Добровольный отказ от цивилизации: где живут самые известные семьи отшельников России
Уйти жить в лес и не вернуться к жизни в цивилизации мало кто может. С учетом того, что ушедшим приходится буквально выживать в суровых условиях. Однако отшельники, о которых мы поговорим сегодня, свой выбор сделали и отказываться от него не собираются.
Рассказываем о жизни российских отшельников вне цивилизации.
1. Хакасская отшельница Агафья Лыкова
Где живет: республика Хакасия, в верховьях реки Абакан.
Об этой отшельнице мало что известно, поскольку люди, которые выбирают подобный образ жизни, обычно не планируют особо распространяться о себе. По официальным данным, опубликованным в СМИ, Агафья Лыкова родилась в семье старообрядцев, которые на тот момент уже проживали в тайге. В жизни отшельницу все устраивает, поэтому приобщаться к урбанизму пенсионерка не планирует.
И неудивительно: недавно ей исполнилось 78 лет. По трагическому стечению обстоятельств, когда в 1978 году экспедиторы обнаружили семью Лыковых, родители Агафьи заразились до этого не известной им болезнью и покинули этот мир. Выжить удалось только их дочке — Агафье.
Периодически известную во всей Хакасии отшельницу продолжают навещать сотрудники местного телевидения, которые несколько раз даже возили Агафью Лыкову в больницу из-за жалоб на здоровье. Там у обследуемой обнаружили доброкачественную опухоль груди, которая в любой момент может перейти в стадию рака. Но от операции женщина отказалась категорически.
2. Семья Александра Гордиенко и Регины Кулешайте
Где живут: Иркутская область, тайга рядом с поселком Куйтун.
Это необычная история, поскольку будущая пара познакомилась совершенно случайно в тайге, в которую Александр и Регина бежали от жизненных проблем. Причем каждый от своих. Александр работал на базе сборщиком ягод и орехов, а Регина жила в избушке недалеко от этого места. Она тоже когда-то собирала ягоды и грибы на предприятии неподалеку, пока оно не разорилось.
Такая же история случилась и с Александром, которого из Подмосковья внезапно потянуло в таежный лес. На этом моменте молодые и встретились. Семейные отношения завязались быстро. У пары появилось на свет несколько детей. Несмотря на дефицит одежды и предметов быта, семья отмечает, что почти не голодает. Ведь отец семейства всегда готов для охоты на дичь, тем и живут.
3. Семья Антипиных
Где живут: Эвенкийская тайга, Амурская область.
История этой пары удивляет не меньше, чем другие: а началась она в тот момент, когда многодетная мать приютила в глухой деревне симпатичного путника. Им оказался Виктор Антипин. Через несколько лет наш любвеобильный герой переключился на подросшую падчерицу. Когда Анне было 16, она забеременела от отчима, и он предложил ей уйти с ним в лес и жить своей семьей.
Несмотря на метровые сугробы зимой, молодая семья выбрала жизнь в дали от людей и цивилизации. Пара старалась завести ребенка, но первые несколько попыток были неудачными — дети умирали в младенчестве. Третьего ребенка удалось выходить только из-за того, что отцу семейства, Виктору Антипину, удалось каким-то образом без оружия убить оленя. Все дело в том, что у главы семейства был принцип: жить тем, что дает природа, поэтому оружия он при жизни в глухой тайге не имел.
По рассказам Анны Антипиной, она голодала, из-за чего у нее и пропало грудное молоко. Ребенок почти умирал на руках. Но убитый олень помог спасти семью и ребенка — целую весну мать кормила младенца пережеванным мясом. Всего в семье выросло четверо детей. Правда, жила вся семья много лет в сторожке площадью 6 кв. м. На вопрос, почему глава семейства не построил за столько лет дом, ведь вокруг столько леса, он отвечал, что нужно довольствоваться малым.
К слову, в какой-то момент Регина, мать семейства, не выдержала такой жизни и сбежала в деревню вместе со всеми детьми. Александр идти к людям отказался, а через год стало известно, что он умер от голода в своей одинокой сторожке.
4. Семья Наумкиных
Где живут: Алтай, Усть-Коксинский район, неподалеку от пос. Кайтанак.
Об Оджане Наумкине СМИ долго гремели, называя его алтайским Маугли. Дело в том, что семья Наумкиных больше 20-ти лет провела в отшельничестве без каких-либо контактов с внешним миром. В лес семья ушла по религиозным соображениям, а также из-за проблем с деньгами. Как стало известно, отец семейства оказался автором таких эзотерических книг, как «Синергетика», «Аватара-Йога» и «Калагия».
К слову, члены семьи Наумкиных не называют себя отшельниками, ведь периодически они пользуются интернетом, телефоном и даже слушают радио. А вот на пропитание семья зарабатывает с помощью продажи грибов и ягод. Мужская половина семьи Наумкиных славится своим творчеством: и отец, и сын пишут авторские картины на продажу.
После того как история Наумкиных получила широкое распространение в СМИ, а также после съемок телевизионной программы о необычной семье Оджан Наумкин решил остаться в Москве.
5. Якутский отшельник Тимофей Меньшиков
Где живет: Якутия, Нюрбинский район.
А вот Тимофей Меньшиков ушел жить в лес еще в девяностые годы, выбрав отшельнический образ жизни. Причем живет он здесь в одиночестве. По его словам, жизнь в отшельничестве спасла его от многих проблем, в том числе от тяги к алкоголю.
Известно, что местные жители иногда навещают Тимофея и привозят ему самое необходимое. Например, сахар и сигареты. Свой текущий образ жизни отшельник менять никак не планирует, несмотря на непростые условия существования.
Читай также:
- Сбежать от всех: 5 лучших мест в России для отшельников и дауншифтеров
- 8 маленьких городов России, куда можно сбежать от проблем
- Дауншифтинг по-славянски: как сбежать от собственного успеха
Побег от цивилизации: 7 знаменитых отшельников Сибири — Последние новости Красноярска и края
Пока одни покупают или хотя бы снимают квартиры попросторней, или перебираются в Москву, поближе к громокипящему центру жизни, другие плетут лапти и уходят в тайгу — жить в землянке и питаться голубикой. Сегодня о семи сибирских отшельниках, выбравших природу, а не цивилизацию.
Агафья Лыкова
Женщина, чье имя давно стало синонимом лесного отшельничества. Агафья — последний отпрыск староверческого семейства, в 30-е годы подавшегося прочь от советской власти в таежные дебри. Вместе с Лыковыми в турпоход рвануло еще несколько семейств, но только они проявили должное упорство и забрались в такую глушь, где ни советской, ни какой другой власти отродясь не было.
Там семейство благополучно жило, пока в 1978 году на них не наткнулись удивлённые геологи. Геологи принесли спички, тушенку, внимание всего СССР и целый набор смертельных вирусов, от которых не имеющие иммунитета Лыковы вымерли почти поголовно.
Пережила болезни лишь Агафья, ставшая сегодня «звездой» отшельнического движения. Из–за старушки ругаются губернаторы, о ней пишут научные исследования и выпускают целые словари используемых ей слов и терминов. При этом жить Агафья предпочитает в лесу, блюдя заветы предков и староверческие традиции.
Антипины
Еще одна семья, сбежавшая от советской власти в леса. Правда, на этот раз причиной ухода была не религия, а общая непереносимость городской жизни главой семьи Виктором Марцинкевичем. Для того, чтобы четче выразить свое отношение к цивилизации, Марцинкевич сменил фамилию на Антипин, слог «анти» в которой как бы намекал. Переименовавшись, Виктор подговорил свою 15-летнюю падчерицу Анну уйти в лес, где зажил с ней счастливой природной семьей. Было это в 1982.
Первый ребенок Антипиных — Северьян — еще в младенчестве умер от простуды, второй — Иван — в 6 лет скончался от энцефалита. После этого у Антипиных родилась еще одна дочка — Оленья, названная в честь оленя, которого Виктору удалось убить для её пропитания.
После рождения Оленьи семья смягчила режим, переселившись на Бирюсу, поближе к людям. Там Виктор нашел работу, а Анна родила еще троих: Витю, Мишу и Алесю. Питались Антипины подножным кормом и охотой, новую одежду шили из старой и вообще вели патриархальный образ жизни. В 2002 Анна поняла, что несколько устала от такой жизни и увезла детей в село Сереброво Тайшетского района. Виктор же остался в лесу, где через два года скончался от простуды.
Джастас Уолкер
Знаменитый «веселый молочник» не только заразительный хохотун, но еще и самый настоящий отшельник. Сегодня Джастас переехал из Красноярского края на Алтай, где климат помягче, и строит там ферму мечты. Отшельник даже пытается поставить в огороде собственные солнечные батареи — вот какой автономный парень. А еще Уолкер построил через местную речку пусть не хрустальный, но мост. И ездит теперь по нему в гордом одиночестве, так как остальным через этот поток переправляться без надобности.
Фото: Бийский рабочий
Отшельник Виктор
Раньше Виктор, фамилия которого неизвестна, работал в Красноярском порту и грузил баржи. Со временем мужчина понял, что баржи грузить неинтересно, и ушел в лес — жить простой жизнью и читать Библию. Сейчас он обитает в 55-и километрах к югу от Красноярска в собственноручно построенном доме и в цивилизацию возвращаться не собирается.
Фото: Фишки нет
Наумкины
Семья стала известна благодаря сыну Оржану, прозванному прессой алтайским «Маугли». Правда, звание это явно высосано из пальца, так как местный Маугли, в отличие от индийского прототипа, не танцует с волками и не кромсает обезьян железным зубом, а вполне спокойно общается с людьми и даже пользуется сотовым телефоном. В лес его родители, Елена и Александр, ушли в начале 90-х годов по эзотерическим соображениям.
В лесу они вели стандартный для отшельников образ жизни, мало ели, много работали, жили в землянке. Когда же их сыну предложили перебраться в город и тот согласился, противиться не стали.
Юрий Глущенко
Пожалуй, самый скучный отшельник из этого топа. Ни религиозного фанатизма, ни близкородственных связей, ни патологического отвращения к технологиям, ни даже этого вашего итальянского сыра. Просто физически и психически здоровый работящий мужик, который живет в тайге Новосибирской области, разводит огород, смотрит телевизор и плевать хотел на цивилизацию.
Якутский отшельник
Человек, имени которого не знает никто. 75-летний шебутной дед, за плечами которого судимость по делу о наркотиках, побег из тюрьмы и последовавшая 10-летняя отсидка. Живет в Якутии в избе с молодой якуткой, разводит лошадей, лечится одуванчиками. Несмотря на уединенную жизнь, умудрился уже будучи отшельником настолько неудачно влюбиться, что дважды стрелялся. Правда, стрелялся он так же неудачно, как крутил амуры, поэтому выжил. Больше о нём ничего не известно.
Жуткий портрет современных российских отшельников
Один дома — В серии фотографий Наталья Ершова знакомится с социальными отшельниками из Москвы, которые предпочли остаться дома и общаться с внешним миром почти полностью онлайн. В условиях самоизоляции ее фотографии приобретают новую остроту.
- Текст Дейзи Шофилд
- Фото Натальи Ершовой t покинул свой дом более чем через 10 лет. Помимо своей 21 кошки, он живет один, и когда он не читает и не играет в видеоигры, он проводит большую часть своего времени, налаживая связи в Интернете.
Из относительной анонимности в 2018 году фотография Виктора, сидящего на диване в окружении своих кошек в гостиной, изобилующей китчевым декором, попала на обложку крупного российского журнала.
Его портрет входит в серию фотографа Натальи Ершовой под названием « Путешествие на край комнаты, 2017», запечатлевшую современных московских отшельников, которые, как и Виктор, решили в разной степени отгородиться от общества.
«Идея проекта возникла у меня после того, как я заболела в 2016 году, когда врачи сказали мне изолироваться дома на два месяца, — объясняет Ершова. Именно в этот период Ершова начала общаться с Виктором и другими социальными затворниками, которых нашла через группу в Facebook.
Это было до того, как пандемия вынудила людей уйти в дома. «Теперь мы все такие же, как люди на моих фотографиях, — замечает Ершова.
Для большинства отшельников, живущих в России, карантин прошел относительно гладко. «Мы одни из немногих, кто уже приспособился к такому образу жизни», — говорит Анна, одна из испытуемых Ершовой. А вот другим отшельникам в фотосерии, в том числе Анатолию, который уже 10 лет живет один, все стало сложнее. После того, как COVID-19 разрушил его онлайн-бизнес, Анатолий был вынужден покинуть свой дом и начать работать курьером.
Анатолий, 39 лет. Отшельник два года.
«Для меня это стало большим стрессом, — говорит он об этом опыте. «Я плохо общаюсь, и обычно только онлайн с небольшой группой людей».
В то время как эти фотографии приобретают новую остроту в условиях самоизоляции, изоляция и одиночество уже давно стали повсеместными в крупных городах. Анатолий признается, что чувствует себя одиноким каждый день. «В Москве очень быстрый темп жизни, — поясняет Ершова, — и люди просто не выдерживают этого и закапываются дома».
Крайнее затворничество — явление, распространенное по всему миру. Однако наиболее ярко это проявляется в Японии, где культурный акцент на конформизме побудил один миллион человек, известных как хикикомори (что переводится как «жить в одиночестве»), которые не вписываются в общество и прячутся от него.
На первый взгляд эксцентричные, неловко поставленные сюжеты Ершовой тоже могут показаться не в ладах с обществом. Множество предметов, разбросанных по их жилым помещениям, указывают на одержимых личностей: от памятных вещей из «Звездных войн» в комнате Ольги до настенных ковров для занятий йогой в спальне Елизаветы и различных мультяшных товаров, разбросанных по жилому пространству Михаила.
Анна, 27 лет, и Элиза, 30 лет. Отшельники уже семь лет.
За непослушание отшельников часто клеймят. Но ряд героев Ершовой утверждают, что одиночество — это вполне желательный образ жизни. «Сейчас мы живем во времена, когда уединение — это неплохо, — говорит Ольга. «С ростом Интернета и социальных сетей вам не нужно идти в дом друга, чтобы поболтать. Почти все виды досуга можно найти в Интернете».
«Люди, у которых есть любимое занятие, не чувствуют себя одинокими, и неважно, выходят они из дома или нет, — продолжает Ольга, большую часть своего времени уделяющая созданию 3D-моделей украшений.
Для других отшельников одиночество может быть трансцендентным. «Я никогда не чувствую себя одинокой, — настаивает Елизавета. «Я всегда нахожусь на каком-то ментальном и духовном плане, связанном со всеми, с кем я когда-либо соприкасался».
Возможно, для некоторых отшельников больше всего освобождает относительное забвение или отсутствие интереса к внешнему миру.
«Не все понимают мой образ жизни, — говорит Евгений, еще один застреленный Ершовой отшельник. — Но так как я не часто общаюсь с неприятными мне людьми, мне все равно.
Елизавета и Петр, 25 лет. Отшельники полтора года.
Ольга, 27 лет. Три года отшельник.
Евгений, 30 лет. Отшельник три с половиной года.
Кристина, 29 лет. Два года отшельник.
Алена, 31 год. Семь лет отшельник.
Михаил, 28 лет. Отшельник десять лет.
Михаил
Смотрите больше работ Натальи Ершовой на ее официальном сайте и подписывайтесь на ее Instagram .
Дейзи Шофилд — цифровой редактор Гека . Подпишитесь на нее в Твиттере.
Понравилась эта статья? Ставьте лайк Huck на Facebook или следите за нами на Twitter .
Записки из подполья: внутри странного мира русских отшельников
ФОТОГРАФИИ
Маша Чарнай 0002 Это была не совсем поездка на Уолден-Понд, но три года назад фотограф Данила Ткаченко покинул современный мир, чтобы исследовать внутренние районы России и Украины.
Почему вам стало интересно жить одному?
Мой отец жил в лесу отшельником около трех лет, но потом вернулся к городской жизни. Мне было интересно наблюдать, как человек выбирает отрезать себя от внешнего мира и пытается приблизиться к своему истинному я. Это вопрос поиска вашей настоящей личности. Когда я встретил этих людей, мне было интересно посмотреть, как они соотносятся со мной как горожанином. Но я и сам провожу много времени в одиночестве на природе. Около пяти лет назад я путешествовал по Горному Алтаю, когда я заблудился и должен был провести месяц в полном одиночестве. Это был очень тяжелый и важный опыт для меня, поэтому я решил исследовать его дальше.
Трудно было найти этих людей?
Я работал над этим проектом три года и побывал во многих местах, от Алтайского края до Урала и Украины. Мне пришлось обзвонить многие местные газеты, городские администрации [и] лесофермы в поисках каких-либо зацепок.
У вас есть оценка, сколько людей убегает в лес?
Трудно сказать точно, сколько там людей, но думаю, что немало. Россия — это страна, из которой вам легче сбежать, потому что здесь много простора и природы, и в то же время социальная среда не очень приятная.
Трудно ли было завоевать доверие этих людей?
Были времена, когда мне приходилось очень долго ездить на поезде, идти около 20 километров [12 миль]… просто чтобы узнать, что они совершенно не хотят со мной разговаривать. И я ничего не мог сделать, поэтому мне пришлось развернуться и вернуться. Иногда помогало принести еду.
Часто мне приходилось проводить с ними несколько дней, чтобы сначала познакомиться с ними, прежде чем мне разрешали фотографировать.
Религиозны ли люди, которых вы встретили?
Я встречал людей, принадлежащих к разным конфессиям. Было много русских православных христиан, а некоторые даже поклонялись природе. Было также немало атеистов, разочаровавшихся в религии.
Что заставило этих людей отказаться от цивилизации?
Каждая история уникальна. Но единственное, что, вероятно, всех их объединяет, это то, что они недовольны тем, как функционирует наше общество. Некоторые из них уходят из-за семейных проблем; другие уходят, например, из-за проблем с властями.
Очень многие из них сбежали в лес после перестройки, поняв, что не могут приспособиться к переменам. Это люди, которые проработали там 15-20 лет.
Кто-нибудь, чья история запомнилась вам?
Был один академик, который ушел из общества еще в 1990-х, потому что ему пришлось бороться во время перестройки.
Он переехал в лес, чтобы вывести новый сорт женьшеня, что он и сделал. Когда я встретил его во время работы над этим проектом, он был очень стар и наполовину слеп. Я думаю вернуться и навестить его, чтобы посмотреть, как хорошо он пережил зиму.
Можете ли вы описать условия их проживания?
Вы можете увидеть, какой у человека характер, просто взглянув на его дом. Есть те, кто строит целые дворцы из материалов, доступных в лесу. Одни выдалбливают пещеры, другие строят заборы и даже мосты. Работа является очень важной частью их жизни.
Что они едят?
Одни люди охотятся, другие выращивают себе еду. Они едят ягоды и грибы. Если вы достаточно хорошо знаете лес, он даст вам много еды. Но у них также есть возможность отправиться в близлежащие деревни и обменять свою добычу и урожай на то, что они не могут найти в лесу.
Эти люди счастливее, чем те, кто живет в городе?
Счастье — это очень личное понятие.