом к деревне, он как бы ограничивает пространство, делая его более замкнутым и уютным. Созданию атмосферы уюта способствует и расположение остальных домов – они стоят по дуге, повторяющей очертания береговой линии.
Есть в Ямке и дом – «кошель», он стоит в центре ряда. Такой дом можно назвать визитной карточкой Заонежья. Он сразу обращает на себя внимание своей огромной крышей, один свес которой делается в 2–3 раза длиннее другого. Под длинным свесом, на первом этаже, расположены хлева, на втором – сарай и сеновал, а под коротким находятся жилые помещения. Благодаря такой планировке значительно увеличивалась площадь хозяйственной части. Просторные хлева позволяли содержать больше домашнего скота, а сарай мог использоваться не только для хранения разнообразного инвентаря и запасов сена, но и как мастерская ремесленника. На сарае работали мастера по изготовлению лодок и саней, там вили канаты для оснастки судов и орудий ловли рыбы, мог стоять верстак, токарный станок и другие приспособления, необходимые для разного рода ремесленнической деятельности.
Совсем недавно в деревне появилась и часовня, которая раньше стояла в другой части острова, вне экспозиционных секторов. Построенная в 18 веке, она, также, как и часовня в Насоновщине, освященна во имя Апостолов Петра и Павла. Однако историческое место ямковской часовни – высокий холм позади домов, Нарьина гора. Сегодня там стоит храм, перевезенный из д. Вигово – часовня Спаса Нерукотворного, которую построили на рубеже 17–18 веков. Ее светлый серебристый шатер, видный издалека, неизменно притягивает наш взгляд.
Участок маршрута от д.Ямка, вдоль берега до дома Яковлева.
Продвигаясь все дальше вдоль восточного берега острова, миновав небольшие домики, выстроенные здесь для тех сотрудников, кто работает в музее в летнее время и солидные строения пожарного депо, мы видим еще один очень интересный архитектурный сектор, он воспроизводит традиционную для карельских районов однодворную деревню. Невозможно не обратить внимание на большой красивый дом, стоящий почти у кромки воды. Вокруг него – различные хозяйственные постройки: рига, баня, амбары. Дом был построен в 80–90 гг. 19 века в д.Клещейла, которая находится в Пряжинском районе Карелии, где проживают карелы–ливвики. Выбор участка для создания усадьбы крестьянина–карела не был случайным: в старину тут находилось еще одно историческое поселение о.Кижи: деревня Дудкин Наволок. В июле 1871 года известный ученый–славист Александр Федорович Гильфердинг записывал в этой деревне древние русские былины об Илье Муромце и Соловье разбойнике, о Вольге и Микуле, о Добрыне и Маринке – их напел знаменитый на все Заонежье сказитель Трофим Григорьевич Рябинин. Район о.Кижи богат не только памятниками материальной культуры, музыка и поэзия сопровождали и будни, и праздники заонежан. А знаменитые заонежские сказители, исполнители древних былин, история которых восходит ко временам Киевской Руси, проживали в окрестностях о.Кижи: Трофим Рябинин и Симеон Корнилов на Большом Клименецком, Илья Елустафьев – на Волкострове, Василий Щеголенок – на Боярщине, что находится напротив д.Васильево…Не превращая свое мастерство в профессию, не порывая с крестьянским трудом, они хранили в своей памяти эпические песни, давно забытые в центральных районах России и вновь открытые для российской и мировой литературы здесь, в Заонежье. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
Участок маршрута от дома Яковлева до Кижского архитектурного ансамбля.
Наша поездка приближается к концу. Немало успели мы увидеть за то время, что провели вместе: это большая часть памятников архитектуры, стоящих на острове Кижи, его исторические поселения и архитектурные сектора, созданные совсем недавно. Обогнув остров с южной стороны, мы вновь возвратимся к главному причалу, и все то время, что осталось нам до конца этого маленького путешествия, за бортом будут проплывать храмы Кижского погоста: необычайно гармоничные, устремленные ввысь, гордо царящие над всей округой, они непостижимым образом сливаются с окружающей природой, как будто выросли из этой земли, как растут на открытых солнцу полянах могучие северные ели. Удивительно красиво звучание многоглавой Преображенской церкви, эхом вторит ей, увенчанная легкой короной, Покровская, а на близких берегах, отступив в тень вековых деревьев или поднявшись на взгорок, тихо и нежно откликаются маленькие часовни.
//
Традиционная культура русских Заонежья (материалы методического кабинета экскурсионного отдела)
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.
История острова Кижи. Кижский Погост, деревни острова
- Кижи: информация
- Валаам: фото
Остров Кижи находится среди цепи островов, между материковым мысом северной части Карелии и крупным островом Большой Клименский.
Один из 1650 известных островов Онежского озера. Но сколько их на самом деле — не может сказать никто.
Ближайший населенный пункт — Великая Губа.
Это небольшой поселок, от которого по мысу пробита широкая проселочная дорога, и иногда встречаются остатки старых деревень.
Но, так было не всегда…
Расселение в этих краях шло с запада, финно-угорскими племенами.
Считается, что это началось в X-XI веках. Но доподлинно о тех временах ничего не известно. Если учитывать историю Скандинавских викингов, то поселения в Карелии могли существовать уже в VI- VII веках. Но вряд ли остров Кижи в те времена был кому-то интересен — мест по берегам Онеги было достаточно.
Викингов Онежские края не интересовали — было далеко, люди жили очень бедно и не было смысла затевать грабительские походы — под боком была богатая Европа: Дания, Англия — еще раздробленная на отдельные королевства.
Насколько эти земли не интересовали европейцев, видно на средневековой морской карте, где Онежское озеро отмечено небольшим синим пятном.
А ведь оно в два раза больше самого большого озера «Европы» — шведского Верена. про остальные и говорить нечего — «лужи».
Происхождение названия «Кижи» точно не известно. одни историки говорят, что корень от вепсского слова kiz (kidz) — «мох, растущий на дне водоёмов».
Другие стоят на вепсском слове kisi — «игрище, место для игр, праздников».
Второй вариант кажется более правдоподобным — пологий, ровный открытый остров был удобен для организации больших сходов и торжеств.
С XI по XII века эти земли находились под влиянием Белозерского княжества.
В начале XIV оно было даже не завоевано, а просто куплено московским князем Иваном Калитой. Однако Онега была слишком далеко от Москвы и место Белозерья занял Великий Новгород.
Из Новгорода пошли в разные стороны монахи-проповедники. Они добрались до самых Соловецких островов в 1429 году…
После падения Новгорода в 1478 году, Москва образовала Каргопольский уезд.
Это была дальняя периферия основных исторических баталий (противостояния против Золотой орды) поэтому сперва сюда ссылали плененных ордынских ханов, а потом и других политических противников Москвы.
Однако Каргополь не смог стать настоящим Карельским центром.
Его место занял Олонец. Была построена мощная крепость, образована Олонецкая губерния.
Под прикрытием Олонецкой крепости появился знаменитый монастырь Александра Свирского.
Губерния занимала земли далеко в глубину современной Финляндии, а по размеру была больше средней европейской страны.
На 200 лет край почти что «засыпает». Но прошла Великая Смута. Россия оправилась от раздора и начала активно осваивать окраины.
К 1582 году, согласно писцовой книге Спасо-Кижский Погост являлся административным центром 75 деревень округи.
На самом острове Кижи находилось четыре деревни, но отдельные хутора и покинутые деревни так же заносились в архивы, и было записано, что у Кижей приписано 115 деревень.
Приписки нужны были местным властям, чтобы показать свою значимость начальству. И, чтобы было удобнее собирать подати и налоги.
Как бы там ни было, но к началу XVI века на Кижах уже стояло 12 храмов и церквей.
Прошло еще 100 лет, и край резко преобразился: здесь были найдены залежи медной и железной руды.
Уже отец Петра Первого начал призывать иностранцев устраивать бизнес в России.
Новгородский купец Семен Гаврилов нашел на острове медную руду. Пригласил датчан, знакомых с горным делом. Их звали Бутенант и Марселис.
К концу XVI века В Шуньге (севернее Кижей) и на самом острове работали три плавильных завода. сперва слитки отправляли в Каргополь.
Позднее, на военный завод, в Олонец. Но со строительством князем Меншиковым оружейного завода в Петрозаводске, всю руду перенаправляли уже туда.
На само острове процветало ремесло: за сотни километров в округе были известны «кижские ножи», которые отличало высокое качество работы.
С богатством росла и роль Кижского погоста, как культурного и религиозного центра. Однако от удара молнии случился большой пожар и лучшие церковные постройки сгорели.
На их месте стали возводить новые.
Церковь Преображения Господня была построена в 1714 году. Она вобрала в себя весь опыт и лучшие образцы православного строительства Карелии.
Шатровая колокольня — относительно поздняя постройка. Её сделали в 1862 году вместо старой, которая уже не могла нести нагрузку.
Эти две достопримечательности и есть визитная карточка Кижей, известная по всему миру.
С окончанием Северной войны, центр интересов Петра Первого сосредоточился на Санкт-Петербурге.
Постепенно горное дело на Кижах сходило на нет. Но подати требовали, как раньше.
Это приходило к волнениям среди крестьян. Самое известное — бунт 1769 года. На подавление пришлось потратить 2 года. В карельских лесах подавлять свободу было трудно…
Екатерина Великая провела большую административную реформу. Каргопольский уезд вместе с Погостом Кижи вошли в состав Олонецкой губернии, которой правил генерал-Губернатор Гаврии Державин.
С тех пор, до середины 20-го столетия Кижи снова погружаются в спячку.
Уезжают люди, ветшают церкви.
Но после того, как советская власть приняла решение о строительстве серии шлюзов и плотин, многие земли Карелии были обречены уйти под воду.
Тогда и решили собрать сокровища деревянного зодчества, и свезли из в одно место. Так было положено начало знаменитому музею Кижи.
Самой древней достопримечательностью, привезенной в Кижи, считается Церковь Воскрешения Лазаря.
Упоминания о ней найдены в писцовой книге 1629 года, и говорят о том, что церковь построили там, где жил и умер монах Лазарь в 1391 году.
Каждый сам может решить, сколько в этой истории правды. Но в любом случае, именно такие скромные обители были основой миссианского православия в далекие времена еще до эпохи Ивана Грозного.
Получив такую «жемчужину», речные круизные компании не могли остаться в стороне. Все маршруты теплоходов из Москвы и Санкт-Петербурга стали делать обязательные экскурсии на остров.
В 1990 году архитектурный музей Кижского погоста включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
С 1993 года остров-музей «Кижи» занесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия России.
Маршруты круизов:
111 111 111 Пермь — Чистополь — Казань — Елабуга — Пермь Петербург — Шлиссельбург — Валаам — Кижи — Мандргоги — Петербург
Фондсомов | Остров Кижи
Проект Бена Хейса предлагает музейный ландшафт, который облегчит реставрацию и сборку более двухсот деревянных православных церквей на острове Кижи на севере России. Он поясняет: «Эти хрупкие, оскверненные постройки имеют духовное присутствие, вызывающее уважение, однако в ближайшие десять-пятнадцать лет эти деревянные памятники почти полностью исчезнут». Это предложение подробно исследует изменяющиеся отношения между русским пейзажем и национальной идентичностью, прослеживая влияние романтизма в начале девятнадцатого века.
Ben Hayes
Университетский колледж Лондона
Архитектурная школа Бартлетта
Просмотр проектных досок
© Бен Хейс.
Юрий
Кент Джексон
Дмитрий Яджич
Найл Маклафлин
Джон-Пол Нуньес
Фред Пилброу
Это предложение касается музейного ландшафта, который облегчит реставрацию и сборку 250 деревянных православных церквей на острове Кижи на севере России.
В этих хрупких, оскверненных постройках есть духовное присутствие, вызывающее уважение, однако в ближайшие десять-пятнадцать лет эти деревянные монументы почти полностью исчезнут. Церкви когда-то были центральными для своих общин, точно так же, как православная вера была центральной для людей. Они говорят о внутренней жизни людей в этом месте. Это лирическое предложение подробно исследует изменяющиеся отношения между русским пейзажем и национальной идентичностью, прослеживая влияние романтизма в начале девятнадцатого века и рассматривая широкомасштабное влияние советской коллективизации и дерурализации.
Гибель русской деревни. © Бен Хейс.
Гибель деревень происходит на всем пространстве бывшего Советского Союза уже не одно десятилетие. Однако в последнее время ситуация еще больше обострилась. Если российские культурные институты не отреагируют на это, исчезнет большой период русского культурного наследия. © Бен Хейс.
Этот проект бросает вызов программе существующего музея на острове Кижи и предполагает более масштабную архитектурную интервенцию, радикально расширив ее, включив в нее все 250 деревянных церквей. Я предлагаю новый реставрационный комплекс и музей, чтобы облегчить демонтаж церковных памятников с их первоначального местоположения, их транспортировку на Кижи морским транспортом, их реставрацию и хранение под открытым небом по всему острову. Объект будет содержать временные и постоянные сооружения для исследования, хранения, сохранения и демонстрации каждой перемещенной церкви. Проект решает две проблемы: он защищает и восстанавливает это хрупкое наследие, которое сегодня находится на грани полного исчезновения, и кардинально меняет представление посетителей о острове.
Вмешательство использует подход к ландшафту острова: весь остров рассматривается как хранилище охраняемых зданий, которые постоянно трансформируются, тем самым бросая вызов существующим представлениям о сохранении и наследии. Новое формирование этого ландшафта послужит толчком для всестороннего изучения зданий и сбора связанных с ними данных. Проект является искренним призывом к защите и прославлению этой самой хрупкой части культурного наследия России.
Накладка в разрезе комплекса предполагаемых церквей для переноса на остров Кижи. Исследование используется в качестве средства поиска формы и инструмента проектирования для определения формы конструкции здания, которое будет заключать в себе набор типов церквей во время их восстановления. © Бен Хейс.
Предлагается новый реставрационный комплекс и музей для облегчения демонтажа каждого памятника, его перевозки на остров Кижи и реставрации. Пять ангаров для реставрации спроектированы специально для размещения ряда избранных церквей на основе их типологической классификации. Затем артефакты реставрируются в промежутках между мастерскими. Раздвижные конструкции крыши поднимают артефакты в залив и через него во время процесса. © Бен Хейс.
Раздвижные двери специально разработаны для различных типов церквей. Внутренняя структура представляет собой обитаемую портальную систему, позволяющую плотникам восстанавливать и реконструировать артефакты, а также место, где посетители могут получить доступ и наблюдать за артефактом сверху. © Бен Хейс.
Последовательность восстановления. © Бен Хейс.
Хранение артефактов и обслуживание острова. © Бен Хейс.
Обслуживание ландшафта. © Бен Хейс.
В этом предложении остров нарисован через сто лет, чтобы установить набор правил и осознанную стратегию курирования. © Ben Hayes.
Районы острова становятся урбанизированными по мере того, как на остров переносится все больше и больше деревянного наследия. Изначально планируется, что на острове будет размещено более 250 деревянных церквей, а также место для других типологий зданий, которые будут вписаны в ландшафт. © Бен Хейс.
В таких случаях существует стратегия планирования и зонирования. © Бен Хейс.
Это проектное предложение для острова Кижи разработано на основе практики создания крупномасштабных чертежей, моделей и окружения. Для проверки и изучения идей, касающихся материальной культуры и обращения с архитектурным наследием в будущем, использовался ряд масштабов и средств массовой информации. © Бен Хейс.
Ben Hayes
Университетский колледж Лондона
Архитектурная школа Бартлетта
Бен Хейс
ранее работал в Matthew Springett Associates, Foster + Partners, жил и работал в Лондоне и Пекине. Хейс присоединился к Niall McLaughlin Architects в 2013 году, где он работает в настоящее время. Продолжая свой интерес и исследования в области русского наследия, Хейс использовал свою исследовательскую стипендию для дальнейшего путешествия в Россию, чтобы продолжить работу над проектом «Русский ковчег» и сотрудничать с благотворительной организацией «Деревянная архитектура в опасности» (WAaR).
ТурСоловки и Кижи / 7D
►Туры ► Туры по Русскому Северу ► Экскурсия на Соловки и Кижи
Этот тур на Соловецкие острова и остров Кижи – уникальное путешествие вглубь Русского Севера, во время которого вы увидите шедевры северной русской архитектуры и завораживающие пейзажи. Соловецкие острова находятся всего в 140 км от Полярного круга. Вы проследуете путь, пройденный тысячами паломников, а затем тысячами заключенных, которые были отправлены сюда в более темный период истории островов, когда здесь был основан первый лагерь ГУЛАГа. Сегодня неумолимые северные пейзажи, удаленность островов и оторванность от «цивилизации» привлекают сюда туристов.
Вы также посетите один из самых удивительных образцов русского деревянного зодчества – Спасо-Преображенскую церковь на острове Кижи. Представьте себе 22-главую церковь, возвышающуюся на острове посреди огромного озера среди прекрасной нетронутой природы. Вы не можете не быть впечатлены.
Эта экскурсия на Соловецкие острова и на Кижи спланирована таким образом, что вы отправляетесь поездом из Москвы, а заканчиваете экскурсию в Санкт-Петербурге, однако тур может быть организован и в обратном порядке.
Москва → Петрозаводск → Кижи → Кемь → Рабочеостровск → Соловки → Санкт-Петербург
1 ДЕНЬ / ОТПРАВЛЕНИЕ МОСКВА
Трансфер с вокзала вашего отеля на ж/д. Отправление поездом премиум-класса с Ленинградского вокзала в Москве до Петрозаводска.
Продолжительность: 12 часов
2 ДЕНЬ / ОСТРОВ КИЖИ
Прибытие в Петрозаводск. Трансфер в ваш отель.
Трансфер в Онежский док.
Отправление катера на остров Кижи.
Продолжительность : 1ч25
По прибытии экскурсия по острову Кижи — основные моменты этой экскурсии включают:
- Спасо-Преображенская церковь — это самое известное и выдающееся здание архитектурного ансамбля. Он датируется 1714 годом и имеет 22 купола, расположенных на разных уровнях. При высоте 27 метров это высота 11-этажного жилого дома. Он построен из дерева, и часто говорят, что он был сделан без единого гвоздя (хотя плитки куполов имеют гвозди, чтобы прочно удерживать их на месте). Иконостас храма имеет четыре ряда и состоит из 102 икон, предположительно датируемых концом 18-началом 19 века.век. Две древнейшие иконы — «Преображение» и «Покров» — датируются концом XVII века.
- Покровская церковь – эта церковь была построена в 1764 году и имеет восемь куполов, окружающих центральный купол. Эти купола небольшие по пропорциям, чтобы не заслонять собой соседний собор. Первоначальный иконостас Покровской церкви утрачен, но в 1950-х годах были проведены реставрационные работы и здесь были установлены иконы из Прионежья XVII-XVIII веков.
- Церковь Воскресения Лазаря — эта церковь была построена где-то между 14 и 16 веками, что делает ее одной из древнейших на Русском Севере. Привезен на Кижи из бывшего Муромского монастыря в 1959 году.
- Овшевнево Дом — этот дом 19 века был привезен в Кижи из близлежащего села Овшевнево. Большой двухэтажный дом сочетает в себе как жилые, так и служебные помещения, отвечающие потребностям сурового климата и быта местных крестьян. Этот тип дома характерен для 19Крестьянские дома X века вокруг Онежского озера.
Продолжительность : 1 час 40 | Транспорт : пешеходная экскурсия
Свободное время на острове.
Трансфер обратно в Петрозаводск.
Ночь в Петрозаводске.
3 ДНЯ / ПОЕЗД В КЕМЬ
Завтрак в отеле.
Трансфер на вокзал. Поездом в Кемь.
Продолжительность : 10ч
По прибытии в Кемь трансфер в гостиницу.
Ночь в Рабочеостровске.
4 ДЕНЬ / КЕМЬ — СОЛОВКИ
Прибытие в Кемь. Переезд в Рабочеостровск.
Расстояние: 10 км
Отплытие корабля на Большой Соловецкий остров.
Расстояние: 45 км | Продолжительность : 2 часа
Прибытие в порт острова. Трансфер в ваш отель.
Экскурсия по острову — основные моменты этого тура включают:
- Соловецкий монастырь — пожалуй, самый красивый монастырь России, стены которого сложены из гигантских валунов. Здесь располагался первый лагерь особого назначения при Сталине и сюда отправляли жертв его репрессий.
- Спасо-Преображенский собор – главный собор монастыря, который датируется 1566 годом. Стены собора местами достигают пяти метров, а угловые купола похожи на башни крепости. Фактически, его архитектурное решение не имеет аналогов среди русских соборов.
- Трапезная – первое каменное здание монастыря, датируемое 1557 годом.
- Соловецкий острог – с 16 века в этом отдаленном монастыре содержались заключенные и до революции здесь содержалось около 500 человек. Среди наиболее известных заключенных здесь протоиерей Сильвестр, впавший в немилость к Ивану Грозному, Петр Калнышевский, последний гетман Запорожского казачьего войска, граф Петр Толстой, государственный деятель петровского времени, который был сослан сюда. при восшествии на престол Петра II и Александра Горожанского, члена декабристов.
- Соловецкая мельница – считается одной из старейших сохранившихся каменных водяных мельниц России.
- Благовещенская церковь – эта церковь датируется 1601 годом и является единственной церковью, иконостас и фрески которой сохранились.
Продолжительность : 3 часа | Транспорт : пешеходная экскурсия
Ночь на острове.
5 ДЕНЬ / СОЛОВКИ
Завтрак в отеле.
Экскурсия на Заяцкий остров. Большой Зайцкий остров находится в пяти километрах от Большого Соловецкого острова (главный остров Соловецкой группы) и здесь можно найти реликвию языческих времен в виде святилища, датируемого вторым или первым тысячелетием до нашей эры. эпохи, что делает его одним из старейших на севере Европы. Сайт состоит из 13 лабиринтов и около 900 каменных курганов. В 16 веке митрополит Филипп приказал построить здесь жилье для прибывающих в монастырь, а некоторые вспомогательные постройки — кухня и трапезная — сохранились до наших дней. Кроме того, здесь находится первая в России каменная гавань. Во время раскола Русской Православной Церкви сюда были посланы стрельцы для подавления мятежа монахов, отказавшихся принять реформы патриарха Никона. В 1920-х и 30-х годов здесь располагался карцер-изолятор для женщин-заключенных.
Экскурсия на мыс Белуги — единственное место в мире, где можно понаблюдать за белухами с берега. Во время отлива, всего два раза в день, белухи подплывают к мысу Белуги, чтобы насладиться более теплым мелководьем и одновременно очаровать зрителей своими движениями и пением. Это уникальное природное зрелище можно увидеть только в короткий период с середины июня до середины августа и только во время отлива.
Экскурсия на Секирную гору и Вознесенский скит — Секирная гора – самая высокая точка острова. Именно здесь зародилась монашеская жизнь на острове, так как именно здесь впервые поселились монахи Савватий и Герман (основатели Соловецкого монастыря). В Вознесенском скиту есть церковь, которая уникальна тем, что одновременно служит и маяком. Маяк начал работать в 1867 году и до сих пор указывает морякам путь. Его свет виден ночью на расстоянии до 60 км. В советское время здание использовалось как камера одиночного заключения. Заключенных держали в неотапливаемой Вознесенской церкви и заставляли спать прямо на каменном полу. У подножия холма массово казнили заключенных, и здесь до сих пор время от времени находят человеческие останки.
Продолжительность: 6-7 часов Транспорт: от частного автомобиля, лодка
6 Day / Solovky — Rabocheostrovsk
Завтрак в вашем отеле.
Трансфер из отеля в порт.
Отправление теплохода в Рабочеостровск.
Расстояние: 45 км | Продолжительность : 2 часа
Прибытие в Рабочеостровск. Заселение в гостиницу в Кеми. Ночь в Кеми.
7 ДЕНЬ / ПОЕЗД В САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Утренний трансфер из Рабочеостровска на железнодорожный вокзал в Кеми.
Поезд до Санкт-Петербурга (есть вагон 1-го класса)
Продолжительность : 15 часов
По прибытии трансфер в гостиницу.
- Дополнительные экскурсии следует заказывать до начала тура, чтобы составить маршрут.
- Эту поездку можно организовать с конца мая по сентябрь. Лучшее время для путешествия по этому маршруту: с конца июня до середины августа.
- На Соловецкие острова (или обратно) можно добраться самолетом через Архангельск.
- Следует учитывать, что на Соловецких островах нет роскошных отелей, ресторанов, баров или ресторанов.
- Рекомендуется взять с собой лекарство от морской болезни на случай, если переход будет трудным. Кроме того, рекомендуется использовать спрей от комаров.
- В программу входит посещение действующего православного монастыря, поэтому при посещении следует быть в соответствующей одежде: для мужчин это означает отсутствие шорт, а для женщин – покрывать голову и носить длинную юбку, закрывающую колено, а не брюки.
- На острове всего несколько мест, где подают еду, поэтому мы рекомендуем бронировать проживание с завтраком и ужином.
- Тур доступен на английском языке – другие языки по запросу.
- В высокий сезон (июль — август) и в праздничные дни рекомендуем бронировать тур заранее, так как количество мест в отелях на острове очень ограничено.
• ПОЛИТИКА ОТМЕНЫ •
ДАТА ОТМЕНЫ | СТОИМОСТЬ АННУЛИРОВАНИЯ |
---|---|
ЗА 60 ДО 45 ДНЕЙ ДО ВЫЛЕТА | 10% |
ЗА 44 ДО 15 ДНЕЙ ДО ВЫЛЕТА | 30% |
ЗА 14 ДО 7 ДНЕЙ ДО ВЫЛЕТА | 50% |
МЕНЕЕ ЧЕМ ЗА 7 ДНЕЙ ДО ВЫЛЕТА | 100% |
Дата тура
Язык
Количество пассажиров
Взрослые люди: 12345678910
Дети (6-16 лет): 012345
Размещение:
3*отели4*отели
Стоимость тура в USDEURGBPRUB
Включено
- Частный транспорт по программе
- Услуги частного гида по программе
- Входные билеты в музеи.