Отец лазарь псково печерский монастырь: Преподобный Лазарь Прозорливый, Псково-Печерский (+1824)

ЛАЗАРЬ

Собор святых Псково-Печерского мон-ря. XVII в.(?) — XIX в.

Собор святых Псково-Печерского мон-ря. XVII в.(?) — XIX в.

(1733, Псковская пров. Новгородской губ.- 27.05.1824, Псково-Печерский мон-рь), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Псковских святых и в 4-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Псково-Печерских святых), иеросхим. Основным источником немногочисленных сведений о Л. стало его жизнеописание, составленное настоятелем обители архим. Аполлосом (Беляевым; впосл. архиепископ Вятский и Слободской) со слов прот. Иоанна Флоринского, а также «престарелых служителей монастыря» Федота Федотова, Григория и Николая Дорофеевых и Василия Константинова и членов семьи помещика А. С. Ковалевского (Аполлос (Беляев). 1862).

Род. в семье дьячка Филиппа. Сестра Л. девица Анастасия также была строгой подвижницей. До принятия пострига Л. служил священником в г. Опочке Псковской губ.

После кончины жены поступил в Псково-Печерский мон-рь, в 1785 г. был пострижен в монашество, нес послушание казначея, в 1800 г. принял схиму.

Каждый вечер до полуночи молился в Успенской соборной ц., заперев за собой двери изнутри; к утреннему богослужению являлся первый и ежедневно служил раннюю литургию. Носил власяницу и железные вериги, сначала в 17, а потом ок. 27 фунтов. В течение всей Страстной седмицы ничего не ел, лишь в Великий четверг вкушал просфору с водой. В пещерную келью подвижника не проникал дневной свет, т. к. окно было «застроено палатками» для продажи свечей. Спал на дощатой кровати, покрытой рогожей, под голову клал камень. В келье хранил гроб, в к-ром после кончины и был положен.

Мощи прп. Лазаря, хранимые под спудом в мон-ре

Мощи прп. Лазаря, хранимые под спудом в мон-ре

С постом и молитвой Л. соединял и труд — шил ризы, а вырученные деньги вместе с пожертвованиями от различных лиц раздавал нищим и посетителям, приходившим за благословением и наставлением.

Устроил в обители небольшую богадельню на 12 чел. На средства Л. были изготовлены сребропозлащенные «венцы с цатами» на монастырские иконы Сорока мучеников, вмц. Варвары, вмц. Параскевы Пятницы, преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, различные украшения на иконы Божией Матери «Скорбящая» и «Живоносный Источник».

По преданию, в янв. 1808 г. в течение ок. 3 суток Л. «был совершенно мертв». Братия положила его во гроб, готовилась к погребению. В монастыре хранится плита, приготовленная для его надгробия, с надписью: «Жизнь свою скончал в 1808 году месяца генваря 1-го дня». Но Л. ожил и после этого чудесного события усилил аскетические подвиги.

Стяжал дар прозорливости. С богомольцами и посетителями, почитавшими Л. как старца, разговаривал кратко, часто напоминал: «Люта смерть грешника» (Пс 33, ст. 22). Некий молодой приказчик, приехав в мон-рь, попросил Л. отслужить молебен перед чудотворной Печерской иконой Божией Матери. Старец исполнил его просьбу. Когда посетитель в благодарность за молебен пожертвовал значительную сумму (5 р.

ассигнациями), Л. строго сказал: «Клади все, что у тебя есть», прикровенно обличив его в краже у своего хозяина 300 р. Приказчик смутился, упал в ноги Л., раскаялся в грехах, но с недоумением спросил: «С чем же я, батюшка, пойду домой?» «С хлебом монастырским дойдешь до дому безопасно, а с деньгами не дойти». Раскаявшийся отдал все деньги, к-рые Л. положил в церкви отдельно от монастырских сумм. Получив от старца благословение и взяв хлеб, приказчик отправился в путь. В овраге близ оз. Утцы (ныне Утицкое) на него напали 2 разбойника, потребовали отдать деньги, но, обыскав, ничего не нашли и отпустили. Дома молодой человек признался хозяину-купцу в краже денег и беседе с дивным старцем. Набожный купец решил сам с семейством посетить Печерскую обитель для беседы с Л., после чего не только не принял похищенных у него и возвращенных денег, но и пожертвовал еще ок. 300 р. Также Л. предсказал скорую кончину благотворителя монастыря помещика А. С. Ковалевского.

Современникам Л. запомнился согбенным старцем маленького роста, с бледным лицом «воскового цвета — походил на мертвеца». При этом обнаруживал телесную крепость. Так, в окт. 1812 г. именно Л. вдвоем с настоятелем архим. Венедиктом (Постниковым; † 1835) вынес чудотворную монастырскую икону Успения Божией Матери из Печерской обители для перенесения во Псков с целью совершения молебнов об избавлении от нашествия франц. армии. Спустя нек-рое время настоятель устал, но Л. «нисколько не чувствовал тяжести и удивил всех очевидцев» (Аполлос (Беляев). 1862. С. 384).

29 мая 1822 г. Псково-Печерский мон-рь посетил имп. Александр I Павлович, путешествовавший из Пскова в Ригу. Узнав от архим. Венедикта (Постникова) о подвижнической жизни и прозорливости Л., государь отправился к нему в келью. Согласно изложению архим. Аполлоса, Л. предупредил: «Жизнь царя должна служить примером для подданных. Помни, государь, что нам остается недолго жить на земле». Прощались старец и царь с земными поклонами друг другу.

После кончины у Л. нашли 10 р. ассигнациями с надписью: «На угощение братии». Погребен при большом стечении верующих рядом с кельей — у входа в монастырские пещеры. Над гробом хранятся вериги преподобного и медная вызолоченная доска с литыми изображениями херувимов, изготовленная в 1835 г. на средства состоятельных почитателей старца. На доске написано: «На сем месте погребено тело Псково-Печерского монастыря иеросхимонаха Лазаря, приявшаго схиму после 15-тилетняго монашества в 1800 году и скончавшагося в 1824 году мая 27-го дня, на 91-м году от рождения».

Имя Л. включено в Собор Псковских святых, празднование к-рому установлено по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1987 г., и в Собор преподобных отцов Псково-Печерских, установленный по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1996 г.

Лит.: Аполлос (Беляев), архим. Псково-Печерский монастырь. СПб., 1860. С. 67-68; он же. Псково-Печерского монастыря иером. о. Лазарь // Странник. 1862. Июль. С. 377-386; он же. Псково-Печерский монастырь и Псково-Печерского монастыря иером. Лазарь. Новгород, 1864; Псково-Печерский патерик: Жизнеописания святых Псково-Печерских / Свято-Успенский Псково-Печерский мон-рь. [Печоры], 2008.

Д. Б. Кочетов

Псково-Печерская духовная семинария – Архивный сайт Псковской епархии

Репортаж в трех частях. Часть 1

Последние три года Псково-Печерский мужской монастырь переживает новую веху в своей истории. После возвращения в альма-матер митрополита Псковского и ПорховскогоТихона в качестве священноархимандрита и игумена, а сегодня еще и исполняющего обязанности ректора в организованной им при монастыре новой семинарии, дыхание Печор участилось, жизнь заиграла новыми красками. Сначала при обители был создан филиал Сретенской духовной семинарии. Спустя два года Псково-Печерская семинария – полностью автономная, в ней учатся два курса студентов, ведется набор абитуриентов. Семинария при Псково-Печерском монастыре – это синтез московской и санкт-петербургской школ с преподавателями из лучших духовных заведений страны. О том, как живут семинаристы в Печорах, о быте и дисциплине, послушаниях в монастыре, а также личные истории прихода в семинарию из первых уст – в первой части большого репортажа нашего сайта о Псково-Печерской духовной семинарии.

Духовник Псково-Печерской духовной семинарии схиархимандрит Никон (Антонов) с семинаристами

Ночь. Самолет. Печоры

Поздний рейс Москва-Псков. Самолет авиакомпании «Азимут» жестко приземлился на неровную полосу псковского аэропорта. Как выяснилось позже, дополнительный рейс из Москвы организовал сам митрополит Тихон (Шевкунов), чтобы преподаватели новой семинарии и гости монастыря могли добираться до места оперативно.

Международный аэропорт Псков имени княгини Ольги

Монастырский водитель «по совместительству» оказался прекрасным гидом, досконально знающим историю своего города и Псково-Печерского монастыря. Ночной Псков из окна минивэна особо разглядеть не удалось, однако, несмотря на поздний час, водитель показал мне и печерский Паломнический центр, и границу с Эстонией, где находится знаменитая женская обитель Пюхтицы.

Псков – живописный городок на реке Великой. Но только уже на обратном пути в аэропорт, спустя три дня, удалось посмотреть исторический центр города, Псковский Кремль, Троицкий собор с иконостасом размером с пятиэтажный дом, старинные храмы.

Митрополит Тихон с автором статьи, корреспондентом Христиной Поляковой

У православных слово «Печоры» ассоциируется в первую очередь не с самим городом, а Псково-Печерским монастырем и его древними храмами, чудотворными иконами, старцами (Иоанн (Крестьянкин), Серафим (Розенберг), Адриан (Кирсанов) и многие другие), пещерами Богом зданными, где насчитывается около десяти тысяч захоронений. Наверное, каждый, кто приезжает в Печоры, первым делом стремится попасть в пещеры – помолиться у гробниц псково-печерских святых, старцев, игуменов, духовников. Автор этих строк не исключение.

Псково-Печерскому монастырю скоро исполнится семь столетий. Он никогда не закрывался. Печерские храмы – это контраст стиля и цвета. Построены они в разное время, в разных архитектурных стилях. Сердцем и визитной карточкой обители является древнейший и самый благолепный в Печорах Успенский собор на дне оврага, которому более 500 лет.

Успенский собор – пещерный. Он весь ископан в горе и имеет только одну стену, обращенную внутрь монастыря. На скате крыши расположены в ряд 5 темно-синих куполов с золотыми звездами (символ Богородицы в христианской символике). Над главным входом в собор помещена Киево-Печерская икона Божией Матери с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими.

Всего в Печорах 9 храмов: Успенский, Благовещенский (1540 г.), Никольский (1564 г.), Покровский (1759 г.), Лазаревский (1800 г.), Сретенский (1870 г.), Корнилиевский (1986 г.), Михайловский собор-памятник (1815–1827 гг.), деревянный братский храм Собора преподобных отцов Псково-Печерских на Святой горе монастыря (1995 г.).

Печоры. День первый: пещеры, аисты, олени

Последние 3 года Псково-Печерский мужской монастырь переживает новый этап. После возвращения в альма-матер митрополита Тихона в качестве игумена, а сегодня и исполняющего обязанности ректора в организованной им семинарии, дыхание Печор участилось. Братия не сразу, но привыкли к переменам, приняли семинаристов, как чад во Христе. И правда, не проникнуться симпатией к ребятам невозможно.

Как отметил в нашем интервью владыка Тихон:

«Сейчас растет прекрасное, интересное поколение. Такие хорошие ребята! Добрые, искренние, верующие, духовно чистые, трудолюбивые, старательные, большинство из них прекрасно воспитаны. Они тянутся к знаниям, к духовной жизни. Уж если самые консервативные из всех консерваторов – монахи псково-печерские – нарадоваться не могут на наших семинаристов…».

Владимир Кириллин, доктор филологических наук, профессор, преподаватель истории России и русской литературы в Псково-Печерской семинарии, отмечает:

– Студенты духовных заведений в целом отличаются воспитанием, отношением к преподавателю, ответственным подходом к экзаменам и такому понятию, как дисциплина. У меня есть опыт работы в светских вузах, там студенты куда свободнее в этом плане, если не сказать развязнее. Когда читаешь лекцию в духовных школах, тебя слушают, а не разговаривают друг с другом. Идешь по коридору – с тобой здороваются. Оба курса псково-печерских семинаристов очень хорошие.

Владимир Кириллин с семинаристами

– В течение учебного года вы живете в Печорах?

– Нет, приезжаю в семинарию из Москвы раз в две недели.

– Как влияет на студентов тот факт, что семинария создана при монастыре?

– Во-первых, место благодатное. Во-вторых, сам монастырь воспитывает, так как, помимо интеллектуального, семинаристы получают и духовное образование: участвуют в богослужениях и деятельности обители, общаются с братией, непосредственно приобщаются к православной культуре и жизни. Монастырь, так скажем, бодрит семинаристов: церковные люди призваны соотносить свои мысли, слова, поступки с высшей ценностью – учением Спасителя и духовным опытом Церкви. Нам, преподавателям, монастырь тоже дает духовную пищу.

– Не только семинаристы, но и некоторые преподаватели носят подрясник. Какова его основная функция?

– Дисциплина, серьезный настрой. В подряснике лишнего себе уже не позволишь.

– То есть преподаватель и себя тоже воспитывает?

– В семинарии мы все друг друга воспитываем, это взаимный обмен (улыбается).

– Какое напутствие вы бы дали своим будущим студентам – тем, кто собирается поступать в семинарию?

– Нельзя подчиняться романтическим чувствам. Выбор должен быть осознанным. За свою долгую работу в духовных заведениях я неоднократно встречал людей, которые, поддавшись первому очарованию, поступали в семинарию, не понимая, что учеба в семинарии – это большая работа над собой и своего рода служение. Жизнь в коллективе, дисциплина, трудничество в монастыре, послушание – не все с этим справляются. Но, как правило, в семинарии нет случайных людей. Ребята приходят более-менее подготовленные, воцерковленные. В семинарии их опыт церковной жизни продолжается, но становится насыщеннее.

– Пандемия вносит коррективы в обучение?

– Считаю, на желание учиться и достигать поставленных целей пандемия не должна влиять.

Первый день в Печорах прошел в ознакомительной «суете», когда, что называется, попить воды некогда: записали интервью с митрополитом Тихоном в два этапа (владыка крайне занят, день расписан по минутам), в котором он рассказал о новой семинарии. В перерывах между интервью семинарист Евфимий провел для меня экскурсию по монастырю.

Безусловно, самое сильное впечатление в Печорах – знаменитые пещеры Богом зданные (ближние и дальние). В пещерах холодно (руки стынут), нет вентиляции, но при этом отсутствует зловонный трупный запах, которого, по законам природы, при таком огромном количестве захоронений не может не быть. А вот свежие цветы источают аромат. Ученые до сих пор не могут объяснить феномен псково-печерских пещер, а православные не сомневаются: «Чудо Божие».

Захоронения делятся на индивидуальные (в нишах) и общие кладбища: малое и большое (доступно только для монашествующих), скрытые за иконами Богородицы и Воскресения Христова, где гробы кладутся друг на друга и полностью истлевают максимум через 180 лет. В пещерах 325 так называемых керамид – надгробных керамических плит из обожжённой глины с тёмно-зелёной поливой. Такие керамиды не встречаются больше нигде в нашей стране (поэтому и именуются «печерские керамиды») и являются художественным памятником Псковского края.

Керамиды в пещерах Псково-Печерского монастыря

На входе, в ближних пещерах, мы с Евфимием взяли свечи. Дежурная открыла массивную дверь в дальние пещеры, но зайти в пещерные коридоры («улицы», как их называет братия, всего их семь) впервые в жизни оказалось непросто: кромешная темнота, закрытое пространство, свечи гаснут от дыхания и движения (лучше заранее запастить фонариком). Но бояться некогда, надо идти. К тому же одновременно приходилось записывать рассказ семинариста на диктофон в одной руке, а другой при этом светить себе под ноги фонариком на телефоне.

Ниша с гробом старца Иоанна (Крестьянкина)

Осмотрев все галереи пещер, мы оказались у ниши с гробом старца Иоанна (Крестьянкина). Отец Иоанн покоится рядом со святыней псково-печерских пещер – Крестом Валаамских старцев из дерева, привезенного со Святой Земли, которому более 300 лет. За тёмным Распятием – могила одного из ярких проповедников своего времени митрополита Вениамина (Федченкова).

Уже немного «осмелев», дотрагиваюсь до места последнего упокоения старца Иоанна – подвижника, любимого многими православными. Во время пандемии записка старца о предстоящих тяжелых временах обошла Интернет, заставив задуматься о жизни и смерти.

Страх отступил, ощущалась лишь благодать неотмирности и дыхание вечного покоя…

Единственный в мире

В Печорах есть своя Святая гора («Святая горка», как с любовью называют это место в обители). Расположена она над Успенским собором. Чтобы попасть туда, надо сначала подняться по высоким каменным ступеням в колокольне рядом с пещерами, а потом по лестнице на самой горе.

Благолепие Святой горки располагает к созерцанию и уединению: этакий мини-рай на земле. Отсюда открывается удивительная панорама на лазурный ряд куполов Успенского собора.

Большой сад с фруктовыми деревьями и кустарниками, в том числе вкуснейшей голубикой (любимая ягода автора этих строк с детства, проведенного в Якутии). Единственный минус: деревца и кусты закованы в проволоку, иначе будут безжалостно съедены оленями, которых сейчас в монастыре четыре. Пугливые, дикие, оленята держатся на расстоянии, изредка поглядывая на нас любопытными глазами. Когда олени вырастают, их отдают в питомник.

Псково-Печерский многовековой дуб

На Святой горе живут аисты, растет старейший в России многовековой дуб (1411–1412 гг.). С мирской стороны горка надежно защищена высокой монастырской оградой-крепостью, возведенной в древние времена.

А еще здесь уникальный, единственный в мире храм, посвященный празднику Собора преподобных отцов Псково-Печерских (4-е воскресенье после Троицы) – маленький, деревянный, уютный, с аскетичным одноместным иконостасом и крохотными слюдяными оконцами, без электричества (службы совершаются при свечах, как в древних храмах и христианских катакомбах). Храмик сугубо монашеский, молится тут только братия.

Единственный в мире деревянный храм Собора Псково-Печерских преподобных отцов. Август 1993 года. Фото: Печенев Виктор Иванович

Печоры. День 2: экзамены, быт и послушания семинаристов

Учеба в семинарии особенно интересна и полезна тем, что здесь учатся люди самых разных возрастов, с разным мировоззрением, из разных городов и весей. Но цель почти у всех семинаристов одна – послужить Богу в качестве священника.

Режим в семинарии расписан по минутам, свободного времени почти нет. «И это очень здорово! Твердое ‟нет” праздности», – по-хорошему удивил семинарист второго курса Георгий Фоминых из Абакана (Республика Хакассия).7:20 – подъем, 7:35 – соборное утреннее молитвенное правило; 8:00 – завтрак, 8:30–9:30 – послушания, 10:00–12:40 – занятия в семинарии, 13:00 – обед, 14:00–15:30 – занятия, 16:00-17:00 – послушания, 20:30 – ужин (по желанию), 22:00 – вечерние молитвы, 23:00 – отбой. Во время сессии вечернее правило совершается келейно. Трапеза в монастыре (15 минут пешком от семинарии), вместе с братией.

Службы церковных праздников, вечернее субботнее богослужение и воскресные литургии обязательны к посещению. В праздники полиелейных святых можно прийти только на помазание, всю долгую монастырскую службу выстаивать не обязательно.

Один раз в неделю все семинаристы проходят послушание пономарей, согласно специальному графику. К примеру, вторник, вечер, и среда, утро. Предварительно сами подготавливают просфоры для богослужения.

Семинаристы живут по два человека в комнате. Выбор соседа – по взаимному согласию.

В семинарии есть свой духовник. У первого курса это помощник духовника Псково-Печерского монастыря, у него исповедуется и митрополит Тихон.

Во второй день моего пребывания в Печорах семинаристы первого курса сдавали экзамен по истории России профессору Владимиру Кириллину (некоторые – онлайн). Пока учебный корпус семинарии в стадии строительства, экзамены проходят в конференц-зале при монастырской гостинице. К слову, при монастыре сейчас строится новая большая гостиница для паломников и гостей обители.

Отдельно хочется рассказать о семинаристах и дать слово им самим. И отметить, что многие из ребят в нашем общении упоминали книгу владыки Тихона «Несвятые святые», благодаря которой кто-то из них даже пришел в Церковь.

Чтобы ускорить процесс общения с ребятами, я записывала их комментарии, как только они выходили из аудитории, где сдавали экзамен. Я задавала семинаристам почти одинаковые вопросы, но заметьте, какие разные получились диалоги, какими интересными, нетривиальными деталями делились ребята, как раскрылась личность каждого в эти 16, 20, 40 минут наших с ними интервью.

«Бежать не благословляю!»

Илья Артюшин

Илья Артюшин, 29 лет, Самарская область

– Поздравляю со сдачей экзамена! А вам нравится предмет, который сегодня сдавали?

– Благодарю! Историю своей страны знать очень важно. История – это наши истоки, наши ошибки, наши победы. Не зря говорят: «Кто не знает своей истории, у того нет будущего».

– Почему вы решили поступить именно в Псково-Печерскую духовную семинарию?

– Это длинная история, которую я воспринимаю как послушание. Если вкратце, то сначала я думал о родной Самарской семинарии, а потом увидел видео на Православии.ру о новой семинарии при Псково-Печерском монастыре. С духовником мы посоветовались и решили: если есть воля Божия, и я пройду отбор, то буду там учиться.

– У вас есть светское образование?

– Я окончил Самарский государственный аэрокосмический университет им. С.П. Королёва.

– Почему семинария? Хотите стать священником?

– Хочу Богу служить. Священник – это амплуа человека, который Богу служит в своем послушании. В моей жизни произошла встреча со Христом, после которой не было сомнений, как жить дальше: хотелось посвятить себя только Богу и Его Церкви. Во многом в этом и ответ на вопрос, почему я учусь именно в Печорах: в рамках желания послужить Богу появилось послушание учиться в Псково-Печерской семинарии.

– До учебы в семинарии вы посещали Печоры?

– Я приезжал сюда в 2018-м году. Тогда интересно получилось. За 3 года до этого, слушая аудиокнигу владыки Тихона «Несвятые святые», я загорелся идеей попасть в Печоры. Помню, мне нужно было идти в университет, а я в умилении слушал животрепещущие, трогательные истории и не мог оторваться. Буквально через неделю, после литургии в самарском храме, где алтарничал, я зашел в алтарь, начал читать благодарственные молитвы после Причащения, как вдруг настоятель сказал мне: «Хоть сейчас отправил бы тебя в Печоры. Начинай копить деньги на дорогу».

В Печоры я влюбился. Сначала нес послушание в трапезной помощником повара, благодаря чему увидел почти всю братию монастыря, со многими пообщался. Тогда я даже подумать не мог, что буду здесь учиться. Когда встал вопрос о моем поступлении в семинарию, одна схимница из Ивановской области мне сказала: «Как бы я хотела, чтобы ты учился при Псково-Печерском монастыре! Там владыка Тихон». Но это было просто нереально, так как в Печорах в то время было только заочное отделение.

– И как все повернулось…

– Вот что значит молитвенники. Они живут в иной плоскости.

– С какими чувствами ждете официального открытия семинарии?

– Владыка Тихон организовал довольно плотную программу, все уже как по рельсам идет, поэтому для семинаристов особо ничего не поменяется. Но ощущаю трепет. Очень здорово, что у нас есть возможность быть участниками исторического момента – стоять у истоков Псково-Печерской семинарии. Интересно, какие новые люди придут, как все будет дальше развиваться.

– Когда грянула пандемия, как было организовано обучение?

– Студенты должны были прибыть в Печоры в сентябре, а почти вся братия заболели. Первый месяц учебы мы провели дистанционно, по домам. Пандемия в целом накладывает сложности относительно храмов, богослужения.

– Владыка Тихон шутливо заметил, что семинаристы бегают в пещеры Богом зданные перед экзаменами.

– Бегаем, да, но не только перед экзаменами, но и во время трудных внутренних состояний, сложностей в духовной жизни, когда кажется, что тебя никто не поймет, ведь от людей помощи искать порой не стоит. Звонишь отцу Лазарю (ответственному за послушание в пещерах) и говоришь: «Батюшка, благословите в пещерки к отцу Иоанну (Крестьянкину) забежать!» Отец Лазарь отвечает: «Бежать не благословляю, а вот благоговейно, тихо зайти, помолиться – Бог благословит». Мы же постоянно торопимся: послушания, учеба (улыбается).

– У вас уже появились любимые псково-печерские святые?

– Это еще одна чудесная история. Когда я впервые приехал сюда, мне досталась частица гроба преподобного Марка. Еще у меня установилась молитвенная связь с преподобным Симеоном, мощи которого покоятся в раке в Сретенском храме. Удивительный святой, как он слышит людей, и как быстро разрешаются трудные ситуации по его молитвам. Вот как я вам говорю сейчас, так и ему говоришь, и он все слышит. Мы простые студенты, пришли из мира. Сам удивлюсь, как святые нас слышат…

– Вы хотите стать монахом или завести семью?

– Как сказал в проповеди один священник, каждый уважающий себя мужчина по мере воцерковления хочет стать священником. Меня это желание тоже не обошло стороной. Богом была дана призывающая благодать, хотелось сразу всего: быть и монахом, и священником.

– А женщины, как правило, сразу хотят в монастырь, когда воцерковляются. Я сама пожила в монастыре в период неофитства. Уникальный опыт.

– Есть такое, да (улыбается). Всегда были и есть молодые люди, которые искренне сердцем прилепляются к Богу, хотят Ему служить, ищут правду Божию, и Господь разными путями ведет их к Себе (одних с детства приводит, других – через тернии). Среди наших семинаристов тоже такие есть – ищущие Бога и Его правды, искренне верующие.

Источник: Православие.ру

Посещение Руководителем Русской Духовной Миссии РПЦЗ места Миссии в Бейт Захар

 


В третий день Пятидесятницы, 9 июня, глава Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Роман (Красовский ) в сопровождении члена миссии о. Роман Гультяев, осмотрел землю миссии, названную Бейт Захар, что в переводе с арабского означает «Дом Захарии». Глава Управления древностей Иудеи и Самарии, археолог Кирилл Школьник с сотрудником Иерусалимского университета, ведущим специалистом по византийским памятникам Святой Земли, искусствоведом Светланой Тархановой сопровождали главу Миссии и провели экскурсию познакомить его с местными достопримечательностями.

Бейт-Захар расположен на Хевронском нагорье недалеко от еврейского поселения Гуш-ха-Цион. Земельный участок внушительных размеров был приобретен в 1903 году главой Русской Духовной Миссии архимандритом Леонидом (Сенцовым) для строительства двора и общежития, в которых могли останавливаться и отдыхать паломники по пути из Иерусалима в Хеврон.

Участок куплен у арабской семьи из соседней деревни Бейт Умар. Площадь приобретаемого участка по отношению к другим землям РРП была достаточно обширной и составляла 151 155 кв.м. Как потом выяснилось, земля Бейт-Захар довольно плодородна и идеально подходит для земледелия.

Первым обитателем подворья был сотрудник Русской Духовной Миссии Леонтий Федорович Судомойкин, впоследствии монах Лазарь, приехавший в Иерусалим из Барнаульской Сибири в 1902 году. Через год, в 1903 году, он был назначен строителем нового подворья. в Бейт Захар. Вокруг всего участка была возведена каменная ограда, проведена дорога и построен трехэтажный дом для паломников, вмещавший до 300 человек. Когда в 1909 году был построен Дом паломников, на его месте были обнаружены древние руины.

Раскопки выявили остатки небольшой византийской церкви, в которой была плохо сохранившаяся мозаика с рисунками животных и надписью с упоминанием имени некоего Захария. Это было очень ценным археологическим открытием, так как древние церковные историки располагали сведениями о существовании церкви в Бейт-Захаре и отображались на византийской мозаичной карте в Мадабе. За 10 лет трудами отца Лазаря и работников РЭМ в Бейт-Захаре было создано грозное соединение. Обработаны земельные террасы, посажены 2370 фруктовых деревьев, виноградник, огороды, а в меловой земле отец Лазарь выкопал пещеры наподобие пещер Псково-Печерского монастыря и запланировал подземную пещерную церковь праведного Лазаря четырехдневного, который ему так и не удалось построить. Первая мировая война, революция и распад Российской империи коренным образом повлияли на последующую историю Бейт-Захара. В 1914, все подданные Российской империи, в том числе отец Лазарь, были вынуждены эвакуироваться из Палестины. Почти все русские подворья на Святой земле, в том числе Бейт-Захар, остались без присмотра и впоследствии разграблены местными жителями.

В 1919 году на Святую Землю вернулись некоторые бывшие члены РЭМ, в том числе отец Лазарь. Однако он был уже в преклонном возрасте и не мог продолжать свою работу в Бейт-Захаре. Отец Лазарь преставился ко Господу в первый день Пасхи 1 мая 19 года. 32 и похоронен на верхнем кладбище Русского монастыря на Елеонской горе в Иерусалиме у основания колокольни. В 1919-48 годах братья РЭМ возделывали землю Бейт-Захар, собирали фруктовые деревья и виноградник. И даже небольшой винный завод был построен на земле. Во время арабо-еврейской войны 1948 года Бейт-Захар был оккупирован солдатами Иорданского легиона. Впоследствии там была создана военная база, которая в мае 1948 г. неоднократно подвергалась нападениям сил израильской армии. В конце концов иорданские военные взорвали и разрушили все постройки Бейт-Захара, уничтожили фруктовые сады и виноградник, превратив некогда великолепное русское подворье в сплошные руины.

В 1970 году, когда территория Бейт-Захара перешла под юрисдикцию Государства Израиль, между РЭМ РПЦЗ и израильской компанией Хамута был заключен договор о долгосрочной аренде большей части Бейт-Захара, за исключением небольшого участка в центральной части двора и прилегающей к нему дороги. РДМ сохранил историческую часть на вершине холма, где раньше находились дом паломника, раскопки и пещеры. Этот небольшой участок площадью 4250 кв.м. сегодня находится в ведении РЭМ. Сегодня Миссия рассматривает возможность проведения на нем археологических исследований и, возможно, реконструкции некоторых зданий комплекса Бейт-Захар.

После посещения земель, разрушенных сооружений, пещер, цистерн и подробного ознакомления с археологическими древностями Бейт-Захара делегация была приглашена для ознакомления с раскопками близлежащего византийского паломнического комплекса в селе Мигдаль-Оз, раскопанного в 2015-18 гг. районный археолог Кирилл Школьник. На этом месте была расчищена и исследована большая древняя базилика VI века, построенная императором Юстинианом, а в крипте этой церкви была обнаружена часовня IV века, которая свидетельствует о элементах почитания на этом месте первых веков нашей эры. Кирилл Школьник предполагает, что это может быть древняя иудейская купель, в которой апостол Филипп крестил эфиоплянина (Деян. 8, 36-39). Помимо других святынь, в древнем склепе, где были захоронены мощи убитых христиан во время нашествия персов в 614 году, был обнаружен каменный сосуд. Вознесения, где на могиле схимонаха Лазаря (Судомойкина) пропета «вечная память».

 

Теги: Архим. Роман (Красовский), РДМ РПЦЗ

Православный церковный календарь

г.
ноябрь
2133

Египтянин по происхождению и воин по профессии, святой Менас, как истинный христианин, не мог смотреть на нечестивое жертвоприношение идолам, поэтому он оставил войско и город, общество людей и все прочее , и пошел к безлюдной горе.

Менасу было легче жить с дикими зверями, чем с язычниками. Однажды Менас издалека взглянул духом на языческий праздник в городе Котиее, потом пошел в город и перед всеми исповедал свою веру во Христа Бога живого, обличая идолопоклонство и язычество, как ложь и тьму. Правитель того города, некий Пирр, спросил, кто он и что он такое. Святой ответил: «Отчизна моя — Египет, имя мне — Менас. Я был офицером, но, увидев поклонение идолам, отверг ваши почести. Он может открыть меня как Своего слугу в Царстве Божьем». Услышав это, Пирр предал святого Мина жестоким мучениям. Его пороли, содрали кожу железными цепами, сожгли факелами и пытали многими другими способами, в конце концов обезглавив. Его тело было сожжено, чтобы христиане не забрали его, но им удалось спасти некоторые части из огня. Они бережно похоронили эти останки, а позже их перевезли в Александрию и похоронили там, над ними построили церковь. Святитель Мина пострадал около 304 года и вошел в Царство Христово. Он был и остается великим чудотворцем в обеих жизнях: и на земле, и на небе.
Кто прославил Менаса или призвал его на помощь с верой в час нужды, тот получил помощь. Он часто появлялся в образе воина верхом, чтобы помочь правоверным или наказать неверных.

Подробнее…

Он был сыном короля Милутина и отцом короля Душана. По приказу неосведомленного отца он был ослеплен, а по приказу легкомысленного сына в старости утонул. Во время его ослепления святой Николай явился ему в церкви на Овце Поле (Овце-Пастбище) и указал на свои глаза, сказав: «Стефан, не бойся; твои глаза даны мне, и я верну их тебе в свое время». Он провел пять лет в Константинополе, в изгнании в монастыре Пантократора. Величием души Стефан превзошел не только монахов этого монастыря, но и монахов всего Константинополя.По прошествии пяти лет святой Николай снова явился ему и сказал ему: «Я пришел исполнить свое обещание». перекрестил слепого царя, и тот прозрел.В благодарность Богу он построил монастырь Дечаны, редкий образец тончайшей византийской работы и один из самых известных памятников сербского благочестия.

святой король Стефан, святой Савва и святой князь Лазарь составляют трио святости, благородства и самопожертвования, дар сербского народа.Он прожил свое время на земле мучеником и умер мученической смертью в 1336 году, получив венок бессмертной славы от Всемогущего, которому он так верно служил.

Подробнее…

Виктор был римским солдатом и был замучен за Христа во времена императора Антонина (138-161). Во время его пыток молодая женщина Стефанис рассказала, что она тоже христианка. Виктора обезглавили, а Стефаниса разорвали пополам, привязав за руки и ноги к верхушкам пальм.

Подробнее…

Из Сарагосской епархии в Испании он был страшно замучен за Христа-Господа, и наконец сожжен на железной решетке. Он отдал свою душу в руки Божии в 304 году. Его тело хранится в Риме, в церкви, носящей его имя. 0003

Подробнее…

Знаменитый настоятель Студиума, он сильно пострадал за иконы. Он был мудрым организатором монашеской жизни, вдохновенным учителем Православия и замечательным подвижником. Он вошел в покой в ​​Константинополе в 826 году, в возрасте шестидесяти восьми лет.

Подробнее…

Сын короля Драгутина. Он сохранил свое целомудрие и чистоту в браке, и из его гроба истекло миро.

Подробнее…

Блаженный Максим, юродивый, жил в Москве. О его отцовстве, времени и месте рождения ничего неизвестно. Святой Максим избрал один из труднейших и тернистых путей ко спасению, добровольно ради Христа приняв на себя облик юродивого. Летом и зимой Максим ходил почти нагим, перенося с молитвой и зной, и холод.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[18+] ©2019 При копировании любых материалов с нашего сайта, ссылка обязательна.

Карта сайта