легенды о рождении главной реки Байкала
Древние народы, жившие на берегах Байкала, сложили множество легенд, сказаний и мифов о великом озере. В них говорилось и об Ангаре — любимой дочери старца-богатыря Байкала. Несмотря на ее малый возраст — ей всего 60-70 тысяч лет — споры о ее происхождении ведутся до сих пор.
На самом деле на Байкале есть две Ангары. Рождение рек застали тунгусы-кочевники, когда первыми пришли на эту землю (во всяком случае, так говорится в их легендах).
Когда-то в Сибири, покрытой льдами, не было ни рек, ни озер. Но спустя сотни лет она начала таять и образовалось озеро Байкал. Ни одна река не впадала в него, и он начал терять силы и сохнуть. Тогда в соседней горе пробился ключ и обрушил свои воды в Байкал. В скале появилась дыра, похожая на разинутую пасть зверя. Увидевшие это тунгусы в страхе воскликнули «Ангара, ангара!» (это значит «пасть» на бурятском) и в спешке двинулись вдоль берега озера, подальше от этого места.
Байкал ожил и стал хвалиться полноводьем. Маленькие реки уговаривали его поутихнуть, но он никого не слушал. Чтобы проучить гордый Байкал, собрались реки и ударили по озеру. Байкал не выдержал: один из берегов прорвался, и вода начала вытекать. И в этом месте снова оказались тунгусы! И снова закричали «Ангара!». Первую реку они прозвали Верхней Ангарой, а вторую просто Ангарой.
Эта легенда подтверждает, что древние люди могли быть свидетелями реальных геологических катаклизмов на берегах Байкала. Но существует более романтичная версия происхождения реки.
У могучего Байкала было много сыновей — Баргузин, Сарма, Анга — и единственная дочь, юная Ангара, которая была ему всех дороже. Вместо матери у нее была Старая Тунгуска, которая в песнях и сказках воспевала Енисея — правителя далекой Сибири.
Когда пришло время выдавать дочь замуж, во владения Байкала потянулись женихи. Среди них был и старец Урал, и великий Каспий, и быстрый Иркут, и задумчивый Алят. Один за другим они отправляли ей караваны даров, но все получили отказ. Ангара видела и знала лишь одного Енисея, от которого тайно получала весточки. Она знала, что ее грозный отец будет против, и скрывала от него дары. Когда же Байкал прознал о секретах дочери, обещал отдать замуж за первого просившего ее руки. Им оказался дряхлый Иртыш.
Ангара была в отчаянии и сбежала из отчего дома, как только получила весть о том, что Енисей бежит ей навстречу. Разгневанный Байкал схватил огромную скалу и бросил её на пути Ангары, но та обогнула её и дальше устремилась к Енисею. А скала осталась у её истока и называется теперь Шаман-камнем. Байкал же продолжал строить преграды на пути дочери: топкие болота, непроходимые леса и высокие горы, однако всё дальше убегала Ангара. Когда расстояние между ней и Енисеем было всего два километра Байкал в отчаянии бросил замок, что строил к свадьбе дочери. Ангара и Енисей ударились оземь и обратились реками, слившимися воедино. А развалины дворца теперь называют Стрелковским порогом.
Разных версий у этой легенды множество. В одной из них говорится о бусах Ангары, которые она берегла до встречи с Енисеем, а потом разорвала, и на месте каждой из бусин выросли селения. Там же упоминается богатырь Ольхон, славившийся жестоким сердцем и крутым нравом, который должен был охранять Ангару от побега. В другом сказании дочь великого Байкала никуда не убежала: скала, брошенная вслед и ставшая впоследствии Шаман-камнем, упала прямо на горло, а воды Ангары — ни что иное, как слёзы Байкала. Говорят, что если Байкал разгневается, то снесёт Шаман-камень и зальет всю Землю.
Ангара. Часть 3: от Иркутска до истока: varandej — LiveJournal
«В Байкал впадает 336 рек, а вытекает только одна» — помните эту фразу, услышанную ещё в дошкольном возрасте как невероятный, удивительный факт? К тому времени, когда приходит знание, что этот случай как раз сверхтипичен, гидрография Восточной Сибири успевает принять вид легенды про старого царя Байкала и его дочь-красавицу Ангару, против воли отца бежавшую к богатырю Енисею. Бежавшую уже взрослой и сильной: если Байкал (ледовым красотам которого была посвящена прошлая часть) — самое объёмное озеро планеты, то немудрено, что у вытекающей из него реки самый широкий исток. Ловить беглянку же древнему царю помогли советские госпланщики, заковавшие Ангару в кандалы четырёх гигантских гидроэлектростанций. Не приспособленные для прохода судов, они разделили реку на 5 полностью изолированных водоёмов, по двум из которых, однако, может проехать и пассажир. Прежде я показывал виды Ангары с борта «Метеора» от Братска и Иркутска до Балаганска на полпути между ними, а теперь подимемся по Ангаре в Байкал и пройдём широчайший в мире исток. На двух судах с разницей в год — скоростном «Восходе» и самобытном «Баргузине» из моего недавнего обзора.
Географически Ангара вытекает, конечно же, непосредственно из Байкала, но фактически её исток — это Иркутская ГЭС (1950-58), первенец Ангаро-Енисейского каскада и всей Большой Гидроэнергетики в Сибири. Её плотина длиной 1615 метров и высотой 55 метров от дна реки высится на окраине Иркутска, при взгляде из центра вверх по течению замыкая перспективу реки. С обратной стороны же впечатляет провал, хорошо заметный за плотиной. О ГЭС, её районе и остатках Кругобайкальской железной дороги я когда-то писал отдельный пост. И опять же формально (правильно, а по сути издевательство) крупнейшее в мире водохранилище — не Братское и даже не Кариба, а именно Иркутское: его частью считается целый Байкал, уровень которого с постройкой ГЭС поднялся примерно на метр. Фактически Ангара потеряла 60 километров своей протяжённости, выше плотины превратившись в самый длинный залив озера-моря:
2.
А потому совсем не мудрено, что речных вокзалов в Иркутске два и даже правила на них, хотя оба принадлежат Восточно-Сибирскому речному пароходству, разные. Вниз по Ангаре от дебаркадера в самом центре Иркутска 2-3 раза в неделю отправляется «Метеор» до Братска — суровый и вполне обыденный транспорт, по сочетанию цены, скорости, удобства и доступности превосходящий и автобус, и поезд, и самолёт. На него с утра грузится угрюмый таёжный люд с большими сумками, крепкие парни из лесоповальных вахт, возвращающиеся с курортов семейства. .. Даже онлайн-продажа билетов на «Братский Метеор» появилась лишь в прошлом году, и только до конечных пунктов. Но река — линейна, да и крупных притоков выше Братска у неё нет, так что на сотни километров вниз по Ангаре хватает одного крупного быстрого судна. Байкал же обслуживается фактическим ещё одним речным вокзалом «Ракета» в самом богатом и благоустроенном иркутском микрорайоне Солнечный. Отсюда расходится пяток чисто экскурсионных маршрутов от Кругобайкалке до Ольхона и пара рейсовых — «Восход» в село Большие Коты и «Баргузин» в Песчаную бухту. Раньше была ещё и «Комета» до Северобайкальска, но её отменили в конце 2010-х, и я прокатиться на ней не успел. Что же до оставшихся рейсов, то в Котах гостиниц больше, чем жилых домов, в Песчанке и вовсе из жилья только турбазы да палаточный лагерь, так что по факту и на этих двух линиях подавляющее большинство пассажиров — туристы. Трафик, однако, они вполне обеспечивают — билеты на байкальские рейсы лучше брать заранее, благо что уже много лет это можно сделать онлайн. Ну а я уезжал отсюда и на «Восходе», и на «Баргузине» с разницей в год. Кадры двух поездок можно отличить по погоде: в Большие Коты в 2021-м мы ехали при ярком Солнце и возвращались на закате, в Песчаную бухту в 2022-м — под фактурными рельефными тучами, а на обратном пути в сумерках я почти ничего не снимал.
3.
Сами «Восход», «Баргузин» и новенький речной вокзал «Ракеты», я показывал недавно в обзоре байкальских судов. Как и их патриарха — старинный ледокол «Ангара» (1898-1900), в 1990 году ставший музеем. Он стоит минутах в десяти ходьбы от «Ракеты», в заливчике у окончания плотины ГЭС, на фоне многочисленных новостроек и советских серых цехов Иркуткого релейного завода (1963):
4.
Всё это быстро остаётся за кормой:
5.
Но Ангара в своих верховьях широкая (2,5-3,5км) и почти прямая, а потому город ещё долго стоит в перспективе русла:
6.
Первые полсотни километров от ГЭС берега Ангары прозаичны. На них видно множество турбаз и селений, но вряд ли найдётся хоть одна историческая постройка. В отличие от Лены или Амура с их мощными паводками, питаемая озёрной водой Ангара всегда отличалась стабильностью, а потому её бесчисленные старожильческие сёла, основанные по большей части ещё во времена острогов, шерти и ясака, стояли прямо у берега. Ещё на Ангаре были мощные пороги в узких ущельях, во всех века мешавшие судоходству, но давшие уникальный потенциал для строительства ГЭС. В итоге красавица-река превратилась в каскад водохранилищ, а судьбу старожильческих сёл прекрасно описал Валентин Распутин в своём «Прощании с Матёрой».
7.
Матёра — образ собирательный, и пожалуй самой яркой её особенностью было расположение на острове. На Средней Ангаре, мир своего детства на которой показывал писатель, таких селений не было. Зато в 12 километрах выше Иркутской ГЭС стояло островное село Грудинино, основанное в 17 веке ещё первопоселенцами-челдонами и до советских времён примечательное Петропавловской церковью (1842). Именно здесь в 1843-44 годах ростов-ярославский купец Никита Мясников собрал из уральских деталей и местного леса первые в Восточной Сибири пароходы «Император Николай I» и «Наследние Цесаревич», тягавшие баржи на Селенгу и Баргузин до конца 1850-х. Теперь скоростные суда, яхты, лодки и редкие баржи ходят прямо над бывшим селом мимо деревеньки Новогрудинино.
7а.
В основном людей отселили буквально на несколько километров, и если бы ГЭС строились в эпоху первых пятилеток — крестьяне наверняка перебрались бы вместе с избами. Но в 1950-60-х деревня была слишком обескровлена коллективизацией, урбанизацией и войной: старые избы за редким исключением пошли под огонь, а их обитатели получили взамен типовые дома из бруса. Ушли под воду и скалы, так что берега не впечатляют и природной красотой:
8.
Однако в ясный день полукурортная атмосфера на борту и на фарватере совершенно не располагает к мыслям о былом:
9.
Вот по левую руку (то есть по правому берегу) у села Бурдугуз вдруг видишь одинокий док и белоснежуню яхту, издали кажущуюся совсем небольшой. Это не круизное судно, вставшее на зелёную стоянку в тёплой бухте, а та самая Яхта Олигарха, за которую, как известно, народ не пойдёт умирать. В длину она 50 метров — чуть меньше ледокола «Ангара», а изнутри спланирована так, чтобы пассажиры и команда не дай бог не столкнулись в одном коридоре. Конечно же, в краю самой дешёвой в России электроэнергии и самых мощных в мире алюминиевых заводов не трудно догадаться, кто хозяин этого чуда техники — конечно, Олег Дерипаска. Став алюминиевым королём, он обнаружил в своих владения почти настоящее море, но дальше столкнулся с тем, что заказав яхту где-нибудь в Голландии или Японии, пригнать сюда он её не сумеет никак. Презрев понты, в 2007 году магнат заказал «ласточку» Улан-Удэнскому судозаводу, и даже назвал её совсем не пафосно — по месту производства, «Селенга». Более того, тут и проект отечественный: совсем не очевидно, что один из ведущих в мире дизайнер люксовых яхт, своего рода судовой архитектор — Игорь Лобанов родом из Уфы. С перерывами на два кризиса стройка затянулась до 2014 года, причём в комплекте к судну был построен док для транспортировки и обслуживания. Среди океанских яхт отечественных богачей «Селенга» была бы по размеру лишь где-то в третьей десятке, но думается, это самая крупная яхта российских внутренних вод и самое роскошное судно, когда-либо построенное отечественной верфью.
10.
Почти напротив — залив Змеиная (падь) с небольших кладбищем ржавых катеров и буксиров, брошенных тут лет 30 назад:
11.
«Селенга» — хороший ориентир: через 10-15 минут на правом берегу вдруг ненадолго появляется Сказочный город, и в силуэтах его башен с распластанными двуглавыми орлами как-то неуловимо считывается подлинность. Конечно же, это Тальцы — музей деревянного зодчества, собранный в 1969-80 годах из построек в зоне затопления не Иркутской (тогда о музеях не думали) и даже не Братской (у той свой музей — Ангарская деревня), а Усть-Илимской ГЭС. Я был в этом музее в 2012 году, но — в -43 градуса, когда к иным секторам (например, эвенкийскому и тофаларскому) просто не натоптано троп. Да и приросли за 10 лет Тальцы множеством новых построек и даже целых секторов. Однако сердце скансена осталось неизменным — это Илимский острог, аутентичные Спасская башня (1667) и на её фоне старейшая уцелевшая в Сибири Казанская церковь (1679), дополненные тыном и репликами угловых башен.
12.
На фоне башен на кадре выше можно различить избы Волостного села, старейшая из которых построена казаком в 18 веке, а ниже Деревня-малодворка с тремя усадьбами (Непомилуева рубежа 18-19 веков, Серышева середины 19 века и Прокопьева конца столетия) спускается к странному, явно не музеефицированному дому барачного вида.
13.
Музей Тальцы стоит на мысу, нависающем над одноимённой деревней, и кадр выше снят чуть позже, чем три кадра ниже: лучший вид скансена открывается с его пристани для прогулочных катеров:
14.
Слева — бурятский улус-летник из нескольких деревянных юрт: эти основные жилища бурят Прибайкалья я прежде показывал в Усть-Орде и Баяндае. Войлочная юрта поодаль — подарок из братской Монголии: в «островных» степях и предгорьях к западу от Байкала буряты в таких не жили. Справа на кадре выше видна пара станов: у воды — бурятских рыбаков с Малого моря, выше — русских старателей с глухих таёжных рек.
15.
Последних, кажется, в 2012 году ещё не было. Как и самого заметного с реки сектора Московский тракт, разросшегося у Троицкой церкви (1914) из села Дядино Жигаловского района. Там другая река — Лена, эта сводная сестра Ангары и приёмная дочь Байкала, берущая начало за горой в 8 километрах от Славного моря. Холодная, вспыльчивая и безжалостная, она вольно ушла до самой Арктики, в трёх спутниках (Витим, Алдан и Вилюй) и спутнице (Олёкма) не найдя себя ровню. И что ещё важнее в нашем контексте — никогда не знала гидростроя. Церковь была перевезена в музей в 1992 году на средства японских кинематографистов, снимавших фильм «Сны о России» про удивительное вынужденное путешествие своих соотечественников в 18 веке (см. здесь). Поставили её покрасивше, как придётся, и лишь в 2018-м перевезли на нынешнее место — канонически, алтарём на восток. А заодно — соорудили целый новый сектор: в кадре, по мере удаления от нас, этапная тюрьма, почтовая станция, трактир и жилой дом Воинова:
16.
Другая сторона тракта из нескольких частных домов ещё строится. А за дереьвями — всамделишный Байкальский тракт из Иркутска в Листвянку:
17.
Все эти виды открываются дай бог на несколько секунд, а дальше коттеджи деревни Тальцы закрывают постройки музея. В следующие полчаса, однако, интересно смотреть не столько на берега, сколько на фарватер:
18.
Выше — вид с «Баргузина» на «Восход», а ниже — на «Баргузин» с «Восхода»: последний отправляется на полчаса позже, однако движется в полтора раза быстрее, и где-то за Тальцами происходит встреча двух судов.
19.
Здесь (кадр снят на обратном пути) легко подумать, что от Иркутска до Листвянки путь не вверх, а вниз по реке — на левом берегу (для нас он справа) встают грузные сопки Олхинского плато, зато правый (для нас левый) берег разглаживается:
20.
Там привлекает взгляд золотой купол Казанской церкви, с 2008 года строящейся в ПГТ (2,7 тыс. жителей) Большая Речка:
21.
За которой шлейфом кометы тянутся Ангарские хутора — иркутская Рублёвка. Даже с резиденцией президента (на фото не она), которую особенно любил Борис Ельцин и в 1993 году проводил тут встречу с канцлером ФРГ Гельмутом Колем:
22.
Там же — заправочная станция для моторных лодок и, на всякий случай, земснаряд:
23.
В небе, между тем, всё чаще появляются бакланы:
24а.
А по воде стелется холодный туман. Это — не что иное, как дыхание Байкала, до которого десяток километров через крутой, но очень плавный поворот:
24.
Здесь интереснее снова перевести взгляд на левый (для нас — правый) берег — видите под горой железнодорожную насыпь?!
25.
Думаю, не меня одного удивляло, что КРУГОбайкальской железной дорогой называют абсолютно линейный тупик от Слюдянки на Транссибе до истока Ангары. История этой, пожалуй, самой красивой в России железной дороги куда как менее линейна: в технологиях 1890-х годов Олхинское плато казалось непреодолимой преградой для паровозов. Не найдя альтернатив (дальше на запад начинались ещё более сложные хребты Восточного Саяна), в 1898-1905 годах Транссиб проложили по самому подножью Олхинского плато. Конечно же, не только со стороны Байкала, но и со стороны Ангары:
25а.
Этим карнизом и ходили поезда следующие полвека, однако Большая Гидроэнергетика полностью изменила путь. ИрГЭС дала дешёвый ток электровозам, взбиравшимся на плато по новой Перевальной линии, но затопила старую линию вдоль Ангары. Фактически осталось два участка — в черте города от платформы Академическая до Иркутской ГЭС и у самого истока, где поднимается над уровнем воды изначально довольно высокая насыпь.
26.
Впрочем, живописностью и сложностью Байкальского участка КБЖД Ангарский участок не обладал никогда (его живой аналог — линия на Сретенск вдоль Шилки). Глаз цепляется разве что за старые дренажи и развалины мостиков через ручьи:
27.
Напротив, даже чуть выше — посёлок Никола (120 жителей). Дутые корпуса за деревянной Никольской часовней (2010) скрывают летний каток и зимний бассейн… вот только не для отдыха скучающих туристов, а для тренировок МЧС, которое будет их выручать.
28.
И где-то здесь, может чуть выше, может чуть ниже, прямо по курсу открывается вот такой вид с далёкими горами Хамар-Дабана. Это и есть исток Ангары, куда больше похожий на устье. Самый широкий в мире речной исток: ведь Лукуга из Танганьики (300м), Нева из Ладоги (400м), Белый Нил из озера Виктория (450м) и даже река Святого Лаврентия из американских Великих озёр (650м) — все рождаются меньшими. Ангара — сама по себе могучая река масштабов Камы или Печоры, среди рек-притоков России вторая по водности после Алдана, а название её не зря возводят то ли к эвенкийскому «Анара» («Пасть»), то ли к бурятскому «Анга» («Открытая»). От берега до берега здесь около километра, а среднегодовой расход воды 1855 м³/с — всего в 2,5 раза меньше, чем в устье. Но тут Ангара уступает как минимум реке Святого Лаврентия (7430 м³/с) и Неве (более 2000).
29.
По правому (который для нас левый) берегу тянутся уже первые дома Листвянки:
30.
А на их фоне виднеется Шаман-камень — одинокий валун посреди реки, на котором, по преданию, сидит Ама-Саган Нойон — её дух-хранитель. По другой легенде этим камнем старик Байкал запустил красавице-Ангаре по затылку, увидев, что та убегает от него к молодцу-Енисею. Камень — отличный водомер: в особо многоводные годы его верхушка едва торчит из воды, в сухие рядом показывается второй камень Шаманёнок, а при нормальном уровне воды должно быть видно, что валун раздвоен.
30а.
Теперь снова смотрим направо. Чуть до Шаман-камня открывается деревенька Молчаново в одноимённой пади, кажущейся доступной только с воды:
31.
В следующем посёлочке Дёмино примечательно здание откровенно путейского вида — типовая насосная станция времён строительства КБЖД, качавшая воду для паровозов:
32.
Меж избами и лодочными гаражами виднеется рельсовая колея:
33.
Минута — и станция Байкал встречает на мысу Малый Баранчик, так же известном как просто Устьянский. На путях ждёт турпоезд из электрички и маневрового тепловоза — отправление таких я позже наблюдал в Слюдянке:
34.
У берега — ещё одна насосная станция (белая) и паровоз-«лебедянка», построенный в 1935 году в Луганске и в 2007 поставленный здесь словно в вечном ожидании тургруппы. Поодаль — деревянный вокзал, фактически просто музей Кругобайкалки, реконструированный в 2005-06 годах со сносом.
35.
Над всем этим — металлический маяк, сделанный в 1898 году на заводах Армстронга в британском Ньюкасле в том же заказе, что паром «Байкал», ледокол «Ангара» и ещё пара таких же маяков в забайкальских Танхое и Бабушкине.
35а.
Переправа была налажена в 1898-1900 годах как временное решение на период строительство КБЖД и её подстраховка в дальнейшем. Под неприступными ярами Олхинского плато линия уходит на 89 километров, и примерно 12% её длины приходится на 18 галерей, 39 тоннелей, 248 мостов и 268 подпорных стенок. В 2020 году мы прошли большую её часть пешком (оглавление в конце поста) — плотность кругобайкальских красот такова, что сполна насладиться ими не позволит ни один турпоезд. А наименее зрелищные первые 30 километров мы проехали на рейсовой «мотане».
36.
Секунды — и во всю ширину раскрывается Порт-Байкал — посёлок (400 жителей) в тупике линии. Отсюда хорошо видно, что большая часть его стоит дальше по берегу моря, в стороне от порта и станции, зажатых на узком карнизе мыса.
37.
Над полуразрушенными причалами Байкальской переправы, у которых швартуются буксиры и переделанные из буксиров же круизные суда, висит деревянная Преображенская церковь (2007-11):
38.
Выйдя в Байкал вдоль левого берега Ангары, судно торжественно, словно манёвром почёта, проходит вдоль всего истока:
39.
Зимой там, откуда снят кадр выше, вполне надёжный лёд. Однако сам исток Ангары не замерзает, согреваясь чуть более тёплой глубинной водой. Здесь работает уникальная для внутренних водоёмов России круглогодичная паромная переправа, которую обслуживает небольшой автопаром «Байкальские воды», построенный в 1991 году в Архангельске. Проехать на нём мне так и не случилось — в 2020-м, когда мы переправлялись в Порт-Байкал, паром был на ремонте и его подменял «Восход». Однако вот он попал мне в кадр со стороны Порт-Байкала:
40.
Со стороны Листвянки паром подходит к причалу Рогатка, название и архаичный облик которого наводят на мысль, что сложили его в 1861 году для учреждённой тогда таможенной службы. Но как убедимся мы в следующей части, на самом деле эта кладка — всего лишь обточенный льдами бетон.
41.
На кадре выше — ещё одна примета этих берегов: целые стайки прогулочных катеров и лодок. От правого берега истока Ангары на 5 километров вдоль моря вытянулась Листвянка — небольшой ПГТ (1,9 тыс. жителей), не случайно прозванный Байкальским Сочи:
42.
Рядом с Рогаткой — ультрасовременный музей Байкала и тропа на Камень Черского, с которого открывается отличный вид на исток Ангары. Их я осмотрел в 2012 году, попав сюда впервые, а дальше до заката мне оставалось лишь поймать маршрутку да возвращаться в Иркутск. Санаторий «Байкал» в том же районе хорошо виден только с воды — он был основан в 1960 году как правительственная резиденция. Да не просто резиденция, а место встречи Никиты Хрущёва с Дуайтом Эйзенхауэром, выбраное потому, что в 1919-20 годах будущий американский президент, а тогда молодой офицер, охранял представительство Соединённых Штатов в колчаковском Иркутске. Для той же встречи был заасфальтирован Байкальский тракт и доставлена на Ангару первая «Ракета» (старейший отечественный тип скоростных судов), по которой и прозвали наш сегодняшний причал. Но дальше над Уралом был сбит шпион Пауэрс, встреча глав двух сверхдержав не состоялось, а социалистический дворец у моря надо было куда-то девать. К 1963 году он был перестроен в элитный по советский меркам санаторий и байкальский конференц-зал, где бывали политики уровня Броза Тито или Индиры Ганди, космонавты вроде Алексея Леонова или Валентины Терешковой, а уж артистов, здесь гостивших, и вовсе не пересчитать. С 1960-х, как я понимаю, остались боковые корпуса, а основное здание возвели на рубеже 1970-80-х для начальства строителей Байкало-Амурской магистрали и её высоких гостей.
43.
Вот так в основном выглядит Листвянка — бетонная набережная, коттеджи и мини-отели вдоль единственной улицы Горького и боковые улицы, уходящие вверх по распадкам. Рядом с бутафорским маячком — здоровенная чёрная баржа №2501, у которой «Восход» делает единственную остановку. Увы, с борта я забыл её заснять, однако её фото с «Восходом» есть в другом моём посте о Порт-Байкале.
44.
Чья-то придомовая часовня (1999-2001) отмечает самую крупную в Листвянке Крестовая падь, в закоулках которой скрываются церковь, музей и театр:
45.
Ещё одна Байкальская часовня (2017) стоит поодаль, и посвящение её означает Байкальскую икону Божьей Матери, написанную в 2015 году в курской Букреевке для борьбы с обмелением Славного моря. Самое интересное тут то, что в последние годы верховья Ангары балансируют на грани наводнения.
46.
Сама Листвянка начиналась в 1725 году с заимки Романа Кислицина из Николы, а в 1726 русский посол Савва Владиславич-Рагузинский по пути в Китай упоминал в своих заметках Лиственничную пристань у истока Ангары. К 1840-м годам Лиственничное разрослось до села, а в 1860 крупнейший байкальский судовладелец Иван Хаминов организовал здесь промысловую пристань. Понемногу сюда начала смещаться основная переправа через Байкал вместо наработанной ещё монгольскими караванами переправы в Большом Голоустном. Наконец, в 1898 здесь появилась верфь для сборки «Ангары» и «Байкала», продолжившая работать и позже: в 1934 году село Лиственничное стало ПГТ Листвянкой.
47.
Теперь из посёлка корабелов и учёных Листвянка превратилась в посёлок отельеров и турагентов. Следующую падь речки Малой Черемшанки отмечают обелиски героям Великой Отечественной и Гражданской да похожий на подводную лодку научный аквариум и реабилитационный центр байкальских нерп:
48.
Почти такой же, только развлекательный нерпинарий стоит в следующей пади Большой Черемшанки. Между ними — центр посёлка с силикатной школой между отелями «Маяк» (башня) и «Прибой» (с синей крышей) и кишащими на их фоне лодочками:
49.
Ещё дальше, за Большой Черемшанкой, осталось и несколько деревянных зданий дореволюционного Лиственничного села вроде той самой таможни. Но с реки их толком и не разглядишь:
50.
Листвянская судоверфь имени Емельяна Ярославского же исчезла практически без следа — ни с реки, ни с берега я не смог понять даже где она находилась. Вроде бы на её месте стоит теперь колесо обозрения, замыкающее перспективу Листвянки вдоль Байкала. Стоит так, будто было там всегда, а на самом деле появилось лишь в 2021 году, причём — без разрешения администрации! Но хотя бы место для самостроя выбрано правильно: синие деревянные корпуса принадлежат поселковой больнице.
51.
На кадре выше обратите внимание на цвет воды с разных сторон Лиственничного (Берёзового) мыса. Берег Байкала тут поворачивает почти под прямым углом, с юго-востока на северо-восток, а потому воду с обеих сторон редко мутит один и тот же ветер. На мысу же за десятки километров виднеется белый треугольник:
52.
Это Байкальская астрофизическая обсерватория (1980) с крупнейшим в Евразии вакуумным телескопом — он направляет солнечные лучи на спектрограф, который анализирует температуру, активность и химический состав Солнца. Слово «вакуумный» же не случайно: разогретый солнцем воздух в его трубе может создавать искажения, а потому для наблюдений откачивается. Первые годы телескоп работал непрерывно при подобающих условиях, но с 2005 штатное наблюдение за солнцем ведут обычные мелкие телескопы ниже по склону, а «главный калибр» открывают лишь для особых событий вроде затмений и вспышек. В остальное же время на телескоп водят экскурсии (причём для этого есть своя контора «Солнечный ветер»), и можно представить, какой фантастический вид открывается с башни в 220 метрах выше байкальских волн!
53.
За мысом начинаются дикие скалистые берега. До Больших Котов ещё минут 20 ходу, до Песчаной бухты — часа 3.
54.
Но прежде, чем продолжить путь, осмотрим спустя 10 лет вторую половину Листвянки.
БАЙКАЛ (2020-2022)
Обзор поездки и оглавление (2020)
Обзор поездки и оглавление (2021)
Обзор поездки и оглавление (зима-2022).
Обзор поездки и оглавление (лето-2022).
Разное.
Транспорт Байкала. Лето.
Транспорт Байкала. Зима.
Байкальский лёд. Что, где, когда?
Иркутская ГЭС и окрестности (остатки КБЖД в городе).
По Ангаре. Иркутск — Листвянка — Большие Коты.
Кругобайкальская железная дорога
КБЖД. Порт-Байкал — Берёзовая бухта.
КБЖД. Шумиха — Киркирей.
КБЖД. Киркирей — Шаражалгай.
КБЖД. Шаражалгай — Ангасолка.
Перевальная линия.
Олхинские скальники.
Култук и окрестности.
Слюдянка и Байкальск.
Выдрино, Танхой, Бабушкин. Магистральная часть КБЖД.
Приморский хребет.
Листвянка (2012). Запад.
Листвянка (2022). Восток.
Виды с Байкала.
Большие Коты
Большое Голоустное.
Бугульдейка и Тежеранская степь.
Сарма и Ольхонские ворота (зима).
Курма.
Тажеранская степь.
Ольхонские ворота (лето)
Вдоль Малого моря.
Хужир — столица Ольхона.
Хужир и Огой (зима)
Северный Ольхон (лето)
Северный Ольхон (зима).
Тайлган бурятских шаманов.
История авиационного ангара
Хотя ведутся споры о точном происхождении слова «ангар», считается, что оно произошло от французского слова «ангар», что означает «огороженное место рядом с домом». Другие определения его значения включают «флигель» и «загон для крупного рогатого скота». Первые примеры использования ангаров имели место в первые дни истории авиации.
С тех пор ведущие проектировщики ангаров, такие как Rubb, REIDsteel и Banyan, произвели революцию в отрасли. Они помогли построить впечатляющие ангары для самолетов, которые мы видим сегодня.
Ключевые моменты
- Считается, что первый стальной авиационный ангар был вдохновлен загоном для крупного рогатого скота в 1920-х годах
- Братья Райт использовали деревянный сарай в виде ангара для размещения своего самолета «Китти Хок» на холмах Килл-Девил еще в 1902–1903 годах
- Qantas — одна из первых коммерческих авиакомпаний в мире, первый ангар которой был построен в 1921 году
Inside Red Rich — упаковочный цех для фруктов
Видео сбора урожая
РЕКОМЕНДУЕМАЯ СТАТЬЯ
Максимально эффективное техническое обслуживание в любых условиях – Entegra Signature Structures
Ранние дни авиационного ангараОдна история, которая помогает объяснить раннюю историю авиационных ангаров, касается пионера авиации Луи Блерио. Говорят, что в начале 1920-х годов он совершил аварийную посадку на своем самолете во Франции. В этот момент он использовал стальной загон для скота, принадлежащий фермеру, для размещения своего поврежденного самолета. Говорят, что он был впечатлен ручкой, что заставило его связаться с производителями REIDsteel, чтобы они построили три «ангара» для своего самолета.
Возможно, это было первое использование стальных авиационных ангаров. Тем не менее, братья Райт использовали деревянный сарай в стиле ангара для размещения своего самолета «Китти Хок» на Килл-Девил-Хиллз еще в 1902–1903 годах. По мере того, как самолеты становились все более распространенными, ангары становились необходимостью. Они помогают обеспечивать безопасность и надежность самолетов и являются основой любой успешной авиакомпании.
Ранние ангары в Австралии
Одно из первых коммерческих применений авиационных ангаров произошло в Австралии после того, как компания Queensland and Northern Territory Aerial Services Limited (Qantas) была зарегистрирована в 1920. Qantas — одна из первых коммерческих авиакомпаний в мире, и ее первый ангар был построен в 1921 году. В 1922 году после того, как компания заключила контракт на почтовое обслуживание, был построен новый более крупный ангар.
Этот новый ангар находился на месте нового аэродрома к востоку от города Лонгрич. Ангар имел трубчатую стальную раму с облицовкой из оцинкованного железа, и его строительство стоило 1637 фунтов стерлингов. Первоначально у него был земляной пол, но его заменили бетонным после того, как город подключили к водопроводу в 19 веке.24. Ранний ангар Qantas все еще можно увидеть сегодня в Музее основателей Qantas.
Меняющийся облик ангаровСо времен первых ангаров авиатехника претерпела множество изменений. Самолеты, которые они размещают, также выросли в размерах и сложности. Это привело к необходимости увеличения размера ангара и более сложной компоновки.
Например, у самолетов теперь больше компонентов и подсистем, которые необходимо обслуживать и ремонтировать. Это означает, что ангары должны были быть разработаны, чтобы содержать различные зоны обслуживания. Они также должны быть достаточно большими, чтобы в них помещалось такое оборудование, как краны и сложные рабочие доки, способные вместить различные типы самолетов.
Поскольку потребность в ангарах возросла, многие авиакомпании заручились услугами сторонних организаций по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР) для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту. Эти ТОиР имеют ангары, специально спроектированные для оптимизации эффективности их процессов. Это означает, что за последние годы ангары были разработаны для автоматизированных процессов, таких как доставка и хранение деталей.
Строительство современного авиационного ангараС первых дней изменились не только особенности авиационных ангаров. Не обошлось и без строительных материалов. Первоначально металлические коммерческие ангары изготавливались с использованием конструкции портального каркаса, плакированного сталью. Это означало, что они были достаточно просторными для размещения крупной техники, а также для обслуживания и офисных помещений.
Эти традиционные ангары широко распространены и сегодня. Тем не менее, произошел значительный переход к использованию ангаров со стальным каркасом и натяжной крышей. У этого выбора дизайна есть несколько преимуществ, включая быстрое строительство, низкие затраты на техническое обслуживание, долговечность и более широкое использование естественного света.
Независимо от того, какие материалы используются, сегодня используется несколько конструкций авиационных ангаров, в том числе:
- Отдельно стоящие ангары для одиночных самолетов.
- Последовательные ангары, в которых размещается несколько самолетов в ряд.
- Ангары, расположенные спиной к спине, где самолеты размещаются спиной к спине рядами.
- Т-образные ангары, обеспечивающие более эффективное хранение нескольких самолетов.
Использование ангаров, безусловно, прошло долгий путь с тех пор, как Луи Блерио впервые поставил на хранение свой самолет. Однако, несмотря на все достижения, основная цель остается прежней; для защиты самолетов и поддержания их в исправном состоянии.
Поделиться этим сообщением:
Происхождение вешалок для самолетов
Натали Эпплтон 13 декабря 2016 г.
Можете ли вы представить, что многомиллионный реактивный самолет постоянно остается в стихии без какой-либо защиты? Вы могли бы сделать это со старым, потрепанным пикапом, но это было бы немыслимо с чем-то столь же ценным, как частный чартерный самолет. К счастью, существуют специально построенные ангары для самолетов, которые позволяют чартерным операторам:
- Укрывать самолет в контролируемой среде
- Выполнение технического обслуживания и ремонта
- Запчасти, материалы и оборудование для магазинов
Первоначальные ангары для самолетов были гораздо менее сложными, чем сегодня. По сути, это были не более чем хозяйственные постройки. На самом деле это слово происходит от французского слова «ангард», которое примерно переводится как «огороженное место рядом с домом». Вскоре после того, как пионеры авиации начали подниматься в небо в начале 1900-х годов, вскоре последовали ангары. Как говорится: необходимость — мать изобретения. Хорошим примером этого является французский летчик Луи Блерио.
В 1919 году он совершил аварийную посадку на своем самолете в поле на севере Франции.09, когда он пытался пересечь Ла-Манш. Нуждаясь в месте для оценки и ремонта своего самолета, он оставил его в ближайшем фермерском сарае для скота. До этого, в 1902 году, братья Райт хранили свой планер, известный как Wright Flyer, в деревянном ангаре в Северной Каролине. С размахом крыльев почти 40 футов конструкция должна была быть построена специально.Развитие вместе с промышленностью
В то время как первые ангары для самолетов неизменно делались из дерева, достижения в технологии производства привели также к созданию версий из стали и бетона. По мере увеличения размеров самолетов увеличивались и размеры ангаров. Помимо того, что им нужен чистый открытый пролет для размещения самолета, им также нужны широкие и высокие входы , чтобы они поместились в здании. Чтобы быть практичными, в современных конструкциях ангаров используются различные типы дверей, в зависимости от области применения.
- Перекидные многостворчатые двери
- Двери с выносными опорами
- Двери с вертикальным подъемом
Современные чартерные ангары для частных самолетов
В наши дни все, что имеет пролет менее 100 футов, считается небольшим ангаром. Если учесть, что даже легкий частный чартерный самолет может легко иметь размах крыльев более 40 футов, вы начинаете понимать, почему. Например, Cessna Citation Mustang имеет размах крыльев 42 фута. Связанный: Все о бизнес-джетах Cessna Citation В дополнение к размещению самого самолета команде технического обслуживания необходимо иметь достаточно места для его обслуживания. Им также необходим доступ ко всем своим инструментам, материалам и оборудованию под рукой. Кроме того, некоторые владельцы предпочитают хранить несколько самолетов под одной крышей. Самые большие ангары для самолетов, высота которых может превышать 400 футов, представляют собой невероятно сложные конструкции. Они необходимы для хранения некоторых из крупнейших частных чартерных авиалайнеров в мире, в том числе:
- Airbus A380: Размах крыла 262 фута
- Боинг 747-8: Размах крыла 223 фута
- Антонов Ан-225 Мрия: Размах крыла 290 футов
Кроме того, эти самолеты длиннее, чем в ширину, а это означает, что их ангары требуют огромных площадей для строительства.