«Если в нейтральных водах океана появится новый остров/атолл, какое государство будет на него претендовать. ?» — Яндекс Кью
ГлавнаяСообществаПолитикаМеждународное правоОстрова
Александр Иванов ·11,9 KDmitry Orlov
International relations student, traveling aficionado, bluegrass musician · 23 мая 2016
Такая территория в нейтральных водах автоматически получит международно-правовой статус terra nullius (c латыни — «ничья земля»), то есть территории, над которой никогда не осуществлялся суверенитет какого-либо государства. (К terra nullius также относятся территории, от осуществления суверенитета над которыми официально отказалось государство, обладавшее этим суверенитетом, но так как в вопросе речь идет о новых территориях, эту категорию мы опустим).
Контроль над таким островом или атоллом перейдет любому государству в случаю осуществления фактического завладения территорией (то есть, установления государственной власти и суверенитета над данной территорией), но только в том случае, если такое завладение не будет нарушать нормы международного права или какие-либо существующие международные договоры.
Кстати, во времена колониального раздела мира концепция terra nullius действовала не только в случае необитаемых территорий – в истории имеется множество случаев, когда объявление территорию «ничьей землей», то есть провозглашение отсутствия официального суверенитета над территорией (даже если на ней жили какие-либо племена или народы) являлось основой для присвоения территорий другим государством. Среди наиболее известных примеров таких событий – вхождение Новой Зеландии и Канады в состав Британской Империи.
Другой способ получить контроль над такой территорией – добиться официального международного признания притязаний на эту территорию (в случае, если на terra nullius претендуют несколько государств). Примером такого завладения стало разрешение Международным Судом ООН в 2013 году территориального спора Буркина-Фасо и Нигера, когда Нигеру была передана небольшая территория, обладавшая статусом «ничьей земли».
Надо отметить, что и сейчас статус terra nullius достаточно распространен – самым крупным его примером является Антарктида, ни на одну из частей которой не распространяется суверенитет какого-либо государства. Статус Антарктиды интересен еще и тем, что на её части официально претендуют несколько государств – Австралия, Аргентина, Новая Зеландия, Великобритания, Норвегия, Франция и Чили. По заключенному в 1959 году договору об Антарктике территориальные претензии этих государств были закреплены без возможности расширения (важно: были закреплены претензии, но не суверенитет над территориями, т.к. существует множество спорных моментов, например пересечение аргентинского, британского и чилийского секторов), а еще несколько государств (СССР/Россия, США, Перу и ЮАР) оставили за собой право выдвигать такие претензии.
Станислав Суховей
Мастер на производстве.Человек с солидным багажом опыта. · 23 мая 2016
Начнем с простого: если это будет акватория ледников вокруг Северного или Южного полюса, то там все поделено на зоны ответственности между несколькими странами, так что в чьей зоне окажется, та страна и будет претендовать (правда, не понятно, зачем — разве что новую арктическую или антарктическую базу построить) Если это будет акватория Тихого океана, то опять же -. .. Читать далее
Почему идея Питера Тиля об искусственном островном государстве до сих пор не реализовалась — Будущее на vc.ru
Издание Business Insider рассказало, как власти Французской Полинезии разрушили амбициозную мечту миллиардера.
16 215 просмотров
В 2008 году основатель PayPal Питер Тиль запустил проект по созданию искусственного острова — систейда — жители которого не подчинялись бы законам других стран и существовали независимо от остальных государств. Тиль инвестировал $1,7 млрд в Институт систейдинга, но отошёл от управления организацией в 2011 году. Позже в интервью он заявил, что постройка такого острова не выглядит реалистичной.
Тем не менее, вплоть до 2018 года Институт прорабатывал планы по созданию своего государства на юге Тихого океана.
Как развивался проект
В 2008 году Тиль написал, что «между киберпространством и космосом лежит возможность заселить океаны». Он мечтал «сбежать от политики в любой её форме» в новое либертарианское сообщество.
Инвестор объединился с бывшим разработчиком Google Пэтри Фридманом, который предложил идею систейдинга — строительства свободных сообществ, находящихся в открытом море вне юрисдикции какой-либо конкретной страны.
После основания Института систейдинга в 2008 году некоторые эксперты из Кремниевой долины раскритиковали идею — по их словам, такое «островное поселение» было бы слишком нереалистичным, дорогостоящим и элитаристским, чтобы добиться действительно стоящих результатов.
Тем не менее, концепция систейдинга стала набирать поддержку среди либертарианцев и тех, кто не подвержен влиянию Кремниевой долины. В 2013 году краудфандинговая кампания проекта собрала более $27 тысяч.
На протяжении нескольких лет Институт систейдинга планировал организовать поселение в нейтральных водах без привязки к одному из существующих государств. Выяснилось, что стоимость такого проекта чересчур высока.
Согласно Конвенции ООН по морскому праву, более 100 государств контролируют исключительные экономические зоны шириной 200 морских миль (около 370 километров). Таким образом, Институту систейдинга пришлось бы строить свои сооружения как минимум на таком отдалении от берега. Это повышает стоимость проекта, включая затраты на транспортировку жителей и рабочих.
Выбор места
По расчётам Института, проекту потребовалось бы по крайней мере $225 млн, чтобы построить сооружения, и по $8 млн ежегодно, чтобы поддерживать их в пригодном для жизни состоянии. Систейдеры решили заключить партнёрство с одной из существующих стран.
Выбор пал на Французскую Полинезию — заморское сообщество Франции, которое расположено в южной части Тихого океана.
Правительство опасается, что территория находится под угрозой наводнений. Постройка морских сооружений могла стать спасением. В 2016 году руководство Института систейдинга отправило своих представителей на встречу с властями Французской Полинезии. Они предложили два варианта постройки — систему плавучих платформ с солнечными панелями и ветрогенераторами и платформу в форме подковы.
На таких платформах могли бы жить около 250 человек на расстоянии примерно километра от берега. Жители могут покупать продукты, учиться и работать прямо на своём «острове», а также использовать паром, чтобы съездить на острова Французской Полинезии для иных нужд.
Согласно предложению Института, Французская Полинезия не должна управлять «островом» или взимать налог с его жителей, но резиденты обязаны соблюдать некоторые местные законы — в основном уголовное и экологическое право.
Изначально предполагалось сделать платформы модульными — её житель мог отделить свой дом от общего «острова» и отплыть прочь. Обеспечивать платформу ресурсами можно при помощи солнечных батарей и очищенной морской воды.
Французская Полинезия должна была предоставить пространство для проекта, а Институт — финансирование. Его руководство планировало привлечь инвестиции у нескольких инвесторов, чьи имена не называются, а также будущих жителей и представителей морской промышленности.
В 2016 году предположительная стартовая стоимость строительства составила $30 млн, каждая дополнительная платформа стоила бы ещё $15 млн.
Отказ от сотрудничества
Пока Институт прорабатывал проект, власти Таити, крупнейшего острова Французской Полинезии, стала беспокоить перспектива «технологического колониализма». Местный телеведущий Александр Тальерсио стал голосом «оппозиции» — в одной из передач он описывал проект как нечто среднее между «гениальностью» и «манией величия».
В интервью газете Guardian Тальерсио заявил, что переезд на такой «остров» — всего лишь способ для богатых американцев избежать налоговой нагрузки.
В феврале 2018 года власти Французской Полинезии заявили, что соглашение с Институтом истекло в конце 2017 года — таким образом, поселение возле берегов Таити построено не будет.
Представители одной из основных политических партий, Независимого фронта освобождения Полинезии, пояснили, что изначально соглашение «не было контрактом», а лишь подразумевало организацию диалога между властями и Институтом систейдинга. Договор, по их словам, ни к чему не обязывал их страну: «Сейчас 2018 год. Документ устарел».
Институт систейдинга пока публично не комментировал крушение планов. На сайте до сих пор опубликовано видео о «плавучем острове» возле Французской Полинезии.
Ничейная земля: 3 территории, которые до сих пор остаются невостребованными
Когда дело доходит до раздела планеты, политики продумали почти все. Лидеры по всему миру послушно разделили континентальные шельфы, нашли и заявили права на острова с помощью спутников и установили законы для дальнейшего использования в отношении того, кто что получает, включая Луну. Но есть несколько кусочков Земли, которые все еще нуждаются в хозяине, и они готовы к захвату.
Еще от GlobalPost: 7 королевств в «Игре престолов» — это на самом деле 5 реальных мест
Бир-Тавиль
Горы в Египте. Эндрю Гриффит/Flickr Creative Commons.
Если вы ищете солнце и песок, Бир-Тавиль может стать идеальным местом для этого летнего дома. Граничащий с Египтом и Суданом, это участок земли в форме трапеции, на который никто не хочет претендовать. Бир-Тавиль состоит из пустыни и гор, и в нем отсутствуют какие-либо ценные природные ресурсы, что делает его довольно бесполезным. В чем причина «щедрости» двух стран? Оба хотят более красивую и полезную старшую сестру Бир Тавиля — Халаиб, участок земли, который намного больше и состоит из богатой почвы. По пограничному договору от 189 г.9, Халаиб принадлежит Египту. По договору 1902 года эта земля принадлежит Судану, а Бир-Тавиль принадлежит Египту. Оба признают договор, который дает им Халаиб, поскольку это лучший конец сделки, оставляющий Бир Тавила без владельца.
Земля Мари Берд
Вид с Земли Мари Берд. Андерсон Манчини/Flickr Creative Commons.
Если вы предпочитаете холодный климат, вам больше подойдет Земля Мэри Берд. Это огромный кусок земли (620 000 квадратных миль) в Антарктиде, который — опять же — никому не нужен. Это обширная замерзшая тундра, в которой, по-видимому, нет ничего, кроме враждебности и вулканов. Все страны, заинтересованные в Антарктиде, отказались претендовать на нее, потому что она так удалена. Территория имеет длинную береговую линию и была местом нескольких экспедиций и экспериментов. Здесь расположена база «Берд Стейшн», принадлежащая ВМС США. Если пустыня не ваша сцена, попробуйте Marie Byrd Land. Летом мороз 14 градусов по Фаренгейту.
International Waters/Ocean Floor
Anderson Mancini/Flickr Creative Commons.
Если вы хотите быть рядом с водой, у вас есть варианты. Большая часть Земли покрыта океаном — и большая часть океана и океанского дна остаются невостребованными. Согласно Морскому праву, принятому в 1982 году Организацией Объединенных Наций, каждая страна получает первые 12 миль от своего побережья (включая дно и его ресурсы) и 200 миль для «экономической зоны». В пределах этих 200 миль страны обладают «суверенными правами в целях изучения, эксплуатации, сохранения и управления природными ресурсами… и в отношении… производства энергии из воды, течений и ветра». Что касается остального океана? Все это подпадает под «международные воды», то есть не принадлежит никому и всем. Но если вы найдете там остров, на который никто не претендовал, он ваш, хотя с помощью спутниковых технологий шанс попасть на неизведанную землю крайне маловероятен.
БОНУС: небесные объекты
Через Moir/Flickr Creative Commons.
Если вы любитель приключений, обратите внимание на луну. Ни одна страна не владеет Луной (и другими космическими объектами), потому что в соответствии с Договором о космосе 1967 года ни одной стране это не разрешено. В договоре говорится, что исследования должны проводиться на благо всех наций, ничто в космическом пространстве не может претендовать на суверенитет, никто не может размещать в космосе ядерное оружие или другое оружие массового уничтожения, а астронавты должны «рассматриваться как посланники человечества». Тем не менее, есть некоторые споры, потому что в договоре ничего не говорится о том, могут ли люди владеть Луной, что привело к тому, что человек по имени Деннис Хоуп продал около 600 миллионов акров. Он написал в ООН, что заявил права на Луну, но так и не получил ответа. Таким образом, он продает акры земли за 19 долларов..95 с 1960-х — выгодная покупка.
Режим островов по морскому праву
Морское право Морская делимитация
IILSS 24 августа 2021 г. искусственные островаМожет ли остров быть создан человеком?Свобода строить искусственные островаОСТРОВАОстрова по морскому правуНаличие острововЧТО СОСТАВЛЯЕТ ОСТРОВЧто считается островом в соответствии с Ункло?Что считается островом в соответствии с Конференцией Организации Объединенных Наций по морскому праву?
СТАТЬЯ 121 КОНВЕНЦИИ ПО МОРСКОМУ ПРАВУ 1982 ГОДА
Статья 121 Конвенции 1982 года касается режима островов.
- Остров представляет собой естественно образованный участок земли, окруженный водой, который находится над водой во время прилива.
- За исключением случаев, предусмотренных в пункте 3, территориальное море, прилежащая зона, исключительная экономическая зона и континентальный шельф острова определяются в соответствии с положениями настоящей Конвенции, применимыми к другой сухопутной территории.
- Скалы, которые не могут поддерживать человеческое жилье или хозяйственную жизнь сами по себе, не должны иметь исключительную экономическую зону или континентальный шельф.
ЧТО СОСТАВЛЯЕТ ОСТРОВ
Искусственные острова, установки и сооружения не имеют статуса островов. У них нет собственного территориального моря, и их присутствие не влияет на делимитации территориального моря, исключительной экономической зоны или континентального шельфа. Тем не менее, несколько штатов стремились защитить определенные островные объекты, которые, хотя и образовались естественным образом, являются нестабильными и подверженными эрозии и находятся под угрозой потери своего статуса островов из-за того, что они не соответствуют критерию «над водой во время прилива».
Возможно, наиболее ярким примером усилий по сохранению островного характера уязвимых образований является сохранение Японией своего самого южного островка Окинторисима выше уровня прилива. Эта особенность создает около 160 000 квадратных метров исключительной экономической зоны для Японии, несмотря на то, что она состоит всего лишь из двух небольших пиков, расположенных на вершине затопленного рифа. Один из этих пиков возвышается не более чем на три фута над уровнем прилива. Японские власти построили вокруг острова искусственные морские укрепления. Хотя эти искусственные сооружения выше самих природных образований, именно последние создают протяженную морскую зону.
Nunn (1994) охарактеризовал рифы как непостоянные скопления песка и гальки, которые по мере накопления пляжных скал могут развиваться в более устойчивые образования, называемые моту. Это создает впечатление, что рифы могут подвергаться эволюции и разрушению с течением времени. Однако разумно предположить, что на тех рифах, которые были заняты, оккупантами были приняты меры для предотвращения эрозии и, возможно, даже были попытки способствовать строительству островов. В результате такие особенности вполне можно квалифицировать как «скалы» или даже «острова» (Хэнкокс и Прескотт, 19).95).
Требование «окружать водой» является бесспорным правилом.
Внимание было обращено на одну возможную неопределенность, которая представляет собой безоговорочную ссылку на прилив в параграфе один статьи 121. Вопрос о том, находится ли остров «над водой во время прилива», имеет основополагающее значение, как и предыдущие разделы, касающиеся других требований статьи 121. Статья 121 (1) продемонстрировать. Отношение объекта к уровню приливов различает острова (выше уровня прилива), возвышенности во время отлива (выше уровня отлива, но затапливаются во время прилива) и неостровные объекты (затапливаются во время отлива). Эта неопределенность связана с выбором вертикальной точки отсчета приливов, используемой для определения того, что представляет собой высокие и низкие уровни приливов. Общепринятая вертикальная приливная отметка не используется.
Точно так же, как есть количество отливов, есть такое же количество приливов. Малинг (1989: 239-41) выделяет пять приливов в пределах одного 19-летнего лунного цикла; это средний паводок, средний паводок, средний паводок, средний весенний прилив паводка и самый высокий астрономический прилив. Он также отмечает самый высокий наблюдаемый паводок, который может быть связан с аномальными метеорологическими условиями, такими как штормовой нагон. Отсутствие определенного прилива ставит вопрос о том, может ли остров когда-либо быть покрыт морем. Симмонс отмечает, что подготовительные документы для обсуждений, в результате которых были подготовлены 1958 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне содержалось определение, включавшее фразу «. . . участок земли, окруженный водой, который в нормальных условиях постоянно находится над уровнем воды». Он был включен неохотно, поскольку некоторые делегаты считали, что подразумевается понятие нормальных обстоятельств. Это предложение было отклонено в пользу предложения, которое также использовалось в первом абзаце статьи 121. Оно было отклонено по настоянию делегатов Соединенных Штатов по следующим причинам. Требования определения острова I.L.C. о том, что он должен находиться выше отметки прилива «в нормальных условиях» и «постоянно», противоречат друг другу, и, поскольку не существует установленной государственной практики в отношении влияния субнормальных, аномальных или сезонных приливно-отливное действие на статус островов эти термины следует опустить.
В то время как Симмонс принимает здравый смысл, позволяющий классифицировать особенности как острова, даже если они перекрываются исключительными или причудливыми приливами, он, похоже, обеспокоен штатами, которые приняли определенные уровни приливов, отличные от самых высоких весенних приливов.
С другой стороны, кажется неправильным, что особенность должна иметь островной статус только потому, что она находится под водой только во время самых высоких весенних приливов, но обычно находится над поверхностью во время квазиприливов.
Затем он показывает, что Соединенное Королевство и Новая Зеландия приняли средний весенний прилив прилива, и связывает это с делом франко-британского арбитража в Западных подходах, когда рассматривался статус Эддистоунских скал. Увы, Суд решил, что статус Эддистоун-Рокс не имел отношения к определению исходных точек. Не может быть никаких сомнений в том, что понимание тех, кто вел переговоры об определении, полагало, что затопление острова должно быть необычным событием. Однако решительное американское вмешательство включало ссылку на сезонные приливы, а также на субнормальные или аномальные приливы.
Бизли (1987, 8) предполагает, что термин «прилив» должен относиться к линии прилива, обозначенной как береговая линия на картах, официально признанных соответствующей страной. Это кажется разумным, поскольку ссылка в статье 5 Конвенции 1982 года на нормальные исходные условия означает, что они «. . . линия отлива вдоль побережья, отмеченная на крупномасштабных картах, официально признанных прибрежным государством». Предложение Бизли не исключает затопления острова морем в исключительных обстоятельствах.
Грант Бойс сообщил о примере такой ситуации. Иногда волны разбиваются о риф под названием Тева-И-Ра в южной части Тихого океана, высота которого составляет 1,8 метра, а длина – около 1000 метров, согласно данным британского лоцмана (The Hydrographer, 1984: 133).
В 1984 г. сообщалось, что на рифе была растительность, но в 1969 г. сообщалось, что он был голым, что побудило автора Пилота 1984 г.